«Влияние устного народного творчества на обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста».
консультация

Гужвий Людмила Михайловна

Актуальность темы моего педагогического опыта обусловлена проблемой, связанной с развитием речи, которая особо остро встала в последнее время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_opyt_folklor.docx50.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

воспитателя

МАДОУ  «Детский сад №57»

город Нижнекамск

Гужвий Людмилы Михайловны

I. Введение

1.Тема опыта


«Влияние устного народного творчества

на  обогащение словаря детей  младшего дошкольного возраста».

2. Актуальность

Актуальность темы моего педагогического опыта обусловлена проблемой, связанной с развитием речи, которая особо остро встала в последнее время.  Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.

На сегодняшний день к проблеме развития речи детей раннего детства привлечено внимание многих российских и зарубежных психологов. И это очень актуально, так как первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного развития ребенка.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения. Практика показывает: это очень трудоёмкая и ответственная работа, требующая определённой системы и терпения со стороны педагога к подбору наиболее действенных средств и методов обучения.

Современные  тенденции развития российской системы дошкольного образования, внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования направлены на овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Основная цель  речевого развития по ФГОС ДО – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

        Для полноценного развития ребенка необходимо вовремя помочь ему справиться со сложными задачами посредствам своевременного и полноценного познания окружающего мира, что способствует формированию у него речи. Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Одним из лучших способов развития речи ребенка раннего и младшего дошкольного возрастов считают произведения устного народного творчества.

В произведениях устного народного творчества таятся огромные     возможности, которые побуждают ребенка с самого раннего возраста к познавательной деятельности и речевой активности. Проникая в сюжет, постигая образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности языка произведений устного народного творчества.

Именно дошкольный возраст является периодом освоения ребенком разговорного языка, становлением всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком является главной задачей умственного, эстетического, нравственного воспитания и развития детей. И чем раньше ребенок освоит родной язык, тем свободнее он будет им пользоваться в дальнейшем.

Таким образом: устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к речевой активности. В связи с этим актуально выявление особенностей развития словаря детей дошкольного возраста; использование устного народного творчества в системе разнообразных форм и методов обогащения словаря детей дошкольного возраста.

3. Основная  идея опыта

Учитывая все выше сказанное, я построила свою работу так, чтобы дать детям достаточное количество устного народного творчества, работая с ними каждый  день, и убедить родителей в использовании фольклора в воспитании детей, понимая его значимость и ценность. Ведь ласковый разговор фольклорных произведений вызывает удовольствие не только у детей, но и взрослых, использующей образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, любви и нежности.

Народные песенки, потешки, прибаутки являются ценным материалом для воспитания детей младшего дошкольного возраста: формируется восприимчивость к звучащей ритмической, музыкальной речи, песенки, потешки помогают им учиться говорить, побуждая к подражанию словам и звукам. Фольклор вызывает положительные эмоции у детей, формируется внутренняя готовность к восприятию русской народной культуры.  Дети учатся ясно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описывать предмет, дать ему яркую характеристику используя в своей речи пословицы и поговорки.  

Анкетирование родителей показало, что многие из них не знают или затрудняются ответить, что такое устное народное творчество. В основном, все родители назвали только сказки и потешки. В современных семьях уделяется мало внимания развитию речи (часто не хватает времени из-за занятости работой, низкий уровень педагогической грамотности). Между родителями и детьми преобладает обиходно - бытовая лексика. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет и упрощает речь.

Но ведь дошкольный период жизни ребенка зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет. А что может духовно обогатить среду? Я пришла к выводу, что главная задача педагога - это использование устного народного творчества для  развития речи детей. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщения к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Таким образом, основная педагогическая идея опыта заключается в  определении оптимальных условий речевого развития детей младшего дошкольного возраста, и на этой основе создание комплекса мероприятий, направленных на речевое развитие младших дошкольников при ознакомлении с произведениями устного народного творчества.

4.  Теоретическая база

В исследованиях отечественных педагогов Жуковской Р. И., Сакулиной Н. П., Тихеевой Е. И., Ушинского К. Д., Флериной Е. А. и многих других подчеркивается, что дошкольный возраст – период активного творческого развития личности ребенка в целом, и совершенствования  связной речи.

Важнейшим источником развития детской речи и ее выразительности являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).

