ДОШКОЛЬНИК И ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА (СТОЛ, ПОЛ). ПЛЮСЫ И МИНУСЫ.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Крылова Наталья Владимировна

В данной статье рассматриваются плюсы и минусы использования интерактивных досок (столов, полов) в дошкольном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doshkolnik_i_interaktivnaya_doska.docx35.81 КБ

Предварительный просмотр:

ДОШКОЛЬНИК И ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА (СТОЛ, ПОЛ). ПЛЮСЫ И МИНУСЫ.

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются плюсы и минусы использования интерактивных досок  в дошкольном образовании. Целью исследования является оценка эффективности использования интерактивных досок (столов, полов) в дошкольных образовательных учреждениях. Проблема исследования заключается в том, что использование интерактивных досок (столов, полов) в дошкольном образовании вызывает много вопросов и споров. Возникает необходимость оценить эффективность использования интерактивных панелей в дошкольном образовании и разработать рекомендации по их использованию. В связи с этим выделяем задачи исследования: изучить литературу по использованию интерактивных досок (столов, полов), провести анализ плюсов и минусов использования интерактивных материалов, разработать рекомендации по использованию интерактивных панелей в дошкольных образовательных учреждениях.

Ключевые слова: интерактивная доска (стол, пол), интерактивная панель, интерактивное оборудование, интерактивные средства обучения.

ВВЕДЕНИЕ

Современные технологии являются неотъемлемой частью общества, а также образовательного процесса, в том числе на ступени дошкольного образования. В связи с этим, перед педагогами ДОУ стоит важная задача – создать условия для получения всех возможностей новейших информационных технологий обучающимися, начиная с раннего дошкольного возраста. Подрастающее поколение с раннего возраста в бытовых домашних условиях активно взаимодействуют с цифровыми средствами: смартфонами, планшетами, умными колонками, игровыми приставками, сенсорными панелями. Поэтому в дошкольное учреждение дети приходят, будучи знакомыми с интерактивными устройствами, обладающими первичными навыками ИКТ – компетентности. Данным фактом нельзя пренебрегать, так как невнимательность к современным информационным технологиям в детском саду может замедлить развитие личности учащегося, ограничить доступ к информационным ресурсам.  

Популярным инструментом обучения и развития  детей в детских садах стало интерактивное оборудование, среди которого самые востребованные ˗ интерактивные доски, столы и пол. Тем не менее, использование таких технологий вызывает много вопросов и споров. В данной статье мы рассмотрим плюсы и минусы использования интерактивных досок (столов, полов) в дошкольном образовательном учреждении [1].

Что такое интерактивное оборудование?

Интерактивность (interaction) в переводе с английского языка дословно означает «взаимодействие». Таким образом, обучение посредством интерактивных технологий – это обучение, основанное на активном взаимодействии ребенка с педагогом. Педагог выступает в роли организатора такого пространства, при котором происходит обмен информацией между всеми участниками образовательного процесса. При помощи интерактивного оборудования воспитатель создает реальные жизненные ситуации, проблемы, ставит задачи, которые прорабатываются совместно с воспитанниками. Если интерактивное пространство правильно оборудовано, ребенок не только расширяет возможности взаимодействия с различной информацией, но также приобретает необходимые знания.

В техническом смысле интерактивное оборудование представляет собой проекцию изображения с компьютера на любую сенсорную панель - доску, пол или стол, после чего через данные панели можно напрямую пользоваться всеми компьютерными программами.

Экспериментальные работы ученых предоставляют данные о том, что ребенок на слух за минуту способен обработать 1 тыс. условных единиц информации,  а зрительно – 100 тыс. единиц. Старшие дошкольники отличаются развитием произвольного внимания, а если предлагаемый воспитателем образовательный материал интересный, красочный, современный, то уровень концентрации ребят возрастает [7].

