«Методическая разработка по формированию познавательной активности с детьми старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)

Наталия Александровна Чурсина

Развитие познавательной активности и исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Каждый выпускник дошкольного образовательного учреждения должен обладать интегративными качествами: любознательный, активный, способный решать интеллектуальные и личностные задачи, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Берёзка»

«Методическая разработка по формированию познавательной активности с детьми старшего дошкольного возраста»

                                     

Подготовил воспитатель:

 Ярошенко Н.И

Новый Уренгой

2021

Что я слышу – забываю

Что я вижу - помню.

Что я делаю – понимаю.

 ( Конфуций).

           Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.

             Особое внимание к данной области дошкольного образования  появилось в связи с публикацией ФГОС. Государственные стандарты подчёркивают, что процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают ребёнка, а лишь тогда, когда они протекают в его  личной осмысленной деятельности. Учёные, разрабатывающие современные программы дошкольного образования,  настаивают на предоставлении детям  возможности приобретения знаний самостоятельно, что обеспечит умственную активность, обогатит интеллектуальные впечатления и интересы детей.

             Вместе с тем, в массовой педагогической практике является очевидным противоречие между необходимостью активизации познавательного развития детей посредством вовлечения их в экспериментальную деятельность и непроработанностью организации  этого вида  деятельности дошкольников  в разных  возрастных  группах.

                      Развитие познавательной активности и исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Каждый выпускник дошкольного образовательного учреждения должен обладать интегративными качествами: любознательный, активный, способный решать интеллектуальные и личностные задачи, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. Наиболее благоприятные условия для достижения планируемых результатов, возможно, создать в процессе детской практико-познавательной  деятельности.

Метод детского экспериментирования имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.  Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?», позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При правильной организации работы, когда взрослый – не учитель и наставник, а равноправный партнер, у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей, они сами задумывают опыт, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.

      Формирование умения вести исследовательскую деятельность – это сложный, комплексный процесс. Мы считаем, что уже в дошкольном возрасте можно начинать обучение исследовательской деятельности, опираясь на такие психолого-физиологические особенности этого возраста, как врожденная любознательность, эмоциональная чуткость, подражательность, интерес к жизни и деятельности взрослых. К среднему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления.

Картотека дидактических игр  по познавательному развитию  для детей старшего дошкольного возраста

«Что кому»

Дидактическая задача: Учить соотносить   орудия труда с профессией людей; воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им, брать на себя роли людей  разных профессий в творческих играх.

Игровое правило: Называть профессию в соответствии  с предметами труда. Вспомнить, где видели такого работника.

Ход игры: На столе приготовлены предметы для труда людей разных профессий - игрушки.

Ребенок  берет предмет и называет его, остальные дети называют кому что нужно для работы (молоток- он нужен столяру, плотнику).

Если     есть несколько орудий труда для одной какой-либо профессии, воспитатель предлагает детям их найти.

Усложнение: Дети делятся на команды: одна называет орудия труда, а другая – профессии.

Дидактическая игра по познавательному развитию  

«Не ошибись»

Дидактическая задача:  Уточнять, закреплять знания детей о разных видах спорта; воспитывать желание заниматься спортом, развивать находчивость, сообразительность, внимание.

Игровое правило:  Выигрывает тот, кто первым сложил картинку(из шести частей) об одном виде спорта.

Ход игры:  У воспитателя карточки с изображением различных видов спорта: футбол, хоккей, волейбол, гимнастика, гребля. Игра проводится по типу разрезных картинок, но только разрезаны они иначе – в середине картинка со спортсменом. Надо подобрать спортсмену все необходимое для игры.

По этому принципу можно провести игру, в которой дети будут подбирать орудия труда к разным профессиям

Дидактическая игра по познавательному развитию  

«Где это можно купить»

Дидактическая задача: Закреплять знания детей о том,  что разные товары продаются в различных магазинах: продуктовых, промтоварных, книжных; учит детей различать магазины по их назначению, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывать желание помогать  родителям, делать несложные покупки.

Игровое правило:  Соотносить предметы с названием магазинов на больших карточках. Игра проводится по принципу лото

Ход игры:  Детям раздают маленькие   картинки,  каждый ребенок говорит, где в каком магазине это можно купить. Положить карточку на большую карту (магазин)

Дидактическая игра по познавательному развитию  

«Так бывает или нет?»

Дидактическая задача : Развивать логическое мышление, умение  замечать непоследовательность в суждениях.

Игровое правило: Кто заметит небылицу, должен  доказать, почему так не бывает.

Ход игры:  Воспитатель объясняет правила игры:

- Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то ,чего не бывает. Кто заметит, тот пусть после того как я закончу, скажет, почему так не может быть.

«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали горку из снега  и стали кататься с нее на санках»

Дети придумываю сами небылицы.

Дидактическая игра по познавательному развитию  

«Узнай по описанию»

Дидактическая задача: Побуждать детей рассматривать предметы, вспоминать качества тех предметов, которые ребенок в данный момент не видит.

Игровое правило:  Отгадывает тот, на кого укажет водящий стрелочкой.

Ход игры:  Воспитатель рассказывает:

- Прислала бабушка Наташе подарок. Смотрит Наташа: лежит в корзиночке круглое, гладкое, зеленое, а с одной стороны бока красное, откусишь его – вкусное, сочное. Растет на дереве. «Забыла как называется» - подумала Наташа. Дети , кто поможет ей вспомнить, как называется то, что ей бабушка прислала? (стрелочкой указывает на того, кто будет отвечать)

Такие разговоры-загадки воспитатель может вести о разных предметах и явлениях.

Дидактическая игра по познавательному развитию  

«Какое время года?»

Дидактическая задача : Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Игровое правило:  Показывать карточку можно только после того, как дети правильно назвали времена года.

Ход игры:  У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемешку. Воспитатель спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?»

Дидактическая игра по познавательному развитию  

«Назови  одним словом»

Дидактическая задача : Упражнять детей в классификации предметов

Игровое правило: Назвать три предмета одним словом, кто ошибается, платит фант.

Ход игры:  Воспитатель  объясняет правила игры:

- Я назову  слова, а вы назовите все одним словом:

•        стол, стул, диван, кровать – мебель

•        ложка, кастрюля, тарелка – посуда

•        автобус, маршрутное такси, грузовой автомобиль – транспорт

•        малина, клубника, черника- ягоды

•        роза, ромашка, василек – цветы

Дидактическая игра по познавательному развитию  

«Что было, если бы…?»

Дидактическая задача:   Обратить внимание детей на то, что вещи, «умные машины», служат человеку. Человек должен бережно относиться к ним, как к друзьям и помощникам.

Игровое правило:  Слушать вопрос воспитателя и отвечать на него.

Ход игры:  Воспитатель предлагает  послушать отрывок стихотворения К.И.Чуковского «Федорино горе»

- Почему все вещи убежали, ускакали от Федоры?

(не заботилась о вещах, не ухаживала за ними).

- А теперь давайте  поиграем  в игру. Будем загадывать загадки об отношении к вещам. Начну я. «Что было бы, если бы дети все  игрушки раскидали, разломали?

- А что было ба, если бы дети берегли игрушки, обращались бы с ними хорошо, не разбрасывали по углам, а убирали их после игры по своим местам? (ботинки не убрали на место, поставили посуду на подоконник и подул сильный ветер)

Дети сами придумывают загадки.

Дидактическая игра по познавательному развитию  

«Так у нас. А как у вас?»

Дидактическая задача:  Разъяснить детям, что вечернее время – это время после работы, когда взрослые возвращаются с работы, а дети из детского сада. Это время, когда вся семья собирается дома. Учить детей радоваться участию в семейных делах, разговорах, играх. Формировать добрые чувства к членам семьи

Игровое правило:  Рассказать, как проходит вечер в семье.

Ход игры:  Воспитатель предлагает  рассказать детям, что бывает вечером у них дома.

Первым рассказывает воспитатель.

Дидактическая игра по познавательному развитию  

"Что умеет делать?"

Дидактическая задача:  Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.

 Игровое правило:  Ведущий называет объект. (Объект можно показать, назвать или загадать с помощью загадки).

Ход игры:

В: Телевизор.

В: Что может мяч?

В: Что может светофор?

В: Что может растение?

В: Что может слон?

В: Что может дождь?

В: Что может дождь?

В: Что может краска?

В: Что может художник?

Дидактическая игра по познавательному развитию  

"Раньше - позже"

 Дидактическая задача: Развивать логическое мышление, умение  замечать непоследовательность в суждениях

 Игровое правило: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом (моделирование действия).

Ход игры

В: Мы сейчас с вами на прогулке. А что было до того, как мы вышли на прогулку?

В: Мы пришли с прогулки. Что будет дальше?

В: Вы подошли к перекрестку. Что будете делать дальше, чтобы перейти дорогу?

В: Вы сегодня живете в большом многоэтажном доме. Что было раньше? Всегда ли был здесь этот дом?

