Современные концепции эмоционального интеллекта
статья (подготовительная группа)

Надежда Чуева

               Становление представлений о соотношении эмоций и разума прошло длительное развитие в рамках различных течений со- циальных, психологических и философских наук. Несмотря на разные исследовательские позиции, всегда признавалось наличие сложных, опосредованных отношений между эмоциями и разумом. Дискуссии по этому вопросу привели к представлениям о необходимости объединения эмоции и разума  и   систематизации их влияния на поведение человека, на особенности коммуникативных процессов.

          Исторически первой стала работа П. Салоуэя и Дж. Майера, и она включала в себя только познавательные спо- собности, связанные с переработкой информации об эмоциях. Затем определился сдвиг в трактовке к усилению роли личностных характеристик. Крайним выражением этой тенденции стала модель Р. Бар-Она, который вообще отказался относить к эмоцио- нальному интеллекту познавательные способности. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта хорошо понимают свои эмоции и чувства других людей, могут управлять своей эмоциональной сферой, и поэтому в обществе их поведение более адаптивно, и они легче добиваются своих целей во взаимодействии с окружающими.

Люди, наделенные развитым эмоциональным самосознанием, часто бывают справедливыми и искренними, способными открыто говорить о своих чувствах и верящими в свой идеал. Так же важна точная самооценка. Человек с высокой самооценкой обычно знает свои сильные стороны и осознает пределы своих возможностей.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_kontseptsii_emotsionalnogo_intellekta.docx28.05 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Теория социального интеллекта стала основной предпосыл- кой и базисом для становления получившей развитие теории ЭИ. Общим выступает коммуникация, однако первый направлен на управление собственным эмоциональным фоном, в то время как второй – на само коммуникативное воздействие.

Объединяющей категорией для эмоционального и социаль- ного интеллекта выступает общение. Каждый из выделенных ви- дов интеллекта предполагает реализацию способностей к распо- знаванию и интерпретации эмоциональных состояний других людей. Вместе с тем, отличительной характеристикой, в данном случае, выступает направленность общения.

Коммуникативный потенциал эмоционального интеллекта направлен, преимущественно, на производство и дальнейшее осмысление собственных эмоциональных переживаний относи- тельно ситуаций межличностного общения, тогда как возможно- сти социального интеллекта ориентированы на коммуникативное взаимодействие.

Становление представлений о соотношении эмоций и разу- ма прошло длительное развитие в рамках различных течений со- циальных, психологических и философских наук. Несмотря на разные исследовательские позиции, всегда признавалось наличие сложных, опосредованных отношений между эмоциями и разу- мом. Многовековые дискуссии по этому вопросу привели к пред- ставлениям о необходимости объединения эмоции и разума и си-

стематизации их влияния на поведение человека, на особенности коммуникационных процессов, важность которых всегда призна- валась учеными.

Термин «Эмоциональный интеллект» впервые встречается в литературе в начале 90-х годов, он достаточно быстро получил статус устойчивого выражения-формулировки, и до настоящего момента является предметом изучения, как в отечественной пси- хологии, так и в психологии за рубежом.

В изучении эмоционального интеллекта выделяются не- сколько ведущих теорий:

  • теория эмоционально-интеллектуальных способностей Дж. Майера, П. Сэловея, Д. Карузо;
  • теория эмоциональной компетентности Д. Гоулмена;
  • не когнитивная теория эмоционального интеллекта Р. Бар-Она;
  • двухкомпонентная теория эмоционального интеллекта Д. Люсина.

Общим для всех этих теорий является тот факт, что эмоцио- нальный интеллект рассматривается как совокупность способно- стей к пониманию и управлению собственными эмоциями, пони- манию и управлению эмоциями других людей.

Первая и наиболее известная модель эмоционального ин- теллекта была разработана Питером Сэловеем и Джоном Мэйе- ром; ими же был введён в психологию и сам термин «эмоцио- нальный интеллект». Они определили эмоциональный интеллект как «способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий». Эмоциональный интеллект трактовался как сложный элемент, состоящий из способностей трёх типов:

  1. идентификация и выражение эмоций;
  2. регуляция эмоций;
  3. использование эмоциональной информации в мышлении и деятельности.

Многие исследователи, которые признают точку зрения П. Сэловейа и Д. Майера, частично отождествляют понятие эмо- циональный и социальный, то есть признают наличие связи с вы- делением в структуре эмоционального интеллекта ряда способ- ностей социально-коммуникативных качеств, которые выделили Э. Торндайк, Г. Айзенк, Дж. Гилфорд в концепции социального интеллекта.

Д.В. Люсин следующим образом определяет эмоциональ- ный интеллект – «это психологическое образование, формирую- щееся в ходе жизни человека под влиянием ряда факторов, кото- рые обуславливают его уровень и специфические индивидуаль- ные особенности». Автор выделяет три группы таких факторов:

  1. Когнитивные способности (скорость и точность перера- ботки эмоциональной информации);
  2. Представления об эмоциях (как о ценностях, как о важном источнике информации о себе самом и о других людях);
  3. Особенности эмоциональности (эмоциональная устойчи- вость, эмоциональная чувствительность).

Согласно точке зрения Д.В. Люсина, эмоциональный ин- теллект определяет способности личности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Способность к пониманию эмоций означает:

  • Личность детально распознает и понимает эмоцию. Уста- навливает факт наличия эмоционального переживания у себя и у другого человека.
  • Личность идентифицирует эмоции. Устанавливает, какую именно эмоцию испытывает сама личность или кто-то другой, и найти для неё словесное выражение.
  • Личность понимает причины, которые вызвали эмоцию, и следствия, к которым она приведет. Способность личности к управлению эмоциями означает:
  • Личность сдерживает чрезмерно сильные эмоций и контролирует их интенсивность.
  • Личность контролирует внешнее выражение эмоций. При необходимости личность вызывает определённую эмоцию.
  • Личность понимает и управляет не только собственными эмоциями, но и других людей. На основе выше изложенного, фе- номен подразделяется на внутриличностный и межличностный эмоциональный интеллект. Эти два полюса актуализируют раз- ные когнитивные процессы и навыки, однако Д.В. Люсин не ука- зывает о наличии взаимосвязи между ними. Систематизировав теоретические основы о связи когнитивной и аффективной сто- роны личности, Д.В. Люсин разделил структуру эмоционального интеллекта на два блока:
  • Межличностный блок – понимание и управление эмо- циями людей.
  • Внутриличностный блок – понимание и управление собственными эмоциями.

Анализ способностей, связанных с переработкой эмоцио- нальной информации, позволил П. Сэловею и Дж. Мэйеру выде- лить четыре компонента, которые были названы «ветвями». Эти компоненты выстраиваются в иерархию, уровни которой, по предположению авторов, осваиваются в онтогенезе последова- тельно. Важно отметить, что каждый компонент касается как собственных эмоций человека, так и эмоций других людей:

  1. Идентификация эмоций. Включает ряд связанных между собой способностей, таких, как восприятие эмоций (т. е. способ- ность заметить сам факт наличия эмоции), их идентификация, адекватное выражение, различение подлинных эмоций и их ими- тации.
  2. Использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности. Включает способность использовать эмоции для направления внимания на важные события, вызывать эмоции, которые способствуют решению задач (например, ис- пользовать хорошее настроение для порождения творческих идей), использовать колебания настроения как средство анализа разных точек зрения на проблему.
  3. Понимание эмоций. Способность понимать комплексы эмоций, связи между эмоциями, переходы от одной эмоции к другой, причины эмоций, вербальную информацию об эмоциях.
  4. Управление эмоциями. Способность к контролю за эмо- циями, снижению интенсивности отрицательных эмоций, осозна- нию своих эмоций, в том числе и неприятных, способность к ре- шению эмоционально нагруженных проблем без подавления свя- занных с ними отрицательных эмоций. Способствует личностно- му росту и улучшению межличностных отношений.

В 1990-е годы появились также другие модели, представля- ющие несколько иной взгляд на эмоциональный интеллект. Наиболее известными являются модели Д. Гоулмена, который определяет эмоциональный интеллект как «способность осозна- вать свои эмоции и эмоции других, чтобы мотивировать себя и других и чтобы хорошо управлять эмоциями наедине с собой и при взаимодействии с другими».

Модель Р. Бар-Она даёт очень широкую трактовку эмоцио- нального интеллекта. Ученый определяет эмоциональный интел- лект как «все не когнитивные способности, знания и компетент- ность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями». Р. Бар – Он осуществил сдвиг в трактовке эмоционального интеллекта к укреплению роли характеристик личности. Автор выделил пять сфер компетентно- сти, которые можно отождествить с пятью компонентами эмоци-

онального интеллекта; каждый из этих компонентов, в свою оче- редь, состоит из нескольких субкомпонентов:

  1. Познание себя: осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация, независимость.
  2. Навыки межличностного общения: эмпатия, межличност- ные взаимоотношения, социальная ответственность.
  3. Способность к адаптации: решение проблем, связь с ре- альностью, гибкость.
  4. Управление стрессовыми ситуациями: устойчивость к стрессу, контроль за импульсивностью.
  5. Преобладающее настроение: счастье, оптимизм.

В таком случае, эмоциональный интеллект превращается в метафору, так как «интеллект» направляет трактовку явления в сторону когнитивных процессов. Если эмоциональный интеллект рассматривать как личностную характеристику, то пропадает значение самого понятия «интеллект».

Д. Гоулман считает, что люди с высоким эмоциональным самосознанием прислушиваются к своим внутренним ощущени- ям и осознают воздействие своих чувств на собственное психоло- гическое состояние и рабочие показатели. Они чутко улавливают свои главные ценности и часто способны интуитивно выбрать лучший способ поведения в сложной ситуации, воспринимая бла- годаря своему чутью картину в целом. Люди, наделенные разви- тым эмоциональным самосознанием, часто бывают справедли- выми и искренними, способными открыто говорить о своих чув- ствах и верящими в свой идеал. Так же важна точная самооценка. Человек с высокой самооценкой обычно знает свои сильные сто- роны и осознает пределы своих возможностей.

Согласно Д. Гоулману, структура эмоционального интел- лекта состоит из двух ключевых компонентов: самоконтроль и управление отношениями. Компонент «самоконтроль» включает одиннадцать способностей личности:

  • Открытость – проявление честности и прямоты.
  • Обуздание эмоций – умение контролировать разрушитель- ные импульсы.
  • Адаптивность – приспособление к негативной ситуации. Преодоление препятствий.
  • Воля к достижениям – настойчивое стремление личности улучшать результаты деятельности, ради соответствия внутрен- ним стандартам качества.
  • Инициативность – мониторинг социальных возможностей и их реализация.
  • Оптимизм – умение с положительной эмоциональной окраской смотреть на будущие результаты деятельности.
  • Социальные навыки – способности личности, обеспечива- ющие управление людьми.
  • Социальная чуткость – внимание личности к эмоциям дру- гих людей.
  • Сопереживание – умение прислушиваться к чувствам дру- гих людей, понимание их позиции и активное проявление участ- ливого отношения к их проблемам.
  • Деловая осведомленность – Понимание текущих событий, иерархию ответственности и политики на организационном уровне.
  • Предупредительность – способность к признанию и удо- влетворению потребности подчиненных, покупателей или клиен- тов.

Компонент «управление отношениями» включает семь спо- собностей личности:

  • Воодушевление – умение вести за собой людей, рисуя за- хватывающею картину будущего.
  • Влияние – наличие тактик убеждения.
  • Помощь в самосовершенствовании – поощрение развития способностей других людей с помощью отзывов и наставления.
  • Содействие к изменениям – совершенствование методов управления, инициация преобразований, вести коллектив в новом направлении.
  • Урегулирование конфликтов – разрешение разногласий.
  • Укрепление личных взаимоотношений – культивация и поддержание социальных связей.
  • Сотрудничество и командная работа – взаимодействие с другими людьми, создание команды.

Д. Гоулман указывает, что основная причина создания кон- цепции эмоционального интеллекта, связана с высокой необхо- димостью стимулирования людей к развитию личностных ка- честв. В этой связи, Д. Гоулман включил в структурные компо- ненты эмоционального интеллекта не только эмоциональные способности, но и характеристики самосознания, волевые каче- ства, социальные умения и навыки.

В отличие от Д. Гоулмена Манфред Кэ де Ври выделяет не четыре, а три компонента эмоционального интеллекта: три наиболее важных вспомогательных навыка, которые формируют эмоциональный потенциал:

  • способность активно слушать;
  • понимать невербальную коммуникацию;
  • адаптироваться к широкому спектру эмоций.

Таким образом, развитие моделей эмоционального интел- лекта можно представить, как континуум между аффектом и ин- теллектом. Исторически первой стала работа П. Салоуэя и Дж. Майера, и она включала в себя только познавательные спо- собности, связанные с переработкой информации об эмоциях. За- тем определился сдвиг в трактовке к усилению роли личностных характеристик. Крайним выражением этой тенденции стала мо- дель Р. Бар-Она, который вообще отказался относить к эмоцио- нальному интеллекту познавательные способности.

Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта хо- рошо понимают свои эмоции и чувства других людей, могут управлять своей эмоциональной сферой, и поэтому в обществе их поведение более адаптивно, и они легче добиваются своих целей во взаимодействии с окружающими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоциональный интеллект. Компетенции эмоционального интеллекта

В настоящее время все больше вызывает к себе интерес проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ)...

Что такое эмоциональный интеллект и как учить современных детей быть счастливыми

Что такое эмоциональный интеллект и как учить современных детей быть счастливыми...

Статья «Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников с нарушениями зрения как основа успешной социализации в современном обществе»

В дошкольном возрасте эмоциональное развитие претерпевает значительные изменения в сторону своего усложнения, дифференциации характеристик и интеграции их в единую целостную систему. В процессе социал...

Современные психолого-педагогические технологии развития эмоционального интеллекта у дошкольников.

Целевая аудиторияВебинар рассчитан на педагогов, психологов, родителей дошкольников и других слушателей, желающих расширить свои знания о методах развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраст...

Эмоциональный интеллект. Как понять, что эмоциональный интеллект хромает

Занятие с психологом . Упражнение с карточками по эмоциональному интеллекту. Дошкольный возраст. [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"31812737","attributes":{"alt":"","class":"media...

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Важность развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Уже в дошкольном возрасте у ребенка могут формироваться его глубинные убеждения, которые будут влиять и на формирование его ежедневных автоматических мыслей. Иными словами - все, что закладывается в д...