Знакомство с культурой и традициями русского народа
методическая разработка (младшая группа)
Формировать у детей первоначальные представления о народных праздниках, играх, истории и жизни русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 94.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Знакомство с культурой и традициями русского народа
Народные праздники и игры.
Цель: формировать у детей первоначальные представления о народных праздниках, играх, истории и жизни русского народа.
Игры по народному календарю.
Неоценимым богатством являются народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.
Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.
В них удовлетворяется желание действия, развитие воображения, воспитывается умение преодолевать неудачи, а так же переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. Фольклорные игры, песни, хороводы, уходящие своими корнями в древность, помогают детям прикоснутся к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов. Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зачастую прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится задуманное. Этому придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые. Взрослые пересчитывались – стали пересчитываться и дети. Ведь многие игры имитируют серьезные занятия взрослых – охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и другие.
Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, использовались скороговорки: кого выбираешь? Что выбираешь? Что возьмешь? В играх – залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем.
Далее представлен список русских народных игр, в которые принято было играть во время проведения обрядовых праздников, посвященных разным циклам земледельческого календаря.
Рождественский сочельник
- «Два Мороза»
Игроки строятся на одной стороне площадки. Водящих в середине двое -
два «мороза»: «мороз - красный нос» и «мороз - синий нос». Оба «мороза» обращаются к ребятам со словами:
- Мы два брата молодые, Два мороза удалые.
Один из них, указывая на себя, говорит:
- Я мороз - красный нос. Другой:
- Я мороз - синий нос. И вместе:
- Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься? Все ребята отвечают:
- Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз!
После этих слов играющие бегут на другую сторону площадки за линию «дома». Оба «мороза» ловят и «замораживают» перебегающих. Те сейчас же останавливаются на том месте, где их «заморозили». Затем «морозы» опять обращаются к играющим, а те, ответив, перебегают обратно в «дом», по дороге выручая «замороженных»: дотрагиваются до них рукой, и те присоединяются к остальным ребятам. «Морозы» ловят играющих и мешают им выручать «замороженных». Играют так несколько раз. Затем выбирают новых водящих из не пойманных игроков. В заключение отмечается, какой «мороз» сумел больше «заморозить» ребят.
Правила.
Выбегать можно только после слов «не страшен нам мороз». Если кто-либо выручит «замороженного», но сам, не добежав до «дома», будет «заморожен», то вырученный им опять становится на место, где был
«заморожен».
- «Скакалка»
Двое стоят, раскручивают скакалку, приговаривают:
Чтоб был долог колосок, чтобы вырос лён высок, Прыгайте повыше, можно прыгать выше крыши!
Играющие прыгают через скакалку: чем выше, тем больше доход и богатство.
Зимние святки
- «Бабушка Пыхтеиха»
Сгорбленная бабушка бредет с батожком в руке. Играющие – ребята обступают ее и спрашивают:
- Бабушка Пыхтеиха, куда пошла?
- К обедне.
- Возьми нас с собой.
- Идите, да не свистите.
Дети некоторое время идут позади бабушки смирно, затем поднимают свист и крик. Пыхтеиха сердится, бросается ловить их, ловит, уводит в свой дом.
- «Гуськи»
Играющие становятся в тесный круг. В середине круга становится «дедка», выбранный по жребию, в руках у него бумажка и платок. «Дедка» машет платком, дети начинают петь:
Сошлись гуси – гусаки вокруг дедки у реки, стали гоготати, дедке кричати:
«Дедка, дедка пощади, нас гусяток, не щипли, дай нам платочек, денег мешочек».
«Дедка» дает одному из играющих бумажку и говорит: «На сумочку подержи, денежки не оброни», другому он дает платок: « На, платочек подержи, мне головку завяжи, раз пятнадцать поверни». Получивший платок завязывает дедке глаза, а потом раскручивает его. В это время дети передают друг другу бумажку (раскручивание деда и передачу бумажки заканчивают одновременно). Дети кричат дедке: «Дедка слепой, бумажка пропала!» «Дедка» старается угадать у кого бумажка. Если отгадал, «дедкой» становится тот, у кого была бумажка.
- «Дедушка-рожок»
Для этой игры надо найти такое место, где бы можно было бегать без помех, например, спортивную площадку, футбольное поле, поляну в лесу. Начинают игру с выбора вожака-водящего. Лучше это делать при помощи считалки. Водящий в этой игре называется «Дедушка-рожок». Для него определяют дом, отметив это место камешком, флажком или начерченным кругом на земле. До определенного момента дед сидит в своем доме.
Оставшиеся игроки делятся на две команды поровну и тоже отмечают себе место-«дом» справа и слева от дома водящего, на расстоянии 15—20 шагов от него. Чем больше будет поле между «домами» двух команд, тем интереснее будет игра.
Все на местах, можно начинать игру. Дедушка-рожок спрашивает: «Кто меня боится?» А все игроки ему в ответ: «Никто!» И тотчас же начинают перебегать из одного дома в другой через поле, а дедушка-рожок выходит из своего дома и начинает ловить игроков. Первый, кого схватит водящий, становится его помощником и тоже начинает ловить перебегающих из дома в дом игроков (если игрок в доме, его трогать нельзя). И так далее: тот, кого поймают, должен помогать дедушке-рожку. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один не пойманный игрок. Чтобы отличить простого игрока от помощника дедушки-рожка, надо условиться, например, на том, чтобы водящий держал в руке небольшую палочку («рожок») или просто держал одну руку в кармане.