Русское народное творчество не перестает удивлять и восхищать своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Еще великий отечественный педагог К.Д.Ушинский характеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа. Он подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии.

Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка, приспособлены к детским проблемам. Незаметно они вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту, являются образцом речи. Но еще К.Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные.  «Народные сказки, способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании» - писал К.Д.Ушинский.

Результаты исследований лингвистов,  психологов, педагогов таких как, Л.С.Выгодский, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштей, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский,  В.В. Виноградов,  К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Ф.А. Сохин, создали предпосылки для комплексного подхода в решении задач речевого развития детей. Работы данных представителей разных направлений науки отчетливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильно организованной коммуникации.

Е.Н.Тихеева, Е.А. Флерина также считали, что фольклор дает прекрасные образцы русского языка, подражая которым, ребенок успешно учится родному языку.  Они писали: «Загадки, пословицы, поговорки -  образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, метафорами, в них много определений, олицетворений. Поэтический язык малых фольклорных форм прост, точен, выразителен, содержит синонимы и антонимы, сравнения и гиперболу». Эти особенности привлекают детей к малым фольклорным жанрам.

В исследованиях психологов и педагогов Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Н. Поддьякова, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина, Д.Б. Эльконина и других отмечено, что у детей раннего дошкольного возраста интенсивно начинает развиваться осмысленное восприятие, которое проявляется в понимании нравственно - смыслового и идейного содержания произведения. Развивается способность к выделению и умению подмечать средства художественной выразительности, то есть начинается развиваться понятийно - образная сторона речи.

Формирование образной речи не может не влиять на развитие связной речи. Об этом писали в своих исследованиях А.М. Бородич, Н.В. Гавриш, В.В. Гербова, О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, Е.В. Савушкина.

Таким образом, можно сделать вывод, что разные виды устного народного творчества являются важным средством развития речи и всех сторон личности ребенка. Но эффективность их использования будет зависеть не только от того – понимает ли воспитатель какова роль фольклора, а и от того насколько хорошо он знает о средствах народной педагогики, о методах и приемах их использования. Поэтому полагаю, что процесс развития речи детей дошкольного возраста будет эффективным, если в процессе  совместной деятельности педагога и детей большое внимание будет уделяться использованию устного народного творчества. Взрослые должны предусмотреть значительное увеличение и обогащение возможностей участия в речевом общении каждого ребенка, при этом первостепенно важным должно быть полноценное овладение родным языком в максимально сенситивный для этого период.

5. Новизна

Новизна опыта заключается в усовершенствовании применения методов: использование малых фольклорных форм в различных видах деятельности: игровой, образовательной, в процессе прогулок, утренней гимнастики, труда, режимных моментов, планирование тематических дней. В работе использую нетрадиционные формы и методы, стимулирующие детей к использованию малых фольклорных форм, создание ситуаций, побуждающих к творческим действиям. Также разработана  и  внедряется система занятий по развитию речи  для младших  дошкольников с использованием устного народного творчества в развитии речевой активности детей; технология мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса; обогащается предметно-развивающая среда пособиями для развития речевой активности детей;  используются различные виды театра.      

Основные акценты сделаны на системные изменения процесса  сотрудничества детей и взрослых в образовательном пространстве детского сада и семьи.

В результате всё выше перечисленное послужило базой для развития речи детей, которая стала более выразительной, эмоциональной, разнообразной.

II. Технология опыта

Заложенные в фольклор языковые формы обеспечивают баланс традиционности и индивидуальности в речевом творчестве, и их включение в педагогический процесс совершенно необходимо.

Интерес к потешкам, загадкам, сказкам я заметила у детей своей группы в начале учебного 2023 года, именно поэтому я решила, что именно устное народное творчество поможет повысить у детей уровень речевого развития, сделать их речь более выразительной, красивой грамматически правильной.

Работу начала сначала в совместной деятельности детей в свободное от занятий время, после того, как материал был систематизирован, со второй половины года я начала использовать его на занятиях во время наблюдений, в игровой деятельности.

На основе результатов, полученных в ходе диагностики, были определены следующие направления работы:

1.        Развитие восприятия и понимания устного народного творчества.

2.        Развитие звуковой культуры речи.

3.        Развитие словаря, связной и грамматически правильной речи.

