Презентация на тему:РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧИСЛЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБРАЗНО-СИМВОЛИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ
презентация к уроку (старшая группа)
Текст публичного выступления к презентации.
(Слайд 1) Уважаемые председатель, члены государственной экзаменационной комиссии, однокурсники! К защите представляется бакалаврская работа на тему «Развитие представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста с использованием образно-символического оборудования».
(Слайд 2, 6 щелчков) Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста по-прежнему остается одной из актуальных проблем дошкольного образования. Исследования современных педагогов и психологов доказывают, что усвоение дошкольниками системы математических представлений оказывает качественное влияние на весь ход их психического развития, обеспечивает готовность к обучению в школе.
Изучением использования в образовании дошкольников образно-символической наглядности занимались А.В. Белошистая, Т.Д. Рихтерман, Н.Г. Салмина, Е.Е. Сапогова и др. К образно-символическому оборудованию относятся специально разработанные, так называемые «наглядные пособия», иллюстрирующие предметы и явления окружающего мира. К ним относят материалы, содержащие вещественные, графические, знаковые модели; плоскостные и объемные модели, подводящие ребенка к «скрытым» от реального действия, более абстрактным и обобщенным связям между вещами и событиями окружающего мира.
Несмотря на изученность, проблема использования образно-символического оборудования в процессе развития представлений о числе у старших дошкольников дошкольного возраста остается нерешенной и сегодня. Положение о роли образно-символического оборудования в математическом развитии детей дошкольного возраста остается декларированным, (Слайд 3) обнаруживаются противоречия между психолого-педагогической наукой и образовательной практикой. Выявленные противоречия представлены на слайде. (ПРОТИВОРЕЧИЯ НЕ ЧИТАТЬ)
(Слайд 4, 1 щел) Обозначенные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия развития представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста с использованием образно-символического оборудования? (щелчок )
Решение данной проблемы составляет цель исследования. (щелчок)
Объект исследования: процесс развития представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста. (щел )
Предмет исследования: педагогические условия развития представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста с использованием образно-символического оборудования.
(Слайд 5, 4 щелчка) Исходя из проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи: (которые вы видите на экране)
(ЧИТАТЬ НЕ НАДО)
(слайд )1. Описание теоретических положений, определяющих логику исследования проблемы развития представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста посредством использования образно-символического оборудования.
(слайд )2. Выявление критериев и диагностика уровней развития представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста.
(слайд )3. Описание реализации педагогических условий использования образно-символического оборудования у детей старшего дошкольного возраста с целью формирования представлений о числе.
(слайд )4. Описание результатов проведенной работы.
(Слайд 6 ) Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что процесс развития представлений о числе у старших дошкольников с использованием образно-символического оборудования будет эффективным при следующих педагогических условиях:
- (щелчок ) обеспечение практического опыта дошкольников в работе с моделями (вещественными, графическими, знаковыми, плоскостными и объемными), в том числе и использование цифровых интерактивных средств;
- (щелчок )разработка игровых ситуаций с использованием блоков Дьенеша, палочек Кьюизенера и т.п;
- (щелчок )использование лего-схем, лего-конструирования в образовательном процессе .
(Слайд 7) Тема выпускной квалификационной работы требует уточнения следующих основополагающих понятий.
Число - это абстрактный символ, который представляет определенный объем или количество.
Образно-символическое оборудование – совокупность знаково-символических средств в процессе знаково-символической деятельности; это материалы и игрушки, которые используются для развития математических представлений у детей дошкольного возраста.
(Слайд 8) Экспериментальная работа по развитию представлений о числе у старших дошкольников с использованием образно-символического оборудования проводилась на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №126» г. Курска. В исследовании приняло участие 26 детей в возрасте 6 лет (подготовительная группа). Исследование проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
(Слайд 9 ) Первым этапом нашей экспериментальной работы стало проведение констатирующего эксперимента с целью выявления исходного уровня развития представлений о числе у детей 6 лет.
