Методическая разработка «Растим юных патриотов»
методическая разработка

Лубашкина Анна Алексеевна

Патриотическое воспитание ребенка – основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Его необходимо воспитывать. Дети мало знают об историческом прошлом страны, о Великой Отечественной войне, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

В нормативных документах и программах дошкольных учреждений отражена необходимость активного взаимодействия с семьей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx25.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 50 общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому развитию»

города Чебоксары Чувашской Республики

Методическая разработка

«Растим юных патриотов»

Разработал:

Лубашкина А.А.

г. Чебоксары, 2024

Пояснительная записка

Актуальность.

Патриотическое воспитание ребенка – основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Его необходимо воспитывать. Дети мало знают об историческом прошлом страны, о Великой Отечественной войне, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

В нормативных документах и программах дошкольных учреждений отражена необходимость активного взаимодействия с семьей, однако при этом недостаточно разработаны содержание и формы работы с семьями с целью воспитания чувств патриотизма. Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов, приобретают особую актуальность в формировании основ патриотизма у дошкольников.

В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине. С каждым днем утрачивается связь поколений, очень мало осталось в живых ветеранов ВОВ. Молодежь не знает героев войны, какие подвиги они совершили, какие города и за какие заслуги удостоены звания «Город - Герой».

Игры, детские передачи, современные мультфильмы не прививают любви к Родине, у детей не формируется ценностное отношение к окружающему миру, труду других, нарушено чувство коллективизма.

В этой связи особую значимость приобретает знакомство дошкольников с жизнью страны, её историей.

В настоящее время в современном обществе сложилось определённое противоречие. С одной стороны все более заметной стала утрата традиционного российского патриотизма, а с другой стороны желание возродить работу по формированию патриотических чувств у детей, которые выражаются в соответствующих поступках и поведении.

С точки зрения реализации ФГОС данная тема имеет большую значимость. Её актуальность подтверждается программными требованиями к организации социально- личностного развития дошкольников, которые подчинены решению следующих задач:

- формировать гражданскую принадлежность, патриотические чувства (расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках);

- продолжать расширять представления о Российской армии, о трудной и почётной обязанности защищать Родину;

- воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов.

В связи с этим одним из приоритетных направлений деятельности педагогов нашей группы избрано патриотическое воспитание детей, в рамках которого был разработан и реализован проект «Растим юных патриотов».

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели и родители.

Тип проекта: проблемно-поисковый, творческий, групповой, краткосрочный.

Цель: формирование духовно-нравственных, гражданских и патриотических чувств у детей 6-7 лет посредством проектной деятельности.

Задачи:

- расширить представления детей о Великой Отечественной войне;

- воспитывать у дошкольников чувство любви к Родине;

- воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов и чувство гордости за народ, победивший врага;

- развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни;

- развивать речь детей, обогащать словарный запас через песни, стихотворения, диалоги о войне;

- развивать творческие способности, желание выражать в речи, продуктивной (рисовании, лепке, конструировании), игровой и музыкальной деятельности полученные знания о Великой Отечественной войне.

Ожидаемый результат:

- дети имеют достаточные для их возраста знания и представления о Великой Отечественной войне;

- у детей развито чувство любви к Родине, уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов и чувство гордости за народ, победивший врага;

- дети проявляют интерес к явлениям общественной жизни, стремятся принимать активное участие в жизни общества;

- обогащён словарный запас детей новыми словами, развиты речевые умения детей (исполнение песен, чтение стихотворений, диалоги о войне);

- развиты творческие способности, желание выражать в продуктивной (рисовании, лепке, конструировании), игровой и музыкальной деятельности полученные знания о Великой Отечественной войне.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный. Данный этап направлен на реализацию двух направлений: методическое оснащение и мотивация детей и родителей к предстоящей деятельности.

Основной. Знакомство с историей страны в годы ВОВ опирается на наглядный материал, представленный в форме презентаций и подборках иллюстраций в альбомах.

Заключительный. Оформление «Уголка Боевой Славы». Организация и проведение «Квест-игры» по гражданско - патриотическому воспитанию. Экскурсии в музей, к памятнику воинов-освободителей. Участие воспитанников и их родителей в патриотических акциях.

