Проект "Волшебный мир релаксации" (снижение уровня тревожности)
проект (подготовительная группа)

     Многие специалисты по дошкольному образованию констатируют, что родители меньше стали уделять внимание своим детям, мало с ними разговаривают. Некоторые родители в общении с ребенком используют авторитарный стиль воспитания: «Я взрослый - значит я прав», не считаются с мнением ребенка, предъявляют к нему завышенные или негативные требования, что впоследствии приводит к возникновению у ребенка внутреннего конфликта, повышению уровня тревожности. Высокий уровень тревожности мешает ребенку легко общаться со сверстниками и взрослыми, адаптироваться к новым социальным условиям. Высокая тревожность свидетельствует о том, что ребенок не может адекватно справляться с возникающими жизненными трудностями и находится в состоянии эмоциональной дестабилизации.Проект расчитан на снижение уровня тревожности у детей.Задачи проекта:

  1. Повышать самооценку
  2. Обучать ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
  3. Снимать мышечное напряжение.

4. Взаимодействовать с родителями.

5. Взаимодействовать с воспитателями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 78»

ПРОЕКТ

«Волшебный мир релаксации»

(снижение уровня тревожности)

                                                                                                  Разработчик: Зырянова Н.А.

                                                       

                                                                                                             Кулитис Т.С.

Каменск-Уральский, 2022

Актуальность:

     Многие специалисты по дошкольному образованию констатируют, что родители меньше стали уделять внимание своим детям, мало с ними разговаривают. Некоторые родители в общении с ребенком используют авторитарный стиль воспитания: «Я взрослый - значит я прав», не считаются с мнением ребенка, предъявляют к нему завышенные или негативные требования, что впоследствии приводит к возникновению у ребенка внутреннего конфликта, повышению уровня тревожности. Высокий уровень тревожности мешает ребенку легко общаться со сверстниками и взрослыми, адаптироваться к новым социальным условиям.

Проблема: Высокая тревожность свидетельствует о том, что ребенок не может адекватно справляться с возникающими жизненными трудностями и находится в состоянии эмоциональной дестабилизации.

Цель: Снижение уровня тревожности у детей

Задачи:

  1. Повышать самооценку
  2. Обучать ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
  3. Снимать мышечное напряжение.

4. Взаимодействовать с родителями.

5. Взаимодействовать с воспитателями.

Тип проекта: педагогический, долгосрочный

Сроки реализации проекта: 2022-2023 учебный год.

Участники проекта: Дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Предполагаемый результат:

  • У детей адекватная самооценка

Дети умеют управлять собой в волнующих их ситуациях

  • Родители поменяли отношение к своему ребенку, умеют с ним взаимодействовать
  • Воспитатели умеют использовать методы и приемы для снижения тревожности в своей деятельности
  • Преобладание у детей положительных эмоций.
  • Подбор репродукций картин.
  • Подбор сказок.
  • Подбор музыкальных произведений.
  • Пополнение картотеки игр и упражнений для коррекции эмоциональной сферы.

Структура проекта: 

  1. Взаимодействие с детьми
  2. Взаимодействие с воспитателями
  3. Взаимодействие с родителями

Методы и приёмы проекта:

  • Игры и упражнения для повышения самооценки
  • Практикум с родителями
  • Чтение и обсуждение сказок
  • Психогимнастика
  • Релаксация
  • Выражение своего эмоционального состояния в рисунке, музыке.

Материальное обеспечение проекта:

  1. Ноутбук
  2. Диски с релаксационной музыкой
  3. Подбор классической музыки различных жанров, которая соответствует эмоциональным состояниям человека
  4. Репродукции картин
  5. Картотеки игр и упражнений

План действий по реализации проекта

Целевая аудитория

Сроки

Содержание

Результат

  дети:

 Октябрь-май

- Использование игр и упражнений во время режимных моментов

-Проведение коррекционных занятий с детьми

- Картотека игр и упражнений для повышения самооценки.

