"Элементарное музицирование по системе Т.Э.Тютюнниковой"
методическая разработка (подготовительная группа)

Конькова Иркям Назировна

Данная методическая разработка "Элементарное музицирование по системе Т.Э.Тютюнниковой в работе с детьми подготовительной к школе группы" является программно-методическим  материалом ООП ДО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1 «Радость» г. Волжского Волгоградской области»

(МАДОУ д/с № 1)

Принято

Протокол педагогического совета

от _____________________ №

Утверждаю

Заведующий МАДОУ д/с № 1

______________ И.А. Пряхина

 Приказ МАДОУ д/с № 1

 от____________      № ____

Приложение к основной образовательной программе

дошкольного образования МАДОУ д/с № 1

Блок 3.1. Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Методическая разработка

«Элементарное музицирование по системе Т.Э. Тютюнниковой

в работе с детьми подготовительной к школе группы»

Разработчик:

Конькова И.Н.,

музыкальный руководитель

 высшей квалификационной категории

г. Волжский, 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Аннотация 

«Музыка – это эмоциональное познание, а не интеллектуальное. Она интуитивна и бессловесна, музыка чувствуется, а не понимается умом».

                                                                                  Т.Э. Тютюнникова                                      

       

     Данная методическая разработка «Элементарное музицирование по системе Т.Э. Тютюнниковой в работе с детьми подготовительной к школе группы» является программно-методическим материалом ООП ДО, разработана музыкальным руководителем Коньковой И.Н. для сопровождения образовательного процесса и повышение качества образования для детей подготовительной к школе группы. Адресована музыкальным руководителям и воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования.

Актуальность 

     «Элементарное музицирование” учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, предполагает взаимодействие людей, которые имеют очень разные навыки, потребности, проблемы         и способности. Наблюдения за детьми дошкольного возраста показали не достаточный уровень сформированности навыков, приемов игры на мелодических и ритмических инструментах, а также навыков совместной инструментальной игры. Проблема видна и актуальна, а значит ей необходимо уделить больше внимания.  Элементарное музицирование используется в музыкальной деятельности и отражает современное понимание процесса музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

      Предназначена для проведения музыкальных занятий, занятий ритмикой, детских утренников и праздников, для работы по развитию и коррекции речи детей. А также в свободной самостоятельной деятельности детей.

       Методическая разработка нацелена не только на развитие музыкальных способностей детей, но также их творческого мышления и личностных качеств: восприятия, памяти, реакции, внимания, тонкой эмоциональности.

        В созданной программе «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Тютюнникова объединила две идеи: систематическое развитие музыкальности детей и импровизационно-творческую деятельность как принципа обучения. Основная идея программы реализуется через творческое музицирование как коллективной деятельности (пение, ритмизованная речь, игра на детских музыкальных инструментах, танец импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, спонтанная импровизированная театрализация).

Цель: развитие интереса к музицированию, потребность детей в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность.

Задачи:

- развивать музыкально-слуховые способности;

- развивать метроритмические способности;

- учить детей игре на детских музыкальных инструментах;

- формировать умение исполнять простые ритмические рисунки.

Отличительные особенности данного методического пособия:

        Игровой материал используется в рамках музыкальных занятий ДОУ, закладывает основы успешной концертной, конкурсной деятельности.

        Каждая игровая ситуация реализуется через игровое взаимодействие детей и взрослого в сюжетных линиях ритмического рисунка, что в свою очередь придает игровую форму взаимодействию, создает эмоционально-положительный фон, не утомляет ребенка и помогает ему раскрыться, продемонстрировать свои творческие и музыкальные способности.

        Игры, для игровых ситуаций подобраны по принципу того, что игра не должна быть не слишком трудной, но и не слишком легкой. Это помогает эффективно развивать познавательные и речевые способности детей, ведь, как отмечают психологи, отсутствие перед ребенком препятствий, которое надо преодолеть, делает развитие слабым и вялым.

        В основу игровых ситуаций заложены три основных принципа – интерес, познание, творчество. Это не просто игры – это сказки, приключения, забавные персонажи, которые побуждают детей к мышлению, творчеству. Кроме того, герои сказок позволяют создать собственную мелодию, ритм.

        Образовательное содержание игровых ситуаций выстроено по принципу усложнения, постепенного и постоянного, как бы по спирали.

