" Использование дидактических игр в обучении детей дошкольного возраста игре в шахматы"
статья (подготовительная группа)
Современные педагогические технологии в преподавании предметов естественно-математического цикла [Текст] : сборник научных трудов. – Ульяновск : ФГБОУ ВО «УЛГПУ им. И.Н. Ульянова», 2020. – 126 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_sbornike_nauchnyh_trudov2.docx | 16 КБ |
Предварительный просмотр:
Шушканова Н.Д.,
воспитатель МБДОУ д/с 218
nadejda.shushkanova@mail.ru
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИГРЕ В ШАХМАТЫ
Цель: Знакомить детей с шахматной доской, с шахматными фигурами, с
расстановкой фигур на шахматном поле, с правилами хода и взятия каждой из
фигур. Развивать у детей логическое мышление, мелкую моторику,
ориентировку в пространстве, внимание, память. Формировать выдержку,
целеустремлённость, настойчивость. Воспитывать интерес к игре в шахматы.
Один из ведущих видов деятельности в детском саду – это игра! Для
ребёнка игра – это интересное и захватывающее занятие - это и радость, и
познание, и творчество. Это то, ради чего ребёнок идет в детский сад. В
процессе игры дети незаметно для себя познают мир, развивают свои
способности и обретают различные навыки.
Дидактические игры облегчают учебно-образовательный процесс,
являются эффективным средством в достижении поставленных целей,
повышают интерес к учению, вносят разнообразие и эмоциональную окраску в
учебную деятельность, развивают память, внимание, мышление,
любознательность и сообразительность, помогают сделать любой учебный
материал увлекательным, вызывают у детей удовлетворение, создают
радостное настроение.
123
Шахматы – это трудная интеллектуальная игра, требующая от ребёнка
усидчивости, концентрации внимания. Занятия шахматами с детьми
дошкольного возраста положительно влияют на развитие восприятия, памяти,
воображения. У детей развивается логическое мышление, мелкая моторика,
ориентировка в пространстве, формируются волевые качества, такие, как
выдержка, целеустремленность, настойчивость. Можно с уверенностью сказать,
что у детей, которые занимались шахматами, в дальнейшем отмечается
улучшение успеваемости по всем без исключения учебным предметам.
Цель нашей работы по обучению детей игре в шахматы на этапе дошкольного
детства прививать интерес к игре, формировать начальные представления о
правилах игры.
Существует много разнообразных приемов, методов и технологий с
помощью которых можно добиться успешного освоения дошкольниками правил
шахматной игры, но сложные шахматные знания будут легче усваиваться именно
в игровой обстановке. Погружаясь с азартом в игровой процесс, дети незаметно
для себя решают важные задачи.
В своей работе я использую шахматные сказки, ребусы, загадки,
занимательные задачи и викторины, а также дидактические игры.
1этап. Шахматная доска
При изучении шахматной доски использую такие игры как: 1)«
Путешествие по улицам и переулкам доски», - вместе с детьми рассматриваем,
сравниваем линии: горизонтали, вертикали, диагонали, поля (клетки),-считаем
количество полей (белых, черных, полей в горизонтали, вертикали, самой
короткой диагонали, самой длинной диагонали и т.д.
Задания: -Собери горизонталь, вертикаль, диагональ (из квадратов белого и
черного цвета)
- Кто быстрее выложит фишки на диагонали, вертикали, горизонтали2)
- «Составь доску»
-Изучаем с детьми шахматную нотацию.
С помощью стихотворения Игоря Сухина "Мы сидели на крыльце…"
запоминаем латинские буквы:
Мы сидели на крыльце,
Повторяли - а, бэ, цэ.
А потом спросили: "Где
Буква дэ и буква е?"
Папа, дай нам карандаш,
Мы запишем - эф, жэ, аш.
2этап. Шахматные фигуры:
Твердо запомнить шахматные фигуры и умение отличать одни фигуры
от других не всегда легко, в этом нам помогают такие игры как:
1) «Найди фигуру»,
2) «Чудесный мешочек»,
3) «Говорящие кубики»,
4) «Собери фигуру»,
124
5) «Какой фигуры не стало»,
6) «Шахматное лото»
7) «Нарисуй фигуру»
8)«Что общего и чем отличаются фигуры» (Дети сравнивают фигуры по цвету,
«весу», форме)
9)«Назови, не ошибись» (Фигуры расставляются, первый ребенок называет
пешка, второй ребенок называет пешка и конь, третий называет пешка, конь и
ладья и т.д. последний ребенок должен назвать все стоящие в ряд фигуры)
Устраиваем шахматные спектакли по сказкам «Колобок», «Теремок», «Репка».
3 этап. Расстановка фигур.
На этом этапе использую задания
1) «Поставь фигуры правильно».
2) «Путаница- перепутаница» (Дети находят ошибку, какие фигуры стоят не на
своём месте)
3)Игра- соревнование «Каждой фигуре свое место» (Дети по команде стараются
быстро расставить фигуры, кто быстрее)
4 этап. Ходы и взятие фигур
При знакомстве с правилами хода и взятия каждой из фигур использую
такие игра,как
1) «Игра на уничтожение»
2)«Цепочка» (Белая фигура должна уничтожить на своем пути все
«заколдованные - недвижимые» черные фигуры. Тоже можно провести и с
черной фигурой.)
3)«В лабиринте» (Выбирается фигура, которая должна пройти путь до центра
шахматного поля)
4)«Короткий путь» (Выбранная фигура должна пройти установленный путь с
наименьшим числом ходов)
5) «Боевые действия» (Фигура наносит атаки на вражеские отряды)
В данный момент, мы находимся только в начале пути изучения игры, но
самое главное, дети заинтересованы игрой, у них горят глаза и каждый раз с
нетерпением ждут следующей встречи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Петрушина, Н. М. Шахматный учебник для детей [текст] / Н. М.
Петрушина – Ростов н/Д Феникс, 2006;
2. Сухин, И. Г. Приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин.
— М.: Педагогика, 1991;
3. Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [текст] /
И. Г. Сухин. — Ростов н/Д: Феникс, 2004;
4. Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких [текст] / И. Г.
5. Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы
онлайн: [сайт] URL: http://www.chess-master.net/articles/3.html;
6. Шахматы: [сайт] URL: http://www.shahmatik.ru/;Шахматы: [сайт] URL:
http://megachess.net/School/textbook.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Методика обучения детей дошкольного возраста игре в шашки и шахматы"
Презентация предназначена для воспитателей ДОУ....
Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы как способ развития интеллектуальных способностей детей.
В статье раскрыта одна из инновационных технологий -обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы.Предлагаются этапы ознакомления детей с шахматами....
Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шахматы.
Шахматы — это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Игра в шахматы дисциплинирует, воспитывает соср...
Программа "Обучение детей дошкольного возраста игры в шахматы"
Окунуть детей в мир сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, заинтересовать красотой и изяществом отдельных ходов, шахматных комбинаций. Научить находить в обыкновенном – нео...
Брошюра "Волшебные фигуры" программа дополнительного образования по обучению детей дошкольного возраста игре в шахматы.
Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно начинать учить детей с дошкольного возраста. Благодаря этой игре дет...
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИГРЕ В ШАХМАТЫ
Технический прогресс и стремительные темпы развития не обошли стороной и сферы обучения и развития детей. Современные реалии таковы, что компьютерные игры занимают большую часть свободного времени реб...
Мастер-класс «Использование дидактических игр в обучении детей дошкольного возраста плаванию как средство развития их познавательной активности»
Человек – высшее творение природы, но для того чтобы наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию – быть здоровым.Физическая культура занимает о...