В: Какая часть суток сейчас?

В: А что было раньше?

В: А раньше?

В: А еще раньше?

В: Какой сегодня день недели?

В: А какой день недели был вчера?

В: Какой день недели будет завтра? А послезавтра?…

Дидактическая игра по познавательному развитию

«Где живет?»

 Дидактическая задача: Закреплять знания детей о среде обитания животных, фантастических героев

Игровое правило: Ведущий называет предметы окружающего мира. Дети называют среду обитания живых объектов и место нахождения реальных и фантастических объектов.

Ход игры:

В: Где живет медведь?

В: Где живет собака?

В: Где живет ромашка?

В: Где живет гвоздь?

В: Где живут вежливые слова?  

В: А что значит хороший человек?

Это игра может использоваться как организационный момент в начале занятия - беседы.

В: Где живет радость?

В: Где живет зло?

В: В каких словах живет буква "А"?

В: Где живет слово?

В: В каких предметах нашей группы живет прямоугольник?

В: Где живет грустная мелодия?

Дидактическая игра по познавательному развитию  

"Хорошо-плохо"

Дидактическая задача:  Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Игровое правило:  Ведущим называется любой объект,  у которого определяются положительные и отрицательные свойства.

Ход игры:

В: Съесть конфету - хорошо. Почему?

В: Съесть конфету - плохо. Почему?

То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?".

В: Человек изобрел огонь. Огонь-это хорошо, почему?

В: Огонь - это плохо. Почему?

В: Листопад - это хорошо?

В: Листья под ногами - плохо. Почему?

В: Эта подвижная, ритмичная музыка хороша чем?  

В: Что плохого в бодрой ритмичной музыке?

Дидактическая игра по познавательному развитию  

«Из чего сделано?»

Дидактическая задача:  Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (металл, резина, стекло, дерево, пластмасса); активизировать словарь детей; воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры.

Игровое правило: Класть предметы можно только на тот поднос, который сделан из того же материала.

Ход игры: Воспитатель проводит короткую беседу до начала игры, уточняет знания детей о том, что все предметы сделаны из разных материалов; вспомнить какие они знают материалы, а также сделанные из них вещи.

Правила игры: Нужно на ощупь, узнать из чего сделан предмет, и рассказать о нем.

Усложнение: Пройти по комнате, найти предметы, сделанные из разных материалов и положить их на поднос, который сделан из того же материала.

Дидактическая игра по познавательному развитию  

"Раз, два, три… ко мне беги!"

Дидактическая задача: Упражнять детей в классификации предметов

Игровое правило: Ведущий раздает всем играющим картинки с изображением различных объектов. Дети встают на другом конце зала и по определенной установке воспитателя подбегают нему. Воспитатель или ведущий ребенок затем анализирует не ошибся ли играющий, выделяя какие-либо свойства системы.

Ход игры:      

В:"Раз, два, три, все, у кого есть крылья,  ко мне беги!"

В: "Раз, два, три, все, кто живет в поле,  ко мне беги!

В: "Раз, два, три, те, кто умеет петь,  ко мне беги!"

В: "Раз, два, три, все, кто раньше был маленьким ко мне беги!" К ведущему подбегают дети с изображением человека, птицы, цветка, ветра… Не подбегают дети с изображением трактора, земли, песка…

В: "Раз, два, три, все, у кого есть листочки

В: "Раз, два, три, все, у кого изображена мебель, посуда… ко мне беги!"

Дидактическая игра по познавательному развитию  

«На что похоже»

 Дидактическая задача: Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.

Игровое правило: Ведущий  называет объект, а дети называют объекты, похожие на него

(по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу)..

Ход игры:

В: На что похож абажур?

В: На что похожа улыбка?

В: Половник.

В: На что похож дождь?

В: А душ какой бывает?

В: На что похожа коробка цветных карандашей?

В: На что похожа кисть?

В: На что похож светофор?

В: На что похожа иголка?

В: На что похож звук "Р"?

В: На что похожа мелодия вальса?

Дидактическая игра по познавательному развитию  

"Теремок"

Дидактическая задача: Учить выделять свойства вещей, находить общее и различное.

Игровое правило: Детям раздаются различные предметные картинки. Ведущий сидит в "теремке". Каждый приходящий в "теремок" сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются слова: "Тук - тук. Кто в теремочке живет?".

Ход игры.:

1 вариант

Ведущий  выбрал машину.

Д: Тук-тук. Кто в теремке живет?

В: Это я, машина.

