Трансляция опыта по теме самообразования « Развитие связной речи у дошкольников, как основной элемент всестороннего развития ребёнка».
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Тема по самообразованию: « Развитие связной речи у дошкольников, как основной элемент всестороннего развития ребёнка».
Форма представления результата работы над темой: доклад.
Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Создание необходимых условий для своевременного и эффективного развития речи, как средства общения, познания, становления разных видов детской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5»
с. Кневичи Артёмовского городского округа
План работы по самообразованию
в подготовительной группе.
Тема:«Развитие связной речи у дошкольников, как основной элемент всестороннего развития ребёнка».
Подготовила: воспитатель
Варёнова Анастасия Владимировна
Тема по самообразованию: « Развитие связной речи у дошкольников, как основной элемент всестороннего развития ребёнка».
Форма представления результата работы над темой: доклад.
Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Создание необходимых условий для своевременного и эффективного развития речи, как средства общения, познания, становления разных видов детской деятельности.
Задачи: 1. Учить детей отвечатьна поставленные вопросы при рассматривании картин, предметов, повторять рассказ, составленный по сюжетной картинке или об игрушке. Продолжать учить детей внятно произносит в словах гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Формировать навыки использования связной речи в познавательной деятельности детей, грамматический строй речи.
2.Развивать умственные способности детей (умение самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе, составлять творческие рассказы с использованием предметов). Развивать воображение,память и творческое мышление. Обогащать и активизировать словарный запас детей.
3. Воспитывать интерес к творческой деятельности. Побуждать участвовать в драматизации отрывков и знакомых сказок.
Предполагаемый результат:
- Повышение степени самостоятельности в учебной и вне учебной деятельности.
- Организация сотрудничества педагога и воспитанников, воспитанников между собой.
- Творческая активность воспитанников.
Введение
Актуальность работы состоит в том, что ребёнок с первых дней жизни, находится в постоянном общении с окружающим его миром и людьми. Без общения человек не может гармонично развиваться. Умение общаться, легко находить общий язык с окружающими, понимать других людей - это основа коммуникативной культуры человека, которая формируется у ребёнка в процессе
Современные дети больше времени уделяют просмотру" мультиков" или компьютерным играм. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Важным является тот факт, что, речевая активность является еще и стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.
Владение родным языком - это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.
Свою работу я строила на следующих основных принципах:
- тщательный отбор материала (по возрасту);
- интеграция работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;
- активное включения детей;
Особенности речевого развития детей дошкольного возраста
Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех
видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка,формирует личность в целом / А.В.Запорожец, М.И.Лисина/. При недостаточномобщении темп формированияпсихических процессов замедляется. Основную проблему представляет овладение коммуникативными умениями и навыками. Это несовершенство препятствует развитию речемыслительной, познавательной деятельности, овладению знаниями.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.
Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Для того, чтобы понять сущность речевой готовности к школьному обучению, мы должны четко представлять, что же входит в содержание способностей устной речи и какие компоненты самые важные для изучения речи.
Своевременное развитие словаря - один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.
Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике.
В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов. Дошкольный возраст - период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой. Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10-12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300-400 слов, а к трём годам может достигнуть 1500 слов. Огромный скачок в развитии словаря происходит не только и не столько за счёт овладения способами образования слов из речи взрослых, сколько за счёт овладения способами образования слов. Развитие словаря осуществляется за счёт слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни - период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет - до 2000-2500, а в 6-7 лет - до 3500-4000 слов.
Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные периоды. По словам Д.Б. Эльконина, различия в словаре «более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития».
Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растёт число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.
После 4-5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими, ребёнок ещё не осознаёт всего того смыслового содержания, которое они выражают. Детьми может быть усвоена предметная отнесённость слова, а система абстракций и обобщений, стоящая за ним, нет.
Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. Значения детских слов динамичны. Одно и то же слово при тождестве отнесённости к предметам и явлениям окружающего мира «значит» для ребёнка разного возраста и разного уровня развития разное. У ребёнка в 3 - 5 лет центральное место занимает процесс овладения чёткой предметной отнесённостью слов и их конкретными значениями, а в 5 - 6 лет -системой так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему доминируют эмоционально-образные, наглядные связи.
Понятие, обозначенное словом, будучи обобщённым образом действительности, растёт, расширяется, углубляется по мере развития ребёнка, по мере того как расширяется и становится разнообразнее сфера его деятельности, увеличивается круг людей и предметов, с которыми он вступает в общение. В ходе своего развития речь ребёнка перестаёт быть зависимой от чувственной ситуации.
Овладение грамматическим строем речи оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе. Формирование грамматического строя речи предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложении). Без овладения грамматикой невозможно речевое общение.
Освоение грамматического строя представляет большую сложность для детей, поскольку грамматические категории характеризуются абстрактностью и отвлеченностью. К тому же грамматический строй русского языка отличается наличием большого числа непродуктивных форм и исключений из грамматических норм и правил.
Овладение способами словообразования - одна из сторон речевого развития детей. Дошкольники пользуются в основном морфологическим способом словообразования, в основе которого лежит сочетание различных по значению морфем. Для образования слов ребенок должен освоить словообразовательные модели, лексические значения основ слов, и смысл значимых частей слова. В психологической и психолингвистической литературе словообразование сравнивается с детским словотворчеством, которое свидетельствует об активном усвоении детьми грамматического строя. К концу дошкольного возраста детское словообразование сближается с нормативным, в связи с чем снижается интенсивность словотворчества.
В дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного овладения звуковой стороной русского языка. К ним можно отнести соответствующее развитие коры головного мозга в целом, фонематического восприятия речи и речедвигательного аппарата. Способствуют овладению звуковым составом речи и такие особенности ребенка - дошкольника, как высокая пластичность нервной системы, повышенная подражательность, особая восприимчивость к звуковой стороне языка, любовь детей к звукам речи.
Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить.
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.
В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью этого возраста является возникновение планирующей функции речи. В ролевой игре, ведущей деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь-сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной.
Переход к контекстной речи тесно связан с освоением словарного состава и грамматического строя родного языка, с развитием умения произвольно использовать средства родного языка. С усложнением грамматической структуры речи высказывания становятся все более развернутыми и связными.
В младшем дошкольном возрасте речь связана с непосредственным опытом детей, что отражается на формах речи. Для неё характерны неполные, неопределённо-личные предложения, состоящие часто из одного сказуемого; названия предметов заменяются местоимениями. Наряду с монологической речью продолжает развиваться и диалогическая речь. В дальнейшем обе эти формы сосуществуют и используются в зависимости от условий общения.
Дети старшего дошкольного возраста активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь ещё несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответу товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушение логики; предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально (ещё, потом).
В старшем дошкольном возрасте происходит некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребёнка. Дети правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.
У ребёнка начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста.
Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.
К моменту поступления в школу у детей должно быть сформировано отношение к речи как языковой действительности, элементарное осознание строения речи, частности осознания ее словесного состава, первоначальное представление о слове как языковой единице. Это имеет важное значение и для подготовки обучению грамоте, и для изучения родного языка в начальной школе.
