Презентация на тему:РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧИСЛЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБРАЗНО-СИМВОЛИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ
презентация к уроку (старшая группа)

Морозова Наталья Александровна

Текст публичного выступления к презентации.

(Слайд 1) Уважаемые председатель, члены государственной экзаменационной комиссии, однокурсники! К защите представляется бакалаврская работа на тему «Развитие представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста с использованием образно-символического оборудования».

(Слайд 2, 6 щелчков) Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста по-прежнему остается одной из актуальных проблем дошкольного образования. Исследования современных педагогов и психологов доказывают, что усвоение дошкольниками системы математических представлений оказывает качественное влияние на весь ход их психического развития, обеспечивает готовность к обучению в школе.

Изучением      использования в образовании дошкольников образно-символической наглядности занимались А.В. Белошистая, Т.Д. Рихтерман, Н.Г. Салмина, Е.Е. Сапогова и др. К образно-символическому оборудованию относятся специально разработанные, так называемые «наглядные пособия», иллюстрирующие предметы и явления окружающего мира. К ним относят материалы, содержащие вещественные, графические, знаковые модели; плоскостные и объемные модели, подводящие ребенка к «скрытым» от реального действия, более абстрактным и обобщенным связям между вещами и событиями окружающего мира.

Несмотря на изученность, проблема использования образно-символического оборудования в процессе развития представлений о числе у старших дошкольников дошкольного возраста остается нерешенной и сегодня. Положение о роли образно-символического оборудования в математическом развитии детей дошкольного возраста остается декларированным, (Слайд 3) обнаруживаются противоречия между психолого-педагогической наукой и образовательной практикой. Выявленные противоречия представлены на слайде. (ПРОТИВОРЕЧИЯ НЕ ЧИТАТЬ)

 (Слайд 4, 1 щел) Обозначенные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия развития представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста с использованием образно-символического оборудования? (щелчок )

Решение данной проблемы составляет цель исследования. (щелчок)

Объект исследования: процесс развития представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста. (щел )

Предмет исследования: педагогические условия развития представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста с использованием образно-символического оборудования.

(Слайд 5, 4 щелчка) Исходя из проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи: (которые вы видите на экране)

(ЧИТАТЬ НЕ НАДО)

(слайд )1.   Описание теоретических положений, определяющих логику исследования проблемы развития представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста посредством использования образно-символического оборудования.

(слайд )2.   Выявление критериев и диагностика   уровней развития представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста.

(слайд )3.   Описание реализации педагогических условий использования образно-символического оборудования у детей старшего дошкольного возраста с целью формирования представлений о числе.

(слайд )4.   Описание результатов проведенной работы.

 

(Слайд 6 ) Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что процесс развития представлений о числе у старших дошкольников  с использованием образно-символического оборудования будет эффективным при следующих педагогических условиях:

  • (щелчок ) обеспечение практического опыта дошкольников в работе с моделями (вещественными, графическими, знаковыми, плоскостными и объемными), в том числе и использование цифровых интерактивных средств;
  • (щелчок )разработка игровых ситуаций с использованием блоков Дьенеша, палочек Кьюизенера и т.п;
  • (щелчок )использование лего-схем, лего-конструирования в образовательном процессе .

(Слайд 7) Тема выпускной квалификационной работы требует уточнения следующих основополагающих понятий.

Число - это абстрактный символ, который представляет определенный объем или количество.

Образно-символическое оборудование – совокупность знаково-символических средств в процессе знаково-символической деятельности; это материалы и игрушки, которые используются для развития математических представлений у детей дошкольного возраста.

(Слайд 8) Экспериментальная работа по развитию представлений о числе у старших дошкольников с использованием образно-символического оборудования проводилась на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №126» г. Курска. В исследовании приняло участие 26 детей в возрасте 6 лет (подготовительная группа). Исследование проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

(Слайд 9 ) Первым этапом нашей экспериментальной работы стало проведение констатирующего эксперимента с целью выявления исходного уровня развития представлений о числе у детей 6 лет.