В основу проекта положены принципы:

Научной обоснованности и практической применимости.

Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями детей.

Комплексно-тематическое построение образовательного процесса.

Наглядность.

Учёт региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующего любовь к семье, городу, краю.

Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника.

Системно – организованный подход, который предполагает скоординированную работу всех специалистов.

Работа над проектом включает в себя: разработку и реализацию дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных игр, цикла занятий, проведение экскурсий по городу, подготовка и участие в патриотических акциях.


Содержание проекта

Форма работы

Содержание

Дидактические игры

«Определи род войск» «Раньше и теперь» «Защитники Отечества» «Великие люди России» «Памятные места нашего города»

Подвижные игры

«Минное поле»

«Болото-бурелом»

«Снайперы»

«Патриот»

Сюжетно – ролевые игры

«Почта», «Моряки».

Цикл занятий

«Война глазами ребенка»

«Песни тех времен»

«Плакаты войны»

«Как началась война»

«Память о войне давно седая – нам детей-героев не забыть»

«23 февраля – День защитника Отечества» «Партизанское движение»

«Пионеры-герои»

«Великие подвиги»

«Памятники и обелиски в честь воинов-освободителей»

«Священный праздник День Победы»

Беседы

«Праздник со слезами на глазах», «Памятные места родного города»,

«Что такое героизм»,

«Ордена и медали ВОВ»,

«Дети войны»,

«В нашей семье есть герой»,

«Георгиевская лента – символ Дня Победы»,

«Взрослым и детям нужен мир на всей планете».

Чтение и обсуждение художественных произведений о Родине и о Великой Отечественной войне

С.Михалков «Быль для детей»,

О.Высоцкая «Салют»,

А.Агебаев «День Победы»,

С.Орлов «9 мая 1945 года»,

Е.Благинина «Шинель»,

Е.Трутнева «Парад»,

А.Митяев «Землянка».

Знакомство с творчеством художников военных лет

Рассматривание репродукций картин:

Н.Кривоногов «Победа»,

Л.П. и С.П.Ткачевы «Май 45-го года»,

А.И.Лактионов «Письмо с фронта»,

А.А.Дейнека «Оборона Севастополя»,

Г.М. Коржев «Опаленные огнем войны».

Разучивание стихов и песен о Великой Отечественной войне

Участие в конкурсах на лучшее исполнение песен и конкурсах чтецов,

Концерт для ветеранов войны и родителей

Занятия по ИЗО деятельности

Рисунки и аппликации, изготовление открыток, конкурсы детского творчества

Прослушивание музыкальных произведений

«Священная война»,

«День Победы»,

«Катюша».

Просмотр фильма и презентаций

«Минута памяти», «Военная хроника», «Вечная память Героям!», «Священная война», «Дети-герои», «Города-герои», «Награды», «Военная техника».

Папки передвижки

«9 мая – День Победы!», «Великие сражения».

Работа с родителями:

- консультации по теме проекта;

- совместный сбор информации и материалов о ВОВ;

- участие родителей в оформлении выставок (совместные работы родителей и детей);

- совместное составление Книги Памяти (рассказы взрослых о членах семьи – участниках ВОВ, фото, документы, награды);

- посещение музея для родителей с детьми;

- возложение цветов к памятникам;

-совместная с родителями организация и проведение вечера памяти «Вспомним о великих тех годах».

Результаты:

Представленный проект был реализован нами в период с сентября по май. Нами были организованы и проведены мероприятия, представленные в планировании. Все формы и методы работы были подобраны с учётом возрастных особенностей детей 6-7 лет.

В результате работы над проектом дети осознали значимость победы в ВОВ для нашего народа. Расширили знания о войне, военной технике, о памятниках и монументах. Вместе с родителями посетили музеи, памятные места, возложили цветы к Вечному огню, а также приняли участие в акциях в поддержку бойцов, участвующих в настоящее время в спецоперации в Украине.

