Семинар-практикум «Использование приёмов ТРИЗ – технологий в процессе формирования познавательной активности и речи детей дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)

Данилова Елена Владимировна

В настоящее время проблема коммуникативной готовности к школе является наиболее актуальной. Среди многообразия современных образовательных методов именно технология ТРИЗ отвечает поставленным задачам. Главная цель ТРИЗ технологии – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, выделять проблемную ситуацию, видеть её противоречивые стороны, находить способы её разрешения, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx145.53 КБ

Предварительный просмотр:

 Семинар-практикум

«Использование приёмов ТРИЗ – технологий в процессе

формирования познавательной активности и речи детей дошкольного возраста»

 

                                                                                         

«Использование элементов технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников»

       В настоящее время проблема коммуникативной готовности к школе является наиболее актуальной. Среди многообразия современных образовательных методов именно технология ТРИЗ отвечает поставленным задачам.

Главная цель ТРИЗ технологии – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, выделять проблемную ситуацию, видеть её противоречивые стороны, находить способы её разрешения, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми. Эта цель соответствует требованиям деятельностного подхода к дошкольному развитию, а, следовательно, отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования.

 


2. ТРИЗ технология в системе работы по развитию речи дошкольников.

       Работа с дошкольниками по ТРИЗ интересная и многоплановая. Богатейшие возможности даёт использование элементов ТРИЗ для развития речи дошкольников. Позиция педагогов, разработчиков приёмов и методов ТРИЗ для дошкольников, заключается в том, что речь - не цель, а средство коммуникации и познания мира. Поэтому методики ТРИЗ направлены не столько на развитие речи, сколько на формирование картины мира, которую дети хотели бы и могли бы отражать в речи.  Использование этих методик также влияет на развитие мышления, воображения, эмоций и, как следствие, развитие коммуникативных навыков.

      Разнообразные методы и приёмы ТРИЗ активно используются дошкольными педагогами. Систематическое использование этих методов позволяет не только количественно, но и качественно расширить словарь детей, способствует установлению разнообразных смысловых связей между словами (родовидовых, антонимических, родственных и др.). А также, они мотивируют ребенка к активному творческому поиску, учат вести диалог, высказывать свою точку зрения, помогают преодолеть страх ошибки, что очень важно для детей с нарушениями речи.

Методика типовых приёмов фантазирования.

      Типовые приёмы фантазирования (далее ТПФ) созданы Г. С. Альтшуллером в семидесятых годах ХХ века для активизации мыслительной деятельности людей, занимающихся изобретательством.

     Приёмы типового фантазирования адаптированы для работы с дошкольниками. По мере овладения детьми методикой «Объект – имя признака – значение признака» мы начинаем знакомить их с тем, что почти любой признак объекта может меняться (мокрая одежда становится сухой, мягкий хлеб может стать твердым и т.п.). Преобразование признаков ведет к более глубокому изучению объекта в целом, а также к созданию новых объектов под определённую цель.

Общая цель ТПФ

Научить ребенка делать фантастические преобразования объекта по какому - либо признаку.

Для эффективного понимания приемов фантазирования и усвоения его значения, предлагаются символы, обозначающие имя «Волшебника» и его значение, это может быть изготовлена кукла-волшебник со сменными плащами либо это могут быть  «Волшебные ободки».

Для детей дошкольного возраста преобразования выступают как «волшебники»:

  1. Волшебник Увеличения-Уменьшения (ребенок выбирает объект и его свойства и производит фантастическое преобразование)
  2. Волшебник Дробления-Объединения (выбранный объект дробится на части и перепутывается по структуре, либо меняется своими частями с другими объектами) (Рис.6).
  3. Волшебник  Наоборот (у объекта выявляется какое-либо свойство и преобразуется на противоположное) (Рис.7).
  4. Волшебник Оживления-Окаменения (выбранный объект либо его часть становятся максимально подвижным или абсолютно неподвижным) (Рис.8).
  5. Волшебник Времени (многофункционален и предполагает преобразование временных процессов, протекающих в объектах: Волшебник Ускорения, Волшебник Замедления, Волшебник Остановки Времени) (Рис.9).

Для знакомства с «Волшебниками» и дальнейших игр с ними мы используем «Волшебные ободки» (Рис. 3,4).

C:\Users\mrale\Desktop\фото\IMG_20200128_155109.jpg

Рис. 3                          Рис. 4

 Одевая ободок, ребенок превращается в того или иного «Волшебника», который совершает различные преобразования.

В Приложении 2 размещен образец «Волшебников» для «волшебных ободков».

  1. Прием «Увеличение – уменьшение».

Рис. 5

 Этот самый простой приём, он широко используется в сказках, былинах, в фантастике. Например: Дюймовочка, Мальчик-с-пальчик, Гулливер, Лилипуты. Увеличивать и уменьшать можно практически все: размер,вес, рост, громкость, богатство, расстояния, скорости.

Увеличивать можно неограниченно от действительных размеров до бесконечно больших иуменьшать можно от действительных размеров до нулевых, то есть до полного уничтожения.