С этой целью были определены ежедневные виды деятельности по использованию устного народного творчества в работе с детьми, которые отразили в циклограмме воспитателя:

  • ежедневное чтение (русские сказки, потешки, песенки);
  • тематические беседы по устному народному творчеству;
  • совместное рассматривание книг и иллюстраций;
  • театрализация русских народных сказок куклами, настольным и пальчиковым театром, театром игрушки и картинок;
  • пение народных песенок, потешек;
  • слушание детских песенок и русских народных сказок из фонотеки.

Для достижения поставленной цели и решения задач в группе я создала соответствующую развивающую предметно-пространственную среду. В интерьер группы включила элементы русского декоративного прикладного искусства: пособия в игровых уголках, мягкие игрушки из ткани, различные виды театров, народные куклы. Кроме того, большую роль фольклору стала уделять  в планировании ОД и режимных моментов. Понимая, что совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка, уделяла большое внимание его закреплению и активизации. Значительно пополнили словарь детей занятия по познавательному развитию с элементами фольклора, на которых дети знакомились с атрибутами горницы.  Чтобы новые, довольно трудные слова прочно вошли в лексикон детей, использовала различные методические и игровые приемы.

Работу с детьми по данной проблеме я начинаю со знакомства,  прежде всего с потешками, с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. Дав возможность детям рассмотреть игрушку, я рассказывала о персонаже потешки, о его особенностях. В предварительной беседе объясняла значение новых слов, которые ребята услышат в потешке. Дети с удовольствием вслушиваются в звучание народной речи, улавливают стихотворный ритм, богатство оттенков слов.  Для эмоционального контакта с детьми уже само чтение создает благоприятные условия. Они затихают, улыбаются, просят читать еще. Детям показываю  иллюстрацию (игрушку, например, кота). Они рассматривают игрушку (высказывают свои впечатления, отмечают, какие у котика усы, глаза, зубки, и т. д.).  Затем  читаю  потешку «Как у нашего кота…». До чтения детям потешки «Конь» у них уже было сформировано представление о том, какое это красивое, гордое животное.

При работе с детьми постоянно использовала потешки как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребёнок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова. Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, играя, легко запоминают их, вводят в свою речь.

Знакомство с народными песенками происходит во время умывания, одевания, причесывания малышей. Постепенно дети используют  их в своих играх. Не все дети могут сразу передавать характерные особенности  персонажей  и, чтобы им было легче, предлагается  использовать настольный театр. Хочется отметить положительное влияние театрализованной деятельности на все факторы развития речи ребенка. Разнообразные виды красочных видов театров в сочетании с недлинными, но колоритными в речевом отношении фольклорными текстами побуждают детей проявлять все свои речевые знания, эмоциональные качества. Особенно ценны в этом отношении потешки, небылицы, короткие сказки, героями которых являются животные и дети.

 Создание  положительного эмоционального настроя в детском коллективе, а также развитию речи, расширению кругозора способствуют развлечения и праздники. Я стала подбирать более сложный материал для развлечения ребят, когда у детей накопился опыт слушания и осмысленного восприятия потешек.  Мой опыт работы показал, что любимые развлечения детей следует время о времени повторять. Так обычно я и поступаю. Малыши проявляют высокую активность, встречаясь с уже знакомыми им текстами, игрушками,

Велика ценность фольклора в формировании у детей слухового внимания, фонематического слуха и правильного произношения, так как сама звуковая ориентация фольклорного стиха наполнена обилием рифм, повторов, созвучий.

Чтобы сформировать связную речь ребенка, необходимо научить его пользоваться различными звуковыми средствами. Это и интонация, и логическое ударение, подбор наиболее подходящих слов, метафор, синонимов, умение строить сложные предложения и др.

Основой связной речи, заключающей в себе различные языковые средства, является диалог. Для диалога характерны неполные предложения, восклицание, вопрос, междометие, яркая интонационная мимика. Все это мы находим в фольклорных диалогических текстах. Заучивание и обыгрывание лишь одного диалогического фольклорного текста помогло нашим детям освоить вопросительную интонацию.

Опыт показал, что восклицательную интонацию продуктивнее отрабатывать на закличках, так как в них присутствует восклицание. На воспитание яркой интонационной выразительности, эмоциональности речи  большое влияние оказывают русские народные словесные игры или как их еще называют, игры с приговорами.

