Семинар практикум для педагогов. "Нравственно - патриотическое воспитание средствами музыки".
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Чернова Мария Станиславовна

"Нравственно - патриотическое воспитание средствами музыки".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum_moy.docx29.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для педагогов ДОУ.

Тема «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки».

Подготовила:

Музыкальный руководитель

Чернова М.С.

В Законе «Об образовании» говорится о необходимости формирования уже в дошкольном возрасте начала самосознания ребёнка себя, как члена семьи, гражданина города, как активного преобразователя окружающей и общественной среды.

?

Младшая группа – Я и моя семья

Средняя группа – Детский сад

Старшая группа – Родной город. Родная природа

Подготовительная к школе группа – Родная страна.

Музыка является одним из богатейших средств нравственного воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека. В.А. Сухомлинский отмечал, что «музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности... Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека».

? Какие методы и приёмы, формы организации музыкальной деятельности Вы можете предложить, рекомендовать для работы на развитие нравственно-патриотических чувств?

(ответы педагогов).

Для работы по нравственно –патриотическому воспитанию можно использовать различные формы организации детской музыкальной деятельности: тематические занятия (Ознакомление с государственной символикой, Музыкальные жанры, Инструменты народного оркестра), использование фольклора в жизни детского сада, народные праздники  - «Масленица», Жаворонки», досуги ( «Моя семья» «Наш любимы детский сад», «День матери», тематические праздники («Россия – Родина моя», «День космонавтики», «Этот День Победы», «День защитника Отечества»), музыкальные гостиные («Любимые песни нашей семьи», «Осенние мелодии») игры-драматизации, театрализованные представления по русским народным сказкам, музыкально – дидактические игры с использованием народной игрушки.

С самого раннего возраста дети проживают вместе с педагогом начальные этапы музицирования, в которых взрослый передает знания о культуре родного края, его традициях.

В младших группах дети знакомятся с простейшими формами фольклора (потешки, колыбельные, попевки): «Во садочке», хороводы: «А я по лугу», «Я на камушке сижу»; игровые танцы: «Есть у зайки огород».

В средней группе ребенку предоставляется возможность познакомиться с различными народными музыкальными инструментами, их звучанием (балалайка, трещотка, ложки и др.). И в завершении этого этапа дети сами пытаются музицировать на простейших  народных инструментах (звоночки, бубенцы, ударные, шумовые) и исполнять различный песенный репертуар.

В старшем возрасте детям доступны более сложные образцы народного искусства: это и необыкновенно красивые, затейливые хороводы «Со вьюном я хожу», «Плетень», «Где был, Иванушка».

Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Русские песни становятся более понятными, доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность, как игра на музыкальных инструментах. Широко использую многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на занятиях и в утренней гимнастике. Разнообразие мелодий обогащает музыкально- ритмические движения детей. Отводит их от трафарета и придаёт движениям определённую окраску. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, в игровой форме знакомят ребенка с обычаями, бытом, трудом, бережным отношением к природе…Народная музыка становится наиболее понятной и доступной, когда включается в исполнительскую деятельность детей (игра на музыкальных инструментах, музыкальные подвижные народные игры, хороводы («Во саду ли.», «Во поле береза стояла», «Вербочка- золотая веточка», «Веснянка», танцы, инсценировки. Звучание народной музыки на занятиях Изодеятельности и развитию речи делает процесс ознакомления с народными ремеслами, устным народным фольклором более ярким, глубоким и осмысленным. В таких случаях рекомендуется прослушать такие вокальные произведения, как «Звезда России (Хохлома)» Ю. Таран,,«Девочка Россия» Э. Путиловой, «Моя Россия» Г. Струве, «Белый, синий, красный»С. Смирновой,)

Музыкально – дидактические игры на развитие эмоционально – образного восприятия, упражнения на развитие ритмического слуха с использованием народной игрушки. Озвучивание сказок музыкальными инструментами.

Проведение игровых упражнений на развитие ритмического слуха с педагогами.

Следующим этапом в этом направлении является использование музыки при ознакомлении с образом Родины. Любовь к Родине начинается с любви к матери. Все лучшее, что есть в человеке, достается ему от матери. Для ребенка- дошкольника «Родина»- это мама, самая красивая, самая добрая, заботливая, любимая, затем это близкие, родные ему люди- семья, дом, где он живет, детский сад, двор, улица, город. Вот почему дети с такой любовью рисуют портреты мам, готовят для них подарки, сочинят стихи, песни, придумывают танцы…Песни о маме, бабушке, семье занимают достойное, ведущее место в музыкальном репертуаре детей.

Но для более полного, эмоционального восприятия не стоит забывать и об инструментальной программной музыке: «Сладкая греза», «Мама», «Баба Яга» (П Чайковский), «Материнские ласки» (А Гречанинов), «Песня Сольвейг» (Э. Григ), а затем и гимн родного города, Гимн России (А Александров). Русская музыкальная классика– это богатейшая сокровищница, достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов. Из этой сокровищницы можно черпать бесконечно, и было бы неправильно, если бы мы стали игнорировать ее в музыкальном воспитании дошкольников. Можно и нужно знакомить детей с музыкой русских классиков. Приучать ребенка к классике нужно постепенно и начинать как можно раньше.