- «Краской»
- «Прялица»
- «Слепая курица и чулок»
- «Слепой козел»
- «Черного» и «белого» не говорить, «да» и «нет» не повторять»
Масленица
1.«Горелки»
Перед началом игры нужно выбрать водящего, того, кто будет «гореть»,— отсюда и название игры.
Все участники игры встают парами друг за другом, водящий впереди, на расстоянии двух шагов от играющих. Участники игры говорят нараспев слова:
Гори, гори ясно. Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди на поле:
Ходят грачи,
Да едят калачи. Птички летят,
Колокольчики звенят!
Как только пропоют эти слова, водящий должен посмотреть на небо, а дети последней пары отпускают руки и тихо пробегают вдоль колонны, один слева, другой справа. Когда они поравняются с водящим, все громко кричат ему:
Раз, два, не воронь. Беги, как огонь!
Двое детей бегут вперед, ловко увертываясь от водящего, стараются взять друг друга за руки. Если они возьмутся за руки, то «горелка» им не страшен, они спокойно идут и становятся впереди первой пары, а водящий вновь «горит».
Если водящий и при повторении игры не поймает бегущих, тогда он «горит» во второй раз. Если он и в третий раз никого не поймал, играющие могут спеть такую песенку:
Огарушек, огарушек*, Плохо стоишь — Стань на черный камушек! Совсем сгоришь!
Но если водящему удается поймать одного из убегающих, он встает с ним впереди всей колонны, а «горит» тот, кто остался без пары.
Игра продолжается до тех пор, пока не пробегут все пары.
Правила
-Водящий не должен поворачиваться назад.
-Он догоняет убегающих сразу же после слов: «Беги, как огонь!»
-Игроки последней пары начинают бег только с последними словами:
«Колокольчики звенят!»
- «Горшки»
На ровном и открытом месте ставят горшок, повернутый кверху дном и прикрывающий дары, предназначенные в награду удачливому игроку. В двадцати шагах от него располагается один из играющих. Ему завязывают глаза и дают палку в руки: задача в том, чтобы дойти до горшка и раз-бить его палкой. Каждому дозволяется перед завязыванием глаз вымерить шагами расстояние до горшка и встать лицом к нему. Но прежде чем двинуться, игрок должен три раза оборотиться на месте. Когда игрок полагает, что дошел до горшка, он останавливается, ударяет отвесно палкою три раза и снимает повязку; если удары были удачны, игрок получает дары, положенные под горшок. Игра очень забавна. Уже при первом обороте обыкновенно утрачивают верное направление, а после третьего игрок настолько теряет ориентировку, что ему случается с места идти далеко впра-во или влево от горшка, к большой потехе зрите-лей.
Веселье наблюдающих еще больше увеличивается при сильных ударах по земле далеко в стороне от горшка. Каждый игрок употребляет различные средст-ва, чтобы не сбиться при поворотах. Дозволяется все, кроме ослабления повязки. Горшок так редко разбивают, что в народных играх под него сажали иногда живого петуха.
- «Лапти»
На середине площадки вбивают кол, к нему привязывают веревку длиной от 3 до 5 м. Вокруг кола на длину веревки проводят круг. Водящий берет свободный конец ее и встает у кола. Участники игры встают за кругом, поворачиваются спиной к центру и через голову перебрасывают каждый какой-либо предмет (например, мешочек с песком). Повернувшись к водящему, спрашивают его: «Сплели лапти?» Водящий отвечает: «Нет». Играющие спрашивают еще раз: «Сплели лапти?» — и слышат тот же ответ. Спрашивают в третий раз: «Сплели лапти?» — «Сплели!» — отвечает водящий. Тогда, дети бегут в крут и стараются взять свой предмет, а водящий караулит лапти: он бегает по кругу и пытается запятнать играющих. Тот, кого водящий запятнал, встает на его место. Играющие берут свои предметы, и игра начинается сначала.
Иногда водящему, сколько ни бегает по кругу, запятнать играющих не удается, и он вновь водит.
Правила
- Водящий бегает по кругу только на длину вытянутой веревки, за круг забегать ему не разрешается.
- Если играющему не удалось взять свой предмет, то он выходит из игры.
-Играющим за кругом разрешается переходить с одного места на другое.
-Салить играющих водящий может только в круге. Указания к проведению. Лучше игру проводить на большой площадке, в этом случае увеличивается расстояние для бега как играющих, так и водящих.
Игра проходит веселее, если в центре круга брошенные предметы охраняют двое водящих. Это создает определенные трудности для играющих.
4.«Пирог»
Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка).
Все дружно начинают расхваливать «пирог»:
Вот он какой высоконький, Вот он какой мякошенький, Вот он какой широконький. Режь его да ешь!
После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор,пока не проиграют все в одной из команд.
5. «Салки»
Дети расходятся по площадке, останавливаются и закрывают глаза. Руки у всех за спиной. Водящий незаметно для других кладет одному из них в руку какой-нибудь предмет. На слова «раз, два, три, смотри» дети открывают глаза. Тот, которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит «Я — салка». Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я — салка!»
