РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка (старшая группа)

Щукина Евгения Васильевна

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли

до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в

себя лучшие национальные традиции.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx15.98 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО

НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

     Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли

до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в

себя лучшие национальные традиции.

     Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей,

водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в

ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с

гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех

народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству.

      Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики.

В них ярко отражались образы людей, их быт, труд, национальные устои,

представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью,

выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку,

творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

       Народные игры являются неотъемлемой частью художественного и физического

воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей.

У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре

родной страны, создается эмоциональная положительная основа для развития

патриотических чувств: любви и преданности к Родине.

        По содержанию все народные подвижные игры лаконичны, выразительны и

доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению

кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех

психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой

степени развития.

         В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения

точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами,

заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они

сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют

ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников

всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым

репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески

используя игру как эмоционально - образное средство влияния на детей, пробуждает в них

интерес, выполнения игровых действий.

     Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают

большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства,

физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой, интерес к

народному творчеству

     Применение народных подвижных игр в системе работы ДОУ позволяет

решать следующие задачи:

1. Развивать различные виды памяти.

2. Развивать коммуникативные навыки и эмоциональную сферу ребенка.

3. Развивать мыслительные операции через игру.

4. Развивать воображение.

5. Учить снимать эмоциональное напряжение с помощью игры.

     В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных

традиций, формирования национального самосознания человека. Детский сад, решая

задачи разностороннего развития детей средствами русской народной культуры, отдает

предпочтение русским народным играм. В таких играх можно отличиться, если это не

нарушает установленного порядка – в этом и заключается педагогическая ценность

народных игр.

     Педагоги детского сада широко используют народные игры на занятиях, в

повседневной жизни ребят, на прогулке, на праздниках и развлечениях. В подборе игр

принимают участие не только воспитатели, но и другие специалисты: музыкальный

руководитель отслеживает музыкальный репертуар; инструктор по физическому

воспитанию продумывает комплекс разучиваемых движений.

      На праздниках и развлечениях к ребятам приходят различные персонажи из

сказок, которые играют с ними в подражательные игры - «Петя-петушок», «Вышла

курочка гулять; хороводные – «Заинька», «Коза»; игры-забавы – «Бабка-ежка»; для детей

старших и подготовительных групп проводятся игры-состязания – перетягивание каната

и другие. В повседневной жизни, особенно на прогулке, ребята любят играть в так

называемые дворовые игры: «Салочки», «Море волнуется», «Мой веселый звонкий мяч»,

«Лапта», «Горелки».

      Очевидно, что использование народных игр в работе с детьми позволяет

воспитателю донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев,

своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народной культуре, к ее

традициям.

     Опыт работы с детьми показывает, что в последнее время дети все реже играют в

обычные «дворовые игры». Редко встречаются оригинальные идеи в играх, интересные

повороты в их сюжетах. Часто игры дошкольников однообразны, без яркости и

вдохновения, которые так присущи детскому восприятию окружающего мира. Дети

встречаются с трудностями, когда нужно проявить воображение и фантазию, придумать

что-то свое.

     Важно развивать у дошкольников внимательность, творческое воображение,

познавательную активность, коммуникативные навыки, способность рассуждать,

анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существен-ные признаки предметов.

Приобретенные навыки в дальнейшем помогут ребенку успешно овладеть новыми

знаниями. И формировать эти навыки надо незаметно для ребенка, в игре. Дети играют с

удовольствием и интересом, они становятся увереннее в себе, своих силах. Причем это

сказывается как в общении со сверстниками, так и в поведении на других занятиях. У них

развиваются навыки общения, формируются предпосылки дальнейшей успешной учебной

деятельности.

     Итак, народные подвижные игры в комплексе с другими воспитательными

средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически

развитой, активной личности. Они образуют фундамент для развития его нравственных

чувств, создания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой

деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные подвижные игры как средство нравственного воспитания дошкольников

Дошкольный возраст имеет свои потенциальные возможности для формирования нравственных чувств. Для дошкольников ведущим является эмоциональный компонент нравственного воспитания. Эмоции ребенка –...

Русские народные подвижные игры как средство нравственного воспитания дошкольников

Дошкольный возраст имеет свои потенциальные возможности для формирования нравственных чувств. Для дошкольников ведущим является эмоциональный компонент нравственного воспитания. Эмоции ребенка – важна...

НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматривается возможность использования народной игры как средства содействия духовному обогащению дошкольника и формирования готовности и умения жить в многокультурной стране....

Проект Русские народные подвижные игры как средство нравственно- патриотического воспитания дошкольников

Проект по нравственно- патриотическому воспитанию детей старшей группы...

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания дошкольников

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания дошкольников...

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания дошкольников

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания дошкольников...

Консультация "Русские народные подвижные игры как средство нравственного воспитания дошкольников"

Дошкольное детство – это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудно...