Как помочь родителям трудных детей?
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Как помочь родителям трудных детей?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_pomoch_roditelyam_trudnyh_detey.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Как помочь родителям трудных детей?
Трудные дети имею типичные психологические проблемы
- Поведенческие (неуправляемость, грубость, лживость, агрессивность и пр.);
- Эмоциональные и личностные (сниженное настроение, повышенная возбудимость, частая смена настроения, страхи, раздражительность, тревожность и т.п.);
- Проблемы общения (замкнутость, неадекватные притязания на лидерство, повышенная обидчивость и т.д.);
- Неврологические проблемы (тики, навязчивые движения, повышенная утомляемость, нарушение сна, головные боли и т.п.).
Психологические проблемы возникают из-за психотравмирующих жизненных ситуаций
Для дошкольников наиболее травмирующими оказываются ситуации, связанные с утратой (реальной или воображаемой) чувства защищенности:
- эмоционально отвергающая семья (осознаваемое или неосознаваемое), жесткий контроль
навязывание ребенку определенного типа поведения в соответствии с родительскими
понятиями о "хороших детях". Либо равнодушие, и отсутствие всякого контроля со стороны
родителей.
- распадающаяся или распавшаяся семья;
- чрезмерная требовательность родителей (гиперопека);
- появление нового члена семьи (брат, сестра, отчим, мачеха);
- противоречивое воспитание или резкая смена типа воспитания (раньше все было можно, теперь – ничего нельзя);
- отрыв от семьи (госпитализация, передача ребенка до года няне на воспитание и пр.)
- «ситуации стресса обыденной жизни» - повседневные, зачастую и повторяющиеся события, способные вызвать отрицательные переживания (например, посещение зубного врача, длительные проблемы здоровья)
- Кризис 3-х лет и фиксация отрицательных качеств после выхода из кризиса 3-х лет.
Психотравмы существенно влияют на весь ход психического развития ребенка
Семья — социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей. В то же время семья может выступать отрицательным психотравмирующим фактором воспитания. Родители в такой семье нуждаются в помощи специалиста, хотя некоторые из них и не осознают этой потребности.
А) авторитетные родители – инициативные, общительные, добрые дети;
Б) авторитарные родители – раздражительные, склонные к конфликтам, упрямые дети;
В) снисходительные родители – импульсивные, агрессивные, истеричные дети.
Содержание помощи родителям трудных детей реализуется через разнообразные формы.
Главное — донести до родителей знания.
К основным принципам, на основе которых строится общение педагогов с родителями трудных детей, относятся:
- общение на основе диалога;
- открытость, искренность в общении;
- отказ от критики и оценки.
Общение воспитателя с родителями агрессивного, неуправляемого, истеричного или аутичного ребенка строится на основе Методики контактного взаимодействия воспитателя и родителей, которая состоит из шести шагов- стадий
1 стадия. Поиск контактов
Первая встреча воспитателя с родителями. Важно! Высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, стараться не оттолкнуть родителей непродуманными вопросами.
В доброжелательном тоне участники беседы обмениваются мнениями по поводу каких-либо черт характера, особенностей поведения ребенка. При этом воспитатель заостряет внимание на положительных началах в личности ребенка.
В процессе общения в таком ключе снимается напряжение в отношениях воспитателя и родителей, преодолевается недоверие друг к другу.
2 стадия. Поиск общей темы
Сбор данных (анкетирование) по условиям семейного воспитания. Наблюдение, как проявляется забота родителей о ребенке, чувствуют ли они ответственность за его воспитание.
Воспитатель расспрашивает родителей, на какие положительные качества ребенка можно опираться в процессе воспитания или перевоспитания, вместе с родителями обсуждается, что необходимо воспитать, развить в ребенке.
Вместе с тем воспитатель осторожно может заговорить о нежелательных проявлениях в поведении ребенка, о явных отклонениях от нормы.
На этой стадии зарождаются положительные эмоции от общего интереса, доброжелательного общения, что необходимо для налаживания дальнейшей совместной педагогической деятельности.
3 стадия. Установление общих требований к воспитанию ребенка
Воспитатель побуждает родителей высказывать свои взгляды на воспитание. Мнения родителей, даже если они неверные, воспитатель выслушивает внимательно, не опровергая их, как бы поддерживая педагогическую позицию родителей, их уверенность в том, что они могут правильно воздействовать на ребенка.
Вместе с тем он предлагает свои, педагогически обоснованные способы воздействия, призывает объединить усилия, предъявить ребенку единые требования.
На данной стадии у родителей и воспитателя крепнет интерес друг к другу, стороны соглашаются на педагогическое сотрудничество.
4 стадия. Упрочнение сотрудничества в достижении общей цели
Воспитатель направляет усилия на то, чтобы родители признали свои ошибки, недостатки в воспитании.
