«При каких условиях обратная связь может стать гарантированной?»
материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 183.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А. И. ГЕРЦЕНА»
Направление подготовки/специальность
44.04.02. Психолого-педагогическое образование.
Развитие личностного потенциала в образовании: цифровизация и персонализация»
Доклад
«При каких условиях обратная связь может стать гарантированной?»
Обучающейся 1 курса магистратуры
Куличкиной Юлианны Григорьевны
Преподаватель:
кандидат психологических наук, доцент
Котова Светлана Аркадьевна
Санкт-Петербург
2023
СОДЕРЖАНИЕ
1. Виды, формы и способы обратной связи 3
2. Условия эффективной обратной связи 6
Введение
Обратная связь - в широком смысле означает отзыв, отклик, ответную реакцию на какое-либо действие или событие, это один из самых мощных факторов, влияющих на успешность образования. Её качество, частота и своевременность могут удвоить результативность работы. Понятие обратной связи произошло от слова рефлексия, то есть обращение назад. Вы оборачиваетесь назад и оцениваете то, что вы сделали, действия, которые были осуществлены. Обратная связь полезный инструмент для рабочей среды, он может применяться при любых взаимодействиях. В этом процессе обе стороны взаимодействуют, учатся чему-то новому и работают над улучшением результата. Обратная связь выступает в процессе становления самосознания личности как один из ведущих механизмов, то есть как средство, обеспечивающее индивиду возможность построения отношения к самому себе, опираясь на представления о себе со стороны окружающих. Именно с помощью обратной связи мы учимся видеть себя глазами других и корректировать свое поведение, что, безусловно, необходимо для работы в организации.
Обратная связь подразделяется на безоценочную и оценочную. Безоценочная обратная связь заключается в подтверждении получения и правильном восприятии информации. Оценочная обратная связь подразумевает сообщение своего мнения, отношения по обсуждаемому вопросу. В свою очередь оценка может быть позитивной и негативной. Позитивная оценочная связь выполняет функцию поддержки партнера по коммуникации и укрепляет сложившиеся отношения. Негативная оценочная обратная связь выполняет корректирующую функцию, направленную на устранение нежелательного поведения и на изменение отношений.
Эффективная обратная связь ориентируется на конечный результат коммуникационного процесса (какова цель?), использует существующие ресурсы и предполагает поиск альтернативных вариантов решения (как могу достичь?), определяет возможности и перспективы (какова цель за целью?) и подразумевает обучаемость партнеров в ходе делового взаимодействия. Эффективная обратная связь учитывает потребности отправителя и получателя, а также направлена на такое поведение получателя, которое он может контролировать или изменить. Она своевременна, конструктивна и направлена на улучшение действий партнеров по коммуникации.
Обратная связь необходима для:
- осведомленности о процессе
- способности управлять им
- повышения эффективности и качества работы
Отсутствие обратной связи может привести к проблемам в управлении и образовании.
1. Виды, формы и способы обратной связи
Семья и ДОУ – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Для повышения эффективности взаимодействия с семьями воспитанников большое значение имеет обратная связь. Она может осуществляться через родительские собрания, открытые показы НОД, творческие отчеты, анкетирование, беседы, информационные стенды и другое.
Формы обратной связи
-Индивидуальная (поговорить с каждым и спросить его мнение)
-Групповая (когда каждая группа высказывает свое мнение)
-Коллективная (например «круглый стол» когда каждый высказывается по очереди).
Виды обратной связи
Обратная связь – это вербальные и невербальные сообщения, которые человек намеренно или ненамеренно посылает в ответ на сообщения другого.
-Вербальная (устная, письменная речь)
-Невербальная (жесты, мимика, символы)
Способы обратной связи
Для организации разнохарактерного взаимодействия в учреждениях могут существовать различные способы сбора информации как традиционные, так и инновационные.
Традиционные | Инновационные |
Отзывы участников мероприятий Беседа Опрос Анкетирование Экспертные заключения Телефонный разговор | Отзывы педагогам на сайте Сообщения администрации через сайт Google формы для анкетирования Обсуждения в группах, прикрепленных к официальному сайту Переписка по электронной почте |
Наиболее перспективным представляется интеграция традиционных и
инновационных способов. Сочетание виртуального и живого человеческого
взаимодействия. При этом, ведущий метод обратной связи в живой
коммуникации – это рефлексия.
Опрос как инструмент для получения обратной связи.
Опрос наиболее распространенный вид исследования и, одновременно, самый широко используемый метод сбора информации. Большинство социологических исследований проводятся методом опроса.
С помощью него изучают:
- Удовлетворенность
- услугами
- деятельностью (педагогов, руководства)
- взаимодействием
- мероприятиями
2. Отношение к
- нововведениям
- организациям
- труду
- сферам жизнедеятельности и явлениям общественной жизни
- современным ценностям, идеологии и т.д.
3. Осведомленность населения о разных явлениях общественной жизни
Анкетирование
В организации образовательного процесса год от года возрастает роль родителей, а значит, все более актуальной становится построение эффективной обратной связи между ними и ОУ. Одним из инструментов такой связи является анкетирование- разновидность метода социологического опроса, при котором общение между исследователем и респондентом, являющегося источником желательной информации, опосредуется анкетой. Обратная связь, как правило, предоставляется анонимно. При анкетировании респонденту предлагается самостоятельно заполнить так называемый опросник (опросный лист, вопросник) - то есть специально разработанный перечень вопросов, суждений, незаконченных предложений, рисунков и иных средств, с помощью которых осуществляется общение социолога с респондентом и стимулируется получение от последнего ответов на интересующие исследователя вопросы. Опросник может заполняться в присутствии интервьюера или без него. По форме проведения анкетирование может быть индивидуальным или групповым, очным или заочным (интернет-опрос, почтовый опрос, опрос через газеты/журналы).
Полученная информация позволяет проанализировать проблемы и скорректировать деятельность педагога, обновить образовательные программы, улучшить качество образовательного процесса.
