Взаимодействие семьи и ДОУ как основа успешной социализации ребенка.
статья
Предварительный просмотр:
Взаимодействие семьи и ДОУ как основа успешной социализации ребенка.
В настоящее время в российском обществе отмечается повышенное внимание к семье. В различных контекстах звучит, что семья должна, наконец, стать ценностью номер один. А так как условия успешной социализации личности кроются в детском возрасте, то особую актуальность приобретают тесное сотрудничество семьи и детского сада.
В детском возрасте огромное влияние на ребенка оказывает
– семья (родители или лица, их заменяющие)
– детский сад (в первую очередь воспитатели);
– общество (сверстники, друзья).
По своей роли эти люди различаются в зависимости от того, насколько они значимы для ребенка и как выстраивается взаимодействие с ними.
Естественно приоритет в воспитании ребенка отдан семье. Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют это. Причины разные: одни – не хотят воспитывать ребенка; другие – не умеют этого делать; третьи – не понимают, зачем им это нужно. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. Как нелегко порой объяснить им, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как изменить такое положение?
Необходимо превратить интерес детского сада к образовательно-воспитательному процессу в интерес семейный, сплотить не только детскую группу, но и сделать их родителей своими союзниками. Ведь именно от совместной работы, единства мнений по основным вопросам воспитания детей зависит, каким вырастет ребенок.
Сейчас возрастает роль образования и меняется отношение к детским садам. Чтобы эффективно выполнять педагогическую функцию, дошкольное учреждение должно пересматривать содержание и качество образовательной работы с детьми, искать пути более сильного влияния на каждого ребенка. Для этого необходимо искать в лице семьи союзника в воспитании ребенка и создавать единое пространство для его развития.
Чтобы положительно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и каждого её члена.
Педагогу необходимо использовать следующие принципы организации работы с семьей:
открытость детского сада для семьи (каждому родителю предоставляется возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребёнок);
сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
отсутствие формализма в организации работы с семьёй;
Доверие родителей к педагогу базируется на уважении к его опыту, знаниям, компетентности в вопросах воспитания и, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств. Родители станут взаимодействовать с педагогом, когда будут уверены в хорошем отношении к своему ребенку.
В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического взаимодействия с родителями.
Наглядная пропаганда - дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме : это консультации , фото и видео работы с детьми . Привлечение родителей к подготовке праздничных мероприятий - разучивание стихов, работа над ролью, пошив праздничных костюмов; изготовлении сюрпризов и подарков. Спортивные праздники также помогают сплотить родителей и детей между собой. Совместное участие в акциях. Так же чат позволяет общаться и по конкретным вопросам, касающимся организации и воспитания, участия в конкурсах и информирования родителей по разным педагогическим вопросам, а также помогает сплочению и неформальному общению родителей. Без родительского участия процесс воспитания не возможен, или, по крайней мере, не полноценен. Опыт работы показывает, что в результате использования современных форм взаимодействия, позиция родителей становится более гибкой. Теперь родители — активные участники в жизни своего ребёнка. Такая трансформация говорит об эффективности использования современных форм в работе с семьями.
Таким образом, вовлекая родителей в жизнь детского сада, активизируя их, располагая к сотрудничеству, удается наладить эффективную работу, решая запланированные образовательные задачи. Это подтверждают результаты ежегодно проводимого мониторинга, в ходе которого отслеживаются, в частности, уровень включения родителей в деятельность ДОО, уровень работы воспитателей с родителями воспитанников, методическое обеспечение работы с родителями, информированность родителей о жизни ребенка в условиях ДОО.
Список литературы :
Акентьева Т. «Качественное время семьи». — Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал № 6 –М., 2012
Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. Волгоград: ИТД «Корифей»,2008
Свирсая Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: методическое пособие для работников ДОУ. Линка- Пресс, 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/31/picture-558236-1643603571.jpg)
Мастер-класс для педагогов «Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка в условиях реализации ФГОС ДО»
На современном этапе необходим активный курс на создание единого пространства развития ребенка как в детском саду, так и в семье. Важным условием преемственности детского сада и семьи является установ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/13/picture-905139-1557748122.png)
«Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка в условиях реализации ФГОС ДО»консультация для педагогов
По мнению многих ученых первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закл...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/23/picture-323355-1532331862.jpg)
Опыт работы «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА – ДОШКОЛЬНИКА»
Успешное взаимодействие родителей и педагогов - залог успешной социлизации детей дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/24/picture-1130278-1606248522.jpg)
Статья на тему: "Взаимодействие семьи и ДОУ как основа успешной социализации личности ребенка-дошкольника".
Социализация личности ребенка-дошкольника на основе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учрежденияС самого рождения человека окружают люди. Это мама, папа, бабушки, дедушки, сестры, вр...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/19/picture-1347721-1632031388.jpg)
Конструктивное взаимодействие детского сада и семьи как условие целостного развития личности и успешной социализации ребенка
В презентации представлены выдержки из нормативных документов по вопросу взаимодействия дошкольной организации и семьи. Приложены анкета-опросник для педагогов, рекомендации по проведению родительског...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/02/picture-941664-1635842719.jpg)
Взаимодействие с семьями воспитанников как залог успешной социализации ребенка
Взаимодействие с семьями воспитанников как залог успешной социализации ребенка...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/11/picture-1102801-1554961331.jpg)
Концептуальное изложение исследования «Применение инновационной технологии формирования финансовой грамотности в образовательном процессе дошкольной организации, как основы успешной социализации ребенка в обществе»
Одной из важнейших задач ФГОС ДО на современном этапе становится формирование социально подготовленной личности, где подразумевается в дальнейшем умение принимать решения в финансовой сфере, обе...