        Представлена характеристика возрастных особенностей детей /Приложение 1/, план игровых оркестровых композиций /Приложение 2/, учебно-тематическое планирование /Приложение 3/, план работы с родителями /Приложение 4/, материально-техническое оснащение /Приложение 5/.

Основные принципы

          Игра плюс сюжет

Первым принципом является игровое обучение детей дошкольного возраста. Особенность ее в том, что в этой игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка. Это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры, сказки и ритма). При этом образовательные задачи включены в содержание игры.

        Интеллект

Второй принцип— построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата.

        Творчество

Третий принцип— раннее творческое развитие дошкольников. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы музыкальной деятельности.

         Формы организации детской деятельности

1. Музыкально-речевые игры.

2. Интегрированные игровые ситуации.

3. Совместная деятельность педагога и детей.

4. Самостоятельная музыкальная деятельность.

          Описание содержания:

       Методическая разработка содержит ритмо-речевые упражнения и игры со звучащими жестами, музыкально-ритмические игры на развитие ритмического слуха детей старшего дошкольного возраста. В данной разработке даны методические рекомендации для педагогов по использованию ритмо-речевых упражнений в непосредственно-образовательной деятельности.

       В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов. При использовании музыкально-речевых игр на музыкальном занятии соблюдаются основные педагогические принципы — последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое воспроизведение ритмического рисунка.       Игры со словом, речевые игры всегда нравятся детям, развивают чувство ритма, выразительность движения, будят фантазию и воображение. Эти игры можно проводить как с музыкальным сопровождением, так и без него, просто под текст, который заменяет напев. Игры, сопровождающиеся различными текстами, помогают детям лучше представить тот или иной образ, войти в него.

         Предполагаемый результат.

 ДЕТИ:

  • активизируется развитие внимания, сосредоточенности, быстроты реакции, координации слуха, голоса и движения, способствует интенсивному развитию чувства ритма и речи и музыкальных способностей. 

РОДИТЕЛИ:

  • повысится уровень родительской культуры в области воспитания и развития ребенка дошкольного возраста.
  • повысится компетентность родителей в вопросе выбора музыкальных инструментов для детей дошкольного возраста.
  • появится заинтересованность в дальнейшем развитии своих детей и станут активными партнерами музыкального руководителя.

Планирование

Возраст детей

Длительность игровых ситуаций

(в минутах)

Количество игровых ситуаций

в неделю

в месяц

в год

6 – 8 лет

5  мин.

1

4

36

Список используемой литературы:

1. Виноградов Л.В. Коллективное музицирование. – СПб.: Образовательные проекты. М.: 2005 г.                                                                                                                

2. Виноградов Л.В. Развитие музыкальных способностей у дошкольников. – СПб.: Речь, образовательные проекты. М.: 2009 г.                                                              

3. Князева М.М. Опыт музыкального воспитания за рубежом // Эстетическое воспитание в современном мире: Теория и практика эстетического воспитания за рубежом. - М.: 1991г. - с. 141-166                                                                

4. Тютюнникова Т.Э. Элементарное музицирование с дошкольниками: музыка, речь, движение – М.: «УРСС», 2002г.                                                                  

5.Тютюнникова. Т.Э. «Уроки музыки. Система обучения Карла Орфа» М.: «Астрель» 2000 г.          

6. Т.Э.Тютюнникова. «Бим!Бам!Бом! Сто секретов музыки для детей».  Игры звуками. – СПБ.: Музыкальная палитра, 2003г.                                                        

7. Тютюнникова Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи. Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. Монография. -  М.: УРСС, 2003г.                                                                                                                                 8. Тютюнникова Т.Э. Нескучные уроки – М.: 2004г. – с. 66                                            

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ

Возрастные особенности детей 7 - го года жизни.

Седьмой год жизни является очень важным и ответственным в жизни ребенка в плане его становления как личности, а также в связи с подготовкой к предстоящему обучению в школе.

У ребенка активно развивается мышление, воображение, память, речь. Все это способствует активному музыкальному развитию.

К концу пребывания в детском саду у дошкольников накапливается достаточно большой запас музыкальных впечатлений и элементарных знаний о музыке.

Так, они различают музыкальные произведения разных жанров, стилей, эпох, узнают и называют знакомые произведения отечественных и зарубежных композиторов-классиков.

