Проект "Волшебный мир релаксации" (снижение уровня тревожности)
проект (подготовительная группа)
Многие специалисты по дошкольному образованию констатируют, что родители меньше стали уделять внимание своим детям, мало с ними разговаривают. Некоторые родители в общении с ребенком используют авторитарный стиль воспитания: «Я взрослый - значит я прав», не считаются с мнением ребенка, предъявляют к нему завышенные или негативные требования, что впоследствии приводит к возникновению у ребенка внутреннего конфликта, повышению уровня тревожности. Высокий уровень тревожности мешает ребенку легко общаться со сверстниками и взрослыми, адаптироваться к новым социальным условиям. Высокая тревожность свидетельствует о том, что ребенок не может адекватно справляться с возникающими жизненными трудностями и находится в состоянии эмоциональной дестабилизации.Проект расчитан на снижение уровня тревожности у детей.Задачи проекта:
- Повышать самооценку
- Обучать ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
- Снимать мышечное напряжение.
4. Взаимодействовать с родителями.
5. Взаимодействовать с воспитателями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект для снижения уровня тревожности у дошкольников | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 78»
ПРОЕКТ
«Волшебный мир релаксации»
(снижение уровня тревожности)
Разработчик: Зырянова Н.А.
Кулитис Т.С.
Каменск-Уральский, 2022
Актуальность:
Многие специалисты по дошкольному образованию констатируют, что родители меньше стали уделять внимание своим детям, мало с ними разговаривают. Некоторые родители в общении с ребенком используют авторитарный стиль воспитания: «Я взрослый - значит я прав», не считаются с мнением ребенка, предъявляют к нему завышенные или негативные требования, что впоследствии приводит к возникновению у ребенка внутреннего конфликта, повышению уровня тревожности. Высокий уровень тревожности мешает ребенку легко общаться со сверстниками и взрослыми, адаптироваться к новым социальным условиям.
Проблема: Высокая тревожность свидетельствует о том, что ребенок не может адекватно справляться с возникающими жизненными трудностями и находится в состоянии эмоциональной дестабилизации.
Цель: Снижение уровня тревожности у детей
Задачи:
- Повышать самооценку
- Обучать ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
- Снимать мышечное напряжение.
4. Взаимодействовать с родителями.
5. Взаимодействовать с воспитателями.
Тип проекта: педагогический, долгосрочный
Сроки реализации проекта: 2022-2023 учебный год.
Участники проекта: Дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Предполагаемый результат:
- У детей адекватная самооценка
Дети умеют управлять собой в волнующих их ситуациях
- Родители поменяли отношение к своему ребенку, умеют с ним взаимодействовать
- Воспитатели умеют использовать методы и приемы для снижения тревожности в своей деятельности
- Преобладание у детей положительных эмоций.
- Подбор репродукций картин.
- Подбор сказок.
- Подбор музыкальных произведений.
- Пополнение картотеки игр и упражнений для коррекции эмоциональной сферы.
Структура проекта:
- Взаимодействие с детьми
- Взаимодействие с воспитателями
- Взаимодействие с родителями
Методы и приёмы проекта:
- Игры и упражнения для повышения самооценки
- Практикум с родителями
- Чтение и обсуждение сказок
- Психогимнастика
- Релаксация
- Выражение своего эмоционального состояния в рисунке, музыке.
