"Использование LEGO- технологии для развития речи детей дошкольного возраста»
учебно-методическое пособие (старшая группа)

Невмовенко Инга Константиновна

Обобщение опыта  работы 

на районном методическом объединении педагогов дошкольного образования  п.г.т. Уренгой

на  тему « Использование LEGO- технологии для развития речи детей дошкольного возраста»

 

ЛЕГО – технология – это средство развивающего обучения, стимулирует познавательную деятельность детей дошкольного возраста, способствует воспитанию социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развития самостоятельности, способности решать любые задачи творчески.

        Слайд № 3 Актуальность Лего

            Использование «LEGO» конструктора является великолепным средством для познавательного развития дошкольников: развивает мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.), способствует развитию воображения, речевому развитию

 «Лего»– конструктор позволяет учиться, играя и обучаться в игре. Поэтому мы пришли к выводу: что работа по развитию речи с применением «Лего» - технологий сделает наш  процесс более результативным. Дети будут воспринимать непосредственно образовательную деятельность  как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций.

Конструкторы «ЛЕГО» могут быть разными, а их роль в развитии речи ребенка-дошкольника очень велика.

Как же можно развить словарь с использованием Лего-конструктора?

В процессе работы с детьми используем разные детали ЛЕГО конструктора,  в ходе которого они запоминают их название, назначение, называют форму, цвет деталей, что способствует в свою очередь обогащению словаря детей.

Действия с конструктором помогают обогащать словарь существительными, прилагательными, наречиями, предлогами, глаголов с приставками и др. частями речи.

Слайд № 4 Темы для развития словаря

В план занятий включаем такие темы, как «Животные», «Городские и сельские постройки», «Предметы мебели», «Игрушки», «Транспорт», «Корабли», «Путешествие в сказку» и другие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_26.02.18_obmen_opytom_dou_nevmovenko_ik.docx37.32 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Солнышко» п.г.т. Уренгой Пуровского района

Обобщение опыта  работы  

на районном методическом объединении педагогов дошкольного образования  п.г.т. Уренгой

на  тему « Использование LEGO- технологии для развития речи детей дошкольного возраста»

2018г.

Внедрение ФГОС в практику дошкольного образования предполагает использование в работе воспитателя новых технологий, одна из них «Лего – технология». «LEGO», в переводе с латыни, означает «Я учусь» или «Я складываю».

Слайд № 2 Преимущества Лего

ЛЕГО – технология – это средство развивающего обучения, стимулирует познавательную деятельность детей дошкольного возраста, способствует воспитанию социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развития самостоятельности, способности решать любые задачи творчески.

        Слайд № 3 Актуальность Лего

            Использование «LEGO» конструктора является великолепным средством для познавательного развития дошкольников: развивает мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.), способствует развитию воображения, речевому развитию

 «Лего»– конструктор позволяет учиться, играя и обучаться в игре. Поэтому мы пришли к выводу: что работа по развитию речи с применением «Лего» - технологий сделает наш  процесс более результативным. Дети будут воспринимать непосредственно образовательную деятельность  как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций.

Конструкторы «ЛЕГО» могут быть разными, а их роль в развитии речи ребенка-дошкольника очень велика. 

Как же можно развить словарь с использованием Лего-конструктора?

В процессе работы с детьми используем разные детали ЛЕГО конструктора,  в ходе которого они запоминают их название, назначение, называют форму, цвет деталей, что способствует в свою очередь обогащению словаря детей.

Действия с конструктором помогают обогащать словарь существительными, прилагательными, наречиями, предлогами, глаголов с приставками и др. частями речи.

Слайд № 4 Темы для развития словаря

В план занятий включаем такие темы, как «Животные», «Городские и сельские постройки», «Предметы мебели», «Игрушки», «Транспорт», «Корабли», «Путешествие в сказку» и другие.

