Консультация для педагогов «Развитие слухового внимания»
консультация

Парусова Светлана Николаевна

Консультация для педагогов «Развитие слухового внимания» - Понимание речи зависит как от слухового внимания, так и от жизненного опыта. Предлагаю  речевые игры и упражнения на развитие слухового внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_sluhovogo_vnimaniya.doc557 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
                        «Детский сад № 322 «Морозко»

Консультация для родителей

«Развитие слухового внимания»

Картинки по запросу "картинки по развитию слухового внимания""

Выполнила: Парусова С.Н.

С самого рождения человека окружает мир звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей… Но младенец не способен их различать и оценивать, это происходит со временем. Умение сосредотачиваться на звуках, необходимо для того чтобы слушать и понимать речь. Ребѐнок должен напрячь свой слух, чтобы уловить и различить звуки, то есть у него должно сформироваться – слуховое внимание. Сосредоточение на словах взрослого – и результат, и необходимое условие развития слуха, а затем и разговорной речи. Ребѐнок в 2,5 – 3 лет уже может внимательно слушать небольшие стихи, сказки, рассказы, а также представлять то, о чем в них говориться. Постепенно объем слухового внимания увеличивается, растѐт его устойчивость, формируется произвольность. Дети все больше ориентируются на слово–название предмета, слово-оценку поведения других детей и своего собственного, слово-приказ, слово-требование. Роль речи как объекта внимания детей особенно повышается, когда они сталкиваются с правилами, выдвигаемыми взрослыми. 

Направления работы развития слухового внимания:

* Пробуждение интереса к звукам окружающего мира и к звукам речи.

* Дифференциация неречевых звуков.

* Дифференциация тихих и громких звуков.

* Развитие умения определять направление и источник звука.

* Развитие умения локализировать звук в пространстве.

* Развитие умения соотносить количество звучаний с числом.

* Дифференциация звукоподражаний.

* Развитие умения локализировать и узнавать голос.

* Дифференциация неречевых и речевых звуков.

* Развитие умения ориентироваться на смысл сказанного.

* Развитие речевой памяти

* Развитие устойчивого внимания к звуковой оболочке слова.

Для развития слухового внимания хорошо имеет

разнообразные      музыкальные инструменты,  колокольчики, погремушки и др. Покажите ребѐнку различные музыкальные инструменты (барабан, бубен, ксилофон), дайте послушайте, как они звучат, а потом предложите отвернуться и угадывать, на каком инструменте Вы играете. Обращайте внимание ребѐнка на «домашние звуки». Спрашивайте: «Что там шумит?» Объясняйте: «Это шумит холодильник, это стиральная машина, пылесос, миксер, телефон звонит и т.п.» Привлекайте внимание ребѐнка: «Слышишь, как идѐт (стучит, шумит, капает) дождь, шумит ветер, едет машина летит самолѐт и т.п.» Сделайте вид, что Вы говорите по игрушечному телефону. Предложите ребѐнку то же. Пойте короткие, ритмичные песенки и читайте стихи. Приучайте слушать диски с песнями и сказками для детей.

Понимание речи зависит как от слухового внимания, так и от жизненного опыта. Расширяйте кругозор детей. 

Вот несколько  речевых игр и упражнений на развитие слухового внимания.

Игра «Угадай, кто кричит»

Цель. Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Учить детей определять игрушку по звукоподражанию.

Подготовительная работа. Подготовить озвученные игрушки, изображающие знакомых детям домашних животных: корову, собаку, козу, кошку и др.

Ход: Взрослый достает приготовленные игрушки (по одной), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, за­тем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный взрослым ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это.

Методические указания. Игру можно повторять 5-6 раз. Следить, чтобы дети внимательно слушали. Активизировать вопросами всех детей.

Игра «Солнце или дождик?»

Цель. Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.

Ход: Взрослый говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть   бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него».

Методические указания. Воспитатель проводит игру, меняя звучание бубна 3 - 4 раза.

«Кто как разговаривает?»

Цель:  расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос:
Корова  мычит
Тигр  рычит
Змея шипит
Комар пищит
Собака лает
Волк воет
Утка крякает
Свинья хрюкает
Вариант 2. Логопед бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.

«Что звучит?»

Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности.
Ход игры: педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, деревянные ложки). Дети должны отгадать что звучит.

Игра «Угадай, кто идет»

Цель. Учить детей выполнять действия согласно темпу звучания бубна. Воспитание умения определять темп звучания бубна.

Подготовительная работа. Педагог готовит 2 картинки с изображением шагающей цапли и скачущего воробья.

Ход: Педагог показывает детям картинку с цаплей и говорит, что у нее ноги длинные, она ходит важно, медленно, так медленно, как зазвучит сейчас бубен. Педагог медленно стучит в бубен, а дети ходят как цапли.

Потом взрослый показывает картинку, на которой нарисован воробей, и говорит, что воробей прыгает так быстро, как сейчас зазвучит бубен. Он быстро стучит в бубен, а дети скачут как воробушки. Затем педагог меняет темп звучания бубна, а дети соответственно,  то ходят как цапли, то прыгают как воробьи.

Методические указания. Менять темп звучания бубна надо не более 4 - 5 раз.

Игра «Угадай, что делать»

Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.

Подготовительная работа. Приготовить по 2 флажка на каждого ребенка.

Ход:  Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Если педагог громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо - держат руки на коленях.

Методические указания. Взрослому необходимо следить за правильной осанкой детей и правильным выполнением движений; чередовать громкое и тихое звучание тамбурина надо не более четырех раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.

справляются с заданием, можно увеличить количество предметов или взять предметы, близкие по звучанию.

Игра «Где позвонили?»

Цель. Учить детей определять направление звука. Развитие направленности слухового внимания.

Подготовительная работа. Взрослый готовит звоночек.

Ход: Дети садятся в кружок. Взрослый выбирает водящего, который становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают другого водящего.

Методические указания. Игру повторяют 4-5 раз. Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал глаза. Указывая направление звука, водящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие слухового внимания и восприятия у детей, имеющих задержку речевого развития»

Консультация для родителей  детей имеющих задержку речевого развития, содержит  игры для формирования фонематического слуха...

Памятка для педагогов: "Развитие слухового внимания через подвижные и дидактические игры на прогулке"

Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. В развитии голоса ребенка большую роль играет речь ...

Консультация для педагогов: «Развитие слухового внимания через подвижные и дидактические игры на прогулке».

Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь.В развитии голоса ребенка большую роль играет речь взрослых. Ч...

Консультация для педагогов «Развитие слухового внимания у детей»

Речевой слух включает в себя способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение воспринимать и различать разные качества речи: тембр, выразительность. Слуховое внимание - это умение сосредотачи...