Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Ефремова Татьяна Викторовна

Уважаемые коллеги! Из статьи вы узнаете какие существуют  средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sredstva_obespecheniya_korrektsionno.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса

1. Средства обучения представляют собой целесообразно организованные методические пути для решения тех или иных образовательных задач.

К средствам обучения относятся:

  • живое слово учителя;
  • виды искусства;
  • наглядные пособия;
  • технические средства обучения;
  • собственная деятельность детей;
  • педагогические ситуации; природная среда;

• окружающая обстановка.

Средства обучения в коррекционно-образовательном процессе должны соответствовать процессам специального образования. Эффективность использования того или иного средства обучения зависит от целого ряда объективных и субъективных факторов.

Выделяют следующие функции средств обучения:

  • компенсаторную;
  • адаптивную;
  • информативную;
  • интегративную;
  • инструментальную.

2.        Слово учителя — важнейшее средство обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.

Дактильная речь (по определению Т.И. Галишниковой) представляет собой общение при помощи ручной азбуки, где каждая буква алфавита изображается пальцами руки знака — дактилемы, которые складываются в целостные речевые единицы. При передаче сообщения глухонемому его рука накладывается на руку говорящего, и он с опорой на тактильные ощущения "считывает" передаваемую информацию.

Жестовая речь имеет две разновидности:

  • разговорная — употребляется как средство неофициального межличностного общения;
  • калькирующая — каждый жест эквивалентен слову; порядок жестов такой же, как и порядок слов в предложении.

Зрительное восприятие устной речи — "чтение с лица", или чтение с губ, — используется неслышащими в качестве средства, упрощающего процесс восприятия информации.

Пиктографическое (символьное) письмо выступает средством общения с лицами, имеющими тяжелые нарушения опорно-двигательного аппарата, сопряженные с невозможностью речевой деятельности.

3.        Музыка, живопись, декоративно-прикладное искусство  эффективные средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в специальном образовании.

Направления в применении различных видов искусства в коррекционно-педагогическом процессе (по Т.И. Галишниковой):

  • психофизиологическое — коррекция психосоматических нарушений:
  • психотерапевтическое — воздействие на когнитивную и эмоционально-волевую сферы;
  •  психологическое ~ катарсистическая, регулятивная, коммуникативная функции;
  • социально-педагогическое — развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественного кругозора, активизация потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве.

Реализация этих направлений осуществляется через определенные методики, которые используются в артпедагогике и в арттерапии.

4.        Функцию средства обучения выполняет собственная художественная деятельность детей:

  • художественно-речевая;
  • театрализованно-игровая и др.

Это помогает:

  • развитию речи, общения;
  • познанию прекрасного;
  • раскрытию творческого потенциала личности.

5.        Проектирование содержания специального образования осуществляется в учебной литературе, к которой относятся учебники и учебные пособия, предназначенные для использования в коррекционно-образовательном процессе.

Среди всех видов учебной литературы особое место занимает школьный учебник, соответствующий требованиям специального образовательного процесса. Он должен содержать (по определению Т.И. Галишниковой):

  • пропедевтические или дополнительные разделы, фрагменты учебного материала для заполнения пробелов в знаниях об окружающем мире в соответствии с характером нарушения развития;
  • средства актуализации знаний и личного опыта, активизации познавательной деятельности и мотивации учения;
  • средства для развития речи и мышления ребенка в соответствии с особенностями его недостатков;
  • средства для коррекции и активизации сенсомоторного развития;
  • задания, упражнения для становления навыков предметно-практической деятельности;
  • упражнения, направленные на формирование компенсаторных механизмов.

6.        В специальном обучении особую роль играют средства наглядности:

  • реальные объекты (предметы, явления, процессы);
  • их изображения, с помощью которых можно сделать понятным для учащихся события, явления, процессы, не доступные непосредственному наблюдению;
  • модели изучаемых объектов и явлений.

Дидактический материал, который активно используется в коррекционно-образовательном процессе, делится:

  • на предметный;
  • изобразительный;
  • словесный.

Дидактический материал должен быть составлен и подобран таким образом, чтобы наиболее полно соответствовать индивидуальным особенностям каждого ребенка с особыми образовательными потребностями.

Средства словесной наглядности (записи на доске, орфоэпические материалы, словарики, схемы речевых высказываний и т. п.) способствуют речевому развитию детей с особыми образовательными потребностями.

Использование в коррекционно-образовательном процессе моделирования значительно обогащает сенсорный опыт учащихся. Учитель должен творчески применять наглядные средства сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и конкретным условиям обучения.

7.        Технические средства обучения (ТСО) - необходимый, обязательный компонент коррекционно-образователъного процесса.

ТСО включают приборы и устройства, служащие для повышения эффективности и качества обучения:

  • визуальные - диафильмы, диапозитивы и диапроекционная аппаратура;
  • аудиальные - звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура и фонограммы;
  • аудиовизуальные - видеозаписи, кинофильмы, телепередачи, кино-, видео- и телевизионная аппаратура;
  • манипуляционные — тренажеры;
  • автоматические — компьютерная техника и материалы.

В современных условиях перспективным средством обеспечения специального образовательного процесса является компьютер, с помощью которого можно осуществлять диагностику,

коррекцию и обучение детей с отклонениями в развитии.

Использованные источники:

Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. С. 194—195.

Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. С. 17, 387.

Психолого-педагогический словарь. С. 436.

Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 148-157.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования»

Консультация раскрывает вопрос о средствах обучения детей с особыми образовательными потребностями, которые обеспечивает необходимый уровень сознательности и прочности усвоения учебного материала....

Программно-методическое обеспечение коррекционно-образовательного процесса

Дан список методического комплекта для учителя-логопеда...

Учебно-методический материал для обеспечения коррекционно-образовательного процесса. Дидактическое пособие: «Диво-панама»

«В некотором царстве, в некотором государстве жили-были …» - так красиво и загадочно начинаются многие волшебные сказки. Царство – это внутренний мир, мир душевных переживаний, чувств, творческих нахо...

консультация для педагогов Тема: «Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования»

Данная консультация познакомит  педагогов с использованием  средств обучения с детьми  коррекционных групп ,имеющих различные нарушения в развитии...

Мастер - класс "Использование песка, как средства организации коррекционно - образовательной деятельности с дошкольниками"

Современные условия ФГОС ДО дали толчок к поиску инновационных, интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста, обеспечивающих всестороннее развитие детей, их ком...

Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса

Эта статья расскажет вам о средствах  обеспечения коррекционно-образовательного процесса...