ДОШКОЛЬНИК И ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА (СТОЛ, ПОЛ). ПЛЮСЫ И МИНУСЫ.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В данной статье рассматриваются плюсы и минусы использования интерактивных досок (столов, полов) в дошкольном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doshkolnik_i_interaktivnaya_doska.docx | 35.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОШКОЛЬНИК И ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА (СТОЛ, ПОЛ). ПЛЮСЫ И МИНУСЫ.
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматриваются плюсы и минусы использования интерактивных досок в дошкольном образовании. Целью исследования является оценка эффективности использования интерактивных досок (столов, полов) в дошкольных образовательных учреждениях. Проблема исследования заключается в том, что использование интерактивных досок (столов, полов) в дошкольном образовании вызывает много вопросов и споров. Возникает необходимость оценить эффективность использования интерактивных панелей в дошкольном образовании и разработать рекомендации по их использованию. В связи с этим выделяем задачи исследования: изучить литературу по использованию интерактивных досок (столов, полов), провести анализ плюсов и минусов использования интерактивных материалов, разработать рекомендации по использованию интерактивных панелей в дошкольных образовательных учреждениях.
Ключевые слова: интерактивная доска (стол, пол), интерактивная панель, интерактивное оборудование, интерактивные средства обучения.
ВВЕДЕНИЕ
Современные технологии являются неотъемлемой частью общества, а также образовательного процесса, в том числе на ступени дошкольного образования. В связи с этим, перед педагогами ДОУ стоит важная задача – создать условия для получения всех возможностей новейших информационных технологий обучающимися, начиная с раннего дошкольного возраста. Подрастающее поколение с раннего возраста в бытовых домашних условиях активно взаимодействуют с цифровыми средствами: смартфонами, планшетами, умными колонками, игровыми приставками, сенсорными панелями. Поэтому в дошкольное учреждение дети приходят, будучи знакомыми с интерактивными устройствами, обладающими первичными навыками ИКТ – компетентности. Данным фактом нельзя пренебрегать, так как невнимательность к современным информационным технологиям в детском саду может замедлить развитие личности учащегося, ограничить доступ к информационным ресурсам.
Популярным инструментом обучения и развития детей в детских садах стало интерактивное оборудование, среди которого самые востребованные ˗ интерактивные доски, столы и пол. Тем не менее, использование таких технологий вызывает много вопросов и споров. В данной статье мы рассмотрим плюсы и минусы использования интерактивных досок (столов, полов) в дошкольном образовательном учреждении [1].
Что такое интерактивное оборудование?
Интерактивность (interaction) в переводе с английского языка дословно означает «взаимодействие». Таким образом, обучение посредством интерактивных технологий – это обучение, основанное на активном взаимодействии ребенка с педагогом. Педагог выступает в роли организатора такого пространства, при котором происходит обмен информацией между всеми участниками образовательного процесса. При помощи интерактивного оборудования воспитатель создает реальные жизненные ситуации, проблемы, ставит задачи, которые прорабатываются совместно с воспитанниками. Если интерактивное пространство правильно оборудовано, ребенок не только расширяет возможности взаимодействия с различной информацией, но также приобретает необходимые знания.
В техническом смысле интерактивное оборудование представляет собой проекцию изображения с компьютера на любую сенсорную панель - доску, пол или стол, после чего через данные панели можно напрямую пользоваться всеми компьютерными программами.
Экспериментальные работы ученых предоставляют данные о том, что ребенок на слух за минуту способен обработать 1 тыс. условных единиц информации, а зрительно – 100 тыс. единиц. Старшие дошкольники отличаются развитием произвольного внимания, а если предлагаемый воспитателем образовательный материал интересный, красочный, современный, то уровень концентрации ребят возрастает [7].
С помощью интерактивных средств обучения происходит естественный переход от непродуктивного объяснительно-иллюстративного обучения, где дошкольник не включен в процесс обучения, к деятельностному способу, при котором ученик является частью процесса обучения, принимает непосредственное участие в нем.