С помощью интерактивных средств обучения происходит естественный переход от непродуктивного объяснительно-иллюстративного обучения, где дошкольник не включен в процесс обучения, к деятельностному способу, при котором ученик является частью процесса обучения, принимает непосредственное участие в нем.

Интерактивные средства обучения направлены на развитие высших психических функций детей: слухового и зрительного восприятия, наглядно-образного и словесно-логического мышления, воображения, памяти, внимания, развитие речи и обогащение лексикона дошкольников [4]. Работа с интерактивной доской способствует улучшению мелкой моторики, так как панель действует через прикосновение; крупной моторики и координации движения, к примеру, интерактивный пол предоставляет возможность выполнять физические действия, упражнения, прыжки, танцы; ориентации в пространстве, задания-квесты, действия в виртуальной реальности.  

Задача педагога использовать технологии (интерактивные доски, пол, стол) для создания у детей ситуации успеха, развития мотивации, эмоциональной и интеллектуальной сфер, эффективного познавательного общения между педагогом и воспитанниками [6].

Каким бывает интерактивное оборудование?

Интерактивные доски. Способы применения интерактивной доски в обучении дошкольников связаны с игрой и фантазией. При взаимодействии с доской воспитанники используют стилус или касание рукой, с помощью которого получается переносить объекты на доске. Ребята в игровой форме выполняют задания на классификацию, установление соответствия между предметами, обобщение, сортировку. Воспитанники находят лишнее, ошибку, используют такой инструмент, как лупа, работают с буквами, цифрами, словами.  Существует художественная практика с использованием точечного рисунка. Дети учатся изображать простые рисунки, выполнять заливку, вместо кисти используя стилус.  

Интерактивную доску в работе с дошкольниками использует не только воспитатель, но и специалисты, например, логопед. Учителю – логопеду предоставляется возможность проработать с дошкольниками автоматизацию, дифференцирование звуков с применением интерактивной доски, так как звуковое обеспечение встроено в оборудование. Такая деятельность особенно важна для детей с особыми образовательными потребностями, при нарушениях речи, слуха, зрения. Интерактивные технологии позволяют ребятам компенсировать нарушенные органы чувств. Непосредственное самостоятельное взаимодействие в образовательных играх с интерактивной доской вызывает большой интерес и положительные эмоции у ребят [7].

Интерактивный стол и пол используется по такому же принципу. Разница в данном оборудовании ˗ его расположение. Интерактивные панели расположены в виде стола, а также интерактивный пол –  где ребята могут активно двигаться, но при этом взаимодействовать с технологией на коврике.

Использование интерактивной доски (стола, пола) в ДОУ

Специалисты отмечают, что использование педагогами интерактивной доски (стола, пола) может способствовать первичному позитивному опыту обучения среди воспитанников, а также эффективному сотрудничеству между воспитателем и ребенком.

В дошкольных образовательных учреждениях интерактивное оборудование используется для нескольких направлений деятельности:

  1. Игровая деятельность. Сюжетно-ролевая игра имеет особое значение в дошкольном возрасте, развивает воображение и наглядно-образное мышление. Через возможности интерактивной панели воспроизводится модель магазина, больницы, туристического агентства, школы, офисов, в которых ребенок полностью погружается в роль сюжетной игры. Такие игры развивают у детей способность к мысленному конструированию и экспериментированию.
  2. Образовательная деятельность. Задания в интерактивных панелях основаны на интеграции образовательных областей. Преимущественно в старших группах интерактивная доска (стол, пол) используется для формирования первичных представлений о математической науке, знакомству с окружающим миром, развитию речи и обучению грамоте.
  3. Коммуникативная деятельность. В результате выполнения заданий на интерактивных панелях дошкольники сотрудничают с педагогом. В ситуации успеха общение с воспитателем воспринимается ребенком позитивно, что улучшается дальнейшее взаимодействие со взрослым и вызывает доверие к окружающему миру и способствует эффективной коммуникации.  
  4. Творческая деятельность. Интерактивная доска (стол, пол) открывают широкие возможности для проявления творческих  способностей. На сенсорной панели можно рисовать, играть на музыкальных инструментах, создавая собственную музыку, выполнять творческие задания в игре. При этом воспитанники смело совершают открытия, не боясь ошибиться, так как понятия «ошибки» в мире исследования нет. Педагог способствует креативному и нестандартному мышлению постоянно спрашивая: «Как можно по-другому?», «Какие еще способы решения можно найти?» [5]

