консультация для воспитателей
консультация (старшая группа)
организация физкультурных занятий занятий
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №3 г. Ельца»
Доклад
к семинару
Тема доклада: «Особенности организации и методики проведения физкультурных занятий в старших группах».
Подготовила:
воспитатель
Маслова О.В.
2023 год
Эффективность обучения физическим упражнениям старших дошкольников на физкультурном занятии обеспечивается с помощью различных способов организации детей. Эти способы при выполнении движений оказывают влияние на количество повторений за отведенное время, обеспечивают управление педагогом процессом усвоения материала, создают условия для осознанного овладения структурными компонентами движения и позволяют детям учиться не только у педагога, но и у своих сверстников. Фронтальная организация деятельности характеризуется одновременным выполнением всеми детьми одного и того же задания. Такой способ обеспечивает высокую моторную плотность занятия, но контроль над правильностью выполнения детьми упражнения затруднителен. Групповая организация деятельности предусматривает одновременное выполнение детьми различных заданий в нескольких группах. Он применяется в тех случаях, когда на занятии сочетается процесс обучения детей воспитателем и самостоятельное совершенствование детьми уже приобретенных двигательных навыков. С одной подгруппой проводится обучение запланированному движению, остальным предлагается выполнение уже знакомых, не требующих страховки упражнений. По команде воспитателя подгруппы меняются местами и снарядами. При такой организации у детей воспитывается ответственность, умение самостоятельно выполнять задания, сознательно совершенствовать свои навыки, а также создается возможность сохранять в течение занятия двигательную активность всей группы и моторною плотность занятия. Можно использовать индивидуальный способ - воспитатель разучивает упражнение с одним ребенком, а остальные в этот момент наблюдают и по мере освоения техники упражнения начинают его выполнять. Индивидуальная работа дает ощутимые результаты только для конкретного ребенка, другие воспитанники, ожидая своей очереди, выполняют упражнение в лучшем случае 1-2 раза, что недостаточно. Снижается в этом случае активность детей. Однако, педагогу легко оценить качество выполнения движения у каждого ребенка, делая индивидуальные указания, обеспечивая страховку для предупреждения травматизма. Кроме того используется поточный способ выполнения упражнений, когда все дети делают одно и тоже упражнение по очереди, друг за другом, непрерывно - поточно. Непрерывность поточного движения иногда не позволяет воспитателю исправлять у детей неточности двигательного действия, он следит за каждым ребенком и может в это время дать лишь краткую оценку выполнения упражнений или сделать краткое замечание. Наиболее целесообразно при обучении старших детей - смешанное использование разных способов организации, ведущее к повышению эффективности физкультурных занятий. Приемами обучения служат показ и объяснение. Однако в связи с обогащением двигательного опыта детей в этом возрасте чаще применяются объяснение без наглядного сопровождения или же показ элементов упражнения. Образец выполнения упражнений воспитатель дает в разных по отношению к детям положениях (лицом, спиной, боком). Желательно, чтобы в течение года в показе упражнений принял участие каждый ребенок. Необходимо продолжать учить детей быть внимательными во время показа и объяснений, выполнять задание в соответствии с указанием. Освоение детьми элементов техники движений должно происходить поэтапно. В целях предупреждения возможных ошибок воспитатель использует зрительные ориентиры. Например, в прыжках в высоту с разбега обозначает место отталкивания линиями. В подготовке инвентаря активное участие принимают дежурные. Старших дошкольников можно научить расставлять пособия на определенном расстоянии. Так, для перешагивания нужно поставить кубики на ширине двух ступней. Измерить расстояние ступнями, поставить их на одну линию, не составит трудностей для старших дошкольников. Для измерения расстояния желательно научить детей пользоваться мерками. Например: «Разложите набивные мячи так, чтобы расстояние между ними равнялось этой палочке». В дальнейшем для измерения большого расстояния можно применять шнур, который натягивают одновременно оба ребенка. Научившись выполнять отдельные поручения, связанные с расстановкой оборудования и пособий, дети будут готовы к дежурствам и смогут самостоятельно размещать необходимый физкультурный инвентарь. Команды и