- Картотека игр и упражнений для снижения психоэмоционального напряжения

- Картотека релаксации

Презентация «Репродукции картин», музыка дл релаксации

  родители:

Октябрь-май

- Практикум «Подготовка к школе»;

- Оформление памятки «Что делать, если у ребенка высокий уровень тревожности»

- Индивидуальные консультации с родителями  по вопросам снижения уровня тревожности

 Конспект практикума

Наглядная информация

  педагоги:

Октябрь- май

Практическое занятие «Способы снижения уровня тревожности».

- Индивидуальные консультации (проведение игр в ходе режимных моментов,  во время НОД)

конспект занятия

Этапы реализации проекта:

1 этап. Подготовительный

Деятельность по созданию проекта, разработка этапов проектирования, подготовка необходимой документации, анализ литературы, постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, выбор материалов.

2 этап. Основной

Проведение игр упражнений с детьми во время режимных моментов, во время развивающих занятий.

Рекомендации родителям, по организации и проведению игр  и упражнений с детьми в домашних условиях.

Проведение индивидуальных, консультаций для родителей и педагогов по снижению уровня тревожности.

3 этап. Итоговый

анализ результатов реализации проекта в ДОУ, корректировка содержания, подведение итогов;

Перспективное планирование по проекту: «Волшебный мир релаксации»

Время проведения

Наименование форм работы, игр и упражнений

Работа с родителями

октябрь

- создания узоров с помощью пищевой плёнки под    « Музыку для души»-релаксация ( музыка моря, леса, вечер в лесу).

-Беседа «Мир вокруг нас»

- Игра «Подарок под елкой»

- Создание композиции из осенних листьев по муз.Г.Свиридов “Осень” (из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина “Метель”, Прокофьев “Марш”)

- Д\и «Хорошие  и  плохие  поступки»

- Функциональное упражнение "Тух-тиби-дух"

-Когнитивное упражнение

"Визуализация геометрических фигур"

- Релаксация "Пляж"

-ЧХЛ Е.Ульева «Сказка про медвежонка», «Сказка про лошадку», «Сказка про кролика»

Создание фотоальбома с групповыми и семейными фото, фото домашних питомцев, альбом с изображениями любимых героев сказок и мультфильмов.

ноябрь

- Игра «Буря на море»

- Рисование задуманного цветка под муз. Д.Б. Кабалевский “Клоуны”

- Парная игра «Пара»

- Беседа «Автопортрет»

- Функциональное упражнение "Танцы-противоположности"

- Когнитивное упражнение "Перекрестное марширование"

- Релаксация "Огонь и лед"

- Д\и «Угадай эмоцию»

- ЧХЛ Е.Ульева «Сказка про лисичку», «Сказка про жеребенка», «Сказка про бегемотика»

Консультация для родителей «От любопытных глаз скрываясь»

декабрь

- Игра «Гроза»

- Прослушивание муз. Э.Григ “Утро” с последующим изображением цветов и лепка цветка.

- Беседа «Волшебная страна чувств»

- Парная игра «Слепой танец»

- Д\и «Мои чувства»

- Функциональное упражнение "Считалочки-бормоталочки"

- Когнитивное упражнение "Фотография"

- Релаксация "Ковер-самолет"

-  ЧХЛ Е.Ульева «Сказка про котенка», «Сказка про кенгуренка», «Сказка про барашка»

Конкурс по созданию игр на снятие эмоционального напряжения

январь

- Раскрашивание контуров елок зеленым цветом под муз. «Румба»

- Ролевая игра «Царь горы»

- Беседа «Наше настроение»

- Рисование голубым цветом неба под муз. «Звуки природы»: «Пение птиц»

- Игра «Передай клубочек»

- Функциональное упражнение "Рубка дров"

- Когнитивное упражнение "Мельница"

- Релаксация "Раскачивающееся дерево"

- Упражнение «Шалтай-Болтай”

-ЧХЛ Е.Ульева «Сказка про черепашку», «сказка про петушка», «Сказка про зайчонка»

Оформление папки – передвижки «Психологический уголок в ДОУ».

