«Методы и приёмы формирования лексико-грамматических категорий у воспитанников с ОВЗ»
консультация

Тата Л.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_detskogo_sada.docx13.97 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему :

«Методы и приёмы формирования лексико-грамматических категорий у воспитанников с ОВЗ»

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической.

Формирование лексико – грамматического строя речи является одной из важных и актуальных проблем у детей с ограниченными возможностями здоровья. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие, а значит и происходит полноценная подготовка ребёнка к обучению в школе.

Успешность работы по формированию лексико – грамматических категорий зависит от методов и приёмов обучения. Выделяют три группы методов: наглядные, словесные, практические.

Наглядные методы используются в детском саду чаще всего. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относятся наблюдение и его разновидности: экскурсии, наблюдения в природе, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание и описание игрушек, картин, фотографий, рассказывание о игрушке, картине. Они используются для закрепления знаний, обучения связной речи.

Словесные методы- это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.

Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствования. К практическим методам относятся различные дидактические игры и упражнения, игры драматизации, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач. В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить продуктивные и репродуктивные методы. Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребёнок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по новому, приспосабливаясь к ситуации общения. Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала готовых образцов.

Методические приёмы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.

Широко применяются словесные приёмы. К ним относится речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, оценка детской речи, вопрос.

Наглядные методы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции, при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приёмы могут быть словесными и наглядными. Они пробуждают у ребёнка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий.

Таким образом, использование правильно подобранных разнообразных методов и приёмов по формированию лексико – грамматических категорий, способствует более глубокому усвоению детьми грамматической стороны речи, возникает положительное эмоциональное отношение к занятиям, возрастает познавательная активность, расширяется кругозор. К школьному возрасту ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы по формированию лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников в процессе изодеятельности

дан анализ теоретических исследований по проблеме, система работы, включающая разработку подходов к выбору форм и методов...

Формы и методы работы по формированию лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников в процессе изодеятельности

дан анализ теоретических исследований по проблеме, система работы, включающая разработку подходов к выбору форм и методов...

Опыт работы по использованию компьютерных технологий в формировании лексико - грамматических средств языка у воспитанников Дома ребёнка.

"Игры для Тигры" - известная и хорошо зарекомендовавшая себя логопедическая программа. Мною она использовалась для работы в разновозрастных группах, с детьми "группы риска", имеющими сложный социальны...

Семинар для воспитателей «Игровые методы и приёмы в формировании лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР III уровня и у детей с нормой речевого развития»

Цель: систематизация знаний педагогов по проблеме формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР III уровня и у детей с нормой речевого развития....

Методы и приёмы формирования лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР

В данной разработке представлены дидактические  игры м упражнения для формирования лексико-грамматического строя речи  у детей с ОНР...

Использованию метода синквейн в формировании лексико – грамматической стороны речи у детей c общим недоразвитием речи.

Презентация практических  достиженийпрофессиональной деятельности(личного вклада в развитие образования)...

Семинар - практикум «Инновационные методы и приёмы по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ТНР»

Систематизация знаний педагогов по проблеме формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР III уровня и у детей с нормой речевого развития....