Чувство любви к родной природе – ещё одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребёнка, ближе ему и легче для его восприятия. сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образов. Помимо этого, для слушания музыки можно рекомендовать инструментальную музыку, характеризующую образы природы. В музыкальном репертуаре много как вокальных произведений («Светлячок» Е. Зарицкая, М Пляцковский, «Пропала собака» В Шаинский,«Розовый слон» Г. Горбовский, «Кошка беспородная» А. Пряжников», «Скворушка»А. Попатенко, «Ласточка»А. Шаферан) так и инструментальной музыки («Времена года» А. Вивальди, «Осенняя песня», «Ноктюрн» (П. Чайковский, «Альбом для юношества» (Р. Шуман, «Три чуда» (Н. Римский-Корсаков, «Мотылек» (А, Майкопар, «Лебедь» (А Сен-Санс, доступных старшим дошкольникам по содержанию и эмоциональному восприятию.

Особое значение в рамках нравственно- патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми, тем более что основную массу наших воспитанников составляют мальчишки. Песни военной тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них «Бравые солдаты», муз. А. Филиппенко и «Будем в армии служить» муз Ю. Чичкова, «Ты не бойся, мама» Ю. Протасова. Они написаны в жанре марша, содержание их созвучно с желаниями ребят быть сильными и смелыми, как защитники Отечества. Данная тема очень любима и популярна среди малышей, песни актуальны и просты по содержанию, легко запоминаются интонационно и ритмически («Будем в армии служить» Ю Чичкова,«Идет солдат по городу», «Песня о папе» В Шаинского ,«Это папочка мой» Е Александровой); инструментальной музыки ярки по музыкальному содержанию такие произведения :«Смелый наездник», «Солдатский марш» Р Шумана, «Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки» П. Чайковского …

В продолжение темы о защитниках Отечества на особом месте стоит тема Великой Отечественной войны. Ярко, образно, эмоционально, доступно по содержанию раскрываем детям величие, значимость подвига советского народа. Осознать и эмоционально прочувствовать, душевно пережить события военных лет помогают такие песни, как «День Победы» А Пахмутовой, «Священная война» В. Лебедев-Кумач, «Катюша» М. Блантера ,«Синий платочек» Е. Петербургский, «Вечный огонь» А Филлипенко, «Бухенвальдский набат» В. Мурадели, «Рисуют мальчики войну» А. Богословский. .

Решение задач по нравственно –патриотическому воспитанию дошкольников - процесс длительный и сложный. Положительного результата мы достигнем только в совместной, систематической работе всех педагогов нашего ДО.

«Вот так, постоянно и постепенно расширяясь, эта любовь к близкому, родному переходит в любовь к государству, его истории с его прошлым и настоящим, а затем и ко всему человечеству» (академик Д. С. Лихачев)

Озвучивание сказок музыкальными инструментами ЗАЯЦ В ЛЕСУ

Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся.

Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать,

а ёжик вдруг как зашуршит в кустах! (ШУРШИМ БУМАГОЙ ИЛИ ПАКЕТОМ)

Испугался заяц и бежать. (СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ, БЫСТРО)

Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит! (СТУЧИМ ЛОЖКАМИ) Бросился заяц бежать. (СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ, БЫСТРО)

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает. (НАТЯГИВАЕМ РУКАМИ ТКАНЬ)

Побежал заяц из леса к речке (СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ, БЫСТРО)

А на берегу лягушки сидели. Увидели они зайца - и скок в воду. (ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО КСИЛОФОНУ И ШЛЁПАЕМ ЛАДОНЯМИ ПО НОГАМ)

Тут заяц остановился и говорит: - А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся! Сказал так и смело поскакал обратно в лес. (СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ

Исполнение песни с музыкальными инструментами

«Здравствуй, Родина моя!»

Музыка Юрия Чичкова
Слова Константина Ибряева

 

1.Утром солнышко встаёт,                          бубен

Всех на улицу зовёт.                                    треугольник

Выхожу из дома я,                                       ложки

Здравствуй, улица моя!                               ложки

 

2.Я пою и в вышине                                     колокольчики

Подпевают птицы мне                                  бубенцы

Травы шепчут мне в пути                            маракасы

Ты скорей, дружок, расти!                          трещётка

 

3.Отвечаю травам я,                                    трещётка

Отвечаю ветру я,                                          маракасы

Отвечаю солнцу я,                                       бубен

Здравствуй, Родина моя!                             ложки

Подборка произведений для слушания и исполнения

по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Младшая группа.

Народная музыка: русские народные колыбельные («Котя,котенька, коток», «Баю-баю» итд.

-плясовые («Пойду ль я, выйду ль я…», «По улице мостовой», «Заинька,выходи!»

-потешки («Солнышко-ведрышко», «Ладушки»)

Русская музыкальная классика: «Игра в лошадки» П. Чайковский, «Дождик и радуга» С. Прокофьев, «Плакса», «Злюка», «Резвушка» Д. Кабалевский.

