Картотека музыкально-речевых игр
методическая разработка (старшая группа)
Приложение к основной образовательной программе дошкольного образования МАДОУ д/с №1
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1 «Радость» г. Волжского Волгоградской области»
(МАДОУ д/с № 1)
Принято Протокол педагогического совета от _____________________ № | Утверждаю Заведующий МАДОУ д/с № 1 ______________ И.А.Пряхина Приказ МАДОУ д/с № 1 от____________ № ____ |
Приложение к основной образовательной программе
дошкольного образования МАДОУ д/с № 1
Блок 3.1. Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Методическая разработка
Картотека музыкально-речевых игр
для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Разработчик:
Конькова И.Н.,
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
г. Волжский, 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Аннотация
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский
Данная методическая разработка «Картотека музыкально-речевых игр для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)» является программно-методическим материалом ООП ДО, разработано музыкальным руководителем Коньковой И.Н. для сопровождения образовательного процесса и повышение качества образования для детей старшего дошкольного возраста. Адресована музыкальным руководителям и воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования.
Актуальность
Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.
Музыкально-речевые игры используются в музыкальной деятельности в и отражают современное понимание процесса музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
Предназначены для проведения музыкальных занятий, занятий ритмикой, детских утренников и праздников, для работы по развитию и коррекции речи детей. А также в свободной самостоятельной деятельности детей, на прогулке.
Основой музыкально-речевых игр является синтез слова, музыки и движения: введение дошкольника в мир музыки, формирование художественной культуры, приобщение к истинно прекрасному, проявление живого интереса к восприятию музыкального произведения, способность на вербальном и эмоционально-образовательном уровне выражать отношение к характеру музыки, содержанию музыкального образа. Игровая форма материала поможет вызвать у детей интерес к занятиям, способствует творческой активности, создаёт у них положительное эмоциональное отношение к музыкальной деятельности – в процессе которой, можно корректировать нарушения в речевом и двигательном плане.
Музыкально-речевые игры, способствуют повышению уровня музыкального развития детей и коррекции имеющихся у них нарушений. В настоящее время увеличилось число детей дошкольного возраста, которые испытывают трудности во взаимодействии со сверстниками. Л. С. Выготский считал, что «с помощью речи ребёнок впервые оказывается способным к овладению собственным поведением, относясь к себе как бы со стороны, рассматривая себя как некоторый объект. Речь помогает ему овладеть этим объектом».
В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей.
Игры со словом и звуком для детей является не только привлекательными, но и полезными. Музыкально-речевые игры направлены на развитие речи у детей, уточнения и закрепления словаря, на формирование правильного звукопроизношения. Одновременно они являются основой для активизации познавательной деятельности, развития умственных способностей. У дошкольников формируется умение высказывать свое мнение, делать выводы, применять новые знания в различных жизненных ситуациях.
Музыкально-речевые игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей; они активизируют, обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух у детей, прививают интерес и любовь к языку.
Цель: Развитие речедвигательной координации, правильного звукопроизношения, артикуляции, автоматизации произношения звуков.
Задачи:
- способствовать развитию умения соотносить ритм движений игровых действий с текстом;
- формировать умение исполнять простые ритмические рисунки.
- воспитывать интерес к музыкально – речевой деятельности.
Отличительные особенности данного методического пособия:
Игровой материал используется в рамках музыкальных занятий ДОУ, закладывает основы успешной деятельности в любой образовательной области.
Каждая игровая ситуация реализуется через игровое взаимодействие детей и взрослого в сюжетных линиях сказок, что в свою очередь придает игровую форму взаимодействию, создает эмоционально-положительный фон, не утомляет ребенка и помогает ему раскрыться, продемонстрировать свои творческие и интеллектуальные и речевые способности.
Игры, для игровых ситуаций подобраны по принципу того, что игра не должна быть не слишком трудной, но и не слишком легкой. Это помогает эффективно развивать познавательные и речевые способности детей, ведь, как отмечают психологи, отсутствие перед ребенком препятствий, которое надо преодолеть, делает развитие слабым и вялым.
В основу игровых ситуаций заложены три основных принципа – интерес, познание, творчество. Это не просто игры – это сказки, приключения, забавные персонажи, которые побуждают детей к мышлению, творчеству. Кроме того, герои сказок позволяют создать собственную мелодию, ритм.
Образовательное содержание игровых ситуаций выстроено по принципу усложнения, постепенного и постоянного, как бы по спирали.
Применяются здоровьесберегающие технологии: кинезиологические упражнения и пальчиковые игры, которые направлены на развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
Представлена характеристика возрастных особенностей детей /Приложение 1/, план игровых ситуаций /Приложение 2/, учебно-тематическое планирование /Приложение 3/, план работы с родителями /Приложение4/, материально-техническое оснащение /Приложение 5/.
Основные принципы
Игра плюс сюжет
Первым принципом является игровое обучение детей дошкольного возраста. Особенность ее в том, что в этой игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка. Это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в содержание игры.
Интеллект
Второй принцип— построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата.
Творчество
Третий принцип— раннее творческое развитие дошкольников. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.
Формы организации детской деятельности
1. Музыкально-речевые игры.
2. Интегрированные игровые ситуации.
3. Совместная деятельность педагога и детей.
4. Самостоятельная игровая деятельность.
Описание содержания:
Методическая разработка содержит ритмо-речевые упражнения и игры со звучащими жестами, музыкально-ритмические игры на развитие ритмического слуха детей старшего дошкольного возраста. В данной разработке даны методические рекомендации для педагогов по использованию ритмо-речевых упражнений в непосредственно-образовательной деятельности.
В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов. При использовании музыкально-речевых игр на музыкальном занятии соблюдаются основные педагогические принципы — последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.
Игры со словом, речевые игры всегда нравятся детям, развивают чувство ритма, выразительность движения, будят фантазию и воображение. Эти игры можно проводить как с музыкальным сопровождением, так и без него, просто под текст, который заменяет напев. Игры, сопровождающиеся различными текстами, помогают детям лучше представить тот или иной образ, войти в него.
Предполагаемый результат.
ДЕТИ:
- активизируется развитие внимания, сосредоточенности, быстроты реакции, координации слуха, голоса и движения, способствует интенсивному развитию чувства ритма и речи.
РОДИТЕЛИ:
- повысится уровень родительской культуры в области воспитания и развития ребенка дошкольного возраста.
- повысится компетентность родителей в вопросе выбора музыкально-речевых игр для детей дошкольного возраста.
- появится заинтересованность в дальнейшем развитии своих детей и станут активными партнерами музыкального руководителя.
Планирование
Возраст детей | Длительность игровых ситуаций (в минутах) | Количество игровых ситуаций | ||
в неделю | в месяц | в год | ||
5 - 6лет | 3 мин. | 1 | 4 | 36 |
Список используемой литературы:
1. Боровик, Т.А. О ритмодекламации / Т.А. Боровик. // Музыкальный руководитель. – 2004. – № 5. – С. 23-28.
2. Лопухина, И. Логопедия. Речь, ритм, движение / И. Лопухина. – СПб., 1997. – 119 с.
3. Программа музыкального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Орфей» / И.Г. Галянт, Т.Л. Митрофанова, С.Н. Ерохина. – Челябинск, 1997. – 198 с.
4. «Коммуникативные игры для детей дошкольного возраста» О. Воеводина, 2022.
5. «Речевые игры для дошкольников» А.Чугайкина, 2022
6. «Речевые игры» Н. Сухая, 2023
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ
Возрастные особенности детей 6 - го года жизни.
На шестом году жизни у ребёнка продолжается дальнейшее становление его личности, расширяются знания об окружающей жизни, о сферах общественно – полезной деятельности взрослых, о природе родного края; о предметном мире, не находящемся в непосредственной близости с дошкольником.
