Долгосрочный проект в средней группе На тему «Моя семья»
проект (средняя группа)
Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.
Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.
Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dolgosrochnyy_proekt_v_sredney_gruppe_moya_semya_.docx | 34.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Образовательный центр «Успех»
Долгосрочный проект в средней группе № 12 « Солнышко»
На тему «Моя семья»
Подготовила Воспитатель 1 категории
Овсянникова Л. М
р.п. Дрожжино 2024г
Актуальность.
Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития необходимо их взаимодействие.
Как показывает практика, и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе. В свою очередь педагоги недооценивают роль семьи и не стремятся объединить с родителями усилия для развития и воспитания детей, поэтому не налаживают надлежащим образом обратную связь, не используют в полной мере влияние семьи на воспитание и развитие ребенка.
В системе дошкольного образования семейное воспитание является его началом, стержнем и венцом. Знания, и умения, заложенные домашним воспитанием, являются первыми ступеньками к вершинам высокого уровня культуры детей. И здесь важная роль отводится дошкольному учреждению, требуется поиск новых взаимоотношений семьи и ДОУ, а именно – сотрудничества, взаимодействия, доверительности. Кроме этого, именно в дошкольном возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей и педагогом, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи. Так как воспитание, развитие и здоровье ребенка напрямую зависит от того, в каких условиях он живет, растёт, развивается, какие люди его окружают и как организован процесс его воспитания.
К сожалению, в настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание. Психологи и педагоги обращают внимание на ухудшение состояния здоровья детей, увеличение социально незащищенных семей, социально-психологическую тревожность и усталость от испытываемых взрослыми проблем (в том числе в связи с происходящей стратификацией общества), одиночество (особенно в неполных семьях) и недостаток взаимопонимания, перераспределение материально-экономических функций внутри семьи (когда источником финансирования членов семьи становится жена/мать), трудности строительства семейной жизни на фоне кризисов. Были выделены и глобальные проблемы: экологические; психические; локальные и региональные войны; эпидемии, наркомания, алкоголизм; научно-технический прогресс, ведущий к быстрому устареванию знаний и др.
Этот процесс могут и должны остановить дошкольные педагоги-люди, которые тесно общаются с детьми и их родителями.
В связи с этим, вопрос поиска и осуществления нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из актуальных.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.
Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.
Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
- Учить детей составлять рассказ о своей семье.
- Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
- Дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”.
- Дать понятие о русских семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей.
- Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.
- Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
- Укреплять детско–родительские отношения
Этапы реализации проекта
1 этап – организационно - диагностический (сентябрь).
2 этап - формирующий (октябрь - апрель)
3 этап- обобщающий (май)
Результат
- Организованы выставки творческих работ детей и семейной гостиной в группе детского сада.
- Повысилось качество образовательного процесса, процесс обучения стал более увлекательным, эмоционально-насыщенным.
- Создана методическая копилка по данной проблеме.
- Повысился уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей.
- Возросла уверенность родителей в их педагогических возможностях.
- Дети расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, родословной.
- Работа способствовала также воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям.
- Дети стали более дружными и получили навыки бесконфликтного общения.
