ХОХЛОМА
проект (подготовительная группа)

Кувикова Анна Владимировна

Ветка плавно изогнулась.                                                                                                                 

И колечком завернулась.                                                                

Рядом с листиком трёхпалым.                                                       

Земляничка цветом алым.                                                             

Засияла, поднялась,                                                                              

Сладким соком налилась.                                                                     

 А трава как, бахрома,                                                                            

Золотая хохлома.

 

Актуальность: нравственно-патриотическому воспитанию детей отводится недостаточно времени в рамках образовательной деятельности в детском саду. Поэтому, приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Изучая близкое и родное творчество своего народа, его всесторонний талант, трудолюбие и оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.

Народное искусство, как искусство вообще, многофункционально, и одна из функций – воспитательная. Это и побудило нас провести целенаправленную работу по воспитанию детей на материале народного искусства, на основе чего и был создан данный проект.

Народный промысел «Хохлома» дает необходимый эмоциональный настрой для творческой активности детей. Глядя на узоры хохломских трав, цветов, ягод, еще раз убеждаешься в том, что красота нужна и дорога всем, а прежде всего нашим детям.

Проблема: С каждым годом увеличивается число дошкольников, имеющих пробелы в знании культуры своей страны. Итак, поиск путей решения описанной проблемы привёл к созданию творческо-исследовательского проекта «Золотая Хохлома».

Гипотеза: Что бы нам рассказала хохломская посуда, если бы умела говорить?

Проект: краткосрочный.

Вид проекта: информационный, культурно-ценностный, образовательный, экспериментальный.

Участники проекта: воспитатели Захаркина Л.В., Кувикова А.В.,

дети подготовительной группы, родители.

 

Цель: развивать у детей проектно-исследовательскую деятельность,   формирование у детей любви и уважения к народному искусству, частности народному промыслу – хохлома; дать возможность ребенку самостоятельно прикоснуться к народным ценностям, традициям; находить неожиданные открытия, узнавая о хохломе.

Задачи:

1.   Познакомить детей с русским народным промыслом «Хохлома», дать полное представление об истории этой уникальной отечественной росписи, о ее характерных узорах и приемах.

2.   Сформировать навыки самостоятельно составлять композиции, используя цветосочетания на основе знаний о характерной особенности росписи.

3.   Развивать сенсорную чувствительность (восприятие цвета, формы, фактуры), мелкую моторику, творческие способности дошкольников, навыки действовать коллективно.

4.   Воспитывать эстетический вкус, интерес к изучению народных промыслов, любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев.

Ожидаемые результаты:                                                                                                                     1.   Дети познакомятся с историей хохломской росписи;

2.   Научатся рассматривать и узнавать хохломскую посуду;

3.   Сформируется умение рисовать простейшие элементы хохломской  росписи;

4.   У детей будет совершенствоваться умение создавать узоры по собственному замыслы, используя разнообразные работы с кистью в  изображении знакомых элементов;

5.   У детей привьется уважение и любовь к искусству народных мастеров.            

 Этапы работы над  проектом

1. Подготовительно-проектировочный этап: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала.

2. Практический этап: проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта, (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы).

3. Обобщающе-результативный этап: подводятся итоги.

 Выставка совместного творчества детей и родителей.

 

1 этап - Подготовительно-проектировочный.

1. Постановка проблемы

2. Подбор методической литературы по теме

3. Подбор иллюстраций по теме: хохломская роспись.

4. Подбор консультаций для родителей по теме.

2 этап – Практический.                                          

1. Проведение беседы с детьми и родителями по теме: «Хохлома».

2. Чтение художественной литературы по теме «Хохлома ».

3. Совместный просмотр иллюстраций по теме и дальнейшее обсуждение.

4. Проведение совместного занимательного дела по теме.

5. Создание шаблонов для совместного творчества по теме «Хохлома ».

6. Создание презентации по теме «Хохлома »

7. Создание альбома с образцами элементов Хохломская роспись.

8. Заключительное мероприятие праздник 8 марта с мастер-классом для мам, по росписи в технике Хохлома

3 этап: Обобщающе-результативный.                                                      

1. Создание выставочного мини-центра по теме.