Музыка о природе: «Грустный дождик» Д. Кабалевский, «Подснежники» М. Калинников, «Елочка» М Красев, «Воробей» А. Руббах и другие.

Музыка по тематике «Защитники Отечества»: «Песня о папе» В Шаинский, «Это папочка мой» Е Александровой, «Бравые солдаты» А. Филиппенко, «Солдатский марш» Р.Шуман

Подборка произведений для слушания и исполнения

по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Средняя группа

Народная музыка: «Ах, ты береза» рус.нар. песня, «Как у наших у ворот» рус.нар. песня, «Вербочка- золотая веточка», «Веснянка»

Русская музыкальная классика: «Мама» П Чайковский, «Материнские ласки» А. Гречанинов,

Музыка о природе: «Мотылек» Майкапар, «Бабочка» Э. Григ, «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. Чайковский, «Жаворонок» М. Глинка

Музыка по тематике «Защитники Отечества», «Будем в армии служить» муз. Ю. Чичкова, «Ты не бойся, мама» Ю. Протасова, «Смелый наездник», «Солдатский марш» Р Шумана, «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского , «Вечный огонь» А Филлипенко

Подборка произведений для слушания и исполнения

по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Старшая группа

Народная музыка и музыка о России: «Со вьюном я хожу», «А я по лугу», «Земелюшка-чернозем» рус.нар. песни в обр. В. Агафонникова, «Звезда России(Хохлома)» Ю. Таран, «Девочка Россия» Э. Путиловой, «Моя Россия»Г. Струве

Русская музыкальная классика: «Утро», «Вечер» из сборника «Детская музыка» С. Прокофьев, «Сладкая греза», «Мама», «Баба Яга»(П Чайковский), «Зима» П.Чайковский, «Парень с гармошкой» Г. Свиридов

Музыка о природе: «Осенняя песнь» П.Чайковский, «Пляска птиц» Н.Римский-Корсаков, «Лебедь» К. Сен-Санс,«Времена года» А. Вивальди

Музыка по тематике «Защитники Отечества», «Будем в армии служить»       Ю Чичкова, «Идет солдат по городу» ,«Песня о папе» В Шаинского, «День Победы» А Пахмутовой, «Священная война» В. Лебедев-Кумач, «Катюша» М. Блантера,«Синий платочек» Е. Петербургский, «Вечный огонь» А Филлипенко.

Подборка произведений для слушания и исполнения

по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Подготовительная группа

Народная музыка и музыка о России: «Прялица» р.н.п. в обработке Т.Ломовой, «А я по лугу», «Полянка», «Посеяли девки лен», «Сударушка», «Как пошли наши подружки» русские народные мелодии, «Звезда России (Хохлома)» Ю. Таран, «Девочка Россия»Э. Путиловой, «Моя Россия» Г. Струве, Гимн России(А Александров), «Ромашковая Русь», «Незабудковая Гжель», «Свирель да рожок», «Палех», «Наша Хохлома» Ю.Чичков(сборник «Ромашковая Русь»)

Русская музыкальная классика: «Камаринская» П.Чайковский, «Море»., «Белка» (из оперы «Сказка о царе Салтане») Н. Римский-Корсаков, «Тройка» Г. Свиридов, «Песня жаворонка» П. Чайковский, « Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргский

Музыка о природе: «Весна и Осень» Г.Свиридов, «Осень», «Лето», «Зима», «Весна» из цикла « Времена года» А. Вивальди, «Зима пришла» Г.Свиридов,

Музыка по тематике «Защитники Отечества», «Брат-солдат» М. Парцхладзе, «Бравые солдаты»,муз.А.Филиппенко и «Будем в армии служить» муз.Ю.Чичкова, «Ты не бойся, мама» Ю.Протасова, «День Победы» А Пахмутовой, «Священная война» В. Лебедев-Кумач, «Катюша» М. Блантера, «Синий платочек» Е. Петербургский, «Вечный огонь» А Филлипенко, «Бухенвальдский набат» В. Мурадели, «Рисуют мальчики войну» А. Богословский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар- практикум для педагогов " Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников"

Данная разработка позволяет провести обзор  по российским традициям, одежде, вспомнить русские пословицы и т.д....

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ С РОДИТЕЛЯМИ «ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ С РОДИТЕЛЯМИ «ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

семинар-практикум для педагогов "Нравственные аспекты воспитания дошкольников"

Семинар- практикум для педагогов посвящен вопросан нравственного воспитания.На семинаре воспитателям предлагается через различные формы и методы шире познакомиться с темой.Предлагаются различные упраж...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Развитие речи средствами музыки. Чувство ритма»

План проведения семинара:1. Теоретическая часть:  вступительное слово.2. Практическая часть: игры на развитие чувства ритмаСтруктура мастер-класса:  1. Теоретическая часть:  «Всту...

Семинар – практикум для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Цель: уточнить и закрепить знания участников семинара-практикума по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников....

Конспект семинара – практикума для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ»

Цель: систематизация знаний педагогов по организации нравственно-патриотического воспитания детей-дошкольников.Задачи: 1. Повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам нравственно-патри...