Трансляция опыта по теме самообразования « Развитие связной речи у дошкольников, как основной элемент всестороннего развития ребёнка».
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Варёнова Анастасия Владимировна

Тема по самообразованию: « Развитие связной речи у дошкольников, как основной элемент  всестороннего развития ребёнка».

Форма  представления результата работы над темой: доклад.

     Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Создание необходимых условий для своевременного и эффективного развития речи, как средства общения, познания, становления разных видов детской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_moyo.docx49.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5»

с. Кневичи Артёмовского городского округа

План работы по самообразованию

    в подготовительной группе.

Тема:«Развитие связной речи у дошкольников, как основной элемент  всестороннего развития ребёнка».

                                                                             Подготовила: воспитатель

                                                                        Варёнова Анастасия Владимировна

      Тема по самообразованию: « Развитие связной речи у дошкольников, как основной элемент  всестороннего развития ребёнка».

Форма  представления результата работы над темой: доклад.

     Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Создание необходимых условий для своевременного и эффективного развития речи, как средства общения, познания, становления разных видов детской деятельности.

     Задачи: 1. Учить детей отвечатьна поставленные вопросы при рассматривании картин, предметов, повторять рассказ, составленный по сюжетной картинке или об игрушке. Продолжать учить детей внятно произносит в словах гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Формировать навыки использования связной речи  в познавательной деятельности детей, грамматический строй речи.

2.Развивать умственные способности детей (умение самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе, составлять творческие рассказы с использованием предметов). Развивать воображение,память и творческое мышление. Обогащать и активизировать словарный запас детей.

           3. Воспитывать интерес к творческой деятельности.  Побуждать участвовать в драматизации отрывков и знакомых сказок.

Предполагаемый результат: 

  • Повышение степени самостоятельности в учебной и вне учебной деятельности.
  • Организация сотрудничества педагога и воспитанников, воспитанников между собой.
  • Творческая активность воспитанников.

Введение

Актуальность работы состоит в том, что ребёнок с первых дней жизни, находится в постоянном общении с окружающим его миром и людьми. Без общения человек не может гармонично развиваться. Умение общаться, легко находить общий язык с окружающими, понимать других людей - это основа коммуникативной культуры человека, которая формируется у ребёнка в процессе

Современные дети больше времени уделяют просмотру" мультиков" или компьютерным играм. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Важным является тот факт, что, речевая активность является еще и стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.

Владение родным языком - это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.

 Свою работу я строила на следующих основных принципах:
- тщательный  отбор материала (по возрасту);
- интеграция  работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;
-  активное включения детей;

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста

          Общение возникает ранее других процессов и  присутствует  во  всех

видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое  развитие  ребенка,формирует личность в целом / А.В.Запорожец, М.И.Лисина/.  При  недостаточномобщении темп  формированияпсихических процессов замедляется. Основную  проблему   представляет   овладение   коммуникативными умениями и навыками. Это  несовершенство  препятствует  развитию  речемыслительной, познавательной  деятельности,   овладению   знаниями.  

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.

Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Для того, чтобы понять сущность речевой готовности к школьному обучению, мы должны четко представлять, что же входит в содержание способностей устной речи и какие компоненты самые важные для изучения речи.

Своевременное развитие словаря - один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике.

В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов. Дошкольный возраст - период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой. Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10-12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300-400 слов, а к трём годам может достигнуть 1500 слов. Огромный скачок в развитии словаря происходит не только и не столько за счёт овладения способами образования слов из речи взрослых, сколько за счёт овладения способами образования слов. Развитие словаря осуществляется за счёт слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни - период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет - до 2000-2500, а в 6-7 лет - до 3500-4000 слов.

Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные периоды. По словам Д.Б. Эльконина, различия в словаре «более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития».

Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растёт число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.

После 4-5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими, ребёнок ещё не осознаёт всего того смыслового содержания, которое они выражают. Детьми может быть усвоена предметная отнесённость слова, а система абстракций и обобщений, стоящая за ним, нет.

Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. Значения детских слов динамичны. Одно и то же слово при тождестве отнесённости к предметам и явлениям окружающего мира «значит» для ребёнка разного возраста и разного уровня развития разное. У ребёнка в 3 - 5 лет центральное место занимает процесс овладения чёткой предметной отнесённостью слов и их конкретными значениями, а в 5 - 6 лет -системой так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему доминируют эмоционально-образные, наглядные связи.

Понятие, обозначенное словом, будучи обобщённым образом действительности, растёт, расширяется, углубляется по мере развития ребёнка, по мере того как расширяется и становится разнообразнее сфера его деятельности, увеличивается круг людей и предметов, с которыми он вступает в общение. В ходе своего развития речь ребёнка перестаёт быть зависимой от чувственной ситуации.