Электронное анкетирование может существенно облегчить работу педагога для выявления интересов и ожиданий всех участников образовательного процесса. Привлечение анкетирования упрощает процесс получения достоверной информации у всех участников образовательного процесса.
2. Условия эффективной обратной связи
Для результативной обратной связи необходимо:
- Кратко пояснить респондентам цель и задачи опроса, его значение и перспективы использования результатов
- Разъяснить правила заполнения анкеты, обязательно указать, что опрос анонимный
- Строить вопрос конкретно
- Каждый вопрос должен быть логически отдельным, не должен совмещать несколько подвопросов
- Не применять малораспространенные слова (особенно иностранные), узкоспециализированные термины, многозначные слова
- Стремиться к краткости, лаконичности. Длинные вопросы затрудняют их понимание и запоминание
- Строить вопросы так, чтобы они не понуждали респондентов к неприемлемым для них ответам. Если с содержательной точки зрения этого избежать трудно, то необходимо сформулировать вопрос так, чтобы у опрашиваемого была возможность ответить «без потери лица»
- Предотвращать стереотипные ответы, т. к. они слабо насыщены полезной для исследования информацией
- Предлагать однозначно понятные варианты ответов
- Избегать употребления в вопросах неприятных для респондента слов и выражений, способных вызвать его негативное отношение к вопросу.
- Не допускать вопросов внушающего характера
- Поблагодарить респондентов за участие в опросе
- Полагаться не только на один инструмент или канал получения обратной
связи, который идеально подойдет для всех групп респондентов. Помимо контактных (личных) опросов можно использовать методы коммуникаций, доступные в формате 24/7 (формы обратной связи на сайте организации, социальные сети и пр.), а также различные креативные решения, позволяющие собирать обратную связь от разных групп респондентов (социальные сети, ролевые игры, игровые карточки и пр.).
Большое значение имеет очередность вопросов, их формулировка, графическое оформление. Вопросы и варианты ответов, как правило, должны быть выделены шрифтом, номером, рамками. Текст анкеты адаптирован с учетом уровня культуры и образования респондентов. Возможно использование схем, графиков, которые могут активизировать внимание участников опроса.
Ошибки при формулировании вопросов
- Нелаконичность
- Инверсия
- Расщепление шкалы
- Неисчерпывающий перечень альтернатив
- Нарушение стиля
Именно для того, чтобы убедиться, что все вопросы воспринимаются
правильно, что они понятны респондентам, должно проводиться тестирование анкеты (пилотажное исследование).
Композиция и оформление анкеты
- Анкета- это своего рода сценарий беседы с респондентом. Началу беседы
предшествует краткое вступление (обращение к респонденту), где излагается тема, цели и задачи анкетирования, называется организация, которая его проводит, объясняется техника заполнения анкеты.
- В начале анкеты располагаются наиболее простые и нейтральные по
смыслу вопросы. Их цель- формирование установки на сотрудничество, задача- заинтересовать собеседника.
- Более сложные вопросы, требующие анализа, размышлений,
размещаются в середине анкеты. К концу анкеты трудность вопросов должна снижаться.
- Вопросы могут объединяться в блоки по тематическому принципу.
Переход к новому блоку должен сопровождаться пояснениями, активизирующими внимание респондента
Критерии композиции анкеты
Необходимо проверить:
- Соблюдается ли принцип расположения вопросов от наиболее простых
(контактных) в начале анкеты к наиболее сложным в середине и простым (разгрузочным) в конце:
- Не влияют ли предшествующие вопросы на последующие
- Разделены ли смысловые блоки «переключателями внимания»,
обращениями к респонденту, информирующими о начале следующего блока
- Снабжены ли вопросы фильтры указателями перехода для разных групп
респондентов
- Нет ли скоплений однотипных вопросов, вызывающих у респондента
ощущение монотонности и утомление
- Нет ли нарушений в верстке (опечаток) и графическом оформлении
анкеты
Недопустимы:
- перенос части вопроса на другую страницу
- однообразный шрифт в тексте анкеты, не позволяющий отделить вопросы
от вариантов ответов и друг от друга
- недостаточность места для свободных ответов и т. п.)
Заключение
Идеи о важности обратной связи, высказанные Н. Винером, для управления в системах различной природы остаются актуальными и в наше время. Обратная связь является важным фактором, обеспечивающим процесс обучения. Многофункциональность обратной связи, ее взаимодействие с такими психологическими феноменами, как коммуникативные барьеры, коммуникативное влияние, уровни и направления передачи информации делают ее важнейшим элементом всего процесса обучения.
Список литературы
- Амяга, Аймаутова, Онзимба, 2014 - Амяга Н.В., Аймаутова Н.Е., Онзимба Обратная связь в исследованиях межличностного взаимодействия // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2014. № 3. С. 207-215.
- Бессонов, 2016 - Бессонов К.А. Обратная связь в педагогическом взаимодействии преподавателя и студента // Juvenis scientia. 2016. № 2. С. 86-89.
- Кукуев, Соловьева, Федина, 2016 - Кукуев Е.А., Соловьева Е.А., Федина Л.В. Обратная связь как механизм осуществления открытости образовательного процесса // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-6. С. 392-398.
- Персонализированная модель образования с использованием цифровой платформы // Вклад в будущее URL: https://vbudushee.ru/upload/lib/%D0%9F%D0%9C%D0%9E.pdf (дата обращения: 27.06.2023).
- Петровская Л.А., Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1982 №3. С. 9–18
- Принципы Эффективной обратной связи. В. Саломасов. Раздел «Эффективная коммуникация» http://www.orator.biz/library/speech/principi_obratniy_svyazi/.
- Рассел Т. Навыки эффективной обратной связи. СПб.: Питер, 2002.
- Топунова М.К., Николаев С.В., Петрова Т.С. «Модель обеспечения обратной связи между участниками образовательного процесса»
- Эффективность обратной связи и ее специфика в организации // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» URL: file:///C:/Users/User/Downloads/effektivnost-obratnoy-svyazi-i-ee-spetsifika-v-organizatsii%20(1).pdf (дата обращения: 27.06.2023).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей "Оздоровительная гимнастика с использованием метода биологически-обратной связи"
Биологическая Обратная Связь (БОС) – это новый безлекарственный метод исправления нарушенных функций организма с использованием электронных приборов, регистрирующих и преобразующих информацию о ...

