Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Уважаемые коллеги! Из статьи вы узнаете какие существуют средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса
1. Средства обучения представляют собой целесообразно организованные методические пути для решения тех или иных образовательных задач.
К средствам обучения относятся:
- живое слово учителя;
- виды искусства;
- наглядные пособия;
- технические средства обучения;
- собственная деятельность детей;
- педагогические ситуации; природная среда;
• окружающая обстановка.
Средства обучения в коррекционно-образовательном процессе должны соответствовать процессам специального образования. Эффективность использования того или иного средства обучения зависит от целого ряда объективных и субъективных факторов.
Выделяют следующие функции средств обучения:
- компенсаторную;
- адаптивную;
- информативную;
- интегративную;
- инструментальную.
2. Слово учителя — важнейшее средство обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.
Дактильная речь (по определению Т.И. Галишниковой) представляет собой общение при помощи ручной азбуки, где каждая буква алфавита изображается пальцами руки знака — дактилемы, которые складываются в целостные речевые единицы. При передаче сообщения глухонемому его рука накладывается на руку говорящего, и он с опорой на тактильные ощущения "считывает" передаваемую информацию.
Жестовая речь имеет две разновидности:
- разговорная — употребляется как средство неофициального межличностного общения;
- калькирующая — каждый жест эквивалентен слову; порядок жестов такой же, как и порядок слов в предложении.
Зрительное восприятие устной речи — "чтение с лица", или чтение с губ, — используется неслышащими в качестве средства, упрощающего процесс восприятия информации.
Пиктографическое (символьное) письмо выступает средством общения с лицами, имеющими тяжелые нарушения опорно-двигательного аппарата, сопряженные с невозможностью речевой деятельности.
3. Музыка, живопись, декоративно-прикладное искусство эффективные средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в специальном образовании.
Направления в применении различных видов искусства в коррекционно-педагогическом процессе (по Т.И. Галишниковой):
- психофизиологическое — коррекция психосоматических нарушений:
- психотерапевтическое — воздействие на когнитивную и эмоционально-волевую сферы;
- психологическое ~ катарсистическая, регулятивная, коммуникативная функции;
- социально-педагогическое — развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественного кругозора, активизация потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве.
Реализация этих направлений осуществляется через определенные методики, которые используются в артпедагогике и в арттерапии.
4. Функцию средства обучения выполняет собственная художественная деятельность детей:
- художественно-речевая;
- театрализованно-игровая и др.
Это помогает:
- развитию речи, общения;
- познанию прекрасного;
- раскрытию творческого потенциала личности.
5. Проектирование содержания специального образования осуществляется в учебной литературе, к которой относятся учебники и учебные пособия, предназначенные для использования в коррекционно-образовательном процессе.
Среди всех видов учебной литературы особое место занимает школьный учебник, соответствующий требованиям специального образовательного процесса. Он должен содержать (по определению Т.И. Галишниковой):
- пропедевтические или дополнительные разделы, фрагменты учебного материала для заполнения пробелов в знаниях об окружающем мире в соответствии с характером нарушения развития;
- средства актуализации знаний и личного опыта, активизации познавательной деятельности и мотивации учения;
- средства для развития речи и мышления ребенка в соответствии с особенностями его недостатков;
- средства для коррекции и активизации сенсомоторного развития;
- задания, упражнения для становления навыков предметно-практической деятельности;
- упражнения, направленные на формирование компенсаторных механизмов.
6. В специальном обучении особую роль играют средства наглядности:
- реальные объекты (предметы, явления, процессы);
- их изображения, с помощью которых можно сделать понятным для учащихся события, явления, процессы, не доступные непосредственному наблюдению;
- модели изучаемых объектов и явлений.
Дидактический материал, который активно используется в коррекционно-образовательном процессе, делится:
- на предметный;
- изобразительный;
- словесный.
Дидактический материал должен быть составлен и подобран таким образом, чтобы наиболее полно соответствовать индивидуальным особенностям каждого ребенка с особыми образовательными потребностями.
Средства словесной наглядности (записи на доске, орфоэпические материалы, словарики, схемы речевых высказываний и т. п.) способствуют речевому развитию детей с особыми образовательными потребностями.
Использование в коррекционно-образовательном процессе моделирования значительно обогащает сенсорный опыт учащихся. Учитель должен творчески применять наглядные средства сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и конкретным условиям обучения.
7. Технические средства обучения (ТСО) - необходимый, обязательный компонент коррекционно-образователъного процесса.
ТСО включают приборы и устройства, служащие для повышения эффективности и качества обучения:
- визуальные - диафильмы, диапозитивы и диапроекционная аппаратура;
- аудиальные - звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура и фонограммы;
- аудиовизуальные - видеозаписи, кинофильмы, телепередачи, кино-, видео- и телевизионная аппаратура;
- манипуляционные — тренажеры;
- автоматические — компьютерная техника и материалы.
В современных условиях перспективным средством обеспечения специального образовательного процесса является компьютер, с помощью которого можно осуществлять диагностику,
коррекцию и обучение детей с отклонениями в развитии.
Использованные источники:
Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. С. 194—195.
Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. С. 17, 387.
Психолого-педагогический словарь. С. 436.
Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. С. 148-157.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования»
Консультация раскрывает вопрос о средствах обучения детей с особыми образовательными потребностями, которые обеспечивает необходимый уровень сознательности и прочности усвоения учебного материала....
Программно-методическое обеспечение коррекционно-образовательного процесса
Дан список методического комплекта для учителя-логопеда...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ И КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГРОВЫХ СРЕДСТВ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Из опыта использования ИКТ и КИС и СРО....

Учебно-методический материал для обеспечения коррекционно-образовательного процесса.Дидактическое пособие: «Диво-панама»
«В некотором царстве, в некотором государстве жили-были …» - так красиво и загадочно начинаются многие волшебные сказки. Царство – это внутренний мир, мир душевных переживаний, чувств, творческих нахо...

консультация для педагогов Тема: «Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования»
Данная консультация познакомит педагогов с использованием средств обучения с детьми коррекционных групп ,имеющих различные нарушения в развитии...

Мастер - класс "Использование песка, как средства организации коррекционно - образовательной деятельности с дошкольниками"
Современные условия ФГОС ДО дали толчок к поиску инновационных, интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста, обеспечивающих всестороннее развитие детей, их ком...

Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса
Эта статья расскажет вам о средствах обеспечения коррекционно-образовательного процесса...