При правильно организованном педагогическом процессе большинство детей к этому возрастному периоду овладевают культурой слушания. Слушание музыки, на шестом году жизни, остаётся по - прежнему весьма привлекательным, дети многое помнят, просят повторить самое любимое. Легко различают не только первичные жанры музыки, но и виды музыкальных произведений, вникают в эмоционально – образное содержание музыки. Дошкольники 5-6 лет могут воспринимать форму произведения, чувствовать смену характера музыки, динамику развития музыкального образца. Они выделяют большинство средств музыкальной выразительности, некоторые интонационные ходы. Интенсивно продолжают развиваться музыкально – сенсорные способности: дети могут различать выразительные отношения музыкальных звуков.
Далее активизируются такие музыкальные способности, как ладовысотный слух: дети начинают распознавать интонационно – мелодические особенности музыкального произведения.
Интенсивное развитие умственных способностей детей влияет на формирование музыкального мышления: они готовы к анализу относительно сложного музыкального произведения, его оценке, могут сравнивать, обобщать некоторые из них по какому – либо признаку (жанру, характеру, содержанию).
Уже сформирована потребность в пении. Дети любят петь, овладевая разнообразным по тематике репертуаром. Голос становится звонче, для большинства детей характерен диапазон в пределах ре—си первой октавы; налаживается вокально – слуховая координация.
Ребёнок начинает осознанно следить за правильностью певческой интонации, контролировать себя, исправлять неточности своего пения (но лучше слышит пение сверстника).
Дети могут выразительно петь не только напевно, но и отрывисто, если это необходимо для отображения содержания и настроения песни. Они способны петь на одном дыхании целые фразы песни, певческая дикция у большинства детей правильная.
Хоровое пение отличается слаженностью голосов по тембру и динамическим оттенкам.
В то же время голос ребёнка остаётся довольно хрупким, поскольку продолжается формирование вокальных связок.
На шестом году жизни продолжается дальнейшее физическое и психическое развитие ребёнка: формируется осанка, движения становятся более свободными и выразительными, а в сюжетных играх, танцах – более осмысленными и управляемыми, слаженными, уверенными.
Дети на шестом году жизни желают овладевать игровыми навыками и танцевальными движениями, требующими ритмичности и координации исполнения, стремятся пополнять имеющийся запас игровых и танцевальных умений. Они легко ориентируются в пространстве помещения, довольно непринуждённо выполняют основные движения. Большинство детей с удовольствием включаются в творческие игровые ситуации, в свободные пляски; любят придумывать свои танцы, главным образом на основе знакомых движений.
Однако возможности детей этого возраста, безусловно, ещё несколько ограничены: в движениях не хватает пластики, полётности, выразительности. Физическое и психическое взросление влияют на музыкальность дошкольников: движения становятся более координированными, поведение более осмысленным и управляемым самим ребёнком. Должное развитие получают основные музыкальные способности: ритмическое чувство и мелодический слух. Этим объясняется готовность детей заниматься музицированием на инструментах.
В элементарных импровизациях на металлофоне наибольшего успеха дети достигают в использовании таких средств музыкальной выразительности, как динамические оттенки, ритмические особенности, тембровая окраска звука. Мелодическая линия музыкальной ткани привлекает детей, но передача её удаётся им лишь в свободной импровизации.
При обучении игре на металлофоне дети легко справляются с игрой на двух пластинах, не соседствующих друг с другом, но находящихся рядом (через пластину). Это объясняется недостаточностью развития в данном возрасте микро координации движения руки.
В этом возрасте у детей проявляется стойкое чувство ансамбля, прежде всего ритмического.
Таким образом, дети в возрасте 5-6 лет, обладают большими возможностями для дальнейшего развития восприятия музыкальных произведений различных стилей, жанров, видов; успешно осваивать далее певческую деятельность и музыкально- ритмические движения, музицировать на детских инструментах.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПЛАН ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ
№ | месяц | Тема игровых ситуаций | всего занятий |
1 | сентябрь | «Хитрый мышонок» М. Картушина | 1 |
2 | «Едем на лошадке» Н.Сухая | 1 | |
3 | «Ракушки» Н.Сухая | 1 | |
4 | «Игра с дощечками» Н.Сухая | 1 | |
5 | октябрь | «Игра с шариками и бубнами» Н.Сухая | 1 |
6 | Игра «Барабан» Н.Сухая | 1 | |
7 | «Зарядка-разминка» Н.Сухая | 1 | |
8 | Прощальная песенка «До свидания, друзья»(пальчиковая игра) | 1 | |
9 | ноябрь | Ходики | 1 |
10 | Игра – Бабочки stop&go | 1 | |
11 | Игра – Бабочки и ритм | 1 | |
12 | Танец «Инопланетяшки» | 1 | |
13 | декабрь | Игра с клавесами «Посчитай и постучи» логоритм. | 1 |
14 | Приветственная песенка – сл. и муз. Н Сухой | 1 | |
15 | «На велосипеде» | 1 | |
16 | «Я иголочку возьму» | 1 | |
17 | январь | «Звери в лесу» | 1 |
18 | «Игра с парашютом» | 1 | |
19 | «Две лягушки-две подружки» | 1 | |
20 | «Мышиный переполох» | 1 | |
21 | февраль | «Посчитай и постучи» | 1 |
22 | «Игра со стекляшками» | 1 | |
23 | «Гусеничка» | 1 | |
24 | «Холодная снежинка» | 1 | |
25 | март | «Корова» | 1 |
26 | «Потеряшки» | 1 | |
27 | «Танец дружбы» | 1 | |
28 | «Танец слонов» | 1 | |
29 | апрель | «Цветы и лего» | 1 |
30 | «Анютины козочки»» | 1 | |
31 | «Зайцы и огород» | 1 | |
32 | «Он и она» | 1 | |
33-34 | май | «Кошки и мышки» | 2 |
35-36 | «Мышки и кот» | 2 | |
ИТОГО | 36 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН |
Тема | Цели | Описание игры | Литература |
Сентябрь | |||
1 неделя Игровая ситуация «Хитрый мышонок» М. Картушева | Научить детей двигаться выразительно, в соответствии с выбранным музыкальным образом. Необходимое оборудование: любой музыкальный инструмент, на котором играет профессионально обученный взрослый. Развивать речедвигательную координацию, правильное звукопроизношение, артикуляцию, автоматизацию произношения звуков. | Ход игры. Пространство, отведенное для игры, условно делится на две половины. На одной стороне находится «кот», на другой — «мышиные норки», они помечаются мелом. В игре может принять участие любое количество игроков. При помощи считалочки выбирается водящий — вада, который будет «котом». Дети становятся в круг и «считаются»: Тара-бара, растобара, Сидит кот у самовара, А мышонок — под столом. Вада — ты, из круга — вон! Под тихую, но ритмичную и тревожную музыку водящий изображает засыпающего «кота». Остальные игроки-«мыши» прячутся в своих «норках». Музыка меняется, становится более спокойной и тихой. Это для «мышей» служит сигналом того, что «кот» наконец заснул. «Мышки» тихонечко выбегают из своих «норок» и подкрадываются к «сладко спящему коту». Они встают вокруг него и начинают двигаться по часовой стрелке. Прижав палец к губам, «мышки» тихо, в такт музыке нараспев произносят: Тише, тише, тишина... Укачали мы кота. Котик сладко спит И на мышек не глядит. Стоит только зашуметь, Кот наш мышек может съесть!.. Если музыка звучит по-прежнему спокойно, дети-«мышки» снова тихо пропевают слова, двигаясь при этом в противоположную сторону, то есть против часовой стрелки. А потом музыка внезапно становится быстрой и энергичной, и это значит, что «кот» «проснулся». Это сигнал не только для «мышей», но и для «котика»: он должен первым уловить изменения в музыке и предупредить действия «мышат». Он неожиданно вскакивает и пытается поймать возмутителей своего спокойствия. Пойманным считается игрок, не успевший спрятаться в свою «норку», до которого «кот» успел дотронуться. С окончанием музыки заканчивается и игра. «Кот» пересчитывает свою «добычу». Примечание. Игра повторяется до тех пор, пока все «мышата» не окажутся пойманными. Тот «мышонок», которому удастся остаться на свободе, объявляется победителем игры. Под звуки торжественного марша и дружные аплодисменты остальных игроков ему присваивается почетное звание «Самый хитрый мышонок». | «Музыкальные игры» М. Картушева |
2 неделя Игровая ситуация «Едем на лошадке» Н.Сухая | Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, развитие чувства ритма и речи. | Первоначально дать всем накататься или накатать игрушки в «повозке». Потом добавить инструменты. Разделить группу детей на две группы. Первая половина – возит кукол на ткани, вторая половина – играют на клавесах, бубенцах на палочках или кастаньетах. (Поочередно руками медленно, потом быстро. Двумя руками одновременно и снова быстро. В конце – в ритме последней строчки.) В конце игры дети меняются ролями. Если игра используется с мамами и детьми – то одна часть мам - возят малышей на ткани. И вторая половина мам с малышами играют на клавесах, бубенцах на палочках, потом так же происходит смена. 1.Мы отправились гулять – на лошадке поскакать, (дети катают на ткани кукол: топающий шаг, высоко поднимая колени) Звонко цокают подковы, прокатиться все готовы. 2.Очень нравится езда – радуется детвора, Звонко цокают подковы – веселиться все готовы. 3.Едем, едем далеко – дальше ехать нелегко, Постоим, отдохнём – снова в путь пойдём. ДА!!! | «Речевые игры» Н. Сухая |
3 неделя Игровая ситуация «Ракушки» Н. Сухая | Развивать чувство ритма, воображение, внимание речевую координацию. | – муз. «Медленная полька» 1.Ракушки, ракушки – в руки я возьму, Ими стучать я тебя научу. / куплет повторить 2 раза 2. Вверх поднимем ракушки – как будто побежим Вниз опустим ракушки – идем мы и стучим. / 2 раза куплет А сейчас 2 ракушки в стаканчик наш нырнут…(кладут ракушки в стаканчик, трясут в ритм музыки) Снова ракушки достанем – ими дружно заиграем… 3. Ракушки, ракушки – в руки я возьму, Ими стучать я тебя научу. / куплет повторить 2 раза 4. Возле ушка правого – две ракушки шуршат Возле ушка левого о чем-то говорят. / 2 раза повторить куплет 5. Ракушки бегут по кругу – весело стучат, Ракушки бегут по кругу – радуют ребят. / 2 раза повторить куплет ВСЁ! | «Речевые игры» Н. Сухая |
4 неделя Игровая ситуация Игра с дощечками – модель и сл Н.Сухой Бел. нар. танец - Полька-Янка | Развивать мышление, чувство ритма, речевую координацию, умение собирать картинку-отгадку. | По дощечке - тук, тук, тук (стук по досточке, четверть+четверть,три восьмых ) Раздается - этот стук (стук по досточке, четверть+четверть,три восьмых ) Прыг-скок-прыг –скок ( по коленкам двумя руками – прыг, в ладоши – скок) Потанцуй со мной дружок. (стучим по полу досточкой, быстро – на 7 счетов) В ручку взяли-передали (движения по тексту) Подержали- И отдали В ручку взяли-передали Подержали- И отдали. | «Речевые игры» Н. Сухая |
Октябрь | |||
1 неделя Игровая ситуация «Игра с шариками и бубнами» модель и сл. Н. Сухой муз. Shoemakers Dance | Развитие межполушарного взаимодействия, мелкой моторики пальцев рук. | Называем цвет шарика. Шарики из сухого бассейна или звенящие. Шарик я возьму, в ручках покручу, Шарик мой стучит (звенит), и назад бежит. В ритме стучать по бубну – по три удара в ритме музыки, бубен на полу. Взять в руки бубен в ритме стучать по бубну. Звенеть бубном в правой руке, на 4 счета Звенеть бубном в левой руке, на 4 счета. В конце: Шарик не возьму (показ руками отрицание), сяду отдохну (руки за локти обнять и покрутить корпусом), Шарик мой лежит, и тихонько спит. (руки под ушко - спать) Снова все повторяется с начала. | «Речевые игры» Н. Сухая |
2 неделя Игровая ситуация «Игра Барабан» сл. и муз Н. Сухая | Развивать ритмическое восприятие, музыкальную память. | Можно сесть по кругу. Можно в пары и при передаче, обменяться барабанами. 1. В барабан, в барабан (поочерёдно правой и левой рукой в ритме стучать по барабану) застучу (или я стучу) (двумя руками одновременно) Свой секрет рассказать я хочу. (движения те же) Барабан мой стучит – бам, бам, бам! Никому я его не отдам. Пауза 2. Ручки бьют и стучат (стучать двумя руками одновременно стучать по краю рисую круг из центра вверх) Пальчики бегут вот так! (пальчиками по барабану стучать) / - куплет 2 раза Барабан ты наш друг (движения те же) Веселит нас этот стук. В барабан поиграй и соседу передай! | «Речевые игры» Н. Сухая |
3 неделя Игровая ситуация «Разминка» модель и сл. Н Сухой
| Развивать чувство ритма, умение согласовывать пение с движением. | 1. Маршируем друг за другом мы идем, Маршируем мы идем и поём. Маршируем друг за другом мы идем Мы идём все вместе дружно и поём. 2. А сейчас ножки топают быстрей, Застучали наши ножки поскорей. По дорожке ножки топают быстрей, Все скорей топочут ножки и быстрей. 3. А теперь мы будем прыгать высоко, Как зайчата будем прыгать высоко. Ножки вместе, вместе прыгаем легко Высоко мы прыгнем вместе и легко. 4. И снова, маршируем друг за другом мы идем, Маршируем мы идем и поём. Маршируем друг за другом мы идем Мы идём все вместе дружно и поём. 4. На носочки все поднялись и скорей бежим, Мы на гору вместе забежать хотим. На носочках все легонько быстренько бежим Эту гору мы сегодня покорим. Стоп! | «Речевые игры» Н. Сухая |
4 неделя Игровая ситуация «Игра – До свидания, друзья!» – сл. и муз. Н. Сухая | Развитие координации движений, умения двигаться в такт музыки. | 1. Ай, качи, качи, качи, (руки в кулачки сжаты – выполняют «вертушку») Прилетели (в лес) к нам грачи. (сделать крылышки, махать кистями) Сели дружно и сидят (кулачок о ладошку) (сделать замок пальцами) Червячков найти хотят. (соединять пальчики, поочерёдно) 2. Ай, качи, качи, качи, (руки в кулачки сжаты – выполняют «вертушку») Прилетели (в лес) к нам грачи. (сделать крылышки, махать кистями) Червячки-то уползли (пробежать пальчиками пр.р. - от кисти к плечу лев руки) В домик спрятались они. (закрыть две ладошки, соеденить вместе на – «они») 3. Ай, качи, качи, качи, (руки в кулачки сжаты – выполняют «вертушку») Прилетели (в лес) к нам грачи. (сделать крылышки, махать кистями) Да и нам уже пора – (хлопки в ритме, либо накрест прижать руки к себе ) До свидания, друзья! (машут рукой) | «Речевые игры» Н. Сухая |
