АСПЕКТЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
статья (подготовительная группа)

Крылова Наталья Владимировна

В статье изучается проблема преемственности в работе дошкольной и начальной школьной ступени образования. (Из опыта работы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_preemstvennost.docx30.69 КБ

Предварительный просмотр:

АСПЕКТЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

АННОТАЦИЯ

В данной статье изучается проблема преемственности в работе дошкольной и начальной школьной ступени образования. Целью работы является исследование модели преемственности образовательного процесса в детском саду и начальной школе. Задачи исследования: изучение теоретических и дидактических условий реализации преемственности между дошкольным и начальным образованием, изучить образовательный процесс ДОУ и начальной школы на предмет реализации преемственности.

Ключевые слова: преемственность, непрерывность, преемственные связи, старший дошкольник.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема преемственности дошкольных образовательных учреждений и начальной школы не теряет актуальности долгие годы. Тем не менее, новые образовательные стандарты, обновленный взгляд на образование детей требует отхода от традиционных концептуальных форм решения проблем преемственности детского сада и школы к практическим. Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет требования к современному выпускнику дошкольного учреждения: мотивация к учебной деятельности, интеллектуальная и психологическая готовность к школе, способность принятия роли ученика [7].

В московской образовательной среде ДОУ и начальная школа уже не являются отдельными единицами, а входят в состав больших образовательных комплексов, которые тесно сотрудничают и взаимосвязаны. При таком оптимизированном подходе преемственность осуществляется эффективнее и легче. В стратегию развития включены важные аспекты преемственных связей между дошкольным и начальным образованием.  Образовательный комплекс движется по заданному вектору в одном направлении, реализуя преемственность в единстве образовательных целей, содержании образования, форм, методов и технологий обучения и воспитания. В то же время между         дошкольной и школьной педагогикой существуют разночтения и неоднозначность в проблеме преемственности.

С одной стороны вопроса, запрос школы на формирование практических навыков чтения, письма, счета и общего интеллектуального уровня не всегда совпадет с практическими результатами выпускника детского сада. В ДОУ обучение воспитанников традиционно направлено на всестороннее развитие личности, сохранение и укрепление физического здоровья, овладение качествами личности, необходимыми для дальнейшей эффективной учебной деятельности. Школа требует большего внимания освоению и подготовки в предметных областях, а дошкольное учреждение не ставит данную цель первоочередной. Разночтения вызывают противоречия целей двух образовательных организаций, что способствует нарушению преемственных связей.

В данной статье рассмотрим понятие преемственности дошкольного и начального школьного образования [9].

Что такое преемственность?

Одним из основных принципов развития образования является принцип преемственности. Данный принцип изменяет отношения между ступенями образовательных учреждений. Предполагается не только формальный переход учащихся из одной ступени образования в другую, но создание необходимых условий, для реализации непрерывности образования [5].

Проблематикой преемственности между детским садом и начальной школой занимались именитые педагоги и психологи: Л.С. Выготский, Я.А. Коменский, Н.К. Крупская, Б.Г. Афанасьев. На современном этапе развития проблемы внимание вопросам преемственности уделяли: А.А. Люблинская, Ю.К. Бабанский, М.С. Годник, М.А. Данилов, А.А. Кыверялг, В.С. Леднев, А.А. Люблинская, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.

Ученые сходятся во мнении, рассматривая преемственность как общепедагогический принцип, который необходимо изучать комплексно, охватывая все стороны образовательного процесса: преемственность в содержании, методах, формах, технологиях обучения, в формировании основных компетенций учащихся дошкольного и школьного учреждения, внутренней связи физического и духовного развития на границе детства старшего дошкольного возраста и младшего школьного, учитывая их возрастные особенности, ведущую деятельность, особенности психики и развития, продолжение воспитательной работы, направленной на развитие гармоничной личности в физическом, интеллектуальном, нравственном и эстетическом плане.

Являясь общепедагогическим принципом, преемственность предполагает соблюдение и других педагогических принципов образования – последовательность, системность, взаимосвязь и согласованность образовательного процесса между детским садом и начальной школой [5].

В V-IV вв. до н.э. философ и мыслитель Сократ сформулировал педагогическое определение преемственности. Он считал, что преемственность – это основа построения целостной системы образования [8].

В широком понимании преемственность – это связь между различными ступенями, этапами развития, между старым и новым.  Преемственность - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, обладающий определенными целями на каждой ступени образования и для каждой возрастной группы. В толковых словарях можно встретить, что преемственность – непременно двухсторонний процесс по установлению связи и правильного соотношения обучения и воспитания в разном возрастном периоде.

С точки зрения дошкольного образовательного учреждения, преемственность – это ориентирование на основные школьные требования в освоении необходимых компетенций воспитанником для дальнейшего обучения в школе.

