Методическая разработка воспитательного мероприятия, посвящённого "Году Семьи 2024"
методическая разработка (подготовительная группа)

Елена Николаевна Ярош

Актуальность. В настоящее время с уверенностью можно сказать, что у нашего подрастающего поколения снижен уровень интереса и уважения к прошлому нашей страны, которое мы знаем очень поверхностно. В Федеральной образовательной программе дошкольного образования задача ознакомления воспитанников с народной культурой и народными традициями, в частности, является одной из главных. Ведущая роль в выполнения этой задачи принадлежит педагогу. Он готовит будущего гражданина. Процесс воспитания непрерывен. И он невозможен без взаимодействия педагога с родителями, поскольку осуществляется воспитание не от случая к случаю, не тогда - когда этого требует та, или иная ситуация, а целенаправленно и постоянно. Только совместными усилиями педагога и родителей, возможно воспитать у каждого ребёнка истинную любовь к Родине – самое дорогое, глубокое и сильное чувство, ибо нельзя полюбить свою Родину, не зная её историю, культуру и традиции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс

на лучшую методическую разработку воспитательного мероприятия, посвященного «Году Семьи 2024»

Название: Ознакомление с традициями и обрядами праздника «Щедрый вечер»

Тематическое направление: приобщение к культурному наследию

Автор: Ярош Елена Николаевна,

воспитатель,

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Унерская средняя общеобразовательная школа

2025год

#1055;ояснительная записка

Тема воспитательного мероприятия. Ознакомление с традициями и обрядами праздника «Щедрый вечер».

Актуальность. В настоящее время с уверенностью можно сказать, что у нашего подрастающего поколения снижен уровень интереса и уважения к прошлому нашей страны, которое мы знаем очень поверхностно. В Федеральной образовательной программе дошкольного образования задача ознакомления воспитанников с народной культурой и народными традициями, в частности, является одной из главных. Ведущая роль в выполнения этой задачи принадлежит педагогу. Он готовит будущего гражданина. Процесс воспитания непрерывен. И он невозможен без взаимодействия педагога с родителями, поскольку осуществляется воспитание не от случая к случаю, не тогда - когда этого требует та, или иная ситуация, а целенаправленно и постоянно. Только совместными усилиями педагога и родителей, возможно воспитать у каждого ребёнка истинную любовь к Родине – самое дорогое, глубокое и сильное чувство, ибо нельзя полюбить свою Родину, не зная её историю, культуру и традиции.

Целевая аудитория воспитательного мероприятия: воспитанники разновозрастной группы №2 (от 5 до 7 лет) «Гномики», родители, педагоги.

Цель, задачи, планируемые результаты воспитательного мероприятия

Цель. Создание условий для ознакомления воспитанников и их родителей с традициями проведения праздника «Щедрый вечер».

Задачи:

Образовательные:

  • пополнить и расширить активный словарь на основании углубления знаний о празднике;
  • познакомить с традициями и обрядами празднования «Щедрого вечера» в старину;

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к изучению народных традиций;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
  • воспитывать уважение к прошлому предков своей страны.

Развивающие:

  • развивать память, внимание, мышление, мелкую моторику, творческое мышление;
  • учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние друг друга.

Планируемые результаты:

  • для воспитанников: расширение словарного запаса; проявление устойчивого интереса к народным традициям и обрядам и желания дальше изучать их; проявление уважения к прошлому своего народа и друг к другу; проявление желания оказать помощь окружающим; эмоциональная отзывчивость во время проведения мероприятия.
  • для родителей воспитанников: проявление истинного интереса к жизни воспитанников в группе; осознание своей значимости в вопросах приобщения детей к народным обычаям и традициям; получение положительных эмоций во время взаимодействия с детьми и другими родителями в процессе проведения мероприятия.
  • для педагогов: приобретение опыта организации праздника, в котором участвуют воспитанники и их родители; осознание значимости таких мероприятий для приобщения детей к народным традициям и обрядам.

