Формирование познавательной активности дошкольников посредством интерактивной доски
статья

Журавлева Елена Харитоновна

в  статье говорится об использовании интерактивной доски в образовательной деятельности ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Журавлева Елена Харитоновна, воспитатель «Детского сада № 85».

Тема «Формирование познавательной активности дошкольников посредством интерактивной доски».

СЛАЙД 1.

 Социально-экономическое развитие современного общества неразрывно связано с научно- техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

Одним из средств формирования познавательной активности дошкольников является интерактивная доска. Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления образовательной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Термин «интерактивность» происходит от английского слова interaction, которое в переводе означает «взаимодействие».

СЛАЙД 2.

 В нашем детском саду в своей работе используем интерактивную доску Smart Media.

Интерактивная доска - это экран, работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и проектор. Компьютер передает сигнал на проектор. Проектор высвечивает изображение на интерактивной доске. Интерактивная доска работает одновременно и как обычный экран, и как устройство управления компьютером. Управлять доской на расстоянии позволяет мышь и прикосновение стилуса. Во время работы с интерактивной доской в простом режиме изображение компьютера через проектор подается на интерактивную доску, а само управление компьютером можно производить с помощью специальных маркеров, идущих вместе с интерактивной доской. Самый простой способ использования интерактивной доски педагогом - демонстрация готовых презентаций.

Для пользования интерактивной доской необходимы:

  • Начальные знания устройства компьютера
  • Работа в программах: Word, PowerPoint
  • Практика работы в Интернете (для поиска изображений, готовых презентаций и обучающих программ).

Интерактивная доска позволяет сохранить заметки в виде файлов на персональном компьютере для последующей раздачи отпечатанных копий каждому из педагогов или рассылки. Все рисунки, сделанные маркером на доске, можно также распечатать с помощью принтера. Интерактивное оборудование позволяет рисовать электронными маркерами, в ней применены ультразвуковая и инфракрасная технологии для точного определения местоположения отметки маркера на доске.

СЛАЙД 3

Использование интерактивной доски в организованной образовательной деятельности  позволяет перейти от объяснительно - иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.

СЛАЙД 4

Образовательная организованная деятельность, досуги с применением интерактивной доски проводиться по всем  направлениям  развития детей: социально- коммуникативному, познавательному, художественно-эстетическому и физическому (формированию здорового образа жизни).

В нашем детском саду была разработана рабочая программа по формированию познавательной активности дошкольников посредством ИКТ - технологий «Развиваемся вместе!». Рабочая программа реализуется с детьми дошкольного возраста в совместной деятельности во вторую половину дня.

Реализация рабочей программы предполагает:

  • использование интерактивной доски;
  • создание собственных мультимедийных продуктов;

СЛАЙД 5

  • использование приобретенной коллекции интерактивных игр от фирмы «Мерсибо» г. Москва, разработанные с учетом ФГОС ДО; в организованной образовательной деятельности для поддержания мотивации и интереса детей в течение всей деятельности;  в коллекцию  собраны игры по познавательному, речевому развитию. Данные игры подразделяются на четыре группы «Ознакомление с окружающим», «Развитие  элементарных математических представлений», «Развитие речи», «Подготовка к обучению грамоте»
  • использование Интернет-ресурсов, таких как сайты www.igraemsa.ru и http://malysh.club .

Организованная  образовательная деятельность с использованием компьютеров (интерактивной доски) для детей 5 - 7 лет  проводятся не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. Непрерывная продолжительность работы  на интерактивной доске развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 - 7 лет - 15 минут.

Для снижения утомляемости детей в процессе осуществления организованной образовательной деятельности с использованием компьютерной техники  в кабинете мы  обеспечили  гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности.  Интерактивная доска  находится на расстоянии 2,5 м от рабочего места ребенка.

СЛАЙД 6

Занятия проводится со всей группой или подгруппам по 10-12 человек. Работа с детьми включает деятельность детей у доски, познавательную беседу, игру, гимнастику для глаз и др. длится от 10 до 25 минут в зависимости от возрастных особенностей  детей. При этом использование экрана должно быть не более 5-10 минут.

СЛАЙД 7

Организация и методика проведения организованной образовательной деятельности с ИД соответствует методике проведения традиционной образовательной деятельности и основным дидактическим принципам дошкольной педагогики. Организованная деятельность с применением ИД включает в себя несколько частей. И только одна часть посвящается непосредственно работе с ИД.

При составлении занятий с использованием ИД необходимо учитывать имеющиеся знания, полученные на традиционных занятиях в процессе выполнения основной образовательной программы.

В своей работе мы в первую очередь исходим из рабочей программы группы,  перспективного плана, темы и целей занятий. Далее рассматриваем возможность максимального использования данных интерактивной доски. Необходима продуманная предварительная работа: составление дидактических задач, поиск иллюстраций в электронном виде, изготовление самих дидактических игр.

СЛАЙД 8

Образовательная деятельность организуется таким образом, что дети сами работают у доски, выполняя задания, а не пассивно воспринимают объяснения воспитателя. Это позволяет достичь наибольшего эффекта за счет постановки ребенка в позицию активного участника образовательного процесса. Интерактивная доска заключает в себе прекрасную возможность совершения виртуальных путешествий, проведения интегрированных занятий. У детей повышается скорость приёма и переработки информации, они лучше её запоминают и воспроизводят в нужной ситуации. Интерактивная доска – это универсальный инструмент, позволяющий сделать занятия с детьми дошкольного возраста более интересными, наглядными и увлекательными. Кроме того, работа с интерактивной доской способствует развитию интуиции дошкольников, их активного воображения, быстроты мышления, способности к импровизации и образного мышления.

При разработке организованной образовательной деятельности с использованием ИКТ технологий важно уделить особое внимание здоровью детей. Каждое занятие должно включать в себя физические и динамические паузы, гимнастику для глаз, использование элементов  здоровьесберегающих технологий.

СЛАЙД 9

Для реализации поставленной цели и задач созданы  условия в предметно-развивающей среде интерактивного кабинета,  которая оснащена необходимым оборудованием и материалами.  Педагоги учреждения приняли активное участие в создании коллекции  заданий - презентаций, все эти задания создают условия для активной мыслительной деятельности детей, развития их творческой самостоятельности, познавательного интереса, внимания, логического мышления, фантазии, воображения смекалки.

СЛАЙД 10

Можно сделать вывод, что интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность воспитанников и усиливают усвоение материала.

Использование информационно –коммуникационных технологий в детском саду позволяет детям овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

ИД должна быть дидактическим средством, а не самоцелью.

ОД с использованием доски требуют очень большой подготовки, но видя максимальную отдачу со стороны детей, вы поймете, что это того стоит. Дети с интересом работают с доской. Их привлекают динамика, яркость, разнообразие сюжетов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование познавательной активности дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования»

«Формирование познавательной активности дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования»...

«Формирование познавательной активности дошкольников посредством русской народной игры» консультация

Детям нужно дать почувствовать радость от прикосновения к прекрасному, а именно - к богатейшему наследию русской национальной культуры; помочь ощутить национальную принадлежность, постичь своеобразие ...

«Формирование познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр и упражнений»

laquo;Формирование познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр и упражнений»...

Формирование познавательной активности дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования кляксографии. Мастер-класс для родителей (педагогов).

Формирование познавательной активности дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования кляксографии. Мастер-класс для родителей (педагогов)....