Картотека музыкально-речевых игр
методическая разработка (старшая группа)

Конькова Иркям Назировна

Приложение к основной образовательной программе дошкольного образования МАДОУ д/с №1

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1 «Радость» г. Волжского Волгоградской области»

(МАДОУ д/с № 1)

Принято

Протокол педагогического совета

от _____________________ №

Утверждаю

Заведующий МАДОУ д/с № 1

______________ И.А.Пряхина

 Приказ МАДОУ д/с № 1

 от____________      № ____

Приложение к основной образовательной программе

дошкольного образования МАДОУ д/с № 1

Блок 3.1. Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Методическая разработка

Картотека музыкально-речевых игр

для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Разработчик:

Конькова И.Н.,

музыкальный руководитель

 высшей квалификационной категории

г. Волжский, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Аннотация 

       «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.  

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский

     Данная методическая разработка «Картотека музыкально-речевых игр для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)» является программно-методическим материалом ООП ДО, разработано музыкальным руководителем Коньковой И.Н. для сопровождения образовательного процесса и повышение качества образования для детей старшего дошкольного возраста. Адресована музыкальным руководителям и воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования.

Актуальность 

     Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.
Музыкально-речевые игры используются в музыкальной деятельности в и отражают современное понимание процесса музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

      Предназначены для проведения музыкальных занятий, занятий ритмикой, детских утренников и праздников, для работы по развитию и коррекции речи детей. А также в свободной самостоятельной деятельности детей, на прогулке.

       Основой музыкально-речевых игр является синтез слова, музыки и движения: введение дошкольника в мир музыки, формирование художественной культуры, приобщение к истинно прекрасному, проявление живого интереса к восприятию музыкального произведения, способность на вербальном и эмоционально-образовательном уровне выражать отношение к характеру музыки, содержанию музыкального образа. Игровая форма материала поможет вызвать у детей интерес к занятиям, способствует творческой активности, создаёт у них положительное эмоциональное отношение к музыкальной деятельности – в процессе которой, можно корректировать нарушения в речевом и двигательном плане.

        Музыкально-речевые игры, способствуют повышению уровня музыкального развития детей и коррекции имеющихся у них нарушений.  В настоящее время увеличилось число детей дошкольного возраста, которые испытывают трудности во взаимодействии со сверстниками. Л. С. Выготский считал, что «с помощью речи ребёнок впервые оказывается способным к овладению собственным поведением, относясь к себе как бы со стороны, рассматривая себя как некоторый объект. Речь помогает ему овладеть этим объектом».
В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей.
Игры со словом и звуком для детей является не только привлекательными, но и полезными. Музыкально-речевые игры направлены на развитие речи у детей, уточнения и закрепления словаря, на формирование правильного звукопроизношения. Одновременно они являются основой для активизации познавательной деятельности, развития умственных способностей. У дошкольников формируется умение высказывать свое мнение, делать выводы, применять новые знания в различных жизненных ситуациях.
Музыкально-речевые игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей; они активизируют, обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух у детей, прививают интерес и любовь к языку.

Цель: Развитие речедвигательной координации, правильного звукопроизношения, артикуляции, автоматизации произношения звуков.

Задачи:

-  способствовать развитию умения соотносить ритм движений игровых действий с текстом;

- формировать умение исполнять простые ритмические рисунки.

- воспитывать интерес к музыкально – речевой   деятельности.

Отличительные особенности данного методического пособия:

        Игровой материал используется в рамках музыкальных занятий ДОУ, закладывает основы успешной деятельности в любой образовательной области.

        Каждая игровая ситуация реализуется через игровое взаимодействие детей и взрослого в сюжетных линиях сказок, что в свою очередь придает игровую форму взаимодействию, создает эмоционально-положительный фон, не утомляет ребенка и помогает ему раскрыться, продемонстрировать свои творческие и интеллектуальные и речевые способности.

        Игры, для игровых ситуаций подобраны по принципу того, что игра не должна быть не слишком трудной, но и не слишком легкой. Это помогает эффективно развивать познавательные и речевые способности детей, ведь, как отмечают психологи, отсутствие перед ребенком препятствий, которое надо преодолеть, делает развитие слабым и вялым.

        В основу игровых ситуаций заложены три основных принципа – интерес, познание, творчество. Это не просто игры – это сказки, приключения, забавные персонажи, которые побуждают детей к мышлению, творчеству. Кроме того, герои сказок позволяют создать собственную мелодию, ритм.

        Образовательное содержание игровых ситуаций выстроено по принципу усложнения, постепенного и постоянного, как бы по спирали.

        Применяются здоровьесберегающие технологии: кинезиологические упражнения и пальчиковые игры, которые направлены на развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

        Представлена характеристика возрастных особенностей детей /Приложение 1/, план игровых ситуаций /Приложение 2/, учебно-тематическое планирование /Приложение 3/, план работы с родителями /Приложение4/, материально-техническое оснащение /Приложение 5/.

Основные принципы

          Игра плюс сюжет

Первым принципом является игровое обучение детей дошкольного возраста. Особенность ее в том, что в этой игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка. Это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в содержание игры.

        Интеллект

Второй принцип— построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата.

        Творчество

Третий принцип— раннее творческое развитие дошкольников. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.

         Формы организации детской деятельности

1. Музыкально-речевые игры.

2. Интегрированные игровые ситуации.

3. Совместная деятельность педагога и детей.

4. Самостоятельная игровая деятельность.

          Описание содержания:

       Методическая разработка содержит ритмо-речевые упражнения и игры со звучащими жестами, музыкально-ритмические игры на развитие ритмического слуха детей старшего дошкольного возраста. В данной разработке даны методические рекомендации для педагогов по использованию ритмо-речевых упражнений в непосредственно-образовательной деятельности.

       В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов. При использовании музыкально-речевых игр на музыкальном занятии соблюдаются основные педагогические принципы — последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

       Игры со словом, речевые игры всегда нравятся детям, развивают чувство ритма, выразительность движения, будят фантазию и воображение. Эти игры можно проводить как с музыкальным сопровождением, так и без него, просто под текст, который заменяет напев. Игры, сопровождающиеся различными текстами, помогают детям лучше представить тот или иной образ, войти в него.

         Предполагаемый результат.

 ДЕТИ:

  • активизируется развитие внимания, сосредоточенности, быстроты реакции, координации слуха, голоса и движения, способствует интенсивному развитию чувства ритма и речи. 

РОДИТЕЛИ:

  • повысится уровень родительской культуры в области воспитания и развития ребенка дошкольного возраста.
  • повысится компетентность родителей в вопросе выбора музыкально-речевых игр для детей дошкольного возраста.
  • появится заинтересованность в дальнейшем развитии своих детей и станут активными партнерами музыкального руководителя.

Планирование

Возраст детей

Длительность игровых ситуаций

(в минутах)

Количество игровых ситуаций

в неделю

в месяц

в год

5 - 6лет

3  мин.

1

4

36

Список используемой литературы:

1. Боровик, Т.А. О ритмодекламации / Т.А. Боровик. // Музыкальный руководитель. – 2004. – № 5. – С. 23-28.
2. Лопухина, И. Логопедия. Речь, ритм, движение / И. Лопухина. – СПб., 1997. – 119 с.
3. Программа музыкального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Орфей» / И.Г. Галянт, Т.Л. Митрофанова, С.Н. Ерохина. – Челябинск, 1997. – 198 с.

4. «Коммуникативные игры для детей дошкольного возраста» О. Воеводина, 2022.

5. «Речевые игры для дошкольников» А.Чугайкина, 2022

6. «Речевые игры» Н. Сухая, 2023

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ

Возрастные особенности детей 6 - го года жизни.

На шестом году жизни у ребёнка продолжается дальнейшее становление его личности, расширяются знания об окружающей жизни, о сферах общественно – полезной деятельности взрослых, о природе родного края; о предметном мире, не находящемся в непосредственной близости с дошкольником.

