«Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему
Цель: Углублять знания детей о народном промысле – Хохломе, воспитывать гордость за мастерство нашего народа.
Образовательные задачи:
• «Познание»: Приобщать детей к русской культуре, духовному богатству, красоте, мудрости и трудолюбию родного народа, развивать интерес к народной культуре, фольклору через народные игры, хороводы, частушки, песни, танцы.
• «Социализация»: Продолжать заинтересовывать детей хохломскими изделиями, предлагая поиграть в дидактические игры.
• «Коммуникация»: Прививать любовь к русскому быту с помощью рассказов, стихотворений, русского фольклора, народной музыки.
• «Художественное творчество»: Помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности хохломской росписи. Ориентируясь на подлинники, вызвать у детей желание разрисовать любую посуду, передавая пластичность и основной цвет, самостоятельно выбирать приёмы росписи, передавая своё отношение к изделиям.
• «Здоровье»: Формировать положительные чувства, интересы, отражающие представления народа о красоте и добре и передающие эти представления из поколения в поколение.
• «Музыка»: Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и народного фольклора.
Ключевые слова: Хохломская роспись, предметы быта, травка, завиток, ягода.
Подготовка воспитателя: Подбор материала для рассказа о хохломской росписи. Рассматривание альбомов «Золотая хохлома», «Хохломские узоры», беседы по иллюстрациям, знакомство с элементами росписи, с произведениями русского народного фольклора: загадками, пословицами, поговорками, частушками, песнями о хохломском промысле, обучение игре на деревянных ложках.
Содержание организованной деятельности:
Зал оформлен для проведения развлечения «Золотая Хохлома». Столы подготовлены для работы детей в «художественных мастерских» по народному промыслу.
Звучит народная мелодия, и дети проходят в свои мастерские, садятся за столы. Начинают работу и по примеру воспитателя вспоминают и произносят пословицы и поговорки о труде. Воспитатель загадывает загадки.
Воспитатель:
- Была бы охота, заладится любая работа.
Дети:
• Что посеешь, то и пожнешь.
• Не будет скуки, когда заняты руки.
• Птицу узнают в полете, а человека в работе!
• Недаром говорится, что дело мастера боится.
• Упорство и труд все перетрут.
• Без труда не вынуть рыбку из пруда.
• Каков мастер, такова и работа.
Воспитатель:
- Вот мы сейчас посмотрим, как работают наши мастера.
Воспитатель подходит к хохломским мастерам.
- А вот хохломские мастера.
Как волшебная Жар-птица
Не выходит из ума
Чародейка-мастерица
Золотая Хохлома.
И богата, и красива
Гостю рада от души.
Кубки, чаши и ковши.
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.
Все вобрала словно память
Зорь червонные лучи
И узорчатый орнамент
Древнесуздальской парчи.
Пока дети работают в «художественных мастерских», воспитатель показывает различные орнаменты народной росписи, в перерывах проводит игры «Найди хохломскую роспись», «Укрась поднос под хохлому».
Воспитатель:
- Вот и закончили свою роспись, народные умельцы. Кончил дело, гуляй смело.
Воспитатель приглашает детей исполнить песню с движениями «Купим мы, бабушка… »
Купим мы, бабушка, тебе курочку-2раза
курочка по зернышку кудах-тах-тах
Купим мы, бабушка, тебе уточку-2раза
Уточка-та-та, та-та,
Курочка-пo зернышку кудах-тах-тах.
Купим мы, бабушка, тебе индюшонка-2раза
Индюшонок-шалды-балды,
Уточка-та-та, та-та,
Курочка по зернышку кудах-тах-тах.
Купим мы, бабушка, тебе поросенка-2раза
Поросёнок-хрюки-хрюки,
Индюшонок-шалды-балды,
Уточка-та-та, та-та,
Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах.
