семинар-практикум для педагогов "Нравственные аспекты воспитания дошкольников"
методическая разработка
Семинар- практикум для педагогов посвящен вопросан нравственного воспитания.На семинаре воспитателям предлагается через различные формы и методы шире познакомиться с темой.Предлагаются различные упражнения,игры,проблемные ситуации и притча.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-_praktikum_nrav_aspekty.docx | 34.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар — практикум для педагогов
«Нравственные аспекты воспитания дошкольников »
педагог- психолог
Салахова Т.Ю.
"Воспитывать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит, вырастить угрозу для общества"
Ф. Рузвельт
Цель:
Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах нравственного воспитания дошкольников
Задачи:
• Ознакомление педагогов с теоретическими основами по нравственному воспитанию дошкольников.
• Актуализация знаний педагогов по нравственному воспитанию дошкольников:методов и способов
• Формирование профессиональных умений педагогов по заданной теме.
Ход семинара:
- Добрый день, уважаемые коллеги!
Для создания благоприятной обстановки и добродушного настроения предлагаю вам по очереди назовите ласковым словом своего соседа справа.
Вот мы все и подобрели, вот мы все повеселели!
А сейчас, мысленно представьте детишек своей группы (можете даже закрыть глаза). Какое нравственное качество больше всего подходит вашим детям? Предлагаю найти сердечко с этим качеством и прикрепить его себе, к своему сердцу.
Итак, вот мы и настроились на тему нашего семинара.
1. Теоретическая часть.
Нравственное воспитание - это: целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества;
Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, природе, к самому себе.
Наверное, каждому родителю хочется воспитать своих детей хорошими людьми. Воспитание само по себе - есть процесс перевода общественных ценностей во внутренний план человека. Если спросить: "Какие качества вы хотели бы видеть в своем ребенке?" - скорее всего мы услышим: "Ответственность, доброжелательность, справедливость, трудолюбие, щедрость".
Нравственность - это совокупность качеств и ценностей, определяющих поведение отдельного человека и общества в целом.
Казалось бы - такая важная тема для развития и благополучия социума. Но действительность такова, что в современном мире нравственности подрастающего поколения недостаточно уделяется внимание (мягко сказ)
Не смотря на то, что существует огромное количество клубов развития для дошкольников и различных секций для более старшего возраста, вы вряд ли найдете в них кружок "Развитие нравственности". Возможно, потому, что эта тема не пользуется спросом. Для многих родителей гораздо более важным кажется научить ребенка английскому, танцам или подготовить к школе, нежели заложить этические принципы ,разобраться в том, "что такое хорошо и что такое плохо".
Единственный способ защитить детей от плохого - осознанно прививать им хорошее. И начинать нужно с самого раннего возраста.
Л. Толстой утверждал, что уже в 5 лет был на 80% тем, чем стал в зрелые года. Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к воспитательным воздействиям.Но без разумного управления этим процессом, ребенок может делать ошибочные выводы. Понятие "хорошо" для него еще сильно расплывчато, ему проще оперировать понятиями "нравится" - "не нравится". Отнял игрушку у другого - хорошо - к моим сокровищам прибавилось. Я сильный - сильным быть хорошо - поэтому я буду проявлять эту силу так, как мне придет в голову. Такой вот детский эгоцентризм - что для меня хорошо, то и есть нравственно, а что для меня плохо - безнравственно. К сожалению, не все взрослые ушли от этой детской оценки своих поступков. Поэтому особенно важно целенаправленно воспитывать нравственные качества в ребенке.
2)Существуют средства и методы нравственного воспитания дошкольников (предложенные В.И. Логиной)
1. методы формирования нравственного поведения:
-упражнения
(упражнние «Подари камушек» взять камушек и подарить ему кому захотите со словами- «Я дарю тебе камушек, потому что ты самый….»
