Консультация для воспитателей «Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы»
консультация (подготовительная группа)
Консультация для воспитателей
«Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 351.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 61»
Консультация для воспитателей
«Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы»
Группа №7 «Непоседы»
Воспитатель: Жукова Е.А.
Ярославль, 2022 г.
Шахматная игра – увлекательная игра для детей. На шахматной доске сражаются два войска – белые и чёрные. Дети погружаются в особый мир, где они сами командуют своим шахматным войском. Но вместе с тем ребёнок начинает понимать, что от его умения зависит результат игры, что делает его более ответственным к своим действиям. Дети сами начинают тянуться к получению знаний.
Вначале изучают правила игры, затем учатся составлять планы игры, решать шахматные задачи, играют партии между собой, анализируют партии известных шахматистов, участвуют в шахматных соревнованиях. Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Их глубина и красота неисчерпаемы, и потому они могут стать вашим спутником на всю жизнь.
Шахматы – уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Игра развивает и дисциплинирует мысль, даёт больше человеку, чем он тратит на неё. Но само умение хорошо играть – это уже искусство, ибо как и в искусстве, интеллектуальному творчеству в шахматах предела нет. Шахматы – это творчество, сочетающееся со строгими правилами и широким простором для самостоятельности и выдумки, и даже пешка, как Алиса в сказке, может стать королевой. А шахматные правила достаточно просты и доступны, а играть в них можно где угодно.
Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Их глубина и красота неисчерпаемы, и потому они могут стать вашим спутником на всю жизнь. Обучение детей основам шахматной игры, способствующей в большей степени развитию всех психических процессов: вниманию, памяти, всех форм мышления, а также развитию воображения и творчества, формированию таких важнейших качеств личности, как усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии решения.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.
История возникновения шахмат
Шахматы – великолепная игра с древнейшей историей, сегодня это популярный вид спорта, которым увлекаются миллионы людей во всех уголках планеты, наряду с этим это прекрасный тренажер для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности.
Шахматы – это одна из удивительных загадок человечества. До сих пор не утихают споры, где была изобретена игра. Часть ученых придерживаются китайской теории происхождения, другие утверждают, что шахматы появились в Индии, а третьи настаивают на том, что родоначальницей шахмат была Персия. Название игры произошло от персидских слов «шах мат», что означает – король мертв.
В шахматы играли известные политики, философы и ученые, ими увлекались писатели, художники и музыканты.
Шахматы долгое время являлись составной частью нашей культуры и спорта. Более семидесяти лет русские шахматисты никому не отдавали мировую корону. Ни в одном виде спорта у наших спортсменов нет таких достижений.
Неоспорима польза игры в шахматы для детей, начиная увлекаться этой игрой в раннем возрасте, ребенок получает мощный толчок развития, как в интеллектуальном, так и в личностном плане.
Помимо того, что у ребенка активно развивается мышление, вырастает способность концентрироваться и улучшается память, у него формируются такие важные черты характера как эмоциональная устойчивость, твердая воля, решимость и стремление к победе. При этом поражения, которые постигают игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.
Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Развитие логики ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, стимулирующих его практическую, игровую и познавательную деятельность.
Для успешного усвоения детьми логических операций, названий шахматных фигур, шахматных ходов, необходима работа в системе, она включается во все основные структуры педагогического процесса:
- учебные занятия;
- организацию совместной деятельности с детьми;
- предоставление детям возможности для свободной самостоятельной деятельности.
В совместную деятельность вносится соответствующий дидактический и развивающий материал.
Руководство совместной деятельностью с детьми:
- Объяснение правил игры, ознакомление с общими способами действий, исключая сообщение детям готовых решений.
- Стимулирование педагогом проявленной самостоятельности в играх, поощрение стремления детей достичь результата.
Совместная игра воспитателя с ребёнком, с подгруппой детей. Дети усваивают при этом игровые действия, их способы, подходы к решению задач. У ребят вырабатывается уверенность в своих силах, понимание необходимости сосредотачиваться, напряжённо думать в ходе поисков решения задач.
Создание элементарной проблемно – поисковой ситуации в совместной с ребёнком игровой деятельности. Воспитатель играет, составляет силуэт, отгадывает загадку, ходы лабиринта и в это время привлекает ребёнка к оценке своих действий, просит его подсказать ему следующий ход, дать совет, высказать предположение. Ребёнок занимает активную позицию в организованной подобным образом игре, овладевает умением рассуждать, обосновывать ход поисков.
Объединение в совместной игре детей, в разной степени освоивших её, с тем чтобы имело место взаимное обучение одних детей другими.
Организация разнообразных форм деятельности в уголке: соревнований, конкурсов (на лучшую логическую задачу, лабиринт, фигуру-силуэт), вечеров досуга, математических развлечений.
Используются следующие игровые приёмы:
- игровая мотивация, побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности);
- пальчиковая гимнастика (стимулирует активность мозга, является прекрасным речевым материалом);
- элементы драматизации (в том числе сказки сочинённые самими детьми) – для повышения интереса детей к подаваемому материалу, создания эмоционального фона;
- метод предварительной ошибки (очень эффективен, особенно при закреплении материала)
Руководство самостоятельной деятельностью направлено на поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к занимательным играм.
Всю работу педагог организует с учётом индивидуальных особенностей воспитанников. Он предлагает ребёнку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно - волевого развития, проявления активности. Привлекает малоактивных детей, заинтересовывает их игрой и помогает освоить её.
Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребёнок видит свои успехи.
Тот, кто освоил новый ход, составил интересный силуэт, решил задачу, стремится к новым достижениям.
