Проект «Формирование представлений сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактическую игру».
проект (младшая группа)
Прект для детей младшего дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Излучинский детский сад комбинированного вида «Сказка».
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ПРОЕКТ
в группе общеразвивающей направленности № 17
воспитанников третьего года жизни.
«Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактическую игру».
Подготовила: воспитатель
Марданова Е. А.
пгт. Излучинск
Сенсорное развитие ребенка – представления о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве.
Сенсорное развитие – фундамент формирующегося интеллекта.
Формирование сенсорных эталонов:
- цвет
- форма
- величина
Развитие познавательных процессов:
развитие:
Задачи сенсорного развития детей раннего возраста:
- Образовательные:
- развивать цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
- формировать у детей зрительные способы обследования предметов;
- учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб);
- развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;
- обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный»;
- Воспитательные:
- воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;
- формировать умение слушать и понимать инструкции педагога;
- Развивающие:
- развивать познавательные процессы;
- развивать мелкую моторику.
Актуальность проекта
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее. В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, внедряются новые технологии, развивающие методики. Однако, при этом из поля зрения теоретиков и практиков дошкольного воспитания выпадают ценные идеи, опыт, накопленный во второй половине 20-го века в отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей раннего возраста и роли сенсорного воспитания в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка. Таким образом, актуальность системного подхода в сенсорном развитии детей раннего возраста определяется необходимостью обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания и внедрения современных технологий.
Цель проекта:
– систематизировать работу по сенсорному развитию детей раннего возраста.
Задачи проекта:
· Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития.
· Дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей раннего возраста.
· Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с сенсорным развитием детей раннего возраста.
Ожидаемый результат:
– повышение уровня сенсорного развития детей I мл. группы №17
Сроки проекта: январь – апрель (среднесрочный)
Участники проекта: дети, воспитатели, родители I мл. группы №17.
Необходимые материалы: дидактические игры по данной теме.
Главные принципы, на которые я опираюсь в работе:
1. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитательно-образовательного процесса.
2. Принцип развивающей, стимулирующей познавательную деятельность направленности занятий.
3. Принцип нарастания самостоятельности и активности детей.
Основные методы и формы обучения детей:
1. Занятия.
2. Игровые образовательные ситуации.
3. Работа с предметными и сюжетными картинками.
4. Дидактические игры.
5. Упражнения на развитие мелкой моторики.
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
I этап: информационно-аналитический (подготовительный)
включает:
- повышение уровня профессиональной компетентности;
- определение объема материала, который будет адресован детям.
- планирование системы развивающих игр на развитие сенсорного и моторного восприятия.
реализация:
- Изучение специализированной литературы;
- Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков: «Цветные домики», «Сенсорная книга», «Подбери по цвету» ;
- Оборудование «дидактического стола»;
- Изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей;
- Подбор заданий и проведение диагностики;
- По результатам диагностики подобрать систему игр и упражнений;
- Анкетирование родителей по выявлению знаний о сенсорном развитии.
II этап: творческий (основной)
включает:
- Изготовление игр на развитие сенсорики и моторики;
- Оформление стендов для родителей по теме проекта;
- Консультации для родителей.
реализация:
- Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорно-моторных навыков;
- Проведение работы с родителями на тему: «Что такое сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать?» Консультации, беседы, совместные игры, оформление уголка для родителей.
- Сформировать у детей основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру;
- Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;
- Проведение дидактических игр и игр-занятий;
- Исследовательская деятельность детей;
III этап: заключительный
включает:
- Подведение итогов
реализация:
- Диагностика детей;
- Проведение заключительного занятия;
- Самооценка, выводы.
Уровень сформированности представлений о сенсорных эталонах в I младшей группе № 17
- начало проекта
В исследовании приняли участие 16 детей в возрасте 2-3х лет. Выявлено 2 уровня развития детей:
- низкий -5 детей (35 %)
- средний – 11детей (65 %)
- конец проекта
В исследовании приняли участие 16 детей. Выявлено 3 уровня развития детей:
- низкий -1 ребёнок (7 %)
- средний – 10 детей (64 %)
- высокий -5 детей (29 %)
Результаты проекта:
- В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы дидактические игры;
- У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию;
- Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр;
-Мозаика- вкладыши крупная;
-Мозаика мелкая;
-Мозаика – пазлы мелкая;
-Лото «Фигуры по местам»;
-Строительный материал (крупный, мелкий, средний);
-Пирамидки.
- В ходе проекта с помощью родителей были изготовлены игры и пособия:
-«Разложи орешки по цветам»;
-«Спрячь мышку»;
-«Иголки для ежика»;
-«Подбери по цвету».
Практическая значимость проекта
- Внедрение и апробирование условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста;
- Разработка дидактического материала и дидактических игр;
- Разработка методических рекомендаций для родителей.
Перспективы развития проекта
- Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста;
- Дополнение системы дидактическими играми и материалами;
- Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.
Информационные ресурсы
- Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 1997;
- Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду»;
- Венгер Л.А. ВВоспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М.: Просвещение 1995;
- Немов Р.С. Психология – М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2002;
- Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. –М.: Просвещение, 1985;
- Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М.: просвещение. АО «Учеб. мет» 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей младшего возраста через дидактическую игру»
Сенсорное развитие ребенка – представления о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприяти...
Работа по самообразованию на тему: «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактическую игру».
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомиться он и с произведениями искусства – музыкой, живопись...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактическую игру»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактическую игру»...
педагогический проект "Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактическую игру"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Комсомольский детский сад №3 «Радуга» с.Комсомольское ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ«Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей р...
Развитие сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством дидактической игры
Развитие сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством дидактической игрыВведениеРанний возраст называют «золотой порой» сенсорного воспитания. Сенсорное воспитание, направленное...
Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактические игры
Сенсорное развитие ребёнка-это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вку...
ПРОЕКТ «Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей младшего возраста через дидактическую игру»
Цель проекта: систематизировать работу по сенсорному развитию детей раннего возраста....