1 неделя Игровая ситуация | Воспитывать интерес к музыкально – речевой деятельности. | Ходики – сл. и муз. Н Сухой, лого-игра На стене часы висят, на стене часы висят. (Перебирать пальчиками каждую бусинку цепочки) Тихо ходики стучат, тихо ходики стучат. Тики-тики-тики, так. Остановка - сделай так. (добраться до конца цепочки) ТССССССССССС (протянуть пальчиками по цепочке в её начало) | «Речевые игры» Н. Сухая |
2 неделя Игровая ситуация «Игра бабочки» stop&go – модель Н. Сухой | Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь. | Под музыку бабочки из фоамирана на резиночке, летают - а под тикание – называть часть тела или любой предмет находящийся в помещении, куда бабочки приседают. (пол, стена, столб, подоконник, стулья, штора и тд) | «Речевые игры» Н. Сухая |
3 неделя Игровая ситуация «Игра Бабочки и ритм» – Н. Сухой | Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь. | Либо бабочки все разного цвета и цветы к ним в цвет. Либо как у меня насекомые на шпажках, (бабочки, божьи коровки, стрекозки, шмели)… они сами определённого цвета..также подбирается по их цвету цветок. На один цветочек 3-5 деток . 1 ч – дети летают, кружатся 2 ч. Собравшись у цветочка отстукивают ритмич рисунок.. любой, какой придумается…Для деток помладше простой ритм, постарше чуть усложнить. | «Речевые игры» Н. Сухая |
4 неделя Игровая ситуация «Инопланетяшки» – муз. и сл. Н. Сухой | Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь. | Мы яркие милашки, мы инопланетяшки, Мы в космосе летаем, смеёмся и играем. 1. Дружно сядем посидим – и немножко постучим. Стучат в ритме музыке. Мы яркие милашки, мы инопланетяшки, Мы в космосе летаем, смеёмся и играем. 2. Раз, два , три теперь стоим – вместе весело звеним! Звенят игрушками. Мы яркие милашки, мы инопланетяшки, Мы в космосе летаем, смеёмся и играем. 3. Быстро пару мы найдем и покружимся вдвоём. Кружатся накрест руки с игрушками. | «Речевые игры» Н. Сухая |
Декабрь | |||
1 неделя Игровая ситуация «Игра с клавесами» – модель и слова Н. Сухой | Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь. | 1. Правой ручкой мы покрутим свою палочку смотри (крутим палочку в правой руке) Крутим и считать мы будем, посчитай и постучи! Вслух считать и в ритме отбивать палочкой правой руки о пол удары до 8 и от 8 обратно 2.Левой ручкой мы покрутим свою палочку смотри (крутим палочку в левой руке) Крутим и считать мы будем, посчитай и постучи! Вслух считать и в ритме отбивать палочкой левой руки о пол удары до 8 и от 8 обратно 3. Вместе ручками покрутим свои палочки смотри (крутим палочку в правой руке) Крутим и считать мы будем, посчитай и постучи! Вслух считать и в ритме отбивать палочками обеих рук о пол удары до 8 и от 8 обратно | «Речевые игры» Н. Сухая |
2 неделя Игровая ситуация «Приветственная песенка» | Развивать речевую координацию, мышление, чувство ритма, умение собирать картинку-отгадку. | Кто (на музыку) сегодня в зал пришел? – мальчики. Кто друзей с собой привёл? – девочки. Будем утро начинать – песенкой Будем петь и танцевать – вместе мы. | «Речевые игры» Н. Сухая |
3 неделя Игровая ситуация «На велосипеде» – сл. и муз Н. Сухой | Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь. | 1.На велосипеде едем шустро, На велосипеде нам не грустно Видим ЛУЖА впереди – вдох, аааай.. Лужу надо обойти! ДА! (шагают как будто вокруг лужи на месте) 2.На велосипеде едем шустро, На велосипеде нам не грустно Видим ЯМА впереди – вдох, ой Яму перепрыгнем мы. ДА! 3.На велосипеде едем шустро, На велосипеде нам не грустно Видим ГОРЫ впереди – вдох, оооо В гору заберёмся мы. Да! 4.На велосипеде едем шустро, На велосипеде нам не грустно Видим ПОЛЕ впереди – вдох, оооой Пробежим по полю мы! Да!! 5. На велосипеде едем шустро, На велосипеде нам не грустно Видим. мама (имя воспитателя) впереди, (Мамочку обнимем мы) Крепко (крепче) её обними. Обнимаааашки !!!
| «Речевые игры» Н. Сухая |
4 неделя Игровая ситуация | Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь. | Игра (эхо) Звери в лесу – р. н. м. «Светит месяц», игра и (сл. Н. Сухой) 1. (Вместе Как-то раз мы в лес гулять пошли) В лес зимой гулять пошли – зайку серого белого нашли, Зайка ты не убегай лучше с нами поиграй. 2.Снова по лесу идем, видим лисонька с ежом, Рады мы вас повстречать, будем вместе мы играть. 3.Дальше по лесу пошли, Мишку бурого нашли. Мишка ты не убегай лучше с нами поиграй. 4. Видим белка – (рыжий бок) скок-поскок, скачет весело (прыг -скок) с ветки прыгнула в сугроб, Белка ты не убегай, с нами вместе поиграй. | «Речевые игры» Н. Сухая |
Январь | |||
1 неделя Игровая ситуация Я иголочку возьму – сл. Н. Сухой | Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь. | 1.Я иголочку возьму, нитку вдену шить начну. (Имитация шитья иглой правая рука) Поровнее к ряду ряд я сошью себе наряд. (Имитация шитья иглой левая рука) На первую часть музыки – разнообразный стук клавесами. На 2 часть музыки – взяли – передали, взяли передали…и т.д 2. Молоток в руках держу, по сапожку постучу. Стук по «шляпке» палочки Скоро будет мой дружок, будет новый сапожок. А потом по второй палочке. То же.. 3.Спицы я в руках держу, я умею, я могу. Имитация взания, крутят кистями вперед … Точно так же к ряду ряд я свяжу себе наряд. Имитация взания, крутят кистями назад … На первую часть музыки – разнообразный стук клавесами. На 2 часть музыки – взяли – передали, взяли передали…и т. д | «Речевые игры» Н. Сухая |
2 неделя Игровая ситуация «Игра с парашютом – ритм и цвет» | Формировать умение воспроизводить различные ритмы, развивать внимание, навыки восприятия, сенсорные способности. Координировать движения рук и ног, менять движения с изменением характера музыки. Воспитывать умение работать сообща в коллективе. | Игровые материалы и оборудование: - музыкальное сопровождение трек мп3 парашют. В игре принимает участие любое количество детей. Ход игры: Музыка А – отхлопывают различные ритмические рисунки, разными способами - сидя на коленках В конце 4 фразы - встают берут парашют за петли. Музыка Б – 1) дети поднимают парашют вверх, педагог называет 2 цвета , дети которые держатся за названный цвет - перебегают под крышей парашюта меняясь местами. 2)все опускают парашют и трясут (плавно) им на уровне пояса (делают «море»). Повторяется 6 раз. Музыка В – 1)все маршеруют по кругу вправо., в конце меняют руку, которой держат петлю и 2) все маршеруют влево – на 8 счетов, остановились и на 8 счетов трясут парашют. Музыка Б – Движения те же. 4 раза. | «Речевые игры» Н. Сухая |
3 неделя Игровая ситуация «Две лягушки – две подружки»… - сл и муз. Н. Сухой | Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь. | Дети поют песню. 1 вариант: можно разделить на лягушек и утят. Дать детям кастаньеты или другие инструменты. Петь по очереди ква-ква и кря-кря, озвучивая инструментами. 2 вариант: играть на металлофоне или ксилофоне ква-ква и кря-кря, допевки в куплете. А припев играют кастаньеты-(дети разделить ) поочереди лягушки - утки. 1. На опушке две лягушки квакали – ква – ква – ква! На опушке 2 подружки крякали – кря – кря – кря! /куплет повторить дважды Припев: Ква – ква, ква – ква – ква, Кря – кря, кря – кря – кря, Ква – ква, ква – ква – ква, Кря – кря, кря – кря – кря! За вторым разом в конце: Кря – кря - кря! 2. Свою песню распевали – квакали – ква – ква – ква! Веселились и играли крякали – кря – кря – кря! \ повторить куплет дважды Припев: тот же | «Речевые игры» Н. Сухая |