Форма проведения мероприятия и обоснование её выбора

Воспитательное мероприятие проходит в форме Народного праздника, который включает в себя хоровод «Щедрый вечер», русские народные игры, гадания (бросание валенка через забор, гадание на варениках). Выбор этой формы заключается в том, что народный праздник имеет положительную, доброжелательную атмосферу, особое состояние души, поскольку и воспитанники, и родители, и педагоги являются активными его участниками. Исходя из того, что народный праздник обладает рядом воспитательных функций (развивающая, информационно-просветительская, культурно-творческая и др.), его можно использовать для ознакомления воспитанников и их родителей, в понятной и доступной форме, с традициями и обрядами праздника «Щедрый вечер».

Педагогическая технология/методы/приёмы, используемые для достижения планируемых результатов.

Педагогическая технология. Игровая.

Методы и приёмы:

  • словесные (рассказ, беседа, обсуждение);
  • наглядные (иллюстрации, презентация);
  • практические (упражнения на развитие ловкости, мелкой моторики).

Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.)

  • кадровые ресурсы: педагоги, исполняющие роли (Хозяюшка, Баба Яга, Чёрт), музыкальный руководитель.
  • методические ресурсы: сбор информации по теме (взаимодействие с сельской библиотекой, изучение интернет-ресурсов, опыта проведения такого типа мероприятий других коллег).
  • материально-технические: наличие оформленного музыкального зала (наряженная ёлка, дома, изготовленные из картона), ноутбук, колонка, костюмы для персонажей и детей, атрибуты для демонстрации традиций и обрядов (несколько верёвок с прикреплёнными посредине плоскостными фигурами рыб, заборчик, валенки, картинки с изображением продуктов питания (используемых для приготовления традиционных новогодних салатов), вареники (вырезанные из бумаги) с предсказаниями (картинки на обратной стороне).
  • информационные: презентации, видеоролики для ознакомления детей с праздником «Щедрый вечер», консультация для родителей «Народные и семейные традиции в воспитании ребёнка», наличие приглашения на праздник в родительском чате.

Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы педагогов дошкольных образовательных организаций. Данную разработку могут использовать педагоги, работающие с воспитанниками 5-7 лет. Особых затрат не требуется. В разработке прослеживается интеграция всех образовательных областей (социально-коммуникативное развитие: взаимодействие всех участников на протяжении всего праздника; речевое развитие: рассказывание детьми щедровок, поддержание беседы, высказывание своего мнения во время рефлексии и т.д.; познавательное развитие: расширение представлений о народных традициях и обрядах через практическую деятельность; художественно-эстетическое развитие: ознакомление с хороводными песнопениями с музыкой и без неё; физическое развитие: развитие ловкости, мелкой моторики)

2. Основная часть

Описание проведения воспитательного мероприятия

Подготовительный этап: ознакомление детей с понятиями «щедровка», «щедровать», «щедрый вечер»; просмотр презентаций о традициях праздника; разучивание щедровок, хороводной песни «Щедрый вечер» (в группе и дома с родителями); привлечение родителей к изготовлению костюмов для детей и атрибутов для игр.

Ход праздника:

  1. Этап. Организационный

Родители, дети, ведущий стоят перед дверью в музыкальный зал.

Ведущий:

-Скажите мне, пожалуйста, какой завтра будет праздник? (ответы). Правильно, Старый новый год. А кто знает, как называется вечер накануне этого праздника? (ответы). Молодцы! Щедрый вечер!

В гости к нам пришла зима

Со своим поклоном.

Пришло время щедровать

Нам по всем законам

Будем песни петь, плясать

И хозяев поздравлять.

А хозяева щедры

Доставать нам пятаки!

-Готовы отправиться в гости к щедрым хозяевам? (ответ: Да).

Дети и взрослые входят в зал. В центре стоит нарядная ёлка. На заднем плане дома. В одном из окошек светится огонёк.

Ведущий:

Под покровом ночи звездной
Дремлет русское село
Всю дорогу, все тропинки
Белым снегом замело.

-Ой, сколько домов в этом селе. Как же нам узнать, к какому дому идти? (ответ: нужно идти к тому дому, на подоконнике которого горит свеча, так как это означало, что в этом доме ждут гостей). Молодцы, что вспомнили об этом! Вот туда мы и отправимся. (ведущий прислушивается) Слышите? Кто-то торопится сюда! Мы тихонько постоим, кто спешит поглядим! Наверное, тоже кто-то спешат щедровать.

#1069;тап. Основной

Звучит музыка (зловещая). «Въезжает» на метле Баба Яга, позади неё сидит Чёртик

.
Баба Яга: Вот это мороз!