Материальное обеспечение проекта:
- Ноутбук
- Диски с релаксационной музыкой
- Подбор классической музыки различных жанров, которая соответствует эмоциональным состояниям человека
- Репродукции картин
- Картотеки игр и упражнений
План действий по реализации проекта
Целевая аудитория | Сроки | Содержание | Результат |
дети: | Октябрь-май | - Использование игр и упражнений во время режимных моментов -Проведение коррекционных занятий с детьми | - Картотека игр и упражнений для повышения самооценки. - Картотека игр и упражнений для снижения психоэмоционального напряжения - Картотека релаксации Презентация «Репродукции картин», музыка дл релаксации |
родители: | Октябрь-май | - Практикум «Подготовка к школе»; - Оформление памятки «Что делать, если у ребенка высокий уровень тревожности» - Индивидуальные консультации с родителями по вопросам снижения уровня тревожности | Конспект практикума Наглядная информация |
педагоги: | Октябрь- май | Практическое занятие «Способы снижения уровня тревожности». - Индивидуальные консультации (проведение игр в ходе режимных моментов, во время НОД) | конспект занятия |
Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительный
Деятельность по созданию проекта, разработка этапов проектирования, подготовка необходимой документации, анализ литературы, постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, выбор материалов.
2 этап. Основной
Проведение игр упражнений с детьми во время режимных моментов, во время развивающих занятий.
Рекомендации родителям, по организации и проведению игр и упражнений с детьми в домашних условиях.
Проведение индивидуальных, консультаций для родителей и педагогов по снижению уровня тревожности.
3 этап. Итоговый
анализ результатов реализации проекта в ДОУ, корректировка содержания, подведение итогов;
Перспективное планирование по проекту: «Волшебный мир релаксации»
Время проведения | Наименование форм работы, игр и упражнений | Работа с родителями |
октябрь | - создания узоров с помощью пищевой плёнки под « Музыку для души»-релаксация ( музыка моря, леса, вечер в лесу). -Беседа «Мир вокруг нас» - Игра «Подарок под елкой» - Создание композиции из осенних листьев по муз.Г.Свиридов “Осень” (из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина “Метель”, Прокофьев “Марш”) - Д\и «Хорошие и плохие поступки» - Функциональное упражнение "Тух-тиби-дух" -Когнитивное упражнение "Визуализация геометрических фигур" - Релаксация "Пляж" -ЧХЛ Е.Ульева «Сказка про медвежонка», «Сказка про лошадку», «Сказка про кролика» | Создание фотоальбома с групповыми и семейными фото, фото домашних питомцев, альбом с изображениями любимых героев сказок и мультфильмов. |
ноябрь | - Игра «Буря на море» - Рисование задуманного цветка под муз. Д.Б. Кабалевский “Клоуны” - Парная игра «Пара» - Беседа «Автопортрет» - Функциональное упражнение "Танцы-противоположности" - Когнитивное упражнение "Перекрестное марширование" - Релаксация "Огонь и лед" - Д\и «Угадай эмоцию» - ЧХЛ Е.Ульева «Сказка про лисичку», «Сказка про жеребенка», «Сказка про бегемотика» | Консультация для родителей «От любопытных глаз скрываясь» |
декабрь | - Игра «Гроза» - Прослушивание муз. Э.Григ “Утро” с последующим изображением цветов и лепка цветка. - Беседа «Волшебная страна чувств» - Парная игра «Слепой танец» - Д\и «Мои чувства» - Функциональное упражнение "Считалочки-бормоталочки" - Когнитивное упражнение "Фотография" - Релаксация "Ковер-самолет" - ЧХЛ Е.Ульева «Сказка про котенка», «Сказка про кенгуренка», «Сказка про барашка» | Конкурс по созданию игр на снятие эмоционального напряжения |
январь | - Раскрашивание контуров елок зеленым цветом под муз. «Румба» - Ролевая игра «Царь горы» - Беседа «Наше настроение» - Рисование голубым цветом неба под муз. «Звуки природы»: «Пение птиц» - Игра «Передай клубочек» - Функциональное упражнение "Рубка дров" - Когнитивное упражнение "Мельница" - Релаксация "Раскачивающееся дерево" - Упражнение «Шалтай-Болтай” -ЧХЛ Е.Ульева «Сказка про черепашку», «сказка про петушка», «Сказка про зайчонка» | Оформление папки – передвижки «Психологический уголок в ДОУ». |
