Семинар- практикум для воспитателей «Влияние сказки на развитие детей дошкольного возраста»
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie-skazki-na-razvitie-detey-doshkolnogo-vozrasta.doc | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар- практикум для воспитателей
«Влияние сказки на развитие детей дошкольного возраста»
В данной статье рассматривается проблема развития современных детей, |
анализируется каким образом ребенок ориентируется, понимая, что такое |
добро и зло. Затрагивается тема необходимости чтения сказок детям и |
обосновывается причина, по которой именно сказка может пояснить и |
сформировать необходимые качества в ребенке. Автором предложены |
критерии выбора сказки в том числе и в соответствии возрасту |
дошкольника, также даны практические советы для родителей. |
Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по |
крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история |
народа. |
Алексей Николаевич Толстой |
Знакомя кроху со сказками, надо учитывать ряд моментов, обойдя которые |
вы утеряете то самое важное, что есть в этих чудо-историях. Во-первых, |
авторские истории – это совершенно другое. Литературная сказка – |
нравственный опыт одного человека, пусть даже очень талантливого. Хотя |
совсем отказываться от авторской сказки не стоит. Настоящие исконно |
народные сказки многослойны, их смысл глубок, они отшлифованы |
временем и народной мудростью, умножающейся веками. Упрощенное, |
взрослое осмысление сказок (посредством «литературной обработки») |
искажает и делает недоступным для ребенка их образный смысл. Поэтому |
пользуйтесь книжками без искажений. Во-вторых, шведские, немецкие, |
английские, словом, многие народные сказки учат трудолюбию, доброте и |
отзывчивости. Большинство русских народных сказок восхваляют |
лодырей, хвастунов и мелких воришек, как бы непатриотично это ни |
звучало. Так что, прежде чем читать своему ребенку об успехах Емели, |
подумайте, кого вы хотите вырастить. В-третьих, очень часто противники |
сказок обвиняют их в ужасной реалистичности. Но зло, присутствующее в |
сказках, – дело совсем иное. Редкая сказка обходится без таких |
подробностей, как съедание (проглатывание) героя, отрубание пальца, |
утопление и проч. Но, согласно психологическим исследованиям, детей |
подобные картины не пугают. Правда, речь идет только о |
«неиспорченных» детях. Если ребенок многократно наблюдал сцены |
насилия по телевизору, то ему уже трудно воспринимать подобные |
подробности в сказках только на подсознательном уровне. |
Некоторые дети проявляют милосердие по отношению к отрицательным |
персонажам. Например, жалеют волка из «Красной Шапочки». Здесь уж |
непреклонными должны оставаться мамы. Ведь зло непременно должно |
быть уничтожено. И если вам известно, что волк символизирует |
абсолютное зло, вы не пойдете на компромисс: волк должен умереть. |
Скажите ребенку, что плохое должно погибнуть, и он вас, поверьте, |
поймет. И вообще, то, что добро всегда побеждает зло, – это очень важно! |
Сказка дает ребенку внутреннюю убежденность в этом. И тогда ему легче |
справляться с жизненными трудностями, легче делать правильный выбор в |
непростых ситуациях. Особенно это важно в период становления |
личности. Ведь и ваш малыш когда-нибудь будет решать для себя вопрос о |
наркотиках, насилии, вседозволенности. И тогда ваша теперешняя забота о |
хорошем чтении сыграет свою положительную роль. Возможно, потом |
жизнь внесет свои коррективы, но в подсознании, как известно, ничего не |
пропадает. Все мы – родом из детства. |
И помните, как бы ни переживали дети в процессе рассказа сказки, |
хороший конец развеет все их страхи. Более того, знакомство со сказкой |
может стать одним из самых надежных защитных барьеров от этого |
безудержного информационного потока, с которым ваше сокровище рано |
или поздно все равно столкнется вплотную… |
Не многие задумываются о том, почему уже несколько веков подряд живут |
всем известные сказки «Золушка», «Маша и медведи», «Кот в сапогах» и |
другие. А ведь в каждой сказке отображается определенная модель |
поведения, которая чему-то учит ребенка. |
Получается что, читая определенные сказки, мы задаем ребенку нужные |
установки на примерное поведение, учим понимать, что такое добро и зло, |
любовь, дружба, справедливость. |
С помощью сказки мы можем оградить малыша от различных внутренних |
страхов и недостатков в поведении, аккуратно приготовить ребенка к |
беседам о сексуальном воспитании. Если вы заметили, что ребенок из |
прочитанных ему мамой сказок выбирает одну-две любимые, значит, у |
него уже сформировалась модель жизни, которую он выбрал |
самостоятельно. |
Чтобы узнать скрытые таланты вашего ребенка, черты его характера и |
восприятие реального мира проанализируйте любимую сказку малыша. То |
же касается и детских костюмов. Например, мальчик, который выбирает |
себе костюм пирата или разбойника, склонен к агрессии и дракам. |
Девочка, выбирающая костюм лисички, будет, скорее всего, и во взрослой |
жизни вести себя соответственно образу лисички: использовать для |
достижения своих целей голливудскую улыбку, лукавство и изворотливый |
ум. Именно поэтому нужно осторожно выбирать сказки для детей. |
Выбираем сказки соответственно возрасту ребенка. |
Выбирать сказку нужно обязательно согласно его психическому развитию. |
В определенном возрасте полезна своя сказка. |
Ребенок двух лет уже может удерживать в памяти какие-либо действия с |
предметами и несложные действия сказочных персонажей. |
С двух до пяти лет. |
В этом возрасте малыши очень любят сказки про животных: они с |
радостью повторяют за родителями движения животных, подражают |
звукам, издаваемым сказочными персонажами: петушком с золотым |
гребешком, мышкой-норушкой, лисичкой-сестричкой. Малыши в сказках |
любят, когда сюжеты повторяются. Так как, например, в сказках |
«Теремок», «Колобок» или «Репка». Чтение таких сказок помогает ребенку |
лучше запомнить сюжет и полностью «раствориться» в нем. |
Психологи утверждают, чтобы ребенок лучше понимал сказки нужно их |
повествование сопровождать демонстрированием соответствующих |
картинок. |
Замечательно, если иногда вы будете разыгрывать сказки, переодеваясь в |
костюмы. Можно использовать обычные куклы или купить детский |
кукольный театр. |
С двух до пяти лет ребенок начинает бурно фантазировать, что говорит о |
его готовности воспринимать волшебные сказки. Но в то же время этот |
шаг в развитии может стать и причиной возникновения страхов из-за |
влияния негативных персонажей сказок на психику ребенка. Поэтому |
осторожно выбирайте сказки малышу. Сказка должна приносить малышу |
радость, теплоту, а не как не пугать его. |
С пяти до семи лет. |
В этом возрасте ребенку уже можно читать любые сказки, в зависимости |
от его предпочтений. Необходимо учесть, что произведения читаемые в |
этом возрасте должны всесторонне развивать дошкольника. То есть |
выбирайте те сказки, которые развивают воображение и мышление, учат |
добру и культуре поведения. |
С пяти лет ребенок уже сам может пересказывать понравившиеся ему |
сказки. В случае если ребенок затрудняется пересказывать прочитанные |
ему неоднократно сказки, мгновенно забывает только что услышанный |
сюжет, долго не может подобрать необходимые слова для описания |
персонажей или сюжета, то это может говорить о задержке развития |
ребенка. Тогда нужно обратиться к врачу. |
Не переставайте читать вашему чаду сказки даже если он сам уже |
научился читать. Ведь чтение сказок сближает взрослого и ребенка, что |
немаловажно для эмоционального развития непоседы. |
Сказкотерапия. |
Сказки не только радуют, успокаивают, развивают, но и лечат. Многим |
родителям известна сказкотерапия. Почему, например, дети так любят |
Гарри Поттера? Да просто главный герой – мальчик, который обладает |
большой силой. Поэтому дети, когда ассоциируют себя с ним, чувствуют |
себя уверенней и сильнее. |
А ведь сказкотерапия не новшество, а испробованный столетиями метод. |
Например, если малыш заболел, почитайте ему сказку про Карлсона и его |
варенье и дайте малышу целебный чай. Или, например, если ребенок |
обжегся, почитайте ему про живую воду, а после смажьте ожог мазью. |
Результат от лечения будет во много раз сильнее обычного. Особенно |
полезна сказка, прочитанная на ночь. Правильно подобранная сказка |
должна расслаблять, снимать усталость, напряжение и возбуждение, |
накопленное за день. |
Сказки помогают детей гармонично развиваться, учат многому полезному, |
что пригодится им во взрослой жизни и это факт. |
Сказкотерапия считается специалистами одной из самых положительных |
по эмоциональному эффекту. Говорят, что уже первый сеанс способен |
улучшить эмоциональное состояние пациента и снять отрицательное |
психическое напряжение. |
Через сказкотерапию человек не уводится в мир фантазии, а, наоборот, |
через неё строится более удобный и «многополосный» мост к реальности. |
Знания, навыки, полученные на сеансах сказкотерапии, позволяют |
попытаться воплотить их в жизнь. Часто в применении сказкотерапии |
могут использоваться приёмы арт-терапии, гештальт-терапии и |
психодрамы. |
Сказки играют большую роль в плане гармонического развития личности. |
Что же такое гармоническое развитие? Гармония – это соотношение всех |
частей целого, их взаимопроникновение и взаимопереходы. Сильные |
стороны личности ребенка как бы подтягивают слабые, поднимая их на |
более высокие уровни, заставляя всю сложнейшую систему – |
человеческую личность – функционировать более гармонично и целостно. |
Нравственные представления и суждения людей не всегда соответствуют |
их нравственным чувствам и поступкам. Поэтому недостаточно только |
знать, понимать «головой», что такое быть нравственным, а также только |
высказываться в пользу нравственных поступков, надо воспитывать себя и |
своего ребенка так, чтобы хотеть и уметь им быть, а это уже область |
чувств, переживаний, эмоций. |
Сказки помогают развить в ребенке отзывчивость, доброту, делают |
контролируемым и целенаправленным эмоционально-нравственное |
развитие ребенка. Почему именно сказки? Да потому, что искусство, |
литература – богатейший источник и побудитель чувств, переживаний и |
именно высших чувств, специфически человеческих (нравственных, |
интеллектуальных, эстетических). |
Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая |
реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки |
обычной жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с |
такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь |
и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство и тому подобное. |
Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная |
пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл, остаются |
подлинными, «взрослыми». |
Поэтому те уроки, которые дает сказка, – это уроки на всю жизнь и для |
маленьких, и для взрослых. Для детей это ни с чем не сравнимые уроки |
нравственности, для взрослых это уроки, в которых сказка обнаруживает |
свое, порой неожиданное воздействие на ребенка. |
Практические советы родителям |
· С помощью сказок можно решать возрастные задачи детей. В каждом |
возрасте есть своя психологическая задача. |
· Сказки оказывают воздействие на умственное и эстетическое развитие |
ребенка. Сказки играют большую роль и в воспитании детей, так как они |
развивают воображение и мышление ребенка, а также обогащают его |
эмоциями, учат понимать и слушать. |
Если вы хотите рассказать малышу сказку или спеть песенку, старайтесь |
сделать это сами, не стоит «перепоручать» это компьютеру или |
магнитофону. Самое профессиональное чтение с записи заметно |
проигрывает вашему личному контакту с малышом, живому. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей Подвижные игры в развитии детей дошкольного возраста
Семинар-практикум для воспитателейПодвижные игры в развитии детей дошкольного возрастаИгра была спутником человека с незапамятных времен. Прогрессивные русские ученые – педагоги, гигиенисты (П.Ф.Лесга...
Семинар-практикум для воспитателей «Формирование выразительной речи у детей дошкольного возраста»
В семинаре показана работа по формированию выразительной речи дошкольников, над развитием силы и высоты голоса и просодических компонентов речи (тембр, сила, ритм, длительность). Разработан и предложе...
Семинар-практикум для воспитателей Подвижные игры в развитии детей дошкольного возраста
Семинар-практикум для воспитателейПодвижные игры в развитии детей дошкольного возраста...
Семинар – практикум «STEAM- технология, новая ступень в развитие детей дошкольного возраста» Тема : «Экспериментирование по сказке»
STEAM демонстрирует дошкольникам, как применять науку и искусство в их жизнедеятельности.Что такое STEАM? Если расшифровать, то получится следующее: S – science, (е...
Конспект семинара-практикума для воспитателей и специалистов службы сопровождения детей дошкольного возраста на тему: «Исследование основ успешности ребёнка. Методика раскрытия индивидуальности ребёнка, позволяющая анализировать личностный потенциал»
Что такое успех? Личность? Успешный ребенок? Каково влияние взрослого на формирование успешности и неуспешности ребенка? Конспект семинара – практикума для воспитателей и специалистов службы соп...
Семинар-практикум для воспитателей " Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста"
Семинар -практикум для воспитателей.Цели.задачи, дидактические игры, загадки, мнемотаблицы....
Семинар – практикум «STEAM- технология, новая ступень в развитие детей дошкольного возраста» Тема выступления: «Экспериментирование по сказке»
Семинар – практикум «STEAM- технология, новая ступень в развитие детей дошкольного возраста»Тема выступления: «Экспериментирование по сказке»...