"Элементарное музицирование по системе Т.Э.Тютюнниковой"
методическая разработка (подготовительная группа)
Данная методическая разработка "Элементарное музицирование по системе Т.Э.Тютюнниковой в работе с детьми подготовительной к школе группы" является программно-методическим материалом ООП ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Для сопровождения образовательного процесса. | 59.09 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1 «Радость» г. Волжского Волгоградской области»
(МАДОУ д/с № 1)
Принято Протокол педагогического совета от _____________________ № | Утверждаю Заведующий МАДОУ д/с № 1 ______________ И.А. Пряхина Приказ МАДОУ д/с № 1 от____________ № ____ |
Приложение к основной образовательной программе
дошкольного образования МАДОУ д/с № 1
Блок 3.1. Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Методическая разработка
«Элементарное музицирование по системе Т.Э. Тютюнниковой
в работе с детьми подготовительной к школе группы»
Разработчик:
Конькова И.Н.,
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
г. Волжский, 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Аннотация
«Музыка – это эмоциональное познание, а не интеллектуальное. Она интуитивна и бессловесна, музыка чувствуется, а не понимается умом».
Т.Э. Тютюнникова
Данная методическая разработка «Элементарное музицирование по системе Т.Э. Тютюнниковой в работе с детьми подготовительной к школе группы» является программно-методическим материалом ООП ДО, разработана музыкальным руководителем Коньковой И.Н. для сопровождения образовательного процесса и повышение качества образования для детей подготовительной к школе группы. Адресована музыкальным руководителям и воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования.
Актуальность
«Элементарное музицирование” учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, предполагает взаимодействие людей, которые имеют очень разные навыки, потребности, проблемы и способности. Наблюдения за детьми дошкольного возраста показали не достаточный уровень сформированности навыков, приемов игры на мелодических и ритмических инструментах, а также навыков совместной инструментальной игры. Проблема видна и актуальна, а значит ей необходимо уделить больше внимания. Элементарное музицирование используется в музыкальной деятельности и отражает современное понимание процесса музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
Предназначена для проведения музыкальных занятий, занятий ритмикой, детских утренников и праздников, для работы по развитию и коррекции речи детей. А также в свободной самостоятельной деятельности детей.
Методическая разработка нацелена не только на развитие музыкальных способностей детей, но также их творческого мышления и личностных качеств: восприятия, памяти, реакции, внимания, тонкой эмоциональности.
В созданной программе «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Тютюнникова объединила две идеи: систематическое развитие музыкальности детей и импровизационно-творческую деятельность как принципа обучения. Основная идея программы реализуется через творческое музицирование как коллективной деятельности (пение, ритмизованная речь, игра на детских музыкальных инструментах, танец импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, спонтанная импровизированная театрализация).
Цель: развитие интереса к музицированию, потребность детей в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность.
Задачи:
- развивать музыкально-слуховые способности;
- развивать метроритмические способности;
- учить детей игре на детских музыкальных инструментах;
- формировать умение исполнять простые ритмические рисунки.
Отличительные особенности данного методического пособия:
Игровой материал используется в рамках музыкальных занятий ДОУ, закладывает основы успешной концертной, конкурсной деятельности.
Каждая игровая ситуация реализуется через игровое взаимодействие детей и взрослого в сюжетных линиях ритмического рисунка, что в свою очередь придает игровую форму взаимодействию, создает эмоционально-положительный фон, не утомляет ребенка и помогает ему раскрыться, продемонстрировать свои творческие и музыкальные способности.
Игры, для игровых ситуаций подобраны по принципу того, что игра не должна быть не слишком трудной, но и не слишком легкой. Это помогает эффективно развивать познавательные и речевые способности детей, ведь, как отмечают психологи, отсутствие перед ребенком препятствий, которое надо преодолеть, делает развитие слабым и вялым.
В основу игровых ситуаций заложены три основных принципа – интерес, познание, творчество. Это не просто игры – это сказки, приключения, забавные персонажи, которые побуждают детей к мышлению, творчеству. Кроме того, герои сказок позволяют создать собственную мелодию, ритм.
Образовательное содержание игровых ситуаций выстроено по принципу усложнения, постепенного и постоянного, как бы по спирали.
Представлена характеристика возрастных особенностей детей /Приложение 1/, план игровых оркестровых композиций /Приложение 2/, учебно-тематическое планирование /Приложение 3/, план работы с родителями /Приложение 4/, материально-техническое оснащение /Приложение 5/.
Основные принципы
Игра плюс сюжет
Первым принципом является игровое обучение детей дошкольного возраста. Особенность ее в том, что в этой игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка. Это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры, сказки и ритма). При этом образовательные задачи включены в содержание игры.
Интеллект
Второй принцип— построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата.
Творчество
Третий принцип— раннее творческое развитие дошкольников. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы музыкальной деятельности.
Формы организации детской деятельности
1. Музыкально-речевые игры.
2. Интегрированные игровые ситуации.
3. Совместная деятельность педагога и детей.
4. Самостоятельная музыкальная деятельность.
Описание содержания:
Методическая разработка содержит ритмо-речевые упражнения и игры со звучащими жестами, музыкально-ритмические игры на развитие ритмического слуха детей старшего дошкольного возраста. В данной разработке даны методические рекомендации для педагогов по использованию ритмо-речевых упражнений в непосредственно-образовательной деятельности.
В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов. При использовании музыкально-речевых игр на музыкальном занятии соблюдаются основные педагогические принципы — последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое воспроизведение ритмического рисунка. Игры со словом, речевые игры всегда нравятся детям, развивают чувство ритма, выразительность движения, будят фантазию и воображение. Эти игры можно проводить как с музыкальным сопровождением, так и без него, просто под текст, который заменяет напев. Игры, сопровождающиеся различными текстами, помогают детям лучше представить тот или иной образ, войти в него.
Предполагаемый результат.
ДЕТИ:
- активизируется развитие внимания, сосредоточенности, быстроты реакции, координации слуха, голоса и движения, способствует интенсивному развитию чувства ритма и речи и музыкальных способностей.
РОДИТЕЛИ:
- повысится уровень родительской культуры в области воспитания и развития ребенка дошкольного возраста.
- повысится компетентность родителей в вопросе выбора музыкальных инструментов для детей дошкольного возраста.
- появится заинтересованность в дальнейшем развитии своих детей и станут активными партнерами музыкального руководителя.
Планирование
Возраст детей | Длительность игровых ситуаций (в минутах) | Количество игровых ситуаций | ||
в неделю | в месяц | в год | ||
6 – 8 лет | 5 мин. | 1 | 4 | 36 |
Список используемой литературы:
1. Виноградов Л.В. Коллективное музицирование. – СПб.: Образовательные проекты. М.: 2005 г.
2. Виноградов Л.В. Развитие музыкальных способностей у дошкольников. – СПб.: Речь, образовательные проекты. М.: 2009 г.
3. Князева М.М. Опыт музыкального воспитания за рубежом // Эстетическое воспитание в современном мире: Теория и практика эстетического воспитания за рубежом. - М.: 1991г. - с. 141-166
4. Тютюнникова Т.Э. Элементарное музицирование с дошкольниками: музыка, речь, движение – М.: «УРСС», 2002г.
5.Тютюнникова. Т.Э. «Уроки музыки. Система обучения Карла Орфа» М.: «Астрель» 2000 г.
6. Т.Э.Тютюнникова. «Бим!Бам!Бом! Сто секретов музыки для детей». Игры звуками. – СПБ.: Музыкальная палитра, 2003г.
7. Тютюнникова Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи. Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. Монография. - М.: УРСС, 2003г. 8. Тютюнникова Т.Э. Нескучные уроки – М.: 2004г. – с. 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ
Возрастные особенности детей 7 - го года жизни.