февраль | - Рисование голубым цветом моря под муз. «Звуки природы»: «Шум океана» - Упражнение «Я могу» - Упражнение “Винт” - Раскрашивание квадратов зеленым цветом различными «орудиями труда» под муз. «Звуки природы»: «У ручья» - «Слепой танец» - Функциональное упражнение "Что слышно?" - Релаксация "Море" - “Насос и мяч” - ЧХЛ Е.Ульева «Сказка про поросенка», «Сказка про барсучонка», «Сказка про слоненка» | Консультация для родителей: «Игры на снятие психического напряжения дома».Фотоотчет о проделанной работе. |
март | - Рассматривание репродукций картин с преобладанием зеленого цвета (презентация), Рисование красками зеленого цвета траву и листья на деревья под муз.Шопена «Вальс ля минор» - «Смелый капитан» - Упражнение «Просыпайся третий глаз!» - Раскрашивание квадратов голубым цветом различными «орудиями труда» под муз. Э.Грига «Шествие гновом» - Игра “Волшебный стул” - Функциональное упражнение "Кто летает?" - Коммуникативное упражнение с правилами "Путаница" - Релаксация "Парусник" - Игра «Ты – лев! - ЧХЛ Е.Ульева «сказка про гусенка», «сказка про теленка», «Сказка про хомячка» | Оформление памятки «Что делать, если у ребенка высокий уровень тревожности» |
Апрель | - Нарисовать геометрические фигуры на листе картона и заштриховать карандашом голубого цвета под муз. Э.Грига «Шествие гновом» - Игра “Зайки и слоники” - Игра «Врасти в землю» - Раскрашивание гроздьев винограда, размазывая пластилин зеленого цвета, листья раскрасить акварельной краской под муз. С.Рахманинова «Этюды картины ля-минор, до-минор» - Функциональное упражнение "Что исчезло?" - Коммуникативное упражнение "Тачка" - Релаксация "Потянулись - сломались" - Игра “Смена ритмов” - Упражнение «Возьми себя в руки» - ЧХЛ Е.Ульева «Сказка про мышонка», «Сказка про ослика», «Сказка про козленка» | Мастер – класс для родителей «Создание игрушки «Антистресс» |
май | - Рассматривание репродукций картин с преобладанием голубого (презентация), Рисование красками голубого цвета круги двумя руками под песню «Колыбельная медведицы» - Игра "Похвалилки" - Упражнение «Дыши и думай красиво» - Рисовать пальчиковыми красками листья деревьев зеленым цветом различными «орудиями труда» под муз. «Звуки природы»: «В лесу» - Игра "За что меня любит мама" - Функциональное упражнение с правилами "Шалуны" - Коммуникативное упражнение "Компас" - Релаксация "Росток" - Игра «Стойкий солдатик» - ЧХЛ Е.Ульева « Сказка про щенка», «сказка про обезьянку», «Сказка про тигренка» | - Беклет «»Счастливый ребенок» |
Приложение 1
Памятка для родителей
«Что делать, если у ребенка высокий уровень тревожности»
- Полезно снизить количество замечаний. Попробуйте в течение одного только дня записать все замечания, высказанные ребенку. Вечером перечитайте список и подумайте, все ли замечания были нужны.
- Ласковые прикосновения помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства.
- Вы должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая ребенка.
- Выполняйте вместе упражнения на релаксацию под музыку.
- Используйте рисование.
Консультация для родителей
«От любопытных глаз скрываясь»
Поведение, настроение ребёнка очень сильно зависит от его эмоционального состояния. Управлять своим переживаниями он ещё не научился, и поэтому его жизнь сильно подвержена переменам настроения.
Ребёнка легко рассмешить, удивить, обидеть. Для педагогов и родителей одной из наиважнейших задач воспитания является формирование умения регулировать эмоциональную сферу ребёнка. Здесь ключевым понятием является слово «регулировать». Подавление эмоций может привести к разнообразным невротическим проявлениям. Испытывая определённые чувства, ребёнок познаёт себя, других людей, окружающий его мир. Психологи не советуют стыдить ребёнка, а тем более наказывать его за проявление негативных чувств и эмоций.
