«Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Нечаева Дарья Ивановна

Цель: Углублять знания детей о народном промысле – Хохломе, воспитывать гордость за мастерство нашего народа.

Образовательные задачи:

• «Познание»: Приобщать детей к русской культуре, духовному богатству, красоте, мудрости и трудолюбию родного народа, развивать интерес к народной культуре, фольклору через народные игры, хороводы, частушки, песни, танцы.

• «Социализация»: Продолжать заинтересовывать детей хохломскими изделиями, предлагая поиграть в дидактические игры.

• «Коммуникация»: Прививать любовь к русскому быту с помощью рассказов, стихотворений, русского фольклора, народной музыки.

• «Художественное творчество»: Помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности хохломской росписи. Ориентируясь на подлинники, вызвать у детей желание разрисовать любую посуду, передавая пластичность и основной цвет, самостоятельно выбирать приёмы росписи, передавая своё отношение к изделиям.

• «Здоровье»: Формировать положительные чувства, интересы, отражающие представления народа о красоте и добре и передающие эти представления из поколения в поколение.

• «Музыка»: Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и народного фольклора.

Ключевые слова: Хохломская роспись, предметы быта, травка, завиток, ягода.

Подготовка воспитателя: Подбор материала для рассказа о хохломской росписи. Рассматривание альбомов «Золотая хохлома», «Хохломские узоры», беседы по иллюстрациям, знакомство с элементами росписи, с произведениями русского народного фольклора: загадками, пословицами, поговорками, частушками, песнями о хохломском промысле, обучение игре на деревянных ложках.

Содержание организованной деятельности:

Зал оформлен для проведения развлечения «Золотая Хохлома». Столы подготовлены для работы детей в «художественных мастерских» по народному промыслу.

Звучит народная мелодия, и дети проходят в свои мастерские, садятся за столы. Начинают работу и по примеру воспитателя вспоминают и произносят пословицы и поговорки о труде. Воспитатель загадывает загадки.

Воспитатель:

- Была бы охота, заладится любая работа.

Дети:

• Что посеешь, то и пожнешь.

• Не будет скуки, когда заняты руки.

• Птицу узнают в полете, а человека в работе!

• Недаром говорится, что дело мастера боится.

• Упорство и труд все перетрут.

• Без труда не вынуть рыбку из пруда.

• Каков мастер, такова и работа.

Воспитатель:

- Вот мы сейчас посмотрим, как работают наши мастера.

Воспитатель подходит к хохломским мастерам.

- А вот хохломские мастера.

Как волшебная Жар-птица

Не выходит из ума

Чародейка-мастерица

Золотая Хохлома.

И богата, и красива

Гостю рада от души.

Кубки, чаши и ковши.

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Все вобрала словно память

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

Древнесуздальской парчи.

Пока дети работают в «художественных мастерских», воспитатель показывает различные орнаменты народной росписи, в перерывах проводит игры «Найди хохломскую роспись», «Укрась поднос под хохлому».

Воспитатель:

- Вот и закончили свою роспись, народные умельцы. Кончил дело, гуляй смело.

 

Воспитатель приглашает детей исполнить песню с движениями «Купим мы, бабушка… »

Купим мы, бабушка, тебе курочку-2раза

курочка по зернышку кудах-тах-тах

Купим мы, бабушка, тебе уточку-2раза

Уточка-та-та, та-та,

Курочка-пo зернышку кудах-тах-тах.

Купим мы, бабушка, тебе индюшонка-2раза

Индюшонок-шалды-балды,

Уточка-та-та, та-та,

Курочка по зернышку кудах-тах-тах.

Купим мы, бабушка, тебе поросенка-2раза

Поросёнок-хрюки-хрюки,

Индюшонок-шалды-балды,

Уточка-та-та, та-та,

Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах.

Купим мы, бабушка, тебе коровёнку-2раза

Коровёнка-муки-муки,

Поросёнок-хрюки-хрюки,

Индюшонок-шалды-балды,

Уточка-та-та, та-та,

Курочка по зёрнышку-кудах-тах-тах.