Благодаря активной работе и вовлечению в поисковую деятельность родителей, было собрано много информации о героических подвигах родных и близких, воевавших на фронте и работавших в тылу. Дети больше узнали об истории своей семьи, о героических подвигах своих прабабушек и прадедушек.

Через поисковый сайт «Подвиг народа» родителями найдено множество документов и наградных листов, свидетельствовавших о мужестве и героизме родственников, защитивших нашу Родину. Из собранных документов создана выставка «Мы помним! Мы гордимся!»

Дети пели песни и читали стихотворения о войне, вместе с родителями они рассказали о своих родных и близких, воевавших на фронте и работавших в тылу. Вместе мы послушали военные песни, посмотрели презентации и, конечно же, попробовали кашу из военного котелка. Родителям дети подарили памятные открытки в виде фронтовых треугольников.

Также детьми были нарисованы множество рисунков и о войне, и о мире, сделаны поздравительные открытки, посвященные празднику. Была создана выставка детских работ, посвященных Дню Победы. Ребята приняли участие в городских творческих конкурсах и литературном конкурсе чтецов.

В завершении проекта был проведен праздничный концерт для ветеранов ВОВ, бабушек и дедушек, посвященный Великой Победе.

Таким образом, можно сказать, что разработанный и реализованный проект «Растим юных патриотов», направленный на повышение уровня познавательного интереса в рамках патриотического воспитания дошкольников в повседневной жизни и на занятиях показал свою эффективность. Результатами проекта являются:

- создание условий для саморазвития ребенка, проявления его творческой деятельности.

- пополнение мини музея группы, подборка обширного иллюстративного материала;

- пополнение игротеки группы новыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм;

- положительная динамика в формировании представлений детей о истории страны и города в годы ВОВ;

- понимание детьми и их родителями значения подвига советских солдат в годы ВОВ (по результатам анкетирования родителей);

- пополнение методической копилки ДОУ материалом по ознакомлению с окружающим миром;

- повышение активности родителей в патриотическом воспитании в семье.

Перспектива развития проекта

Данный проект имеет широкую перспективу развития, т.к. даёт возможность дошкольникам лучше узнать историю своего города, своей страны, более бережного отношения к его достопримечательностям, уважение к своей семье, родственникам, жителям города, желание видеть свой город и страну процветающими.

Полученные детьми знания в процессе работы и после завершения проекта будут постоянно пополняться, т.к. у детей возникнет интерес к жизни своего небольшого, но исторически важного для всей страны города и всей страны в целом.

В дальнейшем проект может быть основой для проекта «Моя планета».


Список использованной литературы

1. Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина?» Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. Сфера, 2005г.

2. Логинова Л.В. «Что может герб нам рассказать…» Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. 2008г.

3. Кондрыкинская Л.А. «Дошкольникам о защитниках отечества» методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. Сфера, 2005.

4. Российская символика. Е. Ривина. Москва. 2014г.

5. Государственные символы России. Т. Шаляпина. Москва. 2002г.

6. Особенности патриотического воспитания. И. Казакова. 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Растим детей трудолюбивыми"

Методические рекомендации  по формированию трудолюбия у детей дошкольников....

Консультация для родителей " Растим юных патриотов России".

РАСТИМ  ЮНЫХ  ПАТРИОТОВ  РОССИИ. Музыкальный руководительМКДОУ «Детский сад «Теремок» ...

Проект по патриотическому воспитанию дошкольников "Растим юных патриотов" на тему "Мой город Чебоксары

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения и восстановления духовности, формирование нравственной личности гражданина и патриота своей страны, изучения прошлого и настоящего своей &qu...

Проект на тему «Растим юных патриотов"

Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время. Когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний.В настоящее время усиленно внимание к решению задач патриотическо...

Проект "Растим юных патриотов"

Организация работы дошкольного образовательного учреждения по патриотическому воспитанию дошкольников остается одним из актуальных направлений деятельности современного ДОУ. Важным в социализации ребе...

РАСТИМ ЮНЫХ ПАТРИОТОВ программа по патриотическому воспитанию детей (6-7 лет)

Новизна программы заключается в особенности организации образовательной деятельности с включением в процесс квест-технологии, которая обладает огромным развивающим потенциалом, так как нацелена на раз...