Рекомендации по развитию навыков самообслуживания.
учебно-методический материал

Оксана Ивановна Четверикова

Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо  процесс самообслуживания делать доступным,  интересным  и  увлекательным.  Делать это  надо педагогически тонко, ненавязчиво.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_razvitiyu_navykov_samoobsluzhivaniya15.docx16.34 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по развитию навыков самообслуживания.

Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот  процесс  доступным,  интересным  и  увлекательным.  Делать это  надо педагогически тонко, ненавязчиво

Важной задачей в работе с детьми является воспитание культурно- гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту.

Повторяясь многократно  в  различных  режимных  процессах,  такие действия,    как    самостоятельное    одевание,    причесывание,    умывание доставляют   ребенку   радость;   дети   осваивают,   что,   как   и   в   какой последовательности надо делать.

Образ тех или иных действий должен сложиться в сознании ребенка до того, как он приступит к их практическому осуществлению. Поэтому вначале следует показать необходимое действие, а затем упражнять в нем детей.

Метод показа

Подробный показ и объяснение, как выполнять трудовые задания по самообслуживанию,  в  сочетании  с  непосредственным  участием  детей  в работе   научит   их   точно   следовать   необходимому   способу   действий, исполнительности.

Очень    важно    при    обучении    одевания,    умывания,    сохранять неизменным  один  и  тот  же  способ,  одну  и  ту  же  последовательность действий.

Это даёт возможность предъявить всем детям одинаковое требование при выполнении аналогичной задачи по самообслуживанию и в то же время обеспечивает быстроту формирования прочного навыка.

Метод практического действия (упражнения)

Навыки самообслуживания, как и любые другие навыки, образуются не сразу. Для того, чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, есть, нужно, прежде всего, чтобы дети хорошо поняли, как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять их в этой работе. Через некоторое время образуется необходимый навык, прочное умение.

Метод общего напоминания

Метод общего напоминания используется тогда, когда налицо закреплённые навыки выполнения какой-либо задачи по самообслуживанию.

Это требует от воспитателя тщательного контроля за деятельностью детей, каждым изменением в ней. Сигналом необходимости перехода к более общим   напоминаниям   может   послужить   снижение   интереса   детей   к процессам умывания, одевания.

Выполнение детьми этих заданий без дополнительных разъяснений позволяет   проявить   активность,   самостоятельность.   Важно   не   только упражнять детей в самообслуживании, но и проверять, как они выполняют эту работу. А также следить, чтобы с самого раннего возраста дети в детском саду работали не только для удовлетворения своих личных потребностей в чистоте и порядке, но и охотно помогали друг другу.

Игровой метод

Повышает интерес у детей к самостоятельной деятельности использование  игрушек,  организация  игр  с  ними  (куклу  одеть,  раздеть, уложить спать, накормить).

Художественная литература

Чтобы  вызвать  у  детей  желание  умываться  и  сделать  для  них  этот процесс лёгким и приятным, можно использовать песенки, стихи, потешки. Таким образом, большое влияние на формирование навыков самообслуживания      и      самостоятельности      оказывает      вся      система воспитательно- образовательной работы с детьми.

В целях ознакомления детей с требованиями по самообслуживанию используют занятия, рассматривание сюжетных картинок, чтение художественных произведений, потешки.

Также в успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия. И здесь важно всё: удобная одежда и обувь. Самое главное  проявлять  терпение  и  не  делать  за  ребёнка  то  с  чем  он  может справиться сам.

Одной из особенностей детей раннего возраста является лёгкое образование стереотипов, поэтому его легче научить сейчас, чем потом переучивать.

Постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания  практически  выражается  в  том,  что  сначала  работу, которая для ребёнка представляет известную трудность, он делает вместе со взрослым,   вникая   в   объяснение.   Потом   он   начинает   сам   выполнять отдельные действия. И наконец, выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослых.

Самообслуживание позволяет закреплять у детей интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим, инициативность, деловитость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста (2-3 года).

Приобщение детей раннего возраста к народным традициям, наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором. Выбор этой темы связан с проблемой форм...

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Материал поможет родителям и воспитателям в кратчайшие сроки подготовить малышей к освоению культурно гигиенических навыков....

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Материал поможет родителям и педагогам в игровой форме подготовить малышей к освоению культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. В статье описаны методы развития моторики рук ребёнка,...

Методические рекомендации по формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста

Методические рекомендации по формированию навыков самообслуживания у детей раннего возраста«Скажи мне, и я забуду.Покажи мне, и я, может быть, запомню.Вовлеките меня, и я пойму»Конфу...

Рекомендации родителям "Развитие навыка самообслуживания у малышей"

В данной статье представлены рекомендации психолога по вопросам развития самостоятельности у детей раннего и дошкольного возраста....