Выступление на педсовете «Использование современных технологий в развитии речи детей дошкольного возраста»
методическая разработка
Выступление на педсовете «Использование современных технологий в развитии речи детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete.docx | 33.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете «Использование современных технологий в развитии речи детей дошкольного возраста»
Цель: повышение компетентности и успешности педагогов в вопросах развития речи у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- познакомить воспитателей через квест-игру с интересными современными формами работы с детьми по развитию речи;
- вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития речи у детей;
- развивать умение планировать, проектировать, конструировать процессы развития речи дошкольников в возрастных группах;
- создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми по развитию речи.
Повестка педсовета:
1. Вступительное слово. «Развитие речи детей дошкольного возраста» - ст. воспитатель Поволоцкая С.А.
2.Аналитическая справка по итогам тематического контроля:«Система работы по развитию речи у детей дошкольного возраста» - ст. воспитатель Поволоцкая С.А.
3. Аналитическая справка по итогам смотра-конкурса «Лучшая предметно-пространственная среда в группе «Миницентр речевого развития» - ст. воспитатель Поволоцкая С.А.
Награждение воспитателей. Заведующий Горобец. З.В.
4. Квест «Интересные формы работы с детьми по развитию речи» - ст.воспитатель Поволоцкая С.А.
Выступления педагогов:
Артикуляционная гимнастика – старший воспитатель Поволоцкая С.А.
ТРИЗ –технологии – старший воспитатель Поволоцкая С.А.
Су-Джок терапия - учитель-дефектолог Поволоцкая С.А.
Биоэнергопластика – воспитатель Давкина Н.В.
Арт-терапия – воспитатель Рыжкова И.В.
Пескотерапия – воспитатель Козлова С.П.
Кейс-технологии – воспитатель Шитникова К.А.
Дидактические игры – воспитатель Солодченко Т.В.
Синквейн-технология – старший воспитатель Поволоцкая С.А.
Формы работы по взаимодействию с семьями воспитанников – воспитатель Коноваленко И.В.
5. Решение педсовета.
Ход педсовета:
1. «Развитие речи детей дошкольного возраста» - ст. воспитатель Поволоцкая С.А.
Педсовет я хотела бы начать со слов Л.С. Выготского.
«Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоции и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Речевое развитие в соответствие с ФГОС ДОО – это владение речью как средством общения и культуры.Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.
Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов.
Речь, являясь средством общения, возникает на определенном этапе развития общения. Формирование речевой деятельности представляет собой сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми, осуществляемого с помощью материальных и языковых средств. Речь не возникает из самой природы ребенка, а формируется в процессе его существования в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенка. Противоречия, возникающие в общении, ведут к возникновению и развитию языковой способности ребенка, к овладению им все новыми средствами общения, формами речи. Это происходит благодаря сотрудничеству ребенка со взрослым, которое строится с учетом возрастных особенностей и возможностей малыша.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.
Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.
Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи решаются на протяжении всего дошкольного возраста. Формирование связной речи – одна из главных задач речевого воспитания дошкольника.
Речь развивается в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.
2. Аналитическая справка по итогам тематического контроля
«Система работы по развитию речи детей дошкольного возраста»
В МБДОУ «Д/с комбинированного вида № 15 «Журавушка» в период с 17.01. 2021 г. по 26.01.2021 г. был проведен тематический контроль по теме:«Система работы по развитию речи детей дошкольного возраста»с целью определения состояния речевой среды в ДОУ и развития речи дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Проверку осуществлял: старший воспитатель Поволоцкая С.А.
Тематический контроль был осуществлен во всех группах детского сада. Были проанализированы следующие вопросы:
- система и вариативность планирования работы по развитию речи и воспитанию коммуникативных навыков дошкольников;
- наличие и разнообразие пособий для развития речи и воспитания коммуникативных навыков дошкольников;
- система работы по развитию речи и воспитанию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, умение грамотно организовывать и проводить организованную образовательную деятельность и совместную деятельность с дошкольниками.
Использовались следующие формы и методы контроля:
- анализ календарных планов с детьми;
- анализ ведения документации в группах по данному направлению (перспективное планирование, планирование индивидуальной работы с дошкольниками, планирование работы по дополнительному образованию и работы с родителями воспитанников по данному направлению);
- организация развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС;
- анализ организованной образовательной деятельности и совместной деятельности с дошкольниками.
