Особенности гражданского воспитания дошкольников.
консультация по теме

Пищаева Наталья Витальевна

Дошкольный возраст – это время установления первых человеческих отношений с людьми. Это период, когда слабый и беззащитный может стать сильным и смелым, скучное и незатейливое становится забавным и трогательным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_grazhdanskogo_vospitaniya_doshkolnikov.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 28», г. Заволжье.

Консультация.

Особенности гражданского воспитания дошкольников.

Провёл: заместитель заведующего по ВМР

Н.В. Сулейманова

апрель 2012 год.

        Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. В этот период ребенок приобщается к миру общественных ценностей. Дошкольный возраст – это время установления первых человеческих отношений с людьми. Это период, когда слабый и беззащитный может стать сильным и смелым, скучное и незатейливое становится забавным и трогательным. Одна из важнейших задач педагогов дошкольного образования – формирование у детей уверенности в себе и своих силах, а также позитивного отношения к себе и окружающему миру. Основы гуманного отношения к природе и к окружающим его людям, способность сочувствовать, сопереживать закладывается именно в дошкольном возрасте. Также в это время у детей формируются первые простейшие представления об устройстве государства, гражданами которого являются их родители и в будущем они станут сами.

          Гражданское воспитание – это, прежде всего, личностно-ориентированное воспитание, направленное на развитие социальных свойств дошкольника: быть гражданином России и в юридическом, и в нравственном смысле. Традиционно гражданское образование в рамках ДОУ понимается либо как надпредметная форма деятельности, либо как форма организации жизни детского сада. Мы рассматриваем гражданское воспитание как систему знаний

Примерное содержание образования старших дошкольников в системе гражданского воспитания

Представления

Знания

Содержание

Правосознание

Знание прав и обязанностей человека.

Усвоение понятий: суд, правонарушение, расследование, право, закон, законопослушание.

Знакомятся с Конвенцией о правах ребенка. Запоминают права ребенка, могут их назвать.

Соблюдают правила поведения в группе в игровых и реальных ситуациях.

Могут назвать основные законы государства.

Гражданство

Знание символов государства – гимн, флаг, герб. Дети имеют определенное отношение к истории государства, которое выражается во внимании к культурным традициям.

Усвоение понятий: дума, посол, гражданство, государство.

Дети учатся ориентироваться на карте мира, глобусе.

Учатся показывать на карте свою страну, город.

Узнают флаг, герб своего государства среди символов других государств.

История

Знания о национальных героях, истории национальных святынь, традициях своей страны.

Усвоение понятий: Родина, Отечество, патриот, гражданин.

Знакомятся с разными историческими событиями. Учатся строить хронологическую последовательность.

Знакомятся с выдающимися деятелями отечественной культуры.

Толерантность

Знают, что люди бывают разной национальности и имеют разный уровень жизни. Все люди имеют одни и те же права и обязанности.

Усвоение понятий: национальность, национальные отношения, терпимость.

Знакомятся с другими национальностями.

Культура

Знают систему обычаев своего и других народов.

Усвоение понятий: национальный костюм, обычаи, традиции

Знакомятся с обычаями, праздниками, традициями в одежде, еде, играми других национальностей.

Знакомятся с народными инструментами различных национальностей.

Могут назвать игры разных народов.

Сообщество

Владеют основными понятиями о сообществах (семья, друзья, соседи, группа), в которых действуют различные правила и законы.

Усвоение понятий: общество, обязанности, чувства.

Обмен услугами в рамках разделения труда.

Учатся приемлемым способам взаимодействия: договор, компромисс, убеждение.

Принимают правило как общую договоренность.

Знакомятся с правилами в разных сферах жизни: правила дорожного движения, безопасности, эксплуатации.

Окружающая

среда

Имеют представление о взаимосвязи и взаимозависимости живых существ, населяющих планету.

Усвоение понятий: гуманность, любовь к Родине, среда

Сравнивают объекты и явления природы по признакам сходства и различия.

Стремятся создать благоприятные условия для живых существ.

Эмоционально откликаются, проявляют эстетические переживания в процессе общения с природой.

Идентичность и эмпатия

Дети понимают и принимают, что у людей есть общее и различное.

Усвоение понятий: уникальность, взаимопомощь, семья.

Празднуют общие праздники, уважают чужие традиции, язык, культуру.

Выбор

Знают причинно-следственную зависимость собственного поведения и поведения других.

Усвоение понятий: выбор, ответственность, поступок, последствия.

Учатся выделять ситуацию, в которых существует несколько возможностей для принятия решения, и выбирают одну из них.

