Особенности гражданского воспитания дошкольников.
консультация по теме
Дошкольный возраст – это время установления первых человеческих отношений с людьми. Это период, когда слабый и беззащитный может стать сильным и смелым, скучное и незатейливое становится забавным и трогательным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_grazhdanskogo_vospitaniya_doshkolnikov.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 28», г. Заволжье.
Консультация.
Особенности гражданского воспитания дошкольников.
Провёл: заместитель заведующего по ВМР
Н.В. Сулейманова
апрель 2012 год.
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. В этот период ребенок приобщается к миру общественных ценностей. Дошкольный возраст – это время установления первых человеческих отношений с людьми. Это период, когда слабый и беззащитный может стать сильным и смелым, скучное и незатейливое становится забавным и трогательным. Одна из важнейших задач педагогов дошкольного образования – формирование у детей уверенности в себе и своих силах, а также позитивного отношения к себе и окружающему миру. Основы гуманного отношения к природе и к окружающим его людям, способность сочувствовать, сопереживать закладывается именно в дошкольном возрасте. Также в это время у детей формируются первые простейшие представления об устройстве государства, гражданами которого являются их родители и в будущем они станут сами.
Гражданское воспитание – это, прежде всего, личностно-ориентированное воспитание, направленное на развитие социальных свойств дошкольника: быть гражданином России и в юридическом, и в нравственном смысле. Традиционно гражданское образование в рамках ДОУ понимается либо как надпредметная форма деятельности, либо как форма организации жизни детского сада. Мы рассматриваем гражданское воспитание как систему знаний
Примерное содержание образования старших дошкольников в системе гражданского воспитания
Представления | Знания | Содержание |
Правосознание | Знание прав и обязанностей человека. Усвоение понятий: суд, правонарушение, расследование, право, закон, законопослушание. | Знакомятся с Конвенцией о правах ребенка. Запоминают права ребенка, могут их назвать. Соблюдают правила поведения в группе в игровых и реальных ситуациях. Могут назвать основные законы государства. |
Гражданство | Знание символов государства – гимн, флаг, герб. Дети имеют определенное отношение к истории государства, которое выражается во внимании к культурным традициям. Усвоение понятий: дума, посол, гражданство, государство. | Дети учатся ориентироваться на карте мира, глобусе. Учатся показывать на карте свою страну, город. Узнают флаг, герб своего государства среди символов других государств. |
История | Знания о национальных героях, истории национальных святынь, традициях своей страны. Усвоение понятий: Родина, Отечество, патриот, гражданин. | Знакомятся с разными историческими событиями. Учатся строить хронологическую последовательность. Знакомятся с выдающимися деятелями отечественной культуры. |
Толерантность | Знают, что люди бывают разной национальности и имеют разный уровень жизни. Все люди имеют одни и те же права и обязанности. Усвоение понятий: национальность, национальные отношения, терпимость. | Знакомятся с другими национальностями. |
Культура | Знают систему обычаев своего и других народов. Усвоение понятий: национальный костюм, обычаи, традиции | Знакомятся с обычаями, праздниками, традициями в одежде, еде, играми других национальностей. Знакомятся с народными инструментами различных национальностей. Могут назвать игры разных народов. |
Сообщество | Владеют основными понятиями о сообществах (семья, друзья, соседи, группа), в которых действуют различные правила и законы. Усвоение понятий: общество, обязанности, чувства. | Обмен услугами в рамках разделения труда. Учатся приемлемым способам взаимодействия: договор, компромисс, убеждение. Принимают правило как общую договоренность. Знакомятся с правилами в разных сферах жизни: правила дорожного движения, безопасности, эксплуатации. |
Окружающая среда | Имеют представление о взаимосвязи и взаимозависимости живых существ, населяющих планету. Усвоение понятий: гуманность, любовь к Родине, среда | Сравнивают объекты и явления природы по признакам сходства и различия. Стремятся создать благоприятные условия для живых существ. Эмоционально откликаются, проявляют эстетические переживания в процессе общения с природой. |
Идентичность и эмпатия | Дети понимают и принимают, что у людей есть общее и различное. Усвоение понятий: уникальность, взаимопомощь, семья. | Празднуют общие праздники, уважают чужие традиции, язык, культуру. |
Выбор | Знают причинно-следственную зависимость собственного поведения и поведения других. Усвоение понятий: выбор, ответственность, поступок, последствия. | Учатся выделять ситуацию, в которых существует несколько возможностей для принятия решения, и выбирают одну из них. Учатся прогнозировать возможные последствия собственных действий для себя, для других. |
Занимаясь воспитанием основ гражданственности у старших дошкольников необходимо преследовать следующие цели:
- Воспитание гражданина, живущего в демократическом обществе, личности компетентной, ответственной, самостоятельной, активной, уважающей права других; подготовка дошкольника к жизни в условиях многонационального общества.
