Методическая разработка «Камешки «Марблс», как способ развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста».
методическая разработка
Цель: Развитие речи детей, через применение игр и упражнений с камешками Марблс; подготовка к обучению грамоте; развитие мелкой моторики и тактильных ощущений; развитие пространственных представлений. Развитие образного мышления, зрительного внимания, памяти, эстетического восприятия. Учить различать и правильно называть основные цвета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_metodicheskaya_razrabotka_kameshki_marbls.docx | 39.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Иркутского районного муниципального образования
«Дзержинская начальная школа - детский сад»
Методическая разработка
«Камешки «Марблс», как способ развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста».
Подготовили воспитатели:
Булах Оксана Викторовна
Романова Анастасия Павловна
г. Иркутск, 2024г.
Содержание
- Краткая аннотация проекта……………………………………………3
- Обоснование необходимости методической разработки……………3
- Цели и задачи методической разработки: .................………………...4
- Интеграция образовательных областей………………………………5
- Основная часть ……………...…………………………………………6
- Варианты игр с камешками «Марблс"………...……………………...6
- Познавательное развитие.................................................................6
- Различие цветов…………...……….................................................7
- Дидактические игры........................................................................8
- Ожидаемые результаты .....................................………………………9
- Вывод...................................................................………………………10
- Используемая литература…………......................................................10
- Аннотация
Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна в быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов и средств в практике дошкольной работы с детьми. Анализируя возможности нетрадиционных методов и технологий, нас заинтересовал такой инновационный материал, который будет способствовать не только развитию мелкой моторики, а также развитию речи, познавательной активности детей, играя с которым, дети будут увлечены процессом.
Одним из таких приемов является специально организованная деятельность с использованием камешков «Марблс». «Марблс» — это сияющий стеклянный шарик сплюснутой, круглой, овальной или другой формы. Далёкий потомок глиняных шариков, которые в древности были игрушками для людей. Камушки «Марблс» могут быть сделаны из глины, дерева, пластика или чаще всего из стекла. Они имеют разнообразные оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что и взрослым, и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках.
Камешки «Марблс» являются полифункциональным пособием, которое находит применение во всех образовательных областях. Это вариативный материал. Игры и игровые приемы с данным материалом используются в зависимости от поставленных целей и задач. Все упражнения могут варьироваться от возраста детей, их развития, заинтересованности в игре.
2. Обоснование необходимости методической разработки
Проблема
Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом, поэтому работа рук способствует психическому успокоению и речевому развитию. Одновременные движения обеих рук активируют сразу оба полушария. Создаются новые нейронные связи, а значит, процессы анализа и синтеза информации проходят быстрее. Как следствие, повышается умственная активность и работоспособность. Ребенок лучше усваивает знания, проще осваивает навыки, успевает выполнять больше задач.
Актуальность
Анализируя возможности нетрадиционных методов и технологий, нас заинтересовал такой инновационный материал, который будет способствовать не только развитию мелкой моторики, а также развитию речи, познавательной активности детей, играя, с которым, дети будут увлечены процессом. Таким материалом для нас стали камешки Марблс.
Использование нетрадиционных методов в работе воспитателя повышают эффективность познавательного процесса, речевого и сенсомоторного развития у детей. Новым подходом в организации образовательного процесса является то, что в ходе игровых заданий и упражнений предусмотрено с одной стороны, решение сенсорных задач с учетом различных умений и навыков детей, с другой – приобретение детьми новых знаний и умений, которые они могли бы использовать в других видах деятельности. Выбранная тема является актуальной, ведь всестороннее развитие воспитанников в обучении происходит через игру. Педагог может найти такие игровые средства и приемы, которые позволят сделать занятие интересным и насыщенным. Разноцветные камешки Марблс объединяют в себе морскую волну, звездную пыль, янтарь и каплю воды. Игры с шарами Марблс – это физическое и умственное развитие детей, в связи с этим, актуальным становится применение нетрадиционных игр с использованием камней Марблс в целях всестороннего развития дошкольников.
3. Цели и задачи методической разработки:
Развитие речи детей, через применение игр и упражнений с камешками
Марблс; подготовка к обучению грамоте; развитие мелкой моторики и тактильных ощущений; развитие пространственных представлений. Развитие образного мышления, зрительного внимания, памяти, эстетического восприятия. Учить различать и правильно называть основные цвета.