В ходе тематической проверки было выявлено следующее. Тон общения у детей доброжелательный и спокойный. У детей наблюдается в общении друг с другом сдержанность в жестах, мимике, они стараются выслушать воспитателя, или детей не перебивая, ожидая очереди. Хотя наблюдаются случаи невнимания, неумения слушать. Дети соблюдают речевой этикет из своего личного опыта, либо по подсказке воспитателя (во всех группах). Это слова приветствия, благодарности, просьбы, извинения.
Дети умеют общаться с подгруппой детей и друг с другом по организации игровой деятельности.
Встречаются случаи дисциплинарного повода общения (конфликты между собой по поводу физических вмешательств, раздел игрушек или другого материала).
Анализ характеристики коммуникативных умений детей показал: дети владеют речевыми оборотами для установления контакта, присутствуют инициативность и адресность речи.
Вместе с результатами обследования детей необходимо отметить профессионализм воспитателей.
Тон общения воспитателей преобладает доброжелательный, спокойный. Воспитатели внимательны к вопросам детей. Используют в общении речевой этикет, тем самым подавая положительный пример детям. При высказываниях детей воспитатели дают возможность детям высказаться, не перебивая их. Вместе с тем, в редких случаях встречается строгость в позе, мимике и жестах.
Отмечен положительный опыт педагогов в использовании дисциплинарного повода в доброжелательной, сдержанной форме, с использованием удачных приемов (привлечение к трудовой деятельности, поручение, индивидуальная беседа, разъяснение, совместная с воспитателем деятельность).
Анализ взаимодействия педагогов с детьми во время ООД показал, что преобладающей является речевая активность педагога. Познавательная и речевая активность самих детей во время образовательных ситуаций недостаточна. Это означает, что педагогами не в полной мере созданы условия для детской инициативы, проявления любознательности, заинтересованности и активности.
Воспитатели используют разную тематику разговоров как с одним ребенком, так и с подгруппой детей.
Планируется развитие диалогической речи через рассматривание картин и иллюстраций, ознакомление с предметным окружением, ознакомление с природой. Диалог проходит через сюжетно-ролевые игры, речевые игры, игры-драматизации, театрализованную деятельность, планируются задачи по культуре общения.
Вместе с тем, недостаточно планируется индивидуальная работа (с указанием фамилии и имени ребенка) по развитию речи и формированию коммуникативных навыков дошкольников (младшая, старшая группы); работа в уголке книги – ремонт книг, оформление выставок (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы); индивидуальных и групповых бесед с детьми (старшая группа); знакомство с художественной литературой (старшая, подготовительная группы).
Прослеживается планирование работы с родителями в младшей, средней и старшей группах: консультации, беседы, советы родителям (законным представителям).
Проверка документации педагогических работников.
Анализ календарного планирования работы по развитию речи свидетельствует о соблюдении требований ФГОС и программ, учёте возрастных особенностей, системности изучаемого материала. Педагоги всегда готовы к образовательной деятельности, регулярно её проводят. В утренний промежуток времени педагоги не всегда планируют и проводят артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастики, словесные игры, направленные на расширение и активизацию словаря детей, планируется индивидуальная работа. Для проявления детьми словесного творчества систематически планируются сюжетно-ролевые игры. Но в планах не отражена театрализованная деятельность и игры-драматизации.
Вывод по тематическому контролю.
Проведенный тематический контроль показал, что проблема развития речи и коммуникации дошкольников актуальна и она в ДОУ решается: через ООД, свободную деятельность детей, через режимные моменты, во время проведения прогулок.
В группах созданы условия для речевой деятельности детей: организуются дидактические и сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, групповые и индивидуальные беседы. Накоплен иллюстративный наглядный материал.
Однако необходимо: обратить внимание на систему планирования работы с детьми и родителями в группах, использование в практике работы моделей и схем по развитию связной речи дошкольников, на воспитание культуры общения со взрослыми и сверстниками, создание оптимальных условий на занятиях для проявления познавательной и речевой активности детей.
Предложения:
1.Использовать в практике работы модели и схемы по развитию связной речи дошкольников.
