Семинар- практикум для воспитателей «Влияние сказки на развитие детей дошкольного возраста»
статья

В данной статье рассматривается проблема развития современных детей,
анализируется каким образом ребенок ориентируется, понимая, что такое
добро и зло. Затрагивается тема необходимости чтения сказок детям и
обосновывается причина, по которой именно сказка может пояснить и
сформировать необходимые качества в ребенке. Автором предложены
критерии выбора сказки в том числе и в соответствии возрасту
дошкольника, также даны практические советы для родителей.
Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по
крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история
народа.
Алексей Николаевич Толстой
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vliyanie-skazki-na-razvitie-detey-doshkolnogo-vozrasta.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар- практикум для воспитателей

«Влияние сказки на развитие детей дошкольного возраста»

В данной статье рассматривается проблема развития современных детей,

анализируется каким образом ребенок ориентируется, понимая, что такое

добро и зло. Затрагивается тема необходимости чтения сказок детям и

обосновывается причина, по которой именно сказка может пояснить и

сформировать необходимые качества в ребенке. Автором предложены

        критерии        выбора        сказки        в        том        числе        и        в        соответствии        возрасту

дошкольника, также даны практические советы для родителей.

Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по

крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история

народа.

Алексей Николаевич Толстой

Знакомя кроху со сказками, надо учитывать ряд моментов, обойдя которые

вы утеряете то самое важное, что есть в этих чудо-историях.

 Во-первых,

авторские истории – это совершенно другое.

Литературная сказка –

нравственный опыт одного человека, пусть даже очень талантливого. Хотя

совсем отказываться от авторской сказки не стоит. Настоящие исконно

народные сказки многослойны, их смысл глубок, они отшлифованы

временем и народной мудростью, умножающейся веками. Упрощенное,

взрослое осмысление сказок (посредством «литературной обработки»)

искажает и делает недоступным для ребенка их образный смысл. Поэтому

пользуйтесь книжками без искажений. Во-вторых, шведские, немецкие,

английские, словом, многие народные сказки учат трудолюбию, доброте и

        отзывчивости.        Большинство        русских        народных        сказок        восхваляют

лодырей, хвастунов и мелких воришек, как бы непатриотично это ни

звучало. Так что, прежде чем читать своему ребенку об успехах Емели,

подумайте, кого вы хотите вырастить. В-третьих, очень часто противники

сказок обвиняют их в ужасной реалистичности. Но зло, присутствующее в

        сказках,        –        дело        совсем        иное.        Редкая        сказка        обходится        без        таких

подробностей, как съедание (проглатывание) героя, отрубание пальца,

утопление и проч. Но, согласно психологическим исследованиям, детей

        подобные        картины        не        пугают.        Правда,        речь        идет        только        о

«неиспорченных» детях. Если ребенок многократно наблюдал сцены

насилия по телевизору, то ему уже трудно воспринимать подобные

подробности в сказках только на подсознательном уровне.

Некоторые дети проявляют милосердие по отношению к отрицательным

персонажам. Например, жалеют волка из «Красной Шапочки». Здесь уж

непреклонными должны оставаться мамы. Ведь зло непременно должно

        быть        уничтожено.        И        если        вам        известно,        что        волк        символизирует

абсолютное зло, вы не пойдете на компромисс: волк должен умереть.

Скажите ребенку, что плохое должно погибнуть, и он вас, поверьте,

поймет. И вообще, то, что добро всегда побеждает зло, – это очень важно!

Сказка дает ребенку внутреннюю убежденность в этом. И тогда ему легче

справляться с жизненными трудностями, легче делать правильный выбор в

        непростых        ситуациях.        Особенно        это        важно        в        период        становления

личности. Ведь и ваш малыш когда-нибудь будет решать для себя вопрос о

наркотиках, насилии, вседозволенности. И тогда ваша теперешняя забота о

хорошем чтении сыграет свою положительную роль. Возможно, потом

жизнь внесет свои коррективы, но в подсознании, как известно, ничего не

пропадает. Все мы – родом из детства.

И помните, как бы ни переживали дети в процессе рассказа сказки,

хороший конец развеет все их страхи. Более того, знакомство со сказкой

может стать одним из самых надежных защитных барьеров от этого

безудержного информационного потока, с которым ваше сокровище рано

или поздно все равно столкнется вплотную…

Не многие задумываются о том, почему уже несколько веков подряд живут

всем известные сказки «Золушка», «Маша и медведи», «Кот в сапогах» и

другие. А ведь в каждой сказке отображается определенная модель

поведения, которая чему-то учит ребенка.

Получается что, читая определенные сказки, мы задаем ребенку нужные

установки на примерное поведение, учим понимать, что такое добро и зло,

любовь, дружба, справедливость.