К негативным эмоциям относятся гнев, злоба, агрессия, боль, обида, страх. Для того, чтобы помочь ребёнку разобраться в переживаемых им чувствах, необходимо понять причину их возникновения, а таковых может быть большое количество. Наиболее распространённые это — детская ревность, обида, зависть, защита от нападок, охрана своей личной территории, страх разлуки с родителями, чрезмерный контроль взрослыми, недостаток внимания, переутомление.
Всем известно, что дети дошкольного возраста особо эмоциональны и впечатлительны. Они легко подхватывают сильные, как положительные, так и отрицательные эмоции окружающих их людей. Во многом реакция на обстановку вокруг у детей зависит от создания педагогом у них чувства уверенности и поддержки, внутренней безопасности и свободы. Это зависит еще и от его доброжелательности, принятия детей такими, какие они есть, умение быть для них партнером и товарищем.
Как помочь ребёнку вырасти весёлым и активным, самостоятельным и доброжелательным, помогающим и любознательным, инициативным и уверенным в себе, открытым и сопереживающим – то есть, прежде всего, психологически здоровым?
Большую помощь в этом может оказать предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении.
Уголок уединения в детском саду необходим, ведь его целью является создание условий для отдыха, уединения детей, релаксации и самостоятельных игр в течение дня, необходимых для выражения переживаемых детьми стрессовых ситуаций, например, утреннего расставания с родителями, привыкания к новому режимному моменту и т. п.
Ребёнок может самостоятельно проявить желание побыть в уголке уединения, а также и при помощи взрослого. Если мы видим, что ребёнок себя некомфортно чувствует, то можем предложить ему посидеть в тишине, раздражённого, агрессивного ребёнка к уголку уединения подводите постепенно, предварительно сняв состояние напряжения.
Эффективность работы зависит от того насколько дети будут осведомлены с предназначением уголка, его оснащённостью и умением пользоваться атрибутами. Поэтому детей знакомят с уголком сразу после его организации, предлагают осмотреться, опробовать игрушки. По мере внесения нового атрибута, детям демонстрируются различные способы манипулирования с ним.
Полезно также учить детей дыхательным гимнастикам, которые успокаивают нервную систему, уравновешивают их эмоциональное состояние. К таковым можно отнести:
«Ходьба по комнате». Ходьба по комнате в течение 1-2 мин. Дыхание глубокое, на 2 шага – вдох, на три шага – выдох. Дыхание через нос.
«Потянулись». И.п.: стоя, ноги вместе. Руки медленно поднять вверх и соединить над головой. Пальцы в замке и повернуть ладонями вверх. Подняться на носки, потянуться вверх – вдох, вернуться в И.п.– выдох. Следить за полнотой вдоха. Повторить 3-4 раза.
В уголке могут лежать схематические карточки, которые напомнят ребёнку о дыхательной гимнастике и технике её выполнения.
В завершении мне хотелось бы пожелать вам эмоционального благополучия в семье и в стенах детского сада, и конечно же творческих успехов в нашем общем деле!
Папка – передвижка «Психологический уголок в ДОУ»
Здоровье ребенка – вот о чем думают родители, отдавая его в дошкольное учреждение. Как, оставляя малыша в детском саду, можно быть уверенным в том, что его здоровье будет сохранено. Задумываясь над этим, мы говорим не только о физическом здоровье ребенка, но и психологическом.
В наше неспокойное время кризисов и социальных перемен появляется все больше детей, нуждающихся в психологической поддержке. Это дети с нарушениями поведения, различными неврологическими отклонениями.
Все мы знаем, что исправлять проблемы, лечить неврологические нарушения очень сложно, иногда на это уходят годы. Поэтому в своей работе большое внимание мы уделяем именно профилактике психологических нарушений.