Формирование дыхания с использованием компьютерной системы с биологической обратной связью «Комфорт ЛОГО»
Конспект сеанса в режиме «Кардио»Цель: отработать умение диафрагмального выдоха....

Конспект практического занятия для родителей в старшей группе ДОУ "Техника предоставления обратной связи ребенку"
Практическое занятие педагога-психолога с родителями на тему: «Учимся эффективно общаться с ребенком: техника предоставления детям обратной связи относительно их деятельности» (родительско...
Статья "Метод биологической обратной связи в реабилитации заикающихся"
Биологическая Обратная Связь (БОС) – это уникальная медицинская технология XXI века, основанная на применении современной электронной аппаратуры, включающей увлекательные компьютерные игровые тренажер...

Опыт работы по теме: "Метод биологической обратной связи – средство коррекции и компенсации речевого развития детей".
Опыт работы по коррекции и компенсации речевого развития детей с использованием кабинета "БОС-логотерапевтический"....

Программа «Метод биологической обратной связи – средство коррекции и компенсации речевого развития детей».
Данная программа раскрывает особенности работы по преодолению и компенсации речевых нарушений у детей дошкольного возраста, через использование метода биологической обратной связи....

Статья. Развивающе-коррекционный комплекс на основе технологии функционального биоуправления с биологической обратной связью. Комплекс БОС.
В данной статье предоставлен материал, о том. как Комплекс БОС, влияет на положительное развитие детей....