4 неделя Игровая ситуация «Мышиный переполох –муз. Н Сухой | Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь. | 1. Маленькие мышки, шустрые малышки Как-то решили встретить Новый год. Выбрались из норки собрались у ёлки. Стали весёлый водить хоровод. Припев: Дили-дили , дон-дон. Дили- дили, дон. Звонко звенят бубенцы - диги-дон. Дили-дили , дон-дон. Дили- дили, дон. Мышки устроили – звон-перезвон. 2. Маленькие мышки – шустрые малышки Миску стащили у ВАСЬКИ у кота. А потом шуршали, коготки стучали. С миской у мышек такая игра. Припев: Туки-туки – бом-бом.Туки-туки бом. Мышки устроили в доме погром. Туки-туки бом –бом, Туки туки бом – так разбудили они целый дом. 3. Васька кот проснулся сладко подтянулся Мышки под миской тихонько сидят. Васька обернулся, мило улыбнулся. Но не обидел пугливых мышат. А с ними: Припев: Дили-дили дон дон, Дили-дили дон. Вместе устроили звон перезвон. Дили-дили-дон-дон, дили дили-дон. Звонко звенят бубены диги-дон. Туки туки – бом-бом,Туки туки бом, Так разбудили они целый дом. (Вместе устроили в доме погром.) Туки-туки бом-бом, туки –туки бом. Так веселился потом целый дом. | «Речевые игры» Н. Сухая |
Февраль | |||
1 неделя Игровая ситуация «Посчитай и постучи» – игра и сл. Н Сухой. | Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь. | В правой ручке мы покрутим свою палочку смотри А сейчас (Крутим и) считать мы будем посчитай и постучи. Стучат о пол пр.рукой. 1,2,3,4,5,6,7,8 и назад 8-1 2. Левой ручкой… 3.Вместе ручками покрутим свои палочки (клавесы) смотри Можно вместе стучать, можно поочередно руками | «Речевые игры» Н. Сухая |
2 неделя Игровая ситуация «ИГРА СО СТЕКЛЯШКАМИ» игра и сл. Н Сухой, муз. (green-day-shenanigans-heavy-and-light) | Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь. | 1.Я стекляшки в ручках (руки впереди показывают др.др стекляшки) - по-дер-жу(ритмично стучат 3 раза), Я блестяшки другу(также показ блестяшек другу напротив) - по-ка-жу(стук 3 раза). Поиграть я с ними (движения те же) так могу – (движения те же) Их В стаканчик – положу.(проговаривает взрослый) Затем говорит ребенок – В стаканчик 2.Я стекляшки в ручках - по-дер-жу (3 раза постучать), Я блестяшки другу - по-ка-жу (стук в ритме). Поиграть я с ними так могу – На стаканчик – их кладу. (действия те же) 3.Я стекляшки в ручках подержу, Я блестяшки – другу покажу. Я стекляшками стучу стучу – За стаканчик – их кладу. 4.Я стекляшки в ручках подержу, Я блестяшки – другу покажу. Я сейчас стаканчик не возьму – Перед ним их – положу. 5.Я стекляшки в ручках подержу, Я блестяшки – другу покажу. Справа синюю я опущу – Слева красную кладу. 6.Я стекляшки в ручках подержу, Я блестяшки – другу покажу. Поиграть я с ними так могу – Их В стаканчик – положу. 7.Вверх поднимем выше позвеним Вниз опустим ниже постучим Я стакан в руках держу держу – И направо отдаю. 8.Вверх поднимем выше позвиним Вниз опустим ниже постучим Я стакан в руках держу держу – И налево отдаю. 9. Вверх поднимем выше позвиним Вниз опустим ниже постучим Я стакан в руках держу держу – И соседу отдаю. | «Речевые игры» Н.Сухая |
3 неделя Игровая ситуация «Гусеничка» | Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь. | 1 вариант – Можно выбрать от 1 до 3,4 ведущих. Вед. Ребенок свободно двигается по залу на 2 фразы. На третью – останавливается перед стоящим одним ребенком выполняет ритмичные хлопки, после кружатся , обнимаются и ведущим становится тот, с кем хлопали. Теперь уже он ведет гусеничку на поиски нового игрока. 2 вариант – все тоже самое, только после обнимашек оба становятся ведущими, не идут в хвост гусенички. А с каждым разом их становится все больше, 2 – 4 – 8 – 16 – ведущих… | «Речевые игры» Н. Сухая |
4 неделя Игровая ситуация «Холодная снежинка» | Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь. | Холодная снежинка – волшебная пушинка, (качают снежинку в руки , из стороны в сторону) Кружилась и летела (кружиться) – вдруг на ладошку села.. (положить на ладонь) Тебя сейчас поймаю (пришлёпнуть второй ручкой) – тихонько покачаю (покачать) Ты отдохни немножко (под ушко положить руки) – побудь со мною крошка. А сейчас давай играть – тебя я буду догонять!(грозят пальчиком) В конце дуют…сколько угодно раз. | «Речевые игры» Н. Сухая |
Март | |||
1 неделя Игровая ситуация «Корова» | Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь. | Корова – муз.Н.Сухой, сл. Skopinz 1. Под сенью крова – живет корова, Она здорова, но чуть грустна. Сегодня снова мычит корова, Зима сурова, когда ж весна? Припев: Йо-хо-хо, йо-хо-хо, муууууу. Йо-хо-хо, йо-хо-хо, муууууу. Йо-хо-хо, йо-хо-хо, муууууу. Йо-хо-хо, йо-хо-хо, муууууу. 2. Печально дома, в ногах солома. Пусть даже песни поют сверчки, Хочу я в поле пастись на воле, Хочу есть клевер и васильки. 3. Когда же лето и много света, И солнца блики ластят брюшко, Сытнее вдвое мои удои, Вкуснее сливки и молоко! | «Речевые игры» Н. Сухая |
2 неделя Игровая ситуация «Потеряшки» | Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь. | Потеряшки – сл и музыка Н.Сухой 1. Жил-был в Африке далёкой, Очень добрый серый слон. У него была забота, Этот слоник был влюблён. Он любил свои игрушки Завлекушки, побрякушки. Очень яркие стекляшки – назывались потеряшки. ПРИПЕВ: Потеряшки – потеряшки. Разноцветные стекляшки потеряшки. Потеряшки, потеряшки, Очень яркие стекляшки потеряшки. 2. В гости к слонику спешили Очень разные друзья. По-соседски приносили Потеряшки для слона. Со стекляшками (А потом) играли, составляли – убирали. Мастерили и светили – Веселились от души. | «Речевые игры» Н.Сухая |
3 неделя Игровая ситуация «Танец дружбы» | Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь. | сл. Н. Сухой, муз Uli Führe Wallwalk 1. По дорожкам, по тропинкам – весело шагать, (ходят в рассыпную по залу) Песенку такую распевать. А теперь нам друга нужно срочно отыскать – (находят пару) С ним сейчас мы будем танцевать. Прыгнем раз и прыгнем два – покружимся вдвоём, Нашей дружбе нет конца (хлопки др о друга), мы снова в путь пойдём. (идут в паре) Пауза 2. По дорожкам, по тропинкам – нравится шагать, Песенку такую напевать. А теперь нам друга нужно срочно отыскать – (находят пару друзей) С ним сейчас мы будем танцевать. Прыгнем раз и прыгнем два – кружить не устаём, Нашей дружбе нет конца (хлопки др о друга все ),мы снова в путь пойдём. (идут новой двойкой ) 3. По дорожкам, по тропинкам – нравится шагать, Песенку такую распевать. А теперь нам друга нужно срочно отыскать – (находят новую пару) С ним сейчас мы будем танцевать. Прыгнем раз и прыгнем два – кружить не устаём, Нашей дружбе нет конца, мы снова в путь пойдём. 4. (МАРШ)По дорожкам, по тропинкам – нравится шагать, (идут все в общий круг) Песенку такую напевать. А теперь нам друга нужно срочно отыскать – С ним сейчас мы будем танцевать. Прыгнем раз и прыгнем два – кружить не устаём, Нашей дружбе нет конца, мы снова в путь пойдём 5.