Опыт работы «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА – ДОШКОЛЬНИКА»
статья (младшая группа) на тему

Беленькая Марина Валентиновна

Успешное взаимодействие родителей и педагогов - залог  успешной социлизации детей дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение “Гимназия № 1516»

Дошкольное отделение

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА – ДОШКОЛЬНИКА»

(Опыт работы с родителями)

Подготовила воспитатель    

младшей группы № 1

   Беленькая М.В

Москва

2016-2017  учебный год

   Учитывая перемены, происходящие в современном обществе, семейные ценности приобретают особое значение. Семья – это основной социальный институт воспитания. Семья сегодня переживает большие экономические и духовные трудности: отчуждение между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной национальной проблемой. Для выяснения особенностей социального развития дошкольников, мы использовали беседу, в ходе которой следовало установить отношение родителей к реализации задач по социализации ребенка дошкольного возраста. В ходе беседы выяснилось: 98% родителей считают, что уважительное отношение к взрослым должно формироваться в семье. По другим же вопросам социального развития, ответственность должен нести детский сад:

— воспитывать умение общаться с взрослыми вне семьи — 83%;

— закладывать основы доброжелательного отношения к сверстникам – 92%;

— вырабатывать навыки общения с равным партнером – 87%;

— формировать моральные устои и основы гражданственности – 65% и 97%.

Поэтому и родителям, и педагогам, следует строить свои отношения на основе успешного взаимодействия.

   Осуществить это на практике нам помогла работа в системе «СемьЯ»: я + мама + папа + 2 бабушки + 2 дедушки, которая велась на протяжении всего учебного года. За этот период был собран  материал по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста, целью, которой является сохранение и укрепление внутрисемейных связей, обеспечение успешной и полноценной социализации детей в процессе их активного сотрудничества с педагогами группы, родителями и ближайшими родственниками. Дома дети расспрашивают домочадцев об интересных деталях своей семейной истории, после чего в детском саду – рисовали портреты своих родственников, дома, в которых они родились или жили, любимые игрушки, животные, растения и т.п. По результатам этих занятий в детском саду мы проводили семейные праздники, организовали выставку семейных историй.

Педагоги нашей группы практиковали проведение родительских собраний, используя нетрадиционные формы:

 «Педагогическая лаборатория» — проводилась в начале или в конце года, где обсуждалось участие родителей в различных мероприятиях.

«Семинар – практикум» — на собрании выступали не только воспитатели, но и родители, специалисты детского сада. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга.

 «Душевный разговор» — собрание, рассчитанное не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и другие), иногда проводится анкетирование по теме, в конце собрания родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят.

 «Мастер – класс» — родители демонстрировали свои достижения в области воспитания детей. Предварительно воспитатель давал тему нескольким родителям и поручал каждому провести маленький урок, на котором они объясняли всем собравшимся родителям, как научить ребенка выполнять различные задания.

    Одной из эффективных форм взаимодействия детского сада и семьи явилась организация семейной гостиной в группе, для которой разработана  специальная программа «Солнышко ». Основой ее является предоставление возможности родителям провести время со своими детьми, тем самым находясь на территории их интересов. Ведь каждый ребенок для родителя – это солнышко, которое греет и нуждается в бережном обращении. Целью программы являлось повышение уровня коммуникативных компетенций родителей, развития отношений с детьми. Она включала 8 занятий: 4 занятия только с родителями, 4 занятия совместных – родители и дети. В название каждого занятия заложена народная мудрость, пословица или поговорка: «При солнышке тепло, при матери добро!», «Сядем рядком, поговорим ладком», «В умной беседе ума набраться, в глупой – свой потерять», «Материнский гнев, что весенний снег: и много выпадает, да скоро растает», «Кошке игрушки, а мышки слезки», «Не нужен клад, коли в семье лад», «Изба детьми весела», «Вся семья вместе и душа на месте». Ведь недаром великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: «Это первые и блестящие попытки русской педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». В занятия  были включены игры на снятие психоэмоционального напряжения, что позволяло объединить группу детей и родителей, настроить на доверительное общение; игры, на создание ситуации взаимодействия и сотрудничества; игры на восстановление душевного спокойствия, способности к самовыражению, позитивного настроя на происходящее, совместная продуктивная деятельность. На вводном и итоговом занятии проводился мониторинг детско-родительских отношений. Кроме того, занятия с родителями включали теоретические основы психолого — педагогических знаний для повышения коммуникативной компетентности родителей.

   Семья сильна прежде всего своими эмоциональными отношениями, которые наиболее доступны для маленького ребенка. На занятиях дети в общении со своими родителями учатся делить горе и радость, сострадать, ощущать единство с родными людьми, приобретают уверенность в себе, своих возможностях. А родители, в свою очередь, учатся понимать внутренний мир своего ребенка, принимать его таким, какой он есть, предотвращать конфликтные ситуации.

   Опыт показывает, что применение таких разнообразных методов психолого-педагогического взаимодействия с семьями дошкольников являются не только перспективными, но и позволяют сблизить педагогов, детей и родителей, создать их дружеское сообщество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный опыт работы по теме "Взаимодействие детского сада и семьи в процессе социализации ребенка"

Главная роль в обеспечении благоприятной социализации ребенка отводится социально-педагогической деятельности ДОУ. Возникает потребность рассматривать процесс социального воспитания дошкольников в дош...

Взаимодействие детского сада и семьи в этнокультурном развитии ребенка-дошкольника

Сегодня воспитание детей на основе лучших народных традиций и народного художественного творчества рассматривается как фактор сохранения культурной самобытности, этнической ментальности, национальных ...

опыт работы «Использование ИКТ во взаимодействии детского сада и семьи в интересах развития ребенка».

Информационно-коммуникационные технологии в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания.Все мы знаем, что компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет, оказывая как п...

Семинар - практикум «Опыт эффективного взаимодействия детского сада и семьи». Мастер - класс «Коллективная работа в технике Коллаж.»

Цель – передача педагогам личного профессионального опыта, уникальных авторских разработок в сфере творческой и педагогической деятельности.Задачи:- создание условий для профессионального ...

Опыт работы "Взаимодействие детского сада и семьи"

Опыт работы "Взаимодействие детского сада и семьи"...

Консультация на тему: «Партнёрство детского сада и семьи – залог успешной социализации ребёнка»

Консультация: «Партнёрство детского сада и семьи – залог успешной социализации ребёнка» Цель: Обучить педагогов методам и технологиям успешной социализации детей, и приёма...

Тема практики: "Партнёрство детского сада и семьи - залог успешной социализации ребёнка"

Воспитание и развитие ребёнка, невозможны, без участия родителей, они стали помощниками воспитателя. Творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что не...