Купим мы, бабушка, тебе коровёнку-2раза
Коровёнка-муки-муки,
Поросёнок-хрюки-хрюки,
Индюшонок-шалды-балды,
Уточка-та-та, та-та,
Курочка по зёрнышку-кудах-тах-тах.
Купим мы, бабушка, тебе лошаденка -2 раза
Лошаденок-иго-го,
Коровёнка-муки-муки,
Поросёнок-хрюки-хрюки,
Индюшонок-шалды-балды,
Уточка-та-та, та-та,
Курочка по зёрнышку-кудах-тах-тах.
При пропевании. каждую птицу и животного поющие изображают следующими движениями: курочка - указательным пальцем одной руки стучать по ладошке другой. Уточка - кистью правой руки виляющие движения вправо и влево. Индюшонок - обхватив пальцами плечи, похлопывать ими по бокам. Поросёнок - кулачки приставить один к другому, поднести к носу и вращать. Коровёнка – приставить «рожки» указательными пальцами к голове и покачивать ею.
Дети рассматривают свои изделия под хохлому. Воспитатель:
Хохлома, хохлома
Краше нет нигде тебя.
Золотые листики, жёлтые цветы.
Наливные ягодки - доброта земли.
Хохлома, хохлома
Мастерам в сердца дана.
Есть и сказка, есть и быль.
Золотая в чашке пыль.
Завиточек золотой распишу я хохломой.
Здесь цветок, здесь листок,
Здесь мудреный завиток.
Краска черная блестит,
Kрасна, ягодка горит.
Чашку в руки возьмешь.
И от радости замрешь.
Хорошо в старинку жили,
Деревянные ложки были.
Нет столовых, нет десертных,
Чайных ложек тоже нет.
Зато много так красивых
Деревянных, сердцу милых.
Ложки, плошки и шкатулки
Расписали хохломой.
- Эти липовые ложки,
Блюдца, ковшики, матрешки,
Расписала нам сама
Золотая Хохлома!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hohloma.ppt | 1.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
История промысла Золотая хохлома - яркое, самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю. Он возник в XVII столетии в Нижегородском Заволжье вблизи торгового села Хохлома. . . Деревянная посуда была распространена на Руси с давних времен: деревянную ложку и миску можно было увидеть на столе у боярыни, в избе крестьянина и даже в царском обиходе. Красиво отделанная ложка или ковш считались настоящим подарком
Есть такая красивая легенда: «Давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, деревянную посуду вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела к его порогу Жар-птица. Мужичок и ее угостил. Жар-птица задела крылом чашку с кашей и стала она золотой - ». - Это, конечно, легенда. А на самом деле производство хохломской посуды дело очень нелегкое легенда
Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов, называемых «травкой», «ягодкой», «листком», «кудриной». Образцы росписи народные мастера заимствовали у природы, потому что они сами жили в местах богатых красотами лесов, трав, ягод,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Хохлома, хохлома - краше нет нигде тебя.
Презентация проекта, развлечение....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию "Нет краше Хохломы"
Практическое занятие образовательной области "Художественоо-эстетическое развитие "Рисование"...
Проект «Хохлома, хохлома, краше нет нигде тебя!»
Проект: Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!Паспорт проекта.1. Название проекта: Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!2. Выполнила: Яблокова Анастасия (под ру...
Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством "Золотая Хохлома, Хохлома, Хохлома!"
Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью....
Проект : «Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя…»»
Проектв средней группе №3 «Колокольчик»тема: «Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя…»»...
ПРАЗДНИК «Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!»
Проводится как игровое мероприятие для детей и родителей по проекту «Золотые узоры хохломы» Цель: Сплочение детского коллектива и вовлечение в деятельность родителей, создание благоприятной атмосферы...
Проект во второй младшей группе тема "Хохлома, хохлома, разукрасилась земля"
Целью нашего проекта было формирование у детей эмоционально-ценностного отношения к родной культуре, выделению предметов народных промыслов из окружающей действительности. Живопись...