Игра повторяется.
Правила.
- Если играющий устал, он может прыгать поочередно то на одной, то на другой ноге.
- Когда меняются салки, играющим разрешается вставать на обе ноги.
- Салка тоже должен прыгать на одной ноге. Салки- догонялки
Салки-мартышки Салки с мячом Пятнашки с мячом
- «В каравай»
- «Взятие снежной крепости»
- «Водить козла»
- «Крута гора»
- «Летят- не летят»
Благовещенье
- «Огородник и воробей»
По считалке выбирается воробей.
Считалка: Тани, Вани, что за вами? Вы стоите все столбами? Там за вами лавка есть, На неё надо присесть.
Поскорее все беги! А ты, мальчик, поводи!
Дети становятся в круг. Воробушек влетает в огород (в круг). Огородник ловит воробья. Дети воробья выпускают и впускают в круг и из круга, а огородник может ловить только за кругом.
Все поют:
Воробей, воробей, не клюй конопепель
Ни своих, ни чужих, ни соседовых.
- «Коршун»
Перед началом игры дети выбирают коршуна и наседку, остальные играющие — цыплята. Они встают друг за другом и держатся за пояс, впереди наседка. Коршун роет ямку, наседка с цыплятами подходит к нему и спрашивает:
- Коршун, коршун, что ты делаешь?
- Ямку рою.
- На что тебе ямка?
- Копеечку ищу.
- На что тебе копеечка?
- Иголочку куплю.
- На что тебе иголочка?
- Мешочек сшить.
- На что тебе мешочек?
- Камешки класть.
- На что тебе камешки?
- В твоих деток кидать.
- За что?
- Они потоптали капусту у меня в огороде.
- А высока ли была у тебя изгородь?
Коршун встает, поднимает руки вверх, показывая высоту изгороди:
- Вот какая!
- Нет, мои цыплята через такую не перелетят.
- А я их все-таки поймаю.
- Не дам тебе своих деток ловить.
Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их, гонит коршуна:
«Ши, ши, ши, злодей!» Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующего. Игра кончается, когда поймана половина цыплят.
Правила
-Цыплята должны крепко держаться за пояс друг друга.
-Тот, кто не удержался в цепи, быстро встает на свое место.
- Курица, защищая цыплят, не должна отталкивать руками коршуна. Указания к проведению
Всем играющим нужно дать шнурок или ленточку, они завяжут их вокруг пояса. За такой пояс удобно держаться во время игры. Наседке легче защищать цыплят, если в игре принимает участие не более 10 детей. Если позволяет игровая площадка, то играть могут одновременно две группы, в каждой своя наседка и коршун.
Иногда перед началом разговора с коршуном (он в это время роет ямку) наседка и цыплята ходят вокруг и поют:
Вокруг коршуна хожу Ожерелье нижу,
По три ниточки, Бисериночки.
Я снизала вороток, Вокруг шеи короток.
- «Пчелки и ласточки»
Играющие дети – цветочки - сидят на корточках. Выбирают из числа играющих 5 пчел и ласточку. Пчелки сидят на полянке и поют: Пчелки летают, медок собирают!
Зум, зум, зум, зум, зум, зум!
Ласточка в своем гнезде слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелок поймает». Она вылетает из гнезда и ловит пчел, пойманный становится ласточкой.
Правила: Пчелы летают по всей площадке, гнездо ласточки находится на возвышении.
- «Воробушки»
Предварительно на асфальте чертиться круг с помощью мела. В центре круга находится ведущий – «ворона». За кругом стоят все игроки, которые являются «воробушками». Они запрыгивают в круг и прыгают внутри него. Затем так же из него выпрыгивают. «Ворона» старается поймать «воробушка», когда тот скачет внутри круга. Если «воробушка» все-таки словили, то он становится ведущим, и игра начинается сначала.
- «Бабочки и ласточки» 6.«В птицы» 7.«Воробей»
8.«Ворон» 9.«Голуби» 10.«Жаворонок»
- «Ласточки»
- «Птички»
- «Пчелы»
- «Филин и пташки»
Вербная неделя
- «Верба – вербочка»
Дети выбирают водящих, девочку и мальчика. Играющие встают в два круга и начинают движение. На слово «вьет» девочка и мальчик разрывают хоровод и делают руками «воротики». Дети проходят в них, под конец разрывают весь хоровод и танцуют.
Верба, верба, вербочка, Вербочка кудрявая.
Не расти, верба, во ржи, Расти, верба, на меже.
Как во городе царевна Посреди круга стоит, Ее ветер не берет, Канарейка гнездо вьет. Канарейка – Машенька,
Соловейка – Ванечка.
Люди спросят: «Кто такой?»
«Ваня, - скажет, - милый мой.»
- «Мостик»
В игре три участника: две девочки и мальчик или два мальчика и девочка. Мальчик и девочка встают лицом друг к другу. Девочка протягивает к мальчику обе руки, мальчик крепко держит руки девочки таким образом, что их руки образовывают мостик из двух перекладин. Третий игрок пытается разрушить этот мост, повисая на нем, пока «строители» не разнимут руки. Когда мост рушится, висящий обычно падает. Один из пары, строившей мост, убегает, а другой остается на месте. Игрок, разрушивший мост, поднимается с земли и догоняет убегающего игрока для того, чтобы составить с ним новую пару и построить новый мост.