Седьмой год жизни является очень важным и ответственным в жизни ребенка в плане его становления как личности, а также в связи с подготовкой к предстоящему обучению в школе.
У ребенка активно развивается мышление, воображение, память, речь. Все это способствует активному музыкальному развитию.
К концу пребывания в детском саду у дошкольников накапливается достаточно большой запас музыкальных впечатлений и элементарных знаний о музыке.
Так, они различают музыкальные произведения разных жанров, стилей, эпох, узнают и называют знакомые произведения отечественных и зарубежных композиторов-классиков.
Интерес к восприятию-слушанию музыки становится достаточно устойчивым. У большинства детей имеются собственные музыкальные предпочтения. Слушая музыкальные произведения, они способны их сравнивать, анализировать, оценивать, мотивируя свою оценку.
В этом возрасте продолжается развитие основных (ладовое чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые представления) и специальных (способности к исполнительским видам деятельности - певческой, музыкально-ритмической, игре на инструментах, творческой) музыкальных способностей.
Развиваются и совершенствуются музыкально-сенсорные способности.
Дети 6-8 лет воспитываются в подготовительной к школе группе. Само название группы как бы определяет ее социальное назначение.
Развиваются умственные способности детей, обогащается их музыкальное мышление.
Музыкальное развитие детей 6-8 лет характеризуется:
- развитой музыкальной памятью,
- большим объѐмом музыкальных представлений и способностью из анализа;
- высоким уровнем креативности музыкальной деятельности;
- высоким уровнем детского исполнительства;
- высоким уровнем индивидуальной творческой активности.
Музыкальное развитие каждого ребенка в отдельности индивидуально и было бы неправильно сравнивать и оценивать его проявления, подгоняя под какие – либо стандарты. Очень часто мы имеем дело с проявлением высокого уровня музыкальности. Особенно явно видны различия у детей, посещающих детский сад и детей, не имеющих музыкального воспитания.
Дошкольники уже владеют приемами игры на инструментах (металлофон, ксилофон, треугольник, трещотка, ложки, маракас, кастаньеты и т.д.), они знают их визуально и по тембру.
В игре на инструментах продолжается совершенствование навыков и приемов исполнения. Расширяются знания и представления детей о различных группах инструментов оркестра. В этом возрасте узнают по тембру и называют некоторые инструменты оркестра.
Активное физическое развитие способствует более успешному развитию музыкально-ритмической деятельности.
Движения становятся координированными. Дети способны двигаться достаточно четко, ритмично, пластично, эмоционально отзываясь на музыку, согласовывая движения с ее характером, особенностями звучания.
Дети овладевают большим запасом танцевальных и образно-игровых движений.
Различают жанры танцевальной музыки (плясовая, полька, вальс), запоминают более сложные танцевальные композиции, используют знакомые танцевальные элементы в свободных плясках и танцах.
В музыкальных играх обнаруживают хорошую реакцию, способность внимательно слушать музыку и менять движения со сменой ее частей, характером звучания. Образные движения, которыми дети изображают персонажей игр, сказок, становятся очень яркими, выразительными, оригинальными.
Активно развиваются музыкально-творческие способности детей, проявляющиеся во всех видах музыкальной деятельности: в восприятии музыки благодаря более развитому воображению и накоплению музыкальных и жизненных впечатлений дети способны творчески воспринимать программную музыку, по-своему интерпретировать ее, выражая собственное отношение с помощью рисунков, выразительных жестов, мимики, движений.
Творчество проявляется и в игре на музыкальных инструментах. Дети музицируют и самостоятельно, и в условиях специальных творческих заданий, сочиняя свой ритм, свою мелодическую интонацию, подбирая музыкальные инструменты для оркестровки песни, музыкальной пьесы, драматизации сказки и т. д.
Дети мотивируют свои предпочтения, проявляют повышенный интерес к импровизации и сочинительству.