Работу по развитию речевой активности детей через знакомство с устным народным творчеством провожу не только в детском саду, но и дома, в семье. Взаимодействие с семьями воспитанников -  одно из важнейших условий развития личности ребенка и его социализация в условиях общественного и домашнего воспитания. Участие семьи в речевом развитии начинается с момента поступления ребенка в детский сад. Совместно с родителями в группе мы оформили уголок «Сказки», включавший сундук «ряженья» и «Место уединения» (для уединения детей, индивидуальных бесед с детьми), а также стенд «Устное народное творчество», также изготовили настольные театры: «Маша и медведь», «Теремок»,  «Колобок» – и театры на фланелеграфе: «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Репка», «Курочка Ряба» .С помощью родителей была составлена картотека по русским народным играм: «Огуречик - огуречик», «Жаворонок», «Утка и селезень», «Лукошко», «У медведя во бору», «Мосток», «Воробьи», «Гуси-гуси», «Пчелы и ласточка», «Молчанка»,  «Золотые   ворота»,   «Птички»,   «Крута   гора»,   «Змейка», «Каравай», «Утка и лиса» и другие.  Совместно с родителями был оформлен альбом «Рисуем сказки».

Для родителей были оформлены папки-передвижки:

  • «Пословица недаром молвится»;
  • «Влияние фольклора на развитие речи ребенка-дошкольника»;
  • «Русская народная мудрость в воспитании».

Для работы над данной проблемой мною были поставлены конкретные цели и определенны задачи.

Цель опыта: использование произведений русского народного фольклора, как возможность развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Для реализации намеченной цели, мною были определены следующие задачи:

  • расширять, обогащать и активизировать словарь;
  • формировать правильную разговорную речь;
  • приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами посредством театральной деятельности;
  • воспитывать чуткое отношение к народному творчеству;
  • развивать творческие, познавательные и коммуникативные способности детей на основе устного народного творчеств;
  •  сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир;
  • обеспечить формирование открытости, доброжелательности, коммуникативности.

В своей работе я использую методы:

- словесные (беседы, рассказ, чтение);

- игровые (дидактические и подвижные игры);

- наглядные (иллюстрации, альбомы, мультимедийные пособия).

Также использую разнообразные формы: занятия, досуги, беседы, наблюдения, игры, разучивание стихов, загадок, консультативную работу с воспитателями и родителями. Провожу дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры, индивидуальную работу с детьми.

В  нашей группе постоянно пополняется  картотека игр на основе детского фольклора – это подвижные, дидактические, пальчиковые игры. В уголок книги мы поместили разнообразную художественную литературу: это большие яркие книги, книги-игрушки, книги малютки; сюжетные картинки к рассказам и стихам, иллюстрации к разным сказкам и потешкам.

Изучая коммуникативные умения детей в формировании словаря, наблюдала за свободным общением детей, обращала внимание на характер общения, инициативность, умение вести диалог, слушать собеседника и понимать его умение выразить свои мысли. В результате пришла к выводу, что проводимые занятия способствуют обогащению активного словарного запаса детей и развитию речи.

Следовательно, устное народное творчество является одним из средств формирования словаря детей дошкольного возраста.

      III. Результативность опыта

В результате проделанной работы по данному направлению у детей сформирована внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащен и расширен словарный запас, способность к овладению родной речью. Результативность опыта работы по развитию речи дошкольников отслеживается регулярно. Мониторинг проводится в начале, в середине и в конце учебного года.

Результаты, полученные в ходе мониторинга в мае 2024 года, дают полное основание говорить, что использование в обучающем процессе устного народного творчества сказывается на расширении словаря детей. В результате проведенной работы произошли позитивные изменения в словарном запасе детей.

Уровень

Начало года 2022

Конец года 2023

Низкий

80%

40%

Средний

20%

40%

Высокий

0

20%

Уровень

Начало года 2023

Конец года 2024

Низкий

66 %

11%

Средний

22%

55%

Высокий

11%

33%

    В результате проведенной работы у детей значительно повысился уровень речевого развития: высокий уровень развития детей повысился на 22% , средний уровень повысился на – 33%, а низкий уровень наоборот понизился на 55 %.

   Я считаю, что примененная система использования устного народного творчества положительно повлияла на уровень речевого развития  детей. А самым главным результатом своей  работы, я считаю положительные эмоции малышей, веселое, бодрое настроение детей в группе, что важно для развития коммуникативных навыков. Также дети намного легче и с большим удовольствием усваивают все навыки самообслуживания и гигиены.