Овладение грамматическим строем речи оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе. Формирование грамматического строя речи предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложении). Без овладения грамматикой невозможно речевое общение.

Освоение грамматического строя представляет большую сложность для детей, поскольку грамматические категории характеризуются абстрактностью и отвлеченностью. К тому же грамматический строй русского языка отличается наличием большого числа непродуктивных форм и исключений из грамматических норм и правил.

Овладение способами словообразования - одна из сторон речевого развития детей. Дошкольники пользуются в основном морфологическим способом словообразования, в основе которого лежит сочетание различных по значению морфем. Для образования слов ребенок должен освоить словообразовательные модели, лексические значения основ слов, и смысл значимых частей слова. В психологической и психолингвистической литературе словообразование сравнивается с детским словотворчеством, которое свидетельствует об активном усвоении детьми грамматического строя. К концу дошкольного возраста детское словообразование сближается с нормативным, в связи с чем снижается интенсивность словотворчества.

В дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного овладения звуковой стороной русского языка. К ним можно отнести соответствующее развитие коры головного мозга в целом, фонематического восприятия речи и речедвигательного аппарата. Способствуют овладению звуковым составом речи и такие особенности ребенка - дошкольника, как высокая пластичность нервной системы, повышенная подражательность, особая восприимчивость к звуковой стороне языка, любовь детей к звукам речи.

Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью этого возраста является возникновение планирующей функции речи. В ролевой игре, ведущей деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь-сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной.

Переход к контекстной речи тесно связан с освоением словарного состава и грамматического строя родного языка, с развитием умения произвольно использовать средства родного языка. С усложнением грамматической структуры речи высказывания становятся все более развернутыми и связными.

В младшем дошкольном возрасте речь связана с непосредственным опытом детей, что отражается на формах речи. Для неё характерны неполные, неопределённо-личные предложения, состоящие часто из одного сказуемого; названия предметов заменяются местоимениями. Наряду с монологической речью продолжает развиваться и диалогическая речь. В дальнейшем обе эти формы сосуществуют и используются в зависимости от условий общения.

Дети старшего дошкольного возраста активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь ещё несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответу товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушение логики; предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально (ещё, потом).

В старшем дошкольном возрасте происходит некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребёнка. Дети правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.

У ребёнка начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста.

Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.

К моменту поступления в школу у детей должно быть сформировано отношение к речи как языковой действительности, элементарное осознание строения речи, частности осознания ее словесного состава, первоначальное представление о слове как языковой единице. Это имеет важное значение и для подготовки обучению грамоте, и для изучения родного языка в начальной школе.

Срок выполнения (месяц)

Тема

Содержание работы

Формы работы

Отметка о выполнении

Сентябрь

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии.

Памятки для родителей по обучению связной речи.

Октябрь

Дидактические и словесные игры.

Дидактические игры, направленные на формирование у детей представлений о людях разных профессий. Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Дидактические игры по развитию речи.

Ноябрь

Работа по составлению (придумывание) загадок.

Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. Развивать воображение.

Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».

Декабрь

Развитие связной речи через театральную деятельность.

Изучение методической литературы о театрализованной деятельности в ДОУ.

Показ сказки «Три поросенка» детям младшей группы.

Январь

Развитие речи через обучение детей этикету

Изучение передового опыта педагогов по данной теме в сети Интернет

Создание картотеки к Дню «Спасибо»: пословиц, стихов, загадок о вежливости

Февраль

Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи.

Создание, оформление книги (Запись детских рассказов из личного опыта и брошюрование книги)

Создание самодельной книги детьми и воспитателем «Мои впечатления от создания творческой работы «Символ Олимпиада 2014 года»

Март

Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценировки сказок: «Кот и лиса», «Теремок» и др. (с использованием пальчикового и настольного театра)

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.

Практический показ

(театральная неделя).

Апрель

Разучивание считалочек, загадок. Пальчиковые игры.

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.