Формирование личности ребенка с опорой на музыкальное искусство по-прежнему остается стержнем музыкального воспитания.
Воплощение переживаемого в творческой деятельности дошкольника 6-8 лет является обязательным.
Синтезируя имеющийся у него художественный опыт, он испытывает потребность воплотить свои переживания и фантазии в объективной форме.
Известно: чем богаче его художественный опыт, тем выразительнее творчество.
Осознание своих эстетических эмоций, связанных с музыкой, означает, в конечном счете, развитие музыкального вкуса.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПЛАН ИГРОВЫХ ОРКЕСТРОВЫХ КОМПОЗИЦИЙ
№ | месяц | Тема игровых ситуаций | всего занятий |
1 | сентябрь | «Топай-хлопай» Т. Тютюнникова | 1 |
2 | «Молоточки» Н. Сухая | 1 | |
3 | «Эхо» Н. Сухая | 1 | |
4 | «Игра с клавесами» Н. Сухая | 1 | |
5 | октябрь | «Игра с шариками и бубнами» Н. Сухая | 1 |
6 | Игра «Барабан» Н.Сухая | 1 | |
7 | «Скок-скок» р.н.м. | 1 | |
8 | «Петушок» р.н.м. | 1 | |
9 | ноябрь | Ходики | 1 |
10 | Игра – Бабочки stop&go | 1 | |
11 | Игра – Бабочки и ритм | 1 | |
12 | «Камаринская» П.И.Чайковский | 1 | |
13 | декабрь | Игра с клавесами «Посчитай и постучи» логоритм. | 1 |
14 | Приветственная песенка – сл. и муз. Н Сухой | 1 | |
15 | «В лесу родилась ёлочка» Е.Бахмутова | 1 | |
16 | «Эхо» Е.Поплинова | 1 | |
17 | январь | «Марш марионеток» А.Майкапара | 1 |
18 | «Игра с парашютом и муз. инструментами» Н.Сухая | 1 | |
19 | «У лягушки юбилей» | 1 | |
20 | «Ку-чи-чи» | 1 | |
21 | февраль | «Посчитай и постучи» | 1 |
22 | «Хохотальная разминка» | 1 | |
23 | «На стене часы висели» | 1 | |
24 | «Звери в зимнем лесу» | 1 | |
25 | март | «Озорная полька» А.Филиппенко | 1 |
26 | «Шляпа» | 1 | |
27 | «Маленькие часики» М. Вольфензон | 1 | |
28 | «Кошка села на такси» | 1 | |
29 | апрель | «Лифт» | 1 |
30 | «Дождик» р.н.п. | 1 | |
31 | «Избушка» Н. Френкель | 1 | |
32 | «Он и она» | 1 | |
33-34 | май | «Радужные колокольчики» | 2 |
35-36 | «Шуточка» В. Селиванов | 2 | |
ИТОГО | 36 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Подготовительная к школе группа.
Цели и задачи года: всемерное поощрение желания детей включаться самостоятельно в любительское музицирование вне занятий. Развитие их способности к музицированию экспромтом. Навыки импровизации: импровизировать и исполнять ритмические остинато на основе трехдольных ритмических эталонов как аккомпанемент к песням и речевым пьесам (речь, инструменты, пение, движение); импровизировать цепочкой трехдольные ритмические мотивы на фоне музыки; придумывать речевые двухголосные пьесы, используя речевое остинато в качестве аккомпанемента. Исполнять ритмический канон (шумовые инструменты, звучащие жесты). Различать размеры две и три четверти: тактировать их, двигаться импровизированно под музыку. Использовать знакомый материал в импровизациях. Импровизировать в пентатонике на ксилофонах дуэтом. Импровизировать в пентатонике остинатные аккомпанементы методом наложения (1-2 голоса). Разыгрывать сюжетные и игровые песни.