Не чувствуют ноги, отморозила нос!
Ещё слышала, что не весь снег выпал! И так, не пройти, не проехать. Ступу пришлось на въезде в село оставить! Наконец-то, добрались. Так, мой милый! (потирает ладони). Канун Старого нового года! Все сегодня вечером будут щедровать, получать сладости! А нам опять ничего!? Ну, мы им устроим! Как думаешь, что нужно сделать?

Черт: Так, так! (чешет за ухом). Придумал! Погоду испортить, а дорогу замести! (берёт у Бабы Яги метлу и начинает мести).
Баба Яга: Чернявенький, да ты молодец! (гладит по голове). Но! Этого мало. (делает вид, что думает).
Черт: А ещё, можно проникнуть на гулянье к людям!
Баба Яга: Ты ж, моя умница! (целует в макушку).
Черт: Бабусечка, а ещё я предлагаю месяц выкрасть. Больно он сегодня ярко светит. Прям всю дорогу освещает, парням и девкам на подмогу, чтобы с пути не сбились, да до избы могли дойти!
Баба Яга: Молодец! В кого ж ты у меня такой смышленый?
Черт: В тебя Ягусенька, в тебя, милая!
Баба Яга: Ну, а теперь за работу! (крадут месяц, звучит зловещая музыка, Баба Яга колдует метлой) Чтоб вокруг все затрещало, зазвенело, запищало. Чтоб темно в деревне стало. (выключение света).
Черт: Вроде, дела все мы сделали.
Баба Яга: Давай-ка, ещё раз проверим. Вьюгу устроили?
Черт: Ага! Устроили!!!
Баба Яга: Дальше. месяц мы украли?
Черт: Украли, украли! Вот он! (показывает из-за пазухи).
Баба Яга: А теперь отправляемся на гуляние (уходят за ёлку).

Ведущий: что же нам делать. Ничего не видно!

Звучит музыка (воет вьюга). Из избушки выходит Хозяюшка. В руках у неё фонарь. Идёт, освещая дорогу. Обходить вокруг ёлки.

Хозяюшка: Охо-хо, темнота какая! Ребята со своими родителями должны ко мне в гости прийти, Щедрый вечер праздновать! Как бы они не сбились с пути да не заблудились! Пойду-ка я им навстречу.

Подходит к детям и родителям.

-Здравствуйте ребятушки, здравствуйте и вы, родители, дорогие! Наконец-то, я нашла вас. Не знаете ли вы, случайно, почему так темно сегодня? (дети и взрослые рассказывают, что случилось). Вот беда, беда то какая! Нужно месяц нам вернуть, иначе тем, кто щедровать собирается худо придётся в такую погоду заплутать могут. Да и мы с вами не сможем найти дорогу к моей избе, чтобы весело вечер провести, поиграть да погадать. Согласны отправиться месяц выручать? (ответ: Да). Тогда нам надо сначала хорошенько подготовиться, путь предстоит очень долгий и трудный. Становитесь все в кружок.

Игра: «Мы наденем варежки» (на ускорение).

Из-за ёлки (навстречу) выходят Баба Яга и Черт.

Хозяюшка: Попались! Вы то нам и нужны! Отдавайте-ка нам месяц!

Баба Яга: Ага, щас! Долго думали!? Слышали мы, как вы веселитесь! Уже и чаю, наверное, напились! Пирогов да конфет наелись! А вот у меня и крошки во рту не было с прошлого года.
Черт: Обманываешь, ты, Баба Яга всех! А кто вчера целую крынку сметану съел?
Баба Яга: Это не я! Не я это! Это кот Барсик не доел… Вот я ему и помогла немножко.
Черт: Ладно уж, не оправдывайся! Да и не реви! Помогу я так и быть голодной старухе (достает из кармана шишку). На, вот ешь.

Хозяюшка: А мы ведь только собираемся праздновать. Так что, отдавайте нам месяц. Нам ещё до моей избы добраться надо.

Черт: А мы вот тоже хотим праздновать! Не отдадим месяц.

Баба Яга: Может поиграете с нами? А потом мы подумаем, вернуть вам месяц или нет.(дети: Поиграем).

Черт: (потирает руки) С чего начнем, Бабуля?