По дорожкам, по тропинкам – нравится шагать, ( снова рассыпались по одному) Песенку такую напевать. А теперь нам друга нужно срочно отыскать – (находят пару) С ним сейчас мы будем танцевать. Прыгнем раз и прыгнем два – кружить не устаём, Нашей дружбе нет конца, нам весело вдвоём. Ты друг самый лучший, ты друг самый хороший Ты друг самый – добрый, ты друг самый – нужный. Ты друг самый весёлый, ты друг самый – красивый, Ты друг самый любимый… (обнимаются) ОПИСАНИЕ: Танец дружбы – коммуникативный танец 1 куплет. Дети по одному идут врассыпную. На слова - а теперь нам друга нужно срочно отыскать – ищут себе пару. С ним выполняют движения по тексту – прыжки 2, кружение вокруг себя, 2шлепка по коленям и 2 хлопка друг о друга, поклон взялись за одну руку (парой). 2куплет. Взявшись за руку, снова движутся по залу, прогулочка. На текст – а теперь нам друга нужно срочно отыскать – ищут себе новую пару. Находят и с ними (уже четверка получается), выполняют движения по тексту. После кружения хлопки - руки в стороны и друг о друга стучим – по кругу, все одновременно. 3 куплет. Теперь сменились пары – из четверки идут вместе те – кто не ходил вместе, снова двойки. На текст – а теперь нам друга… - снова ищут новую пару. И с ней выполняют те же движения по тексту. 4 куплет. Теперь все начинают выстраиваться в круг. Образовывав один общий круг. На слова: прыгнем раз.и т.д. .. - выполняют движения по тексту уже в общем кругу. 5куплет. Теперь рассыпались все по одному снова – повторение 1 куплета. 6куплет. Повторение 2 куплета. – только теперь в конце остаются пары ( по 2) и начинаем говорить друг другу добрые слова – в конце жаркие объятия. И дети парами друг друга провожают на места. | «Речевые игры» Н. Сухая |
4 неделя Игровая ситуация «Танец слонов» | Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь. | (муз. и сл. И. Пантелеевой, исполняет А. Сухая) Цель: формировать умение воспроизводить различные ритмические рисунки с предметами (стаканчики). Координировать речь и движения. Взаимодействовать в паре. Игровые материалы и оборудование: пластмассовые цветные стаканчики по 2 шт на ребёнка. В игре принимает участие любое парное количество детей. Ход занятия: Дети поют песню и выполняют различные ритмические рисунки со стаканчиками, по одному и взаимодействуя в паре. | «Коммуникативные игры для дошкольников» Н. Сухая |
Апрель | |||
1 неделя Игровая ситуация «Цветы и лего» | Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь. | Можно использовать резиночки, можно цветочки от Lego duplo, можно крышечки-закрутки от детского питания фруктового. На зелёной на лужайке словно яркие огни, Распустились расписные разноцветные цветы. На большой посадим желтый покачаем – раз, два, три. А на среднем будет красный – как подрос он посмотри. Указательный украсим, будет (станет) розовым цветок. Безымянный будет синим, так похож на василёк. Вот остался самый-самый, самый маленький росток… На мизинчике зелёный распускается цветок. На зелёной на лужайке словно яркие огни, Распустились расписные разноцветные цветы. | «Коммуникативные игры для дошкольников» Н.Сухая |
2 неделя Игровая ситуация «Анюткины козочки» | Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь. | 1.Проживают у Анютки (сжимают и разжимают кулачки) В хлеве козочки-малютки. Травку кушают из рук А потом бегут на луг.. 2. Прыг-скок, прыг-скок Раз цветок и два цветок Возвращаются домой – И букет несут с собой. 3.Встречным дарят незабудки – Но оставят и Анютке. Скажут козочки ей : МЕЕЕЕ Эти лучшие - тебе!!! | «Речевые игры» Н.Сухая |
3 неделя Игровая ситуация «Он-она» | Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь. | Он слон – она слониха, Он лось – она лосиха, Он морж – она моржиха Он кот – она… …Ну конечно это КОШКА, Ну ошиблись вы немножко. Так сыграем еще раз, Обыграть хочу я Вас!! .2. Он лев – она львица Он волк – она волчица. Он тигр – она тигрица Он кенгуру – она … Ну конечно кенгуру – Продолжаем мы игру. Так сыграем еще раз, Обыграть хочу я Вас!! 3. Он паук – она паучиха, Он заяц – она зайчиха, Он комар – она комариха Он бык - … Ну конечно же корова, Поиграем дети снова. Так сыграем еще раз, Обыграть хочу я Вас!! 4. Он Осел – она ослица, Он Орел – она орлица. Он лис - лисица Он козел – она Ну конечно же коза За повтор игры все за???Дааа! Так сыграем еще раз, Обыграть хочу я Вас!! Дааа! 5.Еж он – она ежиха Бобр он – она бобриха, Он Кроль – она крольчиха. Конь он – она.. Ну конечно же лошадка Все у нас пока что гладко Так сыграем еще раз, Обыграть хочу я Вас!! 6. Он бегемот – она бегемотиха. Он енот – она енотиха Он кашалот – она – кошалотиха Он баран – она Ну конечно же , Овца Доиграли до конца!!! Было весело у нас – Получилось просто (суппер) класс! | «Речевые игры» Н.Сухой |
4 неделя Игровая ситуация «Зайцы и огород» | Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь. | Зайчики решили – морковку сосчитать. Пять их или десять им нужно разузнать. Собрались на грядке и стали выбирать – Лучшую из лучших, чтобы каждому раздать! Одна – морковкА, 2 морковкИ, 3 – морковкИ, 4 морковкИ, 5 – морковОК… ЕСТЬ!!!!! Больше им никак не съесть – да,да,да!!!!!! В дальнейшем можно менять героев, ёжики, белочки и тд. А также добавлять овощи (картошка, капуста, кукуруза и тд). Также изменив на сад – можно и фрукты собирать. Все зависит от фантазии педагога, темы муз. занятия, и песенка может заиграть по-новому. | «Речевые игры» Н. Сухой |
Май | |||
1-2 неделя Игровая ситуация «Кошки и мышки» | Развивать речевую координацию, чувство ритма, воображение, умение собирать картинку-отгадку. | Муз. Michal Riske - Описание - Вступление А) предложение на 8 счетов – кошки медленно изображают ходьбу по кругу и громко говорят мяу на каждый шаг (присели притаились) Б) Побежали мышки (пи-пи-пи - пищат) А) 2 предложения - на 16 счетов - кошки медленно изображают ходьбу по кругу и громко говорят мяу на каждый шаг В конце коты берутся за руки вверху, стоя по кругу. Образуют окошки. (делают воротики из рук) 3. Мышки начинают бегать пищать пипипи – либо мышками пищать. В конце музыки – коты опускают руки. Кто попался тот попался! | «Коммуникативные игры для дошкольников» Н. Сухая |
3-4 неделя Игровая ситуация «Мышки и кот» | Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь. | 1.Мышка- норушка – к буфету бежала, Мышка –норушка – конфеты искала. (шуршат пакетиками, бумагой. обертками) 2.Кот удивился – вот это сюжет (мыши спрятались за пакет присели, в этот момент кот встает - удивляется, (передают образ кота) после чего снова садится и закрывает лицо руками) И притаился – как будто и нет. Мышка обертками громко шуршит (мышки встают, шагают вокруг себя и шуршат) Мышка довольна – а Кот будто спит. 3.Мышка наелась – но что за дела. (гладят животик мышки) Сыр увидала – у Васьки- кота. Тихо крадётся и тихо шуршит… (крадутся к коту и шуршат пакетами, приседают и на пакет «собирают сыр») Кот просыпается – мышка бежит….. | «Речевые игры» Н. Сухая |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Задачи:
- Повысить родительскую компетенцию в развитии музыкально-речевых способностей детей 5-6 лет.
