Элементарное музицирование по системе Карла Орфа
консультация

Гаврилина Надежда Васильевна
Элементарное музицирование по системе Карла Орфа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Элементарное музицирование по системе Карла Орфа »

Что такое Орф – педагогика?

     Музыка - искусство, воздействующее на ребенка уже в первые месяцы его жизни. Первые шаги в музыке, первые впечатления. Какими они будут? От первых впечатлений в мире музыки зависит дальнейший путь ребенка.

Одним из самых любимых видов музыкальной деятельности детей является элементарное музицирование. Основателем  системного подхода к данному виду деятельности  является

 Карл Орф (1895-1982), который в свою очередь, обучая детей навыкам коллективного музицирования, развивал не только технику игры на инструментах, но и делал упор на развитие творческого начала.

Среди методик музыкального развития детей раннего возраста система немецкого композитора Карла Орфа занимает важное место.

«Шульверк. Музыка для детей» - обучение в действии. Шульверк – особая разновидность учебной игры. Предназначение – для всех детей, независимо от уровня их способностей.

Основная цель этой системы – раскрыть в ребёнке творческое начало, которое ему дала природа.

Суть методики «Музыка для детей» заключается в раскрытии музыкальных талантов у детей через импровизацию в музыке и движении.

Основная идея Карла Орфа – самостоятельный поиск детьми музыкантов внутри себя через обучение игре на простых музыкальных инструментах, таких как цимбалы, маракасы, колокольчики, треугольники, ксилофон, металлофон и другие.

Главный принцип этой педагогики — “учимся, делая и творя” — позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования, а не наукообразного теоретизирования.

   Приобщение к музыке наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования (игра на музыкальных инструментах, пение, движение, которое должно составлять фундамент для музыкального воспитания детей дошкольного возраста).

Именно поэтому очень эффективна методика Карла Орфа, в основе которой лежит “принцип активного музицирования” и “обучение в действии”. По мнению Орфа, детям нужна своя музыка, специально предназначенная для музицирования на начальном этапе, первоначальное музыкальное образование должно быть полно положительных эмоций и радостного ощущения игры.

Комплексное обучение музыке предоставляет детям широкие возможности для творческого развития способностей. К. Орф считает, что самое главное – атмосфера занятия: увлеченность детей, их внутренний комфорт, то, что позволяет говорить о желании детей проявить себя на уроке музыки в роли активного участника.

В элементарном музицировании ребёнок выступает не только слушателем или исполнителем музыкальных пьес, но главным образом творцом, создателем музыки.

Методика Карла Орфа представляет большой интерес благодаря несомненным преимуществам: для организации музыкальных занятий не требуется специального музыкального образования, то есть её с успехом могут использовать, как и педагоги, так и родители!

Ночной урок по принципам орфовской педагогики

Можно применить в домашнем кругу со своими детьми.

 Ночной урок — это страшилки и колыбельная, ожившая Темнота и звучащая Тишина, светлячки и танцы теней. Все это причудливым образом живет в мировосприятии детей, таком образном и кон- кретном.

За внешней занимательной формой данного занятия скрыт не только чисто музыкально-педагогический смысл, но и эмоционально - психологический. «Может ли темнота мерзнуть за окном? Страшно ли, если рядом твои друзья? Почему так радостно, когда в темноте зажигаются красивые фонарики?» Ответы на эти вопросы фиксируются в ощущениях, переживаниях, чувствах. Предложенный урок необычен еще и тем, что его проводить нужно поздней осенью или зимой, когда рано темнеет, т.к. темнота здесь является одним из главных «персонажей», а также необходимым условием для работы над многими моделями.

Методические рекомендации

«Таинственное рондо» — это импровизационная, спонтанная игра на шумовых инструментах. Педагог или родитель декламирует первые две строчки стихотворения, дети добавляют остальные — игра начинается:

П: Здравствуй, тот, кто в темноте, В темной, темной комнате.

Д: В уголке не дрожи, О себе рассскажи. (Э. Мошковская) Затем один из детей выползает из-под ткани, берет в условленном месте на ощупь любой инструмент и играет на нем импровизацию — рассказ о себе. Затем называет свое имя и присоединяется к педагогу. Игра повторяется сначала, пока не останется под тканью один ребенок. Педагог предлагает, чтобы рассеять темноту, позвать светлячков, например, зажечь фонарики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект тематического музыкального занятия "Кот и мыши" для детей подготовительной группы с использованием методов и приёмов системы Карла Орфа.

Это тематическое музыкальное за нятие  для старших дошкольников  с использованием методов и приёмов немецкого композитора и музыканта Карпа Орфа. Это занятие будет интересно тем музыкальным ...

Система Карла Орфа "Шульверк"

Особую роль в музыкальном образовании ХХ столетия сыграла музыкально-педагогическая концепция К. Орфа. Результатом его музыкально-педагогической практики стал знаменитый «Шульверк» – уникальная ш...

«Элементарное музицирование» по системе Крла Орфа.

Ознакомление родителей с системой музицирования, развивающая  у детей фантазию, способность к импровизации, творческие навыки....

Консультация для воспитателей:«Элементарное музицирование по системе Карла Орфа».

Консультация для воспитателей: "Элементарное музицирование по системе Карла Орфа"....

мастер класс по теме "Речевое музицирование по методике карла Орфа"

Мастер класс для педагогов "Речевое музицирование"...

Консультация для родителей на тему: "Элементарное музицирование по системе Карла Орфа"

Консультация для родителей«Элементарное музицирование по системе Карла Орфа »...