Сентябрь
Звучащие жесты: ритмическая разминка «Шведский стол».
Речевое музицирование: Артикуляционно-голосовая игра «Голоса Вселенной» (повтор того, что было в старшей группе плюс хор планет - кластер, парад планет -унисон, позывные из космоса).
Игра в оркестре и ансамбле: «Осеннее настроение», муз. П. Васильева. «Лето» - упражнение для ксилофонов на квинте.
Элементы музыкальных знаний: унисон, аккомпанемент на квинте (до-соль) к песенкам «Два кота», «У кота-воркота», «Светлячок», «Энэ-бэнэ-гамма».
Песни: канон «Светлячок» с движением. Песенки ритмы на одном звуке в разных регистрах в сопоставлении с пением их кластером (унисон и «не унисон»). «Лунный кораблик», сл. П. Синявскоro — пение с аккомпанементом на канате.
Движение и активное слушание: «Сумерки», муз. Ф. Рыбицкого — слушание с закрытыми глазами и импровизации руками: Импровизации движения по типу «эхо» в парах. «Зигунер полька», нем. нар.мелодия, игровой танец — повтор.
Импровизации: «Разговор светлячка и звезды» — импровизации на металлофоне и глокешпиле. «Лунные феи», «Звезды» — озвучивание стихов. «Позывные из космоса» —импровизация ритмических остинато.
Фонограммы: «Зигунер-полька», «Эхо».
Октябрь
Звучащие жесты: ритмическая разминка — «Рондо с импровизациями». «Бульонная считалка» -- декламация со звучащими жестами:
Речевое музицирование: «Осеннее настроение» — ритмодекламация на муз. П. Васильева. «Смотрите, смотрите, падает лист» — речевая пьеса с движением и аккомпанементом инструментов.
Игра в оркестре и ансамбле: «Вальс петушков» И. Стриборгга.
Элементы музыкальных знаний: мажор-минор, аккомпанемент на квинте (разные варианты).
Песни: «Листопад», муз. Ройтерштейна. «Два зеленых огонька», сл. Р. Сефа— песенка по гамме. «В октябре», муз. Н. Френкель.
Движение и активное слушание: «На мосту Авиньон» — фр. нар.игровая песня с импровизированным движением.
Импровизации: «И Шелест к Шороху спешит», ел. Э. Мошковской — озвучивание со спонтанной театрализацией.
Фонограммы:«Рондо с импровизациями».
Ноябрь
Звучащие жесты: ритмические разминки: импровизировать в вопросно-ответной форме (ответь не как эхо, а по-другому). Визуальное моделирование «записи» четвертных, восьмых и пауз пальцами во время ритмических разминок ---- «пальцевые ритмы».
Речевое музицирование: Шуточная игра-разминка «Кто взял ключи от буфета?», «Осенним утром», сл. Г. Ходырева-- речевая пьеса с инструментами.
Игра в оркестре и ансамбле: «Водяная сабелька» — пьеса для ксилофона (аккомпанемент ха квинте, мелодия из двух звуков). Исполнение в оркестре: Ж. Рамо «Тамбурин».
Элементы музыкальных знаний: «веселый минор» — повтор польки С. Рахманинова. Игра «Угадай-ка» с двусторонними карточками «мажор -минор». Соединение «пальцевых ритмов» с ритмослогами «ТА, ти-ти, па», исполнение с проговариванием вслух.
Песни: «Зима», муз Н. Френкель (минор), «Ходит дрема», муз. К. Орфа - пение под аккомпанемент ансамбля I-2 инструментов (квинта плюс шумовые):
Движение и активное слушание: «LaRotta», фр. старинный танец - импровизированное движение в парах (скрипки и гобой).
Импровизации: «Осенние капли на оконном стекле» — импровизации без текста. Инсценировка сказки «Теремок» с импровизацией музыки и вокализацией речи.
Фонограммы: «LaRotta».