Интерес к восприятию-слушанию музыки становится достаточно устойчивым. У большинства детей имеются собственные музыкальные предпочтения. Слушая музыкальные произведения, они способны их сравнивать, анализировать, оценивать, мотивируя свою оценку.

В этом возрасте продолжается развитие основных (ладовое чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые представления) и специальных (способности к исполнительским видам деятельности - певческой, музыкально-ритмической, игре на инструментах, творческой) музыкальных способностей.

Развиваются и совершенствуются музыкально-сенсорные способности.

Дети 6-8 лет воспитываются в подготовительной к школе группе. Само название группы как бы определяет ее социальное назначение.

Развиваются умственные способности детей, обогащается их музыкальное мышление.

Музыкальное развитие детей 6-8 лет характеризуется:

- развитой музыкальной памятью,

- большим объѐмом музыкальных представлений и способностью из анализа;

- высоким уровнем креативности музыкальной деятельности;

- высоким уровнем детского исполнительства;

- высоким уровнем индивидуальной творческой активности.

Музыкальное развитие каждого ребенка в отдельности индивидуально и было бы неправильно сравнивать и оценивать его проявления, подгоняя под какие – либо стандарты. Очень часто мы имеем дело с проявлением высокого уровня музыкальности. Особенно явно видны различия у детей, посещающих детский сад и детей, не имеющих музыкального воспитания.

Дошкольники уже владеют приемами игры на инструментах (металлофон, ксилофон, треугольник, трещотка, ложки, маракас, кастаньеты и т.д.), они знают их визуально и по тембру.

В игре на инструментах продолжается совершенствование навыков и приемов исполнения. Расширяются знания и представления детей о различных группах инструментов оркестра. В этом возрасте узнают по тембру и называют некоторые инструменты оркестра.

Активное физическое развитие способствует более успешному развитию музыкально-ритмической деятельности.

Движения становятся координированными. Дети способны двигаться достаточно четко, ритмично, пластично, эмоционально отзываясь на музыку, согласовывая движения с ее характером, особенностями звучания.

Дети овладевают большим запасом танцевальных и образно-игровых движений.

Различают жанры танцевальной музыки (плясовая, полька, вальс), запоминают более сложные танцевальные композиции, используют знакомые танцевальные элементы в свободных плясках и танцах.

В музыкальных играх обнаруживают хорошую реакцию, способность внимательно слушать музыку и менять движения со сменой ее частей, характером звучания. Образные движения, которыми дети изображают персонажей игр, сказок, становятся очень яркими, выразительными, оригинальными.

Активно развиваются музыкально-творческие способности детей, проявляющиеся во всех видах музыкальной деятельности: в восприятии музыки благодаря более развитому воображению и накоплению музыкальных и жизненных впечатлений дети способны творчески воспринимать программную музыку, по-своему интерпретировать ее, выражая собственное отношение с помощью рисунков, выразительных жестов, мимики, движений.

Творчество проявляется и в игре на музыкальных инструментах. Дети музицируют и самостоятельно, и в условиях специальных творческих заданий, сочиняя свой ритм, свою мелодическую интонацию, подбирая музыкальные инструменты для оркестровки песни, музыкальной пьесы, драматизации сказки и т. д.

Дети мотивируют свои предпочтения, проявляют повышенный интерес к импровизации и сочинительству.

Формирование личности ребенка с опорой на музыкальное искусство по-прежнему остается стержнем музыкального воспитания.

Воплощение переживаемого в творческой деятельности дошкольника 6-8 лет является обязательным.

Синтезируя имеющийся у него художественный опыт, он испытывает потребность воплотить свои переживания и фантазии в объективной форме.

Известно: чем богаче его художественный опыт, тем выразительнее творчество.

Осознание своих эстетических эмоций, связанных с музыкой, означает, в конечном счете, развитие музыкального вкуса.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПЛАН ИГРОВЫХ ОРКЕСТРОВЫХ КОМПОЗИЦИЙ

месяц

Тема игровых ситуаций

всего занятий

1

сентябрь

«Топай-хлопай» Т. Тютюнникова

1

2

«Молоточки» Н. Сухая

1

3

«Эхо» Н. Сухая

1

4

«Игра с клавесами» Н. Сухая

1

5

октябрь

«Игра с шариками и бубнами» Н. Сухая

1

6

Игра «Барабан» Н.Сухая

1

7

«Скок-скок» р.н.м.

1

8

«Петушок» р.н.м.

