Консультация для родителей " Развитие слухового внимания и слуховой памяти"
консультация по логопедии (старшая группа)

Консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                          Консультация для родителей

             «Развитие слухового

        внимания и слуховой памяти»

        Слуховое  восприятие  начинается  со СЛУХОВОГО  ВНИМАНИЯ  -  СЛУХОВОЕ  ВНИМАНИЕ  -   это умение сосредотачиваться на звуке, без которого невозможно слушать и понимать речь человека. Все  звуки, которые  человек  воспринимает  и  анализирует,  а затем  воспроизводит,  он  запоминает  благодаря слуховой памяти. СЛУХОВАЯ ПАМЯТЬ  -  запоминание,  сохранение  и воспроизведение  речевого  материала,  воспринятого  на  слух.

 

Игры  на  восприятие  звука  должны  дать  представление  о  разных  по  характеру шумах: шуршании (бумаги, листьев),  скрипе (пола, детали, двери)  стуке (в дверь, молотка), писке (мыши, щенка), бульканье (кипящей воды), звоне,  шелесте, шуме (поезда,  машин, дождя), о громком и тихом звуке, шепоте. В  этих  играх  ребенок  учится  различать «звучание»  знакомых  предметов,  бытовых  звуков (звонок  телефона,  звонок  в  дверь,  бегущей  из  крана воды,  тиканье  часов,  звук  работающей  стиральной машины),  музыкальных  инструментов  (колокольчик, барабан,  дудочка,  металлофон  и  т.д.),  голоса животных,  птиц.  На начальном этапе для различения неречевых  звуков  требуется  зрительно-двигательная опора.  Это  означает,  что  ребенок  должен  видеть предмет,  который  издает  какой-то  необычный  звук, сам  попробовать  извлечь  из  него  звук  разными способами,  то  есть  совершить  определенные  действия.  Дополнительная  чувственная  опора становится  не  обязательной  лишь тогда,  когда у  ребенка  сформировался  нужный  слуховой образ. 

Знакомство со звуками окружающего мира -  это  игры  для  развития  речевого  слуха —  умения  ребенка  различать  голоса  людей, понимать смысл фразы говорящего.  Вслушиваясь в слова,  играя с ними, ребенок формирует свой  слух,  улучшает  дикцию,  стараясь  приблизить  звучание  своей  речи  к  тому,  что  он слышит  от  окружающих.  Хорошо  развитый  речевой  слух  —  необходимое  условие, обеспечивающее  нормальное  и  своевременное  усвоение  звуков,  правильное  произношение слов, овладение речевой интонацией. Например:  «Узнай по голосу», «Что гудит?»  (кричит, смеётся), «Реакция  на  свое  имя», «Покажи,  кто поёт: папа, мама, девочка» и др.

Обучение  восприятию  на слух неречевых и речевых сигналов -  развитие  фонематического слуха,  т.  е.  умение  слышать  составные части  слова.  Используются  такие  игры:    «Поймай звук», «Покажи на предмет, когда я скажу правильно» (фок-СОК), «Определи место звука в слове» (начале, середине, конце), «Слова, похожие по звучанию» (мишка-миска) и др.

Обучение восприятию на слух речевого материала -  это  те  речевые  игры,  которые  педагоги  используют  на  занятиях  по  развитию речи. Например:  «Кто что делает?»,   «Положи  платок  на  стол, а мяч под  стол», «Куда  плывет  рыбка», а также при прослушивании инструкции ответить на вопросы.

         Именно через игру дети учатся слушать, слышать, чувствовать, познавать, творить, придаёт уверенность и веру в себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания на развитие произвольного внимания и слуховой памяти

Сборник устных заданий (текстов) с вопросами к ним, активирующие произвольное внимание и слуховую память. Могут использоваться в ходе коррекционно-развивающих занятий с психологом детей старшего дошко...

Консультация для родителей "Развитие зрительного внимания у дошкольников"

В консультации для родителей рассказано о важности развития зрительного внимания. В ней представлены игры и упражнения для развития зрительного внимания дошкольников 3-5 лет, которые можно использоват...

Консультация для родителей "Развитие речевого внимания"

Что такое речевое внимание? Как его  развивать? И нужно ли это делать?  Такими вопросами задаются многие родители. Каждый ребёнок слышит ежедневно  множество слов. Однако выделить их и ...

Использование игровых приёмов в семье на развитие слухового внимания и слуховой памяти у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Выступление на конференции  в заочно-дистанционной форме межрегиональную конференцию по теме: «Диалоговое взаимодействие в системе «педагог – родитель», преемственность...

Консультация для родителей "Развитие произвольности, внимания, памяти и мышления".

В файле представлена консультация и список игр, способствующих развитию  произвольности, внимания, памяти и мышления....