На начальном этапе знакомства с приёмом «увеличение – уменьшение» мы играем в «Великана» и «Дюймовочку».

Цель игры: используя приём «увеличение – уменьшение», закрепить навыки суффиксального словообразования.

Оборудование: «волшебные ободки», «волшебная палочка», набор предметных картинок или муляжи.

Содержание игры: ребёнок одевает ободок и, дотрагиваясь палочкой до картинки или предмета, называет его.

Например, ребёнок превратился в волшебника «Уменьшения» и преобразовывает все предметы для Дюймовочки. «Дюймовочке нужен не дом, а домик, не шкаф, а шкафчик, не стол, а столик, не юбка, а юбочка и т.д.»

«Хорошо-плохо».

Цель:используя приём «увеличение – уменьшение», развивать воображение, мышление, навыки построения сложных предложений с причинно-следственной связью.

Оборудование: «волшебные ободки», «волшебная палочка», набор предметных картинок или муляжей.

Содержание игры: ребенку говорят: «Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшатьвсё, что ты захочешь. Что бы ты хотел увеличить, а что уменьшить? И что из этого получится? К чему это приведёт? Что хорошего и что плохого из этого получится?»

Например: «Я хочу увеличить конфету до размера шкафа! Это хорошо, потому что я смогу всех угостить. Это плохо, потому что могут заболеть зубы».

Дети 6 - 7 лет дети могут уже самостоятельно использовать приём «увеличение – уменьшение» для сочинения сказки или решения проблемной ситуации.

«Старая сказка на новый лад».

Цель: используя приём «увеличение – уменьшение», развивать воображение, мышление, связную речь.

Содержание: волшебник «увеличения – уменьшения» заколдовал какой-то предмет или героя сказки. Детям предлагается придумать, как изменится сюжет сказки.

Например, репка выросла маленькая-премаленькая. Что будет делать дед?

Другой вариант игры, когда дети сами предлагают, кого или что надо «увеличить – уменьшить» в сказке, чтобы изменился финал.

Например, что изменить в сказке «Колобок», чтобы его не съела лиса? Что изменить в сказке «Курочка Ряба», чтобы яичко не разбилось?

  1. Приём «Дробление - объединение».

Рис. 6

Приём предназначен для фантастического преобразования с позиции деления и комбинирования в любом варианте объектов или их частей. Этот приём также широко используется в сказках: Русалка, Змей Горыныч, Тяни-Толкай.

В работе с дошкольниками приём представлен двумя волшебниками: Волшебником Деления, который все делит, и Волшебником Объединения, который все объединяет. Основной принцип их действия - отсутствие всяких правил, алогичность деления и комбинирования.

На начальном этапе формируем у детей навык деления предметов на части через игру «Дели - соедини».

Цель: используя приём «Дробление – объединение», активизировать предметный словарь (части предметов) дошкольников.

Оборудование: «волшебные ободки», «волшебная палочка», предметные картинки.

Содержание игры: одевая «волшебный ободок», ребенок превращается в волшебника «Дробления» и, дотрагиваясь «волшебной палочкой» до картинки, называет части изображённого объекта.

Например, волшебник «Дробления» разделил дерево на ствол, корни, ветки и листья.

Аналогично игра проводится с волшебником «Объединения».

Например, волшебник «Объединения» увидел кирпичи – построил дом, увидел цветы – собрал букет.

«Сказочные загадки».

Цель:используя приём «Дробление – объединение», развивать память и связную речь.

Содержание игры: волшебник «Дробления» разделил сказку «на части». Угадайте, что это за сказка?

Например, корзинка, пирожки, девочка, бабушка, лес, волк, охотники. Что это за сказка?

Затем ребёнок, одевая «волшебный ободок», превращается в волшебника «Дробления» и уже самостоятельно делит другую предложенную сказку на части, а другие дети отгадывают сказку.

«Фантазёры».

Цель: используя приём «Дробление – объединение», развивать воображение и связную речь путём создания несуществующих предметов, животных, сказочных героев; закреплять навыки словообразования сложных слов и правильного употребления притяжательных прилагательных.

Оборудование: картинки с изображением предметов, животных или сказочных героев.

Содержание игры: ребёнок выбирает две картинки и придумывает, что или кто получится, если объединить их части.

Например, у ребёнка картинка зайца и ежа. Если объединить зайца с ежиными колючками, то волк никогда не съест зайца.  

«Шифровальщики».

Цель: используя приём «Дробление – объединение», развивать навыки словообразования и словотворчества.

Оборудование: предметные картинки с изображением сложных слов.

Содержание игры: перед детьми картинки с изображением предметов, которые обозначаются сложными словами (снегокат, вертолёт, самолёт, паровоз, молоковоз и т.д.). Задача детей объяснить, какие слова Волшебник «Объединения» «подружил».

Затем детям предлагается самостоятельно «подружить» любые слова и объяснить, что у них получилось, или как это можно использовать. Приветствуются даже самые невероятные предложения.

  1. Приём «Наоборот»

Рис. 7

Суть приёма заключается в выявлении определённого признака или значения признака объекта и замене их на противоположные.