Образовательные задачи:
- познакомить детей с видами камней и их свойствами;
- учить детей способам захвата камней: кулачковый, щипковый, пинцетный захват;
- упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры руки ребенка;
- закрепить знания детей о математическом счете;
- закрепить знания детей о цвете. упражнять в ориентировке на плоскости листа;
- работать над дифференциацией цветов;
Развивающие задачи:
- развитие ориентировки на плоскости;
- формирование пространственных представлений;
- формирование представлений математического счета;
- развитие логического мышления ребёнка;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие памяти, внимания, зрительно-двигательной координации;
- формировать индивидуальные, творческие способности личности.
Воспитательные задачи:
- воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца;
- обучение игре в совместной деятельности, поддержке товарищей, других участников, формирование дружеских взаимоотношений;
- воспитание и развитие у ребенка эстетического вкуса и творческого подхода к выполнению заданий и упражнений с камешками «Марблс».
4. Интеграция образовательных областей
- Образовательная область «Познавательное развитие»
предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени и др.).
- Образовательная область «Речевое развитие» предполагает развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи во время коллективного исследования, обсуждения его хода, выдвижения предположений и доказательств; используя физкультминутки и приветствия в стихотворной форме, проговаривание решение задачи.
- Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» интегрирует с межполушарным развитием и помогает решать её задачи. Рассматривание, ощупывание или выкладывание натуры по контуру; беседа об увиденном, анализ изобразительной задачи; составление описания обследованного образца, предмета, ситуации.
- Образовательная область «Физическое развитие» предусматривает такие задачи как: приобретение опыта в двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих развитию координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, решаются посредством игровых упражнений.
- Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» предполагает создание педагогических ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, взаимовыручки, побуждая детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Таким образом, выстраивая образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей, у детей формируются более глубокие, разносторонние знания, целостное представление о мире, обобщённые представления, знания и умения. Это способствует повышению эффективности воспитания и развития детей, стимулирует их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и установлению причинно-следственных связей, а также развивает логику, мышление и коммуникативные способности.
Методическая разработка состоит из развивающих игр и заданий, которые помогают развить творческое воображение, формируют связную речь, обогащают словарный запас, формируют познавательную активность у детей.
5. Основная часть:
Применение камушков «Марблс» – это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Игра в «Марблс» признана детскими психологами одной из самых полезных для подрастающего поколения: она развивает меткость, скорость, точность и моторику, а красивые оттенки стеклянных камушков пробуждают в ребенке чувство прекрасного. Работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности: она удовлетворяет познавательную активность ребенка, способствует развитию творческого мышления, благотворно влияет на развитие умственных способностей, мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера, повышает интерес к занятиям, снимает усталость. Через интересные формы работы, творческую предметно-практическую деятельность ребенок познает окружающий мир, учится.
Работу начали с поиска и приобретения самого материала, то есть камней «Марблс». Коллекция получилась большой и разнообразной. Цвет, форма, фактура камней позволили разработать большое количество игр и упражнений для дошкольников. Интерес к ярким камешкам у детей с каждым занятием проявлялся все сильнее, мы начали включать этот вид работы в свои занятия систематически, моделируя практическое применение относительно содержания разных образовательных областей.
В познавательной образовательной области – на занятиях по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) – дети с удовольствием выполняли ориентировку на листе бумаги при помощи камешек, на ознакомлении с миром природы и с предметным окружением – выкладывали различные рисунки предметов и природы, контуры животных. В речевой образовательной области – учились определять местоположение заданного звука в слове, выкладывая камешек соответствующего цвета на схему. В художественно-эстетической образовательной области – выкладывали различные рисунки, составляли узоры. Постепенно возрастал интерес и мотивация детей к выполнению заданий, на занятиях они были более активны, а в творческих работах ярко проявлялась их индивидуальность и своеобразие решений учебных заданий.
6. Варианты игр с камушками «Марблс».
Познавательное развитие
Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.
«Давайте знакомиться»
Цель: привлечение внимание ребёнка к тактильному объекту. Игровое действие: мы обращает внимание детей на камешки и предлагает потрогать их руками. При этом знакомим с текстурой – стеклянные, гладкие; качеством – хрупкое, прозрачное; цветом –желтый, красный, зелёный и т.д. Предлагаем детям по перекладывать камушки из одной емкости в другую.