1

9

ноябрь

Ходики

1

10

Игра – Бабочки stop&go

1

11

Игра – Бабочки и ритм

1

12

«Камаринская» П.И.Чайковский

1

13

декабрь

Игра  с клавесами «Посчитай и постучи» логоритм.

1

14

Приветственная песенка – сл. и муз. Н Сухой

1

15

«В лесу родилась ёлочка» Е.Бахмутова

1

16

«Эхо» Е.Поплинова

1

17

январь

«Марш марионеток» А.Майкапара

1

18

«Игра с парашютом и муз. инструментами» Н.Сухая

1

19

«У лягушки юбилей»

1

20

«Ку-чи-чи»

1

21

февраль

«Посчитай и постучи»

1

22

«Хохотальная разминка»

1

23

«На стене часы висели»

1

24

«Звери в зимнем лесу»

1

25

март

«Озорная полька» А.Филиппенко

1

26

«Шляпа»

1

27

«Маленькие часики» М. Вольфензон

1

28

«Кошка села на такси»

1

29

апрель

«Лифт»

1

30

«Дождик» р.н.п.

1

31

«Избушка» Н. Френкель

1

32

«Он и она»

1

33-34

май

«Радужные колокольчики»

2

35-36

«Шуточка» В. Селиванов

2

ИТОГО

36

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Подготовительная к школе группа.

Цели и задачи года: всемерное поощрение желания детей включаться самостоятельно в любительское музицирование вне занятий. Развитие их способности к музицированию экспромтом. Навыки импровизации: импровизировать и исполнять ритмические остинато на основе трехдольных ритмических эталонов как аккомпанемент к песням и речевым пьесам (речь, инструменты, пение, движение); импровизировать цепочкой трехдольные ритмические мотивы на фоне музыки; придумывать речевые двухголосные пьесы, используя речевое остинато в качестве аккомпанемента. Исполнять ритмический канон (шумовые инструменты, звучащие жесты). Различать размеры две и три четверти: тактировать их, двигаться импровизированно под музыку. Использовать знакомый материал в импровизациях. Импровизировать в пентатонике на ксилофонах дуэтом. Импровизировать в пентатонике остинатные аккомпанементы методом наложения (1-2 голоса). Разыгрывать сюжетные и игровые песни.

Сентябрь

Звучащие жесты: ритмическая разминка «Шведский стол».

Речевое музицирование: Артикуляционно-голосовая игра «Голоса Вселенной» (повтор того, что было в старшей группе плюс хор планет - кластер, парад планет -унисон, позывные из космоса).

Игра в оркестре и ансамбле: «Осеннее настроение», муз. П. Васильева. «Лето» - упражнение для ксилофонов на квинте.

Элементы музыкальных знаний: унисон, аккомпанемент на квинте (до-соль) к песенкам «Два кота», «У кота-воркота», «Светлячок», «Энэ-бэнэ-гамма».

Песни: канон «Светлячок» с движением. Песенки ритмы на одном звуке в разных регистрах в сопоставлении с пением их кластером (унисон и «не унисон»). «Лунный кораблик», сл. П. Синявскоro — пение с аккомпанементом на канате.

Движение и активное слушание: «Сумерки», муз. Ф. Рыбицкого — слушание с закрытыми глазами и импровизации руками: Импровизации движения по типу «эхо» в парах. «Зигунер полька», нем. нар.мелодия, игровой танец — повтор.

Импровизации: «Разговор светлячка и звезды» — импровизации на металлофоне и глокешпиле. «Лунные феи», «Звезды» — озвучивание стихов. «Позывные из космоса» —импровизация ритмических остинато.

Фонограммы: «Зигунер-полька», «Эхо».

Октябрь

Звучащие жесты: ритмическая разминка — «Рондо с импровизациями». «Бульонная считалка» -- декламация со звучащими жестами:

Речевое музицирование: «Осеннее настроение» — ритмодекламация на муз. П. Васильева. «Смотрите, смотрите, падает лист» — речевая пьеса с движением и аккомпанементом инструментов.

Игра в оркестре и ансамбле: «Вальс петушков» И. Стриборгга.

Элементы музыкальных знаний: мажор-минор, аккомпанемент на квинте (разные варианты).

Песни: «Листопад», муз. Ройтерштейна. «Два зеленых огонька», сл. Р. Сефа— песенка по гамме. «В октябре», муз. Н. Френкель.