Баба Яга: Есть тут у меня интересные вопросики. Задавать буду взрослым. А уж, если они ответить не смогут, тогда дети помогут. Согласны? (ответ: Да).

Викторина для родителей «Старый Новый год»

#1055;очему мы отмечаем Старый Новый год?

Ответ: До 1918 года Россия жила по Юлианскому календарю. Григорианский календарь был введён декретом Советской власти от 26 января. Таким образом, получилось, что Новый год в России отмечают два раза 1 – го и 14- го января.

#1050;ак называют вечер накануне Старого Нового года?

Ответ: Щедрый вечер.

#1050;ак называются песенки которые поют накануне Старого Нового года вечером?

Ответ: Щедровки.

#1050;огда посевают?

Ответ: 14 – го января утром.

#1050;то согласно старинной традиции может посевать?

Ответ: Посевать могут только лица мужского пола.

#1050;акое блюдо считается традиционным на старо — новогоднем праздничном столе?

Ответ: Вареники, можно с сюрпризами предсказывающими долю.

#1063;то принято делать в ночь с 13 на 14 января?

Ответ: Гадать, предновогодняя ночь считается магической.

#1050;то завел в России традицию ставить елку на Новый год?

Ответ: Петр I в 1700 году.

#1042; какой одежде принято встречать Старый Новый год?

Ответ: В новой, чтоб все плохое ушло.

#1042; эту минуту под Старый Новый год можно загадать желание?

Ответ: По поверью это последняя минута уходящего года. 13 – го января в выйдете на улицу и загадайте желание глядя в ночное небо.

Баба Яга: Смотри-ка, всё угадали! Притомилась я чего-то.

Черт: Да и я устал что-то. Не интересно с такими. Всё знают.

Хозяюшка: Может месяц отдадите?

Баба Яга: Отдадим, отдадим.

Черт: Забирайте! (отдаёт месяц).

Хозяюшка: Вот и замечательно (возвращают месяц на место). А у нас вечер только начинается. Хотите с нами остаться? (машут головами). Оставим их? (Да). Тогда давайте доберемся до моей избы и будем продолжать праздновать. Напомните мне, пожалуйста, какой сегодня вечер? (Щедрый вечер).

Обходят вокруг ёлки и подходят к избе.

Хозяюшка: Наконец-то, мы добрались. Мы вас веселили (обращается к Бабе Яге и Чёрту), теперь ваша очередь.

Баба Яга: Согласна. Когда мы помоложе были с тобой, помнится мне, всегда перед Старым Новым годом, в Щедрый вечер, на речку мы ходили! А вот зачем, не помню!

Черт: Ты что, правда не помнишь!? Ничего себе! Да счастье мы на речке искали, в проруби ловили. Есть же традиция такая. Если рыбку поймаешь, то счастье приманишь к себе на весь год! Как сейчас помню, сядем мы с тобой рядышком, я то хвост в прорубь опущу, и поём мы с тобой громко так «Ловись, рыбка, большая и маленькая»!

Баба Яга: Ага! Точно! Всё, вспомнила! Только вот, где ж мы здесь с вами прорубь то найдем? Опять видно колдовать придется! Чуфыр-чуфыр, чуфыр-чуфыр! (незаметно достает фигурки рыбок).

Раз- два, раз- два, начинается игра!
На концах веревок палки,
Называются “моталки”.
Посреди веревок рыбка.
Ты мотай веревку шибко.
Тот, кто первым намотает,
Тот и рыбку получает,
Рыбку не простую,
Рыбку золотую.
Эта рыбка в Старый новый год
Много счастья принесет.

Игра: «Моталки» (участвуют дети и родители). Звучит весёлая музыка.

Баба Яга: Ну молодцы, порадовали старушку. Так здорово было, что есть захотелось! Сегодня то мы у Хозяюшки угощаться будем, а завтра Старый новый год! Что на стол ставить будем? А давайте-ка, вы нам стол накроете! (делят родителей на 2 команды). Лохматенький, ты что хочешь? (черт загадывает загадку про салат «Оливье»). Хорошее блюдо! Ну, а мне тогда (загадывает загадку про салат «Селёдка под шубой»).

Игра: «Собери салат» (весёлая музыка).

Черт: Здорово получилось! Будет что на стол поставить!

Баба Яга: А теперяча, можно валенок покидать и на суженого погадать.

