Семинар-практикум "Духовно-нравственное развитие"
методическая разработка
Семинар-практикум предназначен для педагогов ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_razvitie.docx | 22.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар практикум для педагогов
по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.
«Работаем играя»
Цель:
- Создание условий для духовно-нравственного воспитания;
- Формирование представлений о духовно-нравственных ценностях, ознакомление с ними через творческий процесс педагога.
Задачи:
- Ознакомить педагогов с системой духовно-нравственного воспитания в дошкольном образовании и развить способности педагогов, реализуя их через практическую деятельность;
- Формировать патриотические чувства и сознание на основе исторических ценностей.
Участники:
педагоги дошкольного учреждения.
Форма проведения:
семинар-практикум.
Планируемые результаты:
углублённый обмен педагогическим опытом по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с раскрытием творческих способностей.
Оборудование, инвентарь:
семинар-практикум проводится в музыкальном зале, интерактивная доска, компьютер, столы, стулья, ткань (ситец, лён), ножницы, атласные ленты, цветные нитки.
Ход проведения:
Наибольшая опасность, подстерегающая наше поколение сегодня, не в развале экономики, не в смене политической власти, а в разрушении личности. Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у большинства детей очень искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и
патриотизме. Детская преступность вызвана общим ростом агрессивности и жестокости. У детей выражается эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Современное российское общество остро переживает кризис духовно- нравственных идеалов и к середине 80-х годов назрела необходимость перестроить дошкольное воспитание. С учётом происходящего была
разработана Концепция дошкольного воспитания современных требований в обществе. Основным направлением Концепции стало многообразие и вариативность дошкольного образования, что и нашло отражение в
создании системы духовно-нравственного воспитания, основанного на Православных духовных ценностях.
Культура России формировалась исторически под воздействием Православия, и все ее сферы глубоко связаны с Православной культурой древней Руси.
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью разностороннего воспитания ребенка, которое является
предпосылкой возрождения отечественной культуры; новой ступенью духовно-нравственного воспитания является интеграция его содержания в повседневной жизнь детей, во все виды детской деятельности.
Хочу отметить что сейчас всё чаще стали проводиться в дошкольных учреждениях такие церковные праздники, как «Рождество», «Пасха»
«Масленица» и т.д., но дети к сожалению не знают смысла, обычаев, причин и традиций.
…О важности приобщения ребенка к культуре своего народа пишут очень много, поскольку обращение к русскому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы проживаем. Поэтому я считаю, что детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории своего народа, его культуру , быт, промысел, традиции, поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Формирование личности ребенка и его воспитание начинаются с
воспитания чувств через положительные эмоции, через приобщение к культуре, обогощение духовной и интеллектуальной пищей, в которой так нуждаются наши дети.
Таким образом, важнейшей задачей дошкольного образования является формирование у детей духовно-нравственных и нравственно-
патриотических ценностей через воспитание любви к семье и родному краю.
Игра-КВН:
(задаются вопросы педагогом, на которые они дискуссируя отвечают)
- Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны?
- Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы?
- Официальная эмблема государства?
- Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство?
- Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом?
- Что такое патриотизм?
- Кто основал Москву?
- Какой обычай существовал в старину при проходе в Кремль через ворота Спасской башни?
- Почему Красная площадь так называется?
- В какое время года крестьяне рубили деревья для строительства избы ?
- Какой день Масленой недели назывался Широким?
- Какое дерево сажал крестьянин недалеко от места, выбранног о для строительства избы?
- Какой из предметов в крестьянской избе называли Божьей ладонью?
- Как называется основание печи в крестьянской избе?
- Старинный женский головной убор замужней женщины?
- Мужская рубаха, разрез ворота которой был не посередине груди, а сбоку?
Изготовление кукол:
Сегодня мы пошагово разберем, как создать Крупеничку , научимся делать безшитьевой мешочек — основу куклы, познакомимся с традиционным женским костюмом, сплетем пояс. Но намного важнее, чем любые технические приемы и узлы, — тот настрой, с которым вы беретесь за создание Крупенички! Постарайтесь найти время, когда вам не надо будет ни на что отвлекаться. Постарайтесь настроиться: подумайте, а главное почувствуйте, что именно для вас самое дорогое и ценное, что вы обязательно хотели бы сохранить и приумножить. Получилось? Готовы? Тогда приступим! (Педагоги пошагово изготавливают куклу-оберег). Вот такая красавица Крупеничка у нас получилась! Пусть она поможет вам сберечь и приумножить самое важное и ценное! Пусть в ваш дом придет счастье! :)
Используемая литература:
- Духовно-нравственное воспитание дошкольников: методический материал. Начальная школа.-2014.
- Баранец Н.А..Формирование ценностных ориентаций в современной информационной среде.Плюс до и после.-2016.
- Шестун Е.. Православная педагогика.-2015.
- Берстенева Е, Догаева Н. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками - Белый город, 2010.
- Дайн Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...
Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.
Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социал...
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая группа, 2018 / 2017 учебный год
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая ...
Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие&r...
Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности по познавательному развитию (интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие . «
Мероприятие с использованием палочек Кюизенера, направленное на развитие логического мышления и математических способностей детей 6-7 лет....
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.по прогр...