Плюсы и минусы использования интерактивной доски (пола, стола)

 

Преимуществами интерактивной доски (стола, пола) в сравнении с другими цифровыми технологиями являются:

˗ активное участие ребенка в образовательном процессе,

˗ широкий охват предметных областей и их интеграция,

˗ игровой формат обучения,

˗ физически свободная поза ребенка (стоя, сидя на ковре, двигаясь),

˗ увеличенный экран и большое расстояние способствует сохранению зрения дошкольника,

˗ позитивные эмоции и ситуация успеха,

˗ концентрация внимания за счет интереса,

˗ повышение уровня восприятия информации всеми органами чувств,

˗ усовершенствование навыков,

˗ активизация мышления,

˗ результативная помощь детям с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата,

˗ успешное и продуктивное сотрудничество ребенка с педагогом.

С опорой на наглядность и непосредственное взаимодействие с интерактивными панелями дошкольник способен решать учебно-познавательные и творческие задачи эффективнее, при этом оставаясь в процессе игры, что является его основной и ведущей деятельностью [3].

К минусам использования интерактивной доски (стола, пола) относятся:

˗  дошкольники привыкают к использованию интерактивной доски и не воспринимают другие средства обучения,

˗ при длительной работе с интерактивной доской (столом, полом) негативно влияет на нервную систему ребенка, происходит переутомление, детям трудно успокоиться,

˗ отсутствие методического материала для педагога, что мешает использовать все возможности интерактивного оборудования.

Особое значение в свете данных минусов приобретает разработка дидактического и методического материала, пособий педагогами дошкольных образовательных, передача и обмен опытом работы с интерактивной доской, полом, столом [2].

Рекомендации по использованию интерактивных панелей в дошкольных образовательных учреждениях

Воспитателям необходимо соблюдать режим работы с интерактивными средствами обучения. Согласно требованиям СанПина, занятия для детей 5-7 лет с использованием цифровых средств обучения должны проводиться не более 1 раза в день, не чаще трех раз в неделю. Педагог обязан выполнять с детьми разминки и гимнастику для глаз. Время непрерывного использования интерактивных средств обучения для детей 5 лет не более 10 минут, для детей 6-7 лет продолжительность увеличивается на 5 минут и составляет 15 минут занятий [7].

Педагогам следует освоить различные технологии работы с интерактивной доской, столом и полом, чтобы предоставить учащимся полный масштаб возможностей обучающего оборудования.

Рекомендуется проводить как индивидуальные, так и групповые формы работы, так как все современные интерактивные панели имеют возможности распознавать одновременно несколько касаний, что позволяет работать парами, тройками и группами.

Первичное знакомство с интерактивной доской (столом, полом) целесообразно начинать с интерактивной дидактической игры. Игры, как описано ранее имеют и образовательный, и воспитательный потенциал, а также развивающий компонент. Они являются ведущей деятельностью в старшем дошкольном возрасте.

Задания для дошкольников нужно подбирать, в соответствии с возрастными особенностями детей. Вместе с тем, следует ориентироваться на развитие ребенка в зоне ближайшего развития.

В работе с интерактивными средствами обучения педагог должен следовать принципам обучения: принципу системности, принципу развития, принципу комплексности, принципу доступности и принципу последовательности подачи и усвоения материала [8].

ВЫВОДЫ

Интерактивные средства обучения – это средства обучения, с помощью которых обеспечивается взаимодействие всех участников образовательного процесса, обмен информацией в реальном времени за счет инновационной, технологичной, образовательной среды.