Игрок, оставшийся на месте, будет разбивать этот мост.
- «Захарка»
- «Дед»
Пасха
- «Солнышко – ведерышко»
Гори солнце ярче, летом будет жарче. А зима теплее, а весна милее!
На первые две строчки девочки ведут хоровод, а на две другие поворачиваются друг к другу и делают поклон. Затем подходят ближе к солнцу (водящему). Он говорит: «Горячо» и догоняет их. Солнце дотрагивается до спящих – они просыпаются.
- «Мёдом или сахаром»
Играющие делятся на две команды: выбирают кем быть – медом или сахаром. Затем берут палку и тянут ее за оба конца. Соревнуются, на чей стороне больше меда или сахара.
3.«Катание яиц с горки»
Для игры понадобятся два прутика (также можно взять два стакана или две бутылки), которые устанавливают так, чтобы между ними могло прокатиться яйцо. Также понадобится деревянный желобок (шириной 20см. и длиной1-1,5м., высота краев 3-5см.), который ставят на расстоянии 0,5м. от палочек и приподнимают над землей на 10-20см. все желающие играть ставят яйцо на кон, затем они будут пускаться в ворота. Если яйцо прокатится и собьет другое яйцо, лежащее за воротами, игрок, запустивший его, берет себе не только свое, но и то яйцо, в которое попал. Если яйцо не попадет в другое яйцо, то оно оставляется в общей кучке яиц.
- «Бой яйцами»
- «Береза»
- «Чье яйцо дольше покрутится?»
Красная горка
- «Отгадывание»
Играют дети младшего и среднего школьного возраста (10—15 человек). Водящий садится, скрестив ноги, в центре площадки. Остальные игроки становятся вокруг него на расстояний 3 - 4 м.
Водящий пытается подражать, например, какой-нибудь птице или животному. Играющие, стоящие вокруг него, стараются от гадать, кого он изображает. Угадавшему водящий говорит: да! После этого все разбегаются, а водящий их догоняет. Тот, кого он догонит, становится водящим. Если никого не догонит, то продолжает водить вторично.
По правилам игры любой из игроков может назвать птицу или животное. Играющие убегают только после того, как водящий скажет: «да! Ловить можно только в пределах площадки.
Если игрокам не удается отгадать, кого изображал водящий, то сам водящий дает ответ и гонится за игроками, которые убегают за пределы площадки.
- «В круги»
Егорьев день
- «Шлёпаки»
Игроки становятся в круг лицом к центру на расстоянии примерно шага друг от друга. По считалочке выбирают водящего. Он выходит в центр круга, называет по имени одного из детей и бросает мяч о землю так, чтобы он отскочил в нужном направлении. Тот, чье имя назвал водящий, ловит мяч и отбивает его: шлёпает ладонью. Число отбиваний мяча устанавливается по договоренности, но не более пяти, чтобы остальным играющим не пришлось долго ждать своей очереди.
После отбиваний мяча играющий перебрасывает его водящему, и игра продолжается, пока кто-то не уронит мяч. В этом случае игра начинается сначала и тот, кто уронил мяч, встает на место водящего.
- «Пастух и стадо»
Дети изображают стадо (коровы или овцы) и находятся в хлеву (за условной чертой). Водящий – пастух, он в шапке, за поясом хлыст, в руках рожок, и находится немного поодаль стада. По сигналу «Рожок!» (свисток или музыка) все животные спокойно выходят из домов, бегают, прыгают, ходят по пастбищу, по сигналу «Домой!» все возвращаются в свои дома.
Троица (Семик)
- «Горячее место»
На земле чертой обозначается место. Один из играющих по жребию водит: становится поодаль от «горячего места» и оберегает его. Остальные играющие стараются проникнуть в горячее место, вожак не пускает и старается осалить. Кого осалил, тот ему помогает. Проникнувший в горячее место, может отдыхать там столько, сколько хочет, но как только он выбежит оттуда, помощники вожака ловят его. Когда все переловлены, игра начинается снова.
- «Венок» (Игры на троицу)
Двое ребят с венком берутся за руки и, поднимая их вверх, образуют ворота. Остальные дети цепочкой проходят в ворота и поют: Березка девочек кричала, к себе призывала.
- Идите, девочки, на луг гулять, зеленые веточки завивать.
- Мы тебя, березонька, не согнем, на тебе мы веточки не завьем.
- Я к вам, девушки, сама согнусь, сама в веточки совьюсь.
- Завьете венки зеленые – станете весь год веселые.
Дети, которые образуют ворота, кидают одному участнику на голову венок и, поднимая вверх руки говорят: «Веночек-венок, спрячься в теремок». И тут же участник с венком убегает и прячет его. Затем все идут искать венок. Дети подсказывают: «Горячо», «Холодно». Кто первый найдет венок, забирает его себе.
- «Водяной»
Очерчивают круг – это пруд или озеро, река. Выбирается ведущий – водяной. Играющие бегают вокруг озера и повторяют слова: «Водяного нет, а людей-то много».
Водяной бегает по кругу (озеру) и ловит играющих, которые подходят близко к берегу (линии круга). Пойманные остаются в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока не будет поймано большинство игроков. Правила игры. Водяной ловит, не выходя за линию круга. Ловишками становятся и те, кого поймали. Они помогают водяному.