2. Планировать в календарных планах и проводить индивидуальную работу (с указанием фамилии и имени ребенка) по развитию речи и формированию коммуникативных навыков дошкольников (младшая, старшая группы); работу в уголке книги – ремонт книг, оформление выставок (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы); индивидуальные и групповые беседы с детьми (старшая группа); знакомство с художественной литературой (старшая, подготовительная группы).
3. Включить в план работы с родителями (законными представителями) мероприятия по расширению их педагогического опыта в вопросах развития у дошкольников коммуникативной компетентности.
3. Педагогический квест «Интересные формы работы с детьми по развитию речи»
Цель: познакомить воспитателей через квест-игру с интересными формами работы с детьми по развитию речи.
Ход игры
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Педагог. Долго работал он в детском саду.Всего у него вдоволь: и знаний, и умений. Слыл он человеком компетентным, имел большой опыт и был рад дарить тепло своей души детям малым. Педагог был уверен в себе, знал, что он мастер своего дела и гордился этим. Как- то раз, сидел Педагог под деревом мудрости, наслаждался звуками природы, журчанием ручья, щебетанием птиц – и был в самом хорошем расположении духа. Думал-думал Педагог, как же ему сотворить диво дивное, чудо чудное – сотворить педагогический процесс ещё интереснее и увлекательнее, применяя современные технологии. Но тут собрались над деревом тучи, подул ветер перемен (звучит тревожная музыка) и принёс ФГОС ДО. Стандарт написан, всем на диво. Всё в нём гладко и красиво. Но как его осуществить? Забыли толком объяснить. От неожиданности вскочил Педагог,а ФГОС говорит: «Не кручинься, опыта и знаний у тебя вдоволь. Я расскажу тебе о современных технологиях, применяя которые можно увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.
Ведущий.
Хочется нашу квест-игру начать со слов Конфуция:
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю.
Современные ученые осмыслили изречение, приписываемое Конфуцию и выразили его на языке цифр:
То, что мы слышим, - 10 %.
То, что мы видим, - 50 %.
То, что мы делаем сами, - 90 %.
Поэтому я предлагаю вам поучаствовать в квесте «Интересные формы работы с детьми по развитию речи».
Вы знаете, что такое квест? Слово квест – это в переводе с английского означает поиск, выполнение заданий. Суть любого квеста – анализировать информацию, взаимодействовать друг с другом, находить способы решения проблемы.
1. Начнем мы с разминки «Мозговой штурм». За правильный ответ вы будете получать Буквы и разгадаете какую современную технологию применяют в работе по развитию речи детей.
Вопросы:
1) Чем отличается звук от буквы? (звуки мы произносим и слышим, буквы читаем и пишем) – получают букву З.
2) На какие группы делятся звуки? (гласные и согласные; твердые –мягкие; звонкие -глухие) – получают букву Р.
3) Какой звук никогда не встречается в позиции «в начале слова»? (Ы) – получают букву И.
4) Какие буквы не обозначаются звуками? (Ь, Ъ) – получают букву Т.
2.ТРИЗ-технологии – ст. воспитатель Поволоцкая С.А.
«Поскольку речь является формой
существования мышления,
между речью и мышлением
существует единство»
(С.Л. Рубинштейн).
Одной из инновационных технологий являются ТРИЗ-технологии. ТРИЗ — Теория Решения Изобретательских Задач. ТРИЗ-педагогика, как научно-педагогическое направление, сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. Ее целью выступает формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных задач в различных сферах деятельности. Впервые технология ТРИЗ появилась в детских садах в 1987 году. Её автором является выдающийся российский ученый, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. Данная технология изначально предназначалась для инженерной деятельности, но закономерности, на которых построена данная теория, позволяют использовать ее во множестве областей, в особенности - в педагогике. Методы ТРИЗ послужили созданию методик по развитию речи дошкольников. Технология ТРИЗ также называется РТВ (развитие творческого воображения). Дошкольный возраст уникален тем, что он является наиболее благоприятным периодом для раскрытия творческих способностей каждого ребенка. Развитию речи дошкольника при использовании упрощенных методов ТРИЗ способствует: активизация познавательной активности детей; создание мотивационных установок для проявления творчества; создание условий для развития образной стороны детской речи (обогащение словарного запаса оценочной лексики словами, имеющими переносное значение, синонимами и антонимами); повышение эффективности овладения всеми языковыми инструментами.
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе.
Вот почему в ТРИЗ-педагогике основное внимание уделяется именно этим направлениям – развитию речи, мышления и воображения. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его мышления.