Всю информацию о накопленном мною положительном опыте открыто представляю не только внутри детского сада, но на просторах сети Интернет в педагогических сообществах.

На уровне образовательной организации:

• выступление на педагогическом совете МАДОУ «Детский сад №57» на тему «Влияние  устного народного творчества  на  развитие речи детей  первой младшей группы» (2024  г.);

• открытый просмотр ОД  «В гости к Зайчику» (с элементами фольклора) для воспитателей МАДОУ «Детский сад №57» (октябрь, 2024 г.);

Таким образом, использование устного народного творчества действительно является одним из ведущих методов обучения детей дошкольного возраста.

Перспективой дальнейшей работы считаю продолжение использования наработанного материала для всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Список литературы и Интернет - ресурсов:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие детей дошкольного возраста. М,, 1995 г.

2. Аникин В.П.«Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор»- М., 2007 г.

3. Аникин В.П. «К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки» - М., - 1988 г.

4.  Бахметьева Т.И. «Детские частушки, шутки, прибаутки» .: «Академия развития». 

5.Составители: Т. И. Бахметьева, Г. п. Соколова «Детские частушки, шутки, прибаутки» - Ярославль- 2000 г.

6.   Викулина А.М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995 г.

7.  Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // дошкольное воспитание, - 1991. - №9.- с.16-20.

8. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи. М.:Линка-Пресс, 2003 г.

9. «Дошкольное воспитание» №4,7, №2

10 . «Дошкольная педагогика»,  июль, ноябрь – 2008, ноябрь 2009. Май 2010, январь 2011.

11. «Дошкольная педагогика» № 3, 2004г. статья «Важный этап в развитии речи» А.О. Рулёва

12. «Дошкольное воспитание» №5, 2009г. «Водичка, водичка умой моё  личико» Г.Иванова, В. Курашева.

13. «Воспитатель ДОУ» №1 Москалёва. 2009г  «Воспитание творчеством» Г.С.Косарева, Е.Б.Москалёва

14.«Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты». Под ред. О.С.Ушаковой. – М.: Совершенство, 2001

15. Елисеева Л.Н. «Запел петушок», «Русские народные песенки, потешки, сказки». 1978 г.

16 .  Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-метод.пособие, - 2-е изд., перераб.и доп.- СПб.: Детство-Пресс,2000 г

17. Куприна Н.Г. Народная педагогика в современном дошкольном воспитании. М., 2008.

18. Потешки. Считалки. Небылицы / сост., авт. вступ. статьи и примеч. А.Н. Мартынова. М.,

19. Усова А.П. «Русское народное творчество детскому саду», М. «Просвещение» 1972г.

20 . Федорова Г.П. «На златом крыльце сидели ... » Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. СПБ «Детство-Пресс» 2000г.

Изучение методических публикаций в сети ИНТЕРНЕТ на сайтах www.jandekx.ru., «www.5ballow.ru», www. ramвler.ru, «www.allbest.ru», портал «Сеть творческих учителей», сайты «Солнышко», «Теремок», интернет – проект «МААМ. RU», «Талантоха», «Учебно-методический кабинет», «Сообщество творческих педагогов», социальная сеть работников образования «www.nsportal.ru», образовательный портал  «Продленка».

         

Приложение 1.

Методика ознакомления со сказками:

1.        Сказку надо рассказывать, а не читать. И рассказывать неоднократно. Необходимо художественно, артистично воссоздать образы персонажей, предать и моральную направленность, и остроту ситуации, и свое отношение к событиям.

2.        Для того, чтобы дети слушали сказку внимательно, надо их подготовить к этому. Можно использовать следующие приемы:

– показать сказку с помощью игрушек (настольный театр);

- использовать присказку, причем новую сказку лучше начать знакомой присказкой, а уже сказку – присказкой новой, интересной.

3. Алексеева М.М., Яшина В.И. предлагают использовать словесные     методические приемы в сочетании с наглядными:

- беседы после ознакомления со сказкой, помогающие определить жанр, основное содержание, средства художественной выразительности;

- выборочное чтение по просьбе детей;

- рассматривание иллюстраций, книг;

- Прослушивание записи исполнения сказки мастерами художественного слова

4. При рассказывании сказки рекомендуется использовать моделирование. Замещенными объектами становятся герои сказок, а также предметы, с которыми они действуют. Набор заместителей (разных кружков) изготавливает и предлагает ребенку взрослый. От ребенка требуется выбрать кружки, чтобы сразу было понятно, какой кружок, например крокодил, а какой солнышко. Когда процесс выбора заместителей освоен, можно переходить к разыгрыванию простых сюжетов. В зависимости от того, насколько ребенок овладел моделированием, изменяется полнота разыгрываемого сюжета

5. Заканчивать сказку можно известными концовками: «Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец», цель их использования – дать ребенку понять, что сказка закончилась, и отвлечь его от фантастического.

