«При каких условиях обратная связь может стать гарантированной?»
материал

Куличкина Юлианна Григорьевна
Обратная связь выступает в процессе становления самосознания личности как один из ведущих механизмов, то есть как средство, обеспечивающее индивиду возможность построения отношения к самому себе, опираясь на представления о себе со стороны окружающих. Именно с помощью обратной связи мы учимся видеть себя глазами других и корректировать свое поведение, что, безусловно, необходимо для работы в организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obratnaya_svyaz_doklad.docx183.6 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А. И. ГЕРЦЕНА»

                                                 

Направление подготовки/специальность

44.04.02. Психолого-педагогическое образование.

Развитие личностного потенциала в образовании: цифровизация и персонализация»

Доклад

«При каких условиях обратная связь может стать гарантированной?»

Обучающейся 1 курса магистратуры

Куличкиной Юлианны Григорьевны

Преподаватель:

кандидат психологических наук, доцент

Котова Светлана Аркадьевна

Санкт-Петербург

2023

СОДЕРЖАНИЕ

Введение        2

1. Виды, формы и способы обратной связи        3

2. Условия эффективной обратной связи        6

Заключение        9

Список литературы        10


Введение    

      Обратная связь - в широком смысле означает отзыв, отклик, ответную реакцию на какое-либо действие или событие, это один из самых мощных факторов, влияющих на успешность образования. Её качество, частота и своевременность могут удвоить результативность работы. Понятие обратной связи произошло от слова рефлексия, то есть обращение назад. Вы оборачиваетесь назад и оцениваете то, что вы сделали, действия, которые были осуществлены. Обратная связь полезный инструмент для рабочей среды, он может применяться при любых взаимодействиях. В этом процессе обе стороны взаимодействуют, учатся чему-то новому и работают над улучшением результата. Обратная связь выступает в процессе становления самосознания личности как один из ведущих механизмов, то есть как средство, обеспечивающее индивиду возможность построения отношения к самому себе, опираясь на представления о себе со стороны окружающих. Именно с помощью обратной связи мы учимся видеть себя глазами других и корректировать свое поведение, что, безусловно, необходимо для работы в организации.

      Обратная связь подразделяется на безоценочную и оценочную. Безоценочная обратная связь заключается в подтверждении получения и правильном восприятии информации. Оценочная обратная связь подразумевает сообщение своего мнения, отношения по обсуждаемому вопросу. В свою очередь оценка может быть позитивной и негативной. Позитивная оценочная связь выполняет функцию поддержки партнера по коммуникации и укрепляет сложившиеся отношения. Негативная оценочная обратная связь выполняет корректирующую функцию, направленную на устранение нежелательного поведения и на изменение отношений.

     Эффективная обратная связь ориентируется на конечный результат коммуникационного процесса (какова цель?), использует существующие ресурсы и предполагает поиск альтернативных вариантов решения (как могу достичь?), определяет возможности и перспективы (какова цель за целью?) и подразумевает обучаемость партнеров в ходе делового взаимодействия. Эффективная обратная связь учитывает потребности отправителя и получателя, а также направлена на такое поведение получателя, которое он может контролировать или изменить. Она своевременна, конструктивна и направлена на улучшение действий партнеров по коммуникации.

Обратная связь необходима для:

  • осведомленности о процессе
  • способности управлять им
  • повышения эффективности и качества работы

Отсутствие обратной связи может привести к проблемам в управлении и образовании.

1. Виды, формы и способы обратной связи

Семья и ДОУ – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Для повышения эффективности взаимодействия с семьями воспитанников большое значение имеет обратная связь. Она может осуществляться через родительские собрания, открытые показы НОД, творческие отчеты, анкетирование, беседы, информационные стенды и другое.

Формы обратной связи

-Индивидуальная (поговорить с каждым и спросить его мнение)

-Групповая (когда каждая группа высказывает свое мнение)

-Коллективная (например «круглый стол» когда каждый высказывается по очереди).

Виды обратной связи

Обратная связь – это вербальные и невербальные сообщения, которые человек намеренно или ненамеренно посылает в ответ на сообщения другого.

-Вербальная (устная, письменная речь)

-Невербальная (жесты, мимика, символы)

Способы обратной связи

Для организации разнохарактерного взаимодействия в учреждениях могут существовать различные способы сбора информации как традиционные, так и инновационные.

Традиционные

Инновационные

Отзывы участников мероприятий Беседа

Опрос

Анкетирование

Экспертные заключения Телефонный разговор

Отзывы педагогам на сайте Сообщения администрации через сайт

Google формы для анкетирования Обсуждения в группах, прикрепленных к официальному сайту

Переписка по электронной почте

Наиболее перспективным представляется интеграция традиционных и

инновационных способов. Сочетание виртуального и живого человеческого

взаимодействия. При этом, ведущий метод обратной связи в живой

коммуникации – это рефлексия.