февраль

- Рисование голубым цветом моря под муз. «Звуки природы»: «Шум океана»

- Упражнение «Я могу»

- Упражнение “Винт”

- Раскрашивание квадратов зеленым цветом различными  «орудиями труда» под муз. «Звуки природы»: «У ручья»

- «Слепой танец»

- Функциональное упражнение "Что слышно?"
-Коммуникативное упражнение "Сороконожка"

- Релаксация "Море"

- “Насос и мяч”

- ЧХЛ Е.Ульева «Сказка про поросенка», «Сказка про барсучонка», «Сказка про слоненка»

Консультация для родителей: «Игры на снятие психического напряжения дома».Фотоотчет о проделанной работе.

март

- Рассматривание репродукций картин с преобладанием зеленого цвета (презентация),  Рисование красками зеленого цвета траву и листья на деревья под муз.Шопена «Вальс ля минор»

- «Смелый капитан»

- Упражнение «Просыпайся третий глаз!»

- Раскрашивание квадратов голубым цветом различными  «орудиями труда» под муз. Э.Грига «Шествие гновом»

- Игра “Волшебный стул”

- Функциональное упражнение "Кто летает?"

- Коммуникативное упражнение с правилами "Путаница"

- Релаксация "Парусник"

- Игра «Ты – лев!

- ЧХЛ Е.Ульева «сказка про гусенка», «сказка про теленка», «Сказка про хомячка»

Оформление памятки «Что делать, если у ребенка высокий уровень тревожности»

Апрель

- Нарисовать геометрические фигуры на листе картона и заштриховать карандашом  голубого цвета под муз. Э.Грига «Шествие гновом»

- Игра “Зайки и слоники”

- Игра «Врасти в землю»

- Раскрашивание гроздьев винограда, размазывая пластилин зеленого цвета, листья раскрасить акварельной краской под муз. С.Рахманинова «Этюды картины ля-минор, до-минор»

 - Функциональное упражнение "Что исчезло?"

- Коммуникативное упражнение "Тачка"

- Релаксация "Потянулись - сломались"

- Игра “Смена ритмов”

- Упражнение «Возьми себя в руки»

- ЧХЛ Е.Ульева «Сказка про мышонка», «Сказка про ослика», «Сказка про козленка»

Мастер – класс для родителей «Создание игрушки «Антистресс»

май

- Рассматривание репродукций картин с преобладанием голубого (презентация),  Рисование красками голубого цвета круги двумя руками под песню «Колыбельная медведицы»

- Игра "Похвалилки"

- Упражнение «Дыши и думай красиво»

- Рисовать пальчиковыми красками листья деревьев зеленым цветом различными  «орудиями труда» под муз. «Звуки природы»: «В лесу»

- Игра "За что меня любит мама"

- Функциональное упражнение с правилами "Шалуны"

- Коммуникативное упражнение "Компас"

- Релаксация "Росток"

- Игра «Стойкий солдатик»

- ЧХЛ Е.Ульева « Сказка про щенка», «сказка про обезьянку», «Сказка про тигренка»

- Беклет «»Счастливый ребенок»

Приложение 1

Памятка для родителей

«Что делать, если у ребенка высокий уровень тревожности»

  1. Полезно снизить количество замечаний. Попробуйте в течение одного только дня записать все замечания, высказанные ребенку. Вечером перечитайте список и подумайте, все ли замечания были нужны.
  2. Ласковые прикосновения помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства.
  3. Вы должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая ребенка.
  4. Выполняйте вместе упражнения на релаксацию под музыку.
  5. Используйте рисование.

                                      Консультация для родителей

«От любопытных глаз скрываясь»

Поведение, настроение ребёнка очень сильно зависит от его эмоционального состояния. Управлять своим переживаниями он ещё не научился, и поэтому его жизнь сильно подвержена переменам настроения.

