Взаимодействие семьи и ДОУ как основа успешной социализации ребенка.
статья

Лукашова Наталья Владимировна

 материал для выступления на  семинаре-практикуме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lukashova_n.v.docx17.36 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие семьи и ДОУ как основа успешной социализации ребенка.

В настоящее время в российском обществе отмечается повышенное внимание к семье.  В различных контекстах звучит, что семья должна, наконец, стать  ценностью номер один.   А так как условия  успешной социализации личности кроются в детском возрасте, то  особую актуальность приобретают тесное сотрудничество семьи и детского сада.

В детском возрасте огромное влияние на ребенка оказывает

 – семья (родители или лица, их заменяющие)

 – детский сад (в первую очередь воспитатели);

 – общество (сверстники, друзья).

По своей роли эти люди  различаются в зависимости от того, насколько они значимы для ребенка и как выстраивается взаимодействие с ними.

Естественно приоритет в воспитании ребенка отдан семье. Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют это.  Причины разные: одни – не хотят воспитывать ребенка; другие – не умеют этого делать; третьи – не понимают, зачем им это нужно. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. Как нелегко порой объяснить им, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как изменить такое положение?

Необходимо превратить интерес детского сада к образовательно-воспитательному процессу в интерес семейный, сплотить не только детскую группу, но и сделать их родителей своими союзниками.  Ведь именно от совместной работы, единства мнений по основным вопросам воспитания детей зависит, каким вырастет ребенок.

Сейчас возрастает  роль  образования и  меняется  отношение к детским садам. Чтобы эффективно выполнять педагогическую функцию, дошкольное учреждение должно пересматривать содержание и качество образовательной работы с детьми, искать пути более сильного влияния на каждого ребенка. Для этого необходимо искать в лице семьи союзника в воспитании ребенка и создавать единое пространство для его развития.

Чтобы положительно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и каждого её члена.

Педагогу необходимо использовать следующие принципы организации работы с семьей:

открытость детского сада для семьи (каждому родителю предоставляется возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребёнок);

сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

отсутствие формализма в организации работы с семьёй;

Доверие родителей к педагогу базируется на уважении к его опыту, знаниям, компетентности в вопросах воспитания и, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств. Родители станут взаимодействовать с педагогом, когда будут уверены в хорошем отношении к своему ребенку.

В настоящее время  используются всевозможные методы и формы педагогического взаимодействия с родителями.

Наглядная пропаганда - дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме : это консультации , фото и видео работы с детьми . Привлечение родителей к подготовке праздничных мероприятий -  разучивание стихов, работа над ролью, пошив праздничных костюмов; изготовлении сюрпризов и подарков. Спортивные праздники также помогают сплотить родителей и детей между собой. Совместное участие в акциях. Так же чат позволяет общаться и по конкретным вопросам, касающимся организации и воспитания, участия в конкурсах и информирования родителей по разным педагогическим вопросам, а также помогает сплочению и неформальному общению родителей. Без родительского участия процесс воспитания не возможен, или, по крайней мере, не полноценен. Опыт работы показывает, что в результате использования современных форм взаимодействия, позиция родителей становится более гибкой. Теперь родители — активные участники в жизни своего ребёнка. Такая трансформация говорит об эффективности использования современных форм в работе с семьями.

Таким образом, вовлекая родителей в жизнь детского сада, активизируя их, располагая к сотрудничеству, удается наладить эффективную работу, решая запланированные образовательные задачи. Это подтверждают результаты ежегодно проводимого мониторинга, в ходе которого отслеживаются, в частности, уровень включения родителей в деятельность ДОО, уровень работы воспитателей с родителями воспитанников, методическое обеспечение работы с родителями, информированность родителей о жизни ребенка в условиях ДОО.

Список литературы :

 Акентьева Т. «Качественное время семьи». — Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал № 6 –М., 2012

Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. Волгоград: ИТД «Корифей»,2008

Свирсая Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: методическое пособие для работников ДОУ. Линка- Пресс, 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка в условиях реализации ФГОС ДО»

На современном этапе необходим активный курс на создание единого пространства развития ребенка как в детском саду, так и в семье. Важным условием преемственности детского сада и семьи является установ...

«Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие успешной социализации ребенка в условиях реализации ФГОС ДО»консультация для педагогов

По мнению многих ученых первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закл...

Опыт работы «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА – ДОШКОЛЬНИКА»

Успешное взаимодействие родителей и педагогов - залог  успешной социлизации детей дошкольников....

Статья на тему: "Взаимодействие семьи и ДОУ как основа успешной социализации личности ребенка-дошкольника".

Социализация личности ребенка-дошкольника на основе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учрежденияС самого рождения человека окружают люди. Это мама, папа, бабушки, дедушки, сестры, вр...

Конструктивное взаимодействие детского сада и семьи как условие целостного развития личности и успешной социализации ребенка

В презентации представлены выдержки из нормативных документов по вопросу взаимодействия дошкольной организации и семьи. Приложены анкета-опросник для педагогов, рекомендации по проведению родительског...

Взаимодействие с семьями воспитанников как залог успешной социализации ребенка

Взаимодействие с семьями воспитанников как залог успешной социализации ребенка...

Концептуальное изложение исследования «Применение инновационной технологии формирования финансовой грамотности в образовательном процессе дошкольной организации, как основы успешной социализации ребенка в обществе»

Одной из важнейших задач ФГОС ДО  на современном этапе становится формирование социально подготовленной личности, где подразумевается в дальнейшем умение принимать решения в финансовой сфере, обе...