- «В кресты»
- «Зеркальце» Никита-гусятник 1.«Гуси-гуси»
Выбираются «хозяйка» и «волк». Остальные играющие — «гуси».
«Хозяйка» сзывает гусей, «гуси» ей отвечают.
- Гуси-гуси!
- Га-га-га
- Есть хотите?
- Да-да-да!
- Ну, летите же домой!
- Серый волк под горой, Не пускает нас домой, Зубы точит,
Съесть нас хочет!
- Ну летите, как хотите, только крылья берегите!
«Гуси» разбегаются, «волк» их ловит. Когда «волк» переловит всех
«гусей», «хозяйка» говорит ему:
- Волк, у тебя на дворе много свиней и других зверей. Пойди прогони их.
«Волк» просит ее прогнать их. «Хозяйка» трижды делает вид, что прогоняет зверей, но не может прогнать всех. Тогда «волк» идет прогонять их сам, а «хозяйка» в это время уводит «гусей» домой.
- «Утка и селезень»
играющие стоят в кругу, держась за руки. Девочка – «утка»– в центре, мальчик – «селезень» – за кругом. Поют песенку, «селезень» пытается догнать «утку»:
Селезень утку загонял, Молодой серу загонял:
«Ходи, утица, домой, Ходи серая домой,
У тя семеро детей, Восьмой селезень, А девятая – сама
Поцелуй разок меня!
Играющие помогают «утке», пропуская ее то внутрь круга, то наружу, и мешают «селезню», опуская руки, и не выпуская его. Когда «селезень» поймает «утку», они обнимаются и выбирают новую пару.
- «Заинька»
- «Утица»
- «Уточка»
- «В утку»
- «Волк и гуси»
Давид – земляничник
- «У медведя во бору»
Игра для самых маленьких. Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают «медведем». На площадки для игры очерчивают 2-ва круга. 1-ый круг – это берлога «медведя», 2-ой – это дом, для всех остальных участников игры.
Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:
У медведя во бору Грибы, ягоды беру. А медведь не спит, И на нас рычит.
После того, как дети произносят эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом и «медведь» ловит его, то уже сам становится «медведем» и идет в берлогу.
- «Волк в лесу»
- «Медведь»
Николай Кочанский
1.«Капуста»
Рисуется круг – «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это – «капуста». Все участники игры стоят за кругом, а один из них выбирается хозяином. Он садится рядом с «капустой».
«Хозяин» изображает движениями то, о чем поет: Я на камушке сижу,
Мелки колышки тешу. Мелки колышки тешу, Огород свой горожу, Чтоб капусту не украли, В огород не прибежали
Волк и лисица, бобер и курица,
Заяц усатый, медведь косолапый.
Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем.
2.»Плетень»
Успение
- «Пахари и жнецы»
По краям игровой площадки чертят два круга: один обозначает «ниву», другой — «пашню». Между кругами на равном расстоянии проводят черту. Все участники игры делятся на две команды. Одна команда — Пахари, она становится по одну сторону черты — где «пашня»; другая команда — Жнецы — становится по другую сторону черты — где «нива». В стороне стоит водящий. Пахари, обращаясь к Жнецам, поют:
Мы пашенку пахали, Глубокие борозды махали. Борозды — глубокие, Полосы — широкие.
А вы жнецы худые —
У вас серпы тупые! Жнецы отвечают:
У вас пахарь Сысой, У него плуг тупой. Он пашню не пахал, На меже лежал,
На меже лежал, Ворон считал.
А мы жнецы молодые, У нас серпы золотые. Мы жито жали,
Во снопочки вязали,
На ток вывозили, Цепом молотили, Зерно выбивали — Стали с пирогами!
Тут же водящий подбрасывает брусок дерева (с одной стороны с корой, с другой — гладко выструганный). Упадет брусок вниз корой, а вверх гладкой стороной, водящий кричит:
«Раз, два, три — на ниву беги!»
По этой команде Жнецы бегут ни «ниву», а Пахари, перебежав черту, догоняют их, стараясь поймать. Жнецы, успевшие забежать на «ниву», пойманными уже быть не могут. Пойманные Жнецы переходят в команду Пахарей. Затем все возвращаются на свои места к черте. Водящий опять подбрасывает брусок, и игра продолжается. Играют до тех пор, пока одна из команд не переловит всех участников другой команды.
- «Кто с нами?»
- «Огородник»
Семенов день
- «Муха»
На земле очерчивается круг. В центре вбивается кол, на него вешается кружок – «муха». Играющие встают за кругом и бросают палочки, кусочки дерева - стараются сбить «муху» с кола. У кола стоит караульщик, который должен всякий раз, как «муха» сбита, снова вешать ее на кол. Когда играющие бросят все свои «снаряды», то бегут за ними, и кто, вернувшись, не успеет занять свое место, тот становится караульщиком у
«мухи».
- «Охотники и собаки»
- «Черный жук»
Покров
Заря-зарница Кружева Молчанка
- «У дядюшки Трифона»
Играющие берутся за руки, образуя круг, водящий – в середине. Все поют или приговаривают:
У дядюшки Трифона семеро детей, Семеро детей, и все сыновья.
Они не пьют, не едят, Друг на друга глядят И все делают вот так.