- Познакомить родителей с музыкально-речевыми играми Н. Сухой для детей 5-6 лет.
- Научить родителей играть в музыкально-речевые игры Н. Сухой
- Оказывать помощь в создании домашней картотеки музыкально-речевых игр Н. Сухой
- Способствовать развитию положительных эмоций родителей в музыкальной деятельности.
- Содействовать активному участию родителей в оформлении стенда «Играя, учимся вместе!».
№ | Месяц | Мероприятие |
1 | Сентябрь | Анкетирования родителей «Что мы знаем о музыкальном развитии детей 5-6 лет?» |
2 | Октябрь | Консультация «Как заинтересовать ребёнка музыкально-речевыми играми Н. Сухой» |
3 | Ноябрь | Консультация «Знакомьтесь: коммуникативные игры Н. Сухой для развития ребёнка» |
4 | Декабрь | Видео мастер-класс по музыкально-речевым играм Н. Сухой |
5 | Январь | Оформление стенда для родителей «Играя, учимся вместе!» |
6 | Февраль | Мастер-класс для родителей «Играя, обучаемся вместе!» |
7 | Март | Консультация «Музыкальные способности и речевое развитие детей 5-6 лет» |
8 | Апрель | Родительская мастерская – оформление домашней картотеки музыкально-речевых игр Н. Сухой |
9 | Май | Круглый - стол «Музыкально-речевые игры» - обобщение семейного опыта по использованию игр Н. Сухой |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИГРАЯ, ОБУЧАЕМСЯ ВМЕСТЕ!»
Цель: Обучение родителей музыкально-речевым играм и приемам работы в домашних условиях.
Задачи:
• Показать родителям различные возможности использования игр и игровых пособий Н. Сухой;
• дать практические рекомендации по использованию игр в различных видах детской деятельности;
• оказывать помощь в создании домашней картотеки музыкально-речевых игр Н. Сухой.
Оборудование и материалы: детские музыкальные и шумовые инструменты стаканчики пластмассовые, дощечки, клавесы, парашют, мягкие игрушки по количеству участников.
Ход мастер-класса
I. Организационный момент
Игра «Здравствуйте!»
Цель: повышение позитивного настроя и сплоченности группы, эмоциональное и мышечное расслабление.
II. Теоретическая часть
Что лучше всего подготовит дошкольника к будущей жизни? Безусловно – это игра. У ребёнка есть потребность в игре, и её нужно удовлетворить не потому, что делу - время, потехе - час, а потому, что, играя, ребёнок учится и познаёт. Народная мудрость гласит: «Дайте, ребенку что ни будь в руки, чтобы он начал думать».
Музыкально-речевые игры основаны на взаимосвязи речи, музыки и движения, и в этом их особая польза для развития ребёнка, поскольку формирование движения у человека происходит при участии речи, а речи при участии движения. Речь основана на движении, и здесь лежит причина, связывающая жест и слово.
Жест как особая форма движения может сопровождать, украшать или заменять речь, способствуя установлению координации между вербальным и невербальным общением.
Вы не пробовали с детьми танцевать стихи? Это очень увлекательное занятие. Общность выразительных средств речи, движения и музыки, доступность и лёгкость импровизации являются основой для творческих действий детей. Поиск пластического сопровождения — текста- это особая тема, потому что движение является способом эмоционального вовлечение ребёнка в процесс обучения. Пластическое отображение текста создаёт особое мотивационное пространство, в котором каждый ребёнок оказывается сотворцом. Не стоит «придумывать» движения к тексту. Пластическое отображение текста- это, как правило, спонтанная жестовая импровизация. Поэтому в большинстве случаев используйте в игре идеи детей, лишь иногда корректируя их собственными заготовками.
Говоря о пользе речевых упражнений, отметим, что они являются также эффективным средством развития интонационного слуха. Под интонационным слухом подразумевается способность слышать и понимать содержательный смысл музыки.
Ещё раз подчеркнём, что речевые упражнения- наиболее доступное и первейшее средство для развития предпосылок к умению импровизировать. Самая первая импровизация- это словесная фантазийная игра, запускающая механизм спонтанной изобретательности, находчивости, тесно связанный с быстротой реакции, активностью восприятия.
В самом начале детская речевая импровизация может выражаться лишь в добавлении нового слава или строчки для создания версии любимого стиха или песни, в поиске слова. Дети постепенно учатся технике конструирования речевых пьес-элементарной устной композиции. Предложенный стихотворный текст (4 строчки) ребёнок может изучить по- своему, выразительно продекламировать, обыгрывая его мимически. Затем добавить к своей «заготовке» шумовой аккомпанемент. Возникают различные варианты пантомимы и ролевая игра.
Сегодня, мы вас познакомить с интересными музыкально-речевыми играми Н.Сухой и приемами коррекционной работы в домашних условиях. Позвольте представить вам тему нашего тренинга «Играя, обучаемся вместе!».
Мы предлагаем провести нашу работу в три этапа: информационный – познакомитесь с музыкально-речевыми играми Н.Сухой, их значением для развития детей, практический – вы сами побудете в роли детей и поиграете в них, т.е. приобретете практические умения по использованию игр в домашних условиях и завершающий, рефлексия мастер-класса. Надеемся, что процесс будет двусторонним и вы, так же, как и мы, будете активными участниками сегодняшнего мастер-класса.
III. Теоретическая часть
- Игры разработаны, исходя из интересов детей.
Занимаясь, дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности.
- Многофункциональность и универсальность.
Играя, ребенок имеет возможность проявлять свое творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое количество образовательных задач (развитие речевой активности, чувства ритма, внимания, мышления, музыкальной памяти)
IV. Практическая часть
Поиграем? Первая игра, с которой я хочу вас познакомить, это «Танец дружбы»
(ходят в рассыпную по залу)
Песенку такую распевать.
А теперь нам друга нужно срочно отыскать – (находят пару)
С ним сейчас мы будем танцевать.
Прыгнем раз и прыгнем два – покружимся вдвоём,
Нашей дружбе нет конца (хлопки др о друга), мы снова в путь пойдём. (идут в паре)
Пауза
2. По дорожкам, по тропинкам – нравится шагать,
Песенку такую напевать.
А теперь нам друга нужно срочно отыскать – (находят пару друзей)
С ним сейчас мы будем танцевать.
Прыгнем раз и прыгнем два – кружить не устаём,
Нашей дружбе нет конца (хлопки др о друга все), мы снова в путь пойдём. (идут новой двойкой)
3. По дорожкам, по тропинкам – нравится шагать,
Песенку такую распевать.
А теперь нам друга нужно срочно отыскать – (находят новую пару)
С ним сейчас мы будем танцевать.
Прыгнем раз и прыгнем два – кружить не устаём,
Нашей дружбе нет конца, мы снова в путь пойдём.
4. (МАРШ)По дорожкам, по тропинкам – нравится шагать, (идут все в общий круг)
Песенку такую напевать.
А теперь нам друга нужно срочно отыскать –
С ним сейчас мы будем танцевать.
Прыгнем раз и прыгнем два – кружить не устаём,
Нашей дружбе нет конца, мы снова в путь пойдём
5.По дорожкам, по тропинкам – нравится шагать, (снова рассыпались по одному)
Песенку такую напевать.
А теперь нам друга нужно срочно отыскать – (находят пару)
С ним сейчас мы будем танцевать.
Прыгнем раз и прыгнем два – кружить не устаём,
Нашей дружбе нет конца, нам весело вдвоём.