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ
Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности духовно – нравственного воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания основ нравственности потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса. Духовно – нравственное воспитание детей является одной из важных задач образовательного учреждения. В «Концепции модернизации российского образования» сформулированы важнейшие цели воспитания: «Формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации и активной адаптации в жизни». Большое значение для решения этих задач имеет семья, именно семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта. В статье 18 Закона РФ "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте". Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания духовно – нравственных качеств ребенка. В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентации духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный период в жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Анализируя работы современных исследователей (Л.В. Кокуевой, Т.Н. Антоновой, Т.Т. Зубовой, Е.П. Арнаутовой и др.), можно говорить о том, что формирование основ патриотизма охватывает более широкий круг задач: - формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу), родной природе, культурному наследию своего народа; - воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям и окружающим людям; - воспитание уважительного отношения к людям, родной земле, символике, традициям и обычаям. Все эти задачи важны и актуальны, однако приоритетной для формирования основ патриотизма, на наш взгляд, является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. Поэтому задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом. Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: - корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны; - семья – ячейка общества, хранительница национальных ценностей. Это способствует формированию основ патриотизма уже в дошкольном возрасте, ребенком познаются поведенческие модели, происходит осознание целей жизни и закладывается основа успешности цели воспитания – развитие ребенка как личности, в которой концентрируются идеалы народа и государства. Семейные ценности - это принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Некоторые ценности, такие как доброта, вежливость и честность широко признаются как наиболее важные, в то время как другие, такие как пунктуальность и постоянство, менее важны для некоторых людей. Каждый человек придерживается своей личной шкалы ценностей, характерной только для него. К сожалению, результаты диагностики показывают, что у детей отсутствуют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи». Наблюдаются неточные знания истории своего рода и семьи. В семьях не сформированы представления о положительных и отрицательных поступках, как одних из ценностей семьи, так как есть семьи, членов которых ничто не радует в поведении ребенка, между родителями нет согласованности – одни и те же поступки вызывают свои, не совпадающие по значению, реакции. Родители не всегда выслушивают мнение детей, отсутствует доверие и уважение между членами семьи. Недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. У дошкольников в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта «Семья» была обусловлена выше перечисленными факторами. Проблема исследования определяется противоречием между необходимостью приобщения детей к семейным традициям и обычаям, повышению интереса к ценностям семьи и отсутствием в ДОУ педагогических условий, способствующих духовно – нравственному воспитанию в полной мере.
ЗАДАЧИ
- Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.
- Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей. Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
- Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
- Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
- Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится. Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
1 этап – организационно - диагностический (сентябрь).
Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.
2 этап - формирующий (октябрь - апрель)
Цель: Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.
3 этап- обобщающий (май)
Цель: Анкетирование родителей и диагностика уровня форсированности сопричастности детей к семейным традициям и ценностям семьи. Анализ и подведение итогов работы.
Перспективный план долгосрочного группового проекта «Семья» в средней группе.
Октябрь
Моя семья.
Беседа на тему: « Что такое семья», «Мои близкие».
Чтение сказок
«Кукушка», «Гуси-лебеди» « Красная Шапочка», «Крошечка – Хаврошечка», «Гуси-лебеди».
Пальчиковая игра: «Моя семья»
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дочки - матери», «Встречаем гостей» Серия бесед по картинкам « Какая у меня семья».
Рассматривание картин: Т. Сорокина «Семья»
Драматизация сказки: «Репка»
Оформление альбома: «Дружная семья»
Практическое задание: придумать и нарисовать герб семьи.
Консультация: «Главные условия воспитания детей в семье»
Папка-передвижка:«Как создать семейный герб»
Ноябрь
Члены моей семьи.
Беседа на тему: «Выходной день в нашей семье», «Самые дорогие люди».
Обсуждение ситуаций: «У меня большая семья», «Мой детский альбом», «На кого я похож?».
Чтение произведений: Я.Акима «Моя родня». В.Драгунского «Моя сестра Ксения».
Дидактическая игра:«Родство»
Игровая ситуация: «Мои братья и сёстры», «Каким я был, каким я стану», «Мы - разные».
Ручной труд: «Открытка для мамы на день матери».
Папка-передвижка: «История возникновения праздника «День матери»
Декабрь
Ты и твое имя
Беседа на тему: «Что означает твоё имя?», « Откуда произошла моя фамилия?», «Моя родословная».
Творческая речевая деятельность:
Интервью у родителей – «Расскажи, почему меня так назвали?»
Просмотр мультипликационного фильма: «Морозко», «Двенадцать месяцев»
.Дидактические игры: «Моя семья. Составь цепочку», «Кто сегодня именинник?», «Придумай фамилию»
Графическое упражнение: «Напечатай по образцу свою фамилию и имя»
Участие родителей в улучшении предметно-развивающей среды
Папка-передвижка:«Основные заповеди «здоровой семьи»
Январь
Дом в котором мы живем.
Беседа: « Папа в доме и дом исправен», « Как я помогаю дома».
