Конспект тематического занятия "Блокадный хлеб"
методическая разработка (старшая группа)
Тематическое мероприятие, посвященное 81-годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в 1944 году.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blokadnyy_hleb.docx | 26.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект тематического занятия для детей старшего дошкольного возраста
«Блокадный Хлеб».
Цель: Ознакомление детей с историческим моментом нашей страны – Великой Отечественной войной, блокадой Ленинграда 8 сентября 1941 года-27 января 1944 года (Санкт-Петербурга),
развитие словарного запаса,
воспитание патриотических чувств.
Ход занятия:
Воспитатель: Хлеб… Какое простое, повседневное слово. Оно также естественно для нас, как слова мама, солнце, вода. К сожалению, мы, поколение 20-21 века, не придаем этому слову того значения и уважения, которое оно заслуживает!
Что можно сказать про хлеб, какой он? (Ответы детей).
Воспитатель: Действительно, хлеб бывает: ржаной, пшеничный, белый, черный, мягкий, воздушный, пышный, свежий, ароматный, запашистый, румяный, золотой, аппетитный, вкусный.
Но сегодня я хочу рассказать вам о другом хлебе — военном или Блокадном хлебе. Это тот хлеб, о котором мы должны знать и помнить всегда!
Ребята, ночью 22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз (так называлась раньше наша страна). И в нашей стране началась Великая Отечественная война. В начале войны родилась замечательная песня. Она звала на борьбу народ: «Вставай, страна огромная…» И весь русский народ встал на защиту своей Родины!
Звучит фонограмма песни «Вставай, страна огромная…»
Воспитатель: Враг подошел к Ленинграду, так ранее назывался город Санкт-Петербург, и город оказался в блокаде.
Блокада - это круг или кольцо из немецких войск вокруг города, которое сомкнулось. Город и все жители оказались замкнуты в этой блокаде. Никто не мог выехать оттуда. Город регулярно обстреливали с воздуха по 6-8 раз в сутки. И звучала воздушная тревога.
Запись воздушной тревоги
Воспитатель: Когда люди слышали такой сигнал, то все прятались в бомбоубежище, и чтобы их успокоить по радио звучал звук метронома, который напоминал звук биения сердца, говоривший людям, что жизнь продолжается.
Запись метронома
Воспитатель: А что такое бомбоубежище? (Это специальные помещения под землей, где можно было укрыться от бомбежки).
Жизнь в городе становилась все труднее.
Летом, в начале войны, никто не думал, что Ленинград окажется в блокаде, поэтому больших запасов продовольствия в городе не было. А с началом войны еды стало требоваться больше, ведь в Ленинград приходили люди с захваченных врагом районов. Еды не хватало. Самым вкусным и сладким продуктом была не конфета, а крошечный ломтик черного хлеба, который выдавали по специальным карточкам.
Карточки — бумажные талоны, на которых указывалось положенное количество продуктов, каждому человеку. По ним можно было получить свою норму хлеба — небольшой кусочек в день. Рабочие получали 250 грамм хлеба, а служащие и дети 125 грамм на весь день.
А кроме хлеба, еды у людей не было. Как вы думаете, можно наесться, этим кусочком хлеба на весь день? Как вы думаете, это сколько? Покажите руками… (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, 125 грамм хлеба — это много или мало? Сколько вот таких кусочков в день вы съедаете? (Ответы детей).
Воспитатель: Как вы считаете, этого хлеба было достаточно, что бы наесться? (Ответы детей).
Воспитатель: А для того времени это было много, так как маленький кусочек хлеба спасал жизнь многим людям. Хлеб был единственным питанием. Но даже и по одному кусочку хлеба иногда на всех не хватало, ведь в булочных, где выдавали хлеб по карточкам, были огромные очереди… Люди ослабевали и многие умирали от голода.
Чтобы хлеба было больше, в него добавляли примеси ячменной, овсяной, соевой муки.
Добавляли даже бумагу и клей. Резали хлеб только на газете или бумаге, для того, чтобы
собрать все крошки и съесть. Чтобы не голодать, люди ели овощные очистки, которые обычно выбрасывают. Научились готовить лепешки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена.
Чтение рассказа Валентины Семенцевой «Лист фикуса»
Воспитатель: Вы едите листья растений? Конечно, ответите вы. Листья салата, капусты, укропа и другие, вкусные и полезные. Но не все листья можно есть. Некоторые листья ядовиты, другие просто невкусные. Откуда же такое название рассказа?
«В начале войны мы жили в двухэтажном многоквартирном доме в Огородном переулке около Кировского завода. У нас в комнате рос в кадке большой фикус. Мама закрывала меня в комнате и уходила на работу. У меня было много игрушек, я целый день играла с ними.
Немного еды, что оставляла мне мама, я быстро съедала. А есть потом снова хотелось.
Однажды с фикуса упал лист. Он был большой, кожистый, зеленый. На его черешке появилась белая капелька, как молоко. Я лизнула ее, но она оказалась горькой. Я стала играть с листом, но от него исходил такой вкусный запах зелени…
Вы видели, как грызут корм хомяки, кролики? Передними зубами они откусывают маленькие кусочки и не жуют их. Вот так и я сгрызла лист фикуса и почти наелась. Через некоторое время я уже сама оторвала лист и тоже сгрызла его.
Усталая мама, вернувшись вечером с работы, ничего не заметила. А я ничего ей не рассказала, побоялась, что меня накажут.
Как вы догадываетесь, на следующий день я сгрызла еще два листа, потом еще… Наконец наступил день, когда листья остались только на верхушке фикуса, достать их я никак не могла. Это меня очень огорчило.
Как-то мама, видно отдохнув немного, обратила внимание на голый фикус. Никаких листьев внизу не было. Я ей честно призналась, что съела их.
Мама перепугалась, схватила меня в охапку и побежала к врачу в поликлинику. Там меня осмотрели, послушали, никаких болячек не обнаружили и решили, что все обошлось для меня благополучно.
Может быть, потому я и стала потом биологом, что съела фикус? Вы, ребята, моему примеру не следуйте, ведь тогда была война, голод».
Воспитатель: Вот такой грустный рассказ о маленькой девочке Вале. Почему нам ее жалко?
(Ответы детей - она была голодная, она была одна дома, без мамы и папы, она от голода ела горький лист).
Воспитатель: А почему нельзя есть листья фикуса? (Ответы детей - листья горькие, ядовитые).
Воспитатель: Почему Валина мама повела Валю к врачу? (Ответы детей - она боялась, что Валя отравиться, что у нее заболит живот, что она может даже умереть).
Воспитатель: Но Ленинградцы не сдавались. В окруженном городе, под обстрелом, измученные голодом и холодом, они продолжали работать и учится.
В январе 1944 года наши войска перешли в наступление. 18 января 1944 года блокада была прорвана, а 27 января Ленинград был полностью освобожден от блокады. С этого времени в город стали поступать товары первой необходимой помощи. Но война продолжалась еще полтора года…
С тех пор прошло много времени, но подвиг, совершенный ленинградцами во время блокады, навсегда останется в нашей памяти. На том месте, где было прорвано
кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». За мужество и героизм город Ленинград получил звание «Город-герой». Подвиг ленинградцев мы никогда не забудем.
Ребята, как вы думаете, какой подвиг совершили Ленинградцы? (Ответы детей).
Воспитатель: Каждый день, беря в руки кусочек хлеба, вспомните добрым словом всех тех, кто его создавал и создает, подумайте о том, каким великим богатством вы владеете и как его надо беречь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" - конспект тематического занятия (тема: "Хлеб - всему голова!" автор Мельцаева Надежда Федоровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №8 с. Новое" Суздальский район, Владимирская область
Данное занятие "В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" проводилось в рамках тематической недели "Хлеб - всему голова!" .Цель - воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отно...
Конспект занятия "Блокадный хлеб"
Знакомство детей о годах ВОВ...
Конспект занятия"Блокадный хлеб" с использованием презентации «Хлеб блокадного города»
Методический материал к презентации для детей дошкольного возраста.Образовательная область ФГОС ДО «Социально-коммуникативное развитие»....
Тематическое занятие "Блокадный хлеб "
Беседа для детей старшего дошкольного возраста с целью напомнить о беспрецедентном для XX века преступлении нацистов, направленном на уничтожение голодом мирных жителей Ленинграда и вызвать у детей го...
Занятие "Блокадный хлеб"
Блокаде Ленинграда посвящается......
Методическая разработка. Конспект тематического занятия детей среднего дошкольного возраста «Блокадный Хлеб».
Конспект тематического занятия детей среднего дошкольного возраста «Блокадный Хлеб».Цель: Ознакомление детей с историческим моментом нашей страны – Великой Отечественной войной,...
Конспект тематического занятия по патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Блокадный хлеб»
Ознакомление детей с историческим моментом нашей страны – Великой Отечественной войной, блокадой Ленинграда (Санкт – Петербурга, развитие словарного запаса, воспитание патриотических чувст...