С точки зрения начального школьного образования, преемственность – это организация обучения с опорой на полученные компетенции, с учетом дошкольного уровня развития ученика [7].

По мнению Н.Ф. Виноградовой, преемственность детского сада и начальной школы пополняется такими содержательными компонентами, как: эмоциональный, деятельностный, содержательный, коммуникационный, педоцентрический [4].

А.К. Орешкина исследовала преемственность как процесс, в котором все структурные уровни и ступени образования соподчиняются друг другу системно и последовательно. В результате данного процесса человек осваивает также системно и последовательно образовательные программы, реализуемые в различных образовательных учреждениях [7].

Многочисленные теоретические исследования понятия «преемственность» показывают, что оно рассматривалось педагогами, психологами и философами с зарождения педагогики, уходя корнями в древность. Уже на первых этапах развития педагогического знания было обозначено, что преемственность в образовании – непрерывность, связь старого и нового, что позволяет сделать учебный процесс завершенным и более эффективным. Изучая теоретические сведения, можно сделать вывод о необходимости соблюдения принципа преемственности между всеми ступенями в современном образовании.

Психолого-педагогический аспект преемственности дошкольного и начального образования

Преемственность дошкольного и начального образования имеет большое значение для ребенка, учитывая его стремительное развитие в старшем дошкольном возрасте. Л.С. Выготский утверждает, что в возрасте 6-7 лет наступает кризис, в котором происходит задержка роста. Эта задержка представляет собой своеобразный накал, в результате чего начинается следующий этап, качественно отличающийся от предыдущего.

В старшем дошкольном возрасте происходит формирование личности ребенка, происходит интенсивное психическое развитие. Ребенок в возрасте 6-7 лет претерпевает прогрессивные изменения во всех сферах жизни, происходят личностные новообразования. К 6-ти летнему возрасту у детей формируется избирательное восприятие к социальным объектам.  Дошкольник впервые сталкивается со сложной системой социальных ценностей [1].

Впервые старший дошкольник научается сознательно управлять своим вниманием, направляя, фокусируя и удерживая его на объекте. Уровень произвольного внимания достаточно велик, но все еще на протяжении всего дошкольного возраста преобладающим остается непроизвольное внимание. Произвольное внимание может быть достаточно устойчивым только в процессе интересной игровой деятельности, которая остается ведущей. Функции речи совершенствуются, так как речь дает возможность словесно организовать внимание, выделив значимые предметы для деятельности.

Память у старшего дошкольника остается непроизвольной, за исключением того, что ему максимально интересно, как в случае с произвольным вниманием. Что приносит ребенку яркие впечатления, то и запоминается, но уже на более длительный срок.

Достижением является развитие произвольного запоминания. Этому способствует игровая деятельность, в которой ребенок запоминает определенное количество информации, сведений, правил, что является необходимым залогом успеха в игре.  Перед старшим дошкольником можно поставить цель для запоминания материала, для запоминания ребенок будет использовать специальные приемы: повторение, ассоциации и смысловое связывание материала.

У старших дошкольников происходит интенсивное развитие познавательной мотивации. Постепенно ребенок 6-7 лет усваивает моральные нормы, примеряя их на свои поступки, осознанно выполняет правила, эмоционально и социально взрослеет.

Обобщая данные достижения развития личности старшего дошкольника, можно говорить о том, что дети 6-7 лет резко отличаются от младших дошкольников своим уровнем интеллектуального развития, познавательных интересов. Формируются высшие психические функции: включающее расчлененное восприятие, обобщения, смысловое запоминание, произвольные формы внимания, мышления, памяти, воображения. Данные произвольные формы позволяют ребенку слушать, запоминать, рассматривать и анализировать объекты и информацию. В старшем дошкольном возрасте сверстники согласуют между собой действия, при участии в коллективных играх, регулируют действия в соответствии с общественной нормой. В поведении 6-7 леток наблюдается наличие мотивов и интересов, способность к самооценке, план действий [1].

В этом возрасте вся жизнедеятельность ребенка существует в рамках правил и норм общества, требующих произвольности в действиях, опосредованного ориентирования во взаимодействиях. Поэтому в ДОУ особое внимание необходимо уделять формированию личностных компетенций воспитанника в рамках новых ФГОСов, приобщение детей к общечеловеческим и традиционным ценностям. Осуществить такой комплексный подход возможно только при преемственности в содержании, методах, формах и технологиях дошкольного и начального школьного образования [2].

Исходя из вышесказанного, если старший дошкольник получает качественное психолого-педагогическое сопровождение, то его личность выходит на новый уровень. При этом можно говорить о таком понятии, как «готовность к школе». Готовность ребенка к школе является показателем реализации принципа преемственности между детским садом и школой. Это означает, что образование на дошкольном и школьном уровне носит системный и последовательный характер, а у образовательных учреждений единые задачи [6].