Современные дошкольные учреждения идут в ногу со временем и используют интерактивные панели – доску, стол и пол для образовательных целей, развития коммуникативных навыков и творческих способностей, высших психических функций дошкольников.

Интерактивное оборудование помогает осуществить переход от неэффективных способов обучения к результативному действенному, в котором ребенок выступает в роли открывателя и исследователя, что способствует его потенциалу в зоне ближайшего развития.

Изучение данной проблемы позволило выявить актуальные проблемы внедрения интерактивной технологии в дошкольные образовательные учреждения.

Выявляя плюсы и минусы интерактивных средств обучения, мы рассмотрели разные стороны проблемы: требования к подготовке педагога, реализация новых продуктивно-действенного и личностно-ориентированного подходов в образовании дошкольников, педагогическое взаимодействие с воспитанником, эффективное развитие дошкольников через инновации, избыточность информационных технологий, требования к реализации интерактивных технологий.

Использование интерактивных технологий является фактором развивающей предметной среды [4].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Батенова Ю.В. Информационная грамотность детей дошкольного возраста: сущность, специфика, опыт: монография / Ю.В. Батенова, И.Е. Емельянова, И.Ю. Иванова, О.Г. Филиппова, Р.М. Чумичева. – Челябинск: Изд. центр «Титул», 2019. – 192 с.
  2. Гришина И.Ю. «Использование возможностей интерактивной доски в дошкольных образовательных учреждениях». – Самара, 2016.
  3. Денякина Л.М. Информационно-коммуникационные технологии и интерактивное оборудование в обучении дошкольников //Современное дошкольное образование. – 2009. – №. 6. – С. 30-31.
  4. Дурягина А.А., Сигова К.А. Использование интерактивной доски в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО //ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ. – 2019. – Т. 7. – С. 22.
  5. Котова С. А. Роль интерактивной доски в обучении детей дошкольного возраста //Наука и перспективы. – 2015. – №. 2. – С. 5.  

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-interaktivnoy-doski-v-obuchenii-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 19.03.2024).

  1. Марченко Н.А. Использование интерактивных технологий в дошкольной образовательной организации //Вестник Белгородского института развития образования. – 2018. – №. 1. – С. 61-65.
  2. Рожкова О.В. Использование интерактивных технологий в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения : дис./ О.В. Рожкова. – Москва, 2018. ˗ 94 с.
  3. Уфимцева А.Н., Костина О.В. Программа дополнительного образования проведение занятий по развитию интеллектуальных способностей у детей «Песочные чудеса»: Рабочая программа, авторы/ А.Н. Уфимцева, О.В. Костина. – Когалым, 2019. ˗ 38 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Плюсы и минусы интерактивных игрушек.

Консультация для родителей на тему:«Плюсы и минусы интерактивных игрушек»Интерактивные игрушки на сегодня являются одной из самых модных тем для общения молодых родителей в интернете. Остановимс...

игры для дошкольников на интерактивной доске

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) прочно входят во все сферы нашей жизни. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения...

Формирование познавательной активности дошкольников посредством интерактивной доски

в  статье говорится об использовании интерактивной доски в образовательной деятельности ДОУ...

Круглый стол для педагогов "Квест-игра в адаптационный период: плюсы и минусы"

Среди широко используемых в практике воспитания детей дошкольного возраста игровых технологий можно выделить квест - технологию, которая только еще начинает использоваться педагогами. Важнейшими элеме...

Круглый стол для педагогов «Квест-игра в адаптационный период: плюсы и минусы»

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии в области воспитания детей. Обращение воспитателей и специалистов к ним обусловлено стремлением о...

Игра для старших дошкольников на интерактивной доске

quot;Своя игра" для детей старшей группы В игре принимают участие 4 команды по 5 игроков. Их основная цель – отвечать на вопросы и зарабатывать как можно большее число очков. В начале...