Конспект занятия "Чаепитие у самовара"
план-конспект занятия (младшая группа)

Колпакова Наталья Евгеньевна

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены основные направления по образовательной области «Познавательное развитие» и одно из них – «формирование … представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках…» (ФГОС ДО п. 2.6.)

Чаепитие в России – особый и любимый всеми ритуал, а главная его составляющая – общение. Конечно, в современном мире все реже устраиваются традиционные семейные чаепития, но культура потребления чая, необходимые атрибуты и связанные с этим обычаи сохраняются до сих пор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Чаепитие у самовара»20.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Североонежская средняя школа»  филиал ДО «Ёлочка»

Учебное занятие «Чаепитие у самовара»

Для детей младшего дошкольного возраста

Составил:

Колпакова Н.Е.

воспитатель

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены основные направления по образовательной области «Познавательное развитие» и одно из них – «формирование … представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках…» (ФГОС ДО п. 2.6.)

Чаепитие в России – особый и любимый всеми ритуал, а главная его составляющая – общение. Конечно, в современном мире все реже устраиваются традиционные семейные чаепития, но культура потребления чая, необходимые атрибуты и связанные с этим обычаи сохраняются до сих пор.

Цель:

- формировать познавательный интерес к истории предметов русского быта и культуре чаепития.

Задачи:

- формировать  представления детей о самоваре и его предназначении

- Формировать представление о культуре чаепития

- воспитывать уважительное отношение к национальному наследию и приобщать детей к истокам народной культуры

- расширять лексический запас детей словами: Самовар, чаепитие, заварной чайник, заварка…

Ход занятия:

Звучит спокойная тихая музыка («К нам гости пришли»). Воспитатель встречает детей в русском костюме в музейной комнате «Изба».

-Здравствуйте ребята, проходите, пожалуйста. Я рада видеть вас у себя в горнице. ( Дети проходят и присаживаются).

 -Посмотрите, пожалуйста, на эту карту. Какая у нас большая и многонациональная страна. Сейчас я покажу вам, где мы живем. У нас с вами большая и многонациональная страна, и все мы живем дружно. У каждого народа свои обычаи, но объединяет нас один очень интересный обычай - чаепитие.  А что такое чаепитие? Ребята, а вы любите пить чай?

-Ответы детей.

-Отгадайте  тогда загадку:

Стоит толстячок

Подбоченивши бочок

Шипит и кипит

Всем чай пить велит. (самовар)

-Ответы детей. Воспитатель показывает детям самовар.

- Ребята, как вы думаете «А почему, самовар называют «Самоваром»?

-Ответы детей

- Самовар – это изобретение для нагрева  воды. Как говорится «Сам варит», - отсюда и произошло название самовар. Считается что самовар родом из города Тула.

-Посмотрите на нашу карту, вот здесь находится город Тула, а мы с вами живем на севере. Какой путь проделал самовар. Сейчас самовары «гуляют» по всему миру.

-А из чего же делают самовары?

-Ответы детей.  Совершенно верно, самовары делают из меди, железа и даже фарфора. Каждый старался украсить свой самовар различными узорами.

-Ребята давайте рассмотрим наш самовар. Подойдите к нашему столу.

- А какой самовар?

-Ответы детей. (Он большой, блестящий, красивый). Он похож на чайник, только очень большой.

- Что есть у самовара?

-Ответы детей (Крышка, носик, маленький краник)

- Что это за «руки в боки»?

- Ответы детей (ручки)

- Зачем же они нужны?

-Ответы детей ( За них берутся, чтоб не обжечься.  В самоваре горячая вода.)

-Чтоб налить в самовар водичку, что нужно сначала сделать?

-Ответы детей (Снять крышечку)

-А чтобы налить водичку в чашку, что нужно сделать?  

- Ответы детей (открыть краник).

- Мой самовар шепчет, что хочет поиграть. Поиграем…

П\И «У Маланьи у старушки»

У Маланьи у старушки

Жили в маленькой избушке

семь сыновей, семь дочерей.