Не исключены споры, возражения, несогласие по тому или иному вопросу. Возможны критические замечания родителей по поводу предложений воспитателя.
У сторон могут возникнуть опасения: "Стоит ли до конца раскрывать себя, быть предельно откровенным?"
Но это не мешает упрочнению сотрудничества на пути к достижению общей цели.
5 стадия. Реализация индивидуального подхода
Воспитатель, предлагает конкретные меры педагогического воздействия на ребенка,
Можно в доверительном тоне сообщить родителям о некоторых сомнениях, затруднениях в воспитании ребенка, прислушаться к предложениям отца и матери, попросить у них совета.
На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных на воспитание и перевоспитание ребенка.
6 стадия. Совершенствование педагогического сотрудничества
Обсуждается конкретный план целенаправленного воздействия на ребенка.
Необходимо побуждать родителей к активности, инициативе в этом вопросе.
Воспитатель, анализируя действия родителей, одобряет порой даже незначительные их успехи в воспитании.
На заключительном этапе сотрудничества важно всячески поддерживать и расширять создавшуюся педагогическую общность, укреплять сотрудничество, не ослаблять единство педагогических требований к ребенку. Необходимо также тщательно анализировать развитие процесса совместной деятельности воспитателя и родителей, направленной на коррекцию поведения ребенка.
Работа с родителями агрессивного ребенка
Работая с агрессивными детьми, воспитатель должен прежде всего наладить контакт с семьей по методу контактного взаимодействия. Он может либо сам дать рекомендации родителям, либо в тактичной форме предложить им обратиться за помощью к психологу.
Бывают ситуации, когда контакт с матерью или отцом установить не удается. В таких случаях хорошо использовать наглядную информацию, которую можно разместить в уголке для родителей. Наглядная информация может стать отправным пунктом для размышления родителей о своем ребенке, о причинах возникновения негативного поведения. А эти размышления, в свою очередь, возможно, приведут к сотрудничеству с воспитателями.
Таблица 5 Стили родительского воспитания (в ответ на агрессивные действия ребенка)
Стратегия воспитания | Конкретные примеры стратегии | Стиль поведения ребенка | Почему ребенок так поступает |
Резкое подавление агрессивного поведения ребенка | “Прекрати!” “Не смей так говорить” Родители наказывают ребенка | Агрессивный (Ребенок может прекратить сейчас, но выплеснет свои отрицательные эмоции в другoe время и в другом месте) | Ребенок копирует родителей и учится у них агрессивным формам поведения |
Игнорирование агрессивных вспышек ребенка | Родители делают вид, что не замечают агрессии ребенка или считают, что ребенок еще мал | Агрессивный (Ребенок продолжает действовать агрессивно) | Ребенок думает, что делает все правильно, и агрессивные формы поведения закрепляются в черту характера |
Родители дают возможность ребенку выплеснуть агрессию приемлемым способом и в тактичной форме запрещают вести себя агрессивно по отношению к другим | Если родители видят, что ребенок разгневан они могут вовлечь его в игру, которая снимет его гнев. Родители объясняют ребенку, как на до вести себя в определенных ситуациях | Скорее всего ребенок научится управлять своим гневом | Ребенок учится анализировать различные ситуации и берет пример со своих тактичных родителей |
Главная цель подобной информации показать родителям, что одной из причин проявления агрессии у детей может быть агрессивное поведение самих родителей если в доме постоянные споры и крики, трудно ожидать, что ребенок вдруг будет покладистым и спокойным Кроме того, родители должны осознавать, какие последствия тех или иных дисциплинарных воздействий на ребенка ожидают их в ближайшем будущем и тогда, когда ребенок вступит в подростковый возраст.
Как ладить с ребенком, который постоянно ведет себя вызывающе?
Есть пять способов контроля поведения ребенка:
два из них — позитивные,
два — негативные
и один — нейтральный.
К позитивным способам относятся:
- просьбы и мягкое физическое манипулирование (например, можно отвлечь ребенка, взять его за руку и отвести и т.д.).
- можно разрядить обстановку во время эмоциональной вспышки ребенка уместной шуткой. Неожиданность подобной реакции и доброжелательный тон взрослого помогут ребенку достойно выйти из затруднительной ситуации
Нейтральный способ контроля — предполагает использование поощрения (за выполнение определенных правил) и наказания (за их игнорирование). Но данная система не должна использоваться слишком часто, так как впоследствии ребенок начинает делать только то, за что получает награду.
Частые наказания и приказы относятся к негативным способам контролирования поведения ребенка. Они заставляют его чрезмерно подавлять свой гнев, что способствует появлению в характере пассивно-агрессивных черт
Шпаргалка для взрослых или правила работы с агрессивными детьми
1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.
4. Наказания не должны унижать ребенка.
5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.
6. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
7. Расширять поведенческий репертуар ребенка.
10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
11. Учить брать ответственность на себя.
Однако все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребенка.
Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими — поможет родителям наладить взаимоотношения с сыном или дочерью.
Работа с родителями тревожного ребенка
Ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей.
Нередко родители предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Ребенок признает себя не таким, как все: хуже, никчемнее.
Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он привыкает мелко и часто дышать, голова его уходит в плечи. Все это отнюдь не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей, мешает его общению со взрослыми и детьми.
Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать успехи своего ребенка, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина). Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка (“осел”, “дурак”), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты.
Полезно снизить количество замечаний. Предложите родителям попробовать в течение одного только дня записать все замечания, высказанные ребенку.
Вечером пусть они перечитают список.
Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия Полезно больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами.
Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его.
Родители тревожных детей часто сами испытывают мышечное напряжение, поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны и для них. Можно предложить родителям релаксацию в таком варианте: “Ваш ребенок часто бывает скованным, ему было бы полезно выполнять упражнения на расслабление мышц. Желательно, чтобы Вы выполняли упражнение вместе с ним, тогда он будет делать их правильно”.
С целью профилактики тревожности можно использовать наглядную информацию.
Профилактика тревожности (Рекомендации родителям)
1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: “Много ваши воспитатели понимают! Бабушку лучше слушай!”).
2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить.
4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
5. Если по каким-либо объективным причинам ребенку что-то дается трудно, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость, и он не чувствовал себя ущемленным.
6.Если родители не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это еще не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке. Пусть он живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.
Шпаргалка для взрослых или правила работы с тревожными детьми
1. Избегайте состязаний и каких-либо видов робот, учитывающих скорость.
2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.
3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
5. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
6. Демонстрируете образцы уверенного поведения, будьте во весь пример ребенок.
7. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
8. Будьте последовательны в воспитании ребенка.
9. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
10. Используйте наказание лишь в крайних случаях.
11. Не унижайте ребенка, наказывая его.
Работа с родителями аутичного ребенка
Работая с родителями этой категории детей, необходимо знакомить их с особенностями развития аутичных детей вообще и их ребенка в частности.
Поняв, чем же конкретным отличается их ребенок от других, увидев его “сильные” и “слабые” стороны, мамы и папы могут совместно с психологом и воспитателем определить уровень требований к нему, выбрать основные направления и формы работы.
Родители должны понять, как сложно жить их ребенку в этом мире, научиться терпеливо наблюдать за ним, замечая и интерпретируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человека и подтолкнет его к необходимости выражать свои мысли, чувства и эмоции словами. Кроме того, родители должны понять, что их ребенок очень раним. Любое мимолетно сказанное взрослыми слово может стать причиной “эмоциональной бури”. Именно поэтому родители должны быть очень осторожны и деликатны, общаясь с ребенком.
Установить эмоциональный контакт с ребенком и привить ему навыки социального поведения может помочь семейное чтение. Лучше всего читать, посадив ребенка на руки (тактильные ощущение будут способствовать укреплению контактов родителя с ребенком). Причем желательно медленное, поэтапное, тщательное, эмоционально насыщенное освоение художественных образов литературных героев. Лучше читать и обсуждать книгу не один раз. Это поможет ребенку научиться лучше понимать себя и других, а вновь образованные стереотипы общения снизят тревожность и повысят его уверенность в себе.
Если ребенок совсем мал, нужно как можно чаще брать его на руки, прижимать к себе, поглаживать его (даже если он сопротивляется этому на первых порах) и говорить ему ласковые слова.
Для укрепления контактов педагогов с родителями, для оказания более эффективной помощи ребенку, желательно, чтобы его близкие как можно чаще посещали группу детского сада в которую ходит ребенок. Так как для аутичного ребенка типичен страх изменения обстановки, отрыва от близких, желательно, чтобы в начале первых нескольких недель мама (или папа, бабушка, дедушка) находилась рядом с ребенком.
Работая с аутичными детьми, педагоги и родители совместными усилиями могут развить их воображение, обучить эффективным способам общения со сверстниками, а значит, и адаптировать ребенка к условиям окружающего мира.
Шпаргалка для взрослых или правила работы с аутичными детьми
1. Принимать ребенка таким, какой он есть.
2. Исходить из интересов ребенка.
3. Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.
4. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).
5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.
6. Чаще присутствовать в группе, где занимается ребенок.
7. Как можно чаще разговаривать с ребенком.
8. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.
9.Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.)
10. Избегать переутомления ребенка.
Работа с родителями гиперактивного ребенка
Уверенность родителей в том, что окружающие люди не отвергают их ребенка, а принимают его, поможет и им самим лучше понять и принять сына или дочь.
Существует метод, способствующий снятию напряжения у родителей и улучшению детско-родительских отношений. Он заключается в обмене между педагогом и родителями “карточками-переписками”.
В конце дня педагог записывает информацию о ребенке на заранее подготовленной картонной карточке. При этом должно выполняться обязательное условие: информация подается только в позитивной форме. Например, если родители знают, что, когда читают вслух книгу, Саша с трудом высиживает 3 минуты, а сегодня он слушал воспитателя в течение 10 минут, то это обязательно надо отметить в карточке:
Сегодня, 18. 11, Саша слушал сказку “Красная шапочка” в течение 10 минут.
Вечером родители Саши в присутствии всех членов семьи могут отметить это небольшое достижение ребенка, повысив его самооценку и уровень мотивации к обучению. По своему усмотрению взрослые могут поощрить ребенка прогулкой в парк, совместным просмотром телепередачи, любимой игрой.
Если же ребенок спокойно слушал всего лишь 2 минуты, а потом мешал остальным, воспитатель пишет:
Саша слушал сказку “Красная шапочка” 2 минуты.
Таким образом, родители получают позитивную информацию и делают сразу несколько выводов:
1. Ребенка никто не ругает.
2. В группе читали сказку “Красная шапочка”.
3. Ребенок не дослушал сказку, значит, необходимо прочитать ее дома.
Ребенок же, если по его просьбе зачитают информацию с карточки, останется уверен, что ничего плохого он не сделал, а воспитатель по-прежнему любит и понимает его.
Затем родители должны заполнить свою часть карточки, также записав, чем ребенок занимался вечером дома.
8. 11 вечером Саша слушал, как папа читал ему сказку “Красная шапочка”, после чего сделал рисунок к сказке. Во время рисования он вместе с папой пересказал услышанное. Смотрел передачу “Спокойной ночи, малыши” 15 минут, играл с братом в конструктор “Лего” 30 минут. Спать лег в 23 часа.
Воспитатель, получив утром новую информацию о ребенке, тоже могут сделать определенные выводы:
1. Учебный материал, который давался детям накануне, Сашей усвоен.
2. Родители проявили внимание к ребенку.
3. Саша, несмотря на высокую двигательную активность и импульсивность, смог играть с братом в течение 30 минут, значит, если повысить мотивацию ребенка, он способен взаимодействовать с другими детьми в течение довольно длительного времени.
4. Саша лег спать поздно, в 23 часа, следовательно, можно ожидать от него сегодня в группе непредсказуемых поступков. Поэтому педагог должен заранее продумать стратегию своих действий по отношению к ребенку.
Ребенок, чьи родители подходят к его воспитанию в тесном взаимодействии с педагогом и действуют в одном направлении, очень скоро начинает понимать, что требуют от него взрослые. Как только исчезает рассогласованность в действиях взрослых, ребенок становится спокойнее и увереннее в своих силах. Кроме того, такая форма работы, как обмен карточками, способствует установлению взаимопонимания и доверительных отношений между педагогом и родителями.
Если же контакт с родителями затруднен, и мама или папа ребенка не хотят или не готовы принять информацию о нем, можно использовать наглядную форму работы в уголке родителей. Материал необходимо подбирать доступный, немногословный.
Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми
1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая, но будущее.
12. Предоставлять ребенку возможность выбора.
13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия -нет преимущества!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как помочь родителям «трудных» детей?
Почему понятие «Трудновоспитуемый ребенок» широко бытует в практике детского сада? По оценкам воспитателей, фактически в каждой группе есть 1-3, а иногда и более детей, которые с трудом поддаются восп...
Консультация для родителей "Трудный ребёнок"
Цель консультации:помочь родителям наладить взаимоотношения с ребёнком,разобраться в причинах детского непослушания.Непослушных детей,а тем более детей,"отбившихся от рук",принято обвинять.В них ищут ...
Консультация для родителей "Трудный возраст"..
Психологи выделяют три основных кризиса у детей: одного года, трёх лет и пяти - семи лет. Как их пережить?...
Консультация для родителей "Трудный звук"
Консультация для родителей "Трудный звук"...
Консультация для педагогов и родителей: "Трудные дети" - особенности их развития и воспитания.
В последнее время проблема общения с "трудными детьми" стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных детей" неуклонно растет.Если в былые годы "трудными детьми" станови...
«Трудные» родители – «трудный» ребенок
Материал предназначен для родителей с целью профилактических мер по воспитанию детей и предупреждению у них нервных расстройств....
Консультация «Как помочь родителям трудных детей»
quot;Как помочь родителям трудных детей "!...