Опрос как инструмент для получения обратной связи.

      Опрос наиболее распространенный вид исследования и, одновременно, самый широко используемый метод сбора информации. Большинство социологических исследований проводятся методом опроса.

С помощью него изучают:

  1. Удовлетворенность
  • услугами
  • деятельностью (педагогов, руководства)
  • взаимодействием
  • мероприятиями

2. Отношение к

  • нововведениям
  • организациям
  • труду
  • сферам жизнедеятельности и явлениям общественной жизни
  • современным ценностям, идеологии и т.д.

3. Осведомленность населения о разных явлениях общественной жизни

Анкетирование

      В организации образовательного процесса год от года возрастает роль родителей, а значит, все более актуальной становится построение эффективной обратной связи между ними и ОУ. Одним из инструментов такой связи является анкетирование- разновидность метода социологического опроса, при котором общение между исследователем и респондентом, являющегося источником желательной информации, опосредуется анкетой. Обратная связь, как правило, предоставляется анонимно. При анкетировании респонденту предлагается самостоятельно заполнить так называемый опросник (опросный лист, вопросник) - то есть специально разработанный перечень вопросов, суждений, незаконченных предложений, рисунков и иных средств, с помощью которых осуществляется общение социолога с респондентом и стимулируется получение от последнего ответов на интересующие исследователя вопросы. Опросник может заполняться в присутствии интервьюера или без него. По форме проведения анкетирование может быть индивидуальным или групповым, очным или заочным (интернет-опрос, почтовый опрос, опрос через газеты/журналы).

      Полученная информация позволяет проанализировать проблемы и скорректировать деятельность педагога, обновить образовательные программы, улучшить качество образовательного процесса.

      Электронное анкетирование может существенно облегчить работу педагога для выявления интересов и ожиданий всех участников образовательного процесса. Привлечение анкетирования упрощает процесс получения достоверной информации у всех участников образовательного процесса.

2. Условия эффективной обратной связи

Для результативной обратной связи необходимо:

  • Кратко пояснить респондентам цель и задачи опроса, его значение и перспективы использования результатов
  • Разъяснить правила заполнения анкеты, обязательно указать, что опрос анонимный
  • Строить вопрос конкретно
  • Каждый вопрос должен быть логически отдельным, не должен совмещать несколько подвопросов
  • Не применять малораспространенные слова (особенно иностранные), узкоспециализированные термины, многозначные слова
  • Стремиться к краткости, лаконичности. Длинные вопросы затрудняют их понимание и запоминание
  • Строить вопросы так, чтобы они не понуждали респондентов к неприемлемым для них ответам. Если с содержательной точки зрения этого избежать трудно, то необходимо сформулировать вопрос так, чтобы у опрашиваемого была возможность ответить «без потери лица»
  • Предотвращать стереотипные ответы, т. к. они слабо насыщены полезной для исследования информацией
  • Предлагать однозначно понятные варианты ответов
  • Избегать употребления в вопросах неприятных для респондента слов и выражений, способных вызвать его негативное отношение к вопросу.
  • Не допускать вопросов внушающего характера
  • Поблагодарить респондентов за участие в опросе
  • Полагаться не только на один инструмент или канал получения обратной

связи, который идеально подойдет для всех групп респондентов. Помимо контактных (личных) опросов можно использовать методы коммуникаций, доступные в формате 24/7 (формы обратной связи на сайте организации, социальные сети и пр.), а также различные креативные решения, позволяющие собирать обратную связь от разных групп респондентов (социальные сети, ролевые игры, игровые карточки и пр.).

      Большое значение имеет очередность вопросов, их формулировка, графическое оформление. Вопросы и варианты ответов, как правило, должны быть выделены шрифтом, номером, рамками. Текст анкеты адаптирован с учетом уровня культуры и образования респондентов. Возможно использование схем, графиков, которые могут активизировать внимание участников опроса.

Ошибки при формулировании вопросов

  •  Нелаконичность
  •  Инверсия
  •  Расщепление шкалы
  •  Неисчерпывающий перечень альтернатив
  •  Нарушение стиля

Именно для того, чтобы убедиться, что все вопросы воспринимаются

правильно, что они понятны респондентам, должно проводиться тестирование анкеты (пилотажное исследование).

Композиция и оформление анкеты

  • Анкета- это своего рода сценарий беседы с респондентом. Началу беседы

предшествует краткое вступление (обращение к респонденту), где излагается тема, цели и задачи анкетирования, называется организация, которая его проводит, объясняется техника заполнения анкеты.

  • В начале анкеты располагаются наиболее простые и нейтральные по

смыслу вопросы. Их цель- формирование установки на сотрудничество, задача- заинтересовать собеседника.

  • Более сложные вопросы, требующие анализа, размышлений,

размещаются в середине анкеты. К концу анкеты трудность вопросов должна снижаться.