При правильно организованном педагогическом процессе большинство детей к этому возрастному периоду овладевают культурой слушания. Слушание музыки, на шестом году жизни, остаётся по - прежнему весьма привлекательным, дети многое помнят, просят повторить самое любимое. Легко различают не только первичные жанры музыки, но и виды музыкальных произведений, вникают в эмоционально – образное содержание музыки. Дошкольники 5-6 лет могут воспринимать форму произведения, чувствовать смену характера музыки, динамику развития музыкального образца. Они выделяют большинство средств музыкальной выразительности, некоторые интонационные ходы. Интенсивно продолжают развиваться музыкально – сенсорные способности: дети могут различать выразительные отношения музыкальных звуков.

Далее активизируются такие музыкальные способности, как ладовысотный слух: дети начинают распознавать интонационно – мелодические особенности музыкального произведения.

Интенсивное развитие умственных способностей детей влияет на формирование музыкального мышления: они готовы к анализу относительно сложного музыкального произведения, его оценке, могут сравнивать, обобщать некоторые из них по какому – либо признаку (жанру, характеру, содержанию).

Уже сформирована потребность в пении. Дети любят петь, овладевая разнообразным по тематике репертуаром. Голос становится звонче, для большинства детей характерен диапазон в пределах ре—си первой октавы; налаживается вокально – слуховая координация.

Ребёнок начинает осознанно следить за правильностью певческой интонации, контролировать себя, исправлять неточности своего пения (но лучше слышит пение сверстника).

Дети могут выразительно петь не только напевно, но и отрывисто, если это необходимо для отображения содержания и настроения песни. Они способны петь на одном дыхании целые фразы песни, певческая дикция у большинства детей правильная.

Хоровое пение отличается слаженностью голосов по тембру и динамическим оттенкам.

В то же время голос ребёнка остаётся довольно хрупким, поскольку продолжается формирование вокальных связок.

На шестом году жизни продолжается дальнейшее физическое и психическое развитие ребёнка: формируется осанка, движения становятся более свободными и выразительными, а в сюжетных играх, танцах – более осмысленными и управляемыми, слаженными, уверенными.

Дети на шестом году жизни желают овладевать игровыми навыками и танцевальными движениями, требующими ритмичности и координации исполнения, стремятся пополнять имеющийся запас игровых и танцевальных умений. Они легко ориентируются в пространстве помещения, довольно непринуждённо выполняют основные движения. Большинство детей с удовольствием включаются в творческие игровые ситуации, в свободные пляски; любят придумывать свои танцы, главным образом на основе знакомых движений.

Однако возможности детей этого возраста, безусловно, ещё несколько ограничены: в движениях не хватает пластики, полётности, выразительности. Физическое и психическое взросление влияют на музыкальность дошкольников: движения становятся более координированными, поведение более осмысленным и управляемым самим ребёнком. Должное развитие получают основные музыкальные способности: ритмическое чувство и мелодический слух. Этим объясняется готовность детей заниматься музицированием на инструментах.

В элементарных импровизациях на металлофоне наибольшего успеха дети достигают в использовании таких средств музыкальной выразительности, как динамические оттенки, ритмические особенности, тембровая окраска звука. Мелодическая линия музыкальной ткани привлекает детей, но передача её удаётся им лишь в свободной импровизации.

При обучении игре на металлофоне дети легко справляются с игрой на двух пластинах, не соседствующих друг с другом, но находящихся рядом (через пластину). Это объясняется недостаточностью развития в данном возрасте микро координации движения руки.

В этом возрасте у детей проявляется стойкое чувство ансамбля, прежде всего ритмического.

Таким образом, дети в возрасте 5-6 лет, обладают большими возможностями для дальнейшего развития восприятия музыкальных произведений различных стилей, жанров, видов; успешно осваивать далее певческую деятельность и музыкально- ритмические движения, музицировать на детских инструментах.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПЛАН ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ

месяц

Тема игровых ситуаций

всего занятий

1

сентябрь

«Хитрый мышонок» М. Картушина

1

2

«Едем на лошадке» Н.Сухая

1

3

«Ракушки» Н.Сухая

1

4

«Игра с дощечками» Н.Сухая

1

5

октябрь

«Игра с шариками и бубнами» Н.Сухая

1

6

Игра «Барабан» Н.Сухая

1

7

«Зарядка-разминка» Н.Сухая

1

8

Прощальная песенка «До свидания, друзья»(пальчиковая игра)

1

9

ноябрь

Ходики

1

10

Игра – Бабочки stop&go

1

11

Игра – Бабочки и ритм

1

12

Танец «Инопланетяшки»

1

13

декабрь

Игра  с клавесами «Посчитай и постучи» логоритм.

1

14

Приветственная песенка – сл. и муз. Н Сухой

1

15

«На велосипеде»

1

16

«Я иголочку возьму»

1

17

январь

«Звери в лесу»

1

18

«Игра с парашютом»

1

19

«Две лягушки-две подружки»

1

20

«Мышиный переполох»

1

21

февраль

«Посчитай и постучи»

1

22

«Игра со стекляшками»

1

23

«Гусеничка»

1

24

«Холодная снежинка»

1

25

март

«Корова»

1

26

«Потеряшки»

1

27

«Танец дружбы»

1

28

«Танец слонов»

1

29

апрель

«Цветы и лего»

1

30

«Анютины козочки»»

1

31

«Зайцы и огород»

1

32

«Он и она»

1

33-34

май

«Кошки и мышки»

2

35-36

«Мышки и кот»

2

ИТОГО

36

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Цели

Описание игры

Литература

Сентябрь

1 неделя               Игровая ситуация

«Хитрый мышонок»

М. Картушева

Научить детей двигаться выразительно, в соответствии с выбранным музыкальным образом.

Необходимое оборудование: любой музыкальный инструмент, на котором играет профессионально обученный взрослый.

Развивать речедвигательную координацию, правильное звукопроизношение, артикуляцию, автоматизацию произношения звуков.

Ход игры. Пространство, отведенное для игры, условно делится на две половины. На одной стороне находится «кот», на другой — «мышиные норки», они помечаются мелом. В игре может принять участие любое количество игроков. При помощи считалочки выбирается водящий — вада, который будет «котом». Дети становятся в круг и «считаются»:

Тара-бара, растобара,

Сидит кот у самовара,

А мышонок — под столом.

Вада — ты, из круга — вон!

Под тихую, но ритмичную и тревожную музыку водящий изображает засыпающего «кота». Остальные игроки-«мыши» прячутся в своих «норках». Музыка меняется, становится более спокойной и тихой. Это для «мышей» служит сигналом того, что «кот» наконец заснул. «Мышки» тихонечко выбегают из своих «норок» и подкрадываются к «сладко спящему коту». Они встают вокруг него и начинают двигаться по часовой стрелке. Прижав палец к губам, «мышки» тихо, в такт музыке нараспев произносят:

Тише, тише, тишина...

Укачали мы кота.

Котик сладко спит

И на мышек не глядит.

Стоит только зашуметь,

Кот наш мышек может съесть!..

Если музыка звучит по-прежнему спокойно, дети-«мышки» снова тихо пропевают слова, двигаясь при этом в противоположную сторону, то есть против часовой стрелки. А потом музыка внезапно становится быстрой и энергичной, и это значит, что «кот» «проснулся». Это сигнал не только для «мышей», но и для «котика»: он должен первым уловить изменения в музыке и предупредить действия «мышат». Он неожиданно вскакивает и пытается поймать возмутителей своего спокойствия. Пойманным считается игрок, не успевший спрятаться в свою «норку», до которого «кот» успел дотронуться.

С окончанием музыки заканчивается и игра. «Кот» пересчитывает свою «добычу».

Примечание. Игра повторяется до тех пор, пока все «мышата» не окажутся пойманными. Тот «мышонок», которому удастся остаться на свободе, объявляется победителем игры. Под звуки торжественного марша и дружные аплодисменты остальных игроков ему присваивается почетное звание «Самый хитрый мышонок».