В этих целях нами были определены критерии исследования:
щелк – умение устанавливать связь между количеством предметов совокупности и цифрой, которая обозначает данное количество;
щелк – знание принципа построения натурального ряда чисел;
щелк – умение отвечать на вопрос «сколько?», «который по счету?», осознанно считает;
щелк– умение составлять число из двух других;
щелк – умение сравнивать количество предметов с использованием знаков.
- (Слайд 10, 5 нажатий) В соответствии с критериями исследования нами было разработано 6 диагностических заданий.
«Сосчитай и найди цифру»; «Найди соседей»; «Посчитаем до 10»; «Количество и порядок»; «Домики»; «Сравни множества».
(Слайд 11 ) На основе полученных в результате диагностики данных нами были выявлены три эмпирических уровня сформированности представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста. Характеристика уровней представлена на слайде
(Слайд 12) Анализируя результаты выполнения диагностических заданий старшими дошкольниками, мы пришли к выводу о том, что у большинства детей (58%; 15 детей) отмечается средний уровень развития представлений о числе; высокий уровень развития представлений о числе обнаружен у 7 детей (27%); у 4 детей (15%) выявлен низкий уровень развития представлений о числе.
(Слайд 13) Формирующий этап экспериментальной работы предполагал описание реализации педагогических условий использования образно-символического оборудования у старших дошкольников с целью формирования представлений о числе.
Формирующий этап представлен реализацией психолого-педагогических условий, обозначенных в гипотезе.
Первое условие: Обеспечение практического опыта дошкольников в работе с моделями
Так, в своей работе мы использовали плоские модели и объёмные:
- Работа с плоскостной моделью «Счетный торт» направлена на развитие у старших дошкольников представлений о числе.
Перед началом работы мы детям наглядно объяснили, что такое «целое», что такое «часть». Далее мы осуществляли работу над математическими задачами. Например, торт разрезан на 4 куска: один кусок Наташа положила в тарелку Ире, другой кусок – Ане, еще один – себе. Сколько частей осталось.
Или: «Было 3 куска торта, Наташа испекла еще 3, сколько всего кусков торта?»
- Работа с объемной и плоскостной моделью «Домик, где знаки и числа живут» направлена на формирование знаний о составе числа
(Слайд 14) 2-е условие: Разработка игровых ситуаций с использованием блоков Дьенеша
Также нами были разработаны игровые ситуации с использованием блоков Дьенеша,
Игра «Сколько?» (блоки Дьенеша)
- Дети, я предлагаю вам разделиться на 2 команды.
Раскладываю блоки. Задание командам: придумать вопросы, которые начинаются со слова «Сколько…». Вы их должны задавать друг другу по очереди.
(Слайд 15) Игра с использованием палочек Кюизенера.
Так, например, мы детям предложили поиграть в игру, направленную на формирование умения составлять число из двух других. Для начала мы напомнили детям, что каждая из палочек, в зависимости от цвета, обозначает определенное число ( не читать)
- белая палочка – 1;
- бордовая – 2;
- салатовая – 3;
- розовая – 4;
- желтая – 5;
- зеленая – 6;
- черная – 7;
- коричневая – 8;
- синяя – 9;
- оранжевая – 10.
Далее
мы предложили детям найти салатовую палочку и спросили, какое число она обозначает (число 3). Затем мы предложили детям подобрать такие палочки, чтобы они закрыли всю длину салатовой. Так, дети выбрали белую палочку, которая обозначает число 1 и бордовую палочку, которая обозначает число 2. Эти палочки дети должны были положить ниже салатовой.
(Слайд 16)
3-е условие: Использование лего-схем, лего-конструирования в образовательном процессе
Мы использовали лего-схемы, лего-конструирования в образовательном процессе.
С помощью лего-схем мы осуществляли работу, направленную на развитие умения отвечать на вопрос «сколько?» и осознанного счета. Мы предложили детям рассмотреть лего-схему «Дерево» и построить такое же дерево с помощью блоков лего.
В ходе работы мы задавали детям следующие вопросы:
- «Ребята, посмотрите, сколько блоков нам нужно, чтобы сделать траву?»
- «Молодцы! Посмотрите дальше, сколько нам нужно блоков коричневого цвета, чтобы сделать ствол дерева
- «Правильно! А теперь мы с вами сделаем крону деревьев. Внимательно посмотрите, сколько нам всего надо блоков, чтобы сделать крону?»
(Слайд 17) На контрольном этапе исследования проводилась повторная диагностика уровня развития представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста после педагогического воздействия.
Оценка результатов проводилась по тем же критериям, что и на констатирующем этапе нашей работы и с использованием тех же методик.
(Слайд 18) Проведенная нами повторно диагностика позволила нам сделать вывод о положительной динамике в уровне развития представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста: у большинства детей - 58% (15 детей) отмечается средний уровень развития представлений о числе; высокий уровень обнаружен у 35% (9 детей), а низкий уровень – у 7% (2 ребенка).
Сравнив результаты диагностики исходного и итогового этапов, следует отметить повышение уровня развития представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста. Считаем, что таким результатам поспособствовала более усиленная работа с детьми с использованием образно-символического оборудования.
Таким образом, задачи исследования решены в полном объеме, а гипотеза исследования нашла свое подтверждение в выпускной квалификационной работе.
(Слайд 19, 1 щелк) Спасибо за внимание!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 898.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Противоречие и проблема исследования При изучении психолого-педагогической и методической литературы нами были выявлены противоречия между: необходимостью развития представлений о числе у старших дошкольников и недооценкой роли образно-символического оборудования в данном процессе; необходимостью практического решения проблемы развития математических представлений (развитие представлений о числе) у детей старшего дошкольного возраста и недостаточным научно-методическим обеспечением данного процесса. Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования: каковы педагогические условия развития представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста с использованием образно-символического оборудования?
Объект и предмет исследования Объект исследования: процесс развития представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: педагогические условия развития представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста с использованием образно-символического оборудования.
Гипотеза исследования Процесс развития представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста с использованием образно-символического оборудования будет эффективным при следующих педагогических условиях: обеспечение практического опыта дошкольников в работе с моделями (вещественными, графическими, знаковыми, плоскостными и объемными), в том числе и использование цифровых интерактивных средств; разработка игровых ситуаций с использованием блоков Дьенеша , палочек Кьюизенера и т.п ; использование лего -схем, лего -конструирования в образовательном процессе.
Основополагающие понятия Число – это абстрактный символ, который представляет определенный объем или количество . Образно-символическое оборудование – совокупность знаково-символических средств в процессе знаково-символической деятельности; это материалы и игрушки, которые используются для развития математических представлений у детей дошкольного возраста.
Экспериментальная работа по развитию представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста с использованием образно-символического оборудования База исследования: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 126» г . Курска. Этапы исследования: констатирующий; формирующий; контрольный.
Выявление уровней развития представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста Критерии исследования 1 – умение устанавливать связь между количеством предметов совокупности и цифрой, которая обозначает данное количество; 2 – знание принципа построения натурального ряда чисел; 3 – умение отвечать на вопрос «сколько?», «который по счету?», осознанно считает; 4 – умение составлять число из двух других; 5 – умение сравнивать количество предметов с использованием знаков.
Выявление уровней развития представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста Диагностические задания «Сосчитай и найди цифру »; « Найди соседей »; « Посчитаем до 10 »; « Количество и порядок »; « Домики »; « Сравни множества ».
