Как помочь родителям «трудных» детей?
статья на тему
Почему понятие «Трудновоспитуемый ребенок» широко бытует в практике детского сада? По оценкам воспитателей, фактически в каждой группе есть 1-3, а иногда и более детей, которые с трудом поддаются воспитательному влиянию, по отношению к ним малоэффективны многие приемы педагогического воздействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudnye_deti_2.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «ДСОВ №101»
Как помочь родителям «трудных» детей.
Подготовила
Привалова Наталья Александровна
г. Братск
План
- Определение трудновоспитуемости.
- Жизненные позиции дошкольника по отношению к родителям, себе.
- Формы работы с родителями «трудных» детей.
Как помочь родителям «трудных» детей?
Почему понятие «Трудновоспитуемый ребенок» широко бытует в практике детского сада? По оценкам воспитателей, фактически в каждой группе есть 1-3, а иногда и более детей, которые с трудом поддаются воспитательному влиянию, по отношению к ним малоэффективны многие приемы педагогического воздействия.
Объяснить это можно тем, что трудновоспитуемость не возникает вдруг, ни с того ни с сего. Она формируется по крупицам, является результатом длительных нарушений в процессе формирования личности. Чаще всего трудным ребенок становится в следствии не правильного или вовсе неорганизованного процесса воспитания, и прежде всего в семье.
Семья для всех членов ее является «маленькой крепостью», за стенами который мы стремимся спрятаться от невзгод и проблем, отдохнуть душой. Этого хотят взрослые и тем более дети, которым так сложно ориентироваться в огромном мире. Для здорового душевного состояния каждого человека необходимо «принятие» его в семье. «Принятие» ребенка выражается в признании прав на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других.
Развитие ребенка в каждой конкретной семье зависит от характера сложившихся в ней отношений, от принятого типа воспитания и личности самих родителей. Взрослые и дети, занимая определенную позицию, способствуют формированию внутрисемейных отношений. Это не всегда осознается дошкольниками, но определяет его эмоциональное состояние, поведение, а самое главное – представляет собой фундамент будущих отношений с людьми.
Г.Т. Хоментаускас в своей книге «Семья глазами ребенка» описал установки детей, формирующиеся под влиянием семейного окружения.
Можно выделить 5 жизненных позиций дошкольника по отношению к родителям, себе и окружающему миру.
- Я любим, я нужен и тоже уважаю и люблю вас.
- Я обожаем, я центр вселенной, все должны мне поклонятся.
- Я нелюбим, но очень нуждаюсь в любви и заботе.
- Я никому не нужен и тоже не нуждаюсь в вас.
- Я нелюбим, обижен и отомщу вам за это.
Рассмотрим подробнее каждую жизненную установку ребенка:
- Я любим, я нужен и тоже уважаю и люблю вас:
Такая позиция может сформироваться только там, где ребенок чувствует любовь и заботу, видит своих родителей радостными и счастливыми. В таких семьях каждый человек, даже самый маленький, является уникальной личностью, имеющей право на собственное мнение, право выбора. Искренние, неподдельные человеческие чувства, общий положительный эмоциональный фон в семье способствует полноценному развитию личности ребенка.
Радостного, довольного своей жизнью человека отличает достаточно высокая самооценка, уверенность в себе, уважение и доверие ко всем окружающим людям, умение общаться со взрослыми и сверстниками, интерес к познанию. Дети с такой позицией склонны чем-то увлекаться, целеустремленно учиться, а главное, они без страха смотрят в будущее.
- Я обожаем, я центр вселенной, все должны мне поклонятся:
Такая установка чаще всего возникает в семьях, где развит культ ребенка – ему уделяется особое внимание, все его желания и прихоти мгновенно исполняются. Малыш привыкает к тому, что его слово – закон для родителей, он начинает требовать беспрекословного подчинения своей воле, т.е. превращается в маленького деспота. Подобная позиция характерна для семей, имеющих единственного долгожданного ребенка. Она может возникнуть и в неполной семье, например, когда мама, оставшись одна, уделяет все внимание любимому чаду, видя отныне в нем единственный смысл жизни.
Самооценка детей в таких семьях настолько завышена, что их поведение уже в дошкольном возрасте не укладывается в общепринятые нормы: они не считаются с окружающими, действуют наперекор их желаниям и требованиям.
Такая позиция тормозит личностное развитие ребенка (его интересы ограничены только тем, что приносит удовольствие), сужает круг общения.
Подобные проблемы могут глубоко повлиять на жизненный путь и сформировать одинокого, озлобленного человека. такую позицию необходимо изменить. При этом надо иметь в виду, что коррекции требует не только высокая самооценка ребенка, но и сложившиеся отношения в семье, разрушение представления о том, что другие люди менее ценны и значимы.
- Я не любим, но очень нуждаюсь в любви и заботе:
Такая позиция возникает в семьях, где дети остро испытывают нехватку родительского тепла. Среди причин подобного отношения к ребенку известный врач-психотерапевт А.И. Захаров называет отсутствие малыша в жизненных планах родителей, неприятие его индивидуальных и возрастных особенностей, перенос внимания на более младшего ребенка.