Декабрь
Звучащие жесты: импровизации в вопросно-ответной форме, ритмические разминки: импровизировать в вопросно-ответной форме (ответь не как эко; а по-другому). Визуальное моделирование «записи» четвертных, восьмых и пауз пальцами во время ритмических разминок - «пальцевые ритмы». Ритмические разминки с использованием синкопы.
Речевое музицирование: «Снегопад», сл. З. Фарджен — импровизация на ксилофоне в пентатонике с одновременным чтением стихов. «Дядюшка Егор» — двухголосная речевая игра.
Игра в оркестре н ансамбле: «Фея Серебра», муз. П, Чайковского.
Элементы музыкальных знаний: соединение «пальцевых ритмов» с ритмослогами «ТА, ти-ти, па», исполнение с проговариванием про себя. Моделирование звуковысотности на пальцах (подготовка к чтению нот) песенка «Десять птичек».сл. И. Токмаковой.
Песни: «Снежная сказка», муз. В. Лемит — импровизация шумового аккомпанемента и движений, театрализация (песню поет педагог, дети подпевают). «Снега-жемчуга», муз. М. Пархаладзе.
Движение и активное слушание: --- «Фея Серебра» импровизация танца с серебряным дождем, затем слушание сидя на стульях с импровизацией руками. «Данкирк», нем. нар.танец.
Имцровизарии: «J!едяные узоры», «Деревянные узоры» -- импровизации без текста «Снегопад», сл. Э. Фарджен—импровизации на инструментах дуэтом, трио.
Фонограммы: «Фея Серебра», «Данкирк».
Январь
Звучащие жесты: дети во время своего ответа в игре «эхо» называют длительности ритмослогами (отгадывают ив). Ритмические разминки е использованием синкопы.
Речевое музицирование: «Зимнее рондо» — речевая пьеса с инструментами. «Снег так искрится зимой и блестит» — декламации стихов в трехдольном метре с танцевальной импровизацией. Последующая импровизация сопровождения к стихам на инструментах.
Игра в оркестре и ансамбле: Э. Григ «Танец Анитры» — оркестр под фонограмму. (Предварительное активное слушание музыки — спонтанный импровизированный отклик в движении).
Элементы музыкальных знаний: чтение ритмов по карточкам (четвери, восьмые и пауза) с проговариванием ритмослогов вслух.
Песни: «Уж ты зимушка-зима» рус.нар песня — пение, сидя в кругу, без аккомпанемента. «Путаница» (трехдольный метр), нем. нар. мелодия, сл. В. Викторова- пение в пентатонике с ансамблевым аккомпанементом (I-2 партии для ксилофона, плюс шумовые).
Движение и активное слушание: «Ритмическое кино» -- игра на отображение короткого ритмического рисунка, исполняемого педагогом остинато на барабане, в различных вариантах импровизированного движения (с проговариванием ритмослогами). «Регаstous» греч.нар. танец (игра с палочками на ориентацию в пространстве и взаимодействие).
Импровизации: «Зимний балет» М. Байнихатис — сочинение композиций в группах по 3-4 человека. «Замороженная тишина»— импровизация без текста.
Фонограммы: «Регаstous».
Февраль
Звучащие жесты: дети во время своего ответа в игре «эхо» называют длительности ритмослогами (отгадывают их). Ритмические разминки с использованием шестнадцатых длительностей (моделирование записи на пальцах). «Ама-лама»- песенка-зарядка.
Речевое музицирование: «Роко-кроко» — диалогическая речевая игра.
Игра в оркестре и ансамбле: «Пиццикато», муз. К. Делиба-оркестр с импровизированным танцем.
Элементы музыкальных знаний: чтение ритмов по карточкам (четвери, восьмые и пауза) с проговариванием ритмослогов вслух.
Песни: «3имний вечер», муз. М. Ройтерштейна — пение без аккомпанемента. «Мышки- моряки»; сл. Д, Хармса - упражнение с пением а пентатонике с аккомпанементом ксилофонов.