«Музыкальные игры» М. Картушева

2 неделя  

    Игровая ситуация

«Едем на лошадке» Н.Сухая

Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, развитие чувства ритма и речи.

Первоначально дать всем накататься или накатать игрушки в «повозке». Потом добавить инструменты.

Разделить группу детей на две группы. Первая половина – возит кукол на ткани, вторая половина – играют на клавесах, бубенцах на палочках или кастаньетах. (Поочередно руками медленно, потом быстро. Двумя руками одновременно и снова быстро. В конце – в ритме последней строчки.) В конце игры дети меняются ролями.

Если игра используется с мамами и детьми – то одна часть мам -  возят малышей на ткани. И вторая половина мам с малышами играют на клавесах, бубенцах на палочках, потом так же происходит смена.

1.Мы отправились гулять – на лошадке поскакать, (дети катают на ткани кукол: топающий шаг, высоко поднимая колени)

Звонко цокают подковы, прокатиться все готовы.

2.Очень нравится езда – радуется детвора,

Звонко цокают подковы – веселиться все готовы.

3.Едем, едем далеко – дальше ехать нелегко,

Постоим, отдохнём – снова в путь пойдём. ДА!!!

«Речевые игры» Н. Сухая

3 неделя

Игровая ситуация

«Ракушки» Н. Сухая

Развивать чувство ритма, воображение, внимание речевую координацию.

– муз. «Медленная полька»

1.Ракушки, ракушки – в руки я возьму,

Ими стучать я тебя научу. / куплет повторить 2 раза

2. Вверх поднимем ракушки – как будто побежим

Вниз опустим ракушки – идем мы и стучим. / 2 раза куплет

А сейчас 2 ракушки в стаканчик наш нырнут…(кладут ракушки в стаканчик, трясут в ритм музыки)

Снова ракушки достанем – ими дружно заиграем…

3. Ракушки, ракушки – в руки я возьму,

Ими стучать я тебя научу. / куплет повторить 2 раза

4. Возле ушка правого – две ракушки шуршат

Возле ушка левого о чем-то говорят. / 2 раза повторить куплет

 5. Ракушки бегут по кругу – весело стучат,

Ракушки бегут по кругу – радуют ребят. / 2 раза повторить куплет

ВСЁ!

«Речевые игры» Н. Сухая

4 неделя                Игровая ситуация

Игра с дощечками – модель и сл Н.Сухой

 Бел. нар. танец - Полька-Янка

Развивать мышление, чувство ритма, речевую координацию, умение собирать картинку-отгадку.

 По дощечке  - тук, тук, тук (стук по досточке, четверть+четверть,три восьмых  )

Раздается -  этот стук (стук по досточке, четверть+четверть,три восьмых  )

Прыг-скок-прыг –скок ( по коленкам двумя руками – прыг,  в ладоши – скок)

Потанцуй со мной дружок. (стучим по полу досточкой, быстро – на 7 счетов)

В ручку взяли-передали (движения по тексту)

Подержали- И отдали

В ручку взяли-передали

Подержали- И отдали.

«Речевые игры» Н. Сухая

Октябрь

1 неделя

Игровая ситуация

«Игра с шариками и бубнами» модель и сл. Н. Сухой

муз. Shoemakers Dance

Развитие межполушарного взаимодействия, мелкой моторики пальцев рук.

Называем цвет шарика. Шарики из сухого бассейна или звенящие.

Шарик я возьму, в ручках покручу,

Шарик мой стучит (звенит), и назад бежит.

В ритме стучать по бубну – по три удара в ритме музыки, бубен на полу.

Взять в руки бубен в ритме стучать по бубну.

Звенеть бубном в правой руке, на 4 счета

Звенеть бубном в левой руке, на 4 счета.

В конце:

Шарик не возьму (показ руками отрицание), сяду отдохну (руки за локти обнять и покрутить корпусом),

Шарик мой лежит, и тихонько спит. (руки под ушко -  спать)

 Снова все повторяется с начала.

«Речевые игры» Н. Сухая

2 неделя                 Игровая ситуация

«Игра Барабан» сл. и муз Н. Сухая

Развивать ритмическое восприятие, музыкальную память.

 Можно сесть по кругу. Можно в пары и при передаче, обменяться барабанами.

1. В барабан, в барабан (поочерёдно правой и левой рукой в ритме стучать по барабану) застучу (или я стучу) (двумя руками одновременно)

Свой секрет рассказать я хочу. (движения те же)

Барабан мой стучит – бам, бам, бам!

Никому я его не отдам.

 Пауза

2. Ручки бьют и стучат (стучать двумя руками одновременно стучать по краю рисую круг из центра вверх)

Пальчики бегут вот так! (пальчиками по барабану стучать) / - куплет 2 раза

Барабан ты наш друг (движения те же)

Веселит нас этот стук.

В барабан поиграй и соседу передай!

«Речевые игры» Н. Сухая

3 неделя

 Игровая ситуация «Разминка» модель и сл. Н Сухой

 

Развивать чувство ритма, умение согласовывать пение с движением.

 1. Маршируем друг за другом мы идем,

Маршируем мы идем и поём.

Маршируем друг за другом мы идем

Мы идём все вместе дружно и поём.

2. А сейчас ножки топают быстрей,

Застучали наши ножки поскорей.

По дорожке ножки топают быстрей,

Все скорей топочут ножки и быстрей.

3. А теперь мы будем прыгать высоко,

Как зайчата будем прыгать высоко.

Ножки вместе, вместе прыгаем легко

Высоко мы прыгнем вместе и легко.

4. И снова, маршируем друг за другом мы идем,

Маршируем мы идем и поём.

Маршируем друг за другом мы идем

Мы идём все вместе дружно и поём.

4. На носочки все поднялись и скорей бежим,

Мы на гору вместе забежать хотим.

На носочках все легонько быстренько бежим

Эту гору мы сегодня покорим.

Стоп!

«Речевые игры» Н. Сухая

4 неделя                     Игровая ситуация

«Игра – До свидания, друзья!» – сл. и муз. Н. Сухая

Развитие координации движений, умения двигаться в такт музыки.

1. Ай, качи, качи, качи, (руки в кулачки сжаты – выполняют «вертушку»)

Прилетели (в лес) к нам грачи. (сделать крылышки, махать кистями)

Сели дружно и сидят (кулачок о ладошку) (сделать замок пальцами)

Червячков найти хотят. (соединять пальчики, поочерёдно)

2. Ай, качи, качи, качи, (руки в кулачки сжаты – выполняют «вертушку»)

Прилетели (в лес) к нам грачи. (сделать крылышки, махать кистями)

Червячки-то уползли (пробежать пальчиками пр.р. -  от кисти к плечу лев руки)

В домик спрятались они. (закрыть две ладошки, соеденить вместе на – «они»)

3. Ай, качи, качи, качи, (руки в кулачки сжаты – выполняют «вертушку»)

Прилетели (в лес) к нам грачи. (сделать крылышки, махать кистями)

Да и нам уже пора – (хлопки в ритме, либо накрест прижать руки к себе )

До свидания, друзья!  (машут рукой)

«Речевые игры» Н. Сухая

1 неделя                Игровая ситуация

Воспитывать интерес к музыкально – речевой   деятельности.

Ходики – сл. и муз. Н Сухой,

лого-игра

На стене часы висят, на стене часы висят. (Перебирать пальчиками каждую бусинку цепочки)

Тихо ходики стучат, тихо ходики стучат.

Тики-тики-тики, так.

Остановка  - сделай так.  (добраться до конца цепочки)

ТССССССССССС (протянуть пальчиками по цепочке в её начало)

«Речевые игры» Н. Сухая

2 неделя                 Игровая ситуация

«Игра бабочки» stop&go – модель Н. Сухой

Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь.