Начинаем знакомство с этим приёмом с игры «Скажи наоборот».

Цель: активизировать в речи детей слова с противоположным значением (антонимы).

Оборудование: мяч.

Содержание игры: ведущий произносит слово и бросает мяч ребенку. Ребенок называет слово с противоположным значением и бросает мяч обратно.

«Перевёртыши».

Цель: закрепить умение понимать и использовать логико-грамматические конструкции.

Оборудование: набор предметных и сюжетных картинок.

Содержание игры: волшебник «Наоборот» «поссорил» слова и перепутал их значения. Помогите «помирить» слова и исправить ошибки. Используются предложения типа: Гвоздями забивают молоток. Дорога едет по машине. Лес растет в землянике. На начальном этапе можно использовать картинный материал для зрительной опоры. Затем предлагается детям самим придумать весёлые «перевёртыши».

«Сказочные перевёртыши».

Цель: используя приём «Наоборот», развивать воображение и связную речь.

Содержание игры:педагог называет детям сказку и предлагает заменить свойства героев на противоположные, а затем рассказать сюжет новой сказки.

Пример:«Добрый волк и три злых поросенка», «Голодный колобок».

  1. Приём «Оживление – окаменение».

 Рис.8

При воздействии Волшебника «Оживления» неживое становится живым и подвижным, живые организмы становятся более динамичными.

При воздействии Волшебника «Окаменения» живое становится неподвижным, а неживое – абсолютно статичным.

Использование приёма «Оживление– окаменение» позволяет изменять объект, его часть или место обитания по признаку динамичности или статичности.

Этот приём часто используется для создания сказочных персонажей: Колобок – оживший кусок теста, Буратино – ожившее полено, Снегурочка – оживший снег и т.д.

«Превращалки».

Цель: используя приём «оживление-окаменение», развивать воображение и речь.

Оборудование: «волшебный ободок», предметные картинки, сундучок.

Содержание игры: ребёнок достаёт из сундучка картинку и «превращает» живое в неживое, и наоборот. При этом ребёнок должен объяснить, что произойдёт с этим предметом после превращения.

  1. Приём «Преобразование времени».

Рис.9

Этот приём основан на изменении признаков времени. Для преобразования берутся разные свойства времени. Волшебник Времени может ускорить (Волшебник Ускорения), замедлить (Волшебник Замедления) или остановить время для объекта, его частей или места нахождения (Волшебник Остановки времени).

Для овладения этим приёмом используем игру «Машина времени».

Цель:используя приём «Преобразование времени», развивать воображение и связную речь.

Оборудование: «волшебные ободки».

Содержание игры: надевая ободок, ребёнок превращается во властелина времени. Ему предлагается внести изменения в режим дня, календарь природы или в график работы каких-либо объектов. А затем объяснить, зачем ему это нужно.

Например, ребёнок хочет, чтобы время тихого часа ускорилось, потому что он не любит спать днём. А время прогулки замедлилось, потому что он очень любит гулять.

Используя «Волшебников», мы предоставляем возможность ребенку самостоятельно находить новые нестандартные решения проблем, выявлять противоречия, делать фантастические преобразования объекта по какому - либо признаку создавать новые объекты природного и рукотворного мира.

Нами была создана картотека развивающих игр с волшебниками –преобразователями.

Игры разработаны с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, основаны на изучении признаков объекта и преобразовании объектов окружающего мира, создании новых объектов с новыми признаками.

Дидактические игры:

-«Что сначала, что потом»

-«Машина времени»

-«В гостях у Волшебника, умеющего останавливать время»

-«Парные картинки»

-«Волшебник Наоборот просит выполнить задание»

-«К нам пришел Волшебник Универсал»

-«Приглашаем Волшебника Специала»

-«Мы – Волшебники Оживления – Окаменения».

-«Волшебник Дробления – Объединения проводит чудесные преобразования»

-«Подарки Волшебника Дробления – Объединения».

-«Крохи и великаны».

- «Покажи волшебника»

- «Назови волшебника»

- «Волшебные превращения».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей: «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»....

Консультация для воспитателей «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

Консультация для воспитателей«Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». Математика - это язык, на котором написана кн...

Организация и значение опытно-экспериментальной деятельности для формирования познавательной активности у воспитанников старшего дошкольного возраста

Наша жизнь становится все сложнее и разнообразнее; она требует от человека не шаблонных и привычных действий, а подвижности мышления, творческого подхода к решению любых задач. Федеральный з...

Конспект НОД "Применение парционально-инновационной программы "Росток" по ТРИЗ - РТВ А.М. Страунинг как средство развития речи детей дошкольного возраста".

Программное содержание:1.Учить детей составлять ассоциативные цепочки и уметь их объяснить; сопоставлять противоположные умения.2.Продолжать формировать умение графически изображат...

«Методическая разработка по формированию познавательной активности с детьми старшего дошкольного возраста»

Развитие познавательной активности и исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Каждый выпускник дошкольного образовательного учреждения должен обладать...

Использование игровых приёмов в процессе формирования зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Использование игровых приёмов в процессе формирования зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста с ОВЗ...