Деловая игра БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ
учебно-методический материал
Какие ценности прививают детям в детском саду в ходе реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsennosti_vospitaniya.pptx | 121.34 КБ |
bazovye_tsennosti_vospitaniya.odt | 24.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель Федеральной программы ДО - разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовнонравственных ценностей российского народа, исторических и национальнокультурных традиций Какие ценности прививают детям в детском саду в ходе реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО)
Направления воспитания Традиционные ценности • ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ Нравственность, Добро, Милосердие • ПАТРИОТИЧЕСКОЕ Родина, Природа, Культура, Язык • СОЦИАЛЬНОЕ Человек, Семья, Дружба, Сотрудничество • ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Познание, Истина, Природа • ФИЗИЧЕСКОЕ Жизнь, Здоровье, Безопасность И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ • ТРУДОВОЕ Труд, Сотрудничество • ЭСТЕТИЧЕСКОЕ Красота, Культура, Человек
РОДИНА ПРИРОДА
МИЛОСЕРДИЕ ДОБРО
ЧЕЛОВЕК СЕМЬЯ ДРУЖБА
ТРУД СОТРУДНИЧЕСТВО
ЗДОРОВЬЕ ЖИЗНЬ
ПОЗНАНИЕ ИСТИНА
КУЛЬТУРА КРАСОТА
Предварительный просмотр:
ДЕЛОВАЯ ИГРА
БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ
ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ № 12
Черепанова Ю. М.
Вообще ценность – это очень широкое понятие. Ценностью можно назвать и какой-то дорогой предмет, и какие-либо взаимоотношения. Сегодня мы с вами рассмотрим именно жизненные ценности, те, которые дороги не только нам конкретно, но и многим людям, всему обществу. Однако многие общественные ценности становятся индивидуальными, нашими личными ценностями, т.к. мы в этом обществе живем.
- Сейчас мы с вами почувствуем себя поварами и будем составлять рецепты. Каждая группа вытягивает листочек с названием «блюда».
- Итак, первая группа будет составлять рецепт: первая - здоровья, вторая – счастья. Ингредиентами блюда будут не продукты питания, а то что вы сами придумаете. На выполнение упражнения у вас 5 минут. Постарайтесь сделать свое блюдо оригинальным и необычным.
- Перед тем как вы приступите к выполнению задания, я думаю разбудить в вас творческую фантазию. Рецепт любви: 500 гр. страсти, 300 гр. влюбленности, 100 гр дружбы и уважения, 50 поцелуев, 10 объятий. Все приправить терпением и оставить в теплом уголке вашего сердца. Блюдо должно настояться. Подавать горячим!
После выполнения работы зачитываются все рецепты.
- что вы считаете главным ингредиентом в блюде «здоровье»? «счастье»?
Цель Федеральной программы ДО -
разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций
Какие ценности прививают детям в детском саду в ходе реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО)
Теперь работа в дошкольных учреждениях строится на принципах и ориентирах, которые учитывают систему ценностей российского народа и соответствуют возрасту детей. Перечислим направления воспитания, которые предусматривает ФОП ДО.
Духовно-нравственное направление основано на таких ценностях, как доброта, забота о других и хорошие поступки. Это помогает детям понимать, что такое правильное и неправильное поведение.
Патриотическое направление.
В основе — любовь и уважение к своей стране, малой родине, ощущение принадлежности к своему народу.
Социальное воспитание направлено на формирование доброжелательного отношения к семье, другим людям, развитие навыков сотрудничества, а также культуры поведения.
Познавательное воспитание направлено на развитие у ребенка ценности знаний, помогает осваивать и формировать целостную картину мира. Это развивает в том числе самостоятельность.
Физическое и оздоровительное направление приобщает к здоровому образу жизни. Оно также включает умение заботиться о себе и соблюдать правила безопасности.
Трудовое направление помогает формировать ответственность, самостоятельность и стремление приносить пользу людям через труд.
Эстетическое воспитание развивает правильное отношение к красоте в разных проявлениях. Оно воспитывает художественный вкус и обогащает личность ребенка через искусство и красоту окружающего мира.
За последние годы наша жизнь очень изменилась, произошла переоценка ценностей, в том числе и исторического прошлого. Но эта переоценка проявила и то, что мы довольно поверхностно знакомы с народной культурой: как жили люди раньше, как отдыхали, как отмечали праздники, какие соблюдали традиции, обычаи, чем украшали свой быт и вообще, из чего этот быт состоял. А если мы знаем обо всем этом недостаточно, то, что мы сможем передать нашим детям.
Взрослые несут нравственную, гражданскую и личную ответственность за духовную и физическую жизнь ребёнка, за складывающуюся в его сознании картину мира, за отношения с миром.
Вот почему так важно, чтобы мама и папа, и мы педагоги были рядом с ним, помогали соприкасаться с народными традициями, историей, культурой, поддержать его интересы к прошлому и настоящему родной земли, воспитывать патриотизм и любовь к своей Родине.