Оборудование: емкость с камешками «Марблс».
«Какой камушек спрятался?»
Цель: развитие зрительного внимания, памяти.
Оборудование: камешки Марблс
Игровое действие: перед детьми выкладываем несколько камешков, дети запоминают их, а потом закрывают глаза, воспитатель убирает один камешек, дети должны назвать какого цвета камешек исчез.
Различие цветов
Формирование чувства цвета играет значительную роль в развитии ребенка, но это развитие не происходит само по себе, а требуются 6 7 специальные усилия педагога. В детские развивающие игры с камушками «Марблс» мы включили упражнения по цветовосприятию. И поэтому так важно постепенное формирование у детей правильного представления о цветах.
«Радуга»
Цель: развивать умения различать цвета, называть их; развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук.
Игровое действие: педагог предлагает разложить камешки, накладывая их на образец – карточку, на которой нанесён рисунок. Карточка с рисунком радуги, камешки «Марблс».
«Разноцветные стаканчики»
Цель: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу и по словесному обозначению.
Игровое действие: обращает внимание, что все камешки разных цветов перемешались. Необходимо рассортировать их по цветам. При повторении упражнения количество предъявляемых цветов увеличивается.
Материал: камешки «Марблс», стаканчики разных цветов.
«Помоги мышке добраться до сыра»
Цель: учить ориентироваться на плоскости; развитие мелкой моторики рук.
Игровое действие: предлагает детям выложить тропинку от мышки к сыру, выкладывая дорожку теми цветами, которые изображены на карточке. Оборудование: камешки «Марблс», карточка с заданием.
«Мозаика»
Цель: учить складывать камешки, прикладывая один к другому; развитие мелкой моторики рук. развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу и по словесному обозначению; стимулирование зрительно-поисковой деятельности, усвоение названий цветов.
Игровое действие: предлагаем ребенку выложить узор по образцу. Оборудование: камушки "Марблс", шаблоны с узорами.
«Веселые окошки»
Цель: развивать цветовое восприятие, закрепить названия цветов, навыки соотнесения предметов по цветам; закреплять навыки ориентировки на плоскости; развивать тактильные восприятия, мелкую моторику рук, мышление; учить классифицировать предметы по их назначению.
Игровое действие: предлагаем детям рассмотреть домики с цветными окошками, спросить -какое по цвету окошко расположено справа вверху? -где расположено красное окошко? Распределить камешки по цветным окошкам.
Дидактические игры
Главная задача дошкольного учреждения в области обучения состоит в том, чтобы, начиная с раннего возраста, наряду с передачей детям знаний, умений и навыков формировать определенный уровень мыслительных 9 способностей, готовить ребенка физически и психически к умственной работе. В решении этой задачи существенную помощь нам окажут дидактические игры с использованием камушков «Марблс».
«Знакомство с буквой»
В старших и подготовительных группах для развития концентрации внимания мы стали усложнять задания с помощью таких игр, как «Знакомство с буквой». Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: камушки «Марблс», карточки с образцами букв для наложения камушков. Предложить детям назвать букву, выложить буквы по памяти. Для усложнения задания, можно предложить детям выложить слово.
«Знакомство с цифрой»
С целью формирования у детей элементарных представлений о счете и цифрах, мы предлагаем выкладывать из камешков цифры по образцу, называя их в прямом и обратном порядке, назвать предыдущее и последующее число (соседей цифры). Также можно предложить выложить определенное количество камней и соотнести его с цифрой, посчитать камешки, используя порядковый и количественный счет, составлять, выкладывать условие и решать математические «примеры» и задачи. С помощью Марблс можно проводить с детьми математический диктант (например, выложи два красных камешка, затем один синий, три зеленых и т.д.) Также я их используем для формирования умения ориентироваться на листе бумаги (например, в правый верхний угол положи красный камень, в цент синий и т.д.)
«Числовые домики»
Цель: содействие познавательному развитию воспитанников посредством освоения элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Оборудование: карточки с изображением числовых домиков, камешки «Марблс».
Игровое действие: подобрать камушки по количеству в пустое окошко.