Д: А я стол. Пусти меня к себе жить?

В: Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня.

Д: Я - стол, похож на тебя тем, что служу людям (удерживаю разные предметы на себе, посуду, а ты тоже служишь людям, так как перевозишь их или грузы. Ты железная, я тоже могу быть железным. Ты, машина, живешь в доме - гараже и я живу в доме (в комнате). У тебя, машина, 4 колеса, а у меня 4 ноги. За мной ухаживают - меня моют и тебя, машина, моют. Ты, машина, издаешь запах (бензина) и я, стол, издаю запах, когда на меня ставят еду или помоют меня порошком. Мы с тобой похожи по форме. У меня крышка квадратная, у тебя тоже крыша квадратная. Я, стол, тоже могу быть такого же размера как и машина. Ты сделана из твердых человечков и я тоже. Машина может ездить и я могу ездить, так как у меня могут быть колесики.

2 вариант:

В: Пущу, если скажешь, чем ты, стол отличаешься от меня - машины.

Д: Машина в прошлом была железом, а я стол в прошлом был деревянными досками. Моя главная функция - удерживать тарелки на столе, а машина нужна, чтобы перевозить грузы, людей. Я по цвету белый, а ты зеленая. Я на картинке здесь изображен маленьким столом, а ты большой машиной. У тебя, машина, ноги круглые, а у меня прямоугольные.

Д: Тук - тук. Кто в теремочке живет?

В: Это я, снегирь. А ты кто?

Д: А я воробей. Пусти меня к себе!

В: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты, воробей, похож на меня, снегиря.

Дидактическая игра по познавательному развитию  

"Найди друзей"

Дидактическая задача: Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.

Игровое правило: Игру рекомендуется использовать после  игры "Что может?". Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети говорят (с помощью набора предметных картинок), кто или что выполняет эту же функцию.

 Ход игры:

В: Машина перевозит груз, а кто еще выполняет эту функцию.

В: Птица умеет летать, а кто еще умеет летать?

В: А самолет сам летает?

В: В сказках вы часто встречаете волшебные предметы. Назовите их!

В: Назовите волшебные предметы, которые все могут, назовите из каких они сказок.

В: У меня в руках шар. Он может катиться. А какие еще предметы могут выполнять эту функцию (то есть закрепить у детей понятие о том, что катятся только предметы, у которых нет углов.)

В: У меня карандаш. Его функция - оставлять след на бумаге. Какие еще предметы оставляют следы на бумаге.

Дидактическая игра по познавательному развитию  

"Все в мире перепуталось"

Дидактическая задача: Расширять  представлений детей об окружающем мире.

Игровое правило: Для игры используется "модель мира", которая состоит из двух частей: рукотворного и природного мира..

Воспитатель сам показывает, помещает или раздает детям предметные картинки. Вместе с воспитателем дети определяют местонахождение объекта на модели мира, объясняют, почему этот объект относится к природному или рукотворному миру.

Ход игры:

В: Что изображено у тебя на картинке?

В: К какому миру относится яблоко?

В: Почему картинку с машиной поместили в рукотворный мир на модели?

В: На картинке - шуба. К какому миру принадлежит?

В: Почему вы так думаете?

В: Шубу поместим в сектор с посудой?

В: Итак, шуба относится к одежде. К верхней одежде.

В: На картинке - утка. К какому миру она относится.

В: Где живет утка? Где обитает?

В: Было семечком, а стало?

В: Было головастиком, а стало?

В: Был дождь, а стал?

В: Было деревом, а стало…Чем может стать дерево?

В: Было числом 4, а стало числом( 5).

В: Этого было много, а стало мало. Что это может быть?

Д: Снега было много, а стало мало, потому что растаял весной.

В: Этого было мало, а стало много. Что это может быть?

Д: Игрушек, овощей а огороде…

В: Это было раньше маленьким, а стало большим.

Д: Человек был маленьким ребенком, а стал взрослым и высоким.

В: Это было раньше большим, а стало маленьким.

Д: Конфета, когда ее едят становиться маленькой; самолет, когда рядом стоит кажется очень большим, а когда улетает - становиться все меньше и меньше.

В: Было раньше тканью, а стало…

Д: Стало платьем, любой одеждой, занавесками, скатертью…

В: Это раньше было акварельными красками, а стало…

Д: Стало рисунком, картиной, кляксой, пятном…

Дидактическая игра по познавательному развитию  

" Чем был - чем стал"       

Дидактическая задача: Учить детей  определять  линии развития объекта

Игровое правило: 1-ый вариант: Ведущий называет материал(глина, дерево, ткань…), а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют…

2-ой вариант: Ведущий называет предмет рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при его изготовлении.