 В этих целях нами были определены критерии исследования:

щелк – умение устанавливать связь между количеством предметов совокупности и цифрой, которая обозначает данное количество;

щелк – знание принципа построения натурального ряда чисел;

щелк – умение отвечать на вопрос «сколько?», «который по счету?», осознанно считает;

щелк– умение составлять число из двух других;

щелк – умение сравнивать количество предметов с использованием знаков.

  1. (Слайд 10, 5 нажатий) В соответствии с критериями исследования нами было разработано 6 диагностических заданий.

 «Сосчитай и найди цифру»; «Найди соседей»; «Посчитаем до 10»; «Количество и порядок»; «Домики»; «Сравни множества».

 

(Слайд 11 )  На основе  полученных в результате диагностики данных нами были выявлены три эмпирических уровня  сформированности представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста. Характеристика уровней представлена на слайде

 (Слайд 12) Анализируя результаты выполнения диагностических заданий старшими дошкольниками, мы пришли к выводу о том, что у большинства детей (58%; 15 детей) отмечается средний уровень развития представлений о числе; высокий уровень развития представлений о числе обнаружен у 7 детей (27%); у 4 детей (15%) выявлен низкий уровень развития представлений о числе.   

(Слайд 13) Формирующий этап экспериментальной работы предполагал описание реализации педагогических условий использования образно-символического оборудования у старших дошкольников с целью формирования представлений о числе.

Формирующий этап представлен реализацией психолого-педагогических условий, обозначенных в гипотезе.

Первое условие: Обеспечение практического опыта дошкольников в работе с моделями

Так, в своей работе мы использовали плоские модели и объёмные:

  1. Работа с плоскостной моделью «Счетный торт» направлена на развитие у старших дошкольников представлений о числе.

Перед началом работы мы детям наглядно объяснили, что такое «целое», что такое «часть». Далее мы осуществляли работу над математическими задачами. Например, торт разрезан на 4 куска: один кусок Наташа положила в тарелку Ире, другой кусок – Ане, еще один – себе. Сколько частей осталось.

Или: «Было 3 куска торта, Наташа испекла еще 3, сколько всего кусков торта?»

  1. Работа с объемной и плоскостной моделью «Домик, где знаки и числа живут» направлена на формирование знаний о составе числа

 

 (Слайд 14) 2-е условие: Разработка игровых ситуаций с использованием блоков Дьенеша

 Также нами были разработаны игровые ситуации с использованием блоков Дьенеша,

Игра «Сколько?» (блоки Дьенеша)

  • Дети, я предлагаю вам разделиться на 2 команды.

 Раскладываю блоки. Задание командам: придумать вопросы, которые начинаются со слова «Сколько…». Вы их должны задавать друг другу по очереди.

 

 (Слайд 15)  Игра с использованием палочек Кюизенера.

Так, например, мы детям предложили поиграть в игру, направленную на формирование умения составлять число из двух других. Для начала мы напомнили детям, что каждая из палочек, в зависимости от цвета, обозначает определенное число ( не читать)

  • белая палочка – 1;
  • бордовая – 2;
  • салатовая – 3;
  • розовая – 4;
  • желтая – 5;
  • зеленая – 6;
  • черная – 7;
  • коричневая – 8;
  • синяя – 9;
  • оранжевая – 10.

Далее

мы предложили детям найти салатовую палочку и спросили, какое число она обозначает (число 3). Затем мы предложили детям подобрать такие палочки, чтобы они закрыли всю длину салатовой. Так, дети выбрали белую палочку, которая обозначает число 1 и бордовую палочку, которая обозначает число 2. Эти палочки дети должны были положить ниже салатовой.

(Слайд 16)

3-е условие: Использование лего-схем, лего-конструирования в образовательном процессе

  Мы использовали лего-схемы, лего-конструирования в образовательном процессе.

С помощью лего-схем мы осуществляли работу, направленную на развитие умения отвечать на вопрос «сколько?» и осознанного счета. Мы предложили детям рассмотреть лего-схему «Дерево» и построить такое же дерево с помощью блоков лего.