Движение и активное слушание: «На мосту Авиньон» — фр. нар.игровая песня с импровизированным движением.

Импровизации: «И Шелест к Шороху спешит», ел. Э. Мошковской — озвучивание со спонтанной театрализацией.

Фонограммы:«Рондо с импровизациями».

Ноябрь

Звучащие жесты: ритмические разминки: импровизировать в вопросно-ответной форме (ответь не как эхо, а по-другому). Визуальное моделирование «записи» четвертных, восьмых и пауз пальцами во время ритмических разминок ---- «пальцевые ритмы».

Речевое музицирование: Шуточная игра-разминка «Кто взял ключи от буфета?», «Осенним утром», сл. Г. Ходырева-- речевая пьеса с инструментами.

Игра в оркестре и ансамбле: «Водяная сабелька» — пьеса для ксилофона (аккомпанемент ха квинте, мелодия из двух звуков). Исполнение в оркестре: Ж. Рамо «Тамбурин».

Элементы музыкальных знаний: «веселый минор» — повтор польки С. Рахманинова. Игра «Угадай-ка» с двусторонними карточками «мажор -минор». Соединение «пальцевых ритмов» с ритмослогами «ТА, ти-ти, па», исполнение с проговариванием вслух.

Песни: «Зима», муз Н. Френкель (минор), «Ходит дрема», муз. К. Орфа - пение под аккомпанемент ансамбля I-2 инструментов (квинта плюс шумовые):

Движение и активное слушание: «LaRotta», фр. старинный танец - импровизированное движение в парах (скрипки и гобой).

Импровизации: «Осенние капли на оконном стекле» — импровизации без текста. Инсценировка сказки «Теремок» с импровизацией музыки и вокализацией речи.

Фонограммы: «LaRotta».

Декабрь

Звучащие жесты: импровизации в вопросно-ответной форме, ритмические разминки: импровизировать в вопросно-ответной форме (ответь не как эко; а по-другому). Визуальное моделирование «записи» четвертных, восьмых и пауз пальцами во время   ритмических разминок - «пальцевые ритмы». Ритмические разминки с использованием синкопы.

Речевое музицирование: «Снегопад», сл. З. Фарджен — импровизация на ксилофоне в пентатонике с одновременным чтением стихов. «Дядюшка Егор» — двухголосная речевая игра.

Игра в оркестре н ансамбле: «Фея Серебра», муз. П, Чайковского.

Элементы музыкальных знаний: соединение «пальцевых ритмов» с ритмослогами «ТА, ти-ти, па», исполнение с проговариванием про себя. Моделирование звуковысотности на пальцах (подготовка к чтению нот) песенка «Десять птичек».сл. И. Токмаковой.

Песни: «Снежная сказка», муз. В. Лемит — импровизация шумового аккомпанемента и движений, театрализация (песню поет педагог, дети подпевают). «Снега-жемчуга», муз. М. Пархаладзе.

Движение и активное слушание: --- «Фея Серебра» импровизация танца с серебряным дождем, затем слушание сидя на стульях с импровизацией руками. «Данкирк», нем. нар.танец.

Имцровизарии: «J!едяные узоры», «Деревянные узоры» -- импровизации без текста «Снегопад», сл. Э. Фарджен—импровизации на инструментах дуэтом, трио.

Фонограммы: «Фея Серебра», «Данкирк».

Январь

Звучащие жесты: дети во время своего ответа в игре «эхо» называют длительности ритмослогами (отгадывают ив).  Ритмические разминки е использованием синкопы.

Речевое музицирование: «Зимнее рондо» — речевая пьеса с инструментами. «Снег так искрится зимой и блестит» — декламации стихов в трехдольном метре с танцевальной импровизацией. Последующая импровизация сопровождения к стихам на инструментах.

Игра в оркестре и ансамбле: Э. Григ «Танец Анитры» — оркестр под фонограмму. (Предварительное активное слушание музыки — спонтанный импровизированный отклик в движении).

Элементы музыкальных знаний: чтение ритмов по карточкам (четвери, восьмые и пауза) с проговариванием ритмослогов вслух.

Песни: «Уж ты зимушка-зима» рус.нар песня — пение, сидя в кругу, без аккомпанемента. «Путаница» (трехдольный метр), нем. нар. мелодия, сл. В. Викторова- пение в пентатонике с ансамблевым аккомпанементом (I-2 партии для ксилофона, плюс шумовые).