Интерактивные средства обучения направлены на развитие высших психических функций детей: слухового и зрительного восприятия, наглядно-образного и словесно-логического мышления, воображения, памяти, внимания, развитие речи и обогащение лексикона дошкольников [4]. Работа с интерактивной доской способствует улучшению мелкой моторики, так как панель действует через прикосновение; крупной моторики и координации движения, к примеру, интерактивный пол предоставляет возможность выполнять физические действия, упражнения, прыжки, танцы; ориентации в пространстве, задания-квесты, действия в виртуальной реальности.
Задача педагога использовать технологии (интерактивные доски, пол, стол) для создания у детей ситуации успеха, развития мотивации, эмоциональной и интеллектуальной сфер, эффективного познавательного общения между педагогом и воспитанниками [6].
Каким бывает интерактивное оборудование?
Интерактивные доски. Способы применения интерактивной доски в обучении дошкольников связаны с игрой и фантазией. При взаимодействии с доской воспитанники используют стилус или касание рукой, с помощью которого получается переносить объекты на доске. Ребята в игровой форме выполняют задания на классификацию, установление соответствия между предметами, обобщение, сортировку. Воспитанники находят лишнее, ошибку, используют такой инструмент, как лупа, работают с буквами, цифрами, словами. Существует художественная практика с использованием точечного рисунка. Дети учатся изображать простые рисунки, выполнять заливку, вместо кисти используя стилус.
Интерактивную доску в работе с дошкольниками использует не только воспитатель, но и специалисты, например, логопед. Учителю – логопеду предоставляется возможность проработать с дошкольниками автоматизацию, дифференцирование звуков с применением интерактивной доски, так как звуковое обеспечение встроено в оборудование. Такая деятельность особенно важна для детей с особыми образовательными потребностями, при нарушениях речи, слуха, зрения. Интерактивные технологии позволяют ребятам компенсировать нарушенные органы чувств. Непосредственное самостоятельное взаимодействие в образовательных играх с интерактивной доской вызывает большой интерес и положительные эмоции у ребят [7].
Интерактивный стол и пол используется по такому же принципу. Разница в данном оборудовании ˗ его расположение. Интерактивные панели расположены в виде стола, а также интерактивный пол – где ребята могут активно двигаться, но при этом взаимодействовать с технологией на коврике.
Использование интерактивной доски (стола, пола) в ДОУ
Специалисты отмечают, что использование педагогами интерактивной доски (стола, пола) может способствовать первичному позитивному опыту обучения среди воспитанников, а также эффективному сотрудничеству между воспитателем и ребенком.
В дошкольных образовательных учреждениях интерактивное оборудование используется для нескольких направлений деятельности:
- Игровая деятельность. Сюжетно-ролевая игра имеет особое значение в дошкольном возрасте, развивает воображение и наглядно-образное мышление. Через возможности интерактивной панели воспроизводится модель магазина, больницы, туристического агентства, школы, офисов, в которых ребенок полностью погружается в роль сюжетной игры. Такие игры развивают у детей способность к мысленному конструированию и экспериментированию.
- Образовательная деятельность. Задания в интерактивных панелях основаны на интеграции образовательных областей. Преимущественно в старших группах интерактивная доска (стол, пол) используется для формирования первичных представлений о математической науке, знакомству с окружающим миром, развитию речи и обучению грамоте.
- Коммуникативная деятельность. В результате выполнения заданий на интерактивных панелях дошкольники сотрудничают с педагогом. В ситуации успеха общение с воспитателем воспринимается ребенком позитивно, что улучшается дальнейшее взаимодействие со взрослым и вызывает доверие к окружающему миру и способствует эффективной коммуникации.
