«Методы и приёмы формирования лексико-грамматических категорий у воспитанников с ОВЗ»
консультация
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 13.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов на тему :
«Методы и приёмы формирования лексико-грамматических категорий у воспитанников с ОВЗ»
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической.
Формирование лексико – грамматического строя речи является одной из важных и актуальных проблем у детей с ограниченными возможностями здоровья. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие, а значит и происходит полноценная подготовка ребёнка к обучению в школе.
Успешность работы по формированию лексико – грамматических категорий зависит от методов и приёмов обучения. Выделяют три группы методов: наглядные, словесные, практические.
Наглядные методы используются в детском саду чаще всего. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относятся наблюдение и его разновидности: экскурсии, наблюдения в природе, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание и описание игрушек, картин, фотографий, рассказывание о игрушке, картине. Они используются для закрепления знаний, обучения связной речи.
Словесные методы- это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.
Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствования. К практическим методам относятся различные дидактические игры и упражнения, игры драматизации, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач. В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить продуктивные и репродуктивные методы. Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребёнок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по новому, приспосабливаясь к ситуации общения. Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала готовых образцов.
Методические приёмы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.
Широко применяются словесные приёмы. К ним относится речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, оценка детской речи, вопрос.
Наглядные методы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции, при обучении правильному звукопроизношению.
Игровые приёмы могут быть словесными и наглядными. Они пробуждают у ребёнка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий.
Таким образом, использование правильно подобранных разнообразных методов и приёмов по формированию лексико – грамматических категорий, способствует более глубокому усвоению детьми грамматической стороны речи, возникает положительное эмоциональное отношение к занятиям, возрастает познавательная активность, расширяется кругозор. К школьному возрасту ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы работы по формированию лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников в процессе изодеятельности
дан анализ теоретических исследований по проблеме, система работы, включающая разработку подходов к выбору форм и методов...
Формы и методы работы по формированию лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников в процессе изодеятельности
дан анализ теоретических исследований по проблеме, система работы, включающая разработку подходов к выбору форм и методов...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/31/picture-233453-1364748675.jpg)
Опыт работы по использованию компьютерных технологий в формировании лексико - грамматических средств языка у воспитанников Дома ребёнка.
"Игры для Тигры" - известная и хорошо зарекомендовавшая себя логопедическая программа. Мною она использовалась для работы в разновозрастных группах, с детьми "группы риска", имеющими сложный социальны...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/23/picture-636670-1432349289.jpg)
Семинар для воспитателей «Игровые методы и приёмы в формировании лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР III уровня и у детей с нормой речевого развития»
Цель: систематизация знаний педагогов по проблеме формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР III уровня и у детей с нормой речевого развития....
Методы и приёмы формирования лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР
В данной разработке представлены дидактические игры м упражнения для формирования лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/04/picture-514979-1415122831.jpg)
Использованию метода синквейн в формировании лексико – грамматической стороны речи у детей c общим недоразвитием речи.
Презентация практических достиженийпрофессиональной деятельности(личного вклада в развитие образования)...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/20/picture-817513-1474374580.jpg)
Семинар - практикум «Инновационные методы и приёмы по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ТНР»
Систематизация знаний педагогов по проблеме формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР III уровня и у детей с нормой речевого развития....