Таким образом, изучив ребенка в дошкольные годы, мы выявили, что происходит формирование психических функций, личностных компетенций ребенка, первых ценностных ориентиров в социуме, развитие интересов и способностей, мотивации, что требует своевременного педагогического сопровождения.  Важно квалифицированное содействие и педагогическое сопровождение раннему развитию ребенка со стороны не только воспитателя детского сада, но и учителя школы. Готовность дошкольника к школе является фактором преемственности двух учреждений.

Реализация преемственности в современных школах и детских садах

В практике ДОУ имеется опыт связи со школой. Можно выделить двусторонние направления работы по установлению преемственных связей между учреждениями: тесный контакт педагогических работников детского сада и школы (педагоги-воспитатели и учителя начальных классов) и непосредственное взаимодействие старших дошкольников и первоклассников.

Педагоги ДОУ знакомятся с содержанием образовательного процесса в начальной школе, задавая направление развития дошкольников, ориентируясь на требования школы. Учителя начальных классов получают представление об особенностях и специфике работы со старшими дошкольниками, чтобы опираться в образовательной деятельности на полученные знания детей и их опыт [10].

Вопросы преемственности образовательные комплексы решают разнообразно.

1.Организация предметной подготовки к школе.  Она может осуществляться двумя способами: в детском саду, но с привлечением будущего учителя первого класса, или проходит в школе, где старшие дошкольники уже привыкают к новой социальной роли.

2. Проведение в образовательных учреждениях совместных мероприятий, разной направленности: экскурсионные, спортивные мероприятия между старшими дошкольниками и первоклассниками,  мастер-классы по различным предметным областям.

3.Посещение дошкольниками предметных недель в школе – математическая неделя, неделя естественных наук, неделя компьютерной грамотности и информатики, неделя русской словесности. К примеру, для старших дошкольников в школе организуются занятия по занимательной информатике с посещением компьютерного класса и медиацентра школы; занятия по занимательной биологии, химии и физике, которые проходят в школьных оборудованных лабораториях. Также знакомство со школьными предметами может проводиться на улице, например, урок по географии, где дошкольники узнают местность, откуда дует ветер и т.д.

4.Мастер-классы. Мастер-классы используются как воспитателями, так и учителями начальных классов. В детском саду для первоклассников можно проводить мастер-классы творческой направленности по декоративно-прикладному и изобразительному искусству.

5.Экскурсии в школьный планетарий, учебные мастерские, в музеи ДОУ. В рамках преемственных мероприятий осуществляется посещение интерактивного планетария воспитанниками детского сада в школе, учебных мастерских. Младшие школьники и первоклассники тоже вовлечены в экскурсионные мероприятия, например, посещение музеев прикладного искусства и народного творчества в детских садах.

6.Интерактивная интегрированная работа с образовательной платформой МЭШ. Благодаря широкой интерактивной образовательной среде, стало возможным участие дошкольников в виртуальных лабораториях с использованием возможностей МЭШ.

7.Вовлечение воспитанников детского сада в кружковую деятельность школьного отделения, где ученики первого класса взаимодействуют со старшими дошкольниками.

8. Участие в общешкольных праздничных и тематических мероприятиях. Участие младших школьников и дошкольников в «Масленичных гуляниях», участие в школьных фестивалях дополнительного образования, концертах, праздниках: Новый год, 23 февраля, 8 марта, День Победы и др.

9. Научно-практическая конференция. Дошкольникам на ряду с младшими школьниками доступно участие в научно-практических конференциях с проектами в возрастной группе 6-7 лет (старший дошкольник, младший школьник).

10. Соучастие в городских проектах – «Музеи, парки, усадьбы».

11.Организация педагогических столов, педагогических мастерских, методических собраний и педсоветов. Передача опыта, обмен образовательными технологиями, новыми методиками между педагогами-воспитателями и учителями начальных классов реализуется через общие педагогические столы, педагогические советы, методические собрания. Участие дошкольников и педагогов в воспитательных мероприятиях, концертах, творческих вечеров с самодеятельностью тоже способствует обмену опытом педагогов [3].

Результатом целенаправленной работы по формированию преемственных связей между детским садом и школой является взаимопонимание и достижение единых образовательных целей. Воспитатели ДОУ глубже погружены в школьную жизнь первоклассников, поэтому успешнее решают задачу по подготовке детей к школе. Учителя знакомятся с будущими первоклассниками, узнают ближе их психологические особенности, что помогает в дальнейшем учебном процессе, а также устанавливается преемственность в методах взаимодействия с учениками [10].