Концовками могут служить и подходящие к содержанию сказки пословицы, это закрепит впечатление об услышанном и научит ребенка к месту употреблять образные народные выражения

6.Необходимо после занятий создать условия для разнообразной творческой деятельности детей, отражающей впечатления, полученные от восприятия фольклорных произведений: придумывание сказок, загадок, их драматизация

 Приложение 2

Методика ознакомления с устным народным творчеством:

Традиционно выделяют две формы организации работы с фольклором в детском саду:

1.        Чтение и рассказывание на занятиях:

- одного произведения;

- нескольких произведений, объединенных единой тематикой или единством образов (две сказки о лисичке);

- объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусств;

- чтение и рассказывание с использованием наглядного материала (с игрушками, разными видами театра, диафильмами, кинофильмами, мультфильмами);

- чтение как часть занятия по развитию речи или ознакомлению с окружающим.

   2. Использование вне занятий, в разных видах деятельности (рассказыва-

    ние вне занятий, уголок книги, вечера сказок, фольклорные праздники,

        проекты, мини-музеи сказок и т.д.).

Приложение 4.

Развлечение во 2-ой младшей группе «Веселая ярмарка»

Предварительная работа:

1.Заучивание потешек.

2.Разгадывание загадок.

3.Разучивание песен «Есть у солнышка друзья», «Музыканты мы сейчас» (игра на бубнах и ложках).

4. Знакомство с правилами п/и «Солнышко и дождик», «Карусель», «Догонялки».

5. Чтение потешек, песенок, прибауток.

Словарная работа: ярмарка, потеха, скоморохи.

Используемая литература:

1.Бойчук И.А., Попушина Т.Н. «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством».-СПб.:ООО «Издательство «Детство-пресс», 2009.-224с.

2. Павлова Л. «Фольклор для маленьких».- «Дошкольное воспитание» №4-1990, №2 – 1991.

3.Использование фольклора в развитии ребенка-дошкольника.- «Дошкольная педагогика» январь 2011.

4. Воспитатель в ДОУ. №3-2009, стр.39.84.

Материалы: зонтик, гармошка для медведя, ложки деревянные, бубны, зонтик для игры «Карусель», шарики для сюрпризного момента.

Роль ведущего выполняет воспитатель, скоморохи, медведь – дети подготовительной группы

 

Цель: приобщение детей к русской национальной культуре, через жанры устного народного творчества.

Задачи:

1.Познакомить детей с веселой ярмаркой, как с одним из народных праздников.

2.Вызвать желание принимать активное участие в её проведении.

3.Приобщать детей к русским народным играм.

4.Воспитывать у детей любовь к русскому народному творчеству.

Ведущий: Дети, вы когда-нибудь были на ярмарке? Ярмарка – большой праздничный базар, там не только покупают разные товары, но еще смотрят представления веселых скоморохов, бродячих музыкантов, катаются на карусели и играют в русские народные игры.

                                             «Собирайся, народ!

                                                Вас много интересного ждет!

                                                Игры, шутки, прибаутки!»

Выбегают два скомороха.

Скоморохи: Здравствуйте, дети! Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы!

(Дети здороваются).

Ведущий: Собрались мы на ярмарке себя показать, на людей посмотреть, песен попеть, поиграть, свое умение показать.

Умеете ли Вы загадки отгадывать? Сейчас проверим.

Золотое яблочко по небу катается,

Всем, всем улыбается,

А улыбки-то лучи очень-очень горячи!

Что это такое?

Дети: Солнышко.

Ведущий: Кто умение покажет и про солнышко расскажет.

Ребенок:  1.Солнышко – солнышко,

                     Выгляни в окошечко.

                     На ребяток погляди,

                     Всем ребяткам посвети!

2.        Солнышко, покажись,

Красное, снарядись,

Поскорей, не робей,

        Нас, ребят, обогрей!