Слайд № 5 Темы для расширения кругозора

Организация работы с детьми в рамках таких тем, как «Транспорт», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Безопасность», «Моё Отечество», «Мой город» с учётом интегративного подхода расширяем кругозор детей, развиваем познавательно – исследовательскую и конструктивную деятельности, образное мышление, воображение. Воспитанники получают информацию для создания собственных построек и составлению описательных рассказов о постройке.

В процессе работы с детьми по любой теме, обыгрываем ситуации, в которых дети учатся называть новые предметы, повторяем те, которые уже знают и называют. Например «У Пети день рождения» в этой игровой ситуации закрепляются названия предметов посуды. В данном возрасте дети осваивают видовые обобщения. Процесс освоения видового обобщения способствует развитию операции сравнения, обобщения, развивает способность к установлению причинно – следственных связей.

Слайд № 6 Конструктор Лего дупло

 Совершая игровые действия с предметами и куклами из конструктора LEGO DUPLO дети, узнают такие качества предметов, как твердость или мягкость, гладкость или шероховатость, тяжелый или легкий предмет.  У детей наблюдаются существенное обогащение и активизация словаря, активно развивается способность рассуждать. 

Слайд № 7 фото «Большая ферма»

Для создания атмосферы живого и интересного общения, обогащения словаря, введения в словарь детей новых слов также используем развивающие комплекты LEGO DUPLO «Дикие и домашние животные» и «Большая ферма».

Фото

В наборы входят мини фигурки диких, домашних животных, людей, разные детали, позволяющие создать в игре реалистичную обстановку. Дети учатся различать понятия: ферма - зоопарк и животных, которые там  содержатся. С малышами, проигрывая ситуацию «Кто, где живёт?», воспитатель знакомит с жизнью домашних и диких животных не только своей местности, но и жарких стран, учит описывать их. В упражнении «Кто, как кричит?», решается такая задача как, развитие звукового восприятия. Ребята выбирают из конструктора понравившееся животное, обыгрывают его, имитируя звукоподражание.

К словесным играм для обогащения лексического запаса с использованием конструктора LEGO можно отнести:  

«Большой – маленький»,

«Один – много»,

«Четвертый лишний»,

«Кто потерял хвостик?»,

«На улице большого города».

 Слайд № 8 Лего способствует развитию речи

Использование ЛЕГО-технологий способствует развитию связной речи.

Пересказывание   рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, мы помогаем ребёнку лучше осознать сюжет, что делает наш пересказ более развёрнутым и логичным. При этом  наша работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.

Стимулируя развитие игровых ситуаций, детям даём  речевой образец. Проговариваются вслух игровые действия. Можно установить правило – все игровые действия с фигурками конструктора LEGO необходимо проговаривать для своих партнеров по игре: что делаю? что хочу сделать? как буду делать?

 В ходе игровых действий  наши дети получают практические навыки ролевого диалога, учатся договариваться друг с другом.  Сначала педагог сам  придумывает сказки и загадки про животных, обыгрывает их совместно с детьми, а затем дети сами обыгрывают понравившиеся сказки.                      

Слайд № 9   фото 

Также в своей работе мы предусматриваем задания для совместной с родителями деятельности.

 Так, например родителям и детям даётся задание: придумать мини сказки про животных. После общения ребенка с родителями, потом уже дети, используя конструктор LEGO, с большим желанием показывают свои сказки ребятам в группе.

Сначала дети  придумывают свои   «Лего-истории»,  делают  постройки и описывают их, а воспитатель записывает рассказы и фотографирует постройки. Все это проходит в «Ситуации письменной речи» (ребенок говорит, взрослый записывает). Именно рассказ под запись делает интерес детей к изложению истории более выраженным.

Рассказ становится заметно более продуманным, чем в обычном разговоре, дети стараются грамотнее изложить мысль. Результатом первого этапа работы с набором «Моя первая история» является книга рассказов «Мои Лего-истории».

Слайд № 10 Фото

 Моя первая история

На втором этапе  мы с детьми уже придумываем  полноценные сказки, в которых есть начало, середина и конец. 