  Ребёнка легко рассмешить, удивить, обидеть. Для педагогов и родителей одной из наиважнейших задач воспитания является формирование умения регулировать эмоциональную сферу ребёнка. Здесь ключевым понятием является слово «регулировать». Подавление эмоций может привести к разнообразным невротическим проявлениям. Испытывая определённые чувства, ребёнок познаёт себя, других людей, окружающий его мир. Психологи не советуют стыдить ребёнка, а тем более наказывать его за проявление негативных чувств и эмоций.

  К негативным эмоциям относятся гнев, злоба, агрессия, боль, обида, страх. Для того, чтобы помочь ребёнку разобраться в переживаемых им чувствах, необходимо понять причину их возникновения, а таковых может быть большое количество. Наиболее распространённые это — детская ревность, обида, зависть, защита от нападок, охрана своей личной территории, страх разлуки с родителями, чрезмерный контроль взрослыми, недостаток внимания, переутомление.

          Всем известно, что дети дошкольного возраста особо эмоциональны и впечатлительны. Они легко подхватывают сильные, как положительные, так и отрицательные эмоции окружающих их людей. Во многом реакция на обстановку вокруг у детей зависит от создания педагогом у них чувства уверенности и поддержки, внутренней безопасности и свободы. Это зависит еще и от его доброжелательности, принятия детей такими, какие они есть, умение быть для них партнером и товарищем.

          Как помочь ребёнку вырасти весёлым и активным, самостоятельным и доброжелательным, помогающим и любознательным, инициативным и уверенным в себе, открытым и сопереживающим – то есть, прежде всего, психологически здоровым?

Большую помощь в этом может оказать предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении.

     Уголок уединения в детском саду необходим, ведь его целью является создание условий для отдыха, уединения детей, релаксации и самостоятельных игр в течение дня, необходимых для выражения переживаемых детьми стрессовых ситуаций, например, утреннего расставания с родителями, привыкания к новому режимному моменту и т. п.

Ребёнок может самостоятельно проявить желание побыть в уголке уединения, а также и при помощи взрослого. Если мы видим, что ребёнок себя некомфортно чувствует, то можем предложить ему посидеть в тишине, раздражённого, агрессивного ребёнка к уголку уединения подводите постепенно, предварительно сняв состояние напряжения.

 Эффективность работы зависит от того насколько дети будут осведомлены с предназначением уголка, его оснащённостью и умением пользоваться атрибутами. Поэтому детей знакомят с уголком сразу после его организации, предлагают осмотреться, опробовать игрушки. По мере внесения нового атрибута, детям демонстрируются различные способы манипулирования с ним.

Полезно также учить детей дыхательным гимнастикам, которые успокаивают нервную систему, уравновешивают их эмоциональное состояние. К таковым можно отнести:

«Ходьба по комнате». Ходьба по комнате в течение 1-2 мин. Дыхание глубокое, на 2 шага – вдох, на три шага – выдох. Дыхание через нос.

«Потянулись». И.п.: стоя, ноги вместе. Руки медленно поднять вверх и соединить над головой. Пальцы в замке и повернуть ладонями вверх. Подняться на носки, потянуться вверх – вдох, вернуться в И.п.– выдох. Следить за полнотой вдоха. Повторить 3-4 раза.

В уголке могут лежать схематические карточки, которые напомнят ребёнку о дыхательной гимнастике и технике её выполнения.

          В завершении мне хотелось бы пожелать вам эмоционального благополучия в семье и в стенах детского сада, и конечно же творческих успехов в нашем общем деле!

Папка – передвижка «Психологический уголок в ДОУ»

Здоровье ребенка – вот о чем думают родители, отдавая его в дошкольное учреждение. Как, оставляя малыша в детском саду, можно быть уверенным в том, что его здоровье будет сохранено. Задумываясь над этим, мы говорим не только о физическом здоровье ребенка, но и психологическом.

          В наше неспокойное время кризисов и социальных перемен появляется все больше детей, нуждающихся в психологической поддержке. Это дети с нарушениями поведения, различными неврологическими отклонениями.

           Все мы знаем, что исправлять проблемы, лечить неврологические нарушения очень сложно, иногда на это уходят годы. Поэтому в своей работе большое внимание мы уделяем именно профилактике психологических нарушений.