1-й скоморох: Не хотите ль поиграть,

Свою удаль показать?

Ведущий: Отчего ж не поиграть?

                    Все мы играм рады.

                    А будут ли награды?

2-й скоморох:  А наградой будет смех-

                           Дружный и веселый!

Игра «солнышко и дождик».

Ведущий: Кто ребята мне подскажет, кто у солнышка дружок?

Дети: Петушок!

Ведущий: Правильно, петушок. Кто умение покажет и про петушка расскажет?

Ребенок: Петя, Петя, петушок,

Золотистый гребешок.

Масляна головушка,

Шелкова бородушка.

Что ты рано встаешь,

Деткам спать не даешь?

Скоморох: А не споете ли вы нам песенку про дружбу петушка и солнышка.

Песня «Есть у солнышка друзья».

Ведущий: Посидите, отдохните,

Да умом пошевелите.

«Я хозяин леса строгий,

Я зимою сплю в берлоге,

А всю зиму напролет

Снится мне душистый мед.

Страшно я могу реветь

                   Кто же я, скажи?» (Медведь)

Скоморох: Расступись, народ честной!

Идет медведюшка со мной!

Медведь кланяется.

Ведущий: Много знает он потех,

Будет шутка, будет смех!

Спой, медведюшка!

Медведь берет гармошку и громко ревет. Медведь кланяется, дети хлопают.

Ведущий: А медведь ваш плясать умеет?

Скоморох: Конечно!

Ведущий: А наши ребятки умеют играть на музыкальных инструментах.

Ребенок: Вы подайте ложки, бубны нам,

Мы сейчас сыграем Вам!

Песня «Музыканты мы сейчас»

Медведь пляшет.

Скоморох: А наш медведь хочет поиграть с ребятами в догонялки.

Игра с медведем.

Ведущий: Ни для дела, ни для славы

Продолжаются забавы.

Игра знакомая, интересная,

Ай, люли, люли, люли.

Карусель видна вдали.

Скоморох: Собирайся народ, карусель всех нас зовет!

Игра «Карусель»

Ведущий: Много мест на карусели.

Побывали кто хотели.

Ведущий: ребята на нашей ярмарке скоморохи были? Бродячий музыкант был? На карусели катались? В игры играли? Вот такая ярмарка!

Скоморохи: Добрым молодцам, красным девицам

                        Для потехи, для игры

                        Разноцветные шары!

Скоморохи раздают детям шары.

Ведущий: Вот и солнце закатилось,

                    Наша ярмарка закрылась!

                    Вам спасибо за уменье, за улыбки, за веселье!

Ребенок: Хорошо мы погуляли,

                  Отдохнули хорошо,

                  А пока что «До свиданья!»

                  В гости к вам придем ещё!

                                                                                                            Приложение 5.

Использование фольклора.

При умывании:

1.        Из колодца принесла

Курочка водицы,

И ребята всей гурьбой

Побежали мыться.

                                                2. Ай, лады, лады, лады

                                                 Не боимся мы воды.

                                                 Чисто умываемся,

                                                  Маме улыбаемся.

3.Водичка, водичка.

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

4.Чистая водичка умоет

Саше личико,

Анечке – ладошки,

Пальчики – Антошке.

При расчесывании волос:

1.        Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят –

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся.

Маму, дочка, слушайся.

2.        Уж я косу заплету,

Уж я русу заплету,

Я плету, плету, плету,

Приговариваю:

-Ты расти, расти, коса,

Всему городу краса.

Приложение 6.

Консультативный материал для родителей.

Русская  народная мудрость в воспитании.

В пословицах и поговорках, сказках и былинах отмечается, что только те родители достойны высокого имени воспитателя, которые учат уму-разуму да «сердцем награждают»: «Не та мать, которая родит, а та, что сердцем наградит», «Не тот отец и мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да в люди вывел». Пример родителей – лучшая школа для детей, извечная прописная истина. «Возле батьки-матки учатся дитятки», «Какова матка, таковы и детки», «Родители трудолюбивы – и дети не ленивы». Народная мудрость с особой признательностью говорит о материнской любви к детям, о материнском самопожертвовании. Недаром в сознании народном прочно закрепилась истина о том, что «Материнская ласка – конца не знает».