Вот с такими головами (показать)

Вот с такими ушами (показывают)

Вот с такими волосами (показывают)

И с такими вот  глазами …

И с такими вот носами…

Целый день сидели, ничего не ели

А делали вот так. А как? (Показать движения, повторить 2-3 раза). Молодцы, присаживайтесь.

- Я хочу рассказать, как в давние времена ни одна семья не могла обойтись без самовара. Самовар ставили в центе стола, и хозяйка наливала всем чай. Но перед тем как приступить к чаепитию, она за ранее топила самовар , для этого брали маленькие березовые брусочки и клали их в отверстие, где находиться труба. Раздували самовар сапогом, а затем ставили трубу, и самовар начинал топиться, нагревая воду. А, скажите, можно ли трогать горячий самовар. (Педагог показывает пошагово, как топили самовар)

-Ответы детей

-А теперь вы расскажите из чего вы дома пьете чай?

-Ответы детей

-А вы видели как ваши мама, папа или бабушка заваривают чай?

- Ответы детей.

-Как они это делают?

- Ответы детей.

- И мы с вами сейчас заварим чаек. Для этого мне нужна  заварка и заварной чайничек.

- Ребята посмотрите, какая у нас с вами заварка. Дети обследуют заварку, трогают.

-Чтоб заварить чаек, нам необходимо засыпать заварку в маленький стеклянный чайничек, называется он – заварочный чайник. Затем нам нужно залить в чайничек кипяток, и подождать чуток, чтоб заварка наша разбухла, а чаек заварился.

Дети помогают педагогу заварить чаек.

 -Ребята, а пока чаек заваривается,  я хочу предложить вам поиграть в «Чудесный мешочек». Давайте подойдем к столу и будем по очереди доставать из мешочка по одному предмету, ставить на стол и называть его.

Дети достают по одному предмету и ставят на стол, называя его.

-Скажите, а как назовем мы эти предметы, одним словом.

-Ответы детей (Посуда).

-Ребята, отгадайте еще одну загадку:

Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее

Всем на загляденье…..

Ну и объедение. (баранка, бублик)

-Ответы детей .

- Молодцы. Существовала еще одна традиция пить чай с баранками и вкусным фруктовым сахаром.

Давайте и мы с вами попьем чаек с баранками и вкусным сахарком.

Дети с воспитателем приступают к чаепитию и обсуждают занятие.

Чай мы пили, танцевали

Очень весело играли.

О чае, самоваре очень многое узнали,

Но, по-моему, устали

Наступает час прощанья,

Будет краткой наша речь

Говорим Вам «До свидания!»

До приятных новых встреч!

Список используемой литературы:

-Иванцова Л.А. Народные и обрядовые праздники. / Л.А.  Иванцова – Ростов-на-Дону: Издательство Март, 2009. – 272 с.

-Князева О.Л., Махаева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. / О.Л. Князева, М.Д. Махаева – СПб.: Издательство «Детство – Пресс», 2006. – 365 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Русский самовар и чаепитие на Руси"

Тема: «Русский самовар и чаепитие на Руси»Цель: приобщение детей к русской народной культуре: ознакомить с традицией чаепития на Руси.Образовательные задачи: расширить общий кругозор ребенка; ознакоми...

Конспект занятия "Русский самовар"

Цель: формировать у детей интерес и уважение к русской народной культуре....

Конспект занятия "Русский самовар"

Конспект занятия Русский самовар...

конспект занятия «У самовара не скучаем, разговор ведём за чаем»

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет по приобщению к русскому фольклору«У самовара не скучаем, разговор ведём за чаем»...

Конспект занятия «У самовара»

Цели:   Знакомить детей с русским народным творчеством, культурой, обычаями с помощью народного фольклора (песен, танцев, потешек, костюмов, обрядов)  Развивать художественно – эс...

Конспект НОД - Русский самовар и чаепитие на Руси

Знакомство детей с историей появления самовара и традицией чаепития на Руси....

конспект "Знакомство с самоваром"

Тема: «Знакомство с самоваром»Программное содержание:Продолжать знакомить со старинной посудой – самоваром и его частями: крышкой, ножками, ручкам,  кранчиком и чайной посудой.У...