Под музыку бабочки из фоамирана на резиночке, летают - а под тикание – называть часть тела или любой предмет находящийся в помещении, куда бабочки приседают. (пол, стена, столб, подоконник, стулья, штора и тд)

«Речевые игры» Н. Сухая

3 неделя                Игровая ситуация «Игра Бабочки и ритм» – Н. Сухой

Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь.

Либо бабочки все разного цвета и цветы к ним в цвет. Либо как у меня насекомые на шпажках, (бабочки, божьи коровки, стрекозки, шмели)… они сами определённого цвета..также подбирается по их цвету цветок. На один цветочек 3-5 деток .

 1 ч – дети летают,  кружатся

2 ч. Собравшись у цветочка отстукивают ритмич рисунок.. любой, какой придумается…Для деток помладше простой ритм, постарше чуть усложнить.

«Речевые игры» Н. Сухая

4 неделя                  Игровая ситуация

«Инопланетяшки» – муз. и сл. Н. Сухой

Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь.

Мы яркие милашки, мы инопланетяшки,

Мы в космосе летаем, смеёмся и играем.

1. Дружно сядем посидим – и немножко постучим.

Стучат в ритме музыке.

Мы яркие милашки, мы инопланетяшки,

Мы в космосе летаем, смеёмся и играем.

2. Раз, два , три теперь стоим – вместе весело звеним!

Звенят игрушками.

Мы яркие милашки, мы инопланетяшки,

Мы в космосе летаем, смеёмся и играем.

3. Быстро пару мы найдем и покружимся вдвоём.

Кружатся накрест руки с игрушками.

«Речевые игры» Н. Сухая

Декабрь

1 неделя               Игровая ситуация

«Игра с клавесами» – модель и слова Н. Сухой

Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь.

1. Правой ручкой мы покрутим свою палочку смотри (крутим палочку в правой руке)

Крутим и считать мы будем, посчитай и постучи!

Вслух считать и в ритме отбивать палочкой правой руки о пол удары до 8 и от 8 обратно

2.Левой ручкой мы покрутим свою палочку смотри (крутим палочку в левой руке)

Крутим и считать мы будем, посчитай и постучи!

Вслух считать и в ритме отбивать палочкой левой руки о пол удары до 8 и от 8 обратно

3. Вместе ручками покрутим свои палочки смотри (крутим палочку в правой руке)

Крутим и считать мы будем, посчитай и постучи!

Вслух считать и в ритме отбивать палочками обеих рук о пол удары до 8 и от 8 обратно

«Речевые игры» Н. Сухая

2 неделя                Игровая ситуация

«Приветственная песенка»

Развивать речевую координацию, мышление, чувство ритма, умение собирать картинку-отгадку.

Кто (на музыку) сегодня в зал пришел? – мальчики.

Кто друзей с собой привёл? – девочки.

Будем утро начинать – песенкой

Будем петь и танцевать – вместе мы.

«Речевые игры» Н. Сухая

3 неделя

Игровая ситуация

«На велосипеде» – сл. и муз Н. Сухой

Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь.

1.На велосипеде едем шустро,

На велосипеде нам не грустно

Видим ЛУЖА впереди – вдох, аааай..

Лужу надо обойти! ДА! (шагают как будто вокруг лужи на месте)

2.На велосипеде едем шустро,

На велосипеде нам не грустно

Видим ЯМА впереди – вдох, ой

Яму перепрыгнем мы. ДА!  

3.На велосипеде едем шустро,

На велосипеде нам не грустно

Видим ГОРЫ впереди – вдох, оооо

В гору заберёмся мы. Да!

4.На велосипеде едем шустро,

На велосипеде нам не грустно

Видим ПОЛЕ впереди – вдох, оооой

Пробежим по полю мы! Да!!

5. На велосипеде едем шустро,

На велосипеде нам не грустно

Видим. мама (имя воспитателя) впереди, (Мамочку обнимем мы)

Крепко (крепче) её обними. Обнимаааашки !!!

 

«Речевые игры» Н. Сухая

4 неделя

 Игровая ситуация

Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь.

Игра (эхо)  Звери в лесу –

р. н. м. «Светит месяц», игра и (сл. Н. Сухой)

1. (Вместе Как-то раз  мы в лес гулять пошли) В лес зимой гулять пошли – зайку  серого белого нашли,

Зайка ты не убегай лучше с нами поиграй.

2.Снова по лесу идем, видим лисонька с ежом,

Рады мы вас повстречать, будем вместе мы играть.

3.Дальше по лесу пошли, Мишку бурого нашли.

Мишка ты не убегай лучше с нами поиграй.

4. Видим белка – (рыжий бок) скок-поскок, скачет весело (прыг -скок) с ветки прыгнула в сугроб,

Белка ты не убегай, с нами вместе поиграй.

«Речевые игры» Н. Сухая

Январь

1 неделя

Игровая ситуация

Я иголочку возьму – сл. Н. Сухой

Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь.

1.Я иголочку возьму, нитку вдену шить начну.  (Имитация шитья иглой правая рука)

Поровнее к ряду ряд я сошью себе наряд. (Имитация шитья иглой левая рука)

На первую часть музыки – разнообразный стук клавесами.

На 2 часть музыки – взяли – передали, взяли передали…и т.д

2. Молоток в руках держу, по сапожку постучу. Стук по «шляпке» палочки

Скоро будет мой дружок, будет новый сапожок. А потом по второй палочке.

То же..

3.Спицы я в руках держу, я умею, я могу. Имитация взания, крутят кистями вперед …

Точно так же к ряду ряд я свяжу себе наряд. Имитация взания, крутят кистями назад …

На первую часть музыки – разнообразный стук клавесами.

На 2 часть музыки – взяли – передали, взяли передали…и т. д

«Речевые игры» Н. Сухая

2 неделя

Игровая ситуация «Игра с парашютом – ритм и цвет»

Формировать умение воспроизводить различные ритмы, развивать внимание, навыки восприятия, сенсорные способности. Координировать движения рук и ног, менять движения с изменением характера музыки.  Воспитывать умение работать сообща в коллективе.

 Игровые материалы и оборудование: - музыкальное сопровождение трек мп3 парашют. 

В игре принимает участие любое количество детей.

Ход игры:

Музыка А – отхлопывают различные ритмические рисунки, разными способами -  сидя на коленках В конце 4 фразы - встают берут парашют за петли.

Музыка Б –

1) дети поднимают парашют вверх, педагог называет 2  цвета , дети которые держатся за названный цвет  - перебегают под крышей парашюта меняясь местами.

2)все опускают парашют и трясут (плавно) им на уровне  пояса (делают «море»).

Повторяется 6 раз.

Музыка В –

1)все маршеруют по кругу вправо., в конце меняют руку, которой держат петлю и

2) все маршеруют влево – на 8 счетов, остановились и на 8 счетов трясут парашют.

Музыка Б –

Движения те же. 4 раза.

«Речевые игры» Н. Сухая

3 неделя

Игровая ситуация «Две лягушки – две подружки»… - сл и муз. Н. Сухой

Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь.

 Дети поют песню.

1 вариант: можно разделить на лягушек и утят. Дать детям кастаньеты или другие инструменты. Петь по очереди ква-ква и кря-кря, озвучивая инструментами.

2 вариант: играть на металлофоне или ксилофоне ква-ква и кря-кря, допевки в куплете. А припев играют кастаньеты-(дети разделить ) поочереди лягушки - утки.

1. На опушке две лягушки квакали – ква – ква – ква!

На опушке 2 подружки крякали – кря – кря – кря! /куплет повторить дважды

Припев: Ква – ква, ква – ква – ква,

Кря – кря, кря – кря – кря,

Ква – ква, ква – ква – ква,

Кря – кря, кря – кря – кря!

 За вторым разом в конце:

Кря – кря - кря!

2. Свою песню распевали – квакали – ква – ква – ква!

Веселились и играли крякали – кря – кря – кря! \ повторить куплет дважды

Припев: тот же

«Речевые игры» Н. Сухая

4 неделя

Игровая ситуация «Мышиный переполох –муз. Н Сухой

Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь.