Ты друг самый лучший, ты друг самый хороший
Ты друг самый – добрый, ты друг самый – нужный.
Ты друг самый весёлый, ты друг самый – красивый,
Ты друг самый любимый… (обнимаются)
ОПИСАНИЕ:
Танец дружбы – коммуникативный танец
1 куплет. Дети по одному идут врассыпную. На слова - а теперь нам друга нужно срочно отыскать – ищут себе пару. С ним выполняют движения по тексту – прыжки 2, кружение вокруг себя, 2шлепка по коленям и 2 хлопка друг о друга, поклон взялись за одну руку (парой).
2куплет. Взявшись за руку, снова движутся по залу, прогулочка. На текст – а теперь нам друга нужно срочно отыскать – ищут себе новую пару. Находят и с ними (уже четверка получается), выполняют движения по тексту. После кружения хлопки - руки в стороны и друг о друга стучим – по кругу, все одновременно.
3 куплет. Теперь сменились пары – из четверки идут вместе те – кто не ходил вместе, снова двойки. На текст – а теперь нам друга… - снова ищут новую пару. И с ней выполняют те же движения по тексту.
4 куплет. Теперь все начинают выстраиваться в круг. Образовывав один общий круг. На слова: прыгнем раз.и т.д. - выполняют движения по тексту уже в общем кругу.
5куплет. Теперь рассыпались все по одному снова – повторение 1 куплета.
6куплет. Повторение 2 куплета. – только теперь в конце остаются пары ( по 2) и начинаем говорить друг другу добрые слова – в конце жаркие объятия. И дети парами друг друга провожают на места.
Поиграть я с ними (движения те же) так могу – (движения те же)
Их В стаканчик – положу.(проговаривает взрослый)
Затем говорит ребенок – В стаканчик
2.Я стекляшки в ручках - по-дер-жу (3 раза постучать),
Я блестяшки другу - по-ка-жу (стук в ритме).
Поиграть я с ними так могу –
На стаканчик – их кладу. (действия те же)
3.Я стекляшки в ручках подержу,
Я блестяшки – другу покажу.
Я стекляшками стучу стучу –
За стаканчик – их кладу.
4.Я стекляшки в ручках подержу,
Я блестяшки – другу покажу.
Я сейчас стаканчик не возьму –
Перед ним их – положу.
5.Я стекляшки в ручках подержу,
Я блестяшки – другу покажу.
Справа синюю я опущу –
Слева красную кладу.
6.Я стекляшки в ручках подержу,
Я блестяшки – другу покажу.
Поиграть я с ними так могу –
Их В стаканчик – положу.
7.Вверх поднимем выше позвеним
Вниз опустим ниже постучим
Я стакан в руках держу держу –
И направо отдаю.
8.Вверх поднимем выше позвеним
Вниз опустим ниже постучим
Я стакан в руках держу держу –
И налево отдаю.
9. Вверх поднимем выше позвеним
Вниз опустим ниже постучим
Я стакан в руках держу держу –
И соседу отдаю.
«Игра с парашютом»
Игровые материалы и оборудование: - музыкальное сопровождение трек мп3, парашют.
В игре принимает участие любое количество детей.
Ход игры:
Музыка А – отхлопывают различные ритмические рисунки, разными способами - сидя на коленках В конце 4 фразы - встают берут парашют за петли.
Музыка Б –
1) дети поднимают парашют вверх, педагог называет 2 цвета , дети которые держатся за названный цвет - перебегают под крышей парашюта меняясь местами.
2) все опускают парашют и трясут (плавно) им на уровне пояса (делают «море»).
Повторяется 6 раз.
Музыка В –
1) все маршируют по кругу вправо, в конце меняют руку, которой держат петлю и
2) все маршируют влево – на 8 счетов, остановились и на 8 счетов трясут парашют.
Музыка Б –
Движения те же. 4 раза.
Данные игры очень нравятся нашим ребятам. Сюжет, стихотворная форма делает процесс обучения ненавязчивым и понятным ребенку, а значит, новая информация осваивается быстрее и эффективнее.
Молодцы все справились с заданием.
Ну, вот и подошел к концу наш тренинг. Хотелось бы, чтобы он помог вам в обучении ваших детей.
V. Рефлексия
Упражнение «Аплодисменты»
Цель: снятие эмоциональной усталости, улучшение настроения.
Уважаемые родители сегодня мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой - радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.
Упражнение «Сердце»
Участникам раздаются цветные листы бумаги в форме «сердечка» и просят поделиться своими впечатлениями о проведенном мероприятии, о пользе проделанной работы, о собственном восприятии новой информации, зафиксировав все это в письменной форме. По завершению работы, полученные «сердечки» вывешиваются на доске в виде цветов (по четыре сердечка).
До новых встреч!
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методическое обеспечение
Картотека музыкально-речевых игр
Наименование | Количество, шт |
«Здравствуйте, ладошки!» Е. Макшанцева | 1 |
«Едем на лошадке» Н. Сухая | 1 |
«Ракушки» Н. Сухая | 1 |
«Игра с дощечками» | 1 |
«Игра с шариками и бубнами» | 1 |
«Барабан» | 1 |
«Зарядка-разминка» | 1 |
«Прощальная песенка» | 1 |
«Бабочки stop&go» | 1 |
«Бабочки и ритм» | 1 |
«Иноплатнетяшки» | 1 |
«Посситай и постучи» | 1 |
«Приветственная песенка» | 1 |
«На велосипеде» | 1 |
«Игра со стекляшками» | 1 |
«Гусеничка» | 1 |
«Холодная снежинка» | 1 |
«Корова» | 1 |
«Потеряшки» | 1 |
«Танец дружбы» | 1 |
«Танец слонов» | 1 |
«Цветы и лего» | 1 |
«Анютины козочки» | 1 |
«Зайцы и огород» | 1 |
«Он и она» | 1 |
«Ходики» | 1 |
«Я иголочку возьму» | 1 |
«Звери в лесу» | 1 |
«Игра с парашютом» | 1 |
«Две лягушки-две подружки» | 1 |
«Мышиный переполох» | 1 |
«Кошки и мышки» | 1 |
Атрибуты для игр
Наименование | Количество, шт |
Парашют | 1 |
Клавесы | 24 |
Стаканчики со стекляшками | 24 |
Инопланетяшки | 24 |
Бабочки | 24 |
Пластиковые шарики | 24 |
бубны | 12 |
Ракушки | 24 |
Дощечки | 24 |
Мягкие игрушки | 12 |
Платочки | 12 |
Технические средства
Наименование | Количество, шт |
Магнитофон | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пальчиковые игры ,музыкально - речевые. двигательно - речевые упражнения, как средство развития музыкальности детей.
в работе преследуются задачи по развитию музыкальности, развитию фонематического, интонационного. музыкально - певческого слуха,овладение мимикой лица, телом, развитие дыхания, коммуникабельности. сти...
пальчиковые игры ,музыкально - речевые. двигательно - речевые упражнения, как средство развития музыкальности детей.
в работе преследуются задачи по развитию музыкальности, развитию фонематического, интонационного. музыкально - певческого слуха,овладение мимикой лица, телом, развитие дыхания, коммуникабельности. сти...
пальчиковые игры, музыкально - речевые. двигательно - речевые упражнения как средство развития музыкальности детей.
В работе рассматриваются задачи о развитии фонематического, интонационного и музыкально - певческого слуха, об овладении мимикой лица. тела. развитие дыхания. чувства ритма, коммуникативности, стимули...
Картотека музыкально речевых игр
Речевые игры...
Картотека музыкально-речевых игр
Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми и в развитии речи, и в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства м...
Картотека музыкально - речевых игр с палочками.
картотека игр...
Картотека музыкально-речевых и музыкально-ритмических игр для детей 5 - 7 лет
Картотека музыкально - речевых и музыкально - ритмических игр...