Ход игры:      

В: Стекло. Оно было раньше сплавом разных материалов.

Д: Из стекла сделана посуда, окна, зеркало. В экране телевизора есть стекло, в магазине стеклянные витрины. А я видел стеклянный стол.

В: Что хорошего в стеклянном столе?

Д: Оно красивое, можно видеть как под столом лежит кошка.

В: А что плохого в таком столе?

Д: Такой стол может разбиться и осколками порежутся люди…

В: А что еще может быть из стекла?

Д: Есть стекла в очках, бывают стеклянные люстры, а в них стеклянные лампочки, в часах тоже есть стекло.

В: Было семечком, а стало?

В: Было головастиком, а стало?

В: Был дождь, а стал?

В: Было деревом, а стало…Чем может стать дерево?

В: Было числом 4, а стало числом( 5).

В: Этого было много, а стало мало. Что это может быть?

Д: Снега было много, а стало мало, потому что растаял весной.

В: Этого было мало, а стало много. Что это может быть?

Д: Игрушек, овощей а огороде…

В: Это было раньше маленьким, а стало большим.

Д: Человек был маленьким ребенком, а стал взрослым и высоким.

В: Это было раньше большим, а стало маленьким.

Д: Конфета, когда ее едят становиться маленькой; самолет, когда рядом стоит кажется очень большим, а когда улетает - становиться все меньше и меньше.

В: Было раньше тканью, а стало…

Д: Стало платьем, любой одеждой, занавесками, скатертью…

В: Это раньше было акварельными красками, а стало…

Д: Стало рисунком, картиной, кляксой, пятном…

Дидактическая игра по познавательному развитию  

"Давай поменяемся "

Дидактическая задача:

Игровое правило: Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок загадывает свой объект и говорит, что он (она) умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, загадавших объект.

Ход игры:

Р1 - утро. Утром все просыпаются, умываются, собираются на работу, в школу, в детский сад.

Р2 - день. Днем взрослые работают, дети в школе учатся, а в детском саду дети гуляют, занимаются, играют и спят.

Р3 - вечер. Вечером вся семья собирается дома, ужинают, дети учат уроки, взрослые смотрят телевизор, а совсем маленькие дети играют.

Р4 - ночь. Ночью спят. Ночь нужна для того, чтобы люди-взрослые и дети могли отдохнуть и набраться сил для следующего дня.

В: А теперь представьте себе, что ночью вся семья просыпается и начинает собираться на работу и так далее.

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по  познавательной активности  с детьми старшего дошкольного возраста по теме  «Зимние развлечения  для детей»

Программное содержание:
Продолжать совершенствовать навык детей составлять описательный рассказ по картине.
Закреплять умение подробно и логически последовательно излагать содержание картины; самостоятельно придумывать события, предшествующие и последующие изображенным на картине.
Упражнять в составлении предложений и включении их в связное высказывание.
Развивать связную речь детей в составление рассказа, внимание, память.

Воспитывать умение выслушивать до конца ответы товарищей, не выкрикивать.


Материалы и оборудование: картина «Зимние забавы», мяч для игры.

Предварительная работа: беседы с детьми о зиме и зимних развлечениях, подбор определений, подбор синонимов к слову быстро – стремительно, лихо, во весь дух, стрелой, в один миг, тотчас и т.д.


Воспитатель: Ребята, давайте отгадаем загадку и узнаем, о чем мы с вами будем разговаривать.
Итак, послушайте загадку.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила.И на санках прокатила. (Зима).

Верно, зима.

Короткая беседа по вопросам:
- Ребята о чем эта загадка? (о зиме)

-Какая у нас зима? (суровая, белая, серебристая, пушистая, снежная, морозная, холодная).

-Что бывает зимой? (падает снег, воет ветер, замерзают реки).

-Молодцы, ребята, вспомнили все её признаки.

            Упражнение «Назови действие»  (с мячом)

   Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кому я передам мяч, договорит несказанное мной слово.

Зимой  метель… (метёт).

Ночью ветер в трубах… (воет, завывает).

Из снеговой тучи снежинки… (падают, летят, кружатся).

В лесу зимой голодный волк… (воет).

На зиму медведь в берлоге…… (засыпает).

Мороз щёки и нос… (щиплет).

Зимой  вода в реке.… (замерзает).

Иней на ветках деревьев… (блестит).