Предлагаю вам отправиться в виртуальное путешествие по нравственно – патриотическому воспитанию с помощью виртуальной книги. Книга эта не простая, на каждой ее странице отражены традиционные ценности российского общества. Согласно федеральной образовательной программе дошкольного образования содержание воспитательной работы в детском саду предусматривает приобщение детей дошкольного возраста к этим ценностям.
2. Основная часть
Итак, пора переходить к нашей книге.
На первой странице у нас Ценности Родина и природа.
И первое задание будут общим для всех участников встречи. Называется оно «Я горжусь своей страной или малой родиной, потому что…»
Предлагаю вам по очереди продолжить фразу «Я горжусь своей страной или малой родиной, потому что…». А передавать слово следующему участнику мы будем с помощью этой матрешки, являющейся символом России.
Коллеги, вы отлично справились с заданием, давайте откроем вторую страницу книги.
Вторая страница нашей книги – это Ценности милосердие, добро.
Одним из направлений приобщения детей к ценностям добра и милосердия является знакомство с нашей верой и традициями.
К. Д. Ушинский называл веру и традиции корнями векового дерева.
Смысл этого сравнения, заключается в том, что деревья, пустившие глубокие корни- полны жизненных сил, кустарники в период засухи засыхают и умирают.
Деревья продолжают расти, потому что их корни проникли глубоко в землю и питаются подземными водами. А корни малых растений уходят в землю не очень глубоко и не могут дотянуться до жизни, которую им дает вода.
То же происходит и с людьми. Тот, кто мыслит глубоко, кто глубоко верует в себя, справляется с различными жизненными трудностями. Тот же, кто мыслит поверхностно и не имеет веры, может процветать только при благоприятных внешних условиях.
Давайте с вами вспомним и назовем некоторые православные праздники, которые мы все празнуем в детском саду тоже.
Задание заключается в том, что я буду зачитывать поочередно каждой команде описание, а ваша задача называть о каком празднике идет речь.
Игра «Угадай праздник по описанию»
1. В этот праздник люди стремятся быть лучше, так как это время добрых дел. Праздник ожидания чуда, время надежд. Самый красочный, яркий, веселый праздник. Непременный атрибут праздника — елки, украшенные звездами, огоньками, шарами. По обычаю в городах и селах по домам ходили с песнопениями желали хозяевам здоровья и богатства.
Рождество Христово, 7 января.
2. Этот праздник для богатых и бедных, взрослых и детей. Веселый и озорной! На улицах все дни устраивались всевозможные забавы: катание с ледяных гор, на тройках, «битвы» снежками, взятие снежных городков, кулачные бои, гулянья с песнями, плясками, веселые процессии ряженых с соломенным чучелом.
В эти праздничные дни в большом количестве готовили мучные блюда: блины, оладьи, блинчики (обязательно на масле и яйцах), а также пироги и пирожки с творогом, яйцами, рыбой и другими начинками.
Масленица.
3. Это — один из главных праздников.
В прошлые времена повсюду в этот день устраивались красочные и шумные зрелища и развлечения. Считалось, что в это время особенно важно совершать добрые дела, именно на это время приходилось особенно много пожертвований.
У детей любимая игра — «битки»: стукались святочными яйцами, и победителем оказывался тот, у кого оно оставалось целым
Праздничный стол отличался пышностью, изобилием блюд, обязательными ритуальными блюдами на столе всегда были и остаются пасха, кулич и крашеные яйца.
Пасха.
4. К этому времени заканчивались все сельскохозяйственные работы. В этот день не работали, одевались в нарядную одежду, танцевали и устраивали народные игры. Крестьяне начинали подготавливать свои избы к зиме: утеплять и конопатить их, в этот день в первый раз топили в жилых горницах печи.
Заканчивалась уборка хлеба, завершалась уборка овощей с огородов.
Покров Пресвятой Богородицы,14 октября.
Смотрим на следующую страницу книги и видим - Ценности Человек, семья, дружба.
Бесспорно, семья является первичным звеном человеческой культуры, именно она диктует ребенку формы и нормы поведения, интересы и ценности. Поскольку семья на протяжении всей истории человечества является очагом, домом-крепостью, где человек надежно защищен. С древних времен отношение народа к семье люди выражают в пословицах и поговорках.
Мы с детьми знакомимся с пословицами и поговорками о семье, семейных ценностях, рассуждаем и определяем их смысл.
Предлагаю и вам выполнить это задание, только с усложнением.
В конвертах у вас по 3 карточки с фразой - началом пословицы о семье, ваша задача найти вторую часть пословицы и прикрепить ее на место.
Игра «Собери пословицу»
Не нужен клад - коли в семье лад.
Вся семья вместе, так и душа на месте
Согласную семью и горе не берет
Семьёй дорожить- счастливым быть.