ВЫВОДЫ

Таким образом, преемственность дошкольного и начального образования – это непрерывность образовательного процесса. Важно обеспечить взаимодействие образовательных учреждений для дальнейшего успешного и эффективного результата образовательной деятельности.

Преемственностью результатов дошкольного и начального образования является переход от целевых личностных ориентиров к УУД начального школьного образования. Для ребенка преемственность при переходе из детского сада в начальную школу состоит в том, что приобретенные в дошкольном возрасте качества личности, возрастные особенности являются основой для дальнейшего развития на следующей ступени образования. При создании приемлемых условий такой переход ребенком будет осуществляться мягко и максимально продуктивно. Если в школе и саду создано единое образовательное пространство, современные технологии обучения интегрированы в обе ступени образования, то преемственность обеспечена. Следовательно, у старшего дошкольника формируются предпосылки учебной деятельности, цели и задачи дошкольного и начального школьного образования совпадают, происходит успешная адаптация ребенка к новой социальной роли ученика. Гармоничное развитие детей старшего дошкольного возраста – это фундамент успешности обучения первоклассника, овладения им универсальными учебными действиями, необходимыми компетенциями, которые закладывают основу умения учиться [7].

Старший дошкольник лучше адаптируется к начальной школе, если ДОУ и начальная школа осуществляют совместные формы работы. Педагоги дошкольного и школьного отделения продуктивнее решают образовательные потребности учащихся, а также развиваются в смежных областях педагогического знания.  

Исходя из вышесказанного, преемственность детского сада и школы – целенаправленный, систематический и последовательный процесс, целью которого является обеспечение прочных педагогических связей и взаимодействий коллективов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бузарова Е.А., Четыз Т.Н. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2007. – №. 3. – С. 327-338.
  2. Бывшева М.В. Преемственность дошкольной и начальной ступеней образования: проблемы и решения //Педагогическое образование в России. – 2011. – №. 1. – С. 243-250.
  3. Глебова Г.Ф. Преемственность дошкольного, начального и среднего (полного) образования: проблемы и опыт проектирования // Непрерывное образование: XXI век. – 2016. – №. 3 (15). – С. 44-56.
  4. Дерюгина М.А. Преемственность детского сада и школы // Муниципальный сборник методических разработок мероприятий в рамках Педагогического форума–2020 в муниципальных образовательных организациях городского округа Рефтинский. – 2020. – С.10-13.
  5. Дмитриева С.Н. Организационные условия реализации принципа преемственности в комплексе «Детский сад-школа» // Природные ресурсы Арктики и Субарктики. – 2006. – №. 4. – С. 128-131.
  6. Козенцева Е.А. и др. К вопросу о роли преемственности в работе детского сада и школы в процессе обеспечения формирования творческой активности и культуры общения у детей // Современное педагогическое образование. – 2021. – №. 12. – С. 82-84.
  7. Пантелеева Н.Г. Трудности в реализации преемственности детского сада и школы в рамках введения ФГОС // Тенденции развития науки и образования. – 2021. – №. 76-2. – С. 42-46.
  8. Сманцер, А.П. Теория и практика реализации преемственности в обучении школьников и студентов [Электронный ресурс] / А. П. Сманцер. – Минск : БГУ, 2011. – Режим доступа : http://www.elib.bsu, ограниченный. ISBN 978-985-518-586-5.
  9. Удальцова А. В. Взаимосвязь и преемственность начальной школы и детского сада в условиях введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта // Таврический научный обозреватель. – 2015. – №. 2-1. – С. 116-118.
  10.  Ярмухаметова И. А. Преемственность в работе дошкольного образовательного учреждения и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию // Фундаментальные исследования. – 2014. – №. 6-4. – С. 837-840.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вопросу о преемственности в работе дошкольных образовательных учреждений и начальной школы

После перехода нашей образовательной системы на вариативное обу­чение и разнообразные программы возник целый ряд противоречий между учителями начальной школы, педагогами детского сада и родителями....

Преемственность в работе дошкольного образовательного учреждения со школой.

Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технолог...

Преемственность между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой

В данной публикации представлен материал для выступления на заседании кустового объединения Наровчатского и Янгельского поселений...

Старая новая проблема: преемственность в работе дошкольных образовательных учреждений и школ (из опыта работы муз. руководителя и воспитателя).

Проблема преемственности в образовании не нова. Однако в настоящее время взаимосвязь между ступенями образования по-прежнему остается проблемой. Для решения этой проблемы необходимы согласов...

Преемственность в работе дошкольной образовательной организации и начальной школы в условиях реализации ФГОС ДО

1 слайд. Доброе утро, уважаемые коллеги!Своё выступление мне хочется начать со слов выдающегося французского писателя, поэта и философа Антуана де Сент – Экзюпери.2 слайд. «Душа каждо...