Движение и активное слушание: «Здравствуй, дружочек», игра-приветствие. Игра «Ритмическое кино» - отображение короткого ритмического рисунка, исполняем с педагогом остинато на барабане, в разливных вариантах импровизированного движении (с проговариванием ритмослогами). «Танец ткачей», фр. нар, танец.
Импровизации: инсценировка сказки «Колобок» с импровизацией музыки и песен.
Фонограммы: «Танец ткачей», «Пиццикато».
Март
Звучащие жесты:ритмические разминки с включением шестнадцатых длительностей и синкопы. Песня Е. Попляновой «Колючие слова».
Речевое музицирование: «Птицы прилетают», сл. К.Даяна. «Ветер», сл. М. Пляцковского (канон, двухголосие).
Игра в оркестре и ансамбле: В. Моцарт «Турецкое рондо».
Элементы музыкальных знаний: чтение ритмов по карточкам, игра остинатных ритмов по карточкам (партии инструмента).
Песни: «Ворона», болгар.нар. игровая песня. «Солнышко-колоколнышко», рус.нар. хороводная песня.
Движение и активное слушание: В. Моцарт «Турецкое рондо», аранжировка в стиле «рок» - слушание и импровизация ритмического аккомпанемента. «Пятка-носок», англ. нар.танец в игровом варианте.
Импровизации: «Утята», фр. нар.песня в обработке Е. Попляновой - создание шумового аккомпанемента к выступлению.
Фонограммы: «Пятка-носок»
Апрель
Звучащие жесты: ритмические разминки с включением шестнадцатых длительностей и синкопы. «В огороде поспевают»- песенка-зарядка.
Речевое музицирование: «Весенняя телеграмма», сл. В. Степанова - ритмическая игра «Эхо». «Барабанчик-шарабанчик», сл. В. Степанова - речевая игра в трехдольном размере.
Игра в оркестре и ансамбле: И Штраус полька «Трик-трак».
Элементы музыкальных знаний: чтение по карточкам шестнадцатых длительностей в сочетании с четвертными и восьмыми.
Песни: «Фунгаалафья», австралийская нар.песня (синкопа) - пение с шумовым аккомпанементом и движением. «Веселые барабаны», амер. детская песня- исполнение с трехголосной шумовой партитурой (пульс, сильная доля, ритмическое остинато).
Движение н активное слушание: «Рerastous», греч.нар, танец - разучивание облегченного варианта. И. Штраус полька «Трик-трак», аранжировка в стиле «рок» - импровизация ритмического аккомпанемента.
Импровизации: «африканская музыка» импровизации на барабанах и движение. Фонограммы: «Трик-трак», «Рerastous».
Май
Звучащие жесты: сочинение рондо с сольными эпизодами с использованием известных ритмов.
Речевое музицирование: сочинение речевых пьес для сказки «Два королевства» .
Игра в оркестре и ансамбле: повторение любимых ансамблевых пьес.
Элементы музыкальных знаний: подготовка к чтению нот в игре «Бусы» на фланелеграфе.
Песни: повторение материала года, исполнение с новыми аккомпанементами.
Движение и активное слушание: «Французский вальс» - танец приветствие с импровизациями. «Пятка-носок» - повторение.
Импровизации: инсценировка сказки «Два королевства» с импровизацией музыки. Фонограммы: «Французский вальс».
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Задачи:
- Повысить родительскую компетенцию в развитии музыкальных способностей по элементарному музицированию у детей 6-8 лет.
- Познакомить родителей с музыкально-речевыми играми Н. Сухой для детей 6-8 лет.
- Научить родителей играть в музыкально-речевые игры Н. Сухой.
- Оказывать помощь в создании домашней картотеки музыкально-речевых игр Н. Сухой.
- Способствовать развитию положительных эмоций родителей в музыкальной деятельности по элементарному музицированию.