С помощью данной игры у детей развиваются умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети учатся сравнивать, анализировать, обобщать.
«Сложи фигуры по образцу»
Цель: развивать умение различать геометрические фигуры, закрепить знания о геометрических фигурах, определять их цвет, закреплять знание основных цветов, развивать способность воспринимать задание на слух, развивать внимание и мыслительные операции.
Оборудование: геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), камешки «Марблс».
Игровое действие: Педагог предлагает детям рассмотреть фигуры, разложенные на столе, назвать их цвет. Ребенок, глядя на шаблон картинки, составляет из камушек геометрически фигуры. Если ребенку трудно выполнить задание, то используем способ наложения фигур.
«Веселые картинки»
Цель: развитие умения различать цвета, называть их, развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук, обучение игре в совместной деятельности, поддержке товарищей, других участников, формирование дружеских взаимоотношений.
Оборудование: карточки с заданиями.
Игровое действие: педагог предлагает разложить камушки накладывая их на образец - карточку, на которой нанесен рисунок. Усложнение: выкладывание камушков, ориентируясь на образец на свободном пространстве. Запомнить узор на карточке и выложить по памяти.
«Загрузи автомобиль»
Цель: развитие воображения, развивать тактильные восприятия, мелкую моторику рук.
Оборудование: камешки «Марблс», машинки с кузовом, лопатка, пластмассовые пинцеты. Игровое действие: педагог предлагает загрузить(выгрузить) автомобили грузом (в виде груза используем камушки «Марблс», для усложнения игры можно предложить использовать для загрузки машин пластмассовые пинцеты.
7. Ожидаемые результаты:
Для воспитанников:
- развитое креативное мышление ребенка;
- развита мелкая моторика рук;
- сформировано логическое мышление;
- развит познавательный интерес;
- развита память, внимание;
- стабилизирован эмоциональный фон ребенка, и его раскрепощение;
- сформирована произвольная деятельность.
Для педагога:
- повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;
- перспективное планирование.
Для родителей:
- активный и заинтересованный участник образовательного процесса.
8. Вывод
При многообразии задач, поставленных перед развивающими играми, они остаются интересными, дают возможность творчества, не утрачивают своей привлекательности от игры к игре. Камешки и игры с ними очень нравятся детям, а игр еще придумать можно большое количество. Ребенок делает что-то сам, по собственному желанию, а значит с интересом и удовольствием. В ходе игр и игровых упражнений предусмотрено с одной стороны, решение задач с учетом различных умений и навыков детей, с другой – приобретение детьми новых знаний и умений, которые они могли бы использовать в разных видах деятельности. Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов и средств в практике дошкольной работы с детьми. Таким образом, игры с камнями совмещают в себе и приятное, и полезное занятие для развития детей.
9. Используемая литература:
1. Башаева Т. В. Развитие восприятия детей 3-7 лет. Ярославль, 2001.
2. Вольнова Л. Н. Движение-мысль-слово. Пермь.,
3. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. М. ,1986. Монтессорри
4. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. М. ,1973
5. Климанова Г.Б. «Учебно-методическая технология использования камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста»/2015. – с. 28-37
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры на развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством ИКТ.
Социально-экономическое развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно- коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. С...
ИНТЕНСИВНОЕ РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В. В. ВОСКОБОВИЧА Опыт работы .
ИНТЕНСИВНОЕ РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В. В. ВОСКОБОВИЧА Опыт работы .{C}{C}{C}...
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста
Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познавании окружающего мира. Для того, чтоб любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии, заинтересов...
Презентация "Игры на развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством ИКТ".
Практика показала, что при использовании ИКТ в детском саду значительно возрастает интерес детей к образовательной деятельности, повышается уровень познавательных возможностей....
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста в процессе формирования музыкальной культуры детей
Интеллектуальное развитие дошкольников на музыкальных занятиях осуществляется в разных видах музыкальной деятельности. •Слушание•Пение•Песенное творчество•Музыкально – ритмические движения•Музыка...
Методические рекомендации для педагогов «Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством использования палочек Кюизенера»
Цель: Познакомить педагогов с дидактическим средством – палочками Кюизенера, как орудием профессионального труда и инструментом учебно-познавательной деятельности ребёнка одновременно, сти...