упражнение: многократно повторяется то или иное действие, например, правильно взяв нож и вилку в руки)
-поручение,
- метод целенаправленного наблюдения, организованного педагогом (например, младшие дети наблюдают дружные игры старших дошкольников). Это не просто пассивный метод, он питает детский опыт, исподволь формирует отношение к явлению и положительно влияет на поведение. Можно использовать показ действия. Этот метод эффективен в воспитании навыков культурного поведения у детей.
-требование (требования – складывать свои вещи красиво на стул, порядка в своем шкафчике)
-приучение: детям дается определенный образец поведения, например за столом, во время еды
-воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, пользоваться вилкой и ножом или одной вилкой.
Давайте поиграем: «Чудо-дерево».
Предлагается следующая игров.ситуация:
- Придумайте, чем вы можете порадовать кого-то из членов семьи!
Листочки будут символизировать ваши добрые дела. Прикрепив их к нашему Чудо-дереву, вы сможете оживить его!
Заключением должны стать ответы на следующие вопросы:
- Посмотрите, каким зеленым стало наше дерево! Так и в вашей семье жизнь будет радостнее, если вы и все ваши близкие станут внимательнее и добрее друг к другу.
2.методы формирования нравственного сознания:
-объяснение, разъяснение: необходимо не только прочитать рассказ, но и разъяснять, как и почему следует поступить в той или иной ситуации
-внушение
-просьба
-этическая беседа : помогает выяснять уровень знания детьми норм и правил поведения. ребенок может высказать свое мнение
-пример; Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой
-словесные методы: помогает осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил
Волшебный лучик (игра на формирование нравственного сознания)
Представьте, что однажды солнышко послало на землю добрый волшебный лучик. Вы должны придумать, чем волшебный лучик поможет людям в разных ситуациях;
1. Кто-то заблудился в лесу.
2. Кто-то поссорился со своим другом.
3. Кого-то поругал воспитатель.
4. У кого-то заболела мама.
5. Кто- то опоздал на поезд и т.д Например: человеку, опоздавшему на поезд лучик подарит билет на солнечный поезд. На этом поезде человек доедет до солнышка» которое угостит его солнечным обедом, а затем лучик мгновенно отнесет его в то место на земле, куда он хочет попасть.
Попросите детей нарисовать, как волшебный лучик помогает людям в разных ситуациях. Из рисунков детей делается выставка: «Добрый волшебный лучик».
Добрые тучки Дети встают в круг. Все они - маленькие серые тучки, а один из них - ветерок. Ветерок по очереди дотрагивается до тучек, и каждая рассказывает ему, кого и при каких обстоятельствах она напоила дождиком Например; «Я напоила человека, заблудившегося в пустыне; я напоила розу, хозяйка которой заболела и не смогла ее поливать». После этого ветерок улетает навестить всех, кого напоили тучи, а затем от имени каждого из них говорит той или иной тучке что-то доброе. Например: «Роза шлет тебе свое благоухание; каждый день человек вспоминает твои капельки и шлет им мысленное спасибо и т.д.» Затем дети рисуют свои добрые тучки и тех, кого они напоили. Из рисунков детей делается выставка: «Добрые тучки».
3 методы стимулирования:
-поощрение:
Поощрение применяется в различных формах: похвала, одобрение, положительная оценка, благодарность, награждение и др. Способы выражения ее различны: слово, взгляд, жест, мимика, прикосновение, улыбка и другие.
Поощряя, нужно учитывать следующие Педагогические требования:
- Поощрять нужно своевременно и умело.
- Поощрение предусматривает конкретные определения, например: "добрый", "вежливый" и др. Этими словами подчеркивается нравственный смысл поступков.
- Поощрение должно быть заслуженным. Поощрять нужно только те поступки, которые требуют физических, умственных, нравственных усилий.
- В любом поощрении нужно знать меру, не следует захваливать одних и тех же детей.
- Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности.
-соревнование
- наказание:
Современная педагогика исключает физические наказания, запугивания, обидные характеристики; наказания, унижающие достоинство личности ребенка; наказания трудом, лишением еды, сна, прогулки.
