Семинар-практикум "Духовно-нравственное развитие"
методическая разработка

Соломина Наталья Георгиевна

Семинар-практикум предназначен для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_razvitie.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар практикум для педагогов

по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

«Работаем играя»

Цель:

  • Создание условий для духовно-нравственного воспитания;
  • Формирование представлений о духовно-нравственных ценностях, ознакомление с ними через творческий процесс педагога.

Задачи:

  • Ознакомить педагогов с системой духовно-нравственного воспитания в дошкольном образовании и развить способности педагогов, реализуя их через практическую деятельность;
  • Формировать патриотические чувства и сознание на основе исторических ценностей.

Участники:

педагоги дошкольного учреждения.

Форма проведения:

семинар-практикум.

Планируемые результаты:

углублённый обмен педагогическим опытом по духовно-нравственному воспитанию дошкольников с раскрытием творческих способностей.

Оборудование, инвентарь:

семинар-практикум проводится в музыкальном зале, интерактивная доска, компьютер, столы, стулья, ткань (ситец, лён), ножницы, атласные ленты, цветные нитки.

Ход проведения:

Наибольшая опасность, подстерегающая наше поколение сегодня, не в развале экономики, не в смене политической власти, а в разрушении личности. Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у большинства детей очень искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и

патриотизме. Детская преступность вызвана общим ростом агрессивности и жестокости. У детей выражается эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Современное российское общество остро переживает кризис духовно- нравственных идеалов и к середине 80-х годов назрела необходимость перестроить дошкольное воспитание. С учётом происходящего была

разработана Концепция дошкольного воспитания современных требований в обществе. Основным направлением Концепции стало многообразие и вариативность дошкольного образования, что и нашло отражение в

создании системы духовно-нравственного воспитания, основанного на Православных духовных ценностях.

Культура России формировалась исторически под воздействием Православия, и все ее сферы глубоко связаны с Православной культурой древней Руси.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью разностороннего воспитания ребенка, которое является

предпосылкой возрождения отечественной культуры; новой ступенью духовно-нравственного воспитания является интеграция его содержания в повседневной жизнь детей, во все виды детской деятельности.

Хочу отметить что сейчас всё чаще стали проводиться в дошкольных учреждениях такие церковные праздники, как «Рождество», «Пасха»

«Масленица» и т.д., но дети к сожалению не знают смысла, обычаев, причин и традиций.

…О важности приобщения ребенка к культуре своего народа пишут очень много, поскольку обращение к русскому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы проживаем. Поэтому я считаю, что детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории своего народа, его культуру , быт, промысел, традиции, поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Формирование личности ребенка и его воспитание начинаются с

воспитания чувств через положительные эмоции, через приобщение к культуре, обогощение духовной и интеллектуальной пищей, в которой так нуждаются наши дети.

Таким образом, важнейшей задачей дошкольного образования является формирование у детей духовно-нравственных и нравственно-

патриотических ценностей через воспитание любви к семье и родному краю.

                                                           Игра-КВН:

(задаются вопросы педагогом, на которые они        дискуссируя отвечают)

  1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны?
  2. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы?
  3. Официальная эмблема государства?
  4. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство?
  5. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом?
  6. Что такое патриотизм?
  7. Кто основал Москву?
  8. Какой обычай существовал в старину при проходе в Кремль через ворота Спасской башни?
  9. Почему Красная площадь так называется?
  10. В какое время года крестьяне рубили деревья для строительства избы ?
  11. Какой день Масленой недели назывался Широким?
  12. Какое        дерево        сажал        крестьянин        недалеко        от        места,        выбранног о для строительства избы?
  13. Какой из предметов в крестьянской избе называли Божьей ладонью?
  14. Как называется основание печи в крестьянской избе?
  15. Старинный женский головной убор замужней женщины?
  16. Мужская рубаха, разрез ворота которой был не посередине груди, а сбоку?

Изготовление кукол:

Сегодня мы пошагово разберем, как создать Крупеничку , научимся делать безшитьевой мешочек — основу куклы, познакомимся с традиционным женским костюмом, сплетем пояс. Но намного важнее, чем любые технические приемы и узлы, — тот настрой, с которым вы беретесь за создание Крупенички! Постарайтесь найти время, когда вам не надо будет ни на что отвлекаться. Постарайтесь настроиться: подумайте, а главное почувствуйте, что именно для вас самое дорогое и ценное, что вы обязательно хотели бы сохранить и приумножить. Получилось? Готовы? Тогда приступим! (Педагоги пошагово изготавливают куклу-оберег). Вот такая красавица Крупеничка у нас получилась! Пусть она поможет вам сберечь и приумножить самое важное и ценное! Пусть в ваш дом придет счастье! :)

                                Используемая литература:

  1. Духовно-нравственное воспитание дошкольников: методический материал. Начальная школа.-2014.
  2. Баранец Н.А..Формирование ценностных ориентаций в современной информационной среде.Плюс до и после.-2016.
  3. Шестун Е.. Православная педагогика.-2015.

  1. Берстенева Е, Догаева Н. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками - Белый город, 2010.
  2. Дайн Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.

Диагностические листы:                   Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социал...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая группа, 2018 / 2017 учебный год

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая ...

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие&r...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.по прогр...