Руководство со стороны педагога направлено на постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества.
Эффективным является:
- переход одного вида деятельности (игры) из совместной в самостоятельную;
- еженедельное внесение в игровую деятельность нового развивающего материала.
Таким образом, знания, полученные ребёнком на занятии, закрепляются в совместной деятельности, после чего переходят в самостоятельную.
Развитие логического мышления детей – процесс длительный и весьма трудоёмкий, прежде всего для самих детей, уровень мышления каждого очень специфичен. К слабым детям необходим особый подход. Важно учитывать психические и физические особенности детей, оказание поддержки, воспитание уверенности в себе, самостоятельности в решении простых задач.
Особую роль играют «сильные» дети: отлично справившись с конкретной задачей они «подключаются» к тем, кто испытывает трудности.
Такая форма взаимодействия педагога и воспитанников очень эффективна. Она помогает сплотить коллектив, даёт возможность самоутвердиться успевающим детям и почувствовать уверенность в своих силах более слабым.
Итогом являются организация тренировочных турниров, эстафет, викторин, соревнований.
Ранее обучение детей дошкольного возраста в игре шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, помогает расширить круг общения детей, к тому же дает возможность современному ребенку научиться выбирать главное из потока информации, которая будет его окружать.
Доказано, что дети, которые в дошкольном возрасте начали играть в шахматы, отлично успевают в школе. Такие дети не испытывают проблем с точными науками, быстро выполняют домашние задания. У ребёнка появляется выдержка, целеустремленность, усидчивость, воля.
Список литературы для педагога:
- Гин Евгений. Шахматные вундеркинды. – М.: «Астрен», 2006 г.
- Гришин В. Малыши играют в шахматы. – М.: Просвещение, 1991 г.
- Дружинина М. Поиграем в слова. – М.:Просвещение, 1997 г.
- Зак В. Отдать, чтобы найти! – Ленинград: Детская литература, 1988 г.
- Калиниченко Н. М. Шахматная стратегия. Полный курс. – М.: «Торговый дом Гранд»,2006 г.
- Костров В. Замечательные шахматы.- Спб.: Литера, 1997 г.
- Костров В. Шахматы для детей. – Спб.: Литера 2002 г.
- Лингоф Т. Игры, ребусы, загадки для младших школьников. – Ярославль: Просвещение,1998 г.
- Норвуд Дэвид. Начальный курс шахмат. – М.: «Астрен», 2003 г.
- Тартаковер С. Учебник шахматной игры. – М.: Олимпия,2005 г.
- Тарабарина Т. 50 игр с буквами и словами. – Ярославль: Просвещение,1999 г.
- Тихомирова Л. Логика для младших школьников.– Ярославль,Просвещение,1998
г.
- Эстрин Э. Б. Шахматные дебюты. – М.: «Фаир-Пресс», 2003 г.
Для обучающихся:
- Ефим Чеповецкий: Приключения шахматного солдата Пешкина Школа 2102
- Антонина Трофимова: Шахматы для юных чемпионов Феникс 2013
- Всеволод Костров: Шахматный решебник. Завлечение Литера 2013
- Всеволод Костров: Шахматный решебник. Двойной удар Литера 2013
- Всеволод Костров: Шахматный решебник. Мат королю Литера 2013
- Элизабет Долби: Шахматы. Как стать хорошим игроком Эгмонт 2012
- Костров, Рожков: 1000 шахматных задач. Решебник. 1 и 2 части Русский дом 2013
- Шахматы для самых маленьких Автор: Игорь Сухин АСТ, Астрель 2008 г.
- Книга начинающего шахматиста Григорий Левенфиш, Николай Калиниченко:
АСТ, Астрель 2008 г.
Интернет-ресурсы:
- Шахматные базы
- Шахматные программы, Компьютерная программа «Шахматная школа-1», Москва.2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/09/picture-57772.jpg)
Консультация для воспитателей "Обучение детей дошкольного возраста приёмам самомассажа"
Самомассаж как профилактика заболеваний у детей дошкольного возраста....
Консультация для воспитателей. Обучение детей дошкольного возраста решению арифметических задач.
В обучении решению арифметических задач условно можно выделить два взаимосвязанных этапа:1.Ознакомление со структурой задачи, способами решения ее. 2. Обучение приемам вычислений. (А.М.Леу...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/17/picture-1128124-1634467524.jpg)
Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы как способ развития интеллектуальных способностей детей.
В статье раскрыта одна из инновационных технологий -обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы.Предлагаются этапы ознакомления детей с шахматами....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/31/picture-839175-1490982874.jpg)
Программа "Обучение детей дошкольного возраста игры в шахматы"
Окунуть детей в мир сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, заинтересовать красотой и изяществом отдельных ходов, шахматных комбинаций. Научить находить в обыкновенном – нео...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/22/picture-388865-1390410863.jpg)
Брошюра "Волшебные фигуры" программа дополнительного образования по обучению детей дошкольного возраста игре в шахматы.
Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно начинать учить детей с дошкольного возраста. Благодаря этой игре дет...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/21/picture-1365681-1637514475.jpg)
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИГРЕ В ШАХМАТЫ
Технический прогресс и стремительные темпы развития не обошли стороной и сферы обучения и развития детей. Современные реалии таковы, что компьютерные игры занимают большую часть свободного времени реб...
" Использование дидактических игр в обучении детей дошкольного возраста игре в шахматы"
Современные педагогические технологии в преподавании предметов естественно-математического цикла [Текст] : сборник научных трудов. – Ульяновск : ФГБОУ ВО «УЛГПУ им. И.Н. Ульянова», 2...