  • Вопросы могут объединяться в блоки по тематическому принципу.

Переход к новому блоку должен сопровождаться пояснениями, активизирующими внимание респондента

Критерии композиции анкеты

Необходимо проверить:

  1. Соблюдается ли принцип расположения вопросов от наиболее простых

(контактных) в начале анкеты к наиболее сложным в середине и простым (разгрузочным) в конце:

  1. Не влияют ли предшествующие вопросы на последующие
  2. Разделены ли смысловые блоки «переключателями внимания»,

обращениями к респонденту, информирующими о начале следующего блока

  1. Снабжены ли вопросы фильтры указателями перехода для разных групп

респондентов

  1. Нет ли скоплений однотипных вопросов, вызывающих у респондента

ощущение монотонности и утомление

  1. Нет ли нарушений в верстке (опечаток) и графическом оформлении

анкеты

Недопустимы:

-  перенос части вопроса на другую страницу

  •  однообразный шрифт в тексте анкеты, не позволяющий отделить вопросы

от вариантов ответов и друг от друга

  •  недостаточность места для свободных ответов и т. п.)

Заключение

      Идеи о важности обратной связи, высказанные Н. Винером, для управления в системах различной природы остаются актуальными и в наше время. Обратная связь является важным фактором, обеспечивающим процесс обучения. Многофункциональность обратной связи, ее взаимодействие с такими психологическими феноменами, как коммуникативные барьеры, коммуникативное влияние, уровни и направления передачи информации делают ее важнейшим элементом всего процесса обучения.

Список литературы

  1. Амяга, Аймаутова, Онзимба, 2014 - Амяга Н.В., Аймаутова Н.Е., Онзимба Обратная связь в исследованиях межличностного взаимодействия // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2014. № 3. С. 207-215.
  2. Бессонов, 2016 - Бессонов К.А. Обратная связь в педагогическом взаимодействии преподавателя и студента // Juvenis scientia. 2016. № 2. С. 86-89.
  3. Кукуев, Соловьева, Федина, 2016 - Кукуев Е.А., Соловьева Е.А., Федина Л.В. Обратная связь как механизм осуществления открытости образовательного процесса // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-6. С. 392-398.
  4. Персонализированная модель образования с использованием цифровой платформы // Вклад в будущее URL: https://vbudushee.ru/upload/lib/%D0%9F%D0%9C%D0%9E.pdf (дата обращения: 27.06.2023).
  5. Петровская Л.А., Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1982 №3. С. 9–18
  6. Принципы Эффективной обратной связи. В. Саломасов. Раздел «Эффективная коммуникация» http://www.orator.biz/library/speech/principi_obratniy_svyazi/.
  7. Рассел Т. Навыки эффективной обратной связи. СПб.: Питер, 2002.
  8. Топунова М.К., Николаев С.В., Петрова Т.С. «Модель обеспечения обратной связи между участниками образовательного процесса»
  9. Эффективность обратной связи и ее специфика в организации // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» URL: file:///C:/Users/User/Downloads/effektivnost-obratnoy-svyazi-i-ee-spetsifika-v-organizatsii%20(1).pdf (дата обращения: 27.06.2023).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Оздоровительная гимнастика с использованием метода биологически-обратной связи"

Биологическая Обратная Связь (БОС) – это новый безлекарственный метод исправления нарушенных функций организма с использованием электронных приборов, регистрирующих и преобразующих информацию о ...

Формирование дыхания с использованием компьютерной системы с биологической обратной связью «Комфорт ЛОГО»

Конспект  сеанса  в режиме «Кардио»Цель:  отработать умение  диафрагмального выдоха....

Конспект практического занятия для родителей в старшей группе ДОУ "Техника предоставления обратной связи ребенку"

Практическое занятие педагога-психолога с родителями на тему: «Учимся эффективно общаться с ребенком: техника предоставления детям обратной связи относительно их деятельности» (родительско...

Статья "Метод биологической обратной связи в реабилитации заикающихся"

Биологическая Обратная Связь (БОС) – это уникальная медицинская технология XXI века, основанная на применении современной электронной аппаратуры, включающей увлекательные компьютерные игровые тренажер...

Опыт работы по теме: "Метод биологической обратной связи – средство коррекции и компенсации речевого развития детей".

Опыт работы по коррекции и компенсации речевого развития детей с использованием кабинета "БОС-логотерапевтический"....

Программа «Метод биологической обратной связи – средство коррекции и компенсации речевого развития детей».

Данная программа раскрывает особенности работы по преодолению и компенсации речевых нарушений у детей дошкольного возраста, через использование метода биологической обратной связи....

Статья. Развивающе-коррекционный комплекс на основе технологии функционального биоуправления с биологической обратной связью. Комплекс БОС.

В данной статье предоставлен материал, о том. как Комплекс БОС, влияет на положительное развитие детей....