Конспект занятия "Чаепитие у самовара"
план-конспект занятия (младшая группа)
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены основные направления по образовательной области «Познавательное развитие» и одно из них – «формирование … представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках…» (ФГОС ДО п. 2.6.)
Чаепитие в России – особый и любимый всеми ритуал, а главная его составляющая – общение. Конечно, в современном мире все реже устраиваются традиционные семейные чаепития, но культура потребления чая, необходимые атрибуты и связанные с этим обычаи сохраняются до сих пор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Североонежская средняя школа» филиал ДО «Ёлочка»
Учебное занятие «Чаепитие у самовара»
Для детей младшего дошкольного возраста
Составил:
Колпакова Н.Е.
воспитатель
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены основные направления по образовательной области «Познавательное развитие» и одно из них – «формирование … представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках…» (ФГОС ДО п. 2.6.)
Чаепитие в России – особый и любимый всеми ритуал, а главная его составляющая – общение. Конечно, в современном мире все реже устраиваются традиционные семейные чаепития, но культура потребления чая, необходимые атрибуты и связанные с этим обычаи сохраняются до сих пор.
Цель:
- формировать познавательный интерес к истории предметов русского быта и культуре чаепития.
Задачи:
- формировать представления детей о самоваре и его предназначении
- Формировать представление о культуре чаепития
- воспитывать уважительное отношение к национальному наследию и приобщать детей к истокам народной культуры
- расширять лексический запас детей словами: Самовар, чаепитие, заварной чайник, заварка…
Ход занятия:
Звучит спокойная тихая музыка («К нам гости пришли»). Воспитатель встречает детей в русском костюме в музейной комнате «Изба».
-Здравствуйте ребята, проходите, пожалуйста. Я рада видеть вас у себя в горнице. ( Дети проходят и присаживаются).
-Посмотрите, пожалуйста, на эту карту. Какая у нас большая и многонациональная страна. Сейчас я покажу вам, где мы живем. У нас с вами большая и многонациональная страна, и все мы живем дружно. У каждого народа свои обычаи, но объединяет нас один очень интересный обычай - чаепитие. А что такое чаепитие? Ребята, а вы любите пить чай?
-Ответы детей.
-Отгадайте тогда загадку:
Стоит толстячок
Подбоченивши бочок
Шипит и кипит
Всем чай пить велит. (самовар)
-Ответы детей. Воспитатель показывает детям самовар.
- Ребята, как вы думаете «А почему, самовар называют «Самоваром»?
-Ответы детей
- Самовар – это изобретение для нагрева воды. Как говорится «Сам варит», - отсюда и произошло название самовар. Считается что самовар родом из города Тула.
-Посмотрите на нашу карту, вот здесь находится город Тула, а мы с вами живем на севере. Какой путь проделал самовар. Сейчас самовары «гуляют» по всему миру.
-А из чего же делают самовары?
-Ответы детей. Совершенно верно, самовары делают из меди, железа и даже фарфора. Каждый старался украсить свой самовар различными узорами.
-Ребята давайте рассмотрим наш самовар. Подойдите к нашему столу.
- А какой самовар?
-Ответы детей. (Он большой, блестящий, красивый). Он похож на чайник, только очень большой.
- Что есть у самовара?
-Ответы детей (Крышка, носик, маленький краник)
- Что это за «руки в боки»?
- Ответы детей (ручки)
- Зачем же они нужны?
-Ответы детей ( За них берутся, чтоб не обжечься. В самоваре горячая вода.)
-Чтоб налить в самовар водичку, что нужно сначала сделать?
-Ответы детей (Снять крышечку)
-А чтобы налить водичку в чашку, что нужно сделать?
- Ответы детей (открыть краник).
- Мой самовар шепчет, что хочет поиграть. Поиграем…
П\И «У Маланьи у старушки»
У Маланьи у старушки
Жили в маленькой избушке
семь сыновей, семь дочерей.
Вот с такими головами (показать)