распоряжения педагога должны быть понятными детям, четкими, краткими, не слишком громкими ,что способствует поддержанию у детей бодрого настроения, возрастанию их двигательной активности. В подготовительной группе необходимо уделять особое внимание качеству осваиваемых основных видов движений, чтобы сформировать достаточно прочные навыки и умения. Следует развивать у детей умение анализировать свои движения, оценивать качество их выполнения, замечать ошибки и исправлять их. В содержании физкультурных занятий необходимо включать упражнения на формирование правильной осанки и предупреждение плоскостопия. В старшем возрасте применяется ходьба с высоким подниманием бедра, укрепляющая мышцы спины, брюшного пресса и ног, требующая сильного взмаха рук, способствующего развитию мышц плечевого пояса, укреплению связочного и суставного аппарата; ходьба с различными заданиями, выполняемыми по сигналу, - на ориентировку в пространстве, изменение темпа, направления, с различными перестроениями, между предметами; ходьба скрестным шагом, развивающая ловкость; ходьба приставным шагом; ходьба с дополнительными движениями рук, с предметами; ходьба по уменьшенной площади опоры с постепенным подъемом в высоту, а также на различной высоте (мостики, доски, бревна), содействующая воспитанию чувства равновесия, выдержки, собранности, ловкости, экономности движений. При обучении строевым упражнениям особое внимание следует обращать на развитие умения быстро ориентироваться в пространстве и действовать в соответствии с командой - строится в колонну по одному, в шеренгу по росту, в пары, в круг и несколько кругов; перестраиваться в колонну по 2,3,4, делая повороты на месте и в движении, смыкаться, размыкаться и т. п. В старшей группе воспитатель уделяет внимание, качеству выполнения строевых упражнений, используя словесные приемы обучения. Упражнения, включенные во вводную часть занятия, могут проводиться диктантным способом, т. е. когда педагог называет действие, и дети тут же приступают к его осуществлению. Такой способ подачи заданий вырабатывает быстроту ответной реакции, способность действовать с ходу. В старшей группе на занятии даются 6-8 общеразвивающих упражнений, которые выполняются из разных положений; каждое упражнение повторяется 5-8 раз. От ребенка требуется не только точно соблюдать направления движения, его амплитуду, темп выполнения, правильно занимать исходное положение, но и точно соблюдать промежуточные, а также конечные положения. Следует использовать упражнения, требующие силовых усилий: опустить ноги, поднять вверх под углом, и т. п. Объяснения должны быть четкими, с интонацией. Новое упражнение следует назвать, затем показать, сопровождая показ объяснением, и только после этого дети могут приступать к его выполнению. Если упражнение не сложное, то достаточно его назвать и объяснить, а выполнять его дошкольники могут самостоятельно по словесному описанию. Знакомые детям упражнения только называются. Темп воспитатель задает счетом. Упражнения можно сопровождать музыкой. По ходу их повторения педагог дает дополнительные указания, подбадривает, поощряет. Иногда можно привлечь к показу ребенка, который выполняет его правильно. Воспитатель объясняет только новые составные элементы двигательного действия, а знакомые элементы уточняются при участии детей. Как правило, для разучивания на занятии следует брать одно новое движение и 2-3 для закрепления. Не следует подряд давать движения, воздействующие на одну и ту же группу мышц. Каждое основное движение осваивается не менее чем на 2-3 занятиях подряд, с отработкой отдельных элементов. При этом изменяются приемы обучения, способы организации детей. В течение года ранее разученные движения следует периодически повторять, отмечая успехи ребенка, подбадривая тех, у кого что-то не получается.
Таким образом, физкультурные занятия в старшем дошкольном возрасте в силу возросших возможностей детей имеют ряд особенностей, которые проявляются в содержании занятий, методике проведения упражнений и способах организации детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей "Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
Основная цель создания данного материала - обучения детей Правилам дорожного движения. ...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у дошкольников экологических начал». Консультация для воспитателей на тему: «Азбука экологии на прогулках».
Помощь воспитателям в формировании у детей экологической культуры....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей
Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...