Игра: «Перекинь валенок через забор»

Хозяюшка: Как же весело у нас вечер проходит! А я, ребята, знаю, что вы пришли ко мне не с пустыми руками. Приготовили щедровки. Очень хочется их послушать.

Дети читают щедровки.


Хозяюшка: -Молодцы! Есть ещё одна интересная традиция этого вечера. В этот вечер принято было гадать. Гадали все – и взрослые и дети. Очень любили люди эту забаву. А хотите погадать, да судьбу свою узнать? Тогда напомните мне, на чём гадали? (угощает варениками с предсказаниями).


Гадание на варениках (бумажные вареники, на обратной стороне картинки).


Баба Яга: И мне, мне тоже погадайте! Я тоже счастья хочу! (Баба Яга достает из горшка вареник с веточкой) Это что ещё такое? Что означает?
Хозяюшка: Что означает? Я думаю, что скоро у тебя новая метла появится.
Баба Яга: А колечка там случайно нет? (глядит на блюдо с варениками)
Хозяюшка: Кто ж тебя замуж возьмет? Лет то тебе сколько уже?
Баба Яга: Ах так, значит? Ну раз для меня нет жениха, я сейчас вас выгоню и сама буду хозяйкой! А ну ка брысь все отсюда! Вы ещё попляшете вы у меня!

Хозяюшка: А вот и спляшем. Да не просто спляшем, а по традиции хоровод заведём да споём. Не сердись, а лучше к нам присоединяйся, вставай в хоровод.
Черт: А можно тогда мою любимую? Целый год не слышал эту песню.
Хозяюшка: Можно.

Хоровод «Щедрый вечер»

#1069;тап Рефлексия


Хозяюшка: А ещё есть такая традиция. Сегодня я снега маленько растопила. Кто снегом в этот вечер умоется, тот от недугов и болезней исцелится. (Из ведерочка брызгает на ребят и родителей). Вот и подошёл к концу наш Щедрый вечер. Но есть у меня ещё одна для вас традиция. Приглашаю всех на чай с конфетами. (Чаепитие, во время которого проводится рефлексия. После этого персонажи прощаются с гостями, они вместе с ведущим выходят из музыкального зала).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казённое обще образовательное учреждение Унерская средняя общеобразовательная школа ФОТО-ПРЕЗЕНТАЦИЯ Ознакомление с традициями и обрядами праздника «Щедрый вечер » Воспитатель: Е.Н.Ярош

Слайд 2

Хозяюшка вышла встречать гостей

Слайд 3

Игра «Мы наденем варежки»

Слайд 4

Викторина «Старый новый год»

Слайд 5

Игра «Собери салат»

Слайд 6

Игра «Моталки»

Слайд 7

Бросание валенка ч ерез забор

Слайд 8

Хоровод «Щедрый вечер»

Слайд 9

Гадание на варениках

Слайд 10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка воспитательного мероприятия в старшей группе "Загадки русской избы"

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе в музее "Русская изба"...

Методическая разработка воспитательного мероприятия: Музыкально-тематическое занятие для дошкольников «Остров дружбы»

Разработка мероприятия по развитию коммуникативных навыков и сплочение детского дошкольного коллектива....

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Профилактика употребления ПАВ»

Методическая разработка воспитательного мероприятия«Профилактика употребления ПАВ»...

Методическая разработка воспитательного мероприятия познавательная игра «Космическое пространство».

Данное  мероприятие рассчитано на учащихся младшего школьного возраста, для детей первого, второго года обучения, на одно занятие, длительностью 45 минут; возможность проведения в учреждениях доп...

Конспект ООД для участия в муниципальном конкурсе педагогического мастерства «Человек – Космос – Вселенная» в номинации «Методическая разработка воспитательного мероприятия в дошкольной образовательной организации»; Тема: «Космическое путешествие» (ста

Развивающее мероприятие: «Космическое путешествие»Воспитатель: Дудина Светлана НиколаевнаВозрастная группа:  старшая группа (5-6 лет)Форма организации: групповая.Тип мероприятия: инте...

Методическая разработка воспитательного мероприятия "По страницам русских сказок"

В данной записке рассматривается вопрос о воспитательном мероприятии, которое направлено на приобщении к культурному наследию — русским сказкам.Русские народные сказки занимают особую роль в вос...