Современными психолого-педагогическими исследованиями установлено, что мышление и речь взаимосвязаны и взаимозависимы.
Именно методы ТРИЗ-РТВ позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития. При этом у ребят формируется умение работать по моделям, они позволяют ему организовывать собственную речевую деятельность творческого характера. Об уровне развития мышления, воображения и речи педагог может судить по речевому продукту, который создает ребенок.
Чтобы повысить уровень выразительности речи дошкольников, педагоги дошкольного учреждения начинают свою работу с обучения созданию сравнений с трехлетнего возраста. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.
В младшем дошкольном возрасте педагоги отрабатывают модель составления сравнений по признаку цвета, формы, звука, вкуса… Воспитатель учит детей выделять признаки объектов и сравнивать их с признаками других, составляя сравнения по какому-то признаку.
Педагог, показывая картинку, спрашивает:
- Что это? (огурец).
- Какой огурец по цвету? (зеленый).
- Что еще бывает такого же цвета? (травка, яблоко, елка, кузнечик, листок…).
- Послушайте, какое предложение я составила про огурец: «Огурец по цвету такой же, как елочка». Именно повторы позволяют детям понять, что признак – это понятие более общее. Постепенно тренинги усложняются: на пятом году жизни не произносится признак, а оставляется только его значение.
Такие методы ТРИЗ – РТВ, как составление загадок, метафор, системных сравнений, лимериков становятся «пусковым» механизмом в становлении речи детей с речевым недоразвитием, который помогает на всем протяжении работы с детьми, ненавязчиво формировать новые действия и соответствующие им чувственные образы и понятия.
Творческое развитие личности ребёнка непосредственно связано с индивидуальными особенностями функционального развития мозга, его сенсорных, моторных, а главное – ассоциативных систем, с формированием универсальных механизмов в работе центров правого и левого полушария, с формированием межполушарных отношений, обеспечивающих более высокий уровень корковой интеграции. Творческое развитие при этом основывается на единстве эмоционально-интеллектуальной и эмоционально- волевой сфер, на их взаимопроникновении и взаимовлиянии; на способности удивляться и познавать, на умении работать в нестандартных ситуациях, т. е. быть нацеленным на открытии нового и умении осознавать свой опыт.
Своё общение с детьми надо строить так, чтобы ребёнок не только овладел определённой суммой знаний, но и мог бы в разумных пределах фантазировать, активно мыслить, изобретать. Для этого надо детей приобщать к ТРИЗу.
Задание1.Названия известных сказок перевернуты, все слова даны с обратным смыслом. Нужно подобрать противоположные слова и угадать сказку.
Серебряная курочка – Золотой петушок
Пёс без шляпы — Кот в сапогах
Красивый цыплёнок - Гадкий утенок
Коза и семеро волчат — Волк и семеро козлят
Ржавая отмычка — Золотой ключик
Перевести пословицы на русский язык и объяснить их значение.
1. Сын леопарда – тоже леопард (Африка) – Яблоко от яблони недалеко падает.
2. Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) – Шила в мешке не утаишь.
3. Бойся тихой реки, а не шумной (Греция) – В тихом омуте черти водятся.
4. Молчаливый рот – золотой рот (Германия) – Слово серебро – молчанье золото.
5. Тот не заблудится, кто спрашивает (Ирландия) – Язык до Киева доведет.
6 Ошпаренный петух от дождя убегает (Франция) – Обжегшийся на молоке, дует на воду.
Задание № 2. Игра «Похожие слова»
Звучит логопедическая распевка:
Есть сладкое слово - конфета,
Есть быстрое слово - ракета,
Есть кислое слово - лимон!
Есть слово с окошком – вагон,
Есть слово колючее – ежик,
Есть слово промокшее – дождик,
Есть слово упрямое – цель,
Есть слово колючее – ель,
Есть книжное слово – страница,
Есть слово лесное – синица,
Есть слово пушистое – снег,
Есть слово веселое – смех. (Пляцковский М.С.)
Задание:
Вы, коллеги, не зевайте,
Слово к слову подбирайте!
Подберите существительные к прилагательному по ассоциации.
Быстрые слова - (ракета, самолет, тигр, орел)
Сладкие слова - (конфеты, торт, пирожное, сахар)
Веселые слова - (праздник, клоун, подарок, музыка)
Задание № 3. Игра «Кошка»
Отгадайте загадку:
Огромная кошка,
Вся шубка — в полосках. (Тигр).