2. Отчет о проделанной работе в виде презентации.

Риски и пути преодоления рисков.       

- Нежелание родителей принимать участие в проекте. Преодоление:

- Индивидуальная беседа о важности общего дела.

- Консультация «Так ли важно рисование в жизни ребенка? ».

- Встречи.                                                                                                                                                 - Недостаток демонстрационного материала.    

 Преодоление:

- Приобретение необходимого материала в специализированных магазинах и на сайтах в интернете.

                                                                                                                                      

 Сказка   для знакомства детей о хохломском промысле.             

Как же начиналось это удивительное, хохломское художество? Разное рассказывают старики. Говорят, будто полторы тысячи лет назад поселился в лесу за Волгой веселый мужичок - умелец. Избу поставил, стол, да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшеничную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица-Жар. Он ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Вот, мол, откуда пошла на Руси золотая посуда. Это, конечно, сказка.

http://detsad114.ucoz.ru/_pu/4/99994595.jpg

Легенда.  Давным-давно жил мастер икон, который очень изящно рисовал иконы, но душа художника была в природе, живой жизни. Мастер поселился в глухих Керженских лесах и стал заниматься промыслом:  делать чаши, кухонную утварь, украшая их видами природы – цветами, ветками, листьями, травой, ягодами, рыбами, птицами. Слава о мастере быстро разнеслась по земле, у него появились продолжатели его ремесла. Такова легенда.                                                                                                           

 Из истории хохломской росписи.  Близ Нижнего Новгорода, среди заволжских деревень раскинулось большое старинное село Хохлома, расположенное на берегу Волги. Жители села издавна занимались разными ремёслами, в том числе изготовлением деревянной посуды и домашней утвари. На волжские ярмарки приезжали купцы со всех концов Руси, и даже иноземцы. Поэтому волжане изготавливали вещи на продажу. Огромным спросом пользовалась их деревянная посуда, расписанная в красные, чёрные и золотые цвета, украшенная стеблями, цветами и ягодами. Золотая хохлома развозилась по всей России. Доходила она и до Средней Азии, Турции, Индии и Европы, заслужив всемирную славу.

 

http://detsad114.ucoz.ru/_pu/4/92142105.jpg

Рисунок хохломы.  Рисунок Хохлома издревле привлекал своей красочностью и яркостью. Особенностью рисунка Хохлома является то, что он изображается всегда на черном фоне. Несмотря на это, рисунок Хохлома выглядит праздничным благодаря красным и золотистым узорам, которые наносятся поверх черного фона. Традиции хохломского рисунка пришли к нам в народное искусство с украшениями древнерусских рукописных книг и икон. Хохломские ремесленники расписывали свои изделия только тремя красками. На любом предмете, украшенном хохломским узором, можно увидеть красные ягоды, рассыпанные по черному фону. Яркие пятна ягод кажутся такими сочными и выделяются на черном  так четко, что смотрятся настоящими сочными плодами кислой брусники, рябины или клюквы. Ягоды украшены золотистыми стебельками и лепестками. Такой выбор не случаен. Раньше красный цвет считался праздничным и не мог встречаться в повседневной жизни часто. Да и золотистая роспись была дорогим украшением.  

http://detsad114.ucoz.ru/_pu/4/s73017678.jpg

В росписи хохломской посуды нет жанровых сцен. Художники рисуют растительные орнаменты: листики, изогнутые веточки, землянички, малинки, рябинки, сердечки цветов. Узоры то тянутся вверх, то бегут по кругу, то извиваются. В этом разнообразии орнаментов проявляется фантазия художников. Но самым любимым мотивом остается орнамент «травка», изогнутая, кустиком или одной былинкой. «Травку» обычно пишут красным или чёрным цветом, она обязательный элемент хохломской росписи. Самые замысловатые узоры называются «кудрины». Травка превращается здесь в кудри-завитки, похожие на перья жар-птицы. «Кудрины» всегда пишутся золотом. Цветущие кусты и плоды на Руси считались пожеланием добра и благополучия, поэтому-то их так много в хохломской росписи. Художники не вычерчивают заранее чётких контуров в узорах, а для этого необходимо большое мастерство, точность руки и глаза.

http://detsad114.ucoz.ru/_pu/4/11533334.jpg

Процесс производства.      