Недостаток любви и заботы воспринимается детьми очень остро: они становятся тревожными, плаксивыми, замкнутыми, у них появляется ощущение собственной ненужности, покинутости. Все это неизбежно приводит к внутреннему дискомфорту и может сформировать низкую самооценку. Если вовремя не скорректировать отношение родителей к мальчику, то он обречен на формирование стойкого «комплекса неполноценности», на нежелание общаться с людьми, неумение достигнуть успеха в какой-либо деятельности.
- Я никому не нужен и тоже не нуждаюсь в вас:
Эта установка страшна тем, что ребенок полностью теряет веру в то, что кто-то может его любить, и становится равнодушным. В ответ на отсутствие любви и заботы он демонстрирует безразличие. такие дети не прилагают никаких усилий, чтобы совершить что-то, привлекающее внимание других, заслужить похвалу. Неужели они совсем не желают общения и заботы? Нет, просто эти дети потеряли надежду на любовь родителей. Приобретенный «жизненный опыт» побуждает их как можно быстрее избавиться от «внимания» взрослых – наказаний, поучений, унижений.
Хочется обратиться к родителям: верните ребенку веру в себя, дайте почувствовать, что он в безопасности в своей семье, и вы увидите, что ваш ребенок прекрасно развит – и умственно, и эмоционально.
- Я нелюбим, обижен и отомщу вам за это:
Эта установка также возникает в семьях, где родители эмоционально холодны, авторитарны, постоянно недовольны своим ребенком. Но в данном случае ребенок считает плохим, недостойным не себя, а родителей. Ему кажется, что именно мама с папой виноваты в его оторванности от семьи, в одиночестве. Он часто ведет себя дома агрессивно, кажется, специально раздражает родителей. «Уменьшая» значимость семьи, ребенок таким образом психологически защищается, избавляется от переживаний. Конечно, в душе эти дети по- прежнему привязаны к матери и отцу и мечтают о сохранении с ними хороших отношений. А их плохое поведение говорит лишь о том, что они всеми силами стремятся привлечь внимание к себе.
Конечно, такая внутренняя установка, укоренившись, может в дальнейшем привести к негуманистическому или даже асоциальному поведению. И все же позиция «Вы плохие» в какой-то мере лучше позиции «Я плохой», так как спасает самоуважение ребенка.
Таким образом, рассмотрев эти позиции, можно прийти к выводу: дети всегда понимают любят ли их родители и значимы ли они для них и в соответствии с этим формируют свое отношение к ним, проявляя его в высказываниях, поступках, установках.
Итак, трудновоспитуемость как процесс для многих детей начинается в дошкольном детстве. Именно в эти годы в неблагоприятных условиях жизни и при неправильном воспитании создаются определенные предпосылки для появления и закрепления таких отрицательных качеств как жестокость, жадность, лживость, которые лежат в основе антиобщественного и даже криминального поведения личности в более старшем и зрелом возрасте. Родителям и педагогам надо помнить, что пластичность нервной системы дошкольников создает наиболее благоприятные предпосылки для коррекции поведения и личностных качеств ребенка. Родители всегда имеют в своем распоряжении средства воздействия, которые, не будучи целесообразными с педагогической точки зрения, все же до поры до времени дают сиюминутный результат (например, окрик, отстранение от игры или занятия, угроза наказать и т.д.). Но этого явно не достаточно. Первый и важнейший этап в работе с родителями трудных детей – это сотрудничество педагога и семьи, главной целью которого является настроить родителей на самостоятельную педагогическую работу и приобретения знаний и умений по работе с проблемными детьми.
Целесообразно использовать разные формы работы.
1. Целенаправленное педагогическое наблюдение. Оно дает неплохие результаты, которые обсуждаются с воспитателями. С этой целью можно предложить родителям схемы наблюдения. Например, схема наблюдения за агрессивным ребенком следующая:
Ребенок:
- часто теряет контроль над собой;
- часто спорит, ругается со взрослыми;
- часто отказывается выполнять правила;
- часто специально раздражает людей;
- часто винит других в своих ошибках;
- часто сердится и отказывается сделать что-либо;
- часто завистлив, мстителен;
- чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых) которые нередко раздражают его.
Или: критерии определения тревожности у ребенка.
- постоянное беспокойство;
- трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо;
- мышечное напряжение (например, в области лица, шеи);
- раздражительность;
- нарушение сна.
Данные критерии предлагают американские психологи П. Бейкер и М. Алворд.
2. Использование анкет, бесед, что поможет родителям получить новые сведения о ребенке. Например, анкета «Признаки импульсивности», помогающая выявить импульсивность.
Импульсивный ребенок
- всегда быстро находит ответ, когда его о чем-то спрашивают (возможно, и неверный).
- у него часто меняется настроение.
- многие вещи его раздражают, выводят его из себя.
- ему нравится работа, которую можно делать быстро.
- обидчив, но не злопамятен.
- часто чувствуется, что ему все надоело.
- быстро, не колеблясь, принимает решения.
- может резко отказаться от еды, которую не любит.
- нередко отвлекается на занятиях.
- когда кто-то из ребят на него кричит, он кричит в ответ.
- обычно уверен, что справится с любым заданием.
- может нагрубить родителям, воспитателю.
- временами кажется, что он переполнен энергией.
- это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.
- требует к себе внимания, не хочет ждать.
- в играх не подчиняется общим правилам.
- горячится во время разговора, часто повышает голос.
- легко забывает поручения старших, увлекается игрой.
- любит организовывать и предводительствовать.
- похвала и порицание действует на него сильнее, чем на других.
3. Индивидуальные консультации.
- Обмен между педагогом и родителями «карточками-переписками». В конце дня педагог записывает информацию о ребенке на заранее подготовленной карточке. При этом должно выполнятся обязательное условие: информация подается только в позитивной форме. Например, если родители знают, что когда читают вслух книгу Игорь с трудом высиживает 3 минуты, а сегодня он слушал воспитателя 10 минут, то это надо отметить в карточке.
Сегодня 18.10 Игорь слушал сказку «Три поросенка» в течении 10 минут.
Это уже достижение Игоря и можно посоветовать родителям отметить его, повысив его самооценку.
Если же ребенок спокойно слушал сказку всего лишь 2 минуты, а потом мешал остальным, воспитатель пишет: Игорь слушал сказку 3 поросенка 2 мин.
Таким образом, родители получают информацию позитивную и делают сразу несколько выводов:
- ребенка никто не ругает;
- в группе читали сказку 3 поросенка;
- ребенок недослушал сказку, значит необходимо прочитать ее дома.
Ребенок же, если по его просьбе зачитают информацию с карточки, останется уверен, что ничего плохого он не делал, а воспитатель его по-прежнему любит и понимает.
- Наглядная информация, помещенная в уголке для родителей, например, шпаргалка для взрослых или Правила работы с агрессивными детьми.
- «Цветок достижений» (или цветик – семицветик). В центре – фотография ребенка, а на лепестках соответствующим дням недели – информация о результатах ребенка, которыми он гордится. Например, дежурил хорошо по столовой, сегодня был дружелюбным со всеми.
- Можно оформить стенд «Звезда недели». 1 раз в неделю вся информация будет посвящена успехам, хорошему поведению конкретного ребенка.
- Общие консультации – цель которых популяризация научных основ личностного и поведенческого развития ребенка.
- Групповые дискуссии – цель которых повысить мотивацию и вовлеченность родителей в решение обсуждаемых проблем, изменить их педагогические установки.
Во время групповых дискуссий родителям не навязывают педагогические формы. Они вовлекаются в обсуждение, обмениваются опытом, совместно вырабатывают пути разрешения проблем.
- Библиоконсультирование – обсуждение прочитанных книг, посвященных проблемам семейной жизни.
Обсуждение может проводится индивидуально и с группой родителей, озабоченных какой-то одной проблемой. Например, тем, кто жалуется на не послушание и упрямство своих детей, можно порекомендовать книгу Д. Добсона «Непослушный ребенок». Затем в личной беседе обсудить семейные ситуации, проанализировать рекомендации автора.
На общее обсуждение можно вынести содержание книг Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», А.И. Захарова «Как предупредить отклонения в поведении ребенка?», «Как преодолеть страхи у детей?», Р. Кемпбелл «Как на самом деле любить детей», А.С. Спиваковской «Как быть родителями?» и др.
Изучение подобной литературы позволяет родителям получить более глубокие знания об отклонениях в поведении и их преодолении в процессе общения и взаимодействия с ребенком. С повышением осведомленности расширяется и спектр вопросов, выносимых родителями на обсуждение.
Используемая литература
- Баркан А. Как научиться понимать своего ребенка. М., 2007
- Лютова Е., Монина Г. Тренинг эффективного взаимодействия с трудными детьми. С-Птб., 2003
- Стожарова Н. Как помочь родителям «трудных» детей. // Ребенок в детском саду.-2004.- № 1, 2, 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Трудный ребёнок"
Цель консультации:помочь родителям наладить взаимоотношения с ребёнком,разобраться в причинах детского непослушания.Непослушных детей,а тем более детей,"отбившихся от рук",принято обвинять.В них ищут ...
Консультация для родителей "Трудный возраст"..
Психологи выделяют три основных кризиса у детей: одного года, трёх лет и пяти - семи лет. Как их пережить?...
Консультация для родителей "Трудный звук"
Консультация для родителей "Трудный звук"...
Консультация для педагогов и родителей: "Трудные дети" - особенности их развития и воспитания.
В последнее время проблема общения с "трудными детьми" стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных детей" неуклонно растет.Если в былые годы "трудными детьми" станови...
Консультация для педагогов и родителей: "Трудные дети"
В последнее время проблема общения с "трудными детьми" стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных детей" неуклонно растет.Если в былые годы "трудными детьми" станови...
«Трудные» родители – «трудный» ребенок
Материал предназначен для родителей с целью профилактических мер по воспитанию детей и предупреждению у них нервных расстройств....
Консультация «Как помочь родителям трудных детей»
quot;Как помочь родителям трудных детей "!...