Наказание может осуществляться в следующих формах: замечание, лишение ласки, временный отказ от бесед и разговора с ребенком, запрет заниматься любимым делом, лишение общения со сверстниками и обещанных удовольствий, предупреждения, что про поступок узнают другие, обсуждение поступка
Требования к использованию наказаний:
- Прежде чем наказать, нужно выяснить причину непослушания. Наказание должно быть справедливым, за аморальный поступок
- Наказание требует большого такта, терпения, осторожности.
- Наказания нужно сочетать с требовательностью. Взрослый должен быть непоколебим в своем решении, иначе ребенок будет надеяться на его отмену.
- Воспитателю надо предусматривать реакцию детей на наказание, стараться, чтобы они осознали неприемлемость их действий.
- Наказание базируется на уважении к личности ребенка.
- Нужно помнить о мере наказания. Вред частых наказаний очевиден: ребенок начинает обманывать, чтобы избежать наказания или перестает реагировать на него. Частые наказания говорят о беспомощности воспитателя.
Все эти методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей. (Например: объяснение + упражнения + поощрение и т. п.).
3Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств, среди которых необходимо указать: художественные средства; природу; собственную деятельность детей; общение; уход за животными и растениями, окружающую обстановку.
В группу художественных средств включают: художественную литературу, проведение этических бесед с детьми, изобразительное искусство, музыку, кино и др. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, т.к. является наиболее эффективной при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.
Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе.
Эффективным средством является общение ребенка с домашними животными. Взаимодействие с домашними животными как нельзя лучше помогает снять агрессию и сформировать такие нравственные качества, как гуманность, доброта, великодушие, отзывчивость, ответственность..
Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей, игра, труд, учение, художественная деятельность.
Особое место в этой группе средств отводится общению. Оно лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.
Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью
3 Проведение практикума.
Предложить проанализировать проблемные ситуации.
1. Мать шестилетней девочки рассказывает воспитателю.
«Стала замечать, что дочь растет черствой, бездушной. Она, например, проявляет полное равнодушие к близким, их невзгодам. Когда бабушка болеет, она не только не догадывается спросить ее о самочувствии или подать ей стакан воды, но даже затевает шумные игры там, где лежит больная. А тут произошел такой случай. Шли мы с Мариной по улице. Я оступилась и сильно ушибла ногу. Вы думаете, она проявила сочувствие по поводу случившегося? Ничуть не бывало! Потянула меня через дорогу к ларьку с мороженым. Я ей: «Сейчас не до мороженого. Ты видишь, каждый шаг доставляет мне боль». А она в ответ: «Подумаешь! Взрослым не бывает больно, они терпеть умеют». Откуда это у девочки? Ведь она окружена лаской и вниманием, да и внутрисемейные отношения, казалось бы, должны для нее явиться примером заботы друг о друге. Всегда внушали ей быть доброй, отзывчивой. В чем причина?»
В итоге воспитателю важно подчеркнуть следующее.
Нельзя рассчитывать на то, что если ребенок является свидетелем добрых отношений людей, то и сам станет поступать также. Этого мало. Пассивное восприятие примера не может создать у ребенка стремления к подражанию.
Еще большую ошибку мы допускаем, если ребенок становится лишь потребителем заботы, любви и внимания взрослых, если они не требуют от него ответного внимания к себе.
2. «Отец и бабушка в день рождения мамы шестилетней Светланы дарят подарок и ей, чтобы не видеть огорчения на лице девочки; преподносят ей сувениры, как они называют, утешительные. А мама не может устоять против того, чтобы часть подарков, предназначенных ей, не перешла во владение дочери.
- Коробка с конфетами - это Светочке. Сувенир - самовар - тоже ей: пригодится в кукольном хозяйстве. А вот из ткани, предназначенной мне на блузку, сошью Свете платье. Ты довольна, доченька? - обращается она к девочке».