Консультация для родителей

Май

Подготовка к летней оздоровительной работе

1.Изучение методической и художественной литературы, а также интернет-ресурсов по темам: «Лето», «Народные художественные промыслы»

2.Включение в календарное комплексно-тематическое планирование содержание перспективного плана по ознакомлению старших дошкольников с загадками на летний период

Создание перспективного плана по ознакомлению старших дошкольников с загадками на темы: «Лето», «Народные художественные промыслы»

Литература:

1.    Бугреева М. Н. Воспитание внимания и интереса к слову - одно из условий обучения родному языку // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 2. – 26с.
2.    Воспитание и обучение в детском саду. – М., 2010.- 560с.
3.    Гербова В. В. Рассказывание по восприятию. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений. Сост. М. М. Алексе¬ева, В. И. Яшина. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. –173с.
4.    Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений /. Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. –144с.
5.    Стаценко Р. А. Методика ознакомления детей с художественным словом. Дошкольное воспитание.–2010.–№7.-97с.
6.    Ушакова О.С. Развитие речи дошкольника. – М. -  2011.- 312с. 
7.    Щелованов Н. М. Воспитание детей раннего возраста. - М.: Знание, 2009. – 32с.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5»

с. Кневичи Артёмовского городского округа

Отчёт по теме самообразования:

     « Развитие связной речи у дошкольников, как основной элемент  всестороннего развития ребёнка».

                                                                                                  Подготовила: воспитатель

                                                                                   Варёнова Анастасия Владимировна

       Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения — одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.

 Процесс развития связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

Старший дошкольный возраст - период высокой речевой активности детей, интенсивного развития всех сторон их речи. В этом возрасте происходит переход от ситуативной речи к контекстной. Поэтому правильно подобранные приемы и методы по развитию речи, благоприятно влияют на развитие ребенка в целом.

За 2023-2024гг. была проведена работа по развитию связной речи у дошкольников.

Для того чтобы достичь мастерства в педагогической деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей.

За основу в своей работе использовала «Рабочую программу по ФГТ на основекомплексной программы «Радуга» под редакцией Дороновой Т.И.

Для реализации поставленной цели решала следующие задачи:

  • Создать предметно-развивающую среду, отвечающую современным требованиям и способствующую всестороннему развитию дошкольника в самостоятельной игровой деятельности.
  • Освоить современные технологии и методы для всестороннего развития детей. 
  • Дать знания родителям о значимости развития связной речи у дошкольников, как основном элементе всестороннего развития ребёнка.

В процессе работы были оформлены центры для игр «Доктор Айболит», «Парикмахерская», «Библиотека», которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей развития детей.

В своей работе я использовала следующие формы работы:

  • Использование игровых песенок, потешек. что доставляло детям огромную радость. Дети учились играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливать специфику звучания родной речи, ее выразительность, образность.
  • Сюжетно-ролевые игры, что развивало двигательную активность детей, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности.
  • Чтение художественной литературы, инсценирование сказок обеспечило понимание содержания, восстановило речевое взаимодействие с ребенком, заложило развитие образного восприятия и наглядно образного мышления.
  • Составление описательных рассказов, отгадывание загадок, пальчиковая гимнастика, беседы, заучивание стихотворений, артикуляционная гимнастика и т.д.
  • Проводила работу с родителями: беседы, консультации, мастер-класс, составление памяток для родителей, анкетирование, использовала тему по самообразованию для проведения родительского собрания.

В заключении хочу сказать, что систематическая работа по развитию связной речи у дошкольников способствуют улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме. Считаю, что выбранное мною направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни.

Литература:

  1. Гербова В. В. Рассказывание по восприятию. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений. Сост. М. М. Алексе¬ева, В. И. Яшина. — М.: Издательский центр «Академия», 2012.
  2. Рабочая программапо ФГТ на основекомплексной программы «Радуга» под редакцией Дороновой Т.И.
  3. Дошкольная педагогика - Журнал. - №4-5, 2004 г.
  4. Дошкольная педагогика. - М., 2000. - Козлова С.А., Куликова Е.А.
  5. Организация сюжетной игры в детском саду. - М., 2001. - Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.
  6. Стаценко Р. А. Методика ознакомления детей с художественным словом. Дошкольное воспитание.–2010.–№7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план работы по теме самообразования "Русские народные сказки как средство развития связной речи старших дошкольников"

Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь...

Самообразование по теме "Развитие связной речи старших дошкольников"

Материал самообразования по теме «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» (старшая группа)Цель:  Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми...

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью моделей и картинно-графических схем.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью моделей  и картинно-графических  схем.           В практике развития речи дошко...

Буклет на тему "Основные направления работы по развитию связной речи у дошкольников"

Связная речь — развернутое изложение определенного содержания, которое осуще­ствляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.Известны два основных вида речи &md...

ПЛАН ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ ТРИЗ-педагогика для реализации современных задач. Блок №1 «Развитие связной речи детей среднего возраста методами ТРИЗ и РТВ» с 2023-2024 уч. год

Одной из современных и популярных педагогических технологий, адаптированной к дошкольному детству является Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная Генрихом Сауловичем Альтшулером, спос...