Слайд № 11 фото

Для этого мы  используем  двухсторонние фоновые карточки, с помощью которых дети придумывают сюжет своих сказок.

 

 Работа на данном этапе интересная, так как дети не просто описывают одну постройку, а придумывают продолжение и конец своих историй. Сначала сказки придумываем совместно, т. е. взрослый-ребенок, затем дети создают свои, авторские сказки. 

Слайд № 12-

Результатом работы на данном этапе становится вторая книга «Волшебные Лего-сказки».

Слайд №13, Сказка «3поросенка»

Слайд№14 «Сказка 3 медведя»

Следующим этапом будет создание совместных сказок, когда один из детей придумывает начало, второй кульминацию, третий завершение сказки, т. е. дети, работают в соавторстве.

Слайд № 15 Ситуации письменной речи

Этот вид деятельности подразумевает навыки работы в группе. С каждым разом детям все проще работать совместно, развиваются их социально-коммуникативные навыки.

Таким образом, метод «Ситуация письменной речи» существенно стимулирует интерес ребенка к речевой активности. Создание собственных рассказов и сказок также влияет на интерес детей к чтению.

Дети, создавая постройки, имеют конкретную цель. Например, не просто построить домик, а построить домик для зайца, не вообще самолет, а самолет для гномика.  

Выполняя постройки по словесному описанию,  мы считаем

что это способствует развитию понятийной стороны речи, а рассказывание поэтапного исполнения постройки активизирует речь детей.

Выбор конструктивной задачи определяется игровой проблемной ситуацией: Например "Африканские звери заболели" - строим самолет и  приглашаем доктора Айболита, "У котенка нет друзей" - ему нужна помощь.

При проигрывании и обговаривании постройки мы учим детей не только строить по образцу и показу, но и проговаривать: как строить - что, за чем; как лучше, чем закончить. 

Тем самым дошкольники обогащают словарь глаголами, учатся называть действия, упражняются в словообразовании, развивают речевую активность.

 Слайд №16 Фото дети

 В подготовительной к школе группе наряду с такими занятиями по развитию связной речи, как пересказ; рассказывание с использованием игрушек и предметов; по картине; на темы из личного опыта, мы включаем  рассказывание по предложенным сюжетам или творческое рассказывание, и как часть этого вида – сочинительство и переделывание сказок.

Развивая речетворчество дошкольников, мы можем предложить детям придумать свое окончание знакомой сказки, придумать сказку о том, как одна постройка превратилась в другую, по ходу рассказывания осуществляя данное превращение. Во время постройки дети могут описывать своих героев или саму постройку.

Слайд № 17 фото дети

 Сочинение собственной сказки – дело очень сложное для ребенка, но при помощи взрослого – вполне посильное. Порой детям очень трудно начать свой рассказ, передать словами то, что нарисовало их воображение.      Для того, чтобы сделать процесс обучения рассказыванию интересным и увлекательным занятием мы в своей работе используем набор LEGO Education «Построй свою историю».

  Слайд № 18 

Набор «Построй свою историю» рекомендован для детей 6-7 лет.

  Слайд № 19 

       Построй свою историю – это набор из 1144( тысяча сто сорок четыре) деталей различных типов:

 Слайд № 20 Не читать

  • Кирпичики и готовые конструкции (растения, уличные фонари, флажки). С их помощью дети смогут создать окружающую обстановку.
  • Персонажи людей и животных. В набор входят торсы, ножки, головы с разными эмоциями, головные уборы, позволяющие детям собирать самых необычных и неожиданных персонажей. Также в комплект включены фигурки животных.
  • Реквизит. Важной частью набора являются аксессуары, которые персонажи могут держать в руках (рабочие инструменты, продукты питания, волшебные палочки), и элементы для создания антуража (кристаллы, цветы, предметы быта, паучки, техника).
  • Детали, позволяющие сделать сценку более точной и реалистичной.