В реальном процессе семейного воспитания трудно вычленить главное, ибо иногда и «мелочь» оказывается решающей в судьбе ребёнка. Поэтому и говорят, что в воспитании нет мелочей. И все же есть объективные условия, которые постоянно влияют на характер воспитания, придавая ему то или иное направление: «Где в семье лад, там и ребят хорошо растят». Просто и ясно, да  только на деле туманно и трудно.

Обычаи и традиции народная педагогика рассматривает как один из факторов успешного воспитания. Их утрата означает утрату того духовного богатства, которое накопил народ за его историю. Одна из прекрасных традиций – обязанность родителей воспитать своих детей. Это с одной стороны, с другой – долг детей перед родителями: «Кто родителей почитает, тот век не погибает», «Оскорбившего отца или мать презирает народ».

Как святыню следует чтить родную мать, ибо все мы ее вечные должники. Ничем не вознаградить ее самопожертвование, до седых волос человек в долгу перед ней за ее материнский подвиг. И вовсе не преувеличение, когда мы слышим: «Если для матери сделаешь яичницу даже на ладони, и тогда у неё будешь в долгу». Еще один аспект русской народной педагогики – самовоспитание. Народ об этом никогда не забывал: «Кто как себя поведет, такая и слава пойдет», «Не дав слово – крепись, а дав слово – держись», «Учись доброму, так и худое на ум не пойдет».

                                                                                                  Пословица недаром молвится.

Пословицы и поговорки – бесценное наследие нашего народа. Они накапливались тысячелетиями задолго до появления письменности и устно передавались из поколения к поколению. Это древнейший жанр фольклора. Художественное совершенство пословиц: образность, глубина содержания, яркость, богатство языка обеспечивало им вечную жизнь в нашей речи.

Не думайте, что в наше время они не создаются. Создаются, а бывает, и в нашем присутствии. Просто иногда мы не вслушиваемся в речь собеседника. Не пропускайте мимо ушей мудрые речи, записывайте поучительные высказывания и щедро делитесь ими с теми, кто их собирает. Пословица недаром молвится. Её любят, ценят, помнят. Охотно цитируют. По-иному и быть не может: она – украшение речи, учитель и утешитель.

Пословица пословицу зовет, пословица беседу красит, да и вообще: пословицу не обойти, не объехать, ибо в ней выражен смысл и суть человеческой жизни: «Жизнь измеряется не годами, а трудами». «Жизнь прожить – не поле перейти». Пословица учит человека с самого раннего возраста: «Нет друга надежнее матери». «Кто матери не послушает, тот в беду попадет». Вовек не состарятся мудрые мысли о труде и учебе, составляющие главные напутственные слова молодому поколению: «труд человека кормит, а лень портит», «Где труд, там и счастье», «Ученье – свет, а неученье – тьма». «ученье да труд к счастью ведут», «Век живи, век учись». Народная мудрость учит преодолевать трудности: «Горе горюй, а руками воюй» (т.е. работай), «В беде руки не опускай – трудности преодолевай». Значительная часть пословиц содержит в себе советы и пожелания: «Не зная броду, не лезь в воду», «Не руби сук, на котором сидишь», «Не беда ошибиться, беда не исправиться». Словом, коли дело не спорится, обратись к пословице.

Поговорка сходна с пословицей, но в отличие от неё она не является полным суждением. Поговорка – часть суждения.

Он – лисий хвост. – Поговорка.

В чужом глазу сучок виден, а в своем и бревна не замечает. – Пословица.

Значение иносказательных, метких и образных поучающих пословиц и поговорок раскрывается перед детьми постепенно, и глубина понимания их в значительной мере зависит от умения взрослых применять пословицы как можно чаще, во всех подходящих случаях.

Произнесенное кстати краткое изречение запоминается детьми и воздействует на них значительно сильнее, чем любые нравоучения и угрозы. Пословицы знакомят ребенка с краткостью, точностью, меткостью родного языка.

Хорошо использовать пословицу при развитии связной речи. Она будет очень уместна после работы с рассказом или сказкой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

- Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.- Воспитывать эстетичес...

Педагогический проект: «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

Главная задача педагога это использование устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей младшего дошкольного возраста...

самообразование : «Влияние устного народного творчества, на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устно...

План работы по самообразованию "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста...

Проект: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

Использование устного народного творчества  наряду с современными методиками обучения улучшает речь ребёнка и повышает уровень познавательных, коммуникативных и творческих способностей у детей....