- Творческая деятельность. Интерактивная доска (стол, пол) открывают широкие возможности для проявления творческих способностей. На сенсорной панели можно рисовать, играть на музыкальных инструментах, создавая собственную музыку, выполнять творческие задания в игре. При этом воспитанники смело совершают открытия, не боясь ошибиться, так как понятия «ошибки» в мире исследования нет. Педагог способствует креативному и нестандартному мышлению постоянно спрашивая: «Как можно по-другому?», «Какие еще способы решения можно найти?» [5]
Плюсы и минусы использования интерактивной доски (пола, стола)
Преимуществами интерактивной доски (стола, пола) в сравнении с другими цифровыми технологиями являются:
˗ активное участие ребенка в образовательном процессе,
˗ широкий охват предметных областей и их интеграция,
˗ игровой формат обучения,
˗ физически свободная поза ребенка (стоя, сидя на ковре, двигаясь),
˗ увеличенный экран и большое расстояние способствует сохранению зрения дошкольника,
˗ позитивные эмоции и ситуация успеха,
˗ концентрация внимания за счет интереса,
˗ повышение уровня восприятия информации всеми органами чувств,
˗ усовершенствование навыков,
˗ активизация мышления,
˗ результативная помощь детям с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата,
˗ успешное и продуктивное сотрудничество ребенка с педагогом.
С опорой на наглядность и непосредственное взаимодействие с интерактивными панелями дошкольник способен решать учебно-познавательные и творческие задачи эффективнее, при этом оставаясь в процессе игры, что является его основной и ведущей деятельностью [3].
К минусам использования интерактивной доски (стола, пола) относятся:
˗ дошкольники привыкают к использованию интерактивной доски и не воспринимают другие средства обучения,
˗ при длительной работе с интерактивной доской (столом, полом) негативно влияет на нервную систему ребенка, происходит переутомление, детям трудно успокоиться,
˗ отсутствие методического материала для педагога, что мешает использовать все возможности интерактивного оборудования.
Особое значение в свете данных минусов приобретает разработка дидактического и методического материала, пособий педагогами дошкольных образовательных, передача и обмен опытом работы с интерактивной доской, полом, столом [2].
Рекомендации по использованию интерактивных панелей в дошкольных образовательных учреждениях
Воспитателям необходимо соблюдать режим работы с интерактивными средствами обучения. Согласно требованиям СанПина, занятия для детей 5-7 лет с использованием цифровых средств обучения должны проводиться не более 1 раза в день, не чаще трех раз в неделю. Педагог обязан выполнять с детьми разминки и гимнастику для глаз. Время непрерывного использования интерактивных средств обучения для детей 5 лет не более 10 минут, для детей 6-7 лет продолжительность увеличивается на 5 минут и составляет 15 минут занятий [7].
Педагогам следует освоить различные технологии работы с интерактивной доской, столом и полом, чтобы предоставить учащимся полный масштаб возможностей обучающего оборудования.
Рекомендуется проводить как индивидуальные, так и групповые формы работы, так как все современные интерактивные панели имеют возможности распознавать одновременно несколько касаний, что позволяет работать парами, тройками и группами.
Первичное знакомство с интерактивной доской (столом, полом) целесообразно начинать с интерактивной дидактической игры. Игры, как описано ранее имеют и образовательный, и воспитательный потенциал, а также развивающий компонент. Они являются ведущей деятельностью в старшем дошкольном возрасте.
Задания для дошкольников нужно подбирать, в соответствии с возрастными особенностями детей. Вместе с тем, следует ориентироваться на развитие ребенка в зоне ближайшего развития.
В работе с интерактивными средствами обучения педагог должен следовать принципам обучения: принципу системности, принципу развития, принципу комплексности, принципу доступности и принципу последовательности подачи и усвоения материала [8].
ВЫВОДЫ
Интерактивные средства обучения – это средства обучения, с помощью которых обеспечивается взаимодействие всех участников образовательного процесса, обмен информацией в реальном времени за счет инновационной, технологичной, образовательной среды.
