Инновационные технологии в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
консультация
Патриотическое воспитание дошкольников - это всегда трудная, интересная и в то же время актуальная тема. Известна истина, что заложено в человеке с детства, то остается навсегда. Высокое чувство патриотизма, гражданственности, нравственности не рождается само по себе, его надо пробудить в детской душе как можно раньше
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_tehnologii.docx | 70.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные технологии
в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.
Патриотическое воспитание дошкольников - это всегда трудная, интересная и в то же время актуальная тема. Известна истина, что заложено в человеке с детства, то остается навсегда. Высокое чувство патриотизма, гражданственности, нравственности не рождается само по себе, его надо пробудить в детской душе как можно раньше. Почему именно так? Основная причина просто в том, что в нашем обществе последнее время на первое место выдвигаются денежные и имущественные приоритеты. Но воспитание маленького патриота — это трудоемкий процесс, который требует от педагога знаний и умений. Прежде всего, сам педагог должен знать свою богатую историю, любить ее, приумножать, воспитывать чувство гордости за свое Отечество, следовать его обычаям, традициям.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - очень сложный педагогический процесс, в который входят составляющие: нравственное воспитание и патриотическое воспитание.
Нравственное воспитание – непрерывное воздействие на сознание, чувства и поведение детей, формирующее у них моральные качества, уверенность в значимости нравственных норм.
Патриотическое воспитание – процесс приобщения детей к истокам культуры нашего общества, привития любви к своему краю и красоте родной природы, воспитания уважения и любви к семье, воспитание уважительного защитникам Отечества, Российской символике, традициям страны и народным праздникам, верности Отечеству.
Самой главной целью патриотического воспитания является осознание ребенка, как гражданина России. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к своим близким людям — своей семье.
В настоящее время патриотическое воспитание становится одним из ведущих направлений в деятельности детских учреждений.
Именно дошкольный возраст является одним из благоприятных периодов для развития в ребенке патриота. Для того чтобы добиться нужного результата в нравственно - патриотическом воспитании, в работе рекомендуется использовать новейшие методики и технологии для решения этой важной задачи. Остановимся на инновационных технологиях, которые можно применять в нравственно-патриотическом воспитании :
- метод проектов;
- поисковая деятельность;
- оформление мини-музеев;
- проведение акций;
Метод проектов.
Использование технологии проектирования помогает в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Работа над проектом состоит из нескольких этапов. На первом этапе выявляется проблема, которую нужно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Второй этап - это постановка цели исследования. Третий этап - определение исследовательских задач, т. е. основных шагов по достижению цели. На четвертом этапе составляется предварительный план исследования - обсуждение вариантов поиска информации. На пятом этапе проводится поисково-исследовательская деятельность для решения поставленной цели и задач.
Заключительным этапом является подготовка вывода, ответа на вопрос – достигнута ли поставленная цель проекта. Могут применяться различные методы, в зависимости от вида исследования. Главные исследователи (дети) вместе с «научным руководителем» (воспитателем) обрабатывают собранный материал, проводят занятие по исследованию выбранного объекта. Конечным результатом исследовательской работы по теме могут быть папка (альбом) с иллюстрациями, самое главное в ней – сам доклад, записанный в виде символов, персональная или групповая выставка. Исключительно большая роль в проведении такой огромной работы отводится родителям.
Поисковая деятельность.
В поисковой деятельности, дети сами ищут ответы на интересующие вопросы. Они могут расспросить своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия микрорайона, улицы, на которой они живут. Рассматривание документов и фотографий способствует уточнению и дополнению знаний детей. В результате данной работы вырастает познавательный интерес к истории микрорайона, уважение к знаменитым землякам.
Технология мини-музеев.
Значимость мини-музеев достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают книги и репродукции, открытки и карты, подлинные предметы и вещи, но и сами читают стихи, задают вопросы, беседуют. Ведь патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. Оптимальным решением построения системы патриотического образовательного пространства, где реализуются данные программы и проекты, является музейная педагогика. Почему нужно создавать мини-музеи? Сейчас, в век компьютерных технологий, занятости родителей, либо каких-то других причин, большая часть дошкольников ни разу не была в музее. Многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения. Поэтому в дошкольных учреждениях нужно создать свой собственный «музейный комплекс». Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музей и называется «мини-музеем».
Тематические акции.
Традиционным в работе по нравственно-патриотическому воспитанию стало проведение тематических акций. С помощью компьютерных технологий готовятся маршрутные листы выходного дня, памятки, буклеты для родителей, содержание которых нацелено на повышение роли и ответственности родителей в деле гражданственного образования и воспитания ребенка. Например, акции «Поздравь ветеранов», «Письмо ветерану», «Позаботься о старших», «Сохрани дерево», «Покормите птиц» и другие. В рамках проводимых акций воспитанники могут участвовать в посильных для них мероприятиях.
Таким образом, результаты работы показывают, что использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников создают необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие детей в проектной деятельности, включение музеев в образовательно-воспитательный процесс, проведение тематических акций совместно с информационно-компьютерными технологиями, дают возможность развивать у дошкольников способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дети приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.
То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле патриотического воспитания подрастающего поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обмен опыта по теме «Инновационные технологии в физическом воспитании дошкольников»
Использование в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно-оздоровительных методик и инновационных технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей, спос...
Выступление из опыта работы по теме: «Сказкотерапия как инновационная технология духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Выступление из опыта работы по теме: «Сказкотерапия как инновационная технология духовно-нравственного воспитания дошкольников»...
Доклад на педагогическом совете "Инновационные технологии в физическом воспитании дошкольников"
В данном докладе раскрываются основы технологий ОБЖ дошкольников...
Иcпользование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников
Музыкальное воспитиание дошкольников...
«Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников»
Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личност...
Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников
Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников....
Проект по музыкально-патриотическому воспитанию детей на тему: «Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников».
laquo;Песня, как никакой другой жанр, всеобъемлюща.Она призвана отражать и преломлять в себекрупнейшие события эпохи. Она конденсирует в себеи тонкую лирику, и героику, и гражданственность».А.Ф...