При этом водящий, выполняет какие – либо движения, а все играющие должны повторить их. Тот, кто не успевает повторить движения или повторяет их неточно, платит фант. Движения должны быть забавными.
- «Пятнашки»
Играющие выбирают водящего – пятнашку. Все разбегаются по площадке, а пятнашка их ловит.
Правила игр: тот, кого пятнашка коснется рукой, становится пятнашкой. Варианты.
Пятнашки, ноги от земли. Играющий может спастись от пятнашки, если встанет на какой-нибудь предмет.
Пятнашки-зайки. Пятнашка может запятнать только бегущего игрока, но стоит последнему запрыгать на двух ногах — он в безопасности.
Пятнашки с домом. По краям площадки рисуют два круга, это дома.
Один из играющих – пятнашка, он догоняет участников игры. Преследуемый может спастись от пятнашки в доме, так как в границах круга пятнать нельзя. Если же пятнашка кого-то из игроков коснулся рукой, тот становится пятнашкой.
Пятнашки с именем. Все играющие, кроме пятнашки, выбирают себе названия цветов, птиц, зверей. Пятнашка не пятнает того, кто вовремя себя назвал (например, лиса).
Круговые пятнашки. Участники игры встают по кругу на расстоянии одного шага, каждый свое место отмечает кружком. Двое водящих стоят на некотором расстоянии друг от друга, один из них – пятнашка, он догоняет второго игрока. Если убегающий видит, что пятнашка его догоняет, он просит помощи у игроков, стоящих на месте, назвав одно из них по имени. Названный игрок оставляет свое место и бежит по кругу, пятнашка догоняет уже его. Свободное место занимает игрок, который начинал игру. Свободный кружок, если успеет, может занять и пятнашка, тогда пятнашкой становится тот, кто остался без места. Игра продолжается, пятнашка догоняет игрока, который вышел из круга.
- «Заря-зарница»
- «Кружева»
- «Молчанка»
Кузьма и Демьян
- «Золотые ворота»
Выбирают двух игроков посильнее. Те отходят немного в сторону и договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто «луной» («месяцем»). Выбравшие себе роли луны и солнца становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через «ворота». Часто при этом поют любимые участниками песни. Когда через «ворота» проходит последний из идущих, они «закрываются»: опускаются поднятые руки, и последний оказывается между ними. Задержанного спрашивают тихонько, на чью сторону он хотел бы стать: позади «луны» или «солнца». Он выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через «ворота», и снова последний попадает в группу «луны» или «солнца». Когда все распределены, группы устраивают перетягивание, взявшись за руки или с помощью веревки, палки и т. д.
Разновидность этой игры (ставшая в последние десятилетия более распространенной, чем описанная выше) заключается в том, что идущие через «ворота» не поют, зато игроки, изображающие «ворота», говорят речитативом:
Золотые ворота Пропускают не всегда:
Первый раз прощается, Второй - запрещается, А на третий раз
Не пропустим вас!
«Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто оказался в них, Чтобы не быть пойманными, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и веселой. Заканчивается также перетягиванием.
Другая разновидность состоит в том, что «ворот» - двое. Игроки, изображающие их, произносят стишок одновременно (в лад). Пойманные не выбирают, куда встать, а сразу включаются в команду поймавших их
«ворот». Изображающие ворота соревнуются в том, кто больше поймает игроков. Соревнование завершается перетягиванием.
Правила.
Игроку, который должен пройти через «ворота», нельзя останавливаться перед ними (из-за боязни, что они закроются). Остановившегося считают пойманным.
Идущим или бегущим нельзя расцеплять руки, надо держаться за руку хотя бы с одним игроком. Кто бежит, ни с кем не держась за руки, считается пойманным.
Опускать руки («закрывать ворота») можно только на последнее слово речитатива.
- «Ворон и куры» (драматическая игра)
Цель. Ознакомление с элементами трудовой жизни. Развитие внимания. Приобретение навыков общения со сверстниками.
Из среды играющих выбирают ворона и хозяйку, остальные изображают кур. Ворон уходит за угол в свое гнездо; хозяйка – за 10 метров в свой дом с курами и ложится спать. В это время ворон уносит с собою одну из куриц. Хозяйка, проснувшись, начинает считать кур, но, не досчитавшись одной, идет к ворону и спрашивает: «Ворон, ворон, Иван Петрович! Не видал ли ты моей курочки?» — Ворон отвечает: «Какие тебе курочки ?! Зачем на мое поле пришли?» Хозяйка уходит и опять ложится спать. В это время является ворон и опять уносит с собой вторую курицу. Таким образом, одного за другим хозяйка отдает всех играющих и отправляется к ворону в последний раз. Во время переговоров ворон совсем отказывается от всяких сведений о курах хозяйки, но последняя начинает кликать их: «Тю, тю, тю!» Тогда куры соскакивают со своих мест и начинают щипать хозяйку с вороном: первую за то, что плохо их берегла, второго за то, что их крал.
При этом хозяйка и ворон должны бежать от воронова гнезда до хозяйкиного дома. На этом игра заканчивается.
