«Приобщение детей к русской культуре через народную игрушку» (из опыта работы)
материал по рисованию (подготовительная группа)

Данное выступление на районно - методическом объединении узких специалистов ДОУ показывает опыт работы педагога ДО ио ИЗОдеятельности, опираясь от методики Комаровой Т.С. и Лыковой И.А., начиная со средней группы, продолжая в старших и закрепляя в подготовительных группах с продолжением изучения и овладения промыслами родного края, в частности изучения костюма ворнежского края и Воронежской матрешки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_rmo.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

 «Приобщение детей к русской культуре через народную игрушку»

(из опыта работы)

«Настоящий человек начинается  там, где есть святыня души…»
В.А.Сухомлинский.

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о родной земле.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями его обогатят. Воспитание добрых чувств, положительных взаимоотношений, простейших нравственных проявлений у детей – основная задача взрослых.

Поэтому на современном этапе развития дошкольного образования, нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения.

Большое внимание в нашем дошкольном образовательном учреждении уделяется вопросам духовно - нравственного воспитания детей.

Реализовать подобные задачи возможно разнообразными способами, один из которых – это приобщение детей к культуре своего народа. Но самый действенный способ – это игра. Основной атрибут игровой деятельности – это игрушка. Игрушка предназначена для радости и гармоничного развития ребенка. Чтобы донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, педагог обязан воспитывать детей в национальных традициях, обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к народной игрушке.

Игрушка имеет особое значение для эмоционального и нравственного воспитания. Благодаря воле и воображению ребенка она ведет себя так, как это нужно в данный момент ее хозяину. Ребенок проживает со своей игрушкой все события собственной и чужой жизни во всех социальных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Игрушка для ребенка – объект общения во всех его проявлениях и партнер в игре. В культуре каждого народа есть игрушки, которые сопровождают ребенка на протяжении всего детства – это народные игрушки. Каждая народная игрушка уникальна, она несет в себе элемент культуры, который формирует у ребенка национальный характер. Именно в дошкольном детстве народная игрушка «Матрешка» позволяет развивать и воспитывать нравственно-патриотические чувства у детей, учит их усваивать образцы поведения, присущие своему народу. Таким образом, проблема использования русской народной игрушки как средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста значима и актуальна в настоящее время.

К сожалению, в нашем современном мире, во время развития информационных технологий люди все реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своего города, деревни и т.д., не могут различать народные промыслы.

Ознакомление детей с русской игрушкой Матрешкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма. Расширить круг представлений о разнообразии этой игрушки, дать о ней некоторые доступные для ребенка исторические сведения. Это значит приобщить детей к прекрасному, научив их различать, чем похожи и чем отличаются самые известные их этих игрушек.

Знакомство с матрешкой начинается с музея при д\с «Эхо старины». Проводится занятие о первых куклах, которые были связаны с обрядами. Рассказывается, о том что куклы были не просто игрушками. Через них предавалась система ценностей народной культуры. Назначение куклы было разнообразно: ритуальное, магическое, исцеляющее и развлекательное. Главная ценность традиционной народной куклы состоит в том, что она сохраняет в своём облике самобытность своего народа. Проводится беседа, что матрешка – это один из символов нашей страны, достопримечательность, народная игрушка, которая помогает увидеть разнообразие цветовой гаммы, развивает мелкую моторику, эстетический вкус, и, наконец, не дает забыть наследие наших предков.

Затем в группах с детьми просматриваются презентации о создании матрешки, различных видах росписи, мультфильмы, также проводятся различные дидактические игры, где дошкольники узнают о свойствах предметов, у них развиваются интеллектуальные и творческие способности, память, умение концентрировать внимание, анализировать, логически мыслить. В играх используется игровой яркий образ русской матрёшки как средство развития у детей знаний о своей семье, родном крае, о культуре народа, его истории, традициях. 
Создаются возможные условия для становления основ духовно – нравственного сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников. Она привлекает детей, радует их возможностью самостоятельно создавать что-то красивое. А для этого необходимо накопление и расширение личного опыта ребенка, полученного им непосредственным путем через органы чувств; успешное овладение рисованием, лепкой и аппликацией. Изобразительная деятельность является частью всей воспитательно-образовательной  работы в ДОУ и взаимосвязана со всеми ее направлениями. Особенно важное значение для воспитания и развития ребенка имеет связь занятий рисованием, лепкой и аппликацией с игрой. Разносторонняя связь повышает интерес детей и к изобразительной деятельности и к игре. Все виды изобразительной деятельности должны быть взаимосвязаны, ведь в каждом из них дети отражают предметы и явления окружающей жизни, игры и игрушки, образы сказок, потешек, загадок, песен и т.д. Создание  изображений  в  рисовании,  лепке  и  аппликации,  а  также  формирование творчества основываются на развитии одних и тех же психических процессов (восприятия, образных представлений, мышления, воображения, внимания, памяти, ручной умелости), которые развиваются и в процессе изобразительной деятельности.

С раннего возраста начинается приобщение  детей  к  декоративной  деятельности:  изучается  ритмичное  нанесение  линий,  штрихов в филимоновской игрушке на занятиях по рисованию, а на занятиях аппликации дети нарезают полоски 3х цветов и затем наклеивают их в определенной последовательности с чередованием узора.  Так же украшаются  дымковскими  узорами  силуэты матрешек. Все это развивается на занятиях по ИЗОдеятельности  и закрепляется.

В старших группах более подробно изучается узор дымковской росписи и предлагается из различных элементов данного вида росписи украсить матрешку.