Вот с такими ушами (показывают)
Вот с такими волосами (показывают)
И с такими вот глазами …
И с такими вот носами…
Целый день сидели, ничего не ели
А делали вот так. А как? (Показать движения, повторить 2-3 раза). Молодцы, присаживайтесь.
- Я хочу рассказать, как в давние времена ни одна семья не могла обойтись без самовара. Самовар ставили в центе стола, и хозяйка наливала всем чай. Но перед тем как приступить к чаепитию, она за ранее топила самовар , для этого брали маленькие березовые брусочки и клали их в отверстие, где находиться труба. Раздували самовар сапогом, а затем ставили трубу, и самовар начинал топиться, нагревая воду. А, скажите, можно ли трогать горячий самовар. (Педагог показывает пошагово, как топили самовар)
-Ответы детей
-А теперь вы расскажите из чего вы дома пьете чай?
-Ответы детей
-А вы видели как ваши мама, папа или бабушка заваривают чай?
- Ответы детей.
-Как они это делают?
- Ответы детей.
- И мы с вами сейчас заварим чаек. Для этого мне нужна заварка и заварной чайничек.
- Ребята посмотрите, какая у нас с вами заварка. Дети обследуют заварку, трогают.
-Чтоб заварить чаек, нам необходимо засыпать заварку в маленький стеклянный чайничек, называется он – заварочный чайник. Затем нам нужно залить в чайничек кипяток, и подождать чуток, чтоб заварка наша разбухла, а чаек заварился.
Дети помогают педагогу заварить чаек.
-Ребята, а пока чаек заваривается, я хочу предложить вам поиграть в «Чудесный мешочек». Давайте подойдем к столу и будем по очереди доставать из мешочка по одному предмету, ставить на стол и называть его.
Дети достают по одному предмету и ставят на стол, называя его.
-Скажите, а как назовем мы эти предметы, одним словом.
-Ответы детей (Посуда).
-Ребята, отгадайте еще одну загадку:
Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее
Всем на загляденье…..
Ну и объедение. (баранка, бублик)
-Ответы детей .
- Молодцы. Существовала еще одна традиция пить чай с баранками и вкусным фруктовым сахаром.
Давайте и мы с вами попьем чаек с баранками и вкусным сахарком.
Дети с воспитателем приступают к чаепитию и обсуждают занятие.
Чай мы пили, танцевали
Очень весело играли.
О чае, самоваре очень многое узнали,
Но, по-моему, устали
Наступает час прощанья,
Будет краткой наша речь
Говорим Вам «До свидания!»
До приятных новых встреч!
Список используемой литературы:
-Иванцова Л.А. Народные и обрядовые праздники. / Л.А. Иванцова – Ростов-на-Дону: Издательство Март, 2009. – 272 с.
-Князева О.Л., Махаева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. / О.Л. Князева, М.Д. Махаева – СПб.: Издательство «Детство – Пресс», 2006. – 365 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Русский самовар и чаепитие на Руси"
Тема: «Русский самовар и чаепитие на Руси»Цель: приобщение детей к русской народной культуре: ознакомить с традицией чаепития на Руси.Образовательные задачи: расширить общий кругозор ребенка; ознакоми...

Конспект занятия "Русский самовар"
Цель: формировать у детей интерес и уважение к русской народной культуре....
Конспект занятия "Русский самовар"
Конспект занятия Русский самовар...

конспект занятия «У самовара не скучаем, разговор ведём за чаем»
Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет по приобщению к русскому фольклору«У самовара не скучаем, разговор ведём за чаем»...

Конспект занятия «У самовара»
Цели: Знакомить детей с русским народным творчеством, культурой, обычаями с помощью народного фольклора (песен, танцев, потешек, костюмов, обрядов) Развивать художественно – эс...
Конспект НОД - Русский самовар и чаепитие на Руси
Знакомство детей с историей появления самовара и традицией чаепития на Руси....

конспект "Знакомство с самоваром"
Тема: «Знакомство с самоваром»Программное содержание:Продолжать знакомить со старинной посудой – самоваром и его частями: крышкой, ножками, ручкам, кранчиком и чайной посудой.У...