В ходе работы мы задавали детям следующие вопросы:

- «Ребята, посмотрите, сколько блоков нам нужно, чтобы сделать траву?»

- «Молодцы! Посмотрите дальше, сколько нам нужно блоков коричневого цвета, чтобы сделать ствол дерева

- «Правильно! А теперь мы с вами сделаем крону деревьев. Внимательно посмотрите, сколько нам всего надо блоков, чтобы сделать крону?»

(Слайд 17) На контрольном этапе исследования проводилась повторная диагностика уровня развития представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста после педагогического воздействия.

 Оценка результатов проводилась по тем же критериям, что и на констатирующем этапе нашей работы и с использованием тех же методик.

(Слайд 18) Проведенная нами повторно диагностика позволила нам сделать вывод о положительной динамике в уровне развития представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста: у большинства детей - 58% (15 детей) отмечается средний уровень развития представлений о числе; высокий уровень обнаружен у 35% (9 детей), а низкий уровень – у 7% (2 ребенка).

Сравнив результаты диагностики исходного и итогового этапов, следует отметить повышение уровня развития представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста. Считаем, что таким результатам поспособствовала более усиленная работа с детьми с использованием образно-символического оборудования.

Таким образом, задачи исследования решены в полном объеме, а гипотеза исследования нашла свое подтверждение в выпускной квалификационной работе.

(Слайд 19, 1 щелк) Спасибо за внимание!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_-_kopiya.pptx898.57 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет педагогики и психологии Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (бакалаврская работа) на тему: РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧИСЛЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБРАЗНО-СИМВОЛИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ Обучающейся 4 курса заочной формы обучения направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование направленности (профиля) Дошкольное образование Морозовой Натальи Александровны Руководитель: к.пед.н ., доцент Прокопова Дина Ивановна Курск, 2024

Слайд 2

Противоречие и проблема исследования При изучении психолого-педагогической и методической литературы нами были выявлены противоречия между: необходимостью развития представлений о числе у старших дошкольников и недооценкой роли образно-символического оборудования в данном процессе; необходимостью практического решения проблемы развития математических представлений (развитие представлений о числе) у детей старшего дошкольного возраста и недостаточным научно-методическим обеспечением данного процесса. Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования: каковы педагогические условия развития представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста с использованием образно-символического оборудования?

Слайд 3

Объект и предмет исследования Объект исследования: процесс развития представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: педагогические условия развития представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста с использованием образно-символического оборудования.

Слайд 4

Гипотеза исследования Процесс развития представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста с использованием образно-символического оборудования будет эффективным при следующих педагогических условиях: обеспечение практического опыта дошкольников в работе с моделями (вещественными, графическими, знаковыми, плоскостными и объемными), в том числе и использование цифровых интерактивных средств; разработка игровых ситуаций с использованием блоков Дьенеша , палочек Кьюизенера и т.п ; использование лего -схем, лего -конструирования в образовательном процессе.

Слайд 5

Основополагающие понятия Число – это абстрактный символ, который представляет определенный объем или количество . Образно-символическое оборудование – совокупность знаково-символических средств в процессе знаково-символической деятельности; это материалы и игрушки, которые используются для развития математических представлений у детей дошкольного возраста.

Слайд 6

Экспериментальная работа по развитию представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста с использованием образно-символического оборудования База исследования: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 126» г . Курска. Этапы исследования: констатирующий; формирующий; контрольный.

Слайд 7

Выявление уровней развития представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста Критерии исследования 1 – умение устанавливать связь между количеством предметов совокупности и цифрой, которая обозначает данное количество; 2 – знание принципа построения натурального ряда чисел; 3 – умение отвечать на вопрос «сколько?», «который по счету?», осознанно считает; 4 – умение составлять число из двух других; 5 – умение сравнивать количество предметов с использованием знаков.