      Процесс производства различных изделий расписанных под хохлому (ложки, чашки, подносы, самовары, мебель и другая утварь), не изменился со времени своего зарождения, но все же благодаря современным материалам и некоторым измененным принципам производства, хохломские изделия стали более прочными и долговечными. Этот процесс заключается в следующем. Вначале вытачивается само изделие, которое получается белого цвета. После этого мастера грунтуют изделие, то есть покрывают его раствором глины, после чего умельцы вылуживают его оловом, серебром или алюминием. Затем изделие становиться готовым для росписи, то есть  блестящим и гладким. Далее изделия с нанесенной росписью закрепляются сушкой в печи. Последним этапом является лакировка или сушка под высокой температурой, это зависит от лака. Получаемые готовые поделки устойчивы как к жаре, так и к холоду. Они изящны, красивы, легки как весенний ветерок и ярки как летний солнечный лучик.  

http://detsad114.ucoz.ru/_pu/4/s71463670.jpg

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolotaya_hohloma_1.pptx2.25 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗОЛОТАЯ Хохлома Воспитатель МБДОУ №56 Кувикова А. В., 2023 г

Слайд 2

А зародилось это искусство в конце 17 века в селе Хохлома Нижегородской области.

Слайд 3

Ныне существует фабрика «Хохломской художник» в селе Семино .

Слайд 4

Хохломская роспись- Алых ягод россыпь. Отголоски лета в зелени травы. Рощи-перелески, Шёлковые всплески Солнечно-медовой золотой листвы.

Слайд 5

Жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом. Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо - художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища. Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.

Слайд 6

Хохлома Посуда Хохломы создаёт ощущение жаркого пламени. Она практична и нарядна. Она поражает своей удивительной красотой. Не случайно Хохлома так любима не только туристами, но и самими россиянами. В моду сейчас постепенно возвращается искусство Древней Руси с ее характерными самобытными элементами. Хохлома – это снова модно и стильно!

Слайд 7

Посуда Хохломская посуда не только красива, но и прочна, по словам хохломских мастеров, она не боится "ни жару, ни стужи" Даже в крутом кипятке не сойдёт лак и не поблёкнут краски.

Слайд 8

В хохломской росписи сочетаются красный и чёрный цвета с золотом фона. Иногда их дополняют зелёный, коричневый, жёлтый и оранжевый. Золотистый фон является ведущим. Огненно-красная краска придаёт теплоту золотистому фону, а чёрный цвет оттеняет его блеск. В качестве красной краски используют киноварь, а чёрная - обычная сажа.

Слайд 9

Элементы росписи « осочки » «завиток» «капельки» «кустики»

Слайд 10

Узор «Листочки»

Слайд 11

Орнамент с «ягодками» и «листочками»

Слайд 12

Травяной орнамент

Слайд 13

Современная хохлома

Слайд 14

Сувениры

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Хохлома" с использованием мультимедиа

В мастер - классе дается открытое занятие, которое можно провести как с детьми, так и с педагогами. Отмечено с какой целью проводится мастер-класс ....

Хохлома, хохлома - краше нет нигде тебя.

Презентация проекта, развлечение....

Проект «Хохлома, хохлома, краше нет нигде тебя!»

Проект: Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!Паспорт проекта.1. Название проекта: Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!2. Выполнила: Яблокова Анастасия (под ру...

«Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!»

Цель: Углублять знания детей о народном промысле – Хохломе, воспитывать гордость за мастерство нашего народа.Образовательные задачи:• «Познание»: Приобщать детей к русской культ...

Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством "Золотая Хохлома, Хохлома, Хохлома!"

Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью....

Проект : «Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя…»»

Проектв средней группе №3 «Колокольчик»тема: «Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя…»»...

ПРАЗДНИК «Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!»

Проводится как игровое мероприятие для детей и родителей по проекту «Золотые узоры хохломы» Цель: Сплочение детского коллектива и вовлечение в деятельность родителей, создание благоприятной атмосферы...