Зимой  снег всё вокруг… (накрывает).

Деревья зимой… (спят).

Под снегом травка зимой… (греется).

Зимой  насекомые… (прячутся).

Молодцы! Хорошо знаете зимние явления. А знаете ли вы, без чего не бывает зимы?

Молодцы! Продолжим играть.

Игра «Третий лишний»

Сейчас послушайте мои зимние слова, одно из трёх слов будет лишнее, вам надо назвать его, объяснив своё решение:

1. Январь, февраль, зима.

2. Снежки, санки, коньки.

3. Метель, лыжи, мороз.

4. Снежок, снеговик, снегирь.

Правильно! Какие умники да умницы! Всё знаете о зиме, зимних явлениях.

-Ребята, как вы думаете, зимой хорошо или плохо?

Предлагаемые ответы детей.

-Зимой хорошо, потому, что много снега и можно лепить снеговика, играть снежки.

-Зимой хорошо, можно кататься с горы на санках.

-Зимой приходит самый лучший праздник – Новый Год, и это очень хорошо.

-Зимой плохо, когда дует сильный мороз, мы не ходим гулять.

-Зимой бывает плохо птицам – им холодно и нечего есть.

-Зимой хорошо и весело, мы катаемся на лыжах и играем в хоккей.

(Воспитатель на каждый ответ рисует виток снежных комков « хорошо», «плохо»)

_ Посмотрите ребята на снежные комки и сделайте вывод: какой снежный ком больше? Зимой хорошего больше: ребята любят играть, веселиться, заниматься спортом.

-А вот какие игры они любят играть? Я вам загадаю загадки:

-Мои новые дружки и блестящи, и легки

И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)

-Бегут вперед, задрав носы

За ними вслед - две полосы. (Лыжи)

-Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.

С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)

         Физимнутка:

« Наконец пришла зима. (Дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома, (складывают руки домиком на головой)

Снег не улице идет, (двигают руками сверху вниз)

Дворник улицу метет, (имитируют)

Мы катаемся на санках, (приседают, руки вытягивают вперед)

Пишем на катке круги, (руки закладывают за спину. Медленно кружатся)

Ловко бегам на лыжах, (имитируют)

И играем все снежки. ( Лепят и бросают снежки)»

-Хорошо зимой – много игр, веселых забав.

- Чем можно зимой заниматься? (Кататься на санках, лыжах, коньках, строить крепости, лепить снеговиков и т. д.).


Динамическая пауза.


Сейчас мы поиграем. Вы (указывает на половину группы) будете снежинки, а вы (вторая половина) - ветер. Игра повторяется два раза, подгруппы меняются ролями. Снежинки кружатся, бегают на носочках, ветерок отдыхает. Как только скажу «ветерок проснулся» ветерок – дует –ш – ш,  снежинки – оседают.

-Дидактическая игра с мячом « Назови ласково» (Дети ловят мяч ,дают ответы воспитателю с уменьшительно ласкательным суффиксом)

Снег……снежок ветер…..ветерок звезда…..звездочка

Зима….зимушка елка елочка снежинка…..снежиночка

Солнце…солнышко снеговик……снеговичок звезда……звездочка

Воспитатель: Многие поэты, писатели и художники в своих произведениях изображали зиму. И в нашей картинной галерее есть картина о зиме. (Воспитатель обращает внимание детей на картину:«Зимние забавы») Воспитатель: Вы знаете, а ведь в настоящей картинной галерее есть экскурсовод, который интересно рассказывает всем посетителям о картинах. А вы хотите попробовать стать экскурсоводом, составить и рассказать рассказ по этой картине? (Да)
Общение по картине: - Какое время года здесь изображено?
- Зачем пришли дети на горку, и что там происходило?

 -Чем занимались дети? (Дети катаются на санках с горы, лепят снежную бабу, катаются на лыжах, играют снежки)

-Как ребята играют зимой? ( Весело, радостно, дружно, интересно, задорно) - В конце рассказа скажите, какое у ребят было настроение, почему вы так решили.
- Вспомните слова, которые украсят ваш рассказ и сделают его интересным. Не забудьте, что детей при рассказывании можно называть по-разному (дети – детвора, ребята, мальчики и девочки, они).
Рассказы детей по картине.

Рефлексия.
Что мы сегодня делали?
Вы сегодня постарались, составили разные интересные истории. Мне кажется, что эту историю будет интересно послушать дома вашим мамам и папам.
На прощание я хочу вам подарить картинки – раскраски «Зимние забавы». У зимы лишь белая краска, а вы сможете их раскрасить своими цветными карандашами.

Проект: «Моя Родина - Россия»

Тип проекта: информационный, творческий.

Срок реализации: долгосрочный.

Участники проекта: дети подготовительного дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников, специалисты детского сада.

Охватываемые образовательные области:«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие».

Актуальность:

Русская история богата яркими событиями, пронизана великой силой духа, богатырскими подвигами, воспетыми в летописях, легендах, былинах, музыке, архитектуре, живописи, поэзии.

Предлагаемый проект на доступном детям уровне знакомит их с наиболее важными событиями истории Руси, ее героями, традициями, бытом, способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской культуре, формирует гражданскую принадлежность, патриотические чувства (расширяет представления детей о родной стране, о государственных праздниках); продолжает расширять представления о Российской армии, о трудной и почетной обязанности защищать Родину; воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов.

Проект отвечает современным задачам образования, в том числе таким, как усиление внимания к ценностям традиционной духовной культуры и исторической преемственности, формирует интегрированные качества воспитанников.

Цель проекта:

Воспитывать любовь к Родине, желание быть защитником земли, на которой родился и вырос, вызвать чувство гордости за соотечественников, повлиявших на ход истории, служивших Родине; формировать интерес к коллективной, игровой, продуктивной, творческой, познавательно-исследовательской деятельности, а также чтению.

Задачи проекта:

Формировать представления о России как о родной стране.

формировать восприятие целостной картины мира, расширять кругозор детей; познакомить с именами героев России, их подвигами; дать представление об оружии и воинской форме разных времен.

Развивать  познавательную деятельность, способствующей нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста; развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество; знакомить с произведениями живописи, связанными с темой проекта;

  Приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус, знакомить с литературными произведениями, связанными с темой проекта;

  Создать предметно-развивающую среды;

Воспитывать храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.

Этапы и проведения и реализация проекта

I.Информационно-накопительный:

Связная речь (развивающая образовательная деятельность, рассказывание и инсценированные сказок, использование стихов, загадок, пословиц, былин);

Социально-нравственное развитие (познавательноеобщение с детьми, экскурсии, встречи с ветеранами, рассматривание альбомов);

II.Организационный-практический:

Художественно-творческая деятельность (рассказы педагога, рассматривание иллюстраций и образцов народного творчества, выставки, открытки к праздникам, конструирование);

Мир музыки (развлечения, праздники, разучивание хороводов и музыкальных игр);

Физическое развитие (подвижные игры, соревнования);

Игра (подвижные, словесные и сюжетно-ролевые).

Предполагаемый результат проектной деятельности:

формирует такие нравственные понятия как любовь к Родине, гордость за ее историческое прошлое;

  развивает представления воспитанников о наиболее важных событиях истории Руси, её героях, традициях, культуре,

 развивает творческие способности детей в разных видах деятельности.

формируются эмоциональные чувства причастности к наследию прошлого;

формируются культурные ценности, способствующие развитию духовности, нравственно - патриотических позиций, которые определены на уровне человеческих отношений, чувств;

формируется интерес к познанию истории России;

воспитываются чувства отзывчивости на красоту народного искусства.

  План работы по реализации проекта

Образовательные области

Тема

Образовательная деятельность

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

«Народные традиции и промыслы»

Формировать интерес к художественным произведениям русских мастеров, продолжать знакомить с основными ремеслами Руси. Вызвать интерес к народным традициям и праздникам.

 

Общение: «Славный праздник – Рождество», «Народный праздник – Масленица», «История игрушки».

Рассматривание иллюстраций.

Выставка творческих работ детей и родителей «Пасхальные мотивы».

Праздник «Развеселая ярмарка».

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

«Былинные богатыри – первые защитники земли русской»

Знакомство детей с народными героями-богатырями Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем.

 

Общение: «Кто такой русский богатырь?», «Богатырское снаряжение», «Как стать богатырём?», «Подвиги русских богатырей».

Рассматривание иллюстраций с изображением богатырей.

Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», былины про Добрыню Никитича, Алёшу Поповича.

Сказка «Финист – Ясный сокол»

Физкультминутка «Богатырь».

Стихотворение В.Берестова «Богатыри».

А.Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Пословицы и поговорки о силе, мужестве и доблести.

Загадки о богатырях.

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

«Наша Армия Родная».

         Систематизировать, расширять и обобщать знания о Российской Армии, родах войск, военной техники.

         Проявление интереса к армии, уважение к защитникам Отечества.

         Формирование у детей любви к Родине.