          Чтобы расширить возможность профилактической работы с детьми, в дошкольном учреждении организовали психологические уголки в каждой возрастной группе. Психологический уголок – реальный инструмент в руках воспитателя для действенной психологической поддержки детей в течении дня.

          Современные дошкольники в настоящее время порой загружены не меньше взрослых. Для формирования психологической стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Поэтому так важно в группе иметь личное пространство, место уединения или интимную зону.

 Уголок психологической разгрузки — это пространство, организованное особым образом. Это целый мир, находясь, в котором каждый ребенок ощущает себя спокойно, комфортно и безопасно. Даже кратковременное пребывание в этом месте улучшает эмоциональное состояние, снимает стресс, улучшает психофизическое состояние. В таких уголках используется специальное световое оборудование, сухие бассейны, создается уникальная мягкая среда. Дети отвлекаются и забывают отрицательные переживания.

  Назначение и оснащение психологического уголка

  • Зона для психологической разгрузки - уголки для уединения (шатер, палатка и т. д.), мягкая мебель, фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями, мягкие игрушки.
  • Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме - боксерская груша, кукла «Бо-бо», поролоновые подушки, стаканчики для крика, мишени.
  • Обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции, - аудио-, видеозаписи (шум моря, звуки леса, музыка для отдыха, релаксации), цветные клубочки, волшебные предметы (шляпа, плащ, палочка), свечи, фонтаны, игры с песком, водой, крупами, пуговица- ми, «Мешочки настроений», «Коробочки добрых дел».
  • Обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально развивающих игр «Азбука настроений», «Коврик дружбы», настольные, дидактические игры: «Что такое хорошо? Что такое плохо?», шкатулка с маленькими человечками, «Подушка примирения», «Коробочка примирения», «Доска настроений».
  • Повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей - подиум, медали, «сонные игрушки».
  • Обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде «Твистер», «Гусеница», «Веселый коврик».

Список используемой литературы:

1.Кулик Л.А., Берестов Н.А. Семейное воспитание / Л.А. Кулик. – М.: Просвещение, 2013 г.

2. Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2014 г.

3. «Интерактивные технологии в реализации ФГОС дошкольного образования» Нечаев М.П., Романова Г.А., Москва 2014 г.

4. «Сказки от слезок» Е.Ульева, Москва 2021 г.

5. «Развитие эмоции дошкольников» Минаева В.М., 1999 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная программа "Психологическая помощьдошкольникам с высоким уровнем тревожности

Учебная программа позволяет оказать психологическую помощь дошкольникам 5-7 летнего возраста в сысоким уровнем тревожности и  предполагает как индивидуальную работу, направленную на выявление при...

Учебная программа "Психологическая помощь дошкольникам с высоким уровнем тревожности"

Программа позволяет оказать психологическую помощь дошкольникам 5-7 летнего возраста в сысоким уровнем тревожности и  предполагает как индивидуальную работу, направленную на выявление причин высо...

Статья"Коррекция уровня тревожности на занятиях физическими упражнениями с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи средствами ритмопластики"

Эта статья может помочь руководителям физического воспитания и педагогам - психологам корректировать уровень тревожности у детей с нарушениями речи средствами ритмопластики, а так же поможет выбрать д...

Тема передового педагогического опыта: «Игротерапия, как средство снижения уровня тревожности у детей среднего дошкольного возраста»

Игра, как установлено в отечественной психолого - педагогической литературе, имеет исключительное значение для психического развития ребенка и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Име...

Занятие по снижению уровня тревожности у детей

Занятие направлено на снижение уровня тревожности у детей старшей группы. В занятии используются авторские управжнеия....

Психолого-педагогические условия снижения уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Статья написанная по материалам выпускной квалтфикационной работы....

Особенности зрительских предпочтений у детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем тревожности

Детский возраст, особенно дошкольный, является определяющим в становлении личности ребенка, так как основные свойства и личностные качества складываются в этот период жизни и во многом определяю...