С помощью сказки мы можем оградить малыша от различных внутренних

страхов и недостатков в поведении, аккуратно приготовить ребенка к

беседам о сексуальном воспитании. Если вы заметили, что ребенок из

прочитанных ему мамой сказок выбирает одну-две любимые, значит, у

        него        уже        сформировалась        модель        жизни,        которую        он        выбрал

самостоятельно.

Чтобы узнать скрытые таланты вашего ребенка, черты его характера и

восприятие реального мира проанализируйте любимую сказку малыша. То

же касается и детских костюмов. Например, мальчик, который выбирает

себе костюм пирата или разбойника, склонен к агрессии и дракам.

Девочка, выбирающая костюм лисички, будет, скорее всего, и во взрослой

жизни вести себя соответственно образу лисички: использовать для

достижения своих целей голливудскую улыбку, лукавство и изворотливый

ум. Именно поэтому нужно осторожно выбирать сказки для детей.

Выбираем сказки соответственно возрасту ребенка.

Выбирать сказку нужно обязательно согласно его психическому развитию.

В определенном возрасте полезна своя сказка.

Ребенок двух лет уже может удерживать в памяти какие-либо действия с

предметами и несложные действия сказочных персонажей.

С двух до пяти лет.

В этом возрасте малыши очень любят сказки про животных: они с

радостью повторяют за родителями движения животных, подражают

        звукам,        издаваемым        сказочными        персонажами:        петушком с золотым

гребешком, мышкой-норушкой, лисичкой-сестричкой. Малыши в сказках

        любят,        когда        сюжеты        повторяются.        Так        как,        например,        в        сказках

«Теремок», «Колобок» или «Репка». Чтение таких сказок помогает ребенку

лучше запомнить сюжет и полностью «раствориться» в нем.

Психологи утверждают, чтобы ребенок лучше понимал сказки нужно их

        повествование        сопровождать        демонстрированием        соответствующих

картинок.

Замечательно, если иногда вы будете разыгрывать сказки, переодеваясь в

костюмы. Можно использовать обычные куклы или купить детский

кукольный театр.

С двух до пяти лет ребенок начинает бурно фантазировать, что говорит о

его готовности воспринимать волшебные сказки. Но в то же время этот

шаг в развитии может стать и причиной возникновения страхов из-за

влияния негативных персонажей сказок на психику ребенка. Поэтому

осторожно выбирайте сказки малышу. Сказка должна приносить малышу

радость, теплоту, а не как не пугать его.

С пяти до семи лет.

В этом возрасте ребенку уже можно читать любые сказки, в зависимости

от его предпочтений. Необходимо учесть, что произведения читаемые в

этом возрасте должны всесторонне развивать дошкольника. То есть

выбирайте те сказки, которые развивают воображение и мышление, учат

добру и культуре поведения.

С пяти лет ребенок уже сам может пересказывать понравившиеся ему

сказки. В случае если ребенок затрудняется пересказывать прочитанные

ему неоднократно сказки, мгновенно забывает только что услышанный

сюжет, долго не может подобрать необходимые слова для описания

персонажей или сюжета, то это может говорить о задержке развития

ребенка. Тогда нужно обратиться к врачу.

Не переставайте читать вашему чаду сказки даже если он сам уже

научился читать. Ведь чтение сказок сближает взрослого и ребенка, что

немаловажно для эмоционального развития непоседы.

Сказкотерапия.

Сказки не только радуют, успокаивают, развивают, но и лечат. Многим

родителям известна сказкотерапия. Почему, например, дети так любят

Гарри Поттера? Да просто главный герой – мальчик, который обладает

большой силой. Поэтому дети, когда ассоциируют себя с ним, чувствуют

себя уверенней и сильнее.

А ведь сказкотерапия не новшество, а испробованный столетиями метод.

Например, если малыш заболел, почитайте ему сказку про Карлсона и его

варенье и дайте малышу целебный чай. Или, например, если ребенок

обжегся, почитайте ему про живую воду, а после смажьте ожог мазью.

Результат от лечения будет во много раз сильнее обычного. Особенно

полезна сказка, прочитанная на ночь. Правильно подобранная сказка

        должна        расслаблять, снимать усталость, напряжение и возбуждение,

накопленное за день.

Сказки помогают детей гармонично развиваться, учат многому полезному,

что пригодится им во взрослой жизни и это факт.

Сказкотерапия считается специалистами одной из самых положительных

по эмоциональному эффекту. Говорят, что уже первый сеанс способен

улучшить эмоциональное состояние пациента и снять отрицательное

психическое напряжение.

Через сказкотерапию человек не уводится в мир фантазии, а, наоборот,

через неё строится более удобный и «многополосный» мост к реальности.

        Знания,        навыки,        полученные        на        сеансах        сказкотерапии,        позволяют

попытаться воплотить их в жизнь. Часто в применении сказкотерапии

        могут        использоваться        приёмы        арт-терапии,        гештальт-терапии        и

психодрамы.

Сказки играют большую роль в плане гармонического развития личности.

Что же такое гармоническое развитие? Гармония – это соотношение всех

частей целого, их взаимопроникновение и взаимопереходы. Сильные

стороны личности ребенка как бы подтягивают слабые, поднимая их на

        более        высокие        уровни,        заставляя        всю        сложнейшую        систему        –

человеческую личность – функционировать более гармонично и целостно.

Нравственные представления и суждения людей не всегда соответствуют

их нравственным чувствам и поступкам. Поэтому недостаточно только

знать, понимать «головой», что такое быть нравственным, а также только

высказываться в пользу нравственных поступков, надо воспитывать себя и

своего ребенка так, чтобы хотеть и уметь им быть, а это уже область

чувств, переживаний, эмоций.

        Сказки        помогают        развить        в        ребенке отзывчивость, доброту, делают

        контролируемым        и        целенаправленным        эмоционально-нравственное

развитие ребенка. Почему именно сказки? Да потому, что искусство,

литература – богатейший источник и побудитель чувств, переживаний и

        именно        высших        чувств,        специфически        человеческих        (нравственных,

интеллектуальных, эстетических).

Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая

реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки

обычной жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с

такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь

и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство и тому подобное.

        Форма        изображения        этих        явлений        особая,        сказочная,        доступная

пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл, остаются

подлинными, «взрослыми».

Поэтому те уроки, которые дает сказка, – это уроки на всю жизнь и для

маленьких, и для взрослых. Для детей это ни с чем не сравнимые уроки

нравственности, для взрослых это уроки, в которых сказка обнаруживает

свое, порой неожиданное воздействие на ребенка.

Практические советы родителям

        ·        С помощью сказок можно решать возрастные задачи детей. В каждом

возрасте есть своя психологическая задача.

        ·        Сказки оказывают воздействие на умственное и эстетическое развитие

ребенка. Сказки играют большую роль и в воспитании детей, так как они

развивают воображение и мышление ребенка, а также обогащают его

эмоциями, учат понимать и слушать.

Если вы хотите рассказать малышу сказку или спеть песенку, старайтесь

        сделать        это        сами,        не        стоит        «перепоручать»        это        компьютеру        или

        магнитофону.        Самое        профессиональное        чтение        с        записи        заметно

проигрывает вашему личному контакту с малышом, живому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей Подвижные игры в развитии детей дошкольного возраста

Семинар-практикум для воспитателейПодвижные игры в развитии детей дошкольного возрастаИгра была спутником человека с незапамятных времен. Прогрессивные русские ученые – педагоги, гигиенисты (П.Ф.Лесга...

Семинар-практикум для воспитателей «Формирование выразительной речи у детей дошкольного возраста»

В семинаре показана работа по формированию выразительной речи дошкольников, над развитием силы и высоты голоса и просодических компонентов речи (тембр, сила, ритм, длительность). Разработан и предложе...

Семинар-практикум для воспитателей Подвижные игры в развитии детей дошкольного возраста

Семинар-практикум для воспитателейПодвижные игры в развитии детей дошкольного возраста...

Семинар – практикум «STEAM- технология, новая ступень в развитие детей дошкольного возраста» Тема : «Экспериментирование по сказке»

STEAM демонстрирует дошкольникам, как применять науку и искусство в их жизнедеятельности.Что такое STEАM? Если расшифровать, то получится следующее: S – science, (е...

Конспект семинара-практикума для воспитателей и специалистов службы сопровождения детей дошкольного возраста на тему: «Исследование основ успешности ребёнка. Методика раскрытия индивидуальности ребёнка, позволяющая анализировать личностный потенциал»

Что такое успех? Личность? Успешный ребенок? Каково влияние взрослого на формирование успешности и неуспешности ребенка? Конспект семинара – практикума для воспитателей и специалистов службы соп...

Семинар-практикум для воспитателей " Формирование познавательной деятельности у детей дошкольного возраста"

Семинар -практикум для воспитателей.Цели.задачи, дидактические игры, загадки, мнемотаблицы....

Семинар – практикум «STEAM- технология, новая ступень в развитие детей дошкольного возраста» Тема выступления: «Экспериментирование по сказке»

Семинар – практикум «STEAM-  технология, новая ступень в развитие детей дошкольного возраста»Тема выступления: «Экспериментирование по сказке»...