Учатся прогнозировать возможные последствия собственных действий для себя, для других.

Занимаясь воспитанием основ гражданственности у старших дошкольников необходимо  преследовать следующие цели: 

  • Воспитание гражданина, живущего в демократическом обществе, личности компетентной, ответственной, самостоятельной, активной, уважающей права других; подготовка дошкольника к жизни в условиях многонационального общества.
  • Обновление содержания и методов работы с детьми по гражданскому воспитанию в процессе создания системы проблемных, игровых и познавательных ситуаций в различных видах деятельности способствующих осмыслению детьми прав ребенка, развитию самооценки, чувства собственного достоинства.

Для реализации поставленных целей необходимо выполнить следующие задачи:

1. Изучение прав человека дошкольниками через игровые технологии.

2. Развитие “Я — сознания” ребёнка, свободы самовыражения и самопрезентации.

3. Содействие постоянному обогащению развивающей педагогической среды, направленной на формирование человека - гражданина.

4. Изменение менталитета педагогов и родителей, повышение их политической и правовой культуры.

5. Знакомство старших дошкольников с культурно — историческим наследием страны, региона.

6. Обучение детей творческому и ненасильственному решению конфликтов и проблем, воспитание терпимости к чужому мнению.

7. Последовательное конструирование процесса взаимодействия с семьёй каждого воспитанника для объединения усилий по гражданственному воспитанию детей.

В результате систематической целенаправленной воспитательной работы у детей сформировывались элементы, начальные идейные направленности их развивающегося сознания. Работа по реализации задач осуществлялась в трех направлениях: педагоги, родители, дети.

Блок “Родители”

Взаимодействие с родителями проходило в несколько этапов:

  1. Диагностический (использование методов психологической диагностики с целью выявления степени удовлетворенности родителей инновационной деятельностью педагогов)
  2. Информационный (предоставление интересующей информации, тематических консультаций)
  3. Обобщающий (подведение итогов, предоставление возможности принимать участие в выработке решений, входить в состав различных органов, решающих важные вопросы жизни ДОУ)

 

Блок “Дети”

Методы и приемы гражданского воспитания, используемые в работе разнообразны, но обязательно должны учитывать  психологические особенности дошкольника: эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубину и обостренность первых чувств, понимание социальных явлений. Необходимо помнить , что воспитывать любовь к Родине - значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью.

        Важно стремиться к тому, чтобы дошкольник овладел определенными знаниями (о правах человека, о государстве, об основных документах, о выборах и т.д.), умениями (критически мыслить, анализировать ситуацию, сотрудничать с другими людьми и т. д.), ценностями (уважение к правам других, толерантность, компромиссность и др.)

        Прививая детям умения межличностного общения, мы одновременно совершенствовали эти же умения у себя. Работа с детьми преследует цель – обучить детей умениям межличностного общения со сверстниками. Вам  педагогам надо учиться собственному общению с детьми и  обучению детей умениям межличностного общения.

       Работа по гражданскому воспитанию требует от педагога развитой педагогической рефлексии, способности строить педагогический процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком на основе педагогической диагностики. Совместные мероприятия (дети, родители, педагоги) направляют свои усилия на познание возможностей развития каждого ребенка, создание благоприятных условий, что оказывает положительное влияние на состояние педагогического процесса в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мой мир, моя страна, мой город. ВОПРОС О ГРАЖДАНСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Мой мир, моя страна, мой город. ВОПРОС О ГРАЖДАНСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Программа Гражданского воспитания дошкольников "Я и мир вокруг меня"

Таблица 1. План занятий в рамках программы «Гражданско-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»  1 неделя2неделя3 неделя4 неделя 1 БЛОК. «Я и мир вокруг меня...

гражданское воспитание дошкольников с помощью русской народной культуры.

В статье рассказывается о значимости гражданского воспитания и о том, как с помощью разных видов народнойкультуры осуществить это воспитание...

МАСТЕР-КЛАСС. Консультация для педагогов. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА»

       Знание истории и культуры русского народа – знание истории своей Родины. Соединить в единое целое отрывочные представления детей о национальной культуре русского наро...

сообщение на педсовет "Особенности гражданского воспитания дошкольников"

сообщение на педсовет "Особенности гражданского воспитания дошкольников"...

Гражданское воспитание дошкольников.

Выступление на педсовете воспитателя гр.№ 7   Зимнуховой Т.В.          В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом ст...

Проект "Гражданское воспитание дошкольников посредством декоративно-прикладного искусства"

quot; Гражданское воспитание дошкольников посредством декоративно-прикладного искусства"...