Строительная игра: «Мебель для дома»
Сюжетно- ролевые игры: «Наш дом», «Строители», «Новоселье», «Ремонт в квартире».
Игра- драматизация: «Три поросёнка».
Творческая речевая деятельность: «Мой день дома»
Заучивание пословиц о родном ломе: «Дом без хозяина- сиротинка».
Рассматривание иллюстраций: «Семья дома»
Обсуждение ситуаций: «Моя комната», «Мой игровой уголок», «Чтобы в доме стало веселей».
Пальчиковая игра: «Строим дом.»
Выставка рисунков:«Дом в котором я живу.»
Консультация :«Права и обязанности в семье.»
Февраль
Мой папа.
Беседа: « Где служил мой папа», « Папа гордость моя»
Рассматривание иллюстраций, репродукций, альбомов с военной тематикой
Чтение художественной литературы: Т. Бокова « Папа», Т. Шорыгина «Дедушка»,; стихи к празднику .
Ручной труд: «Поздравительная открытка для папы»
Сюжетно-ролевые игры: «Моряки».
Рассматривание дома с папой армейского фотоальбома
Рассказ :«Где служил мой папа.»
Фотогазета :»Наши папы – бравые солдаты.»
Консультация:«Растим мужчину»
Март
Моя мама
Беседа на тему:
«Моя мама лучше всех»
Просмотр мультфильма:
«Мама для мамонтёнка»
Чтение стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине», « Вот какая мама»
Настольный театр:
«Волк и семеро козлят»
Сюжетно-ролевые игры: «Дочки – матери»
Праздничная программа, посвящённая мамам ко дню 8 марта
Папка-передвижка:«Когда родительская любовь
заходит слишком далеко»
Апрель
Профессии моих родителей.
Беседа на тему:
«Мои родители – строители, врачи, учителя, и т.д.»
Чтение произведений
С.Баруздина «Мамина работа», В Маяковский «Кем быть?», Д. Родари « Чем пахнут ремёсла»
Сюжетно-ролевые игры: «Водители», «Поликлиника»
Дидактические игры «Что лишнее?», «Кому, что нужно?»
Встреча с близкими людьми :Рассказ родителей о своей работе.
Благоустройство участка детского сада.
Папка-передвижка:«Как мы помогаем родным.»
Май
Семейные традиции и обычаи
Беседа на тему: «Как вы понимаете слово « традиции», «Мир семейных увлечений», «Как я помогал папе, бабушке, дедушке».
Рассматривание репродукци : З. Серебряковой « За завтраком»
Сюжетно- ролевая игра: « Встречаем гостей.»
Конкурс семейных газет : «Традиции моей семьи.»
Папка-передвижка: «Семья традициями крепка.»»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Долгосрочный проект в средней группе « Как жили люди на Руси »
В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова « безнравственность », « бездуховность », мы, воспитатели задумываемся о том, какими вырастут наши дети. С ра...
Паспорт проекта: дети средней группы. Тема проекта: «Семья в книге – книга в семье»
Паспорт проекта: дети средней группы....
Долгосрочный, познавательно – исследовательский проект в средней группе. Тема: «Витаминки на грядке»
Актуальность проекта.В настоящее время уровень знаний о природе у многих детей очень поверхностный, отношение к её объектам бессистемны, что мешает познавать окружающий мир, дети не умеют видеть ...
Долгосрочный проект в средней группе: «Маленькая страна под названием- СЕМЬЯ»
Задачи проекта: Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи....
Экологический долгосрочный проект в средней группе на тему: «Что мы знаем о древесной коре».
В наше время часто можно наблюдать небрежное, порой жестокое отношение детей к природе, в частности, к деревьям. Деревья окружают нас везде, но дети, как правило, почти не обращают на н...
Долгосрочный проект в средней группе комбинированной направленности по теме: "Счастливы вместе"
Долгосрочный проект в средней группе комбинированной направленности по теме: "Счастливы вместе"...
Долгосрочный проект в средней группе по теме: «Времена года»
Долгосрочный проект...