- Содействовать активному участию родителей в оформлении стенда «Семейный оркестр».
№ | Месяц | Мероприятие |
1 | Сентябрь | Анкетирования родителей «Что мы знаем о музыкальном развитии детей 6-8 лет?» |
2 | Октябрь | Консультация «Как заинтересовать ребёнка музыкально-речевыми играми Н. Сухой» |
3 | Ноябрь | Консультация «Знакомьтесь: коммуникативные игры Н. Сухой для развития ребёнка» |
4 | Декабрь | Видео мастер-класс по музыкально-речевым играм Н. Сухой |
5 | Январь | Оформление стенда для родителей «Семейный оркестр» |
6 | Февраль | Мастер-класс для родителей «Играя, обучаемся вместе!» |
7 | Март | Консультация «Музыкальные способности детей 6-8 лет» |
8 | Апрель | Родительская мастерская – оформление домашней картотеки музыкально-речевых игр Н. Сухой |
9 | Май | Круглый - стол «Музыкально-речевые игры» - обобщение семейного опыта по использованию игр Н. Сухой |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методическое обеспечение
Картотека музыкально-речевых игр
Наименование | Количество, шт |
«Это что ещё за звук?» | 1 |
«Едем на лошадке» Н. Сухая | 1 |
«Ракушки» Н. Сухая | 1 |
«Игра с дощечками» | 1 |
«Игра с шариками и бубнами» | 1 |
«Барабан» | 1 |
«Ритмическая игра №1» | 1 |
«Осень» | 1 |
«Бабочки stop&go» | 1 |
«Бабочки и ритм» | 1 |
«Шляпа» | 1 |
«Посситай и постучи» | 1 |
«Приветственная песенка» | 1 |
«Магазин» | 1 |
«Фрукты» | 1 |
«Гусеничка» | 1 |
«Холодная снежинка» | 1 |
«Домашние животные» | 1 |
«Потеряшки» | 1 |
«Танец дружбы» | 1 |
«Танец слонов» | 1 |
«Цветы и лего» | 1 |
«Анютины козочки» | 1 |
«Зайцы и огород» | 1 |
«Он и она» | 1 |
«Ходики» | 1 |
«Я иголочку возьму» | 1 |
«Звери в лесу» | 1 |
«Игра с парашютом» | 1 |
«Две лягушки-две подружки» | 1 |
«Мышиный переполох» | 1 |
«Кошки и мышки» | 1 |
Атрибуты для игр
Наименование | Количество, шт |
Парашют | 1 |
Клавесы | 24 |
Колокольчики | 24 |
Бубенцы | 24 |
Свистульки | 24 |
Металлофон | 24 |
Бубны | 12 |
Ложки | 24 |
Шуршунчики | 24 |
Музыкальные инструменты из бросового материала | 12 |
Мешочки с крахмалом | 12 |
Технические средства
Наименование | Количество, шт |
Компьютер | 1 |
Экран | 1 |
Микшер | 1 |
Колонки | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Элементарное музицирование» по системе Крла Орфа.
Ознакомление родителей с системой музицирования, развивающая у детей фантазию, способность к импровизации, творческие навыки....
«Элементарное музицирование по системе Карла Орфа»
Консультация для педагогов...
Консультация для воспитателей:«Элементарное музицирование по системе Карла Орфа».
Консультация для воспитателей: "Элементарное музицирование по системе Карла Орфа"....
Элементарное музицирование по системе Карла Орфа
Элементарное музицирование по системе Карла Орфа ...
Консультация для родителей на тему: "Элементарное музицирование по системе Карла Орфа"
Консультация для родителей«Элементарное музицирование по системе Карла Орфа »...
«Элементарное музицирование-К. Орфа, по методике Тютюнниковой Т.Э.»
Элементарное музицирование – форма коллективной устной музыкально-творческой деятельности, – это опыт движения и речи, опыт слушателя, композитора, исполнителя и актера, опыт об...