1. Маленькие мышки, шустрые малышки

Как-то решили встретить Новый год.

Выбрались из норки собрались у ёлки.

Стали весёлый водить хоровод.

Припев:

Дили-дили , дон-дон. Дили- дили, дон.

Звонко звенят бубенцы  - диги-дон.

Дили-дили , дон-дон. Дили- дили, дон.

Мышки устроили – звон-перезвон.

2. Маленькие мышки – шустрые малышки

Миску стащили у ВАСЬКИ у кота.

А потом шуршали, коготки стучали.

С миской у мышек такая игра.

Припев:

Туки-туки – бом-бом.Туки-туки бом.

Мышки устроили в доме погром.

Туки-туки бом –бом,

Туки туки бом – так разбудили они целый дом.

3. Васька кот проснулся сладко подтянулся

Мышки под миской тихонько сидят.

Васька обернулся, мило улыбнулся.

Но не обидел пугливых мышат.

А с ними:

Припев:

Дили-дили дон дон, Дили-дили дон.

Вместе устроили звон перезвон.

Дили-дили-дон-дон, дили дили-дон.

Звонко звенят бубены диги-дон.

Туки туки – бом-бом,Туки туки бом,

Так разбудили они целый дом. (Вместе устроили в доме погром.)

Туки-туки бом-бом, туки –туки бом.

Так веселился потом целый дом.

«Речевые игры» Н. Сухая

   Февраль     

1 неделя            Игровая ситуация «Посчитай и постучи» – игра и сл. Н Сухой.

Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь.

В правой ручке мы покрутим свою палочку смотри

А сейчас (Крутим и) считать мы будем посчитай и постучи.

Стучат о пол пр.рукой. 1,2,3,4,5,6,7,8 и назад 8-1

2.  Левой ручкой…

3.Вместе ручками покрутим свои палочки (клавесы) смотри

 Можно вместе стучать, можно поочередно руками

«Речевые игры» Н. Сухая

2 неделя

Игровая ситуация

«ИГРА СО СТЕКЛЯШКАМИ» игра и сл. Н Сухой, муз. (green-day-shenanigans-heavy-and-light)

Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь.

1.Я стекляшки в ручках (руки впереди показывают др.др стекляшки) -  по-дер-жу(ритмично стучат 3 раза),

Я блестяшки другу(также показ блестяшек другу напротив)  - по-ка-жу(стук 3 раза).

Поиграть я с ними (движения те же) так могу – (движения те же)

Их В стаканчик – положу.(проговаривает взрослый)

Затем говорит ребенок – В стаканчик

2.Я стекляшки в ручках -  по-дер-жу (3 раза постучать),

Я блестяшки другу -  по-ка-жу (стук в ритме).

Поиграть я с ними так могу –

На  стаканчик – их кладу. (действия те же)

3.Я стекляшки в ручках подержу,

Я блестяшки – другу покажу.

Я стекляшками стучу стучу –

За стаканчик – их кладу.

4.Я стекляшки в ручках подержу,

Я блестяшки – другу покажу.

Я сейчас стаканчик не возьму –

Перед ним их – положу.

5.Я стекляшки в ручках подержу,

Я блестяшки – другу покажу.

Справа синюю я опущу –

Слева красную кладу.

6.Я стекляшки в ручках подержу,

Я блестяшки – другу покажу.

Поиграть я с ними так могу –

Их В стаканчик – положу.

7.Вверх поднимем выше позвеним

Вниз опустим ниже постучим

Я стакан в руках держу держу –

И направо отдаю.

8.Вверх поднимем выше позвиним

Вниз опустим ниже постучим

Я стакан в руках держу держу –

И налево отдаю.

9. Вверх поднимем выше позвиним

Вниз опустим ниже постучим

Я стакан в руках держу держу –

И соседу отдаю.

«Речевые игры» Н.Сухая

3 неделя                Игровая ситуация «Гусеничка»

Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь.

1 вариант – Можно выбрать от 1 до 3,4 ведущих. Вед. Ребенок свободно двигается по залу на 2 фразы. На третью – останавливается перед стоящим одним ребенком выполняет ритмичные хлопки, после кружатся , обнимаются и ведущим становится тот, с кем хлопали. Теперь уже он ведет гусеничку на поиски нового игрока.

2 вариант – все тоже самое, только после обнимашек оба становятся ведущими, не идут в хвост гусенички. А с каждым разом их становится все больше, 2 – 4 – 8 – 16 – ведущих…

«Речевые игры» Н. Сухая

4 неделя

Игровая ситуация «Холодная снежинка»

Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь.

Холодная снежинка – волшебная пушинка, (качают снежинку в руки , из стороны в сторону)

Кружилась и летела (кружиться) – вдруг на ладошку села.. (положить на ладонь)

Тебя сейчас поймаю (пришлёпнуть второй ручкой) – тихонько покачаю (покачать)

Ты отдохни немножко (под ушко положить руки) – побудь со мною крошка.

А сейчас давай играть – тебя я буду догонять!(грозят пальчиком) В конце дуют…сколько угодно раз.

«Речевые игры» Н. Сухая

Март

1 неделя             Игровая ситуация «Корова»

Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь.

Корова – муз.Н.Сухой, сл. Skopinz

1. Под сенью крова – живет корова,

Она здорова, но чуть грустна.

Сегодня снова мычит корова,

Зима сурова, когда ж весна?

Припев:

Йо-хо-хо, йо-хо-хо, муууууу.

Йо-хо-хо, йо-хо-хо, муууууу.

Йо-хо-хо, йо-хо-хо, муууууу.

Йо-хо-хо, йо-хо-хо, муууууу.

2. Печально дома, в ногах солома.

Пусть даже песни поют сверчки,

Хочу я в поле пастись на воле,

Хочу есть клевер и васильки.

3. Когда же лето и много света,

И солнца блики ластят брюшко,

Сытнее вдвое мои удои,

Вкуснее сливки и молоко!

«Речевые игры» Н. Сухая

2 неделя               Игровая ситуация   «Потеряшки»

Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь.

Потеряшки – сл и музыка Н.Сухой

1. Жил-был в Африке далёкой,

Очень добрый серый слон.

У него была забота,

Этот слоник был влюблён.

Он любил свои игрушки

Завлекушки, побрякушки.

Очень яркие стекляшки – назывались потеряшки.

ПРИПЕВ:

Потеряшки – потеряшки.

Разноцветные стекляшки потеряшки.

Потеряшки, потеряшки,

Очень яркие стекляшки потеряшки.

2. В гости к слонику спешили

Очень разные друзья.

По-соседски приносили

Потеряшки для слона.

Со стекляшками (А потом) играли, составляли – убирали.

Мастерили и светили –

Веселились от души.

«Речевые игры» Н.Сухая

3 неделя

Игровая ситуация  «Танец дружбы»

Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь.

сл. Н. Сухой, муз Uli Führe Wallwalk

1. По дорожкам, по тропинкам – весело шагать, (ходят в рассыпную по залу)

Песенку такую распевать.

А теперь нам друга нужно срочно отыскать – (находят пару)

С ним сейчас мы будем танцевать.

          Прыгнем раз и прыгнем два – покружимся вдвоём,

          Нашей дружбе нет конца (хлопки др о друга), мы снова в путь пойдём. (идут в паре)

Пауза

2. По дорожкам, по тропинкам – нравится шагать,

Песенку такую напевать.

А теперь нам друга нужно срочно отыскать –  (находят пару друзей)

С ним сейчас мы будем танцевать.

         Прыгнем раз и прыгнем два – кружить не устаём,

   Нашей дружбе нет конца (хлопки др о друга все ),мы снова в путь пойдём. (идут новой двойкой )

3. По дорожкам, по тропинкам – нравится шагать,

Песенку такую распевать.

А теперь нам друга нужно срочно отыскать – (находят новую пару)

С ним сейчас мы будем танцевать.

         Прыгнем раз и прыгнем два – кружить не устаём,

         Нашей дружбе нет конца, мы снова в путь пойдём.

4. (МАРШ)По дорожкам, по тропинкам – нравится шагать,  (идут все в общий круг)

Песенку такую напевать.

А теперь нам друга нужно срочно отыскать –

С ним сейчас мы будем танцевать.

         Прыгнем раз и прыгнем два – кружить не устаём,

         Нашей дружбе нет конца, мы снова в путь пойдём

5.По дорожкам, по тропинкам – нравится шагать, ( снова рассыпались по одному)

Песенку такую напевать.

А теперь нам друга нужно срочно отыскать – (находят пару)

С ним сейчас мы будем танцевать.

          Прыгнем раз и прыгнем два – кружить не устаём,

         Нашей дружбе нет конца, нам весело вдвоём.

Ты друг самый лучший, ты друг самый хороший

Ты друг самый – добрый, ты друг самый – нужный.

Ты друг самый весёлый, ты друг самый – красивый,

Ты друг самый любимый… (обнимаются)

ОПИСАНИЕ:

Танец дружбы – коммуникативный танец

 1 куплет. Дети по одному идут врассыпную. На слова  - а теперь нам друга нужно срочно отыскать – ищут себе пару. С ним выполняют движения по тексту – прыжки 2, кружение вокруг себя, 2шлепка по коленям и 2 хлопка друг о друга, поклон взялись за одну руку (парой).

2куплет. Взявшись за руку, снова движутся по залу, прогулочка. На текст – а теперь нам друга нужно срочно отыскать – ищут себе новую пару. Находят и с ними (уже четверка получается), выполняют движения по тексту. После кружения хлопки -  руки в стороны и друг о друга стучим – по кругу, все одновременно.

3 куплет. Теперь сменились пары – из четверки идут вместе те – кто не ходил вместе, снова двойки. На текст – а теперь нам друга… - снова ищут новую пару. И с ней выполняют те же движения по тексту.

4 куплет. Теперь все начинают выстраиваться в круг. Образовывав один общий круг. На слова: прыгнем раз.и т.д. .. - выполняют движения по тексту уже в общем кругу.

5куплет. Теперь рассыпались все по одному снова – повторение 1 куплета.

6куплет. Повторение 2 куплета. – только теперь в конце остаются пары ( по 2) и начинаем говорить друг другу добрые слова – в конце жаркие объятия. И дети парами друг друга провожают на места.

«Речевые игры» Н. Сухая

4 неделя

Игровая ситуация «Танец слонов»

Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь.

 (муз. и сл. И. Пантелеевой, исполняет А. Сухая)

Цель: формировать умение воспроизводить различные ритмические рисунки с предметами (стаканчики). Координировать речь и движения. Взаимодействовать в паре.

Игровые материалы и оборудование: пластмассовые цветные стаканчики по 2 шт на ребёнка. В игре принимает участие любое парное количество детей.

Ход занятия:

Дети поют песню и выполняют различные ритмические рисунки со стаканчиками, по одному и взаимодействуя в паре.

«Коммуникативные игры для дошкольников» Н. Сухая

Апрель

1 неделя              Игровая ситуация «Цветы и лего»

Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь.

Можно использовать резиночки, можно цветочки от Lego duplo, можно крышечки-закрутки от детского питания фруктового.

На зелёной на лужайке словно яркие огни,

Распустились расписные разноцветные цветы.

На большой посадим желтый покачаем – раз, два, три.

А на среднем будет красный – как подрос он посмотри.

Указательный украсим, будет (станет) розовым цветок.

Безымянный будет синим, так похож на василёк.

Вот остался самый-самый, самый маленький росток…

На мизинчике зелёный распускается цветок.

На зелёной на лужайке словно яркие огни,

Распустились расписные разноцветные цветы.

«Коммуникативные игры для дошкольников» Н.Сухая

2 неделя

Игровая ситуация «Анюткины козочки»

Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь.

1.Проживают у Анютки (сжимают и разжимают кулачки)

В хлеве козочки-малютки.

Травку кушают из рук

А потом бегут на луг..

2. Прыг-скок, прыг-скок

Раз цветок и два цветок

Возвращаются домой –

И букет несут с собой.

3.Встречным дарят незабудки –

Но оставят и Анютке.

Скажут козочки ей : МЕЕЕЕ

Эти лучшие  - тебе!!!

«Речевые игры» Н.Сухая

3 неделя               Игровая ситуация   «Он-она»

Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь.

Он слон – она слониха,

Он лось – она лосиха,

Он морж – она моржиха

Он кот – она…

…Ну конечно это КОШКА,

Ну ошиблись вы немножко.

Так сыграем еще раз,

Обыграть  хочу я Вас!!

.2.

Он лев – она львица

Он волк – она волчица.

Он тигр – она тигрица

Он кенгуру – она …

Ну конечно кенгуру –

Продолжаем мы игру.

Так сыграем еще раз,

Обыграть  хочу я Вас!!

3.

Он паук – она паучиха,

Он заяц – она зайчиха,

Он комар – она комариха

Он бык - …

Ну конечно же корова,

Поиграем дети снова.

Так сыграем еще раз,

Обыграть  хочу я Вас!!

4.

Он Осел – она ослица,

Он Орел – она орлица.

Он лис   - лисица

Он козел – она

Ну конечно же коза

За повтор игры все за???Дааа!

Так сыграем еще раз,

Обыграть  хочу я Вас!!

Дааа!

5.Еж он – она ежиха

Бобр он – она бобриха,

Он Кроль – она крольчиха.

Конь он – она..

Ну конечно же лошадка

Все у нас пока что гладко

Так сыграем еще раз,

Обыграть  хочу я Вас!!

6. Он бегемот – она бегемотиха.

Он енот – она енотиха

Он кашалот – она – кошалотиха

Он баран – она

Ну конечно же , Овца

Доиграли до конца!!!

Было весело у нас –

Получилось просто  (суппер) класс!

«Речевые игры» Н.Сухой

4 неделя               Игровая ситуация

«Зайцы и огород»

Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь.

Зайчики решили – морковку сосчитать.

Пять их или десять им нужно разузнать.

Собрались на грядке и стали выбирать –

Лучшую из лучших, чтобы каждому раздать!

Одна – морковкА,

 2 морковкИ, 3 – морковкИ, 4 морковкИ,

5 – морковОК

ЕСТЬ!!!!!

Больше им никак не съесть – да,да,да!!!!!!

В дальнейшем можно менять героев, ёжики, белочки и тд. А также добавлять овощи (картошка, капуста, кукуруза и тд). Также изменив на сад – можно и фрукты собирать. Все зависит от фантазии педагога, темы муз. занятия, и песенка может заиграть по-новому.

«Речевые игры» Н. Сухой

Май

1-2 неделя               Игровая ситуация  

«Кошки и мышки»

Развивать речевую координацию, чувство ритма, воображение, умение собирать картинку-отгадку.

Муз. Michal Riske

 - Описание -

Вступление

А) предложение на 8 счетов – кошки медленно изображают ходьбу по кругу и громко говорят мяу на каждый шаг (присели притаились)

Б) Побежали мышки (пи-пи-пи - пищат)

А) 2 предложения - на 16 счетов - кошки медленно изображают ходьбу по кругу и громко говорят мяу на каждый шаг

В конце коты берутся за руки вверху, стоя по кругу. Образуют окошки. (делают воротики из рук) 

3. Мышки начинают бегать пищать пипипи – либо мышками пищать.

В конце музыки – коты опускают руки. Кто попался тот попался!

«Коммуникативные игры для дошкольников» Н. Сухая

3-4 неделя               Игровая ситуация

«Мышки и кот»

Развивать внимание, сосредоточенность, быстроту реакции, координацию слуха, голоса и движения, чувства ритма и речь.

1.Мышка- норушка – к буфету бежала,

Мышка –норушка – конфеты искала.

(шуршат пакетиками, бумагой. обертками)

2.Кот удивился – вот это сюжет (мыши спрятались за пакет присели, в этот момент кот встает -  удивляется, (передают образ кота) после чего снова садится и закрывает лицо руками)

И притаился – как будто и нет.

Мышка обертками громко шуршит (мышки встают, шагают вокруг себя и шуршат)

Мышка довольна – а Кот будто спит.

3.Мышка наелась – но что за дела. (гладят животик мышки)

Сыр увидала – у Васьки- кота.

Тихо крадётся и тихо шуршит… (крадутся к коту и шуршат пакетами, приседают и на пакет «собирают сыр»)

 Кот просыпается – мышка бежит…..

«Речевые игры» Н. Сухая

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Задачи:

  1. Повысить родительскую компетенцию в развитии музыкально-речевых способностей детей 5-6 лет.
  2. Познакомить родителей с музыкально-речевыми играми Н. Сухой для детей 5-6 лет.
  3. Научить родителей играть в музыкально-речевые игры Н. Сухой
  4. Оказывать помощь в создании домашней картотеки музыкально-речевых игр Н. Сухой
  5. Способствовать развитию положительных эмоций родителей в музыкальной деятельности.
  6. Содействовать активному участию родителей в оформлении стенда «Играя, учимся вместе!».

Месяц

Мероприятие

1

Сентябрь

Анкетирования родителей «Что мы знаем о музыкальном развитии детей 5-6 лет?»

2

Октябрь

Консультация «Как заинтересовать ребёнка музыкально-речевыми играми Н. Сухой»

3

Ноябрь

Консультация «Знакомьтесь: коммуникативные игры Н. Сухой для развития ребёнка»

4

Декабрь

Видео мастер-класс по музыкально-речевым играм Н.  Сухой

5

Январь

Оформление стенда для родителей «Играя, учимся вместе!»

6

Февраль

Мастер-класс для родителей «Играя, обучаемся вместе!»

7

Март

Консультация «Музыкальные способности и речевое развитие детей 5-6 лет»

8

Апрель

Родительская мастерская – оформление домашней картотеки музыкально-речевых игр Н. Сухой

9

Май

Круглый - стол «Музыкально-речевые игры» - обобщение семейного опыта по использованию игр Н. Сухой

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИГРАЯ, ОБУЧАЕМСЯ ВМЕСТЕ!»

Цель: Обучение родителей музыкально-речевым играм и приемам работы в домашних условиях.

Задачи:

•        Показать родителям различные возможности использования игр и игровых пособий Н. Сухой;

•        дать практические рекомендации по использованию игр в различных видах детской деятельности;

•        оказывать помощь в создании домашней картотеки музыкально-речевых игр Н. Сухой.

Оборудование и материалы: детские музыкальные и шумовые инструменты стаканчики пластмассовые, дощечки, клавесы, парашют, мягкие игрушки по количеству участников.

Ход мастер-класса

I. Организационный момент

Игра «Здравствуйте!»

Цель: повышение позитивного настроя и сплоченности группы, эмоциональное и мышечное расслабление.

II. Теоретическая часть

Что лучше всего подготовит дошкольника к будущей жизни? Безусловно – это игра. У ребёнка есть потребность в игре, и её нужно удовлетворить не потому, что делу - время, потехе - час, а потому, что, играя, ребёнок учится и познаёт. Народная мудрость гласит: «Дайте, ребенку что ни будь в руки, чтобы он начал думать».

Музыкально-речевые игры основаны на взаимосвязи речи, музыки и движения, и в этом их особая польза для развития ребёнка, поскольку формирование движения у человека происходит при участии речи, а речи при участии движения. Речь основана на движении, и здесь лежит причина, связывающая жест и слово.

Жест как особая форма движения может сопровождать, украшать или заменять речь, способствуя установлению координации между вербальным и невербальным общением.

Вы не пробовали с детьми танцевать стихи? Это очень увлекательное занятие. Общность выразительных средств речи, движения и музыки, доступность и лёгкость импровизации являются основой для творческих действий детей. Поиск пластического сопровождения — текста- это особая тема, потому что движение является способом эмоционального вовлечение ребёнка в процесс обучения. Пластическое отображение текста создаёт особое мотивационное пространство, в котором каждый ребёнок оказывается сотворцом. Не стоит «придумывать» движения к тексту. Пластическое отображение текста- это, как правило, спонтанная жестовая импровизация. Поэтому в большинстве случаев используйте в игре идеи детей, лишь иногда корректируя их собственными заготовками.

Говоря о пользе речевых упражнений, отметим, что они являются также эффективным средством развития интонационного слуха. Под интонационным слухом подразумевается способность слышать и понимать содержательный смысл музыки.

Ещё раз подчеркнём, что речевые упражнения- наиболее доступное и первейшее средство для развития предпосылок к умению импровизировать. Самая первая импровизация- это словесная фантазийная игра, запускающая механизм спонтанной изобретательности, находчивости, тесно связанный с быстротой реакции, активностью восприятия.

В самом начале детская речевая импровизация может выражаться лишь в добавлении нового слава или строчки для создания версии любимого стиха или песни, в поиске слова. Дети постепенно учатся технике конструирования речевых пьес-элементарной устной композиции. Предложенный стихотворный текст (4 строчки) ребёнок может изучить по- своему, выразительно продекламировать, обыгрывая его мимически. Затем добавить к своей «заготовке» шумовой аккомпанемент. Возникают различные варианты пантомимы и ролевая игра.

Сегодня, мы вас познакомить с интересными музыкально-речевыми играми Н.Сухой и приемами коррекционной работы в домашних условиях. Позвольте представить вам тему нашего тренинга «Играя, обучаемся вместе!».

Мы предлагаем провести нашу работу в три этапа: информационный – познакомитесь с музыкально-речевыми играми Н.Сухой, их значением для развития детей, практический – вы сами побудете в роли детей и поиграете в них, т.е. приобретете практические умения по использованию игр в домашних условиях и завершающий, рефлексия мастер-класса. Надеемся, что процесс будет двусторонним и вы, так же, как и мы, будете активными участниками сегодняшнего мастер-класса.

III.        Теоретическая часть

- Игры разработаны, исходя из интересов детей.

Занимаясь, дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности.  

- Многофункциональность и универсальность.

Играя, ребенок имеет возможность проявлять свое творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое количество образовательных задач (развитие речевой активности, чувства ритма, внимания, мышления, музыкальной памяти)

IV.        Практическая часть

Поиграем? Первая игра, с которой я хочу вас познакомить, это «Танец дружбы»

 (ходят в рассыпную по залу)

Песенку такую распевать.

А теперь нам друга нужно срочно отыскать – (находят пару)

С ним сейчас мы будем танцевать.

          Прыгнем раз и прыгнем два – покружимся вдвоём,

          Нашей дружбе нет конца (хлопки др о друга), мы снова в путь пойдём. (идут в паре)

Пауза

2. По дорожкам, по тропинкам – нравится шагать,

Песенку такую напевать.

А теперь нам друга нужно срочно отыскать – (находят пару друзей)

С ним сейчас мы будем танцевать.

         Прыгнем раз и прыгнем два – кружить не устаём,

   Нашей дружбе нет конца (хлопки др о друга все), мы снова в путь пойдём. (идут новой двойкой)

3. По дорожкам, по тропинкам – нравится шагать,

Песенку такую распевать.

А теперь нам друга нужно срочно отыскать – (находят новую пару)

С ним сейчас мы будем танцевать.

         Прыгнем раз и прыгнем два – кружить не устаём,

         Нашей дружбе нет конца, мы снова в путь пойдём.

4. (МАРШ)По дорожкам, по тропинкам – нравится шагать, (идут все в общий круг)

Песенку такую напевать.

А теперь нам друга нужно срочно отыскать –

С ним сейчас мы будем танцевать.

         Прыгнем раз и прыгнем два – кружить не устаём,

         Нашей дружбе нет конца, мы снова в путь пойдём

5.По дорожкам, по тропинкам – нравится шагать, (снова рассыпались по одному)

Песенку такую напевать.

А теперь нам друга нужно срочно отыскать – (находят пару)

С ним сейчас мы будем танцевать.

          Прыгнем раз и прыгнем два – кружить не устаём,

         Нашей дружбе нет конца, нам весело вдвоём.

Ты друг самый лучший, ты друг самый хороший

Ты друг самый – добрый, ты друг самый – нужный.

Ты друг самый весёлый, ты друг самый – красивый,

Ты друг самый любимый… (обнимаются)

ОПИСАНИЕ:

Танец дружбы – коммуникативный танец

 1 куплет. Дети по одному идут врассыпную. На слова - а теперь нам друга нужно срочно отыскать – ищут себе пару. С ним выполняют движения по тексту – прыжки 2, кружение вокруг себя, 2шлепка по коленям и 2 хлопка друг о друга, поклон взялись за одну руку (парой).

2куплет. Взявшись за руку, снова движутся по залу, прогулочка. На текст – а теперь нам друга нужно срочно отыскать – ищут себе новую пару. Находят и с ними (уже четверка получается), выполняют движения по тексту. После кружения хлопки -  руки в стороны и друг о друга стучим – по кругу, все одновременно.

3 куплет. Теперь сменились пары – из четверки идут вместе те – кто не ходил вместе, снова двойки. На текст – а теперь нам друга… - снова ищут новую пару. И с ней выполняют те же движения по тексту.

4 куплет. Теперь все начинают выстраиваться в круг. Образовывав один общий круг. На слова: прыгнем раз.и т.д.  - выполняют движения по тексту уже в общем кругу.

5куплет. Теперь рассыпались все по одному снова – повторение 1 куплета.

6куплет. Повторение 2 куплета. – только теперь в конце остаются пары ( по 2) и начинаем говорить друг другу добрые слова – в конце жаркие объятия. И дети парами друг друга провожают на места.

Поиграть я с ними (движения те же) так могу – (движения те же)

Их В стаканчик – положу.(проговаривает взрослый)

Затем говорит ребенок – В стаканчик

2.Я стекляшки в ручках -  по-дер-жу (3 раза постучать),

Я блестяшки другу -  по-ка-жу (стук в ритме).

Поиграть я с ними так могу –

На  стаканчик – их кладу. (действия те же)

3.Я стекляшки в ручках подержу,

Я блестяшки – другу покажу.

Я стекляшками стучу стучу –

За стаканчик – их кладу.

4.Я стекляшки в ручках подержу,

Я блестяшки – другу покажу.

Я сейчас стаканчик не возьму –

Перед ним их – положу.

5.Я стекляшки в ручках подержу,

Я блестяшки – другу покажу.

Справа синюю я опущу –

Слева красную кладу.

6.Я стекляшки в ручках подержу,

Я блестяшки – другу покажу.

Поиграть я с ними так могу –

Их В стаканчик – положу.

7.Вверх поднимем выше позвеним

Вниз опустим ниже постучим

Я стакан в руках держу держу –

И направо отдаю.

8.Вверх поднимем выше позвеним

Вниз опустим ниже постучим

Я стакан в руках держу держу –

И налево отдаю.

9. Вверх поднимем выше позвеним

Вниз опустим ниже постучим

Я стакан в руках держу держу –

И соседу отдаю.

«Игра с парашютом»

Игровые материалы и оборудование: - музыкальное сопровождение трек мп3, парашют. 

В игре принимает участие любое количество детей.

Ход игры:

Музыка А – отхлопывают различные ритмические рисунки, разными способами -  сидя на коленках В конце 4 фразы - встают берут парашют за петли.

Музыка Б –

1) дети поднимают парашют вверх, педагог называет 2 цвета , дети которые держатся за названный цвет  - перебегают под крышей парашюта меняясь местами.

2) все опускают парашют и трясут (плавно) им на уровне пояса (делают «море»).

Повторяется 6 раз.

Музыка В –

1) все маршируют по кругу вправо, в конце меняют руку, которой держат петлю и

2) все маршируют влево – на 8 счетов, остановились и на 8 счетов трясут парашют.

Музыка Б –

Движения те же. 4 раза.

Данные игры очень нравятся нашим ребятам. Сюжет, стихотворная форма делает процесс обучения ненавязчивым и понятным ребенку, а значит, новая информация осваивается быстрее и эффективнее.

Молодцы все справились с заданием.

Ну, вот и подошел к концу наш тренинг. Хотелось бы, чтобы он помог вам в обучении ваших детей.

V. Рефлексия

Упражнение «Аплодисменты»

Цель: снятие эмоциональной усталости, улучшение настроения.

Уважаемые родители сегодня мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой - радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.

Упражнение «Сердце»

Участникам раздаются цветные листы бумаги в форме «сердечка» и просят поделиться своими впечатлениями о проведенном мероприятии, о пользе проделанной работы, о собственном восприятии новой информации, зафиксировав все это в письменной форме. По завершению работы, полученные «сердечки» вывешиваются на доске в виде цветов (по четыре сердечка).

До новых встреч!

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

                              МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 

                                                        Методическое обеспечение

Картотека музыкально-речевых игр

Наименование

Количество, шт

«Здравствуйте, ладошки!» Е. Макшанцева

1

«Едем на лошадке» Н. Сухая

1

«Ракушки» Н. Сухая

1

«Игра с дощечками»

1

«Игра с шариками и бубнами»

1

«Барабан»

1

«Зарядка-разминка»

1

«Прощальная песенка»

1

«Бабочки stop&go»

1

«Бабочки и ритм»

1

«Иноплатнетяшки»

1

«Посситай и постучи»

1

«Приветственная песенка»

1

«На велосипеде»

1

«Игра со стекляшками»

1

«Гусеничка»

1

«Холодная снежинка»

1

«Корова»

1

«Потеряшки»

1

«Танец дружбы»

1

«Танец слонов»

1

«Цветы и лего»

1

«Анютины козочки»

1

«Зайцы и огород»

1

«Он и она»

1

«Ходики»

1

«Я иголочку возьму»

1

«Звери в лесу»

1

«Игра с парашютом»

1

«Две лягушки-две подружки»

1

«Мышиный переполох»

1

«Кошки и мышки»

1

 Атрибуты для игр

Наименование

Количество, шт

Парашют

1

Клавесы

24

Стаканчики со стекляшками

24

Инопланетяшки

24

Бабочки

24

Пластиковые шарики

24

бубны

12

Ракушки

24

Дощечки

24

Мягкие игрушки

12

Платочки

12

Технические средства

Наименование

Количество, шт

Магнитофон

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пальчиковые игры ,музыкально - речевые. двигательно - речевые упражнения, как средство развития музыкальности детей.

в работе преследуются задачи по развитию музыкальности, развитию фонематического, интонационного. музыкально - певческого слуха,овладение мимикой лица, телом, развитие дыхания, коммуникабельности. сти...

пальчиковые игры ,музыкально - речевые. двигательно - речевые упражнения, как средство развития музыкальности детей.

в работе преследуются задачи по развитию музыкальности, развитию фонематического, интонационного. музыкально - певческого слуха,овладение мимикой лица, телом, развитие дыхания, коммуникабельности. сти...

пальчиковые игры, музыкально - речевые. двигательно - речевые упражнения как средство развития музыкальности детей.

В работе рассматриваются задачи о развитии фонематического, интонационного и музыкально - певческого слуха, об овладении мимикой лица. тела. развитие дыхания. чувства ритма, коммуникативности, стимули...

Картотека музыкально-речевых игр

Речевые игры – одна из форм творческой  работы с детьми и в развитии  речи,  и в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства м...

Картотека музыкально-речевых и музыкально-ритмических игр для детей 5 - 7 лет

Картотека музыкально - речевых и музыкально - ритмических игр...