- «Кузнецы»
- «Курочки»
- «Царевна»
- Считалки
Дети очень любят шутливые, веселые стихи-считалочки, быстро их запоминают. К тому же они помогают без обид выбрать ведящего. Все участники игры встают в круг, в ряд или садятся на скамейки, на траву, один из них выходит на середину и громко, четко выговаривая слова,
произносит нараспев считалочку, например:
Тара – бара, Домой пора — Ребят кормить, Телят поить, Коров доить, Тебе водить!
Тот, кто произносит считалку, при каждом слове, а иногда и слоге прикасается поочередно рукой к играющим, не исключая и самого себя. Тот, на кого выпадает последнее слово, становится водящим. Считалка не повторяется.
Примеры считалок:
Раз, два, три, четыре, Пять, шесть, семь, Восемь, девять, десять. Выплывает белый месяц! Кто до месяца дойдет, Тот и прятаться пойдет!
Катилося яблочко Мимо сада, Мимо огорода, Мимо частокола;
Кто его поднимет, Тот вон выйдет!
- Заяц белый, Куда бегал?
- В лес дубовый!
- Что там делал?
- Лыки драл!
- Куда клал?
- Под колоду!
- Кто украл?
- Родион.
- Выйди вон!
Шла кукушка Мимо сети, А за нею Малы дети.
И кричали:
«Кук! Мак!» Убирай Один кулак!
Шла кукушка Мимо сети, А за нею Малы дети.
Кукушата Просят пить. Выходи — Тебе водить!
Кукушечка – Горюшечка Плетень плела, Детей вела.
Дети шли,
До конца дошли, До конца дошли, Обратно пошли. Кук!
Тили – тили,
На лавочке сидели: Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник, Портной.
А ты кто такой?
Ах ты, Совушка – сова, Ты большая голова!
Ты на дереве сидела, Головою ты вертела — Во траву свалилася,
В яму покатилася!
За морями, за горами, За железными столбами На пригорке теремок, На двери висит замок.
Ты за ключиком иди И замочек отопри.
Лиса по лесу шла, Лиса лычки драла, Лиса лапотки плела — Мужу двое,
Себе трое
И детишкам По лаптишкам!
Под мельницей, Под веретельницей
Подралися два ерша. Вот и сказка вся!
Обруч кружь, обруч кружь. Кто играет, будет уж.
Кто не хочет быть ужом, Выходи из круга вон!
Инцы-брынцы, Балалайка!
Инцы-брынцы, Поиграй-ка!
Инцы-брынцы, Не хочу!
Инцы-брынцы, Вон пойду!
По дорожке Дарья шла, Клубок ниточек нашла. Клубок маленький, Нитки аленьки,
Клубок катится, Нитка тянется.
Клубок дале, дале, дале, Нитка доле, доле, доле. Я за ниточку взяла, Потянула, порвала.
Стакан, лимон —
Вышел вон.
Комарики-мошки, Тоненькие ножки, Пляшут по дорожке. Близко ночь, Улетайте прочь.
Еду-еду
К бабке, к деду На лошадке
В красной шапке. По ровной дорожке На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам, Все прямо и прямо,
А потом вдруг... в яму! Бух!
Катился горох по блюду. Ты води,
А я не буду.
Тара-бара, домой пора, Коров доить, тебе водить! Заяц бегал по болоту,
Он искал себе работу. Он работу не нашел, А заплакал и пошел!
Конь ретивый с длинной гривой Скачет, скачет по полям,
Тут и там, тут и там! Где проскачет он — Выходи из круга вон!
Ягода, малиновка, Медок, сахарок, Поди вон, королек! Там тебе место,
В кислое тесто.
Раз, два, три, четыре —
Жили мошки на квартире.
К ним повадился сам-друг Крестовик — большой паук.
Пять, шесть, семь, восемь— Паука мы попросим: —
Ты, обжора, не ходи. Ну-ка, Мишенька, води.
Раз, два, три, четыре —
Меня грамоте учили. Пять, шесть, семь — Покосился пень.
Он, Додон, Выйдет от нас вон!
По утренней росе, По зеленой полосе.
Здесь яблоки, орешки, Медок, сахарок, Поди, вон в уголок!
Чуха, рюха, ты свинуха! Семьсот поросят
За тобой кричат. Шестьсот красот По болоту бродят, Тебя не находят,
Щиплют травку-лебеду, Ее в рот не берут — Под березоньку кладут. Кто возьмет ее из нас,
Пусть он выйдет тот же час!
Гори-гори ясно, Чтобы не погасло, Стой подоле, Гляди на поле, Едут там трубачи Да едят калачи.
Шатар, батар, Шуми, шу,
Я не тятькин сын, Я не мамкин сын, Я на елке рос, Меня ветер снес, Я упал на пенек,
Поди водить, паренек!
Первой дал, Второй взял, Трое сели — Все поели.
Кому гадки гадать? По-турецки писать? Шел, прошел — Шишел, вышел, Вон пошел!
Аты-баты, Шли солдаты, Аты-баты,
На базар. Аты-баты, Что купили? Аты - баты, Самовар!
Соломинка, яреминка, Прела, горела,
На море летела, Кастюк-мастюк, Родион, поди вон! Тенти - бренти!
Сам сокол Через поле Перешел: Руку, ногу Наколол.
Шишел, вышел, Вон пошел!
- Чики-брики, ты куда?
- Чики-брики, на базар.
- Чики-брики, ты зачем?
- Чики-брики, за овсом!