Выявление уровней развития представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста Уровень Характеристика Высокий (10-12 баллов) Дети последовательно, связано строят ответ, рассуждают, доказывают, используют простейшие математические термины, умеют считать, соотносить число с цифрой, знают состав чисел, умеют сравнивать числа, развито представление об отрезке натурального ряда чисел. Средний (7-9 баллов) Дети отвечают на поставленные вопросы, рассуждают, но могут допускать неточности в определении цифры, обозначающее то или иное число, допускает ошибки в осуществлении сложения и вычитания в пределах 10; допускает ошибки при осуществлении количественного и порядкового счета; испытывают трудности в ошибки в определении состава чисел, при сравнении предметных множеств; восприимчивы к помощи со стороны воспитателя. Низкий (0-6 баллов) Дети затрудняются выполнить задания, нуждаются в помощи взрослого, не могут правильно формулировать и высказывать мысли.
Описание работы педагога по развитию представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста с использованием образно-символического оборудования Обеспечение практического опыта дошкольников в работе с моделями Плоскостная модель «Счетный торт» - Было 5 куска торта, Наташа испекла еще 3, сколько всего кусков торта ? На поле «было» дети положили тарелку «целое», на которой было 5 кусков торта. На временное поле «есть» положили 2 тарелки обозначающие «часть», на них 5 и 3 куска торта, к тарелкам подставляем стрелки, обозначающие соответствующие символы «слагаемое» и «слагаемое», и между ними знак «+». С детьми решается пример, находится ответ – 8 кусков. На временное поле дети кладут тарелку, обозначающую «целое», на которую они положили 8 кусков и подставляют стрелку, обозначающую «сумму ».
Описание работы педагога по развитию представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста с использованием образно-символического оборудования Разработка игровых ситуаций с использованием блоков Дьенеша , палочек Кьюизенера Игра «Сколько?» (блоки Дьенеша ) Дети, я предлагаю вам разделиться на 2 команды. П едагог раскладывает блоки. Задание командам: придумать вопросы, которые начинаются со слова «Сколько…». Вы их должны задавать друг другу по очереди.
Описание работы педагога по развитию представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста с использованием образно-символического оборудования Разработка игровых ситуаций с использованием блоков Дьенеша , палочек Кьюизенера Упражнение «Состав чисел» (палочки Кьюизенера )
Описание работы педагога по развитию представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста с использованием образно-символического оборудования Использование лего -схем, лего -конструирования в образовательном процессе «Счетная лесенка» «Дерево»
Выявление уровней развития представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста Диагностические задания «Сосчитай и найди цифру »; « Найди соседей »; « Посчитаем до 10 »; « Количество и порядок »; « Домики »; « Сравни множества ».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/14/picture-38352-1607943596.jpg)
Статья на тему: "Развитие диалогической и монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием мнемотаблиц"
Мнемотехника...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/18/picture-975269-1511007591.jpg)
Игровая программа для детей старшего дошкольного возраста с использованием нестандартного спортивного оборудования.
В материале описаны игры малой и большой подвижности с " Умным кругом!"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/16/picture-1065421-1579170333.jpg)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МИНИ - РОБОТОВ «Bee-bot»
В своей работе я представила методические рекомендации по обеспечению эффективных условий по развитию познавательной активности и пространственного мышления у старших дошкольников на основе использова...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/22/picture-1014265-1519248013.jpg)
мастер-класс для педагогов тема: «Развитие мелкой моторики и воображения у детей старшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования»
Теоретическая частьМелкая моторика - это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трёх систем: нервной, мышечн...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/22/picture-1014265-1519248013.jpg)
мастер-класс для педагогов тема: «Развитие мелкой моторики и воображения у детей старшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования»
Теоретическая частьМелкая моторика - это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трёх систем: нервной, мышечн...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/21/picture-1339499-1655792329.jpg)
Психолого-педагогические основы развития представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста.
Формирование представлений о числе у ребенка происходит очень рано. Первые работы, посвященные методике и содержанию работы по формированию представлений о числе и счете у детей в период дошкольного д...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/03/picture-1197605-1612360997.jpg)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (бакалаврская работа) на тему: РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧИСЛЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБРАЗНО-СИМВОЛИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА(бакалаврская работа) на тему: РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧИСЛЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБРАЗНО-СИМВОЛИЧЕСКОГО ОБОР...