В средней группе начинается знакомство с хохломской росписью и продолжается в старших группах. Детям рассказывается и пробуется в рисовании то, что роспись наносится кистью от руки без предварительной разметки, как работают мастера. Главным узором хохломской росписи является рисунок на растительную тематику - это буйство цветов, ягод, листьев и трав, переплетенных между собой. Самый распространенный и древний - "травяной хохломской элемент" или так называемая "травка",  который представляет собой композицию из вытянутых, длинных травинок, гнутых и собранных в небольшой пучок. В подготовительных группах проводятся занятия по аппликации с дорисовыванием элементов.

Одной из основных особенностей городецкой росписи является использование ярких и насыщенных красок. Дети старшего дошкольного возраста учатся работать с различными оттенками красок, создавая яркие и привлекательные композиции. Городецкая роспись известна своими цветочными мотивами. Дети старшего дошкольного возраста учатся рисовать различные виды цветов, такие как ромашки, подсолнухи, розы и другие. Они также учатся комбинировать разные цвета и создавать красивые композиции из цветочных элементов.

Происходит знакомство с фирменным цветом гжельской росписи – сочно синий, ярко-голубой, васильковый, цвет неба и воды. Всего одна краска – синяя на белом фоне, а картина оживает. Дети овладевают самими простыми навыками декоративной деятельности: ритмическим повторением элементов (украшают салфетки, варежки, кукле платье), затем учатся чередовать простые элементы (лепестки — примакивание всем ворсом кисти к бумаге, точки, полоски).  Далее необходимо развивать технические навыки в пользовании кистью (легко касаться бумаги, делая точки; действовать всей поверхностью кисти, проводя полосы, мазки).

Далее – роспись матрешки в полхов – майданском стиле. Основные мотивы узоров этой росписи – цветы. Сначала графитным карандашом делают контур будущего рисунка, этот этап называется «наводка» и по сути своей напоминает раскраску. Затем  жёлтым  закрашиваем  места  на  цветах  и  плодах,  которые  задумали жёлтым,  обычно это серединки цветов, бутонов, и плодов. Продолжаются добавляться всё новые цвета.  Выполняется оживка внутри цветков и плодов. Затем  делается  обводка  чёрным  цветом  (фломастером  или  маркером).  Добавляются чёрные тычки на плодах и цветах.

Знакомясь с узорами и цветами «жостово» предлагается этот узор показать на матрешке. Роспись начинают рисовать с крупных цветов в центре. Сначала изображается цветок георгины приемом рисования кистью "двойной мазок". Двойной мазок помогает передать и цвет, и оттенок. Выбирается цветовое решение для нашего будущего цветка. Затем прорисовываюся второстепенные элементы.

Знакомясь с различными видами росписей, анализируя их, предлагается придумать самостоятельный  узор.

Занятия по аппликации связаны с рисованием, лепкой — закрепляются цвета, формы, развивается воображение. Они способствуют развитию у ребёнка мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, творческого воображения и доставляют детям большую радость и удовольствие.

Создание работ на основе пластилинографии помогает не только развивать творческие способности детей, но и расширять знания об окружающем мире, формировать интеллект, развивать психические процессы, активно влиять на развитие мелкой моторики.

Декоративная роспись имеет большое значение в развитии детей дошкольного возраста. Она способствует развитию их творческих способностей, воображения и мелкой моторики. При выполнении росписи дети используют мелкие движения рук, что способствует развитию и улучшению их мелкой моторики. Они учатся контролировать свои движения и делать точные и аккуратные штрихи, делать определенный нажим на кисть. Это важно для их дальнейшего развития письма и других навыков, требующих точности и координации движений. Так же она позволяет детям выразить свою индивидуальность и творческий потенциал. Дошкольники могут создавать уникальные узоры и композиции, используя различные цвета и формы. Это помогает развивать их воображение и способность мыслить креативно.

Все мои занятия неразрывно связаны с работой воспитателей, в частности с театральной деятельностью, так же музыкальных руководителей.

Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями, активно вовлекать их в жизнь дошкольного образовательного учреждения, приобщать родителей к участию в развивающей образовательной работе с детьми.

Подводя итог всему сказанному, я могу сказать, что русская матрешка – это символ русского народа. В ее содержании и форме отразилось представление о мире, добре и красоте. Русская матрешка – это настоящее чудо света, русский сувенир. Она была и остается творением человеческих рук. Это символ России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение для детей старшей группы «Пословица недаром молвится» ТЕМА: Приобщение детей к русской культуре через народное творчество – пословицу

Цель: Создать условия для обогащения образной речи детей посредством использования малых фольклорных форм (пословиц). Задачи: * воспитывать интерес к народной культуре через разучивание пословиц, ...

Приобщение детей к национальной культуре через народную игру

В процессе приобщения к национальной культуре формируется естественный, корневой, глубинный патриотизм, гражданское сознание и чувство Родины.Формирование духовной культуры ребенка, как фактора личнос...

Проект "Приобщение детей к русской культуре через народные игры"

В наше время высоких технологий, мы всё реже возвращаемся к традициям и обычаям русского народа. Русские народные игры для детей дошкольного возраста являются естественной основой для успешного воспит...

Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через театрализованную деятельность (из опыта работы)

      Самым высоким  видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что народом сохранено, что запечатлено народом, что народ ...

Выступление на педагогическом совете : " Роль куклы в работе с детьми ОВЗ.Приобщение дошкольников к русской культуре, через народные праздники с использованием кукол закруток ( народная игрушка) и платковых кукол."

Выступление на педагогическом совете" Роль куклы в работе с детьми ОВЗ. Приобщение дошкольников к русской культуре , через народные праздники с использованием кукол закруток ( народная игрушка) и...