- Чики-брики, ты кому?
- Чики-брики, я коню!
- Чики-брики, ты какому?
- Чики-брики, вороному!
Таря-Маря
В лес ходила, Шишки ела — Нам велела.
А мы шишки Не едим, Таре-Маре Отдадим!
Раз, два, три, четыре, пять. Вышел зайчик погулять, Вдруг охотник выбегает, Прямо в зайчика стреляет. Пиф! Паф! Не попал, Серый зайчик убежал!
Ходит свинка По бору,
Рвет траву-мураву. Она рвет,
И берет,
И в корзиночку кладет. Этот выйдет,
Вон пойдет.
Ахи, ахи, ахи, ох, Маша сеяла горох. Уродился он густой,
Мы помчимся, ты постой!
Летела кукушечка мимо сада, Поклевала всю рассаду И кричала: «Ку-ку-мак!»
Раскрывай один кулак.
Катилася торба
С высокого горба. В этой торбе
Хлеб, соль, пшеница.
С кем хочешь поделиться?
Прыг да скок, Прыг да скок, Скачет зайка — Серый бок.
По лесочку
Прыг-прыг-прыг, По снежочку Тык-тык-тык.
Под кусточек присел, Схорониться захотел.
Кто его поймает, тот и водит.
Ехал Ваня из Казани, Полтораста рублей сани. Двадцать пять рублей дуга. — Мальчик — девочке слуга. — Ты, слуга, подай карету,
Я в ней сяду и поеду. Тани-бани,
Что за вами Под железными
Столбами?
Пчелы в поле полетели, Зажужжали, загудели.
Сели пчелы на цветы. Мы играем – водишь ты. По тропинке кувырком Скачет зайка босиком.
Заинька, не беги — Вот тебе сапоги, Вот тебе поясок, Не спеши в лесок.
Иди к нам в хоровод Веселить народ.
- Теля— меля, ты, Емеля, Третий бас.
Поводи-ка ты за нас!
Покатилось колесо, Укатилось далеко, И не в рожь,
И не в пшеницу, А до самой
До столицы. Колесо кто найдет, Тот ведет.
Трух-тух, Трух-тух-тух,
Ходит по двору петух. Сам со шпорами, Хвост с узорами.
Под окном стоит, На весь мир кричит. Кто услышит,
Тот бежит.
Погляди на небо, Звезды горят, Журавли кричат:
Гу-гу! Убегу!
Раз, два, не воронь, А беги, как огонь!
Уж как шла лиса по тропке, Нашла грамоту в охлопке, Она села на пенек
И читала весь денек.
Петушок-петушок, Покажи свой кожушок. Кожушок горит огнем, Сколько перышек на нем?
Раз, два, три, четыре, пять, Невозможно сосчитать! Ниточка, иголочка,
Синенько стеколочко, Рыба-карась,
Ты убирайсь!
Стульчик, Мальчик, Сам король,
Шишел, вышел, Вон пошел.
Русские народные праздники
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Основным условием успешного внедрения народных праздников в жизнь дошкольника, отмечает, всегда было и остается глубокое знание и свободное владение педагогом обширным народным репертуаром, а также методикой педагогического руководства.
Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.
При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяется подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. Произведение соответствует содержанию праздника, высокохудожественные, интересные и доступные для ребят.
Главным показателем успешности праздника является эмоционально окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведение детей, заинтересованность, радостные эмоции, рождаемые действиями персонажа. Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – радовать детей.
Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Знакомство с культурой и традициями русского народа. Народные праздники и игры"
Задачи: -знакомить дошкольников с некоторыми обрядовыми праздниками и народными играми, привлекать детей и родителей к участию в них; - расширять первоначальные знания о русском народном творчестве (п...
План по самообразованию воспитателя по обучению детей русскому языку Салимгараевой Нурии Фатхетдиновны по теме: «Знакомство с культурой и традициями русского народа через устное творчество»
План по самообразованиювоспитателя по обучению детей русскому языку Салимгараевой Нурии Фатхетдиновны по теме: «Знакомство с культурой и традициями русского народа через устное творч...

Приобщение детей к истокам русской народной культуры по средствам знакомства с обычаями и традициями русского народа
Представляю опыт по приобщению к истокам русской народной культуры по средствам знакомства с обычаями и традициями русского народа. Знакомлю с народными праздниками и традициями, которые неразрывно св...

ПРОЕКТ "ЗНАКОМСТВО С КУЛЬТУРОЙ И ТРАДИЦИЯМИ РУССКОГО НАРОДА. НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ИГРЫ"
ПРОЕКТ "ЗНАКОМСТВО С КУЛЬТУРОЙ И ТРАДИЦИЯМИ РУССКОГО НАРОДА. НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ИГРЫ"Цель: формировать у детей первоначальные представления о народных праздниках, играх, истории и жизни ру...

Детско-взрослый образовательный проект по расширению представлений детей о быте, культуре и традициях русского народа: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными календарно-обрядовыми праздниками»
Одной из задач ФГОС ДО, является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм по...

Знакомство с культурой и традициями русского народа. Народные праздники и игры.
Знакомство с культурой и традициями русского народа.Народные праздники и игры....

Знакомство с культурой и традициями русского народа
Неоценимым богатством являются народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков ...