Выступление на педагогическом совете : " Роль куклы в работе с детьми ОВЗ.Приобщение дошкольников к русской культуре, через народные праздники с использованием кукол закруток ( народная игрушка) и платковых кукол."
материал (подготовительная группа)

Бобина Татьяна Васильевна

Выступление на педагогическом совете

" Роль куклы в работе с детьми ОВЗ.

Приобщение дошкольников к русской культуре , через народные праздники с использованием кукол закруток

( народная игрушка) и платковых кукол."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление на пед. совете22.37 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление

«Роль куклы в работе с детьми ОВЗ. Приобщение дошкольников к русской культуре, через народные праздники с использованием кукол закруток (народная игрушка) и платковых кукол»

«Кто в кукол не играл – тот счастья не видал!»

«У кукол душа людей !»

«У кукол все как у людей!»

Перемена в нашей повседневной жизни привели к тому, что стали забываться русские народные обычаи, дети все меньше сталкиваются с русским народным творчеством - фольклором, не знают традиций своего народа. А ведь только через устное народное творчество ребенок приобщается к культуре своего народа, получая о ней первые представления.

Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запас педагогической мысли и нравственности, здоровья, но и потому, что это наши истоки. И наша задача сегодня:

-помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память;

-уважительно относиться к своим древним корням;

-систематично и целенаправленно приобщать детей к истокам народной культуры.

Народные обрядовые праздники, связанные с играми и куклами, почти исчезли сегодня из детства. И нам педагогам следует заполнить эти пробелы.

В нашем детском саду организован кружок «Народная кукла-закрутка» .

Для изготовления кукол к народным праздникам нами был использован календарь «Народной куклы-закрутки».

В России тьма традиций разных,

Но о такой не грех узнать:

Чтоб каждый месяц, каждый праздник

С особой куклою встречать.

Родина куклы – Валдай, откуда и пошли Валдайские колокольчики. Колокольчик – древний музыкальный инструмент, его волшебный звон оберегал людей не только от бед, но и сообщал радостную весть. Эту куклу мы используем при проведении народных праздников и сказок. Поддерживает хорошее настроение своим перезвоном. Эта кукла стала помощницей в работе с детьми ОВЗ.

И мы вам предлагаем сделать одну из кукол к предстоящему празднику «Масленица»

Работа кружка отразилась и в повседневной жизни. Работая с детьми в группе, я увидела, как дети трепетно относятся к созданной кукле, делятся своими секретами с ней, знакомят родителей со своей новой игрушкой. Вызванный интерес у родителей к кукле-закрутке отразился в мастер-классе с ними.

Куклы закрутки настолько нас увлекли, что мы создали платковые куклы.

Как же мы работаем с платковыми куклами? У платковых кукол, вместо рук работают руки кукловода на специальных резинках, пришитых к платью кукол. Основа платья куклы – треугольник или квадрат из ткани или готовый взрослый платок. Голова крепится к платью в районе шеи и вешается на пришитых веревочках на шею кукловода. Такие куклы могут исполнять сложные действия и движения не доступные другим куклам.

Платковая кукла – это отличный помощник. Не только на детских праздниках, но и в повседневной, познавательной сфере дошкольников, особенно с детьми ОВЗ .Эти куклы помогают развивать творческое мышление, воображение, кругозор. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения, дает выход своим потаенным эмоциям, так как роль куклы заключается в диалоге, в котором происходит «замена» реального контакта с человеком - через образ куклы.

Кукла в руках ребенка - ширма, за которую он может спрятаться, отделиться от самого себя и раскрыться, что свойственно детям с ОВЗ. При помощи кукол все дети преодолевают страхи, повышают самооценку, помогают улучшить настроение, дети ОВЗ раскрывают в игре с куклой свои скрытые потенциалы. Используя этот образ, дети проявляют свою фантазию, и старые сказки переделывают на новый лад.

Одним из самых ярких результатов нашей работы являются народные праздники и развлечения .

Нами был разработан перспективный план на год «Приобщение детей к русским народным традициям через народные праздники и развлечения», соответствующие народному месяцеслову.

В соответствии с этим планом проводятся наши народные праздники, где Платковые куклы являются главными персонажами.

А сейчас мы хотим попросить вас примерить наши куклы и попробовать себя в новом образе.

Сказка «Колобок» на новый лад.

ВОЗВРАЩЕНИЕ КОЛОБКА.

(сказка "КОЛОБОК" на новый лад)

Хотите сказочку? Будет сказочка занимательна. Слушайте её внимательно. Расскажу вам сказку новенькую, из диковинок диковинку! Слушайте ребятки сказку по порядку, слушайте не перебивайте. Что увидите, запоминайте.

Мы сейчас историю знакомую расскажем, только вам её по- своему покажем.

ВЕД: И так! Жили - были ДЕД (выход под музыку) и БАБА (выход под музыку).

Очень они печалились, что колобок от них укатился.

ДЕД: Ну, вот не успел я попробовать Колобка, он взял и убежал от меня.

БАБА: Ой, беда-беда! Он ещё такой маленький его любой может обидеть.

ДЕД: И то верно. Лес большой , зверей много его любой может съесть.

Б. Ой, беда-беда!

Д. Беда- не беда , вот что бабка, пойдём колобка искать.

Б. Пойдём дед ! Поможем, выручим, спасём.

(под звуки музыки уходят)

ВЕД: А в это время появилась лиса. Она подумала, раз Колобок

от неё убежал, значит, он домой вернётся вот тут -то она его и подкараулит.

(Выход лисы под музыку.)

Лиса: Здравствуйте ребята! Вы Колобка не видели? (НЕТ) Где же он? Мы с ним бегали, играли, он спеть хотел , а я так хотела его ПОКУШАТЬ ОЙ ПОСЛУШАТЬ. А он спрятался .Не вижу где он. Пойду деда с бабой искать, они тоже его ищут.

Убегает под музыку.

ВЕД. Убежала лиса , а тут Колобок на полянке появился.(муз.)

Колобок: Здравствуйте ребята! Вы меня узнали. Я из леса прикатился, хорошая прогулка получилась, только почему то все хотели меня съесть. А вы не знаете почему?

Дети: Ты по амбару метён, по сусекам скребён, на сметане мешён, в жаркой печке печён, на окошке стужён.

Колобок: Вот- вот оставили меня на окошке, а мне скучно вот я и решил прогуляться. А где же бабушка и дедушка.

Дети: Тебя ищут.

Колобок: Спасибо, побегу им навстречу.

Уходит под музыку.

Вед: И пошёл колобок их искать , а на встречу ему Заяц.

Заяц:( откровенно удивляясь)? Колобок, ты опять здесь, тебя лиса не съела?

Колобок: Видишь я цел!

Заяц: Хорошо , что ты убежал.

Колобок: Конечно хорошо, могла бы съесть.

Заяц: Я тебя съем!

Колобок:Ну и заяц, а я х-о-т-е-л т-е-б-е .......

Заяц: Что с-п-е-ть?

Колобок: Нет, хотел научить тебя на ложках играть, да не на простых, а на ряженных!

Заяц: Давай!

Игра, на ложках.

Заяц: Ну и что дальше?

Вед: А дальше мышка прибежала , хвостиком махнула , яичко упало и разбилось......

Заяц: К-а-к-о-е????

Колобок: Золотое!!! (убегает)

Ведущая – и укатился колобок от зайца.

Заяц: О! совсем колобок меня запутал! Это же из другой сказки!

Ну, вот , опять убежал! А ложки свои оставил! Куда их теперь девать? Пойду зайчат научу на них играть! (Уходит под муз)

Ведущая: Беги, заяц, беги!!!

Убежал заяц, только пятки сверкали. А тут волк-волчище, серый дружище.

Волк: Ха-ха-ха. Где, все? Слышал здесь шум, гам, Колобоооооок! ты где, ко-ло-бок!!!

Колобок выглядывает

Волк: Колобок, как ты думаешь , что мы сейчас будем делать?

Колобок: Не знаю.

Волк: Сейчас я обедать буду , а ты....

Колобок: А я тебе песенку спою или сказку расскажу.

Волк: Не-не-не, я твою песенку наизусть знаю, а сказками сыт не будешь.

Колобок: Может, тогда поиграем? У меня тут и подружки есть, они со всеми играть любят!

Волк: Ну, ладно . зови своих подружек!

Ведущая: Ну, что и зрители присоединяйтесь, волку помогайте.

Игра «Кричалки, шумелки»

Волк: Так, наигрались, что и есть тебя не хочется!

Ведущая: Ну, вот и волк ушел. А тут медведюшка-батюшка

идёт в перевалочку.

Медведь: Кто тут так шумел? А это ты Колобок?

А я тебя ищу.

Колобок: Опять съесть хочешь?

Медведь: Неееее .У меня дело к тебе. Мои медвежата, мечтают научиться играть на колокольчиках. Нет, ли у тебя подружек, кто помог бы их научить.

Ведущая: Ну, что подружки выходите, колобку помогите.

Игра с куколками-колокольчиками

Вед: Ну , что Мишенька , тебе понравилось?

Миша: Да, пойду, своих медвежат порадую ! (уходит под муз)

Вед: А Колобок задумался,

Колобок: да……. Ото всех ушел, а бабу с дедом не нашел!

Ведущая: А Лиса тут как тут . (Выход Лисы под музыку) Увидела Колобка и давай в гости звать.

Лиса: ( радостно) Идём Колобок, ко мне в гости.

Колобок: Н-е-т! П-о-м-о-г-и-т-е!!! 3 раза

После 3 раза ( помогите) появляется Дед. Лиса увидев Деда прячется.

Дед: Колобок ты чего кричишь?

Колобок: Дедуля, наконец-то я тебя нашёл.

Дед: Ну, нашёл . Чего кричать - то?

Колобок: За мной Лиса гонится.

Дед: Бабка, иди сюда!!!!

Бабка: Чего ты Колобок ото всех убегал?!

Колобок: Так я думал, что меня все съесть хотели!

Бабка: Глупый, ты Колобок, ведь сейчас масленичная неделя, все блины пекут, в гости ходят, и друг друга угощают.

Ведущая: Вот и Лиса блинов напекла, всем угощения хватит! А блины-то ,где?

Появляется Б-Я

Б-Я: Опять без меня собрались и блинчиков захотели, не видать вам их пока меня не развеселите.

(Выполняем задание Б-Я)

Раздаем блины по музыку «Ой, блины, блиночки мои»

Вед: Вот и ладно, всё хорошо закончилось. Вот и сказочке конец. Сколько знали- столько и сказали. Долго все в Добре поживали и друг друга уважали.

В заключении хочется отметить, что в результате работы по данной теме:

-дети знают, любят и умеют играть в народные игры;

-используют в активной речи русский фольклор, народные песни, танцы;

-родители стали активнее принимать участие в проведение народных праздниках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приобщение дошкольников к русской культуре через знакомство с русскими народными музыкальными инструментами"

Многие озвученные игрушки появились еще в далеком прошлом. Наиболее древние игрушки относятся к I-II векам. В древнерусских городах при раскопках найдено немало глиняных свистулек, погремушек и трещот...

приобщение дошкольников к русской культуре через знакомство с народной игрушкой

В статье собран материал о разнообразии народной игрушки, историей возникновения и видах народной тряпичной куклы....

Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства.

           В настоящее время мы наблюдаем повсеместно возрождение интереса к народной культуре и национальным традициям и обычаям.И это правильно, ведь воспитание ...

Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»

Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»...

Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»

          Приобщение к национальной культуре и традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Именно в этот период необходимо создать условия для раскрытия в...

Консультация для педагога «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»

Культурное наследие народа – это многовековая истории развития, накопленная народом. Изучение этой истории может значительно обогатить содержание воспитания и обучения детей ...

«Приобщение детей к русской культуре через народную игрушку» (из опыта работы)

Данное выступление на районно - методическом объединении узких специалистов ДОУ показывает опыт работы педагога ДО ио ИЗОдеятельности, опираясь от методики Комаровой Т.С. и Лыковой И.А., начиная со ср...