Задание: подберите как можно больше глаголов к этому существительному.
Что умеет делать тигр? (перечисление по цепочке):
бегать, прыгать, спать, рычать, сидеть, стоять, кусаться, царапаться, есть, пить, шипеть, охотиться, отряхиваться, умываться.
Тигр бывает какой?
Дикий, полосатый, усатый, злой, добрый, голодный, спокойный и т.д.
- Василий Александрович Сухомлинский сказал, что «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев», а учёный Владимир Михайлович Бехтерев доказал, что «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию». Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них не только развивающим, но и интересным, занимательным.
- Вам нужно разгадать технологии развития речи и получать за это буквы, чтобы сложить из них главное слово и догадаться, почему оно является ключевым.
3. Задание-вопрос для педагогов
- Как называется гимнастика для языка, губ и щёк? (артикуляционная) получают букву А.
Артикуляционная гимнастика – учитель-дефектолог Поволоцкая С.А.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА-СКАЗКА
«У БАБУШКИ С ДЕДУШКОЙ».
Жили - были дедушка и бабушка.
К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки),
С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).
БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).
УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).
ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)
ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).
С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),
И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).
ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).
БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).
ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).
ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).
БАБУШКА ШИЛА, А БАРСИК С КАТУШКОЙ
БЕГАЛ, КАК БУДТО С ЖИВОЮ ЗВЕРЮШКОЙ (кончик языка зацепляем за нижние губы и двигаем язык вперёд-назад).
БАБУШКЕ НАШЕЙ ВСЕГДА ПОМОГАЕМ:
НИТКИ В ИГОЛКИ МЫ ЕЙ ПРОДЕВАЕМ (узкий язык вытянут вперёд).
БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА (узкий язык двигается вперёд-назад)
И НА ЗИГЗАГ ЕЁ ПЕРЕКЛЮЧИЛА (узкий язык двигается влево-вправо).
ПЕТЛИ ИГОЛКОЙ ОНА ОБМЕТАЛА (кончик языка описывает круг за губами),
ПУГОВКИ КРУГЛЫЕ ПОПРИШИВАЛА (кончик языка упирается то в одну, то в другую щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот).
ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы),
ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ.
ПОСЛЕ КАЧЕЛЕЙ МЫ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ (широкий язык убирается под верхнюю губу),
ПРЯТАЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ И В ПОДВАЛЕ (широкий язык - под нижнюю губу).
ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО (щёлкаем языком),
ЗВОНКИЕ ВЯЗНУТ НА ГЛИНЕ ПОДКОВКИ (цоканье на верхней губе).
ВОТ ЗАМЕДЛЯЕТ ЛОШАДКА ШАЖОЧКИ (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки),
ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ (присасываем язык к нёбу и открываем рот).
ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА,
ВАЖНО СКАЗАЛА: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом). И УШЛА.
Вот и закончился день, пора спать.
Завтра опять будем гулять.
4. Задание вопрос для педагогов.
Как называется современная технология, которая совмещает в себе артикуляционную гимнастику с движением? (Биоэнергопластика) – получают букву Е.
Выступление воспитателя Давкиной Н.В.
5. Физминутка Су-Джок «Мы лепили колобка».
Выступление учителя-дефектолога Поволоцкой С.А.
Массаж мячиком «Су – Джок» (можно использовать грецкий орех).
Мы лепили колобка,
(сжимаем и разжимаем шарик в правой ладони)
Тесто мяли мы слегка,
(сжимаем и разжимаем шарик в левой ладони)
А потом его катали,
(круговыми движениями катаем шарик в ладонях)
На окошечко сажали.
(раскрывают ладони, показывают колобок)
Он с окошка прыг, да прыг,
Укатился озорник.
(стучат шариком по ладони)
(Су-Джок-терапия, сказкотерапия) –получают буквы Г.
6. Задание для педагогов «Ребус»
Зашифровано слово песок, технология «Пескотерапия» - получают букву Д.
Выступление воспитателя Козловой С.П.
7. Задание-вопрос для педагогов
Какая современная технология развития речи зашифрована в словах Габриэля Лауб «Только искусство позволяет нам сказать даже то, чего мы не знаем». (Арт-терапия) – получают букву Г.