Купим мы, бабушка, тебе лошаденка -2 раза

Лошаденок-иго-го,

Коровёнка-муки-муки,

Поросёнок-хрюки-хрюки,

Индюшонок-шалды-балды,

Уточка-та-та, та-та,

Курочка по зёрнышку-кудах-тах-тах.

При пропевании. каждую птицу и животного поющие изображают следующими движениями: курочка - указательным пальцем одной руки стучать по ладошке другой. Уточка - кистью правой руки виляющие движения вправо и влево. Индюшонок - обхватив пальцами плечи, похлопывать ими по бокам. Поросёнок - кулачки приставить один к другому, поднести к носу и вращать. Коровёнка – приставить «рожки» указательными пальцами к голове и покачивать ею.

Дети рассматривают свои изделия под хохлому. Воспитатель:

Хохлома, хохлома

Краше нет нигде тебя.

Золотые листики, жёлтые цветы.

Наливные ягодки - доброта земли.

Хохлома, хохлома

Мастерам в сердца дана.

Есть и сказка, есть и быль.

Золотая в чашке пыль.

Завиточек золотой распишу я хохломой.

Здесь цветок, здесь листок,

Здесь мудреный завиток.

Краска черная блестит,

Kрасна, ягодка горит.

Чашку в руки возьмешь.

И от радости замрешь.

Хорошо в старинку жили,

Деревянные ложки были.

Нет столовых, нет десертных,

Чайных ложек тоже нет.

Зато много так красивых

Деревянных, сердцу милых.

Ложки, плошки и шкатулки

Расписали хохломой.

- Эти липовые ложки,

Блюдца, ковшики, матрешки,

Расписала нам сама

Золотая Хохлома! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon hohloma.ppt1.33 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА

Слайд 2

История промысла Золотая хохлома - яркое, самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю. Он возник в XVII столетии в Нижегородском Заволжье вблизи торгового села Хохлома. . . Деревянная посуда была распространена на Руси с давних времен: деревянную ложку и миску можно было увидеть на столе у боярыни, в избе крестьянина и даже в царском обиходе. Красиво отделанная ложка или ковш считались настоящим подарком

Слайд 3

Есть такая красивая легенда: «Давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, деревянную посуду вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела к его порогу Жар-птица. Мужичок и ее угостил. Жар-птица задела крылом чашку с кашей и стала она золотой - ». - Это, конечно, легенда. А на самом деле производство хохломской посуды дело очень нелегкое легенда

Слайд 8

Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент, составленный из небольшого числа мотивов, называемых «травкой», «ягодкой», «листком», «кудриной». Образцы росписи народные мастера заимствовали у природы, потому что они сами жили в местах богатых красотами лесов, трав, ягод,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хохлома, хохлома - краше нет нигде тебя.

Презентация проекта, развлечение....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию "Нет краше Хохломы"

Практическое занятие образовательной области "Художественоо-эстетическое развитие "Рисование"...

Проект «Хохлома, хохлома, краше нет нигде тебя!»

Проект: Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!Паспорт проекта.1. Название проекта: Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!2. Выполнила: Яблокова Анастасия (под ру...

Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством "Золотая Хохлома, Хохлома, Хохлома!"

Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью....

Проект : «Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя…»»

Проектв средней группе №3 «Колокольчик»тема: «Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя…»»...

ПРАЗДНИК «Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!»

Проводится как игровое мероприятие для детей и родителей по проекту «Золотые узоры хохломы» Цель: Сплочение детского коллектива и вовлечение в деятельность родителей, создание благоприятной атмосферы...

Проект во второй младшей группе тема "Хохлома, хохлома, разукрасилась земля"

   Целью нашего проекта было формирование у детей эмоционально-ценностного отношения к родной культуре, выделению предметов народных промыслов из окружающей действительности. Живопись...