- Обновление содержания и методов работы с детьми по гражданскому воспитанию в процессе создания системы проблемных, игровых и познавательных ситуаций в различных видах деятельности способствующих осмыслению детьми прав ребенка, развитию самооценки, чувства собственного достоинства.
Для реализации поставленных целей необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучение прав человека дошкольниками через игровые технологии.
2. Развитие “Я — сознания” ребёнка, свободы самовыражения и самопрезентации.
3. Содействие постоянному обогащению развивающей педагогической среды, направленной на формирование человека - гражданина.
4. Изменение менталитета педагогов и родителей, повышение их политической и правовой культуры.
5. Знакомство старших дошкольников с культурно — историческим наследием страны, региона.
6. Обучение детей творческому и ненасильственному решению конфликтов и проблем, воспитание терпимости к чужому мнению.
7. Последовательное конструирование процесса взаимодействия с семьёй каждого воспитанника для объединения усилий по гражданственному воспитанию детей.
В результате систематической целенаправленной воспитательной работы у детей сформировывались элементы, начальные идейные направленности их развивающегося сознания. Работа по реализации задач осуществлялась в трех направлениях: педагоги, родители, дети.
Блок “Родители”
Взаимодействие с родителями проходило в несколько этапов:
- Диагностический (использование методов психологической диагностики с целью выявления степени удовлетворенности родителей инновационной деятельностью педагогов)
- Информационный (предоставление интересующей информации, тематических консультаций)
- Обобщающий (подведение итогов, предоставление возможности принимать участие в выработке решений, входить в состав различных органов, решающих важные вопросы жизни ДОУ)
Блок “Дети”
Методы и приемы гражданского воспитания, используемые в работе разнообразны, но обязательно должны учитывать психологические особенности дошкольника: эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубину и обостренность первых чувств, понимание социальных явлений. Необходимо помнить , что воспитывать любовь к Родине - значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью.
Важно стремиться к тому, чтобы дошкольник овладел определенными знаниями (о правах человека, о государстве, об основных документах, о выборах и т.д.), умениями (критически мыслить, анализировать ситуацию, сотрудничать с другими людьми и т. д.), ценностями (уважение к правам других, толерантность, компромиссность и др.)
Прививая детям умения межличностного общения, мы одновременно совершенствовали эти же умения у себя. Работа с детьми преследует цель – обучить детей умениям межличностного общения со сверстниками. Вам педагогам надо учиться собственному общению с детьми и обучению детей умениям межличностного общения.
Работа по гражданскому воспитанию требует от педагога развитой педагогической рефлексии, способности строить педагогический процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком на основе педагогической диагностики. Совместные мероприятия (дети, родители, педагоги) направляют свои усилия на познание возможностей развития каждого ребенка, создание благоприятных условий, что оказывает положительное влияние на состояние педагогического процесса в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мой мир, моя страна, мой город. ВОПРОС О ГРАЖДАНСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Мой мир, моя страна, мой город. ВОПРОС О ГРАЖДАНСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ...
Программа Гражданского воспитания дошкольников "Я и мир вокруг меня"
Таблица 1. План занятий в рамках программы «Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» 1 неделя2неделя3 неделя4 неделя 1 БЛОК. «Я и мир вокруг меня...
гражданское воспитание дошкольников с помощью русской народной культуры.
В статье рассказывается о значимости гражданского воспитания и о том, как с помощью разных видов народнойкультуры осуществить это воспитание...
МАСТЕР-КЛАСС. Консультация для педагогов. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА»
Знание истории и культуры русского народа – знание истории своей Родины. Соединить в единое целое отрывочные представления детей о национальной культуре русского наро...
сообщение на педсовет "Особенности гражданского воспитания дошкольников"
сообщение на педсовет "Особенности гражданского воспитания дошкольников"...
Гражданское воспитание дошкольников.
Выступление на педсовете воспитателя гр.№ 7 Зимнуховой Т.В. В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом ст...
Проект "Гражданское воспитание дошкольников посредством декоративно-прикладного искусства"
quot; Гражданское воспитание дошкольников посредством декоративно-прикладного искусства"...