Движение  и активное слушание: «Ритмическое кино» -- игра на отображение короткого ритмического рисунка, исполняемого педагогом остинато на барабане, в различных вариантах импровизированного движения (с проговариванием ритмослогами). «Регаstous» греч.нар. танец (игра с палочками на ориентацию в пространстве и взаимодействие).

Импровизации: «Зимний балет» М. Байнихатис — сочинение композиций в группах по 3-4 человека. «Замороженная тишина»— импровизация без текста.

Фонограммы: «Регаstous».

Февраль        

Звучащие жесты: дети во время своего ответа в игре «эхо» называют длительности ритмослогами (отгадывают их). Ритмические разминки с использованием шестнадцатых длительностей (моделирование записи на пальцах). «Ама-лама»- песенка-зарядка.

Речевое музицирование: «Роко-кроко» — диалогическая речевая игра.

Игра в оркестре и ансамбле: «Пиццикато», муз. К. Делиба-оркестр с импровизированным танцем.

Элементы музыкальных знаний: чтение ритмов по карточкам (четвери, восьмые и пауза) с проговариванием ритмослогов вслух.

Песни: «3имний вечер», муз. М. Ройтерштейна — пение без аккомпанемента. «Мышки- моряки»; сл. Д, Хармса - упражнение с пением а пентатонике с аккомпанементом ксилофонов.

Движение и активное слушание: «Здравствуй, дружочек», игра-приветствие. Игра «Ритмическое кино» -  отображение короткого ритмического рисунка, исполняем с педагогом остинато на барабане, в разливных вариантах импровизированного движении  (с проговариванием ритмослогами). «Танец ткачей», фр. нар, танец.

Импровизации: инсценировка сказки «Колобок» с импровизацией музыки и песен.

Фонограммы: «Танец ткачей», «Пиццикато».

Март

Звучащие жесты:ритмические разминки с включением шестнадцатых длительностей и синкопы. Песня Е. Попляновой «Колючие слова».

Речевое музицирование: «Птицы прилетают», сл. К.Даяна. «Ветер», сл. М. Пляцковского (канон, двухголосие).

Игра в оркестре и ансамбле: В. Моцарт «Турецкое рондо».

Элементы музыкальных знаний: чтение ритмов по карточкам, игра остинатных ритмов по карточкам (партии инструмента).

Песни: «Ворона», болгар.нар. игровая песня. «Солнышко-колоколнышко», рус.нар. хороводная песня.

Движение и активное слушание: В. Моцарт «Турецкое рондо», аранжировка в стиле «рок» - слушание и импровизация ритмического аккомпанемента. «Пятка-носок», англ. нар.танец в игровом варианте.

Импровизации: «Утята», фр. нар.песня в обработке Е. Попляновой - создание шумового аккомпанемента к выступлению.

Фонограммы: «Пятка-носок»

Апрель

Звучащие жесты: ритмические разминки с включением шестнадцатых длительностей и синкопы. «В огороде поспевают»- песенка-зарядка.

Речевое музицирование: «Весенняя телеграмма», сл. В. Степанова - ритмическая игра «Эхо». «Барабанчик-шарабанчик», сл. В. Степанова - речевая игра в трехдольном размере.

Игра в оркестре и ансамбле: И Штраус полька «Трик-трак».

Элементы музыкальных знаний: чтение по карточкам шестнадцатых длительностей в сочетании с четвертными и восьмыми.

Песни: «Фунгаалафья», австралийская нар.песня (синкопа) - пение с шумовым аккомпанементом и движением. «Веселые барабаны», амер. детская песня- исполнение с трехголосной шумовой партитурой (пульс, сильная доля, ритмическое остинато).

Движение н активное слушание: «Рerastous», греч.нар, танец - разучивание облегченного варианта. И. Штраус полька «Трик-трак», аранжировка в стиле «рок» - импровизация ритмического аккомпанемента.

Импровизации: «африканская музыка» импровизации на барабанах и движение. Фонограммы: «Трик-трак», «Рerastous».

Май

Звучащие жесты: сочинение рондо с сольными эпизодами с использованием известных ритмов.

Речевое музицирование: сочинение речевых пьес для сказки «Два королевства» .

Игра в оркестре и ансамбле: повторение любимых ансамблевых пьес.