Следует подчеркнуть: важно, чтобы наши дети не были лишь потребителями радостей. Умению разделять радость другого надо учить ребенка. Маленький ребенок еще не всегда способен проникаться радостью другого, быть счастливым от того, что другому хорошо.
3. «Пятилетняя Лида принесла со двора несколько веток тополя, чтобы поставить их в вазу и понаблюдать, как из почек появятся листочки.
«Мама, посмотри, что я принесла! - торопится поделиться дочь своей радостью. - И у Нины, и у Леши тоже есть веточки».
«Откуда взяли? Наверное, наломали сами? Как вас только в милицию не забрали!»
Радость исчезает с лица девочки, сколько обиды в глазах! Она пытается разуверить маму:
«Да нет же, нет! Мы не ломали сами. Это нам дали рабочие, которые подрезали деревья».
«Лучше не обманывай, все равно проверю.»
Отпуская дочь гулять, мама вновь высказывает подозрение:
«Опять заберешься с Олей домой вместо того, чтобы побегать на воз-духе? Смотри, проверю!»
Важно подчеркнуть: маленькие дети по своей природе открыты и простодушны. От взрослых требуется контроль за поступкам и тех детей, которые склонны к действиям исподтишка. Однако такую проверку нужно делать очень деликатно: ребенок не должен ощущать на себе довлеющего контроля. Если он то и дело слышит: «Смотри, проверю», «Все равно узнаю» и т. п., то вряд ли можно научить его умению поступать открыто, быть правдивым из внутренних побуждений. Он станет поступать правильно тогда, когда знает, что его проверят.
4.Мама 4 летнего Миши говорит: «Я знаю, что слишком балую своего сына, но не могу это прекратить. Он кажется таким беспомощным, зависящим от меня. Не могу требовать от него самостоятельности, выполнения каких-то обязанностей».Что можете посоветовать как воспитатель?
Предлагаемая тактика поведения: постарайтесь сделать так, чтобы ваш ребенок проводил некоторое время без вас; поручите ребенку посильную работу по дому соответственно его возрасту; верьте в своего ребенка. Когда он говорит: «Я не могу», а вы знаете, что он может, скажите: «Я уверена, что ты можешь с этим справиться».
Я хочу предоставить вашему вниманию притчу о двух волках:
Притча о двух волках
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.
Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь.
Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность.
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
- Как вы поняли эту притчу?
В поступках, привычках, отношениях с людьми проявляются наши черты характера. Одни можно назвать хорошими, другие – плохими. Они иногда борются в нашей душе как два волка, а какое победит – решаешь сам ты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар- практикум для педагогов " Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников"
Данная разработка позволяет провести обзор по российским традициям, одежде, вспомнить русские пословицы и т.д....
Выступление на семинаре- практикуме «Федеральные государственные стандарты в воспитании дошкольников » по теме: «Игры в формировании интегративных качеств - активный, любо-знательный и эмоционально отзывчивый»
Выступление на семинаре- практикуме «Федеральные государственные стандарты в воспитании дошкольников » по теме: «Игры в формировании интегративных качеств - активный, любознательный и эмоционально отз...
Семинар – практикум: «Интеграция нравственного и экологического воспитания дошкольников»
Семинар – практикум: «Интеграция нравственного и экологического воспитания дошкольников» В данном материале изложены парциальные программы по экологическому и нравственному воспитанию дошкольников. Ко...
Семинар-практикум "Формы и методы экологического воспитания дошкольников". Справка.
Семинар-практикум "Формы и методы экологического воспитания дошкольников". Справка....
Семинар-практикум "Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников"
Семинар-практикум "Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников"...
Семинар-практикум "Сказкотерапия, как средство нравственного воспитания дошкольников"
Методическая разработка является продуктом деятельности муниципальной стажировочной площадки «Моделирование образовательного процесса дошкольного учреждения по социально-коммуникативному развити...
Семинар – практикум для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
Цель: уточнить и закрепить знания участников семинара-практикума по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников....