Информация для молодых педагогов "Особенности организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. Часть 1"
консультация

Голубенко Светлана Васильевна

В чем заключается инновационный подход для эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьями воспитанников? Рассмотрим в представленном материале в части 1.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ

«Особенности организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. Часть 1»

                                                                          Педагог-психолог: Голубенко С.В.

МАДОУ ДСКН №1 г.Сосновоборска

Перемены, происходящие в настоящее время в образовательной системе России, предъявляют новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса и к уровню качества образовательных услуг.

Эти перемены требуют новых подходов в системе отношений «дошкольное учреждение – семья». ФГОС ДО четко определяет место родителей в едином образовательном пространстве – родители не сторонние наблюдатели, а активные участники педагогического процесса. Мы часто встречаемся с педагогической пассивностью родителей, непониманием родителями своей воспитательной функции, нежеланием установить единые требования к ребенку в детском саду и семье. Все эти факторы способствуют возникновению проблем в системе взаимоотношений «ДОУ – семья», поэтому требуются нововведения в сотрудничестве с родителями, а именно инновационный подход, включающий традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями. Прежде всего, нужно установить партнерские отношения с семьями воспитанников, объединить усилия для развития и воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, а также развивать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их статус и уверенность в себе.

В чем же преимущества нововведений во взаимодействии педагогов с родителями?

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем (от материальных до хозяйственных). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

В-третьих, родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в школьном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужны. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

Инновационный подход в работе с родителями затрагивает различные направления деятельности педагогов дошкольного учреждения и имеет ряд принципов – сотрудничества, открытости, стимулирования и поддержки семьи, обратной связи, индивидуального подхода к каждой семье. Только при совокупности этих факторов можно говорить о принципиально новых отношениях семьи и ДОУ.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка лучше всего начать с традиционного анкетирования, например, на тему «Сотрудничество детского сада и семьи». На основе собранных данных можно проанализировать особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться  в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Принципиальным требованием к новой схеме оказания услуг дошкольного образования является создание открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации. Этим являются сайт дошкольного образования, информационное издание детского сада или группы, группы в мессенджерах, родительские чаты. Они выступают не только средством организации деятельности, сотрудничества, но и, что важно, фактором «обратной связи», что позволяет оперативно реагировать на все изменения в жизни детского сада.

Что для любого родителя является самым ценным в «садовской» жизни ребенка? Конечно же, это информация о нем. Именно та скрытая информация, которой владеет только воспитатель. Ведь именно педагог проживает в течение дня много мгновений вместе с детьми и очень важно уметь подмечать «нужную» информацию о том или ином ребенке. Можно вести, допустим, дневник наблюдений и фиксировать самое интересное – и на очередном родительском собрании поделиться с этой информацией с родителями. Данная форма письменного информирования родителей о достижениях детей очень важная перспектива. Этим родителям демонстрируются замечательные мгновения жизни ребенка в детском саду, чтобы у родителей формировались позитивные взгляды на опыт, который приобретают дети в учреждении, изменились представления о родительской роли в обучении и развитии ребенка.

Воспитатель общается с родителями посредством письменной речи и здесь также важно проявить смекалку, а не использовать формальный, сухой язык просьб и обращений.

Для привлечения родителей к участию в конкурсах, выставках, субботниках по ремонту игрового оборудования. Вместо обычных традиционных объявлений о проводимом мероприятии можно изменить содержание текста, например:

«Дорогие наши мамы и папы! Теперь у нас на игровой площадке есть настоящий цветник. Мы с удовольствием ухаживаем за цветами. Вот только растениям недостаточно земли. Пожалуйста, помогите цветнику разрастись пышным цветом. А мы в свою очередь обещаем ухаживать за цветами, чтобы они долго радовали ваши глаза! Ваши детки».

При подготовке к родительским собраниям, беседам, консультациям педагоги могут использовать следующие формы работы с родителями:

- «Поезд мудрости». В приемной вывешивается макет поезда. В головном вагоне обозначается проблема, по которой родителям предлагается высказаться. Вагоны поезда пустые. Родители записывают на них советы, афоризмы и пожелания по выбранной теме. Например: «Детские капризы», «Я знаю, как научить ребенка помогать взрослым», «Чтобы ребенок не болел» и т.п..

- «Портрет идеального родителя (воспитателя)». В приемной вывешивается лист с изображением контура фигуры человека. Родители записывают на этом листе черты идеального родителя (воспитателя).

«Недописанный тезис». На стенде размещается фраза, например: «Счастливая семья – это…», «Хороший воспитатель - это…», «Семейные традиции – это…» и т.п. Родители продолжают предложение. Подобные недописанные тезисы могут быть позиционированы как темы будущих родительских собраний.

 Особо необходимо отметить инновационную форму работы с родителями, которую можно практиковать – обобщение семейного опыта с использованием современных мультимедиа технологий.

Обобщение семейного опыта родителями также может оформиться в продуктивной творческой деятельности в виде плакатов, газет, рассказов, докладов, альбомов, фильмов, фотовыставок, компьютерных презентаций.

Педагогам необходимо сделать повседневным активное участие родителей во всевозможных мероприятиях: акции, конкурсы, проекты и т.д.. Все это, в первую очередь, сближает родителя с собственным ребенком, а ведь малышу порой так не хватает элементарного внимания мамы и папы.  Ведь пока у взрослого человека не возникла потребность находиться рядом с детьми, невозможно организовать взаимодействие.

Об эффективности проводимой работы с родителями в детском учреждении могут свидетельствовать: - проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;

- возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;

- ответы на вопросы родителей ими самими, приведение примеров из собственного опыта;

- увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;

- стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;

- размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;

- повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов;

- активность взрослых в жизни детского сада и группы.

Использование разнообразных форм работы с семьей позволит побудить чувство расположения и доверия родителей к детскому саду.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов "Организация взаимодействия педагогов с семьями воспитанников в течение года.

Педагоги нередко сталкиваются с выбором форм планирования взаимодействия с родителями. В материале Вы найдете информацию о том, какой способ планирования можно использовать. Также представлены образцы...

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в рамках формирования эффективного социально-педагогического партнёрства.

В статье представлен материал по решению образовательных задач в дошкольном учреждении с помощью современных подходов взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в расках социально-педагогического парт...

Особенности организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников.

Статья об особенностях взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников...

Консультация для родителей "Особенности организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в условиях в ведения стандарта."

Цель, принципы, условия, этапы необходимые для реализации доверительного взаимодействия ДОУ с семьей....

Особенности организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний...

Проект «Организация взаимодействия ДОУ и семей воспитанников в современных формах»

Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах планирования, организации разнообразных форм сотрудничества с семьями воспитанников....