Слайд 8

Выявление уровней развития представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста Диагностические задания «Сосчитай и найди цифру »; « Найди соседей »; « Посчитаем до 10 »; « Количество и порядок »; « Домики »; « Сравни множества ».

Слайд 9

Выявление уровней развития представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста Уровень Характеристика Высокий (10-12 баллов) Дети последовательно, связано строят ответ, рассуждают, доказывают, используют простейшие математические термины, умеют считать, соотносить число с цифрой, знают состав чисел, умеют сравнивать числа, развито представление об отрезке натурального ряда чисел. Средний (7-9 баллов) Дети отвечают на поставленные вопросы, рассуждают, но могут допускать неточности в определении цифры, обозначающее то или иное число, допускает ошибки в осуществлении сложения и вычитания в пределах 10; допускает ошибки при осуществлении количественного и порядкового счета; испытывают трудности в ошибки в определении состава чисел, при сравнении предметных множеств; восприимчивы к помощи со стороны воспитателя. Низкий (0-6 баллов) Дети затрудняются выполнить задания, нуждаются в помощи взрослого, не могут правильно формулировать и высказывать мысли.

Слайд 11

Описание работы педагога по развитию представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста с использованием образно-символического оборудования Обеспечение практического опыта дошкольников в работе с моделями Плоскостная модель «Счетный торт» - Было 5 куска торта, Наташа испекла еще 3, сколько всего кусков торта ? На поле «было» дети положили тарелку «целое», на которой было 5 кусков торта. На временное поле «есть» положили 2 тарелки обозначающие «часть», на них 5 и 3 куска торта, к тарелкам подставляем стрелки, обозначающие соответствующие символы «слагаемое» и «слагаемое», и между ними знак «+». С детьми решается пример, находится ответ – 8 кусков. На временное поле дети кладут тарелку, обозначающую «целое», на которую они положили 8 кусков и подставляют стрелку, обозначающую «сумму ».

Слайд 12

Описание работы педагога по развитию представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста с использованием образно-символического оборудования Разработка игровых ситуаций с использованием блоков Дьенеша , палочек Кьюизенера Игра «Сколько?» (блоки Дьенеша ) Дети, я предлагаю вам разделиться на 2 команды. П едагог раскладывает блоки. Задание командам: придумать вопросы, которые начинаются со слова «Сколько…». Вы их должны задавать друг другу по очереди.

Слайд 13

Описание работы педагога по развитию представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста с использованием образно-символического оборудования Разработка игровых ситуаций с использованием блоков Дьенеша , палочек Кьюизенера Упражнение «Состав чисел» (палочки Кьюизенера )

Слайд 14

Описание работы педагога по развитию представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста с использованием образно-символического оборудования Использование лего -схем, лего -конструирования в образовательном процессе «Счетная лесенка» «Дерево»

Слайд 15

Выявление уровней развития представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста Диагностические задания «Сосчитай и найди цифру »; « Найди соседей »; « Посчитаем до 10 »; « Количество и порядок »; « Домики »; « Сравни множества ».

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МИНИ - РОБОТОВ «Bee-bot»

В своей работе я представила методические рекомендации по обеспечению эффективных условий по развитию познавательной активности и пространственного мышления у старших дошкольников на основе использова...

мастер-класс для педагогов тема: «Развитие мелкой моторики и воображения у детей старшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования»

Теоретическая частьМелкая моторика -  это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трёх систем: нервной, мышечн...

мастер-класс для педагогов тема: «Развитие мелкой моторики и воображения у детей старшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования»

Теоретическая частьМелкая моторика -  это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трёх систем: нервной, мышечн...

Психолого-педагогические основы развития представлений о числе у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование представлений о числе у ребенка происходит очень рано. Первые работы, посвященные методике и содержанию работы по формированию представлений о числе и счете у детей в период дошкольного д...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (бакалаврская работа) на тему: РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧИСЛЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБРАЗНО-СИМВОЛИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА(бакалаврская работа)    на тему: РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЧИСЛЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБРАЗНО-СИМВОЛИЧЕСКОГО ОБОР...