Семья сильна, когда над ней крыша одна
Дружная семья -прибавит разума -ума
Следующая страница и на ней Ценность - Труд, сотрудничество
Приобщая детей к Ценности труд, мы знакомим детей с предметами старинного русского быта и орудиями труда, их назначением в прошлом и исторической ценностью сейчас. Рассуждаем на тему того, что раньше люди прикладывали больше физического труда, чтобы сделать то или иное дело, например- чтобы постирать вещи нужно было идти на реку и стирать вручную, используя валёк (старинный деревянный ручной инструмент с короткой рукояткой для ускорения и облегчения стирки и полоскания белья). Косили траву косой, а не газонокосилкой и т.д.
С детьми мы играем в настольную игру - «Было – стало», предлагаю и вам в нее сыграть.
Настольная игра «Было - стало»
Перед вами карточки с предметами старины, которые использовались нашими предками. Вам необходимо взять карточку и найти похожий по назначению предмет, который используется в современном мире.
Переворачиваем страницу и видим следующие ценности - Здоровье, жизнь.
Одним из целевых ориентиров физического и оздоровительного воспитания в ДОУ является воспитание личности, проявляющей интерес к физическим упражнениям и подвижным играм, демонстрирующей потребность в двигательной активности. Поэтому для приобщения детей к этой ценности мы используем народные игры.
И сейчас предлагаю командам поделиться, в какие народные игры играете вы со своими воспитанниками.
В течение 30 секунд напишите, пожалуйста, на листах названия народных игр, в которые вы играете со своими воспитанниками.
Задание «Назови игру»
(После участники зачитывают варианты игр)
От себя добавлю, что в нашем учреждении народные игры- подвижные и хороводные проводятся на прогулке и на спортивных и музыкальных развлечениях.
Шестая страница книги - Ценности познание, истина.
Одним из целевых ориентиров является воспитание личности, обладающей первичной картиной мира на основе традиционных ценностей.
С чего начинается Родина? … со сказок, потешек, былин, пословиц, поговорок… С младенчества ребенок слышит родную речь. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности.
Знакомясь с устным народным творчеством, его формами и жанрами, мы учим детей различать их.
Предлагаю и вам попробовать выполнить это задание.
Задание «Угадай жанр»
В некоторой деревне жил старик со старухой; детей у них не было.
Однажды старик поехал в лес за дровами; это было зимою. Старик
нарубил дров, сколько нужно было, да срубил еще лутошку.
2 Водичка-водичка,
Умой мое личико:
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок
3. Спи, моя крошка,
Мой птенчик пригожий,
Баюшки-баю-баю.
Пусть никакая печаль не тревожит
Детскую душу твою.
4. Вышел месяц из тумана,
Вынул пышку из кармана:
- Буду деточек кормить,
А тебе, дружок, водить!
5. Без труда - не выловишь рыбку из пруда.
6. Высоки на Руси Святые горы, глубоки их ущелья. Не растут там ни березка, ни дуб, ни осина, ни зеленая трава. Там и волк не пробежит, орел не пролетит, — муравью и тому поживиться на голых скалах нечем.
Только богатырь Святогор разъезжает между утесов на своем могучем коне.
И последняя страница - Ценность – Культура – красота
Культура и Красота - понятия глубинные, прежде всего духовные. Они связаны с внутренним миром человека с его мыслями, чувствами.
Для формирования у детей патриотических чувств: чувства любви и гордости к Родине целесообразно использовать народные промыслы России.
Помимо приобщения к культуре и традициям русского народа, знакомство с промыслами помогает формировать чувство прекрасного.
Предлагаю вашему вниманию игру для детей старшего дошкольного возраста, которая в игровой форме, позволит пополнить или закрепить знания детей о видах народного декоративно- прикладного искусства. Дети знакомятся, учатся узнавать росписи: гжель, хохломскую, городецкую, жостовскую, дымковскую, филимоновскую.
Игра «Народные промыслы»
3.Заключительная часть.
Подводя итог, отмечу, что традиции и обычаи – это тот неиссякаемый источник научного и обыденного знания, открытый и доступный каждому, кто стремится понять себя и других, духовный и социальный мир, в котором мы живем. И миссия педагога - помочь ребенку открыть этот живой родник духовности и нравственности, осознать и воспитать себя настоящим гражданином России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра "Корпоративные ценности"
Деловая игра направлена на повышение эффективности взаимодействия педагогов.Лучше всего использовать в рамках педагогического совета по итогам года.Материал подготовлен в соавторстве с педагогом-психо...
Презентация, деловая игра " Духовно-нравственное воспитание"
Презентация, деловая игра " Духовно-нравственное воспитание"...
Деловая игра с педагогами "Воспитание толерантности"
Деловая игра с педагогами "Воспитание толерантности"...
Деловая игра «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников»
Цель: расширить уровень знаний педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.Задачи: Повысить профессиональную компетентность педагогов по организации работ...
Деловая игра "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"
сценарий деловой игры...
Сценарий деловой игры «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях МДОУ»
Сценарий деловой игры для педагогов по патриотическому воспитанию...
Деловая игра по патриотическому воспитанию
Деловая игра по патриотическому воспитанию...