Срок выполнения (месяц) | Тема | Содержание работы | Формы работы | Отметка о выполнении |
Сентябрь | Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста | Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии. | Памятки для родителей по обучению связной речи. | |
Октябрь | Дидактические и словесные игры. | Дидактические игры, направленные на формирование у детей представлений о людях разных профессий. Активизация и обогащение словарного запаса детей. | Дидактические игры по развитию речи. | |
Ноябрь | Работа по составлению (придумывание) загадок. | Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. Развивать воображение. | Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи». | |
Декабрь | Развитие связной речи через театральную деятельность. | Изучение методической литературы о театрализованной деятельности в ДОУ. | Показ сказки «Три поросенка» детям младшей группы. | |
Январь | Развитие речи через обучение детей этикету | Изучение передового опыта педагогов по данной теме в сети Интернет | Создание картотеки к Дню «Спасибо»: пословиц, стихов, загадок о вежливости | |
Февраль | Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи. | Создание, оформление книги (Запись детских рассказов из личного опыта и брошюрование книги) | Создание самодельной книги детьми и воспитателем «Мои впечатления от создания творческой работы «Символ Олимпиада 2014 года» | |
Март | Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценировки сказок: «Кот и лиса», «Теремок» и др. (с использованием пальчикового и настольного театра) | Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. | Практический показ (театральная неделя). | |
Апрель | Разучивание считалочек, загадок. Пальчиковые игры. | Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. | Консультация для родителей | |
Май | Подготовка к летней оздоровительной работе | 1.Изучение методической и художественной литературы, а также интернет-ресурсов по темам: «Лето», «Народные художественные промыслы» 2.Включение в календарное комплексно-тематическое планирование содержание перспективного плана по ознакомлению старших дошкольников с загадками на летний период | Создание перспективного плана по ознакомлению старших дошкольников с загадками на темы: «Лето», «Народные художественные промыслы» |
Литература:
1. Бугреева М. Н. Воспитание внимания и интереса к слову - одно из условий обучения родному языку // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 2. – 26с.
2. Воспитание и обучение в детском саду. – М., 2010.- 560с.
3. Гербова В. В. Рассказывание по восприятию. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений. Сост. М. М. Алексе¬ева, В. И. Яшина. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. –173с.
4. Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений /. Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. –144с.
5. Стаценко Р. А. Методика ознакомления детей с художественным словом. Дошкольное воспитание.–2010.–№7.-97с.
6. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольника. – М. - 2011.- 312с.
7. Щелованов Н. М. Воспитание детей раннего возраста. - М.: Знание, 2009. – 32с.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» с. Кневичи Артёмовского городского округа Отчёт по теме самообразования: « Развитие связной речи у дошкольников, как основной элемент всестороннего развития ребёнка». Подготовила: воспитатель Варёнова Анастасия Владимировна Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения — одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте. Процесс развития связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Старший дошкольный возраст - период высокой речевой активности детей, интенсивного развития всех сторон их речи. В этом возрасте происходит переход от ситуативной речи к контекстной. Поэтому правильно подобранные приемы и методы по развитию речи, благоприятно влияют на развитие ребенка в целом. За 2023-2024гг. была проведена работа по развитию связной речи у дошкольников. Для того чтобы достичь мастерства в педагогической деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей. За основу в своей работе использовала «Рабочую программу по ФГТ на основекомплексной программы «Радуга» под редакцией Дороновой Т.И. Для реализации поставленной цели решала следующие задачи:
В процессе работы были оформлены центры для игр «Доктор Айболит», «Парикмахерская», «Библиотека», которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей развития детей. В своей работе я использовала следующие формы работы:
В заключении хочу сказать, что систематическая работа по развитию связной речи у дошкольников способствуют улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме. Считаю, что выбранное мною направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни. Литература:
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
| |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/08/picture-472126-1507443598.jpg)
план работы по теме самообразования "Русские народные сказки как средство развития связной речи старших дошкольников"
Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/15/picture-760805-1476551138.jpg)
Самообразование по теме "Развитие связной речи старших дошкольников"
Материал самообразования по теме «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» (старшая группа)Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/28/picture-1051865-1535459784.jpg)
Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью моделей и картинно-графических схем.
Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью моделей и картинно-графических схем. В практике развития речи дошко...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/21/picture-150221-1592737506.jpg)
Буклет на тему "Основные направления работы по развитию связной речи у дошкольников"
Связная речь — развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.Известны два основных вида речи &md...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/30/picture-659744-1440954958.jpg)
ПЛАН ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ ТРИЗ-педагогика для реализации современных задач. Блок №1 «Развитие связной речи детей среднего возраста методами ТРИЗ и РТВ» с 2023-2024 уч. год
Одной из современных и популярных педагогических технологий, адаптированной к дошкольному детству является Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная Генрихом Сауловичем Альтшулером, спос...