Особенности гражданского воспитания дошкольников
статья

Александрова Ирина Алексеевна

Статья раскрывает целевое назначение гражданского воспитания в ДОУ, содержание образовательной программы ДОУ в направлении гражданского воспитания, приемы гражданского дошкольного воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_grazhdanskogo_vospitaniya_doshkolnikov.docx25.7 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности гражданского воспитания дошкольников

Гражданское воспитание – это развитие гражданских основ личности, качеств, необходимых для выполнения гражданином различных видов деятельности в социальной среде и установления взаимоотношений с другими ее гражданами.

Гражданское воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста, так как именно в этот период происходит социальное развитие личности и формирование системы ценностных ориентаций. Ребенок приобщается к обществу, узнает его ценности и принимает их в качестве своих. В этот же период происходит установление взаимоотношений с другими участниками общества. Поэтому, в этот период необходимо уделить особое внимание развитию навыков гражданского взаимодействия.

Гражданское воспитание в системе ДОУ – это форма организации жизнедеятельности детей в ДОУ, в ходе которой происходит формирование знаний детей о жизнедеятельности детского сада и общества.

Гражданское воспитание в условиях ДОУ имеет свои особенности, обусловленные спецификой функционирования психических процессов ребенка дошкольного возраста. Дети познают мир через свои органы чувств. Они формируют эмоциональное отношение к тому или иному объекту или процессу. Развитие гражданских представлений дошкольника формируется через конкретные образы: героев, событий, явлений, процессов. Именно образы помогают детям сформировать причастность к данному событию, процессу или явлению, идентифицировать себя с ним.

Гражданское воспитание дошкольников нацелено на:

  • Подготовку дошкольника к жизнедеятельности в современном  многонациональном и многокультурном мире.
  • Осмысленному усвоению прав и свобод граждан.
  • Формированию уважительного отношения к правам и свободам других граждан, т.е предполагается освоение ограниченности своих прав и свобод правами и свободами другого человека.
  • Формирование активной жизненной позиции.
  • Выработка гражданской идентичности и гражданской ответственности.

По направлению гражданского воспитания общеобразовательная программа дошкольного образования включает в себя ряд направлений деятельности, которые каждая дошкольная образовательная организация применяет в силу специфики своей работы, материально – технических возможностей и условий реализации образовательной деятельности.

Содержание гражданского воспитания дошкольников представлено в современном ДОУ следующими направлениями:

  1. Правовое развитие подрастающего поколения. Оно включает в себя знакомство с правами и свободами каждого гражданина, а также его обязанностями по отношению к обществу. Дети изучают правила поведения в ДОУ и обществе, учатся действовать по правилам и законам общества в игровых ситуациях и реальном мире.
  2. Формирование гражданских представлений. Дети знакомятся с символикой государства: герб, флаг и гимн, а также символикой региона, в котором они проживают, изучают историю своего народа, национальную культуру, обычаи и традиции. Дети знакомятся с понятием «гражданство», «гражданин», «государство», а также распознавать государственную символику и символику своего региона.
  3. Развитие толерантности. Дети знакомятся с разными нациями и народностями, изучают их культурные особенности, обычаи и традиции. При этом, он учатся уважать эти особенности и пониманию равноправия всех наций и народов, населяющих данную страну.
  4. Изучение окружающей среды. Имеется ввиду исследование природной среды, окружающей социум и формирование гуманного отношения к ней. Осуществляется изучение всех живых существ, их отличительных признаков, формируется понимание необходимости их защиты, а также уделяется внимание развитию эмоционального отклика на общение с природой и ее обитателями, процессы и явления природы.
  5. Знакомство с историей государства и народа. Изучение национальных героев, праздников, исторических событий, выдающихся деятелей искусства и культуры. Дети знакомятся с понятиями «Родина», «Отечество», «герой», «Гражданин», «культура».
  6. Культурное развитие. Оно ориентировано на ознакомление с культурой своего народа и других, с обычаями, традициями, праздниками, народными играми, национальными танцами, песнями, едой и т.д.
  7. Знакомство с гражданскими сообществами. Оно ориентировано на освоение понятий «семья», «общество», «группа». В этом направлении дети изучают правила поведения в разных социальных группах, изучают правила поведения на дороге, в общественном транспорте, в учреждениях культуры.
  8. Освоение понятий «идентичность» и «эмпатия», их сущности и различия. Дети познают, что каждый человек является представителем человеческого рода, но при этом имеет отличительные, индивидуальные признаки. Дети отмечают общие праздники, изучают свою и чужую культуру, узнают, что есть иные языки общения, учатся уважать чужую культуру и язык, традиции и обычаи.

На современном этапе развития общества, гражданское воспитание в ДОУ реализуется посредством следующих приемов и методов педагогической работы:

  1. Применение игровых технологий при изучении прав и свобод граждан.
  2. Создание развивающего пространства ДОУ, направленного на формирование современного гражданина.
  3. Использование сюжетно – ролевых игр и игр – драматизаций для ознакомления с образами народных героев, событий, культурными ценностями.
  4. Использование народных игр для ознакомления с народными обычаями и традициями, искусством и культурой.
  5. Художественная деятельность дошкольников: рисование символики, народных героев.
  6. Организация праздников 9 Мая, День города.
  7. Предоставление ребенку максимальной свободы в самовыражении и саморазвитии.
  8. Организация экскурсий по местам народной славы, историческим памятникам, учреждениям культуры.
  9. Привлечение детей к участию в озеленении территории ДОУ.
  10. Проведение семейных праздников, спортивных мероприятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мой мир, моя страна, мой город. ВОПРОС О ГРАЖДАНСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Мой мир, моя страна, мой город. ВОПРОС О ГРАЖДАНСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Программа Гражданского воспитания дошкольников "Я и мир вокруг меня"

Таблица 1. План занятий в рамках программы «Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»  1 неделя2неделя3 неделя4 неделя 1 БЛОК. «Я и мир вокруг меня...

гражданское воспитание дошкольников с помощью русской народной культуры.

В статье рассказывается о значимости гражданского воспитания и о том, как с помощью разных видов народнойкультуры осуществить это воспитание...

МАСТЕР-КЛАСС. Консультация для педагогов. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА»

       Знание истории и культуры русского народа – знание истории своей Родины. Соединить в единое целое отрывочные представления детей о национальной культуре русского наро...

сообщение на педсовет "Особенности гражданского воспитания дошкольников"

сообщение на педсовет "Особенности гражданского воспитания дошкольников"...

Гражданское воспитание дошкольников.

Выступление на педсовете воспитателя гр.№ 7   Зимнуховой Т.В.          В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом ст...

Особенности гражданского воспитания дошкольников.

Дошкольный возраст – это время установления первых человеческих отношений с людьми. Это период, когда слабый и беззащитный может стать сильным и смелым, скучное и незатейливое становится забавным и тр...