Элементы музыкальных знаний: подготовка к чтению нот в игре «Бусы» на фланелеграфе.

Песни: повторение материала года, исполнение с новыми аккомпанементами.

Движение и активное слушание: «Французский вальс» - танец приветствие с импровизациями. «Пятка-носок» - повторение.

Импровизации: инсценировка сказки «Два королевства» с импровизацией музыки. Фонограммы: «Французский вальс».

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Задачи:

  1. Повысить родительскую компетенцию в развитии музыкальных способностей по элементарному музицированию у детей 6-8 лет.
  2. Познакомить родителей с музыкально-речевыми играми Н. Сухой для детей 6-8 лет.
  3. Научить родителей играть в музыкально-речевые игры Н. Сухой.
  4. Оказывать помощь в создании домашней картотеки музыкально-речевых игр Н. Сухой.
  5. Способствовать развитию положительных эмоций родителей в музыкальной деятельности по элементарному музицированию.
  6. Содействовать активному участию родителей в оформлении стенда «Семейный оркестр».

Месяц

Мероприятие

1

Сентябрь

Анкетирования родителей «Что мы знаем о музыкальном развитии детей 6-8 лет?»

2

Октябрь

Консультация «Как заинтересовать ребёнка музыкально-речевыми играми Н. Сухой»

3

Ноябрь

Консультация «Знакомьтесь: коммуникативные игры Н. Сухой для развития ребёнка»

4

Декабрь

Видео мастер-класс по музыкально-речевым играм Н.  Сухой

5

Январь

Оформление стенда для родителей «Семейный оркестр»

6

Февраль

Мастер-класс для родителей «Играя, обучаемся вместе!»

7

Март

Консультация «Музыкальные способности  детей 6-8 лет»

8

Апрель

Родительская мастерская – оформление домашней картотеки музыкально-речевых игр Н. Сухой

9

Май

Круглый - стол «Музыкально-речевые игры» - обобщение семейного опыта по использованию игр Н. Сухой

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Методическое обеспечение

Картотека музыкально-речевых игр

Наименование

Количество, шт

«Это что ещё за звук?»

1

«Едем на лошадке» Н. Сухая

1

«Ракушки» Н. Сухая

1

«Игра с дощечками»

1

«Игра с шариками и бубнами»

1

«Барабан»

1

«Ритмическая игра №1»

1

«Осень»

1

«Бабочки stop&go»

1

«Бабочки и ритм»

1

«Шляпа»

1

«Посситай и постучи»

1

«Приветственная песенка»

1

«Магазин»

1

«Фрукты»

1

«Гусеничка»

1

«Холодная снежинка»

1

«Домашние животные»

1

«Потеряшки»

1

«Танец дружбы»

1

«Танец слонов»

1

«Цветы и лего»

1

«Анютины козочки»

1

«Зайцы и огород»

1

«Он и она»

1

«Ходики»

1

«Я иголочку возьму»

1

«Звери в лесу»

1

«Игра с парашютом»

1

«Две лягушки-две подружки»

1

«Мышиный переполох»

1

«Кошки и мышки»

1

 Атрибуты для игр

Наименование

Количество, шт

Парашют

1

Клавесы

24

Колокольчики

24

Бубенцы

24

Свистульки

24

Металлофон

24

Бубны

12

Ложки

24

Шуршунчики

24

Музыкальные инструменты из бросового материала

12

Мешочки с крахмалом

12

Технические средства

Наименование

Количество, шт

Компьютер

1

Экран

1

Микшер

1

Колонки

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Элементарное музицирование» по системе Крла Орфа.

Ознакомление родителей с системой музицирования, развивающая  у детей фантазию, способность к импровизации, творческие навыки....

Консультация для воспитателей:«Элементарное музицирование по системе Карла Орфа».

Консультация для воспитателей: "Элементарное музицирование по системе Карла Орфа"....

Элементарное музицирование по системе Карла Орфа

Элементарное музицирование по системе Карла Орфа ...

Консультация для родителей на тему: "Элементарное музицирование по системе Карла Орфа"

Консультация для родителей«Элементарное музицирование по системе Карла Орфа »...

«Элементарное музицирование-К. Орфа, по методике Тютюнниковой Т.Э.»

Элементарное музицирование –  форма коллективной устной музыкально-творческой деятельности, – это опыт движения и речи, опыт слушателя, композитора, исполнителя и актера, опыт об...