 

Развлечение, посвящённое празднику 23 февраля.

 История праздника – 23 февраля.

Рассматривание Иллюстраций о Российской армии (рангах, знаках отличия, звания, родах войск) и другую военную тематику.

Общение: «Для чего нужна армия»

Творческое рассказывание «Если я был военным», «Люди героических профессий»

Чтение:

С.Алексеев «Пограничники», С.Сахарков «Два радиста».

Игры:

- «Чья военная форма?»,

- «Морской бой»,

- «Кому, какой головной убор принадлежит?»,

- «Богатырские состязания»,

- «Сильный, смелый, ловкий»,

- «Мы - солдаты».

Художественное творчество:

 «Праздничные открытки для пап и дедушек».

Лепка: «Танк», Аппликация (обрывная) «Военный корабль».

 Художественное творчество: «Мы с папой похожи»

Конструирование: Самолёт вертолёт, ракета. (оригами).

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

 «Герои Великой Отечественной войны»

Рассказать о Великой Отечественной войне. Воспитывать уважение к ветеранам.

 

Общение: «Дети-герои войны»,»Ими гордится наша страна», «9 мая День Победы»

Чтение художественной литературы: А. Печерская «Дети-герои Вов»

Заучивание стихов и песен военных лет.

Сюжетно-ролевые игры: «Госпиталь», «Полевая кухня», «Танкисты».

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

«День Победы»

Дать представление о празднике «День Победы». Формировать чувство патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Воспитывать чувства гордости за свой народ.

Участи в конкурсе, посвященный 70-ю Победы»

Литературно-песенный праздник, посвящённый 70-ию Великой Победе.

Общение: «Что такое подвиг?», «Родина и ее герои».

Рассматривание иллюстраций о ВОВ, иллюстраций - военных фотографий. Наград.

Разучивание стихотворения

Рассказ о детях героях.

Чтение Л.Воронкова «Девочка из города».А. Печерская «Дети – герои Великой отечественной войны», С.Алексеев «Первая колонна»; Е.Благинина «Шинель»; Л.Кассиль «Памятник советскому солдату»; С.Михалков «Быль для детей»; М.Пляцковский «Май сорок пятого»; 

Подвижные игры: «Меткий стрелок», «Защита   границ».

Слушание песен на военную тему: «Священная война», «Катюша», «Синий платочек».

Оформление выставки изобразительных работ «Защитники Родины».
Рисование «Праздничный салют»

Результат проектной деятельности:

У детей сформировались общие представления о важных событиях истории Руси,  о её героях, традициях, быта, расширились представления о Российской армии, о трудной и почетной обязанности защищать Родину, уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов в Великой Отечественной войне.

По завершению проектной деятельности был проведён литературно-песенный праздник посвящённый 70-ию Великой Победе, где дети проявили всё своё патриотическое воспитание и отнеслись с огромным уважением и гордостью к защитникам Страны от фашизма.

 Методическая литература:

         Н.В.Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью» - М.: ЭлизеТрэйдинг, ЦГЛ, 2003;

         Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие – М.: Айрис – пресс, 2011;

         Г.Н.Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России» гражданско-патриотическое воспитание дошкольников – М.: издательство «Скрипторий», 2003; 2010;

         М.Ю.Новицкая, С.Ю. Афанасьева, Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева «Мониторинг патриотического воспитания в детском саду: методическое пособие» - М.: ДРОФА, 2010;

         Н.В.Полтавцева, Н.А. Гордеева Физическая культура в дошкольном детстве: пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 6 – 7 лет – М.: Просвещение, 2003.

         Т.А.Шорыгина «Родные сказки». Нравственно-патриотическое воспитание – М.: Прометей. Книголюб. 2005;

         А.И.Колобанова «В помощь педагогу ДОУ» методическое пособие;

         От рождения до кшолы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Проблема формирования познавательной активности дошкольников, как показывают исследования, находилась в центре внимания педагогов с давних времён. Педагогическая действительность ежедневно д...

«Методические рекомендации по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством современных педагогических технологий»

Одним из принципов дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательн...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Педагогический проектдля детей старшего дошкольного возраста«Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»...

Методическая разработка ООД по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие на телепередачу «Моя семья»

Занятие направлено на формирование представления о семье, как о людях, которые живут вместе; закрепление у детей представлений о членах семьи, родственных отношениях в семье; закрепление представлений...

Методическая разработка Занятия по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР «Путешествие в страну сказок»

Занятие по позновательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР "Путешествие в страну сказок"...