       ЧИТАТЬ  В набор входят  еще традиционные детали, базовые кубики, строительные пластины для создания сцен действия. Отличительной особенностью, как мы считаем, заключается в возможности в игровой форме познакомить ребенка с историей, как с материальным явлением, своими глазами увидеть персонажей былых эпох, воссоздать мир прошлого.

                    В отличие от готовых игрушек, набор предлагает ребенку самостоятельную сборку, прекрасно подходит для совместного творчества, дети, играя между собой и с взрослыми, получают навыки общения, свободной речи, коммуникаций.

Работа с Лего- конструктором «Построй свою историю» помогает детям развивать фантазию, логику, речь, обогащает  словарный запас, дети учатся самостоятельно сочинять истории, дети учатся формировать  , и излагать   свою точку зрения, учатся работать как независимо, так и в команде, улучшают свои  коммуникативные навыки, социально адаптируются .

СЛАЙД № 21 Фото дети

Данный набор позволяет детям создавать оригинальных персонажей и использовать свое творческое мышление в полную силу, дети учатся  правильно формулировать и выражать свои мысли и идеи.

 Наша задача научить детей воплощать визуально -  творческий образ  в постройку из Лего деталей,  без опоры на графическую  схему;

• Пояснить события из визуально просмотренных сюжетов (что случилось и почему).

 • Создать диалог на основе реальных случаев, событий и действий персонажей в сложившихся ситуациях, создать единый, целостный рассказ по договорённости друг с другом;

 • Подобрать слова, фразы, речевые особенности для создания выразительности и впечатления.

 Слайд № 22 Пояснительная записка

В  работе с набором «LEGO Education»

         Есть четыре категории заданий:

 • Первые шаги • Повседневное повествование

• Построение и рассказывание историй

 • Пересказ и анализ рассказов

Первые шаги:  Очень важно, когда дети знакомятся с материалами, учатся распознавать отдельные элементы, понимать, для чего они нужны и как они взаимодействуют.

  Если наши воспитанники недостаточно хорошо знакомы с материалами, то они не смогут применить их правильно в процессе строительства и придумывания рассказа. Задания нацеливают детей на постройку одного или нескольких  элементов отдельной истории.

- Повседневное повествование: Эти  задания дают педагогу возможность предложить детям  поговорить о значимых событиях и случаях, например, о днях рождения, выездах на природу, документальных фильмах,  событиях, связанных с жизнью общества, о книгах или статьях.

- Построение и рассказывание историй:  Выполняя эти задания, дети знакомятся с основными элементами структуры рассказа. Общая структура рассказа, часто называемая «сюжетной линией», состоит из разных сцен. Каждая сцена является независимой частью последовательности событий в рассказе.      

В зависимости от уровня и возможностей воспитанников, структура рассказа включает три сценические конструкции — начало (завязка), середина (действие) и конец (развязка) — или пять сценических конструкций: начало, завязка, кульминация, развязка и конец.

В создании рассказа могут участвовать до пяти детей, где они вместе создают сюжет рассказа, а затем каждый ребёнок создаёт одну из сценических конструкций рассказа.      

Слайд № 22 фото дети

Строительство из кубиков ЛЕГО — это органичный и быстрый процесс. Дети могут составлять планы на бумаге, в уме или с помощью карты событий. Их планы естественным образом развиваться по мере появления новых возможностей в процессе строительства.       Начав строительство, дети  постепенно создают  персонажей, место действия, специальные элементы, развитие сюжета и определят, сколько им необходимо сценических конструкций — одна, три или пять.

Слайд № 23 Фото

Пересказ и анализ рассказов:

 Размышление влечет за собой пересмотр, изменение, сомнение, адаптацию и дальнейшее построение. Задача детей и педагога — создать мощные и выразительные физические сценарии, в которых разные персонажи задействованы в ряде последовательных событий.

В процессе построения и размышления дети общаются, выражают своё мнение и развивают важные языковые навыки.

Во время строительства появляются новые драматические возможности, которые они не могли предвидеть при создании карты событий или в набросках диалогов. Чтобы учесть эти новые возможности, дети  не должны чётко следовать предварительному плану. Они должны общаться и развивать рассказ в процессе построения.

Слайд № 24 Модель четырех  вопросов:

                Модель четырех   вопросов можно использовать со всеми заданиями. Эта модель обеспечивает структуру рассказа и помогает детям  сосредоточиться на основных элементах создания рассказа. Необходимо знать, что в процессе создания рассказа нужно учитывать все четыре элемента:

1. О ком это?

Этот вопрос побуждает детей подумать о персонажах рассказа.

2. Где это происходит?

 Этот вопрос побуждает детей придумать подходящее место действия.

3.Когда это происходит?

Этот вопрос побуждает детей подумать, в какой период времени происходит действие в рассказе.

4.Что произошло?

 Этот вопрос побуждает детей сосредоточиться на описании сюжета — событий, из которых состоит рассказ, и их взаимосвязи, комбинации или последовательности

 Слайд № 25 фото  

ЛЕГО -  конструкторы  можно использовать в  режимных моментах: во время зарядки,  на физкультурных занятиях, в свободной деятельности

Слайд № 26 Фото 

В индивидуальной коррекционной работе, в процессе непрерывной образовательной деятельности: математическое развитие, речевое развитие  и т.д.

Слайд №27 Фото 

Созданные постройки из ЛЕГО-конструктора, мы также  используем в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества.

Выполняя постройку, дети создают объемное изображение, которое способствует лучшему запоминанию образа объекта.

 О лошадке, которую сделал сам, ребенок рассказывает охотнее, придумывает разные истории и т. д.

  А своих героев дети наделяют теми качествами, которыми они хотят. Посредством героев сказки, выполненных своими руками, ребёнок легче раскрывает  свои индивидуальные особенности, а сама игра создаёт условия для развития речи, творчества и благоприятно влияет на эмоциональную сферу ребёнка.

В процессе всех видов конструктивной деятельности большое внимание также уделяем воспитанию у детей навыков культурного поведения и положительных взаимоотношений.

   Если требуется помощь товарища или воспитателя, есть возможность закрепить с детьми формулы речевого этикета при обращении с просьбой, благодарения, ведь дети учатся выражать просьбу словами, благодарить за оказанную услугу.

Наша задача учить детей понимать, и использовать при обыгрывании элементов этикета: поведение за столом, при встрече гостей и поведении в гостях, при  выражении чувств, при знакомстве и прощании, разговоре по телефону. Все это способствует развитию речевого общения в совместной деятельности.

  Вывод: Таким образом,  наша работа по развитию речи детей дошкольного возраста с применением Лего-конструирования является результативной, так как дети воспринимают её как игру, которая не вызывает у них негативизма, а наоборот приучает к внимательности, усидчивости, обсуждению и выполнению словесных инструкций по конструированию поделки. Это всё способствует лучшему усвоению речевого материала.

Слайд №28  Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мы живем в век технологий, в том числе информационно-компьютерных, поэтому современный человек должен быть с детства психологически готов воспринимать все новое, иметь потребность постоянно учиться, и...

Доклад:"Использование ИКТ технологий в развитии речи детей дошкольного возраста"

Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей. Именно в связанной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи.Успешное овладение связной устной речью по...

«Использование элементов ТРИЗ - технологии в развитии речи детей дошкольного возраста».

Одним из современных способов взаимодействия воспитателя с детьми является ТРИЗ-технология. Статья о том, как влияет на развитие связной речи дошкольников технология ТРИЗ и как правильно использовать ...

Использование современных технологий в развитии речи детей дошкольного возраста

 Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи неоФормирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Усп...

Выступление для воспитателей на педсовете:" Использование ЛЕГО-технологии в развитии речи детей дошкольного возраста"

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.Поэтому для ра...

Чек лист описание средств, использования приемов и технологий по развитию речи детей дошкольного возраста

Чек лист описание средств, использования приемов и технологийпо развитию речи детей дошкольного возраста...