Выступление воспитателя Рыжковой И.В.
8. Задание для педагогов «Ребус»
На картинке нарисован чемодан. Разгадка – кейс-технологии.
Выступление воспитателя Шитнтковой К.А. – получают букву Е.
9. Задание-вопрос для педагогов
- Какие формы мы использовали, чтобы было интересно и легко усвоить материал? (дидактические игры) – получают букву П.
Выступление воспитателя Солодченко Т.В.
- А теперь давайте посмотрим какое слово у нас получилось? (ПЕДАГОГ).
Почему слово педагог является ключевым? (Ответы участников педсовета).
10. Задание для педагогов
- Соберите картинку из частей и догадайтесь о чём пойдёт речь дальше. (Взаимодействие педагога с семьёй ребёнка).
Выступление воспитателя Коноваленко И.В.
11. Рефлексия в форме синквейна.
Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Это особое стихотворение из пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме. Можно сказать, что синквейн - это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл.
Строится по следующим правилам:
• 1 строчка - одно существительное;
• 2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное;
• 3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного;
• 4 строчка - фраза из четырех слов, которая характеризует существительное;
• 5 строчка - одно существительное - синоним, ассоциация, повторение сути, резюме сказанному.
Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольников.
В чём же его эффективность и значимость?
Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребёнок может реализовать свои творческие, речевые, интеллектуальные возможности.
Синквейн является игровым приёмом.
Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны.
Составление синквейна может использоваться как заключительное задание по пройденному материалу.
Можно дать задание на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн. А в результате при его составлении реализуются практически все личностные способности ребёнка (интеллектуальные, творческие, образные). Родители могут сделать с ребёнком копилку синквейнов. По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни…
Результативность использования «Синквейна»:
облегчает процесс усвоения понятий и их содержания; расширяется и актуализируется словарный запас; закрепились знания о частях речи, о предложении у старших дошкольников; совершенствуется навык использования в речи синонимов; дети учатся выражать свои мысли, подбирать нужные слова; вырабатывается способность к анализу.
Когда дети приобретут опыт в написании данной технологии, можно организовывать выставки, конкурсы, поместить в раздевалке дополнив фотографией ребенка.
Теперь мы вместе с Вами выберем тему, над которой будем работать. Темы синквейнов могут быть самые разнообразные, это могут быть профессии, одежда, транспорт, фрукты, овощи, животные, природа и явления природы и погоды и т. д.
Пример:
ЖИЗНЬ
длинная
счастливая
течет
бежит
учит
Жизнь дана на добрые дела
дорога
Составление синквейна можно использовать для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации, что мы сейчас и отработаем.
Педагогам предлагается составить синквейн к слову «педсовет» (раздаются памятки по составлению синквейна).
Решение педагогического совета:
- Создавать условия в МБДОУ для развития речевой активности детей, побуждая их к речевому общению с взрослыми и между собой.
/срок: постоянно, отв: воспитатели /
- Педагогам продолжать работу по формированию коммуникативно - речевой активности у дошкольников через использование разнообразных методов и приемов, вовлекать в работу родителей (законных представителей).
/срок: постоянно, отв: воспитатели /
- Использовать интересные современные технологии в развитии речи детей как в образовательном процессе, так и в режимных моментах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад:"Использование ИКТ технологий в развитии речи детей дошкольного возраста"
Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей. Именно в связанной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи.Успешное овладение связной устной речью по...
"Использование LEGO- технологии для развития речи детей дошкольного возраста»
Обобщение опыта работы на районном методическом объединении педагогов дошкольного образования п.г.т. Уренгой на тему « Использование LEGO- технологии для развития речи де...
Использование современных технологий в развитии речи детей дошкольного возраста
Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи неоФормирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Усп...
Выступление для воспитателей на педсовете:" Использование ЛЕГО-технологии в развитии речи детей дошкольного возраста"
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.Поэтому для ра...
«Использование современных информационных коммуникационных технологий в развитии речи детей дошкольного возраста»
В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка - дошкольника. Ведь именно от уровня развития его речевых способностей з...
Консультация-лекция «Современные технологии в развитии речи детей дошкольного возраста»
Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного об...
Мастер-класс для педагогов «Использование игровых технологий в развитии речи детей дошкольного возраста»
данный материал будет полезен педагогам...