Чтобы расширить возможность профилактической работы с детьми, в дошкольном учреждении организовали психологические уголки в каждой возрастной группе. Психологический уголок – реальный инструмент в руках воспитателя для действенной психологической поддержки детей в течении дня.
Современные дошкольники в настоящее время порой загружены не меньше взрослых. Для формирования психологической стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Поэтому так важно в группе иметь личное пространство, место уединения или интимную зону.
Уголок психологической разгрузки — это пространство, организованное особым образом. Это целый мир, находясь, в котором каждый ребенок ощущает себя спокойно, комфортно и безопасно. Даже кратковременное пребывание в этом месте улучшает эмоциональное состояние, снимает стресс, улучшает психофизическое состояние. В таких уголках используется специальное световое оборудование, сухие бассейны, создается уникальная мягкая среда. Дети отвлекаются и забывают отрицательные переживания.
Назначение и оснащение психологического уголка
- Зона для психологической разгрузки - уголки для уединения (шатер, палатка и т. д.), мягкая мебель, фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями, мягкие игрушки.
- Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме - боксерская груша, кукла «Бо-бо», поролоновые подушки, стаканчики для крика, мишени.
- Обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции, - аудио-, видеозаписи (шум моря, звуки леса, музыка для отдыха, релаксации), цветные клубочки, волшебные предметы (шляпа, плащ, палочка), свечи, фонтаны, игры с песком, водой, крупами, пуговица- ми, «Мешочки настроений», «Коробочки добрых дел».
- Обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально развивающих игр «Азбука настроений», «Коврик дружбы», настольные, дидактические игры: «Что такое хорошо? Что такое плохо?», шкатулка с маленькими человечками, «Подушка примирения», «Коробочка примирения», «Доска настроений».
- Повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей - подиум, медали, «сонные игрушки».
- Обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде «Твистер», «Гусеница», «Веселый коврик».
Список используемой литературы:
1.Кулик Л.А., Берестов Н.А. Семейное воспитание / Л.А. Кулик. – М.: Просвещение, 2013 г.
2. Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2014 г.
3. «Интерактивные технологии в реализации ФГОС дошкольного образования» Нечаев М.П., Романова Г.А., Москва 2014 г.
4. «Сказки от слезок» Е.Ульева, Москва 2021 г.
5. «Развитие эмоции дошкольников» Минаева В.М., 1999 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная программа "Психологическая помощьдошкольникам с высоким уровнем тревожности
Учебная программа позволяет оказать психологическую помощь дошкольникам 5-7 летнего возраста в сысоким уровнем тревожности и предполагает как индивидуальную работу, направленную на выявление при...
Учебная программа "Психологическая помощь дошкольникам с высоким уровнем тревожности"
Программа позволяет оказать психологическую помощь дошкольникам 5-7 летнего возраста в сысоким уровнем тревожности и предполагает как индивидуальную работу, направленную на выявление причин высо...
Статья"Коррекция уровня тревожности на занятиях физическими упражнениями с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи средствами ритмопластики"
Эта статья может помочь руководителям физического воспитания и педагогам - психологам корректировать уровень тревожности у детей с нарушениями речи средствами ритмопластики, а так же поможет выбрать д...
Тема передового педагогического опыта: «Игротерапия, как средство снижения уровня тревожности у детей среднего дошкольного возраста»
Игра, как установлено в отечественной психолого - педагогической литературе, имеет исключительное значение для психического развития ребенка и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Име...
Занятие по снижению уровня тревожности у детей
Занятие направлено на снижение уровня тревожности у детей старшей группы. В занятии используются авторские управжнеия....
Психолого-педагогические условия снижения уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста
Статья написанная по материалам выпускной квалтфикационной работы....
Особенности зрительских предпочтений у детей старшего дошкольного возраста с разным уровнем тревожности
Детский возраст, особенно дошкольный, является определяющим в становлении личности ребенка, так как основные свойства и личностные качества складываются в этот период жизни и во многом определяю...