Современные дошкольные учреждения идут в ногу со временем и используют интерактивные панели – доску, стол и пол для образовательных целей, развития коммуникативных навыков и творческих способностей, высших психических функций дошкольников.
Интерактивное оборудование помогает осуществить переход от неэффективных способов обучения к результативному действенному, в котором ребенок выступает в роли открывателя и исследователя, что способствует его потенциалу в зоне ближайшего развития.
Изучение данной проблемы позволило выявить актуальные проблемы внедрения интерактивной технологии в дошкольные образовательные учреждения.
Выявляя плюсы и минусы интерактивных средств обучения, мы рассмотрели разные стороны проблемы: требования к подготовке педагога, реализация новых продуктивно-действенного и личностно-ориентированного подходов в образовании дошкольников, педагогическое взаимодействие с воспитанником, эффективное развитие дошкольников через инновации, избыточность информационных технологий, требования к реализации интерактивных технологий.
Использование интерактивных технологий является фактором развивающей предметной среды [4].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Батенова Ю.В. Информационная грамотность детей дошкольного возраста: сущность, специфика, опыт: монография / Ю.В. Батенова, И.Е. Емельянова, И.Ю. Иванова, О.Г. Филиппова, Р.М. Чумичева. – Челябинск: Изд. центр «Титул», 2019. – 192 с.
- Гришина И.Ю. «Использование возможностей интерактивной доски в дошкольных образовательных учреждениях». – Самара, 2016.
- Денякина Л.М. Информационно-коммуникационные технологии и интерактивное оборудование в обучении дошкольников //Современное дошкольное образование. – 2009. – №. 6. – С. 30-31.
- Дурягина А.А., Сигова К.А. Использование интерактивной доски в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО //ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ. – 2019. – Т. 7. – С. 22.
- Котова С. А. Роль интерактивной доски в обучении детей дошкольного возраста //Наука и перспективы. – 2015. – №. 2. – С. 5.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-interaktivnoy-doski-v-obuchenii-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 19.03.2024).
- Марченко Н.А. Использование интерактивных технологий в дошкольной образовательной организации //Вестник Белгородского института развития образования. – 2018. – №. 1. – С. 61-65.
- Рожкова О.В. Использование интерактивных технологий в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения : дис./ О.В. Рожкова. – Москва, 2018. ˗ 94 с.
- Уфимцева А.Н., Костина О.В. Программа дополнительного образования проведение занятий по развитию интеллектуальных способностей у детей «Песочные чудеса»: Рабочая программа, авторы/ А.Н. Уфимцева, О.В. Костина. – Когалым, 2019. ˗ 38 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Плюсы и минусы интерактивных игрушек.
Консультация для родителей на тему:«Плюсы и минусы интерактивных игрушек»Интерактивные игрушки на сегодня являются одной из самых модных тем для общения молодых родителей в интернете. Остановимс...
игры для дошкольников на интерактивной доске
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) прочно входят во все сферы нашей жизни. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения...
Формирование познавательной активности дошкольников посредством интерактивной доски
в статье говорится об использовании интерактивной доски в образовательной деятельности ДОУ...
Круглый стол для педагогов "Квест-игра в адаптационный период: плюсы и минусы"
Среди широко используемых в практике воспитания детей дошкольного возраста игровых технологий можно выделить квест - технологию, которая только еще начинает использоваться педагогами. Важнейшими элеме...
Круглый стол для педагогов «Квест-игра в адаптационный период: плюсы и минусы»
В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии в области воспитания детей. Обращение воспитателей и специалистов к ним обусловлено стремлением о...
Игра для старших дошкольников на интерактивной доске
quot;Своя игра" для детей старшей группы В игре принимают участие 4 команды по 5 игроков. Их основная цель – отвечать на вопросы и зарабатывать как можно большее число очков. В начале...